Как управлять танком в реальной жизни
Действие рычагами управления
Действие рычагами управления, особенно при. торможении, требует от водителя значительных усилий.
Правильная регулировка привода управления ПМП и умелое пользование рычагами облегчают управление машиной и сохраняют механизмы поворота.
Планетарные механизмы поворота обеспечивают хорошую про¬ходимость машины, высокую среднюю скорость движения и облегчают работу механика-водителя при управлении машиной.
В случае преодоления небольших препятствий, а также при трогании и с места при большом сопротивлении движению (песок, грязь, подъем и т. д.) механику-водителю нет необходимости переходить на низшую передачу, а достаточно перевести рычаги управления в первое положение, что примерно равноценно пере¬ходу на следующую низшую передачу. Движение более 150 м с включенными планетарными механизмами поворота запрещается во избежание перегрева их Деталей.
Для выравнивания движения машины по направлению, а так¬же для поворота на радиусе более 10 м необходимо переводить рычаг управления на себя, но не следует доводить его до первого положения. Блокировочный фрикцион механизма поворота выключается не полностью, а поэтому производить такие повороты раз¬решается лишь непродолжительное время, чтобы не вызвать перегрева, износа и коробления дисков блокировочного фрикциона.
При переводе рычага управления в первое положение машина плавно поворачивается с радиусом 9—10 м. Такие повороты можно производить на всех скоростях движения, если позволяют дорожные условия.
Во время движения на высших передачах необходимо во избежание резкого поворота плавно подвести рычаг к первому положению и тем плавнее, чем выше скорость машины.
Для окончания поворота плавно перевести рычаг в исходное положение. В случае перегрузки двигателя при повороте продвинуть машину немного вперед, а затем вновь установить рычаг управления в первое положение.
Повороты на местности со слабым грунтом производить с двух-трехкратной постановкой рычага в первое положение. Если оба рычага находятся в первом положении, для поворота необходимо перевести рычаг управления забегающей гусеничной цепи в исходное положение. Передвигать его вперед следует плавно, иначе неизбежен резкий поворот.
Крутые повороты машины допускаются лишь при движении на низших передачах и передаче заднего хода.
Для выполнения крутого поворота рычаг управления необходимо перевести во второе положение, при этом гусеничная цепь затормаживается.
Для увеличения тягового усилия на забегающей гусеничной цепи при повороте на тяжелом грунте можно установить второй рычаг управления в первое положение.
Во всех случаях поворота машины торможение гусеничной цепи необходимо начинать при небольших оборотах коленчатого вала двигателя, увеличивая их постепенно к концу поворота.
В зависимости от угла поворота, состояния и характера грунта повороты торможением гусеничной цепи могут осуществляться одно-двухкратным и многократным притормаживанием. После каждого притормаживания продвигать машину вперед не менее чем на половину длины корпуса, а затем вновь притормаживать и поворачивать. Если при повороте забегающая гусеничная цепь начинает пробуксовывать (машина останавливается), торможение второй гусеничной цепи прекратить и продвинуть машину вперед.
Действие педалью ножного тормоза
На машинах имеется ножной привод к тормозам, действующий на тормозные лепты независимо от рычагов управления.
Ножным тормозом следует пользоваться для остановки машины или уменьшения скорости движения в тех случаях, когда необходимо снизить скорость, пе изменяя направления движения.
Для торможения ножным тормозом надо снять правую ногу с педали подачи топлива и поставить ее ступней на педаль тормоза. Для притормаживания машины плавно нажать па педаль тормоза, а если торможение производится для остановки машины, предварительно выключить главный фрикцион.
Как махать кувалдой?
Если вспомнить историю, то в годы Великой Отечественной войны далеко не все женщины были врачами или медсестрами, многие воевали непосредственно на передовой. Они были снайперами, пулеметчицами, морпехами, летчицами и даже танкистами. Среди самых известных из них: Александра Ращупкина, Екатерина Петлюк, Александра Самусенко, Александра Бойко, Людмила Калинина и Мария Октябрьская.
Три женщины. Три судьбы. Одна война. Как Таня Барамзина, Мария Октябрьская и Зина Туснолобова боролись с фашистами Каждая из них стала Героем Советского Союза, отдав родной стране или здоровье, или жизньВ основном женщины воевали на средних танках Т-34, но были они в составе экипажей и тяжелых боевых машин ИС-2. Однако полностью женских экипажей в войну не было. "Женщины, как правило, включались в его состав, — говорит Баранов. — Причем именно в экипажи легких и средних машин, где боеприпасы весили примерно от 200 г до 3 кг".
По словам специалиста УКБТМ, в то время легкие танки от средних по усилию на рычагах ничем не отличались — и там и там они были тугие. Например, чтобы просто тронуться с места на Т-34, требовались недюжинная сила и кувалда. Ею стрелок-радист помогал "втыкать" первую передачу.
"Механик включал кулису (предназначена для связывания рычага-переключателя со штоком, подводящим к коробке передач — прим. ТАСС), а если быстро надо было тронуться, не выжидать, то стрелок-радист кувалдой по ручке легонько ударял. А в Т-72 ручной привод разворота башни — дублирующий, основной привод — от стабилизатора, там просто так называемая чебурашка, за которую двумя руками держишься. Куда ее повернешь — туда и начнет вращаться башня. Управление заряжанием — кнопками, так что там усилий никаких особых нет при движении, чего не скажешь про загрузку боеприпасов, заряжание и обслуживание ходовой части", — рассказывает Баранов.
Сегодня большинство трудностей, связанных с ремонтом и эксплуатацией современных бронированных машин, так никуда и не делись. По словам Баранова, основной боевой танк советской, а сегодня российской армии Т-72 создавали в конце 1960-х годов, когда ни о каких женских экипажах никто и не думал.
Сначала был тренажер
Слишком самонадеянно было бы сразу лезть в настоящий танк. Тем более что в Военной академии есть динамический тренажер, на котором курсанты и отрабатывают навыки вождения танка. Он очень правдоподобно копирует повадки боевой машины на пересеченной местности. Внутри — точная копия реального места механика-водителя. Залезаешь в тренажер, как и в настоящий танк, сверху через люк. Потоптался ногами по сиденью и неграциозно сполз вглубь тренажера. Голову покрывает шлемофон, он защитит при контакте с холодным металлом интерьера. На шее затянул ларингофон, микрофон у гортани. Подогнал под себя сиденье, более-менее устроился.
Военные перестраховались — маршрут мне определили по полевой дороге.
Впитываю ускоренный курс обучения. Сперва курсанты изучают общие органы управления, учатся запускать двигатель, отрабатывают начало движения, остановку. Дальше — езда с препятствиями: горки, крутые повороты, преодоление рва, минного заграждения, гати.
Запускать двигатель — целый обряд. Хоть шпаргалку пиши. Выключатель батарей утопил сильным нажатием — заработала электрика. На контрольном щитке приборов механика-водителя щелкнул тумблером — прокачал топливо. После, не отпуская кнопку маслозакачивающего насоса двигателя, нажимаю кнопку стартера и давлю на газ. В шлемофоне загудел двигатель.
Обычно средняя скорость Т-72Б около 14 километров в час.
Зафиксировал обороты двигателя, чтобы на холостом ходу он выдавал 800 оборотов в минуту, иначе придется постоянно держать ногу на газу. При использовании стабилизатора вооружения — на холостом выставляют уже 1250 оборотов в минуту. Тогда и компрессор быстрее заполняет воздушные баллоны. Нужны они для запуска двигателя, очистки приборов механика-водителя, приборов наблюдения и прицеливания в башне, для подвешивания тралящего оборудования, эффективного торможения и для системы защиты от оружия массового поражения. Следующий шаг — снял танк с ручного тормоза.
Сцепление, тормоз и газ — как в машине. Хоть что-то родное глазу. Семь передач вперед — одна назад. Секвентальная коробка допускает только последовательное переключение передач. Трогаюсь на второй передаче. Поворачивает танк, замедляя одну из гусениц. Экспрессивно вытягиваю рычаги, плавно в повороты заходить получается не сразу. Если бы тренажер мог говорить, он бы мое дерганое вождение не похвалил.
Сцепление, тормоз и газ в Т-72Б — как в обычной машине.
Потянешь оба рычага на себя одновременно — понизишь передачу на одну ступень. Правда, такой способ — для опытных танкистов. Я переключал передачи рычагом КПП, так привычнее.
Обычно средняя скорость Т-72Б около 14 километров в час. Я же разгонялся что есть мочи, на шестой передаче летел все 30. В тренажере не страшно. Не пересчитать, сколько свалил виртуальных столбов. Это еще ехал при хорошей видимости. Тренажер в силах имитировать побочные условия: запыление, ночную езду, различные температуру воздуха, тип грунта и даже силу ветра. Руководитель занятия на пульте управления тренажера может также внести спонтанные неисправности: увеличить температуру масла или охлаждающей жидкости — тогда нужно остановиться и дать машине поработать на больших оборотах. А когда падает давление масла, нужно срочно глушить двигатель.
Мой рост — 182 сантиметра, физически не смогу над собой закрыть люк, поэтому поеду по-походному — голова снаружи танка.
Тормозил резко в пол, танк слегка клевал носом. От такого стиля езды меня даже укачало. В тренажере душно — по лбу потекли ручейки пота. Рев двигателя, пусть даже и искусственного, сверлил мои барабанные перепонки. За полчаса виртуальной езды с управлением общо разобрался — не терпится сесть за реальные рычаги.
Девушки, вам удобно в "Армате"? Легко ли научиться управлять современными танками
В начале года Минобороны России объявило, что в этом году в "Танковом биатлоне" могут принять участие экипажи, сформированные из военнослужащих-женщин.
Т-72Б3: секреты основного танка армии России ТАСС рассказывает о характеристиках и боевом потенциале самого спортивного танка Вооруженных сил РФСообщалось, что барышни займут штатные должности командира, наводчика-оператора и механика-водителя танка Т-72Б3.
Накануне Международного женского дня ТАСС решил разобраться, с какими сложностями могут столкнуться представительницы прекрасного пола в современной тяжелой гусеничной боевой машине. О некоторых танковых "нюансах" и специфике в интервью агентству рассказал директор по качеству и информационным технологиям Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) Илья Баранов. Именно на этом оборонном предприятии, входящем в корпорацию "Уралвагонзавод" (в составе Ростеха), разработали практически все наши боевые машины — от легендарного танка Т-34 до современных Т-72Б3, Т-90М и новейшей "Арматы".
История танковых систем управления
Первым танком, который использовали в боевых действиях, стал британский тяжелый танк Mark I. Это произошло 15 сентября 1916 года во время битвы на реке Сомма. В первой в истории танковой операции участвовало 144 танкиста на 18 танках Mark I.
Первый британский тяжелый танк Mark I
С тех пор прошло больше 100 лет. За это время мировое танкостроение шагнуло далеко вперед, а каждое следующее поколение танков было мощнее, быстрее, крепче и опаснее предыдущего. Само собой, что системы управления танком также постоянно модернизировали и улучшали, чтобы добавить танкам маневренности, подвижности, устойчивости и проходимости.
Так как же выглядит рулевое управление танков? Сейчас узнаете.
Сразу уточним, что и в старых, и в современных танках нет рулевого управления в обычном понимании этой фразы. Нет рулевой рейки или редуктора, нет электроусилителей или гидроусилителей руля.
Начнем с рулевого управления первых танков, таких как Mark I. Чтобы управлять первым британским танком, нужна была слаженная работа половины команды (т.е. 4-х из восьми членов экипажа):
- водитель танка переключал центральную механическую 2-х ступенчатую коробку передач и координировал работу остальных членов команды;
- командир танка управлял бортовыми тормозами;
- два помощника водителя отвечали за работу бортовых коробок передач.
Бортовые коробки передач и тормоза соединяли с ведущими задними колесами. Когда танк двигался прямо, оба колеса крутились с одинаковой скоростью за счет работы центральной коробки передач.
Чтобы развернуть танк, например, вправо, главный водитель переключал центральную коробку передач танка на первую скорость и давал команду на разворот в нужную сторону. Помощник водителя, который отвечал за работу левой бортовой коробки, переключал механизм на вторую скорость, чтобы левая гусеница начала двигаться быстрее правой, и танк начал разворачиваться вправо. Нужно повернуть влево? Второй помощник водителя увеличивал скорость движения правой гусеницы.
Когда танк заканчивал поворот в нужную сторону, помощники водителя переключали коробки на одинаковые скорости и выравнивали боевую машину. Бортовые тормоза использовали, чтобы уменьшить угол разворота и быстрее повернуть танк в нужную сторону. У первых танков не было заднего хода, поэтому чтобы поехать в обратном направлении, танк разворачивали на 180 градусов.
Прорывом стало рулевое управление танка Mark V, ведь управлять танком мог один человек. Mark V стал первым танком, в котором избавились от бортовых коробок передач, заменив их бортовыми фрикционами, и оборудовали полноценное рабочее место для водителя.
Трофейный британский Mark V на постаменте в Луганске
Теперь, чтобы повернуть танк в нужную сторону, водитель просто дергал за рулевые рычаги, которых было два – правый и левый. Рычаги отвечали за работу, соответственно, правой и левой гусениц. Нужно повернуть вправо? Водитель тянул правый рычаг на себя, правый фрикцион замедлял скорость движения правой гусеницы, и танк поворачивает вправо. К слову, на Mark V уже стояла не 2-х, а 4-х ступенчатая механическая коробка передач и теперь водитель мог лучше корректировать угол поворота на разных скоростях.
После первых удачных полевых испытаний рычажную систему управления начали использовать и в других танках. Британцы, французы, русские, немцы, итальянцы, шведы, американцы, японцы и китайцы устанавливали рычажную систему или ее модификации в свои танки. Конструкция системы настолько простая и неприхотливая, что советские танкостроители использовали рычаги для управления танками вплоть до 1980-х годов. Китайские и японские танки также долгое время оснащали только рычажными системами управления.
В то же время инженеры других стран постоянно работали над новыми системы управления боевыми машинами. Снова отличились британцы, которые в 1919 году провели первые полевые испытания танков с рулем, а не рычагами. Первыми танками с рулевым, а не рычажным управление, стали машины Vickers A4E11 и A4E12. Кстати, оба танка были плавающими.
В 1933 году уже советские ученые заменили рычаги на руль. Первым советским танком с рулем стал плавучий Т-37А. Однако, такая система управления была дороже и сложнее привычной рычажной. Поэтому в СССР от рулей в танках быстро отказались.
А вот союзники, а затем главные соперники СССР во Второй мировой войне оказались гораздо дальновиднее. Еще в 1930-тые годы немцы начали массовую модернизацию танков и других боевых машин. В результате немецкие танки стали первыми не плавающими танками, которыми управляли с помощью штурвалов, похожих на обычный руль. А самым популярным немецким танком с такой рулевым управлением стал Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 или проще говоря "Тигр".
Отреставрированный немецкий "Тигр"
Органами управления "Тигром" были руль, педали газа, сцепления и тормоза, два рычага основного и вспомогательного стояночного тормоза, рычаг коробки передач. По бокам от сиденья устанавливали аварийные рычаги управления, которые использовали, когда основная система управления выходила из строя. По сути, чтобы научиться управлять танком, достаточно было уметь управлять автомобилем.
Теперь водителю танка, чтобы повернуть машину вправо или влево, нужно было просто повернуть руль в нужном направлении. Как и прежде угол поворота зависел от скорости движения танка. "Тигры" оборудовали 12-ти ступенчатыми коробками передач – 8 передач для движения вперед и еще 4 передачи для заднего хода. И хотя немецкие "полосатые" были очень тяжелыми, опытный механик-водитель мог развернуть танк на 360 градусов практически на месте. И все благодаря задним передачам. Во время разворота одна из гусениц двигалась вперед, а вторая – назад, чтобы обеспечить разворот на месте. Во время поворотов в движении одна из гусениц просто двигалась быстрее другой.
Немецкие тяжелые танки, которые строили после "Тигра", оснащали рулями. А во время Второй мировой войны немцы переоборудовали большое количество средних и легких танков, самоходных противотанковых и артиллерийских установок, и заменили старые рычажные системы управления на более совершенные рулевые системы.
Как вы думаете, кто еще догадался массово заменить старые рычаги в танках на руль? Нет, не британцы. Этими умниками стали американцы, хотя они пришли к такому решению намного позже немцев. Самым массовым американским танком со штурвалом был М4 "Шерман". Танки "Шерман" участвовали во Второй мировой войне и были намного подвижнее и маневреннее немецких тяжеловесов.
Американский Sherman M4A4 в одном из французских исторических музеев
Рабочее место водителя "Шермана" было оборудовано штурвалом, двумя рычагами тормозов (для правой и левой гусениц), педалью сцепления, рычагом 5-ти ступенчатой коробки передач, ручным стояночным тормозом, а также ножным и ручным акселератором. Рычаги тормозов были оборудованы сервотроником, которые выполняли роль усилителей. У МКПП было 4 скорости для движения вперед и одна задняя передача.
После Второй мировой войны большинство танков выпускали со штурвалами и рулями, а рычаги использовали только как аварийную систему управления для случаев, когда основная система управления выходила из строя. Со временем даже закостенелые русские и китайские танкостроители начали ставить в танках штурвалы вместо рычагов.
Современные системы управления танками
Сейчас большинство танков, которые стоят на вооружении стран мира, оборудованы модернизированными системами управления, но главным инструментом для поворотов машин был и остается похожий на автомобильный руль штурвал.
Яркий пример современной боевой машины со штурвалом – украинский танк БМ "Оплот", который входит в десятку лучших танков мира. Экипаж танка состоит из 3-х человек – командира, механика-водителя и наводчика. Место водителя танка "Оплот" оборудовано штурвалом, педалями газа и тормоза, рычагами 12-ти ступенчатой автоматической КПП и стояночного тормоза.
Полевые испытания украинского танка БМ "Оплот"
Французский AMX-56 Leclerc – еще один представитель танковой индустрии с отлично сбалансированной системой управления. К слову, французский танк считается одним из самых маневренных в мире.
Однако не стоит думать, что танковые инженеры остановились на достигнутом и до сих пор никто не придумал альтернативной системы управления танком. Одной из альтернатив танковым штурвалам могут стать. джойстики.
Начиная с 2013 года российские инженеры работают над новой системой управления для танка Т-90МС, которая позволит заменить штурвалы технологичными и высокоточными джойстиками. Такая модернизация позволит сократить количество экипажа до 2-х человек – командира, который также будет выполнять роль водителя, и наводчика. При этом в танке прозапас оставят оборудованное место водителя со штурвалом. Таким образом, если джойстик выйдет из строя, командир может пересесть на старое место водителя и продолжить управлять танком.
Так что, кто знает, возможно, современные геймеры, которые вовсю рубятся в танковые симуляторы на компьютерах и приставках, через 5-10 лет станут очень востребованными военными кадрами благодаря навыкам управлять виртуальными боевыми машинами с помощью обычных игровых джойстиков. Поживем – увидим!
В этой рубрике вы можете читать массу других полезных материалов для автомобилистов.
Как управлять танком?
И нет, мы сейчас не о World of tanks или симуляторах. Мы говорим о реальных боевых машинах, которые одним выстрелом могут спокойно разнести дом. Почему заговорили на эту тему? А почему бы и нет. Танк - тоже самоходная машина, и им тоже как-то управляют.
Поэтому отвлечемся от реек и насосов и поговорим о системах управления движениями танков.
44 тонны и 840 лошадиных сил: наш корреспондент сел за рычаги танка Т-72Б
Сперва курсанты изучают общие органы управления, учатся запускать двигатель, отрабатывают начало движения, остановку. Дальше — езда с препятствиями.
Как приручить танк
Полигон Белая Лужа. Теперь все по-взрослому. Стою лицом к лицу с настоящим танком. Освежил перед стартом мои приобретенные на тренажере знания механик-водитель младший сержант Даниил Тофан. Он проходит срочную службу, осталось служить еще полгода. Сам обучился управлению танком в 72-м гвардейском объединенном учебном центре в Печах. За плечами уже была учеба в лицее и водительские категории тракториста, экскаваторщика и бульдозериста. Танк — тот же бульдозер, поэтому освоил его быстро. Даниилу ярко запомнилось, как его обкатывали Т-72:
— Лежишь в окопе, а над головой брюхо танка ползет. Ощущение незабываемое!
Военные перестраховались — маршрут мне определили по полевой дороге. Зато можно ехать куда глаза глядят. Из-за роста 182 сантиметра физически не смогу над собой закрыть люк, поэтому поеду по-походному — голова снаружи танка. Потянул тугую «кочергу» ручного тормоза, долго не мог ее отыскать. Завел двигатель. Подал звуковой сигнал перед началом движения.
Как и на тренажере, потихоньку трогаюсь со второй передачи. По ощущениям, в тренажере просторнее. В танке же все органы управления нахожу только на ощупь. Все они смещены вперед и вглубь — сгибаюсь, чтобы потянуть рычаги, чтобы переключить передачу, подгибаю руку. Эргономика — это не про танк. Да и место механика-водителя не под мои габариты.
На высоких оборотах о смене передачи подсказывает красная лампочка перед глазами механика-водителя. Только вот при свете дня ее не видно, да и голова моя всецело снаружи машины. Переключаюсь строго по ощущениям. Худо-бедно, но еду.
У Т-72Б семь передач вперед — одна назад. Секвентальная коробка допускает только последовательное переключение передач.
Через сотню-другую метров наскучило в черепашьем темпе ползти, ускоряюсь, переключаю передачи по-гоночному, с перегазовкой. За браваду поплатился — съехал в кювет, да еще и заглох. Не беда, мы же не на какой-нибудь малолитражке. Потянул рычаг до упора и на низкой передаче смачно надавил на газ. Т-72Б вспахал гусеницами чернозем, неповоротливо вынырнул на прежний маршрут.
Полигон Белая Лужа. Теперь все по-взрослому. Стою лицом к лицу с настоящим танком.
В парк возвращался на командирском месте. Все же рядом люди, машины, а мои навыки вождения танка пока годятся лишь для чистого поля. Насладился, как филигранно механик-водитель запарковал боевую машину на стоянку, в нескольких сантиметрах от соседней, буквально борт в борт. Зеркал заднего вида нет, исключительно по жестам боевого товарища. Что сказать — мастер, есть чему поучиться.
Читайте также: