Как сделать я концепцию

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.09.2024

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут быть его тело, таланты, способности, социальные отношения и прочее. На основе самовосприятия индивид выстраивает взаимоотношения с самим собой и другими людьми [11].

Я-концепция имеет следующие составляющие:

  1. Поведение имеет феноменологическую природу и является продуктом восприятия индивида: психологи­ческая реальность индивида – продукт его субъективного восприятия в конкретный момент.
  2. Я-концепция является центральной точкой феноменального поля индивида, вокруг которой организуются все образы восприятия.
  3. Я-концепция дуалистична: это и продукт восприятия, и совокупность пред­ставлений и ценностей, привнесенных из социокультурной среды.
  4. Я-концепции регулирует поведение.
  5. Я-концепция обладает прогностической ценностью, так как относительно согласована во времени и ситуативных контекстах.
  6. Формирование Я-концепции протекает параллельно с развитием потребности в положительном отношении других людей. Через принятие положительной оценки других возникает потребность в положительной самооценке.
  7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и Я-концепцией используются различные защитные стратегии.
  8. Потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей Я-концепции – это одно из главных мотивационных побуждений личности [30].

В результате развития теории Я-концепции появилось представление о ней как о совокупности или структуре установок индивида на самого себя, что отражает структурно-динамический характер Я-концепции [11].

Установки на себя обобщаются в три категории:

  • социокультурные стандарты и нормы социального окружения;
  • социальные реакции других людей на индивида (их субъективная интерпретация);
  • индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.

Социальная психология признает, что Я-концепция поддаётся воздействию. Я-концепция может быть адекватной или неадекватной в зависимости от соответствия реальности созданному образу самого себя, а также от наличия конфликта данного образа и реальности. Адекватная Я-концепция способствует более успешной социализации [11].

Все современные социально-психологические концепции самопрезентации можно условно разделить на мотивационные (анализируют процесс самопрезентации с точки зрения базовых мотивов, на реализацию которых она и направлена), личностные (в данном случае внимание уделяется личностным характеристикам субъекта, индивидуальным особенностям, связанным со склонностью управлять впечатлениями о самом себе) и ситуационные (изучают детерминанты, связанные с особенностью ситуации взаимодействия) [38].

Самопрезентация может быть рассмотрена как поведенческая составляющая Я-концепции. Самопрезентация, в первую очередь, служит целям проверки и подтверждения когнитивной и оценочной структур. В зависимости от потребностей индивида целей самопрезентации может быть гораздо больше, как и соответствующих стратегий социального поведения.

Выделяют следующие цели и стратегии самопрезентации:

  • желание понравиться;
  • продвижение себя;
  • служение примером;
  • стремление вызвать сочувствие;
  • стремление запугать [10].
  • визуализация облика,
  • коммуникативная механика,
  • флюидное излучение,
  • вербальный эффект.

В данной работе нам интересно рассмотреть визуализацию образа в рамках самопрезентации в социальной сети через аватар как поведенческую составляющую Я-концепции.

Я-концепция — опосредует стимулы из окружающего мира, предопределяет образ действий людей и является ключевой причиной ощущения ими своей жизни как счастливой или трагичной. Я-концепция выполняет важные функции в жизни человека. По мнению английского психолога Роберта Бернса, она выполняет ряд функций.

Описывая себя, человек использует суждения, которые отражают некоторые устойчивые тенденции в его поведении. Как правило, эти суждения являются ответами на вопросы:

  • Кто я? (ролевые, статусные характеристики).
  • Какой я? (физические и психологические черты, характеристики).
  • Что я хочу? (мотивация, ценности, интересы).
  • Что я могу? (представления о собственных способностях).
  • Что мне принадлежит? (описание идеальных и материальных ценностей, обладание которыми значимо для него).

История возникновения концепции

Я-концепция в психологии – система представлений личности о самой себе, которая состоит из:

История возникновения концепции


Я-концепция — это то, как вы представляете самого себя

На протяжении долгого времени многие ученые, философы и психологии считали вопросы об истоках представления человека о самом себе очень серьезными и значимыми.

Но попытки дать точное определение такой концепции были безуспешными.

Я-концепция как самостоятельное понятие начало зарождаться только в 19-20 веках. В те времена активно велись споры и обсуждались идеи о человеке как о познаваемом субъекте и познающем, то есть о его двойственной природе.

Одним их первых исследователей идеи о системе представлений человека о самом себе был психолог Вильям Джеймс. Он каждый день наблюдал за собственными сознательными переживаниями и делал выводы, на которых основываются его убеждения касательно Я-концепции .




Составляющие Я-концепции

Многие определяют Я-концепцию как самосознание и определяют эти два понятия как синонимы.

Действительно, Я-концепцию и самосознание можно назвать близкими друг другу терминами, но в некоторых случаях данную концепцию не приравнивают к самосознанию, а, наоборот, называют ее конечным продуктом или итогом его процессов.

  • материальное (то, с чем человек себя ассоциирует и отождествляет. Например, его близкие, жилье, собственность и другое);
  • духовное (внутренние установки человека нравственного, религиозного и политического характера);
  • физическое (собственное тело человека, его первичные нужды);
  • социальное (человек играет свою собственную социальную роль и получает определенное признание в обществе другими людьми);

Составляющие Я-концепции


Я-концепция и самосознание похожи, но и отличаются

Одна из архиважных функций Я-концепции – обеспечение внутренней согласованности и устойчивости поведения личности. Формирование данной концепции происходит во время получения человеком жизненного опыта.

Особенно это касается отношений детей с родителями. Я-концепция достаточно рано приобретает активную роль. Она влияет на жизненные цели человека и оценку их достижений, на его ожидания и систему прогнозов на будущее.

Образ-Я и психологический тип

Некоторые методики определения психологического типа основаны на том, что человек выбирает свой тип как предпочитаемый, то есть выделяет свои особенности как наиболее привлекательные.

Существуют также методики, в которых человек дает образ себя и образ своего близкого, тем самым подчеркивая свою особенность, отличную от другого.

Архитектоника Я-концепции

Я-концепция формируется в процессе получения жизненного опыта и развития человека. Этот процесс выступает как итог:

  • самонаблюдения (наблюдения человека за своим поведением и внешностью);
  • самовосприятия (восприятие человеком своих эмоций, ощущений и тому подобное);
  • самоанализа (анализ человеком своих поступков, отношений с окружающими, мыслей).

Архитектоника Я-концепции


Представление человека о себе формирует его опыт

В своих исследованиях концепции представления человека о самом себе ученые часто затрагивали такое понятие как самооценка.

Люди анализируют себя и свои поступки, исследуют свою натуру путем разделения различных образов себя на внешние и внутренние образования.

Какую роль Я-концепция играет в жизни человека

Я-концепция очень важна для становления личности и играет особую роль в жизни человека. Важность роли данной концепции, по большей части, определяется ее основными функциями:

Для концепции познания человеком самого себя характерны и постоянные внутренние перемены. Я-концепция не может быть однажды сформирована раз и навсегда, это перманентное состояние личности.

В течение жизни, по мере изменения жизненного опыта Я-концепция личности способна менять свою адекватность и зрелость. Таким образом, данная концепция является основополагающим фактором формирования поведения человека, а также оказывает большое влияние на его психическое состояние и мировоззрение.

Я-концепция является неотъемлемой частью процесса самопознания. Человеку станет гораздо проще функционировать в окружающей среде, достигать успехов и развиваться в нужном русле, если он начнет разбираться в составляющих своей личности, ее особенностях и функциях самой Я-концепции.

Развитие каждой личности зависит от нее самой. Зная особенности своего психического состояния, можно не только добиться определенных успехов в становлении своей личности, но и влиять на развитие других.

В этом видео вы узнаете о характеристиках темперамента в Я-концепции:

Ранние решения

Анализируя психологические сценарии своих пациентов, обратившихся за терапевтической помощью, Берн пришел к выводу, что в их основе лежат неконструктивные решения, которые приняты под влиянием особых родительских посланий, имеющих негативное, разрушительное содержание. Их передают некоторые родители по причине каких-то собственных отклонений. Такие предписания подобны заклинаниям, которые околдовывают ребенка.

Среди словесно передаваемых негативных предписаний можно выделить:

Предписания могут передаваться и невербально. Ребенок придумывает, фантазирует и неправильно интерпретирует события и таким способом сам дает себе предписания.

Это убеждение может так же формироваться из-за того, что по какой-то причине человек не смог следовать принятым в обществе нормам, оказался более успешным в асоциальном поведении, и это подтвердилось каким – либо образом.

Следующее подтверждение – я и сейчас такой. Я использую это качество в настоящем и тоже могу привести какое-то количество примеров в разных контекстах (я умный на работе, в беседах с друзьями, в общении с девушкой). Может быть, поэтому люди любят, когда ими восхищаются? Это стабилизирует и укрепляет собственное представление о себе. Ну, и конечно же, в будущем я тоже такой! Я представляю себе, что я такого делаю, что подтверждает это мнение. Причем, я представляю себе, что буду таким в самых разных обстоятельствах. И их количество даже больше, чем сейчас. И более того, если мы говорим о криминальном опыте, то эмоция азарта часто отделяет у таких людей реальность от иллюзорности достижения успеха. Особенно, если удавалось когда-либо переиграть своего работодателя, сотрудников правоохранительных органов, полиграфологов, верификаторов.

Чем дальше в моем прошлом опыте есть доказательства, тем прочнее фундамент. Чем дальше в прошлое, тем дальше в будущее. Качество становится поведенческим шаблоном. Именно отсюда возникает состояние рецидива, поскольку поведенческий стереотип становится не только привычкой, но и образом жизни.

Очень важны ролевые образы. Кто из известных тебе людей тоже отвечает этому качеству и какие черты ты перенял или хотел бы перенять у него? А может быть есть знакомые, о которых ты точно знаешь, — он такой (она такая)! Помните портреты в классе математики, химии, литературы? Ученые, которые стали для нас навсегда образцами ума — Ломоносов, Эйнштейн, Гаусс, и писатели — Пушкин, Гоголь, Достоевский, запечатлевшиеся, как образцы писательского таланта. У всех есть кумиры-образцы для подражания в различных сферах жизни. И не обязательно это звезды спорта, знаменитые ученые. Нет! Это могут быть знакомые, обладающие каким-то важным качеством. С криминальной точки зрения — более успешные в противоправных действиях, которые смогли избежать наказания. Далеко ходить не надо за примерами. Сергей Мавроди организовал после обмана 15 млн. человек новую пирамиду и остался абсолютно безнаказанным. А Мишка Япончик, о котором даже фильмы и мюзиклы снимают, также может повлиять на формирование Я-концепции криминальной личности.

Следующая составная часть структуры – противоположные примеры. Их должно быть немного (5-10%) в устойчивой Я-концепции. Именно они создают петлю обратной связи с внешним миром и заставляют развиваться! Я умный, но есть еще куда стремиться! Есть небольшие недоработки… Можно было больше украсть.

Как ты думаешь, где окажется человек, который, по мнению его близких, не способен быть умным, мужественным, смелым? В виртуальном мире…. Именно там можно реализовать безупречный образ себя. Помнишь, мы отмечали, что совершенно не важно, из каких кирпичиков строится мнение о себе – из реального опыта или опыта в воображении… Именно там, в виртуальном мире проще быть храбрым и благородным. Тем более, что тебя окружают такие же…

Фактически то же самое и мы с вами делаем в рамках получения признания:

И так — по всем пунктам Я-концепции.

Все это делается очень спокойным голосом, с большим числом пауз в речи. Обязательно проявление на лице эмоции жалости и одновременно презрения.

Человек всегда составлял описание самого себя с учетом возрастных изменений, социального статуса. Чаще оно строится на мнении других людей. Я концепция в психологии — устойчивая система представления личности о себе. Изучением этой отрасли специалисты занимаются на протяжении многих лет. Концепция сложная, поскольку формируется зависимо от разных факторов, механизмов.

Понятие и структура

Фото 1

Я-концепция — система психологических установок индивида, которые касаются его самого. Она формируется и развивается по мере взросления, становления личности в социуме.

На процессы самопознания влияет многие факторы. Некоторые из них человек изменяет сам, другие от него не зависят.

Рассматривая структуру Я-концепции, психологи выделяют три составляющих — когнитивную, оценочную, поведенческую. Каждая из них покрывает разные области самооценки.

Когнитивная

Когнитивная составляющая Я-концепции представляет собой набор убеждений, которые могут быть правдивыми или обманчивыми.

Разбираясь с убеждения подробнее, можно сказать что они имеют разную значимость. Например, человек считает себя храбрым, уделяет этому особое внимание, но при этом совершенно не думать про свою силу. Сама по себе иерархия убеждений не постоянная.

Оценочная

Каждый человек постоянно оценивает свои характеристики. Оценки формируются под воздействием нескольких факторов:

  • определением эффективности собственной деятельности;
  • сравнением действующего социального статуса;
  • сопоставлением представления об идеальном Я.

Поведенческая

Поведенческая составляющая Я-концепции — объективное мнение о себе. Человек не может отрицать свое поведение, слова, поступки, ошибки.

Механизм формирования

Фото 2

Механизмы формирования психологии Я были предложены И. С. Коном:

  1. Социальное сравнение. Когда формируется система критериев для самооценки, люди начинают сравнивать себя с окружающими. Такой процесс называется социальным сравнением.
  2. Зеркальное отражение. Человек составляет представление о себе исходя из реакции на себя со стороны окружающих. С рождения индивид не имеет критериев для оценки себя. Она заимствует их у других людей, формирует собственную систему.
  3. Самоверификация, самопрезентация. Когда человек сформировал первоначальный образ своего Я, он проводит поверхностную проверку составленного образа. Для этого он рассматривает оценки к себе со стороны других людей.
  4. Иерархизация. Ядро Я-концепции состоит из тех качеств, свойств, элементов, которые наиболее важны для личности.
  5. Самоатрибуция. Когда человек формирует представление о себе, он получает информацию путем наблюдения за своим поведением, анализа чувств, изучения обстоятельств, которые влияют на поведение.
  6. Смысловая интеграция.

Если изучать плоскость Я-концепции, можно выделить ряд уровней ее становления. Они актуальны, если все содержательные компоненты структуры взаимодействуют. Уровни становления:

  • агармоничный;
  • дисгармоничный;
  • смешанный;
  • оптимальный;
  • гармоничный.

При взрослении человека образы Я становятся многокомпонентными, дифференцированными. Первые предпосылки к формированию Я-концепции проявляются уже у младенцев. Ребенок учится разделять ощущения на собственные, которые проявляются от его личной активности, внешние, которые не зависят от него.

История изучения и исследователи

Фото 3

Еще ученые античности пытались понять, как человек представляет самого себя, оценивает свои поступки, на какие факторы обращает внимание. Многочисленные попытки найти ответы на эти вопросы не дали существенного результата.

Самостоятельное понятие Я-концепции начало формироваться в 19 веке. Тогда ученые начали вести споры о двойственной природе человека. Первым ученым, который внес вклад в развитие Я-концепции, был Вильям Джеймс. Психолог ежедневно наблюдал за своими поступками, чувствами, переживаниями, описывал изменения, интересовался о себе у окружающих.

Постепенно актуальность вопроса угасла, но к 1950 году ажиотаж вокруг Я-концепции разгорелся вновь. Абрахам Маслоу, Карл Роджерс изучали позицию собственного Я, как часть процесса становления личности.

Спустя 30 лет концепцией заинтересовались советские исследователи. Они внесли значительный вклад в развитие этого направления.

Классификация

Я-образ — самооценка, состоящая из множества отдельных образов. Он может быть неадекватным, адекватным, идеальным или реальным, дезинтегрированным или структурированным. Дробную классификацию Я-образа предложил Розенберг. Он состоит из нескольких возможных образов:

  • настоящего;
  • динамического;
  • фактического;
  • вероятного;
  • идеализированного.

Факторы влияния

На формирование, развитие Я-концепции влияет:

Описание себя со стороны зависит от воздействия внешних раздражителей.

Существует три типа самооценки — низкая, средняя, высокая. На формирование низкой самооценки влияют:

  • постоянные требования послушания;
  • безразличие со стороны родственников;
  • конфликты в семье;
  • повторный брак, развод родителей.

Средняя самооценка развивается в том случае, если:

  1. Родители принимают ребенка таким, какой он есть, терпят его поведение.
  2. Близкие родственники и друзья относятся к ребенку покровительственно.
  3. Действия детей вызывают у родителей тревогу, волнение.

Высокая самооценка развивается у детей, которые:

  1. Получают заботу и внимание.
  2. Воспитываются в семье с четкими нормами, правилами.
  3. Видят солидарность, сплоченность родителей.
  4. Ощущают атмосферу взаимного доверия.
  5. Поддерживают хорошие отношения с обоими родителями.
  6. Понимают важность действий, которые приводят к достижению положительного социального статуса в будущем.

В детском возрасте самыми влиятельными факторами формирования Я-концепции является взаимоотношения между родителями и атмосфера в семье. Также самооценка зависит от материнской депривации, порядка в котором рождаются дети, социального статуса семьи, отношения со сверстниками.

Методы изучения

Фото 5

Психологи изучают Я-концепцию с помощью разных методик:

Чаще методики комбинируются.

Проблематика

Психиатры выделяют две проблемы Я-концепции — развитие механизмов самоконтроля, соотношение сознательного и бессознательного. В последние годы появилась проблема компьютерной зависимости, которая мешает школьникам, студентам самореализоваться, развить умения.

Я-концепция представляет собой совокупность убеждений, характеристик, на основе которых личность рассматривает себя со стороны. На формирование самооценки влияют разные факторы. Часть из них зависит от индивида, другая — нет.

Привет, Вы узнаете про я-концепция, Разберем основные ее виды и особенности использования. Еще будет много подробных примеров и описаний. Для того чтобы лучше понимать что такое я-концепция, я концепция, я-образ, образ я, one’s self-concept, self-construction, self-identity, self-perspective, о самом себе, self concept , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Общая психология.

Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими. .

Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям .

Термин

Таким образом, в зависимости от исходной проблемы и способов ее расчленения меняется и значение понятий и их бесчисленных производных.

История

Когнитивная

Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя .

Оценочная

Индивид не только полагает, что обладает определенными характеристиками, но и определенным образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:

Поведенческая

Рис. Четырехкомпонентная структура Я концепции по У. Хьюиту

  1. общая оценка академических достижений, которая проявляется в том, насколько хороши или высоки наши успехи в математике, литературе, иностранных языках и иных дисциплинах;
  2. социальная оценка академических достижений, которая формируется на основе сравнения собственных успехов с достижениями других людей, относящихся к тому же самому социальному классу или принадлежащих к одному поколению.

Влияние школьных и университетских оценок (аттестата и диплома) на трудовую и служебную карьеру общеизвестно. Нередко случается так, что человек, став уже взрослым, жалеет, что тратил студенческое время на пустые хлопоты, а не на упорные занятия, которые позволили бы добиться на службе больших результатов. Самооценка и академические успехи — две тесно связанные переменные. Успехи в школе или университете, несомненно, способны повысить или снизить самооценку. Но еще большей предсказательной силой обладает самооценка, уровень которой — низкий или высокий — непосредственно влияет на будущие академические успехи (хорошие или плохие). В 1890 г. родоначальник прагматизма выдающийся американский философ У. Джеймс даже придумал к такому случаю особую формулу:

Логическим выводом (королларием) из уравнения Джеймса служит другое уравнение

Р. Берне выделяет следующие основные ракурсы или модальности самоустановок.

Различные опросники Примеры:

Методика исследования самоотношения (МИС) разработана Р. С. Пантелеевым (1989) и содержит 9 шкал:

  • внутренняя честность;
  • самоуверенность;
  • саморуководство;
  • отраженное самоотношение;
  • самоценность;
  • самопринятие;
  • самопривязанность;
  • внутренняя конфликтность;
  • самообвинение.

Методика диагностики социально-психологической адаптации разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом (1954). Методика апробирована и стандартизирована на разных выборках учащихся в отечественных школах и вузах. На русскоязычной выборке адаптированная А. К. Осницким. Шкала как измерительный инструмент обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике особенностей представлений о себе, их перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих индивида к переоценке себя и своих возможностей, приятия или неприятия себя, других, эмоционального комфорта или дискомфорта, внутреннего или внешнего контроля, доминирования или ведомости, ухода от решения проблем.

И. С. Кон поднимает вопрос о том, может ли индивид адекватно воспринимать и оценивать себя, в связи с проблемой соотношения главных функций самосознания — регуляторно-организующей и эго-защитной. Чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен обладать адекватной информацией, как о среде, так и о состояниях и свойствах своей личности. Напротив, Эго-защитная функция ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа-Я даже ценой искажения информации. В зависимости от этого один и тот же субъект может давать как адекватные, так и ложные самооценки. Пониженное самоуважение невротика — это мотив и одновременно самооправдание ухода из деятельности, тогда как самокритика творческой личности — стимул к самосовершенствованию и преодолению новых рубежей.

Проективные техники

Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом:

Продолжение:

См.также

  • адекватное отношение , самооценка ,
  • Очертание себя
  • Смерть эго
  • Идентичность (общественные науки)
  • Личные границы
  • Личность
  • Психика (психология)
  • Я (психология)
  • Самосознание
  • Самоконтроль
  • Самоэффективность
  • Самооценка
  • Самооценка
  • Саморефлексия
  • Самостоятельная схема
  • Теория разума
  • Будущее себя
  • Мировоззрение

В общем, мой друг ты одолел чтение этой статьи об я-концепция. Работы в переди у тебя будет много. Смело пишикоментарии, развивайся и счастье окажется в ваших руках. Надеюсь, что теперь ты понял что такое я-концепция, я концепция, я-образ, образ я, one’s self-concept, self-construction, self-identity, self-perspective, о самом себе, self concept и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Общая психология

Читайте также: