Как сражаются ангелы с демонами
Возможна ли битва ангелов против демонов, ведь в Библии косвенно упоминается сей факт в битве в Армагеддоне. Когда это может произойти, и какое будет количество войска участвовать в этой битве?
Действительно, можно столько надумать по этому вопросу! Но то, что людям требуется знать, уже давным-давно написано в Библии. Давайте обратимся к ней и найдем ответ.
- Ангелы и демоны, это духовные личности, имеющие сверх человеческие способности. По-сути, демоны это те же ангелы, только восставшие против Божьего правления. Во главе демонов - Сатана Дьявол. На самом деле Сатана Дьявол, это не личное имя, а нарицательное, переводится как Противник и Клеветник. В Библии эта личность еще описывается как Змей, очевидно, потому что в Раю (Эдемском саду) он использовал змею, чтобы обмануть Еву. А в книге Откровение, Сатана представлен в виде ненасытного дракона.
Почему можно утверждать, что демоны и Сатана раньше были хорошими ангелами? Потому что в Библии сказано, что ВСЕ дела Бога СОВЕРШЕНЫ(Второзакон ие 32:4) "Он — Скала, его дела совершенны, и все его пути справедливы. Он — Бог верности, у которого нет несправедливости, Он праведен и честен.
Еще, Иисус Христос сказал о Сатане, что он не устоял в истине (Иоанна 8:44). Это означает, что какое-то время он был в истине, а потом решил оставить её. Переломный момент наступил, когда этот ангел отвел от Бога первых людей, тем самым Адам и Ева встали на сторону Сатаны, стали слушаться его, а по-сути, приняли его вместо Бога - стали идолопоклонниками (Бытие глава 3). Если прочитать книгу Иезикииля, 28 главу с 11 по 19 стихи, то можно увидеть, что происходило с Сатаной в тот исторический период.
Во дни Ноя, ангелы, принявшие сторону Сатаны, стали спускаться на землю, брать человеческие тела и спать с женщинами. Это было бунтом против Бога, потому что, Бог не создавал ангелов для жизни на земле, и физические отношения с женщинами были для них противоестественными , как для людей противоестественно иметь гомосексуальные связи(Бытие глава 6).
Так образовалось войско Дракона (сатаны), состоящие из деградирующих ангелов. Цель этого войска - разрушить отношения между Богом и людьми, а также осквернить святое имя Бога. Можно сказать, что перед каждым человеком стоит спорный вопрос: "Буду ли я занимать сторону Бога в любых условиях или отрекусь от него, когда мне трудно?". Что это именно так, видно из того, что произошло с верным Богу человеком Иовом. Сатана утверждал, что любой человек(а не только Иов), в испытаниях не останется преданным Богу(Иов 2:4).
- Но миллионы ангелов остались верными Богу. Их возглавил самый любимый сын Иеговы Бога - Иисус Христос(или архангел Михаил - имя после его воскресения из мертвых и вознесения на небо). В самых трудных обстоятельствах, и на небе, и когда жил на земле, он доказал, что остаться преданным Богу возможно. Иисус научил и своих последователей тому, как проявлять верность и преданность, как в мелочах, так и в суровых испытаниях. И вот, когда Бог посчитает нужным, что на спорный вопрос -"Чьё правление лучше?"- дан убедительный ответ, начнется решающая битва Армагеддон, война по уничтожению зла и тех, кто за ним стоит: сатаны, демонов и злых людей(Откровение 16 глава, стихи с 13 по 16).
Точной даты этой войны в Библии нет, но Иисус Христос и другие пророки, дали ясные признаки, какие события будут происходить накануне. О них можно узнать из Матфея 24 главы, Луки 21 главы, Марка 13 главы, 2 Тимофею 3 главы. По тому, что творится сейчас в мире, видно, что эта битва не за горами.
Но знаете, одна битва на небе уже произошла между этими двумя сторонами. Она описана в книге Откровение в 12 главе. Итог этой битвы - Сатана сброшен в пределы Земли(12 стих), а значит он больше не имеет влияния на других верных ангелов, но на земле ухудшились условия. Именно поэтому Иисус учил своих учеников просить Бога: "Пусть придет Царство твоё. Пусть будет Твоя воля и на земле, как на небе". Небеса очищены от сатаны и его приспешников, теперь очередь земли.
Первая Ангельская Война (ПАВ)
Еще до сотворения материального мира, времени и пространства существовал духовный мир.
Бог обитает в неприступном свете. Бога никто никогда не видел.
Богу служат несколько разумных духовных рас, Им созданных.
- Ангелы
- Херувимы
- Начальства
- Власти
- Господства
- Архангелы
- Серафимы
- Престолы
- Силы
Все созданные Богом духовные расы бессмертны и обладают свободой воли. Они могущественны, но не всемогущи.
Чтобы понять насколько могущественны ангелы, достаточно вспомнить место из Библии, где рассказывается, как однажды Ангел Божий по молитве царя Езекия прошел и истребил огромное войско в 185 000 воинов за одну ночь. Это больше, чем погибло во времена Хиросимы и Нагосаки.
Вот такие могучие духовные существа - ангельские расы.
Однажды в вечности произошло нечто потрясающее
Из неприступного света Бог вывел Своего Сына, рожденного, а не сотворенного. Сын Бога - это также Бог.
Бог настолько Бог, что Его Слово - это тоже Бог.
Весь духовный мир узнал о Боге Сыне, через которого Бог Отец сотворил все и всех. Но не все ангелы захотели это признать.
2/3 ангельских миров признали в Нем Бога и склонились перед Богом
1/3 ангелов восстала против Божьего Сына под предводительством херувима по имени Люцифер, что значит Светоносныи?. Это был наделенный мудростью и небывалой красотой представитель ангельской расы херувимов. Он возгордился от своей мудрости и красоты, данной ему Богом и не захотел принимать своего Творца. Так Люцифер стал первым духовным существом, давшим место греху.
Грех разрушил его изнутри и изменил его природу. Он выбрал зло и увлек за собой еще множество ангелов.
Архангел Михаил против Денницы и мятежных ангелов: как победить дракона? (Откр.12:7-9)
Когда диавол в начале времен (согласно прп. Ефрему Сирину, в 1 день творения) неожиданно возжелал уподобиться Всевышнему (Ис.14:14), а потом увлек за собой целую треть ангелов (Откр.12:4), оставшиеся верными Богу бесплотные ангельские силы некоторое время пребывали в молчании. Образовавшаяся на небе фронда казалась добрым ангелам событием немыслимым , невероятным . Тварь восстает против Творца? Служебные духи (Евр.1:14) используют свободу выбора, чтобы служить себе , а не Богу? Во главе их становится Денница - "печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты" (Иез.28:12)? Нет! Не может быть!
Однако среди добрых ангелов нашелся один , который сохранил полное присутствие духа и попытался остановить мятежных ангелов словом. А именно: Михаил. Согласно Церковному Преданию, этот удивительный Ангел в ответ на декларацию Денницы о его странном, произошедшем только на словах богоуподоблении, ответил так: " Кто как Бог ? (или: "Кто подобен Богу?"). Никто, как Бог! ". После чего и получил свое славное имя - " Михаил ", что в переводе с еврейского как раз и означает " Кто , как Бог ".
Согласно свт. Димитрию Ростовскому, Михаил перед войной с Денницей и "аггелами" его произнес пламенную речь . "Кто, как Бог" сказал:
Поскольку Денница вполне ожидаемо (как и любой гордец) не послушался слов Михаила, последний, как говорится в акафисте,"си?лу необори?мыя ре?вности по сла?ве Бо?жией в себе? явля?я, ста?л еси? во главе? лико?в а?нгельских" (Иннокентий Херсонский, свт. Акафист Архангелу Божию Михаилу. Икос 3) и устремился против "ды?шащаго зло?бою, прего?рдаго денни?цы". Произошла первая в истории война , в которой денница , именуемый также драконом и древним змием (Откр.20:2) проиграл и был низвергнут с неба. Св. Иоанн Богослов говорит:
Изгнание Люцифера из рая. Арт. Изображение взято в открытых источниках. Изгнание Люцифера из рая. Арт. Изображение взято в открытых источниках."И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним" (Откр.12:7-9).
Эту войну, как верно говорит свт. Андрей Кесарийский , можно отнести "к первому диавольскому за гордость и зависть низвержению из Ангельского чина" (Толкование на Апокалипсис). В войне против диавола основную , определяющую роль сыграл ангел по имени Михаил. Он, единственный, устно воспротивился самообожествлению Люцифера. Он возглавил добрых ангелов. Он же делом победил диавола и низверг его.
Все это понятно. Непонятно другое: 1. Какой чин имеет Михаил в ангельской иерархии? Почему его называют "архангелом"(Иуд.1:9)? 3. Какого рода у архангела Михаила "должность"? 4. Каким образом архангел Михаил победил диавола и низверг его? Давайте разбираться.
1. Какой чин Михаил имеет в ангельской иерархии? Здесь, на первый взгляд, все понятно. Как будто. В послании апостола Иуды , брата Господня (не Искариота), находим выражение " Архангел Михаил " (Иуд.1:9). Значит ли это, что Михаил имеет чин Архангела и что он всего лишь " ефрейтор " среди ангелов? Ведь св. Дионисий Ареопагит различает 9 ангельских чинов: серафимы, херувимы, престолы, господства, власти, силы, начала, архангелы и ангелы. А чин а рхангела в этой иерархии (по св. Дионисию) очень небольшой - предпоследний, "ефрейторский".
Нет , не значит. Михаил - не архангел (по чину). По чину он - серафим . Причем, не простой серафим, но один из семи серафимов , предстоящих престолу Божию (Тов.12:15; Иоан.8:2). Откуда это видно? Во-первых, из книги пророка Даниила . Там Михаил почетно именуется " князем великим " (Дан.12:1). Простого "ефрейтора" так не называют. Так величают вождя вождей. Во-вторых, из православной иконографии . На иконах архангел Михаил традиционно пишется огненно-красным (или багряным) цветом, что говорит об огнезрачности натуры этого ангела. А серафимы таковыми по сути (огнезрачными, огненными) и являются. В переводе с еврейского слово серафим - "огненный", "молниевидный".
Архангел Михаил. Икона. Изображение взято в открытых источниках. Архангел Михаил. Икона. Изображение взято в открытых источниках.В-третьих, о высоком положении архангела Михаила свидетельствует иудейская традиция . В Книге Еноха Михаил считается наместником Бога на земле (Енох 69:14). В таргуме (толковании) к Книге Иова Михаэль (Михаил) встает справа от престола Божия (Таргум к книге Иова 25:2).
Наконец, в-четвертых, именно Михаил (в чине серафима) побеждает диавола (в чине херувима, если верить Иезекиилю). А не наоборот. Сделать это проще всегда тогда, когда ты выше по чину и сильнее .
Итак, поразивший сатану Михаил имеет чин серафима . Но почему же апостол Иуда Фаддей называет его архангелом ? Об этом читаем ниже.
2. Почему Михаила называют "архангелом"? Все дело в греческой приставке "archi" ("архе") в слове "архангел". Она многозначна . С одной стороны приставка "archi" ("архе") означает "начальство", "господство" ("Библейская симфония с ключем к еврейским и греческим словам"). Например, старшинство , главенство архангелов (ангелов, имеющих чин архангелов) над ангелами (в чине ангелов), как более низкими по чину.
С другой стороны приставка "archi" ("архе") означает высшую степень определенного признака , когда обладатель некоего титула с приставкой "archi" повелевает всеми , формально и территориально подчиненными ему. Например, предстоятель Критской православной Церкви величается архиепископом , но при этом имеет у себя в подчинении митрополитов (которые по сану выше архиепископов). Приставка "archi" ("архе") в этом случае указывает не на сан предстоятеля Критской Церкви, но на его высокую статусность , благодаря которой он повелевает митрополитами.
То же самое в случае с архангелом Михаилом . Когда апостол Иуда Фаддей именует Михаила "архангелом" (Иуд.1:9), то имеет в виду не чин Михаила, но его статус , положение в ангельском мире, "должность".
3. Какого рода у архангела Михаила "должность? В акафисте Архангелу Михаилу (свт. Иннокентия Херсонского) этот ангел именуется " великим Архистратигом ". Архистратигом величает св. Михаила свт. Филарет Московской ("Слово в день собора святого архистратига Михаила").
Святые отцы не изобретают титулатуру архангела Михаила. Они апеллируют к Книге Иисуса Навина, в которой победитель дракона (то есть Михаил) представляется Иисусу Навину (перед чудесным завоеванием Иерихона) в русском изводе "вождем воинства Господня" (Иис.Нав.5:14). А в церковно-славянском переводе - "архистратигом" Его воинства. Поскольку церковно-славянский перевод есть только калька греческого текста, посмотрим значение слова "архистратиг" в словаре.
Собор архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных. Изображение взято в открытых источниках. Собор архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных. Изображение взято в открытых источниках.В таком контексте архангел Михаил приобретает статус главнокомандующего всеми небесными силами и одновременно чин "генералиссимуса" среди ангелов, звание "самого уважаемого" среди них.
Итак, архангел Михаил - архистратиг . Он главнокомандующий всеми ангелами, и именно он и должен был пресекать мятеж. Как? Об этом ниже.
4. Каким образом архангел Михаил победил диавола и низверг его? В Откровении святого Иоанна метод борьбы архангела Михаила с диаволом не упоминается . Сказано только, что Михаил и ангелы его воевали против дракона и нечистых духов и что последние не устояли.
Любители "Звездных войн", конечно, могут предположить, что ангелы и демоны устроили настоящее рубилово, подобное тем, в которых самовыражались джедаи и ситхи, шпыняя друг друга световыми мечами .
Однако это, конечно, не так. Война велась по духовно-нравственным законам и побеждал в этой войне не самый гордый, но самый смиренный , ибо Бог "гордым противится, а смиренным дает благодать" (1Пет.5:5).
Выходит, архангел Михаил победил диавола смирением ? Так и есть! Точнее, упованием на помощь Божию , а не на свои серафимские силы. Как это было? Можно предположить по разговору архангела Михаила с диаволом. Этот разговор приводит апостол Иуда Фаддей в своем послании (Иуд.1:9), когда хочет показать дерзость лжеучителей.
Разговор (Михаила и диавола) взят апостолом Иудой из ветхозаветного апокрифа под названием "Восхождение" или "Вознесение Моисея". Согласно апокрифу, архангел Михаил и диавол полемизируют о теле Моисея , которое уже покинула душа "кротчайшего" из всех пророков. Диавол предъявляет на тело Моисея свои права (ведь пророк отправил в мир иной египтянина). Михаил возражает диаволу и, между прочим, произносит удивительные слова: " Да запретит тебе Господь " (Иуд.1:9).
Апостол Иуда Фаддей восхищается тем, что архистратиг НЕ произносит укоризненного суда над диаволом (ангелам не ведомо осуждение). А мы восхищаемся смирением архангела, который в очередной раз низложил диавола упованием не на себя, но на Бога: "За запретит тебе Господь".
Ибо если таковой была победа Михаила в этом споре (о теле Моисеевом), то и во время войны на небе он (Михаил) должен был действовать именно так: смирением, упованием на Бога, молитвой к Нему и Его Словом.
Поэтому Иисус Навин перед завоеванием Иерихона видит архангела Михаила с обнаженным мечом (Иис.Нав.5:13). Этот меч, конечно, не есть джедайский клинок чистой энергии ( Lightsaber - англ. ). Этот меч - символ Слова Божия (Еф.6:17), которым и поражает диавола архангел Михаил.
Таким образом, дракон побеждается не столько внешним воздействием (топором, копьем, кистенем и т.п.), сколько внутренним устремлением к Благу (смирению, верности, самоотвержению, следованию воле Божией). Дракон побеждается, прежде всего, в самом себе . И когда это происходит, человек становится лучше чище и добрее. А вместе с ним и весь мир.
А что думаете о поражении диавола вы? Каким образом архангел Михаил победил сатану? Оставляйте комментарии, не забывайте про лайки (если текст понравился) и подписывайтесь на канал «Христофор+».
Ангельский и демонический мир и его воздействие.
Современная наука ведет поиски разумных существ в далёких галактиках, между тем как иной мир намного ближе к человеку. Явления духовных существ в нашем материальном мире известны давно, но, как правило, далёкий от Церкви человек либо полностью отвергает возможность влияния духовного мира на нашу жизнь, либо представляет себе это влияние в искажённом виде.
Параллельно миру физическому существует духовный мир. Это духовные существа, обладающие независимой волей, разумом и возможностями, не сравнимыми с возможностями человека.
Ангелы для многих людей уже давно перешли в мир мифов и фантазий. Сегодня изображения их с пухлыми детскими личиками и маленькими крылышками украшают витрины магазинов в рождественские праздники. В сознании людей сформировался не соответствующий действительности образ Ангела — «купидона». Однако Ангелы — реальные небесные существа, играющие важную роль как в нашей жизни, так и в мировой истории.
Ещё до сотворения видимого мира и человека Бог сотворил невидимый мир и ангелов. С точки зрения человеческого восприятия, Ангелы являются невидимыми, безтелесными существами, но на самом деле они имеют «огнеподобное» тело — более тонкое, чем известная нам материя.
Они безсмертны, неизменны, имеют тот вид, в котором были изначально сотворены Богом (периода младенчества у них не было). Природа Ангелов духовна, они не имеют пола и не нуждаются в материальной пище и отдыхе. Они передвигаются с огромной скоростью, и, хотя не вездесущи, а ограничены пространством (находясь на небе, не могут одновременно находиться и на земле), их ограниченность не имеет никакого отношения к земным человеческим ограничениям: стены, двери, замки не могут им препятствовать. Способности и сила Ангелов очень велики и значительно превышают человеческие: они намного больше людей знают о Боге, Его воле, Его созданиях, духовном мире, самих людях и других земных тварях.Падение денницы
Весь ангельский мир был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, так же, как и люди, имеют ум и ум их много более совершенен, чем человеческий. Ангелы — вечны.
Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех.
Это и произошло с одним из самых могущественных, красивых, талантливых и приближенных к Богу верховных ангелов – Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Сатана был сотворён ангелом в чине херувима; он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты», обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордился (Иез.28:17) и пожелал быть равным Богу (Ис.14:13-14). Он восстал против Бога и в безумии своем задумал низвергнуть вечный Престол и самому воцариться на место Бога.
Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей, превратившись в демонов.
Тогда предводитель Сил Небесных Архистратиг Михаил собрал вокруг себя легионы Ангелов, оставшихся верными Богу и произнес: «Никто как Бог!», – обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.
Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями в преисподюю. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного Богу.
С тех пор в руках архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и, поэтому, всю свою злобу они устремили на людей, и в первую очередь на верующих в Бога.
Ангельская иерархия
Количество Ангелов неисчислимо, их значительно больше, чем всех людей и все они разделены на чины. Каждый чин несёт особенное служение и имеет своё название. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую.
Каждую иерархию составляют три чина.
В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.
Серафимы («Пламенеющие», «Огненные») (Ис. 6:2-3) - шестокрылые ангелы, которые находятся ближе всех Пресвятой Троице. Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
Херувимы («заступники», «умы, «распространители познания»(Быт 3:24; Иез 10; Пс 17:11) - четырёхкрылые и четырёхликие ангелы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
Престолы (Кол.1:16, Иез 1:15-21; 10:1-17) - Богоносные по благодати ангелы. Они служат правосудию Божию. На них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.
Среднюю ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол.1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет.3:22; Рим 8:38; Еф. 1:21) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1 Пет.3:22; Кол.1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Рим 8:38; Еф. 1:21; Кол.1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1 Сол.4:16) - учители небесные, учат людей, как поступать в жизни, благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1 Пет.3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») (Откр. 12:7) – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»
Архангелы
Всем Ангелам Бог дал имена. Наиболее известен людям чин Архангелов. В переводе с греческого «Архангел» значит «ангелоначальник». В Православной церкви почитаются восемь Архангелов.
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения.
Михаил (его имя означает «Кто яко Бог») – изображается, попирающим ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил («Сила Божия») – провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8:16; Лк. 1:26); изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.
Рафаил («Помощь, исцеление Божие») – могущественный целитель как людей, так и животных (Тов. 3:16; Тов. 12:15); держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил («Огонь и свет Божий») – властвует над небесными светилами, просветитель (3 Езд. 5: 20); в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».
Селафиил («Молитва к Богу») – молитвенник Божий, всегда молящийся Богу о людях и людей побуждающий к молитве, молитвенник о спасении и здравии людей (3 Езд. 5, 16); изображается в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил («Хвала Богу») – покровитель всех, кто усердно трудится, является советником и защитником всех, кто работает во славу Господа, в частности царей, судей и других руководящих позиций (его имя известно только по преданиям, в Библии и в Евангелии оно не встречается); изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам.
Варахиил («Благословение Божие») – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божией (имя его известно из упоминания в апокрифической книге Еноха (3 Енох 14:17); на его одежде множество розовых цветов.
Иеремиил («возвышение к Богу, высота Божия») – посылается к человеку для содействия его возвращения к Богу (3 Езд. 4, 36); изображается держащим в руке весы.
Архангел Михаил
Архангел Михаил — главный Архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.
По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях.
Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 – 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан. 3, 92 – 95).
По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8). Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).
Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).
С древних времен архистратиг Михаил известен своими чудесами. Это особо почитаемый на Руси святой. Архистратиг Михаил – духовный заступник России, покровитель ряда полков и кораблей. Святой архангел Михаил был покровителем такого рода оружия, как инженерные войска русской армии. Его изображение было на гербе Киева, в честь него назван Архангельск. В почитании архистратига Михаила строились по России многочисленные храмы, в том числе Архангельский собор Московского Кремля, его скульптура венчает Александрийский столп в Санкт-Петербурге.
Православные христиане веруют, что Архангел Михаил, преславный победитель диавола («денницы»), не оставит и всякую христианскую душу, проходящую, по исходе своем из тела, воздушные мытарства.
Ангелы-хранители
Сатана со своими слугами ополчается на верных Богу людей, стараясь оттеснить от Бога и духовно погубить всякого из великого Божия наследия — рода человеческого. И для помощи в этой лютой борьбе ко всякому из нас приставлен добрый Ангел Хранитель.
У каждого христианина есть Ангел-Хранитель, с которым он соединяется во время Таинства Святого Крещения, и который невидимо находится при человеке на протяжении всей его жизни. Задача Ангела-Хранителя — способствовать спасению подопечного. Они охраняют наши души и тела, заступаются за них в течение земной их жизни, молят о них Бога, не оставляют их, наконец, после смерти и отводят души окончивших земную жизнь в вечность. Ангелы-Хранители являются нашими ближайшими духовными наставниками и покровителями.
Людям Ангелы являлись в реальной жизни в образе людей, в снах и видениях воспринимались силой очищенного от страстей сознания в «созерцании истинном».
Мы, грешные люди, не видим их, как видят их святые. В жизнеописаниях святых рассказывается, что многие из них видали Ангелов, плачущих у входа в те дома, где охраняемые ими люди предавались бешенству страстей. Если вспомнить, как в это время скорбные Ангелы со слезами молятся Богу о помиловании тех людей, за которых Христос лил свою кровь и которые своими делами вновь распинают Христа, если мы подумаем о том, какими опасностями мы со всех сторон окружены, мы поймем, как нужны нам тогда такие чудные Хранители.
Согласно учению Православной Церкви, личного имени конкретного ангела-хранителя человек знать не может, так как ангел дан человеку Богом и невидим для человека. Поэтому для каждого ангела-хранителя не назначается отдельного дня общественного его воспоминания, а установлены особые дни чествования всех небесных сил, когда вспоминаются все ангельские силы. Таким общим днем памяти всех ангелов является 8 (по юлианскому стилю)/21 (по григорианскому) ноября — Собор Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных. Следует обратить внимание, что именины, или день ангела, несмотря на свое название, не являются днем празднования ангела-хранителя, а является днем памяти святого, чье имя носит (крещеный) человек. Церковь призывает обращаться к покровительству и защите ангелов частно, в домашних молитваx.
Кроме личных Ангелов-хранителей (приставленных к каждому человеку) есть Ангелы-покровители городов и целых государств. Но они никогда не враждуют, даже если эти государства воюют между собой, но молятся Богу о вразумлении людей и даровании мира на земле.
Отцы Церкви говорят об Ангелах как о соработниках людей. В истории и во многовековом опыте Святой Церкви явления их занимают очень важное место.
Борьба за человеческие души
На каждого человека охотятся и демоны, желающие погубить его душу с помощью внушаемых страхов, искушений и соблазнов. Духам злобы нечего делать там, где люди исполняют и без того то, что этим духам так желательно: изменяют Богу. Такие люди сами добровольно производят их работу. Их цель иная. Их цель — оттеснить от Бога людей, которые к Нему тяготеют душой, людей, которые знают сладость духовной жизни, людей, которые могут жизнью своею прославлять Бога и увлекать к Богу иные души. Сокрушить праведника, тонким искушением довести его до соблазна, растлить душу, довести ее до отчаяния — вот какою целью задается враг. Великие древние отцы египетских пустынь, наш преподобный Сергий и его последователь, великий старец Серафим Саровский — все они терпели лютые нападения. Демон являлся им во всевозможных видах. Им казалось, что келья их рушится, они слышали страшный хохот, рев и вой: «Уходи отсюда». Старца Серафима сатана подымал на высоту и сбрасывал его вниз.
Там, где готов вспыхнуть живой очаг веры, пламенеющий костер благодати, там демон употребляет все усилия, чтобы этот костер погасить. У бесов (как и Ангелов) различные способности: одни «специализируются» на жадности, другие нагоняют блудные страсти, третьи — гнев, четвертые — тщеславие, и т. д.
В сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведётся «невидимая брань». Но почти всегда Бог не Сам лично является людям, но доверяет своим ангелам (или святым людям) донести волю Свою. Такой порядок установлен Богом, чтобы большее число личностей было вовлечено (и этим освящено) в промысл Божий, и чтобы не нарушать свободы людей, не способных выдержать личного явления Бога во всей Его славе.
Кроме того, за каждого христианина Церковь земная с небесными покровителями возносит особые молитвы, и Бог имеет о нём особое попечение.
Однажды к Оптинскому старцу Амвросию пришел священник, который сомневался в личном существовании духов, но не решился высказать старцу своего сомнения. По прозорливости своей отец Амвросий без слов увидал эти его сомнения и решил на деле убедить священника в том, чего он не мог принять без доказательств. Отец Амвросий на несколько минут закрыл свои глаза, и тогда священник увидал, что весь воздух кельи до тесноты наполнен страшными призраками. Он весь задрожал и похолодел.
Сомнению не было места. Отец Амвросий ему тогда сказал:
— Видел, батюшка, — отвечал священник.
И все было сказано.
Материал подготовил Сергей Шуляк
Собор Архистратига Михаила (слово епископа Василия (Родзянко)
Священник Алексий Мороз. Духовно-нравственное образование.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Читайте также: