Как сделать шах и мат
Многие начинающие игроки сразу хотят научиться, как поставить быстрый мат в шахматах. В представленном выше видео разбираются варианты и комбинации, которые позволяют обыграть слабого соперника буквально за несколько ходов. Однако если вы хотите добиваться победы над искушенными оппонентами, то вам будет полезно ознакомиться с данной стьей.
Как же поставить мат
Шахматы при простых правилах являются одной из наиболее сложных придуманных человечеством интеллектуальных игр. От участников требуется:
- внимательное отношение к каждому ходу;
- аналитические способности;
- стратегическое мышление;
- терпение;
- острый ум и прочие помогающие в игре качества.
В шахматах существует огромное множество комбинаций, различные возможные варианты ходов с большим напряжением ресурсов может просчитать современный компьютер. Но для победы этого мало, есть игровые ситуации, в которых мощные компьютеры пасуют, а опытные шахматисты находят правильные решения.
Шахматистам интересны эффектные варианты выигрыша у соперника. Иногда продолжительность шахматных партий растягивается на несколько суток и более. В других случаях за короткое время ставится быстрый мат. Поставленные ловушки позволяют закончить игровой процесс за несколько минут.
Варианты и комбинации
Предлагаем рассмотреть наиболее употребляемые 3 варианта:
- Черную пешку нужно передвинуть на e7, второй ход черных выполняется ферзем (королевой) с перемещением фигуры на e1 (в ином варианте на e8) по диагонали h4 (h5).
- Играя белыми, пешкой с поля d2 нужно пойти на d3, на втором ходу пешка от короля идет вперед на 2 клетки, на е4. Тем самым решается задача открытия диагонали, по которой можно двинуть королеву. Конечный результат будет достигнут в том случае, если пешка соперника будет передвинута на g5. Третий завершающий ход белых выполняется ферзем на h5. Все, матовая ситуация!
- Играя белыми, можно поставить быстрый мат в 3 хода, сопровождающийся захватом пешки. Первым ходом е4 белые открывают королевскую защиту, вторым захватывается пешка е4xf5. Если король соперника открыт, можно завершить игру перемещением королевы на h5.
Подобные маты ставятся невнимательному противнику, внимание которого тем или иным приемом отвлекается. Постановка их более менее профессиональному игроку практически невозможна. Быстрый мат – удар по репутации начинающего шахматиста, побуждающий его вникать в шахматную теорию.
В нашей любимой игре много всего интересного. Например, быстрый мат в шахматах, — как получал, так и ставил наверное каждый из нас. Это своего рода казус, без которого в начале карьеры обходятся лишь немногие шахматисты.
Коль скоро вы оказались на этой странице, — сохраните себе в закладках наши Программы подготовки шахматистов — отличное подспорье для усиления игры. А также программы подготовки для игры в блиц и рапид.
Блицкриг
На самом деле, тактика кавалерийского наскока или блицкрига – один из возможных вариантов игры. И она довольно рискованная. Однако в партии с неискушенным игроком может принести успех.
Для начала посмотрим самый быстрый мат, который возможен:
Дурацкий мат
Он получается всего за два хода.
Точнее, черные ставят мат на 2 ходу. Интересно, что белые в 2 хода заматовать не могут.
Кстати, ход 1.g4 не такой уж и дурацкий. Этим ходом начинается дебют Гроба. Начало экзотическое, но полнее пригодное для применения. А вот уже 2-й ход пешкой f – иначе, как самоубийством не назовешь.
Следующие варианты дебютных катастроф более близки к повседневной практике шахматистов.
Детский мат
Тактика проста: быстрое развитие ферзя и легкой фигуры и попытка с наскока заматовать.
Важный нюанс заключается в том, что черные могут легко избежать неприятностей. К примеру, сыграть, 3…g6 , а на отход ферзя 4.Фf3 , — спокойно вывести коня 4… Kf6.
Есть и другие вариации детского мата с участием ферзя и слона.
В 5 ходов
За 5 ходов возможны маты с участием коня.
В последнем случае разыгран полнее вменяемый дебют – будапештский гамбит. И все ходы белых вроде бы логичны. Довольно любопытная ловушка, в которую иногда попадаются совсем не начинающие шахматисты.
в 7 ходов
Ход конем 3. Кd4 – не самый лучший. В расчете на ошибку белых, которую последние и допустили со всего маху.
Еще одна типичная ошибка – забыть о том, что от двойного шаха защититься невозможно, — спасает только уход короля. А если уходить некуда, тогда пардон, — вам мат.
Мат Легаля
Этой эффектной матовой комбинации у нас посвящена отдельная статья.
в 8 ходов
Еще одна вариация будапешского гамбита:
Как видите, идея аналогична той, которую мы видели чуть выше. Кстати, изучение типовых матовых конструкций дело весьма полезное, ибо матовые идеи перекликаются в самых разных дебютах.
в 9 ходов
В чем подвох?
Полагаю, вы обратили внимание, что матовые идеи при быстрых матах похожи.
Есть и еще одно объединяющее обстоятельство: Поставить быстрый мат в шахматах можно лишь в том случае, если соперник допускает грубую ошибку.
Отсюда вывод: делать ставку на блицкриг- стратегия более чем рискованная.
Вспомнилось изречение американского генерала-полководца Дугласа Маккартура :
Провести аналогию между молниеносной войной и тактикой блицкрига в шахматах, — вполне уместно.
В шахматах даже сложнее, на мой взгляд. Шахматист внимательный, не говоря уже о сильном игроке, сможет легко парировать наскок.
И тогда нападающая сторона может остаться у разбитого корыта.
Ибо оборотная сторона блицкрига в шахматах, – потери темпов, позиционные уступки, иногда отсталость в развитии фигур. И как следствие — быстрый откат назад и худшая позиция.
Делать ли ставку на блицкриг?
Отчасти мы уже дали ответ на этот вопрос. По человечески понятно желание поставить мат своему сопернику уже в дебюте.
Впрочем, воспитательную работу оставим для другого случая. Выбор за вами. Играйте шахматы и получайте удовольствие!
Что делать, если одна из сторон объявила шах? Любыми способами защититься от него. Как это сделать?
Есть три способа:
- король должен отступить, оказавшись не в действии фигуры, которая объявила шах;
- побить эту фигуру;
- перекрыть действие фигуры, объявившей шах, своей фигурой.
Если на доске возник мат черному (белому) королю, то партия соответственно заканчивается победой белых (черных). На практике дело редко доходит до мата — обычно игрок сдается раньше. Если игра идет с часами, то проиграть партию можно и просрочив отведенное на партию время. Также партия может завершиться вничью.
Существует четыре способа, когда это может произойти:
- Соперники, обоюдно соглашаются на ничью, сделав выводы, что их ресурсы исчерпаны , и борьбу продолжать бессмысленно.
- На доске получился мат (положение, когда игрок не может пойти ни одной из своих фигур, и при этом всем, его король не под шахом;
- Троекратное повторение позиции (третий раз повторяется положение на доске при той же очереди хода);
- Правило 50-ти ходов (если в за время 50-ти ходов ни одна фигура , так и не покинула доску и ни одна из пешек не сдвинулась с места).
Ход игры.
Начинают белые. Партнеры осуществляют ходы поочередно. Переставляют свою фигуру на неприятельское поле или на свободное поле доски, строго отталкиваясь от правил игры.Взятие фигуры или пешки обозначается двоеточием. Название пешки, как правило, опускается, а если она при своем ходе превращается, то указывается — в какую фигуру.
Соперники продолжают игру до тех пор, пока кто-либо из них не одержит победу, либо игра не закончится ничьей.
Правило 50 ходов гарантирует, что партия не будет продолжаться вечно.
Шах мат и пат в шахматах
Эти три понятия должен знать каждый начинающий шахматист
Начнем по порядку:
Шах — это ситуация когда на Вашего короля или короля противника напали вражеские фигуры и угрожают его съесть. То есть шах можно поставить только королю.
Картинка шах:
Также есть еще малоизвестное понятие Гарде — шах ферзю. Но его не используют в классических шахматах, за ненадобностью.
От шаха есть 3 способа защиты:
1. Срубить фигуру, которая атаковала короля
2. Закрыться своей фигурой от шахма
3. Убежать своим королем от шаха
Пат в шахматах называют ситуацию, при которой королю при своем ходе некуда ходить, но отсутствует всякая угроза со стороны соперника(шаха нет), а также нет ходов другими фигурами.
Наиболее распространенная патовая ситуация у начинающих шахматистов в эндшпиле король и ферзь против короля.
Предлагаю посмотреть видео про шах мат и пат для большей наглядности с примерами:
Шах и мат – такая позиция в шахматах, при которой один из игроков одержал победу в поединке. Это то, что оба соперника пытаются достичь. Чтобы добиться шаха и мата, нужно поставить короля соперника в такую позицию, при которой он не сможет перейти ни на одну клетку, при этом не быть под угрозой. Итак, какие нужно предпринять действия для достижения данной цели?
Пытайтесь играть белыми фигурами сразу. В традиционных шахматных правилах закреплено, что игрок с белыми фигурами должен начинать игру, и если таковым игроком являетесь вы, у вас больше шансов поставить своему противнику шах и мат. Если же вы вынуждены играть черными (на турнирах, в основном, требуют, чтобы игроки подбрасывали монету перед матчем за обладание престижной стороной), все равно начните движение к победе. Хотя иногда случается, что противник раскроет ваш замысел и не даст претворить его в жизнь.
Пойдите вашей пешкой от Е-2 (четвертая слева; на шахматной доске буквы используются по горизонтали, а цифры – по вертикали) на стратегическую позицию, т.е. на два поля вперед (E-4). Если вам повезет, ваш оппонент будет противостоять вашей пешке, переводя в позицию атаки свою пешку. Или он может оставить позицию, чтобы атаковали вы. Либо он может срубить или отступить своей пешкой. Во всяком случае, если он переместит пешку с F-7 на F-5, сразу ставьте шах и мат.
Возьмите свою королеву и переместите ее для открытия пространства по диагонали F-3. Если везение будет на вашей стороне, противник среагирует перемещением другой пешки на место защиты от вашего ферзя, нападая по диагонали. Если пешка пойдет по другому пути на G-5, сразу можно будет зафиксировать шах и мат, как только противник уберет руку с фигуры. В этом случае ход будет считаться состоявшимся в соответствии с правилами турнира.
Переместите ферзя вперед по диагонали еще на 3 клетки, поставив его на Н-5. С этой позиции, уже будет реальная угроза королю соперника. Так как в начале игры король почти полностью окружен другими черными шахматными фигурами и может двигаться только вглубь в сторону королевы, то в этом случае тоже фиксируется шах и мат. Вы выиграли поединок!
Читайте также: