Как сделать шкалу оценок

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 10.09.2024

Попробуйте каждый самостоятельно оценить свой ответ по 5-балльной системе. Сложно это сделать или легко? Можно ли вашу оценку считать объективной, прозрачной? Нет. Почему?

А теперь оцените свой ответ по критериям. Перед вами рубрикатор (инструкция) оценивания ответа на вопросы продуктивного типа. Это лист оценивания. Он состоит из критериев и показателей, каждый показатель оценивается каким-то баллом.

Рубрикатор (инструкция) оценивания ответа

на вопросы продуктивного типа

Оперирование основными терминами, выделение ключевых слов ( знание, понимание)

Затрудняется оперировать терминами (не использует в ответе основные термины и понятия)

Частично оперирует терминами (частично использует в ответе основные термины и понятия)

Самостоятельно оперирует терминами (полностью использует в ответе основные термины и понятия)

Аргументирование ответа ( анализ и синтез информации )

Затрудняется устанавливать основные закономерности (отсутствие аргументов)

Частично устанавливает закономерности

Самостоятельно устанавливает основные закономерности

Применение теории на практике (наличие

примеров, установление межпредметных связей т.д.)

Затрудняется применять теорию на практике (отсутствие примеров)

Частично применяет теорию на практике (недостаточное количество примеров)

Самостоятельно применяет теорию на практике

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

Вам стало проще оценить ответы? Почему? Появились критерии, вы знаете, на чём сделать акцент при ответе на вопрос.

Десятилетия существует традиционная пятибалльная система оценивания, мы к ней привыкли и традиционно пользуемся ей на уроках. Существуют ли недостатки в традиционной пятибалльной системе оценивания?

Традиционная система оценивания имеет ряд недостатков:

  • субъективность и непрозрачность оценки;
  • при такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребёнка, развить в нём желание учиться, трудиться и сделать его успешным.

Новые образовательные стандарты требуют внедрения новых подходов к оцениванию учебных достижений учащихся.

Выскажите свое мнение, какой должна быть система оценивания в условиях ФГОС?

Сегодня на мастер-классе я познакомлю вас с технологией разработки критериальной системы оценивания практической деятельности учащихся.

Что же такое критериальное оценивание? Как вы думаете?

Цель технологии критериального оценивания можно определить как создание условий и возможностей для формирования и развития научно-познавательной активности учащихся, их творческой и исследовательской сферы, учебной самостоятельности, приобщения учащихся к систематической рефлексии .

Обязательное условие для содержательного контроля и оценки – наличие у ребенка четких, прозрачных, детальных критериев правильности выполнения учебного действия .

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов .

Попробуем разобраться, как разрабатываются листы оценки разных видов деятельности учащихся.

На любом предмете практически ежедневно мы даем детям задания типа: Сформулируйте определение понятия, процесса, явления.

Прочитайте текст. Определите, о каком процессе идёт речь, дайте развёрнутое определение этому процессу.

Главное отличие зелёных растений от других живых организмов – наличие в клетках хлоропластов, содержащих хлорофилл. Хлорофилл обладает свойством улавливать солнечные лучи, энергия которых необходима для создания органических веществ.

Вода + углекислый газ + энергия света = сахара + кислород

Дети должны дать определение фотосинтеза после прочтения и анализа текста.

Для этого им можно предложить следующие задания:

  1. Выделите ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку понятия (процесса).

2. Перечислите существенные признаки понятия (процесса).

3. Определите практическую значимость данного понятия (процесса).

Эти вопросы и станут критериями оценки этого вида продуктивной деятельности, а в качестве показателем мы берем все те же характеристики: затрудняется дать ответ, частично или не полно дает ответ, самостоятельно дает ответ.

Рубрикатор оценивания заданий по определению понятия

Выделение ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку понятия ( знание, понимание)

Затрудняется выделять ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку понятия

Частично выделяет ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку понятия

Самостоятельно выделяет ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку понятия

Перечисление существенных признаков понятия ( анализ и синтез информации )

Затрудняется перечислять существенные признаки

Частично перечисляет существенные признаки

Самостоятельно перечисляет существенные признаки

Понимание практической значимости понятия ( применение, оценка )

Затрудняется понимать опытные факты, модели, подтверждающие справедливость определения

Частично понимает опытные факты, модели, подтверждающие справедливость определения

П онимает опытные факты, модели, подтверждающие справедливость определения

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

  1. Фотосинтез – это процесс образования органических веществ (сахаров) из неорганических (воды и углекислого газа) происходящий в хлоропластах на свету. Выделившийся кислород необходим всем живым организмам для дыхания.

А теперь поработаем в группах и самостоятельно разработаем критерии оценки предложенных видов заданий.

Задания по группам – составьте рубрикаторы оценивания

  1. 1 группа – анализ таблицы
  2. 2 группа – составление кластера
  3. 3 группа – анализа текста

Выступление групп, сравнение с нашими рубрикаторами.

В заключение нашей работы давайте проведем рефлексию, я попрошу вас дать аргументированный ответ на один из вопросов:

1. Оправдались ли ваши ожидания от мастер-класса?

2. Перечислите основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время мастер-класса?

Наш мастер-класс подошел к концу, я благодарю вас за работу.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В чем отличие новых ФГОС от стандартов первого поколения?

В чем отличие новых ФГОС от стандартов первого поколения?

Критерий Показатели Баллы Оперирование основными терминами ( знание, понимание) Затрудняется оперировать терминами (не использует в ответе основные термины и понятия) 0 Частично оперирует терминами (частично использует в ответе основные термины и понятия) 1 Самостоятельно оперирует терминами (полностью использует в ответе основные термины и понятия) 2 Аргументирование ответа (анализ и синтез информации) Затрудняется устанавливать основные закономерности (отсутствие аргументов) 0 Частично устанавливает закономерности (1-3 аргумента) 1 Самостоятельно устанавливает основные закономерности (4-5 аргументов) 2 Применение теории на практике (приводятся примеры, устанавливаются межпредметные связи т.д.) Затрудняется приводить примеры (отсутствие примеров) 0 Частично приводит примеры (1-3 вопроса) 1 Самостоятельно приводит примеры (4-5 вопросов) 2

Оценка по 5-баллльной шкале Баллы по критериям 5 5-6 4 3-4 3 2-3 2 0-1

Требования ФГОС нового поколения к системе оценки достижения планируемых результатов:

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями , соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Критерий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии описываются показателями , в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания.

Задания : Выделите ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку процесса. Перечислите существенные признаки процесса. Определите практическую значимость данного процесса.

Рубрикатор оценивания заданий по определению понятия Критерий Показатели Баллы Выделение ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку понятия ( знание, понимание) Затрудняется выделять ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку понятия 0 Частично выделяет ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку понятия 1 Самостоятельно выделяет ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку понятия 2 Перечисление существенных признаков понятия ( анализ и синтез информации ) Затрудняется перечислять существенные признаки 0 Частично перечисляет существенные признаки 1 Самостоятельно перечисляет существенные признаки 2 Понимание практической значимости понятия ( применение, оценка ) Затрудняется понимать опытные факты, модели, подтверждающие справедливость определения 0 Частично понимает опытные факты, модели, подтверждающие справедливость определения 1 П онимает опытные факты, модели, подтверждающие справедливость определения 2

Оценка по 5-баллльной шкале Баллы по критериям 5 5-6 4 3-4 3 2-3 2 0-1

Модельный ответ: Фотосинтез – это процесс образования органических веществ (сахаров) из неорганических (воды и углекислого газа) происходящий в хлоропластах на свету. Выделившийся кислород необходим всем живым организмам для дыхания .

Задания по группам – составьте рубрикаторы оценивания 1 группа – анализ таблицы 2 группа – составление кластера 3 группа – анализ текста

Рубрикатор оценивания задания по анализу таблицы Критерий Показатели Баллы Понимание смысла информации представленной в таблице: заголовок таблицы, название столбцов и строк, единицы измерения табличных данных и т.д. ( знание, понимание) Отсутствует понимание смысла информации представленной в таблице 0 Частично понимает смысл информации представленной в таблице 1 Полностью понимает смысл информации представленной в таблице 2 Определение закономерности отражённой в содержании таблицы ( анализ и синтез информации ) Затрудняется определять закономерность отражённую в содержании таблицы 0 Частично определяет закономерность отражённую в содержании таблицы 1 Самостоятельно определяет закономерность отражённую в содержании таблицы 2 Понимание практического значения данных таблицы ( применение, оценка ) Затрудняется понимать практическое значение данных таблицы 0 Частично понимает практическое значение данных таблицы 1 Полностью п онимает практическое значение данных таблицы 2

Рубрикатор оценивания составления кластера Критерий Показатели Баллы Верно выделены смысловые единицы (знание, понимание) Затрудняется в понимании и выделении смысловых единиц 0 Частично понимает и может выделить смысловые единицы 1 Верно понимает и выделяет смысловые единицы 2 Найдено не менее 5 связей (оперирование, применение) Связи не найдены или найдена 1-2 связи 0 Найдено 3-4 связи 1 Найдено 5 и более связей 2 Верно сделаны выводы на основе кластера (анализ, синтез) Выводы не сформулированы 0 Сформулированы выводы без аргументации 1 Сформулированы аргументированные и верные выводы 2

Рубрикатор оценивания задания на анализ текста Критерий Показатели Баллы Верное понимание смысла текста (знание, понимание) Затрудняется в понимании смысла предложенного текста 0 Частично понимает смысл предложенного текста 1 Верно понимает смысл и проблему, затрагиваемую в тексте 2 Умение определять авторскую позицию (анализ, синтез) Не может определить авторскую позицию 0 Затрудняется самостоятельно определять авторскую позицию 1 Умеет самостоятельно определить позицию автора 2 Сформулированность и аргументированность выводов (применение, коммуникация) Вывод не сформулирован 0 Сформулирован вывод без аргументации 1 Сформулированы аргументированные выводы 2

Рефлексия мастер-класса: Оправдались ли ваши ожидания от мастер-класса? Перечислите основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время мастер-класса?

1. Балльная оценка и шкала;
2. Виды бальных шкал;
3. Составление шкал для измерения субъективных ощущений;
4. Разработка балловых шкал.

1. Балльная оценка и шкала

Балльная оценка - это метод оценки по нескольким качественным показателям, при котором оценки, выражаются в баллах, суммируются.

Балльная шкала - это упорядоченная совокупность чисел и качественных характеристик, которые приводятся в соответствие с оцениваемыми объектами согласно определяемому признаку. Она служит для количественной оценки, которая выражает качественный уровень признака;

2. Виды бальных шкал

Виды балльных шкал

· номинальные - цифры или символы служат в качестве условных обозначений для идентификации объектов или их свойств;

· порядковые - цифрами обозначают последовательность объектов или свойств по степени их важности, при этом учитывают определенную связь их между собой;

· интервальные - образованные от порядковых, обозначают размеры различий между объектами или свойствами; в этих шкалах расстояния между обозначениями равные и устанавливаются произвольно;

рациональные - так же, как и интервальные, отражают соотношение размеров объекта при наличии нулевой точки отсчета

3. Составление шкал для измерения субъективных ощущений

Составление шкал для измерения субъективных ощущений - задача трудная. Для этого в первую очередь должны быть решены следующие два вопроса: выбор объема (количество баллов) шкалы и выявление взаимосвязи между интенсивностью отдельных признаков качества и цифровыми значениями шкалы. При выборе объема балльной шкалы руководствуются требуемой степенью точности, надежностью результатов и числом различимых уровней качества.

4. Разработка балловых шкал

При разработке балловых шкал градацию шкалы определяют в зависимости от поставленной задачи, качества экспертов, необходимой точности результатов и возможности словесного описания характеристики качественных уровней. Для экспертной оценки качества продукции рекомендуется использовать шкалы с нечетным числом уровней качества, чаще применяют балловые шкалы, имеющие 3, 5, 7, 9 градаций качества, которые могут совпадать или не совпадать с количеством баллов.

Онлайн калькулятор для расчета среднего балла успеваемости ученика. Средний балл - это сумма всех оценок, разделенная на их количество. Средневзвешенный балл подсчитывается с учетом веса, то есть коэффициента важности каждой работы, и таким образом демонстрирует более объективный показатель успеваемости. Для того чтобы рассчитать средневзвешенный балл ученика используйте калькулятор который поможет найти среднее арифметическое взвешенное.

Средний балл - это среднее арифметическое значение всех отметок.
Формула расчета среднего балла: (5 x n5 + 4 x n4 + 3 x n3 + 2 x n2) / (n5 + n4 + n3 + n2)
где:
n5 - количество пятёрок;
n4 - количество четвёрок;
n3 - количество троек;
n2 - количество двоек.


Данный тип вопроса часто включает в себя утверждение или вопрос с набором шкал, варьирующихся от одной крайности до другой, с нейтральным вариантом посередине. Этот вопрос можно использовать для измерения отношения респондентов к чему-либо или для сбора их отзывов или мнений.



Обратите внимание на следующее:

  • Добавить ответы: выберите вопрос и нажмите зеленую кнопку (1). После этого приложение добавит ответ в нижней части.



Функция макета группы полезна для размещения каждого ответа на вопрос в любом положении слайда. Подробнее см. Произвольное размещение группы вопросов в ActivePresenter 7.

Как настроить шкалы и отчеты


Как добавить события и действия


У администраторов в электронном журнале есть возможность вносить следующие изменения в формы контроля:

Создание дополнительной формы контроля с альтернативной шкалой оценивания

Для копирования формы контроля и последующего ее редактирования необходимо выполнить следующие действия.




Рисунок 3. Копирование формы контроля


Рисунок 4. Окно «Копирование формы контроля

Появилась новая форма контроля для выбранного предмета (рис.5).


Рисунок 5. Новая форма контроля

Изменение веса оценки

Для изменения веса оценки необходимо выполнить следующие действия.


Рисунок 6. Редактирование формы контроля


Обратите внимание! Вес оценки у скопированных форм контроля взаимосвязан. При изменении веса оценки у одной формы контроля, автоматически меняется у второй. (рис.8).

Читайте также: