Как сделать шумовой этюд

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 08.09.2024

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Цель:

Распространение педагогического опыта использования инновационных подходов в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • продемонстрировать приемы развития у воспитанников творческих способностей посредством игры на шумовых инструментах;
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;
  • прокомментировать эффективность используемых приемов;
  • вызвать положительные эмоции средствами творчества и полученного результата.

Образовательный продукт: шумовой музыкальный инструмент.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;
  • музыкальное сопровождение;
  • шумовые музыкальные инструменты (в том числе изготовленные педагогом и воспитанниками): рубель, трещотка, бубен, колокольчик, маракас, металлофон, треугольник, палочки (по количеству участников мастер-класса).

Материалы для изготовления шумового инструмента:

  • одноразовые ложки;
  • пластиковые контейнеры от киндер-сюрприза;
  • цветные нитки;
  • термоэтикетка для украшения пасхальных яиц;
  • ножницы;
  • наполнитель (бусы, бисер, пайетки, скрепки);
  • горячая вода;
  • наконечники от ручек

Основные этапы мастер-класса

  1. Организационный (приветствие, введение в тему мастер-класса)
  2. Постановка педагогической проблемы
  3. Демонстрационный (демонстрация наиболее эффективных приемов работы, комментарий, отработка приемов в деятельностном режиме)
  4. Заключительный (подведение итогов, рефлексия)

Организационный

Постановка педагогической проблемы

В настоящее время актуальны проблемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Некоторые дети во время выступления перед аудиторией испытывают чувство неуверенности, замешательства, волнения, даже страха, что провоцирует психологическую зажатость. Использование шумовых оркестровых инструментов является эффективным упражнением для развития слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.

Практическая демонстрация приёмов

Первый прием – работа над раскрепощенностью.

Задание. Под музыку на сильные доли в такте нужно отстучать палочками ритм.

Совместная деятельность педагога и участников мастер-класса

4т. – Раз, два, три.

6т. – Раз, два, три.

8т. – Раз, два, три.

Вывод: Попав в руки робкого ребенка, музыкальный инструмент помогает преодолеть неуверенность в себе.

Второй прием – речевое музицирование

Этот прием помогает детям не только с удовольствием заучивать стихи, но и читать их с особым чувством и выражением. Стихотворный текст увлекает своим ритмом, а если при чтении добавить подыгрывание на музыкальных инструментах, то образы стихотворений становятся яркими и легче запоминаются.

- Вашему вниманию представлены шумовые музыкальные инструменты, с помощью которых мы создадим музыкально-ритмический рисунок к стихотворению (педагог раздает участникам мастер-класса шумовые музыкальные инструменты)

Задание: Внимательно слушайте текст стихотворения и по команде используйте соответствующий шумовой музыкальный инструмент.

Мария Лапаева

В зависимости от сочетания с изображением шумы в практике нашего кинопроизводства подразделяют обыч­но на внутрикадровые (синхронные), закадровые (не­синхронные) и фоновые. Деление это связано с техноло­гией записи шумов и их монтажа с изображением. Внутрикадровыми называют те шумы, которые сопровождают видимое в кадре движение. Обычно они фиксируются на фонограмму вместе с речью во время синхронных съемок или записываются синхронно на последующем шумовом озвучении. Закадровыми называют шумы, источник кото­рых находится вне кадра. Абсолютная синхронность для таких шумов зачастую не обязательна. Например, чело­век, поговорив о чем-то со своим приятелем, пошел к две­ри; дверь в кадре не видна — виден оставшийся в кадре приятель, стук же двери слышен. Этот стуки будет закад­ровым. Фоновые — это те шумы, что звучат на фоне. На первом плане происходит какое-то действие, слышны со­ответствующие звуки, на фоне же (иногда видимом, ино­гда невидимом) звучат какие-то другие, второплановые шумы. Обычно они не требуют синхронности.

Например, на первом плане мы видим кузнеца, уда­ряющего молотом по наковальне,— звуки ударов молота синхронны с изображением, а вдали стоит горн. Горн гу­дит. Его гул и будет в данном случае фоновым шумом.

Для закадровых и фоновых шумов важна их протя­женность во времени. Если звук синхронен с изображени­ем, он может быть услышан и понят сразу же. Человек стреляет из ружья — выстрел воспринят менее чем за се­кунду, то есть на полметра изображения на пленке.

А вот кадр, показывающий человека, мирно располо­жившегося в комнате или идущего по лесу. Раздается тот же самый выстрел — но теперь он уже может быть принят не за выстрел, а за звук упавшего предмета или треск сухого сука.

Чтобы закадровые шумы были восприняты зрителем, они должны достаточно долго звучать. А в тех случаях, когда авторы фильма хотят возложить на шумы эмоцио­нальную, образную нагрузку, их длительность должна быть еще большей.

Иногда понятия закадровых и фоновых шумов соеди­няют в одно и называют их либо фоновыми, либо закадровыми — точной, стандартизированной терминологии по­ка еще нет.

В основу нашего деления мы возьмем другой прин­цип: для нас важно, с одной стороны, как сочетаются шу­мы с изображением (совпадают или не совпадают), с другой, — какую задачу выполняют шумы.

Говоря о совпадении шумов с изображением (а так­же с диалогом), мы включаем сюда и внутрикадровые, и закадровые, и фоновые шумы, если они повторяют изображение, то есть передают тот же смысл, что и изображе­ние, и текст диалога. И, наоборот, в понятие несовпадения включаются те шумы, которые не повторяют прямого смысла и эмоций, передаваемых в изображении и диалоге, даже если они синхронны изображению в буквальном смысле слова.

Начнем с наиболее обычного для современного кино вида сочетания шумов с изображением и наиболее рас­пространенных функций, выполняемых шумами.

Марго Стальная

Из Франка:
В курсе "Цветоведение" изучаемом будущими художниками, сказано, что "черный цвет имеет порядка четырехсот оттенков". Любой звуковой рисунок, если он создан звукорежиссером-художником, также обладает огромным количеством оттенков. Их просто надо придумать, найти, сделать. Посмотрите (и конечно, услышьте), как это написано у Н.В.Гоголя. Какие дрожки были старосветских помещиков. Когда они трогались с места, "воздух наполнялся странными звуками, так что были вдруг слышна и флейта, и бубны, и барабан; каждый гвоздик и каждая железная скобка звенели до того, что возле самых мельниц было слышно, как пани выезжала со двора, хотя это расстояние было не менее двух верст".
А вспомните, как нарисованы Николаем Васильевичем в звуке часы Коробочки. Их звук "походил на то, как бы вся комната наполнялась змеями. За шипением следовало хрипение, и, наконец, понатужась всеми силами, они пробили два часа таким звуком, как бы кто колотил палкой по разбитому горшку". Какая блестящая подсказка для звукорежиссера, работающего над комедией.
Ну, и еще один пример, который очень хочется привести в разговоре о звукорежиссуре. На этот раз из Конан-Дойля.
"В полном молчании мы притаились в кустах. Сначала до нас доносились шаги запоздалых прохожих и голоса деревни, но мало-помалу эти звуки замерли. Только бой часов на далекой церкви извещал нас о том, что время идет, да мелкий дождь шуршал и шептал в той листве, которая служила нам кровом".
Вот так скупо, но очень ярко рисуется обстановка, в которой находится Шерлок Холмс и доктор Уотсон. То, что герои больше слышат, чем видят, лишний раз подчеркивает непроглядную темноту ночи. Без лишних объяснений понятно, что они сидят в засаде. Как же развиваются события дальше?
"Пробило половина третьего. Внезапно мы вздрогнули, услышав тихий, но отчетливый скрип калитки, а через мгновение лязг и шум металла".
Нетрудно понять - неизвестный пытается взломать замок. Дальнейшие звуки подтверждают догадку Холмса "Скоро послышался треск и дверные петли заскрипели".
Обратите внимание - только теперь Конан-Дойль переносит описание в изобразительный ряд. Все правильно, он обязан это сделать - человек вошел в дом, и звуки, вызываемые его действиями, больше не слышны. Теперь нужно видеть, и потому: "чиркнула спичка, и в следующее мгновение ровный свет свечи озарил внутренность хижины. Сквозь тонкие занавески мы увидели все, что происходило внутри". Такое ощущение, что это сценарий, написанный современным автором для кино или ТВ, настолько профессионально сделана звукозрительная разработка, обозначены монтажные планы и стыки между ними. Кроме того, обращает на себя внимание точность отбора и выразительность звуковых средств. Бой церковных часов говорит о времени действия, мелкий нудный дождь, шуршащий в листве, рисует обстановку и своей монотонной нудностью как бы подчеркивает медленно текущее время.
"Шаги прохожих и голоса деревни" затихают и исчезают (прямое указание для звукорежиссера на перезаписи). Тишина, которая подчеркивает напряженность ситуации. На первый взгляд, хочется добавить еще какие-то детали, ввести звуки деревни (к примеру, лай собак), звуки природы (кваканье лягушек, ночные птицы). Но автор идет от героя.

Марго Стальная

Внимание великого сыщика и его друга сейчас приковано к другому. Да все эти звуки есть, но они проходят мимо их слуха, они в засаде для того, чтобы услышать другое. И вот: "Скоро мы услышали тихий, но отчетливый скрип калитки, а через мгновение лязг и шум металла". Мысленно представьте себе это звучание в полной напряженной тишине. Звук шепчущего в листве дождя в этом случае должен быть смикширован до минимума и сделаться фоном, на котором еще явственно прозвучит "тихий, но отчетливый скрип калитки".
Еще несколько строк, Доктор Уотсон сидит в своем теплом уютном кабинете: "А ветер в трубе плакал и всхлипывал, как ребенок. И так углубился в чтение морских рассказов, что завывание бури слилось в моем сознании с текстом, а шум дождя стал казаться мне рокотом волн". Тоже очень эффективный, абсолютно современный прием звукорежиссуры. Нет прямого развития сюжета. Статичный план. Звук вступает в противоречие с изображением. Типичный звуковой контрапункт. А приведенные отрывки из Конан-Дойля - чем это не прекрасно сделанное звуковое решение? Какое точное следование жанру! Прекрасным звукорежиссером мог бы стать Конан Дойль, если бы не стал замечательным писателем.
Вспомните гениальные, давно ставшие хрестоматийными строчки А.С.Пушкина.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То как путник запоздалый
К нам в окошко застучит.
.
КАКАЯ ОБРАЗНАЯ ЗВУКОВАЯ КАРТИНА!
А если отвлечься от того, что стихотворение поэт посвятил своей няне Арине Родионовне? Пролистайте страницы этой книги назад (ага, щаааз) и вернитесь к картине Сурикова "Меньшиков в Березове" Как Вы считаете, не могут ли эти строки А.С. Пушкина описать обстановку (звуковую) за стенами этой избы-склепа. А я бы еще посоветовал Вам в звуковые картины дум Меньшикова, которые по моей просьбе вы создали, время от времени вводить звуковые рисунки березовского ненастья (не все сразу, а фрагментарно "то как зверь она завоет", потом где-то "заплачет как дитя", то в "окошко застучит") - они должны прерывать его воспоминания и мечты, возвращать Меньшикова назад, в эту стылую избушку, обнаруживать тщетность и бессмысленность его планов и замыслов. Интересно может получиться, не правда ли?


Актуальность. Музыка всегда являлась необходимым условием общего развития дошкольников. Далеко не каждому человеку от природы дано петь, танцевать, с выражением читать стихи. Не у каждого абсолютный музыкальный слух. А вот шумовые музыкальные инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Разнообразие инструментов позволяет приобщать к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям. Внешняя привлекательность и необычность инструментов – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки.

Содержимое разработки

Актуальность.

Музыка всегда являлась необходимым условием общего развития дошкольников.

Далеко не каждому человеку от природы дано петь, танцевать, с выражением читать стихи. Не у каждого абсолютный музыкальный слух. А вот шумовые музыкальные инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Разнообразие инструментов позволяет приобщать к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям. Внешняя привлекательность и необычность инструментов – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки.

Я поняла, что играя на детских шумовых инструментах – у детей:

• развивается музыкальный слух, ритм, музыкальная память,

• формируются навыки общения, готовность и умение действовать в коллективе,

• развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Для многих детей игра на музыкально-шумовых инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.

Поэтому я считаю, что эта тема очень интересна и актуальна.

Цель моей работы в этом направлении - это активное приобщение детей к музыке, развитие интереса и любви к элементарному музицированию на музыкально-шумовых инструментах.

Мною были поставлены задачи:

1) создавать предпосылки для развития творческого мышления;

2) развивать слуховое внимание, эмоциональную сферу детей;

3) развивать восприятие на слух звуков, которые издают различные наполнители спрятанные в ёмкостях;

4) поощрять проявления творческой фантазии.

Участие в создании музыкально-шумовых инструментов и игра на них предполагает, что к концу учебного года:

дети смогут сами ориентироваться в разнообразных приёмах игры на инструментах, у них разовьётся слуховой контроль и умение исправлять неточности в своём исполнении.

Овладеют элементарными навыками и способами игры на музыкально-шумовых инструментах, умением играть в ансамбле и импровизировать на них. Это будет способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.

Сейчас в магазинах огромный выбор детских музыкальных инструментов. Но приобрести эти игрушки удается далеко не всегда, да и необходимости в этом нет. Есть хороший выход: можно самостоятельно конструировать игрушки и со временем их обновлять, видоизменять.

В процесс создания вовлекала и детей. Наблюдая процесс изготовления игрушек-самоделок ребенок начинает понимать, откуда берутся звуки.

Музыкальные инструменты своими руками – занятие полезное и увлекательное.

После накопления достаточного количества инструментов и изучения литературы по их использованию в работе с детьми, провела мастер – класс с воспитателями нашего детского сада.

Педагоги включились в работу по изготовлению шумовых – музыкальных инструментов, привлекли и своих помощников – родителей. В результате получились богатые и насыщенные уголки, которые так необходимы для самостоятельной деятельности детей.

Как же можно использовать весь накопленный материал?

Игру на самодельных шумовых музыкальных инструментах использую в самых различных видах детской деятельности:

• НОД по музыкальному воспитанию,

• выступления на праздниках.

При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые [/b]задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

игра под фонограмму,

подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам;

импровизация звуковых картин на заданную тему;

звуковая иллюстрация стихов;

сказки-шумелки.

Музыкальные яички лежат до поры до времени в гнездышке, а при необходимости можно взять и прогреметь. Использовала неоднократно как сюрпризный момент у малышей. С помощью яичек озвучиваем русские народные мелодии.

…. и дискофон, с возможностями всё той же трещотки, но звук получается другой.

Бубен из полипропиленовых баночек, пяльцев и рыболовных бубенцов.

Все эти и другие музыкально-шумовые инструменты хорошо звучат в оркестре, при исполнении русских народных мелодий.

Игра на самодельных шумовых инструментах под фонограмму.

Звуковая импровизация картин.

Предлагаю детям для игры выбрать понравившиеся шумовые инструменты и озвучить их, изобразив шум моря, дождя, ветра, вьюги, цоканья лошадей и т. д.

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (1)

Испугался заяц и бежать. (2)

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть.

А дятел на сосне как застучит! (3)

Бросился заяц бежать. (2)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (4)

Побежал заяц из леса к речке. (2)

А на берегу речки лягушки сидели. (5)

Увидели они зайца и прыг в воду. (6)

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (2)

Способы исполнения:

2 - быстро встряхиваем рогатку-шумелку ("заяц бежит")

3 - стучим кастаньетами

4 – играем в большой барабан

5 – встряхиваем рогаткой из орехов

6 – встряхиваем звенящую палочку

2 - медленно ударяем кастаньетами по ладони ("смелый заяц")

2. Наступила осень

1. Рассказ с использованием шумовых музыкальных инструментов

Наступила осень (звучит бубен).

Под ногами зашуршали первые опавшие листья (звуки шуршащей бумаги).

Пригнал темные тучи (звуки барабана).

Закапал дождик (звучит баночка - колокольчик,

А потом все чаще и чаще (звучит трещотка,

Побежали ручьи по дорогам (дуем в баночку с водой через трубочку)

Холодно и сыро стало вокруг.

Но вот дождь закончился

И из-за тучи выглянуло солнышко (звучат металлические тарелки, крышки для консервирования,

Осветило солнышко осеннюю полянку (снова звучат тарелки, крышки для консервирования,

и увидели мы красивые, разноцветные деревья.

Ветер подул на них (звучит панфлейта,

и деревья зашумели своей листвой (раздаются звуки погремушек из пластиковых бутылочек)

Где-то далеко застучал дятел (звучат кастаньеты,

Белка готовила запасы на зиму и прыгала по веткам (звучит бутылочка-колокольчик,

зайка спешил поменять свою шубку (звучат барабанчики разной высоты).

Птицы запели в последний раз перед тем, как улететь на юг (звучит панфлейта).

Днем все собрались на полянке: и солнышко, и деревья, и листья, и ветер — и стали радоваться последним теплым денькам (звучат все инструменты).

Но вот наступил вечер и все вокруг умолкло.

Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса.

Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты (трещотки, ритмичные кубики)

Затем мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты (румба)

А теперь кладу колбасу - шумовые инструменты (погремушки)

Я съела хлеб и масло – деревянные (трещотки, ритмичные кубики) и металлические (румба)

Осталась колбаса- только шумовые (погремушки)

Съела и колбасу - шумовые замолкают.


-75%

Маракас — это самый простой для изготовления дома вместе с детьми музыкальный инструмент. Его можно сделать своими руками даже с малышами!

marakas

Как сделать маракас своими руками:

Шаг 1. Берем банки с крышками (жестяные и пластиковые, если есть — то подойдут и деревянные, берестяные и глиняные сосуды с крышками). Затем наполняем их разными наполнителями: пшено, гречка, чечевица, горох, фасоль, бусины. Заполняем разные банки на разную высоту (на 1/4 объема, на 1/2 объема, на 2/3 объема)

Шаг 2. Закрываем плотно крышку. Пробуем звучание получившейся заготовки маракаса вместе с детьми. Пробуем добавить наполнитель или, наоборот, его убрать для получения нужного звука.

Шаг 3. Когда нужный звук получен, плотно закрываем крышку. При необходимости можно ее дополнлительно приклеить клеевым пистолетом. Обклеиваем инструмент цветной бумагой (малыш может помочь Вам нарезать полоски для украшения или выбрать тесьму). Декорируем маракас как захочется вместе с ребенком.

Идея 2. Поэкспериментируйте с разным количеством наполнителя. Какой звук будет, если бросить только десять фасолин или полбанки фасолин? Или почти целую банку фасолин? Попробуйте, как меняется звук инструмента в зависимости от материала банки. Выбирайте то, что понравится Вашему ребенку. И как только звук Вас удовлетворит — заклеивайте крышку уже навсегда.

Идея 3. Интереснее, если мы по -разному декорируем разные баночки. Это может быть и тесьма, и наклейки, и аппликация из бумаги, и узоры, нарисованные гуашью и потом покрытые сверху лаком для прочности.

Музыкальные инструменты своими руками: музыкальные бокалы (стаканчики)

Как сделать музыкальные стаканчики (бокалы):

Шаг 1. Берем 5 и более стеклянных баночек или стаканчиков или бокалов (подойдет набор бокалов) и наливаем в них воду до разного уровня.

Шаг 2. Берем ложечку или палочку или молоточек (пластмассовый или деревянный) и ударяем по бокалам. Получится звук — у каждого бокала свой звук.

Идея 1. Если Вы возьмете одинаковые сосуды (набор стаканчиков) и нальете в них разное количество воды, то звуки будут разные по высоте:

— самый высокий звук будет у пустого стакана,

— самый низкий звук будет у наполненного водой стакана.

Если стаканы будут разные, то ниже будет звук у того, в который Вы налили больше воды.

Если Вы поэкспериментируете с количеством воды — то можете выстроить настоящий инструмент и сыграть на нем мелодию. Попробуйте поэкспериментировать с ребенком и поиграть с водой и стаканами.

Идея 2. Очень интересный и удивительный факт — если Вы решите прерваться на прогулку или дневной сон и снова вернетесь к стаканам позже — то может так случиться, что звук может пропасть. Не волнуйтесь. Чтобы он появился — нужно просто перемешать воду в наших музыкальных сосудах или налить ее снова.

Музыкальные инструменты своими руками: играем на гребенке

Это самодельный музыкальный инструмент, который я знаю с детства. Меня ему научили в нашем дворе. И мы дружно на нем играли.

Сделать такой музыкальный инструмент — гребенку очень просто:

Шаг 1. Берем гребенку (расческу с крупными зубцами на ручке). Отрезаем полосу кальки. Полоса должна быть немного больше гребенки по размеру.

Шаг 2. Прикладываем кальку к одной стороне гребенки и подносим ко рту.

Шаг 3. Поем, приложив рот к кальке. Именно поём — тянем слова! Калька начнет вибрировать, и Вы не узнаете свой голос :). Детям очень нравится! Калька будет щекотать губы. Такой голос очень хорош для озвучивания придуманных ребенком сказок и домашних мультфильмов.

Музыкальные инструменты своими руками: шум дождя

Как сделать шум дождя:

Шаг 1. Готовим инструменты и материалы:

— картонный длинный узкий цилиндр (например, из-под фольги).

— кусачки или острые ножницы,

— клей (клеевой пистолет), бумага и ножницы для декорирования готового инструмента.

Иногда делают этот инструмент из борщевика, но это очень опасно, тем более для детей. Ведь борщевик — это ядовитое растение!

Шаг 2. Берем шило и трубку из-под фольги и протыкаем недалеко от края картонного рулона шилом одно отверстие. Вставляем в это отверстие зубочистку до упора в противоположную стенку цилиндра.

Шаг 3. Отступаем 1-2 см и делаем новое отверстие и втыкаем также в него зубочистку. Далее делаем отверстия по спирали нашего цилиндра. Спираль проходит внутри всего цилиндра и составляет преграды в нем, через которые будет сыпаться крупа, издавая шумящий звук. Получается, что как будто внутри нашего цилиндра — винтовая лестница из зубочисток.

Шаг 4. Вот и готова спираль внутри картонного рулончика. Берем кусачки или острые ножницы и отрезаем лишние концы зубочистов с поверхности цилиндра.

Шаг 5. Заклеиваем один конец нашего цилиндра — трубки. Ждем, когда клей высохнет.

Шаг 6. Ставим трубку заклеенным дном вниз. И засыпаем в нее крупу. Слушаем звук. Закрываем открытый конец ладонью (чтобы крупа не высыпалась) и переворачиваем инструмент очень постепенно дном вверх. Слушаем звук.

Шаг 7. Теперь можно заклеивать и второе отверстие в нашей трубе — основе.

Шаг 8. Декорируем наш шум дождя. Можно обклеить бумагой, тканью, шнуром, раскрасить гуашью и сверху покрыть лаком.

Как играть на шуме дождя:

Играем на шуме дождя как на шумовом инструменте, а не как на ударном. То есть не надо ритмично его трясти или ударять. Нужно очень медленно и постепенно, никуда не спеша, очень аккуратно и постепенно переворачивать инструмент то одним концом, то другим концом вверх. Именно медленно и постепенно!

Есть еще другой — более простой способ изготовления шума дождя из рулона фольги. Но — звук получается не совсем шумовой. Скорее получается ударный инструмент. Как сделать такой шум дождя Вы найдете в этом видео:

Музыкальные инструменты своими руками: делаем гусельки

Струнно - щипковый музыкальный инструмент

Как сделать гусельки своими руками с детьми:

Шаг 1. Готовим материалы:

— канцелярские резинки (5 — 7 штук). Это будут струны.

— пустой пакет из-под сока (объем — от литра до двух литров, не менее).

— две круглые палочки или веточки или круглые карандаши. Длина равна ширине пакета или более. Это будут порожки.

Шаг 2. Натягиваем резинки на пакет сока по его длине так, чтобы они шли параллельно друг другу на равном расстоянии друг от друга. Это будут струны гуселек.

Шаг 3. Под струны кладем наши две круглые палочки чтобы струны не касались коробки сока и поднялись вверх. Одна палочка — с одной стороны пакета перпендикулярно струнам, другая — с другой стороны пакета перпендикулярно струнам.

Шаг 4. Инструмент готов! Играем! Можно защипывать струну, можно проводить пальчиком по нескольким струнам.

Советы из опыта:

Идея 1. Попробуйте поэкспериментировать с резинками разной толщины. Пусть ребенок убедится, что чем толще резинка, тем ниже ее звук.

Идея 2. Меняйте угол между порожками и их расположение на основе — пакете сока. Тогда у Вас получатся струны разной длины — от короткой до самой длинной. И они будут издавать разные звуки. Более короткая струна даст более высокий звук.

Музыкальные инструменты своими руками: пищалка из стручка

Вы делали в детстве пищалки из стручков? Мы делали и очень любили получать разные звуки с помощью таких самодельных пищалок! Вот как это делается:

Шаг 1. Берем стручок акации. Отрываем хвостик.

Шаг 2. Открываем стручок аккуратно и вынимаем зерна.

Шаг 3. Пробуем играть.

Нашла краткое видео -демонстрацию этого способа игры на стручке акации в ютуб — делюсь:

Как заниматься с детьми с музыкальными инструментами, которые вы сделаете своими руками: идеи

Видео 1 для детей: Ударные музыкальные инструменты

Из этого видео для малышей Вы узнаете:

— как сделать маракас из банки?

— как люди придумали ударные инструменты?

— из чего можно сделать маракас?

— какие бывают барабаны?

— играем на ударных инструментах вместе с детьми

Видео 2 для детей: что такое ритм?

Видео 3 для детей: шумовые музыкальные инструменты

Из этого видео Ваши дети узнают о шумовых музыкальных инструментах и как использовать ударные инструменты как шумовые. И устроят самый настоящий оркестр с шумовыми и ударными инструментами (маракас, трещотка, кастаньеты).

Упражнения с детскими самодельными инструментами

Вариант 1. Ритмично аккомпанировать любой мелодии или устроить шумовой оркестр.

Вариант 2. Музыкальная зарисовка. Сопровождать шумовыми звуками рассказ или сказку (скачет конь — это кастаньеты, идет дождь — это шум дождя, гром — барабан, пустыня и шуршит песок — маракас, весенняя капель или пошел дождь — музыкальные бокальчики или стаканчики и т.д.), историю, явление природы, событие. Так можно импровизировать с текстами многих сказок и стихов. Вы читаете текст сказки и показываете на определенный инструмент. Ребенок придумывает, как этим инструментом передать данное событие или слово.

Если Вы играете с группой детей, то можно заранее раздать им разные инструменты. И глазами показывать, какой инструмент сейчас вступает в сказку. Тогда игра будет полезна еще и для развития коммуникативных способностей детей.

Вариант 3. Песня по куплетам. В каждом новом куплете песни вступает новая группа инструментов.

Вариант 4. Песня с оркестром. В первом куплете играет один инструмент, во втором к нему присоединяется второй инструмент (звучат оба инструмента), в третьем — третий инструмент и так пока не получится полный оркестр (все наши музыкальные инструменты играют).
Лучше всего подойдут для таких музыкальных импровизаций песни народов мира.

Вариант 5. Диалог без слов. Попробуйте поговорить друг с другом звуками инструментов. Передайте радость, грусть, огорчение, удивление и другие состояния, а также разные события с помощью звуков музыкальных самодельных инструментов. Меняйте ритм, громкость звучания инструментов.

Вариант 6. Игра в эхо. Нужно повторить ритм за ведущим на своем инструменте. Игра полезна в том числе и для развития слухового внимания и речи малышей.

Главное в играх с музыкальными игрушками, сделанными своими руками — это развитие умения ребенка прислушиваться к особенностям их звучания, передавать разный ритм, разное эмоциональное состояние с их помощью, творчески подходить к их использованию. А также экспериментирование — что изменится, если изменить инструмент — его длину, наполнитель и другие характеристики.

Изготовление музыкальных инструментов вместе с детьми своими руками — это очень интересно, захватывающе и увлекательно! Желаю Вам интересных творческих игр! И вдохновения для музыкальных импровизаций с детьми в эти солнечные летние дни!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

Читайте также: