Как сделать шликер

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.09.2024

2. Материалы и инструменты.

3. Подготовка материала к работе:

а) лепка игрушки из пластилина;
б) изготовление гипсовой формы для отливки;
в) приготовление шликера;
г) отливка фигурок;
д) сушка, обжиг;
е) роспись готовой работы.

4. Практическая часть длиться несколько занятий. Педагог осуществляет контроль за работой детей, следит за правильностью приемов литья, помогает тем, кто испытывает затруднения в работе, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми.

1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду.

Керамические изделия - самые распространенные находки археологов. Ведь в отличие от дерева, глина не гниет и не горит, не окисляется подобно металлу. Многие глиняные предметы дошли до нас в первозданном виде. Это, прежде всего посуда, светильники, детские игрушки, культовые статуэтки, литейные формы, грузила для рыболовных сетей, пряслица для веретен, катушка для ниток, бусы, пуговицы и многое другое.

В руках талантливых мастеров самые обычные вещи превращались в истинные произведения декоративно-прикладного искусства. (Рисунок 1).

Словом, глина не только древний, но и современный материал, без которого невозможно обойтись ни в настоящем, ни в будущем.

Среди способов формовки керамических изделий, литье занимает особое место. Оно дает возможность с большей точностью изготовить множество сувениров, совершенно одинаковых тонкостенных сосудов, имеющих сложную форму небольших скульптурок с тонкой проработкой деталей.

Глиняное, или шликерное литье, основано на свойстве гипса впитывать в себя влагу и на свойстве глины отдавать влагу. Шликер - это глина, разведенная водой до состояния текучести, напоминающая по консистенции густые сливки. Гипсовая форма, в которую наливают шликер, интенсивно вбирает в себя воду. При этом слой глинистой массы одинаковой толщины равномерно распределяется по внутренним поверхностям формы, образуя стенки будущего изделия, или, как говорят керамисты, черепок.


2. Материалы и инструменты

Для выполнения работы в данной технике понадобиться: глина, вода, гипс, канцелярский клей, пластилин, нож, стеки, лезвие, вазелин. (Рисунок 2).

3. ТЕХНОЛОГИЯ ШЛИКЕРНОГО ЛИТЬЯ ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ

3.1. Приготовление шликера.

Для приготовления шликера необходимо:

а) из расчета 1/1 (часть воды, часть глины);

б) растирается каждый комочек до жидкой сметаны;

в) канцелярский клей разводиться 1/1 водой и добавляется в раствор глины от 5 до 8 капель (для разжижения шликера);

г) шликер процеживается и переливается в чистую посуду.

Пример: вода в работе используется только теплая, шликер готовиться в теплом помещении, желательно на теплом столе.

3.2 ЛЕПКА ФИГУРКИ ПОД ГИПСОВУЮ ФОРМУ

1) Выбирается тема будущей фигурки и рисуется эскиз (вид спереди, сбоку, сзади). Если бок не повторяет другой, рисуется два. Образно рисунок должен представляется объемным. Завершением является лепка выбранной фигурки.

2) Фигурка должна лепиться из одного куска пластилина. Во избежание замков при отливке она должна быть компактной (обтекаемой), в ней не должно быть острых углов (например: изгиб шеи, приподнятая рука, ухо и другие изгибы частей фигурки). Завершающим этапом работы является заглаживание фигурки при помощи воды и пальцев.

3) Простая форма фигурки всегда двухполовинчатая. На такие фигурки гипсовая форма отливается в два этапа. Острым предметом наноситься на фигурку разделительная линия по всей фигурке. Затем в разделительную линию вставляются разделительные пластины (тонкая металлическая фольга, плотная прозрачная пленка, старое лезвие и т.д.) (Рисунок 3.). После этого берется вазелин и мягкой кистью одна половинка фигурки смазывается вместе с пластинками (рельеф на фигурки можно нанести до смазывания вазелином или после отливки фигурки из глины).


3.3 ГИПСОВАЯ ФОРМА


а) Берется вода, наливается в емкость, затем постепенно засыпается так, чтобы получалась горка. (Рисунок 4).


Гипс быстро размешивается и как только начинает загустевать выкладывается в форму (форма делается из полиэтиленовой банки). Затем в готовую гипсовую массу вдавливается половинка обработанной фигурки. (Рисунок 5).


Можно рабочий гипс накладывать на обработанную половинку фигурки, держа ее в руках, т.е. без формы (это способ используется реже).

б) Вторую половинку фигурки необходимо обработать вазелином (убрать предварительно пластинки из гипса). Замок для второй половинки гипса делается в виде небольших выемок в гипсовой форме.

в) Вновь приготовленный гипс выкладывается на вторую половинку фигурки, выдерживается 20-30 мин., а затем гипсовая отливка вынимается и при помощи ножа делиться на две равные части (хорошо смазанные формы сами отделяются).

1) Выбрав, где будет основание фигурки (допустим ноги), вырезается ножом литник, который будет служить отверстием для заливки и сливки шликера.

2) Готовые формы соединяются так, чтобы отверстия литника совпадали, а затем вошли вдруг в друга. (Рисунок 6). Форму можно закрепить резинкой и оставить сушиться (помня, сушка гипса не менее суток).


Примечание: после каждой отливки фигурки, форма должна просушиваться. Гипс разводиться малыми порциями, т.к. быстро застывает.

а) Для литья берется готовая сухая гипсовая форма и заранее приготовленный шликер (форму можно подогреть в печи). Процеженный шликер заливается в форму до верха литника, при заливке глина должна спускаться ниже литника, т.е. ее уровень должен быть ниже верха литника. Далее заливается шликер опять до верхнего уровня и так не менее 3-5 раз. Процесс заливки длиться от 3 до 5 мин., это необходимо для набора толщины фигурки.

б) Затем аккуратно через литник сливаются остатки шликера в посуду, и форма переворачивается вниз литником на стол с подогревом. Через 3-5 мин., форму необходимо перевернуть литником вверх. Как только форма начнет отходить от фигурки (это происходит примерно через 20-30 мин.) осторожно снимаются резинки, которые закрепляли форму и аккуратно снимается гипсовая форма с фигурки. Вынутая фигурка подготавливается к обработке.

3.6. ОБРАБОТКА ФИГУРКИ

а) Аккуратно срезается литник и облой (края соединяющие половинки).

б) Смоченной лопаткой осторожно заглаживаются швы и неровности.

в) Различными вспомогательными инструментами на изделия наносятся рельефы и украшения.

г) Вся фигурка должна быть со всех сторон обработана и только после этого ставится для естественной сушки (примерно на 1 сутки). Дырки, щели, трещины замазываются тем же шликером.

д) Если есть желание сделать дополнительные детали к изделию, то для этого используются обрезки литника и обмой, которые приклеиваются к фигурке шликером (принцип лепнины). Через сутки, перед тем как поставить изделие в печь, для обжига, фигурка еще раз проверяется во избежание трещин, если они имеются их надо замазать шликером и просушить. В печь закладываются безупречно выполненные без дефектов фигурки. (Рисунок 7).


ПОДГОТОВКА ГИПСОВОЙ ФОРМЫ К ОЧЕРЕДНОЙ ОТЛИВКЕ

а) После отливки форма осторожно освобождается от излишков глины (можно собрать их комочком глины, но ни в коем случае нельзя обрабатывать внутреннюю сторону формы, стекла и т.д.)

б) Гипсовая форма становится легкой (но желательно форму сушить в собранном виде). Если подогрев идет с одной стороны, то форму нужно перевернуть и сушить одинаковое количество времени с обеих сторон. (Рисунок 8)


а) Обработанная и высушенная фигурка укладывается в печь (можно печь загрузить полностью) в любом положении, но аккуратно, более легкие фигурки должны быть сверху.

б) Начальная температура в печи должна быть 150 градусов, через каждые пол часа повышается до 900 градусов. В общей сложности, фигурка обжигается 3-4 часа.

в) Остывшие фигурки вынимаются и внимательно осматриваются. Заметив темные пятна (типа плесени), фигурки стоит положить обратно в печь и включить максимум 900 градусов, примерно на 1 час.

г) Готовые остывшие фигурки обрабатываются мелкой шкуркой (нулевой). Допускается процарапывание рисунка, рельеф, но без сплошных нажимов (фигурки после обжига имеют ровный красновато-оранжевый цвет).

В завершении фигурку нужно протереть от глиняной пыли, загрунтовать процеженной водоэмульсионной краской и приступать к следующему этапу.

Фигурка расписывается гуашью плюс клей ПВА и покрывается лаком.

а) Сначала на бумаге делается эскиз, а затем уже ведется роспись на фигурке. В росписи используются тычки (вата закручивается на заостренный конец спички). Их используют при росписи глаз, рта, украшений на одежде.

б) Фигурки расписываются поэтапно. Если расписывается фигурка человека, то сначала лицо, руки, ноги, затем основной цвет одежды, волосы. Далее отводятся основные элементы, например черты лица, детали одежды, только после этого идет разживка и украшение фигурки (нарядные детали в кофточках, фартучках, ресничках, усики), т.е. прорисовываются все мелкие детали. Когда фигурка готова после просушки (2 часа), ее покрываются лаком (ПФ-283).

Для отливки различных изделий, в том числе посуды, используются специальные массы. Нередко в качестве такого сырья применяется шликер. Сегодня речь будет идти об особенностях таких материалов, их составе.

Что это такое?

Шликер представляет собой полужидкое и мягкое сырье, в его состав обязательно входят кварц и полевой шпат. Иногда этим же термином называют водные растворы с глиной, содой и жидким стеклом.

Чаще всего такую кашицеобразную смесь используют для литья в различных формах из гипса. Процесс шликерного литья основывается на двух явлениях: возможности гипсовых компонентов впитывать влагу и способности глины эту влагу отдавать. Плотность смеси составляет примерно 1,7 г/см3. Данный состав можно купить в магазине в готовом виде, а можно приготовить самостоятельно.

Шликерная масса может отличаться по своему составу. Так, смесь для керамики будет содержать в себе следующие компоненты.

глина (содержание 24-37%);

сухой кварцевый песок;



При создании керамических плиток также дополнительно может добавляться специальный стеклобой. Для сварки силикатно-эмалевой трубы применяется смесь, которая содержит в себе следующие элементы.



Кроме того, в процесс производства в массу могут добавляться различные красящие компоненты. Это позволит сделать состав цветным. Подобные составы могут использовать при изготовлении разных декоративных предметов.

Как приготовить?

Далее мы подробно рассмотрим, как можно сделать шликер в домашних условиях. Существуют различные рецепты приготовления. Чтобы сделать литейную смесь, следует подготовить мягкую воду (ее жесткость может составлять до 2-3 единиц). Если вы будете использовать более жесткую жидкость, масса будет гораздо труднее разжижаться, кроме того, могут появиться мелкие пузыри.

На 4 кг сухого порошка добавляется около 1,7-1,9 литра чистой подготовленной воды. Влажность шликера при этом получится около 32%. Туда же добавляют немного жидкого стекла и соды.

При этом сначала добавляется только 2/3 части жидкого стекла, после чего состав тщательно перемешивается примерно 2-3 минуты. Порошок высыпается постепенно порциями и также хорошо размешивается. Материал должен стать однородным.

Полученный состав оставляют на сутки. Чтобы спустя это время довести шликерную массу до нужной текучести, добавляют оставшееся жидкое стекло. Далее все это необходимо процедить.

По своей текучести смесь должна напоминать кефир либо ряженку.

Если материал получился слишком густой, то тогда в процессе перемешивания постепенно добавляют небольшие порции воды. Делают это до тех пор, пока не получится нужная консистенция.


Для перемешивания в домашних условиях лучше использовать обычную дрель. Она позволит получить в итоге однородный состав для литья. При этом можно взять аппарат с регулируемыми оборотами. Можно отдельно купить специальную насадку, предназначенную для перемешивания красок и шпатлевки. Но она должна будет подходить по диаметру к дрели.

Следует помнить о том, что при домашнем приготовлении такого материала на готовых изделиях могут быть обнаружены разнообразные дефекты. Причины такого брака могут быть различными. Так, если вы выполнили слишком быструю заливку в форму, то тогда в массе может образоваться большое количество мелких пузырей, струя смеси должна быть широкой и достаточно короткой.



Полосность может возникать при плохой текучести смеси, а также при неправильной заливке в форму. Неоднородность структуры, как правило, возникает при избыточном количестве воды.

Неравномерность толщины готовых изделий появляется в случаях слишком медленного слива шликера. Но иногда она появляется и из-за неправильной сборки формы.

Из-за недостаточной пластичности готовой массы после сушки на предметах появляются трещины различных размеров. А также такие дефекты появляются из-за того, что заливка происходила в слишком влажные или слишком сухие формы.

Для чего используют?

Шликер можно применять в различных целях. Чаще всего его готовят для отливки разнообразных изделий. Шликерное литье представляет собой особую технику производства гончарных предметов путем литья в специальные формы. При этом не используются гончарные круги и ручные формовки.

В данном случае состав может применяться как при массовом, так и при мелкосерийном производстве. Иногда такой материал берут и для скрепления разных деталей. В данном случае можно будет крепко соединить между собой изделия, изготовленные из глины.

При этом все скрепляемые предметы обязательно должны быть тщательно просушены, их поверхности должны быть абсолютно ровными.

Для того чтобы максимально улучшить сцепление, стоит сформировать на поверхностях насечки. Массу рекомендуется намазывать густым слоем. При соединении детали плотно и крепко прижимают друг к другу.

Отдельно стоит сказать о том, что шликерные смеси могут использоваться при изготовлении высоковольтных изоляторов. Такие фарфоровые детали обладают доступной ценой. Кроме того, изоляторы такого типа абсолютно устойчивы к резким температурным перепадам, они могут похвастаться отменной долговечностью. Но при этом они считаются достаточно хрупкими.



Фарфоровый шликер для литья можно приобрести в специализированном магазине в готовой форме. Массу для склеивания предметов можно приготовить самим. В последнем случае нужно будет смешать глиняный порошок (можно использовать и просто кусочки глиняной массы), его разводят водой, состав должен будет иметь консистенцию как у жидкой сметаны.

Помните, что материал, который остается у вас после проведения всех необходимых работ, выливать в раковину категорические нельзя. В противном случае трубы сильно засорятся. Остатки можно просто выкинуть в мусорное ведро.


Свой собственный шликер - качественный черепок.

Как сделать копилку из керамики? Главное условие, конечно, сделать изделие полым внутри, чтобы можно было собирать денежки. В верхней части сделать прорезь по размеру монеты. Дно можно сделать цельным на этапе "сырца", а можно оставить отверстие, заклеить его картоном уже на готовом изделии, так можно после наполнения копилки не разбивая достать монетки.

Думаю, каждому понятно как сделать полую вазу или чашу. А как сделать статуэтку- копилку? Методом шликерного литья! Расскажу подробнее об этом методе.

Привычный материл гончара - глина, глина для лепки и моделирования. Она бывает самой разной по составу. Из пластичной глины мастер вылепливает изделие руками, воплощая любые идеи и задумки. Можно слепить посуду, кувшины, вазы. Для шликерного литья используется жидкая глина - шликер. В состав шликера , который используем мы для изготовления керамических копилок, входит 2 вида глины, шамот, песок, вода и электролиты. Воды около 50 % от общей массы. Экспериментируя с разным количеством этих ингредиентов, можно получить более тощий или более жирный шликер. Шликер, в котором достаточно глины, немного "масляный" на ощупь.

Копилка для росписи Пони

Копилка для росписи Пони

Цвет черепка ( уже обожженной глины) зависит от самой глины и состава шликера. Цвет изделий, который получаем мы, светло-телесный , прекрасно подходящий для росписи цвет! Изделия из красножгущихся глин надо неоднократно грунтовать толстым слоем, чтобы такая копилка стала пригодна для росписи. Попробуйте покрыть терракотовую копилку для росписи желтым, голубым, зеленым или белым цветами красное изделие - у вас получатся мрачные, грязные оттенки. Так что выбирайте для росписи фигурки и копилки светло-бежевого, телесных цветов (КалинкаКлэй ). Важная часть в приготовлении собственного шликера -это помол всех ингредиентов, многочасовой помол . Через 12-14 часов помола и перемешивания шликер приобретает нужную текстуру и консистенцию.

"/>

"/>

"/>

"/>

"/>

"/>

Фото гончарной мастерской. Формы для литья в работе.

Глина, гипс, руки.

" data-src-width="575" data-src-height="1024" data-src="https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=153x1024:format=jpg/path/sb6f9002a6949d371/image/i3d73ffef18e65efe/version/1453312599/img-alt-%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%81-%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%81-%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0.jpg" data-image-id="8270286325"/> замешивание гипса

В работе гончара участвует глина ну и сам гончар, вернее его руки, а для шликера нужна еще и форма! Форма из гипса, качественного скульптурного гипса. На фото выше формы из гипса для шликерного литья. За последнее время получил распространение такой материал для формовки, как силикон- долговечный и удобный. В шликерном литье он не подходит, к сожалению. Только качественный , чистый, свежий, мелкодисперсный гипс марки Г8 - Г14. Такой гипс найти достаточно сложно, и стоимость у него высокая. Он очень отличается от обычного строительного гипса, алебастра, марки Г4, Г5. Гипс должен быть чистым, пушистым. Сор и комочки оставят брак на форме.


Форма имеет две или более части. На внутренних частях каждой есть замкИ, чтобы прилегание частей было ровным, идеальным. Для наших копилок и статуэток мы используем в основном двусторонние формы среднего размера. Кстати, размер и толщина формы определяется формой и размером модели. Нельзя делать слишком толстой или тонкой форму.

заливка шликера в формы

заливка шликера в формы

Самое важное в изготовлении копилок - это профессиональная форма, другими словами оснастка для керамики. С хорошей оснастки и изделия будут выходить ровные, ладные, нужного размера, формы, с тоненьким шовчиком. Это залог успешной и приятной работы всей мастерской.

На самом первом этапе формовки, мастер-форматор получает модель. Она может быть из пластилина, гипса, дерева, керамики, пластика, силикона. Дизайн модели играет основную роль и напрямую влияет на размер, количество сторон, форму самой гипсовой формы. Когда стороны изготовлены, высушены, можно приступать к сборке формы и отливке пробной копилки. В изготовлении используется разделительная смазка, которую потом обязательно нужно стереть

Как это происходит?


" data-src-width="575" data-src-height="1024" data-src="https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=262x1024:format=jpg/path/sb6f9002a6949d371/image/i499a4342b7c5160f/version/1452976754/img-alt-%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%88%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%80.jpg" data-image-id="8267880325"/> заливка гипсовых форм шликером

Так как же копилка становится пустой?

Итак, соединяем части формы на столе, закрепляем их резинками. Все части должны идеально ровно и крепко прилегать друг к другу. Ставим форму отверстием ( литником) вверх. Берем шликер, процеживаем его через сито, и наливаем в форму средней струйкой. Залить до верха форму нужно за один раз. Ожидаем минуту - и вы увидите, как глина оседает в форме! Примерно каждые 2-3 минуты нужно подливать шликер до верха. Через 12-15 минут выливаем шликер из формы, оставляем перевернутой форму на пару минут, чтобы вся глина стекла вниз. Теперь можете заглянуть внутрь через литник ( резинки не снимать!) и вы увидите 3-5 мм слой глины по внутренней стенке формы. Это и есть стенки вашего изделия, а внутри пусто!

Этот метод построен на свойстве гипса впитывать в себя влагу. Притягивая воду из шликера, глина образует более плотный слой на стенках формы, не способный слиться при переворачивании. А жидкий шликер из середины легко сливается. Таким образом получается тонкостенное изделие, точно повторяющее дизайн модели.

Когда шликер уже слит в течении некоторого времени, форма продолжает насасывать в себя влагу из глины. Изделие начинает наоборот незначительно уменьшаться, отходя от стенок формы на 1 мм примерно. Теперь самое время разнять форму и достать, но очень аккуратно, изделие.

В правильной форме не будет никаких потеков, и вы легко обработаете изделие, удалив небольшие швы ровно обрезав литник. Для этого лучше использовать острые профессиональные стеки.

Прорезь для копилки нужно делать именно на этом этапе. Далее изделие оставляйте на сутки- двое сохнуть. Далее проведите еще раз чистку швов и протритеш изделие губкой. Сейчас все манипуляции необходимо выполнять очень аккуратно, так как изделие до обжига очень хрупкое.

Еще немного о важном.


" data-src-width="575" data-src-height="1024" data-src="https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=324x1024:format=jpg/path/sb6f9002a6949d371/image/i6d444d54a7daea1e/version/1452980270/img-alt-%D0%B8%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BA.jpg" data-image-id="8267485725"/> шликерное литье

Казалось бы, что может быть проще - залил/ слил глину. Вот тебе изделие. Всё так, да не совсем.

Ни что не вечно под луной и гипсовые формы тоже.


" data-src-width="575" data-src-height="1024" data-src="https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=321x1024:format=jpg/path/sb6f9002a6949d371/image/i9a56fd34a6df28e6/version/1499023100/img-alt-%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.jpg" data-image-id="8270631225"/> в мастерской

Так стоит сказать продолжительности службы гипсовой оснастки. Есть мастера, утверждающие, что из формы можно отлить более 1000 изделий. Получается, если отливать через день, то формы должно хватить на 6 лет примерно! Если давать форме " отдыхать", то еще и дольше.

Спешу не согласиться с таким утверждением! В состав шликера входит не только глина, а еще электролиты, обычная вода, отощающие - эти составляющие, которые всасываясь в гипс, насыщают и разрушают его структуру, гипс теряет свои свойства. К тому же, форму после каждой отливки протирают губкой, происходит истирание внутренней поверхности формы и утолщается шов на изделии, что уже влияет на внешний вид изделия. Я призываю вас тщательно следить за формами, не оставлять на них остатки глины, просушивать после каждого использования и форма прослужит вам дольше, но не более 40 - 60 раз. Этот показатель еще зависит от того, насколько детализирована модель. Для примера возьмем статуэтку "Русалочка", у нее очень много меленьких деталей, лицо, пряди волос, узоры. В форме можно отлить около 20-30 изделий.

В результате процесса впитывания влаги из шликера и сушки, гипс теряет свои свойства. Появляются дырочки, насолы, расширяется прилегание частей, истирается поверхность рисунка. Сама форма приобретает серовато-коричневатый цвет. Такая форма медленнее или плохо набирает толщину изделия, точность рисунка теряется, а когда гипс сыреет, он становится " рыхлым", хрупким.

Существуют разные виды гипса. Самый плотный и твердый гипс по моему мнению плох для формовки. Формы получаются очень тяжелыми, сам гипс тяжело поддается шлифовке и обработке, очень плотная структура медленно впитывает влагу из шликера, большие изделия с толстой стенкой вообще крайне долго придется ждать. Хотя такие формы, полагаю, дольше служат. Оптимальным считаю гипс марки Г10-Г12.

Для разведения шликера добавьте к порошку массы от 2/5 до половины (на 1 кг массы - от 0,4 л до 0,5 л воды) и тщательно перемешайте до полного распускания комков. Шликер должен получиться достаточно густым и в течение получаса ощутимо загустевать. Если на дне образуются уплотнения, шликер начинает расслаиваться — воды слишком много, что может отрицательно сказаться при литье во многие (но не все!) типы форм.

Типичное содержание воды в большинстве шликеров — от 32 до 37%. В некоторых случаях используются шликеры другой влажности.

Небольшие объёмы шликера очень удобно распускать блендером. Малые объёмы удобно отмерять обычным пластиковым шприцом. Не рекомендуется загущать шликер различными модификаторами.

Наиболее распространённая проблема — прилипание изделия к стенкам и/или его растрескивание. Самая частая причина — избыток воды.

Читайте также: