Как сделать хурул

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 09.09.2024

Рада приветствовать всех на Отзовике!
В конце апреля мы добрались до Элисты. Конечно же будет серия отзывов оттуда. Знаете, вот как будто за границей побывали, настолько самобытна эта республика, непохожая на другие наши регионы.
А начну я со старого хурула, так в Калмыкии называют буддийские храмы. Думаю многие знают, что в Калмыкии распространен буддизм.

С буддизмом я слегка знакома, немало поездили по странам ЮВА. Первый буддийский храм, куда я попала, был Ват Сутат (Wat Suthat) в Бангкоке.
Уже тогда поразила атмосфера - кругом само спокойствие, а воздух настолько пропитан положительной энергией, что мысли сами двигаются в правильном направлении.

После я бывала во многих буддийских храмах, в разных странах, и везде испытывала чувство умиротворения, которое способствует погружению в собственные размышления. Это такое место, где душа и мысли соединяются, карма очищается.

Вот тут вспомнилось как обезьяны нам не дали очистить карму в Храме Тигра.

Но чтобы очистить карму, вовсе необязательно лететь за тридевять земель, Элиста гораздо ближе))

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

Как обычно, экскурсию в Элисту мы организовали себе сами.
Ездили на машине, дороги в тех местах хорошие, прямые, видимость отличная - кругом ведь степь да степь!

Автопутешествие в Калмыкию

В той степи пасутся коровы да бараны.

Степи Калмыкии

Местами наблюдали забавные детские выгулы -
ходят овцы, и абсолютно за каждой по пятам идет один или два ягненка. Милота!

В степях Калмыкии

Знаете, степи тоже имеют свое очарование:
**
"Взглянешь влево, взглянешь вправо -
Всюду ширь, и тонет взор.
Степь, тебе и честь и слава
За могучий твой простор!" (И. Суриков)

Собственно и сам буддийский храм Сякюсн-Сюме находится в степи, за городом.

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

Никаких городских построек рядом нет, лишь жильё монахов.

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

А может и не монахов, а людей, работающих на территории хурула.
Увидели что-то типа большого огорода, видно что землю обрабатывают, занимаются сельскохозяйственными посадками для собственных нужд.

Внимание!
Информация для тех, кто поедет на машине.
Перед воротами комплекса стоит знак "кирпич". Но посетителям хурула проезжать РАЗРЕШЕНО!

Мы когда подъехали, на повороте к комплексу стояли гайцы. Разумеется мы тормознули перед "кирпичом", я вышла спросить можно ли здесь оставить машину, вроде как нет запрещающего знака, но и место для стоянки не самое подходящее. Мне ответили, мол, если вы в храм - проезжайте без проблем.

На территории хурула имеется просторная автостоянка, рядом есть туалеты. Ниже фото как раз с парковки сделано.

Старый хурул Сякюсн-Сюме. Элиста, Калмыкия.

Место для строительства хурула выбирал сам тибетский Далай-лама. Было это в 1992 году.
А перед открытием храма Далай-лама опять приезжал, чтобы провести церемонию "раднэ" (освящение и признание божественной обители). После церемонии хурул получил звание "Святая обитель школы Гелуг".

Почему хурул строили в степи?
По плану здесь должен был появиться монастырь "Геден Шеддуп Чой Корлинг", то есть целый буддийский комплекс - центр духовного образования. Для этого строительства требовалось много свободного места и определённые условия - отрешённость от городской жизни.

Почему-то задуманное не состоялось. А после возведения в центре Элисты нового хурула "Золотая обитель Будды Шакьямуни" старый хурул оказался чуть ли не в забытье.

Знаете что первым делом останавливает здесь?
Шелест многочисленных цветных флажков!

Хурул Сякюсн-Сюме в Калмыкии

Только представьте - СТЕПЬ, совершенно никого, полная ти-ши-на, и только звук трепыхающихся на ветру флажков. впечатления невероятные!

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

Как будто в иной мир попал.
Чувствуешь одновременно настороженность и любопытство.
А в самом воздухе витает что-то шаманское, дикое и вольное.
В голове тут же мысли возникают - кто ты? Зачем здесь? Каков твой путь?

** Пару слов про эти самые флажки.
Называются они "хии-морин", что означает "конь ветра". Этот символ из Тибета.
Считается, что у каждого есть свой Хии-Морин (или Ки-Морн), который управляет нашей энергией. Падает энергия, и наступают у человека плохие времена - упадок сил, упадок духа, упадок благополучия и т. д.
А потому надо вешать свой Конь-Ветра как можно выше, чтобы ветер наполнял флажок силой, передавал нам положительную энергию.

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

На самом деле символизм Хии-Морин в двух словах не опишешь, там свои правила. Важен и цвет флажка, и место куда повесить, и день недели, и слова мантры.
С этим вам помогут служители хурула (или Гугл вам в помощь!).

К слову, монахов в хуруле называют ламой.
Очень удобно общаться с ламой в Калмыкии, ведь они говорят на русском!
Вот и таблички с буддийскими правилами написаны понятно, не надо переводчика))

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

Разговаривали мы здесь с садовником, который отвечает за озеленение территории, сажает цветы (перед хурулом большой розарий), да и просто следит за порядком вокруг храма.
Рассказывал свою историю, как приехал в этот хурул с посильной помощью (хурул строился на пожертвования и безвозмездную помощь жителей), а потом и совсем остался, уже три года живет здесь.
Говорит - энергетика здесь особенная, думать хорошо, себя понять можно, СВОБОДНЫМ СТАТЬ.
Последние слова поразили, сколько в них смысла заложено! Только вдумайтесь.

** Про буддийские обычаи.
Правила поведения в буддийских храмовых комплексах запомнить несложно.
Кроме общепринятых норм поведения в религиозных местах и соответствующей одежды, есть и свои особенности.
Самое основное - сам храм и внутри храма обходить надо строго по часовой стрелке.

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

Внутри храма нельзя находиться спиной к Будде, это неуважение к главному Учителю.

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

Обходя хурул, вращайте барабаны (тоже по часовой стрелке), в них заложены мантры.

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

Молитвенные барабаны называются кюрде.
Считается, если загадать желание и обойти хурул Сякюсн-Сюме три раза, не забывая вращать барабаны, это желание сбудется.

Немного в стороне от хурула стоит симпатичный домик в азиатском стиле. Здесь жил Далай-лама во время своих визитов в Калмыкию.

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

Позади на заднем плане проходит трасса Элиста-Минеральные воды. От Элисты до старого хурула по этой трассе 6 километров.

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

Само здание храма несколько пообветшало, всем своим видом оправдывает народное звание - Старый хурул.

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

Стражи перед входом в храм тоже пооблезли местами, но при этом ничуть не утратили свою сакральную силу.

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

Кстати, про львов-охранников.
На переднем плане лев, распознать просто - под его лапой шар.
Со второй стороны установлена львица, у неё под лапой львенок.

Но пора и в сам храм зайти.

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

Есть одна особенность в буддийских храмах Калмыкии - внутри нельзя фотографировать.
Для меня это стало неожиданностью. Везде в буддийских храмах Азии на фото нет запрета, местами только висит табличка - не пользоваться вспышкой, свет которой разрушает росписи. Поэтому никогда не пользуюсь вспышкой в любых храмах.

Я зашла в молельный зал одна, внутри было пусто. Достала фотик, сделала от входа один кадр (без вспышки), и тут же голос откуда-то сверху: "фотографировать запрещено"!
Голос грудной, мощный, как будто сам Будда молвил.

Так и остался из храма один кадр.

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

Ну хоть какое-то представление.
В центре зала алтарь, его на фото не видно, там восседает Будда, высота статуи 4 метра. Кому интересно, про обычай устанавливать Будду можно почитать в этом отзыве.

А здесь кратко расскажу про обстановку. Посмотрите ещё раз на фото.
Это не просто шёлковые шарфики свисают с потолка. Это аппликационные тханки (или танка), выполнены изображения на дорогой индийской парче, вышиты вручную великими мастерами.

На стенах росписи тоже не простыми красками исполнены, а смесью по особому древнему рецепту. Краски яркие, не выцветают, долгие годы сохраняют насыщенный цвет.
То есть всё это убранство больших денег стоит!

На внешней росписи перед входом изображены четыре хранителя света. Это Небесные Цари, которые со всех сторон защищают вход в обитель. Ниже страж юга и востока.

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

правее стражи запада и севера.

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

При выходе из храма слева видим площадку с тремя ступами.

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

Пока идешь к ступам, отрешённость от мира чувствуешь каждой клеточкой.
Повторюсь, вокруг НИКОГО!
Лишь степь, цветные флажки, завывающий ветер и ступы с прахом.

Да-да! Ступы, это особое религиозное сооружение, их ставят на месте праха какого-то значимого святого или выдающегося монаха. Также в ступе может храниться особая святыня.

Перед входом читаем табличку с понятием и значением ступы.

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

Ступа - символ просветления и благословления (кликайте на фото, читайте).
Любая практика у ступы закладывает благополучие, мир и гармонию.

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

Отсюда есть поверье -
если обойти ступу три раза, повторяя желаемое, то энергия места поможет донести его до ушей Будды, и ждите, всё сбудется))

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

Любое изображение на ступе имеет значение, читается.

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

С лицевой стороны установлены ниши для статуи Будды.

Экскурсия в старый хурул Калмыкии

Центральная ступа установлена над прахом калмыцкого гелонга Лобсанг Шерап.
Не знаю кто это, но "гелонг" - высшая степень в буддизме (полностью посвящённый монах).

На этом экскурсия в Старый хурул Калмыкии закончилась.

Хурул Сякюсн-Сюме в Калмыкии

К сведению!
Напротив Старого хурула, через дорогу, находится этно-кафе "Кочевник". Видели там кибитки и верблюдов. Если хотите добавить местной экзотики, не проезжайте мимо!

Еще один старый хурул есть в самой Элисте, на улице Лермонтова. Там не были.

Экскурсия в Буддистский храм Сякусн-Сюме (Россия, Элиста)

Всё внимание теперь отдано новому хурулу - Золотой обители Будды Шакьямуни. О нём будет один из следующих отзывов.

Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте

Однако признаюсь, Старый хурул на меня произвёл более сильное впечатление.
Здесь такая умиротворенная атмосфера, ты как будто оказываешься за пределами своих тревог и проблем, в душе появляется равновесие, а в мыслях - способность здраво рассуждать.
Если перед вами стоит какой-то серьезный выбор, или надо принять важное решение, именно такие места помогут правильно определиться.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Елена Бурьевая

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

« Хошеутовский хурул – архитектурный

В ыполнили : ученики 4-в класса: Бадмаева Галина
Руководитель: Атюшева Д.Э.(учитель начальных классов).

1.Хошеутовский хурул- как памятник Победы калмыцких полков в войне 1812 года.

3.Судьба Хошеутовского хурула в 21 веке.

5.Список используемой литературы.

Целью данной работы является исследование истории возникновения архитектурного памятника калмыцкого народа - Хошеутовского хурула, возведенного в память о калмыцких воинах, которые погибли, защищая Россию и освобождая Европу от Наполеона.

Продолжить знакомство с новым видом работы – проектом; его компонентами и способами проектной деятельности; расширять знания об истории калмыцкого народа; способствовать воспитанию чувства гордости за свой народ, свою малую Родину.

Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, что несмотря на прошедшие века необходимо помнить историю калмыцкого народа и сохранить исторические памятники для последующих поколений, так как именно в них заключается прочная нить взаимосвязи двух культур.

Предмет исследования: архитектурный памятник калмыцкого народа Хошеутовский храм.

Задачи: познакомиться с историей возникновения храма; выяснить и проследить дальнейшую судьбу архитектурного памятника культуры.

Свою любовь к родному краю я могу выразить желанием изучать этот край, беречь и приумножать его богатство. Любовь к Отечеству начинается с любви к малой родине, месту, где ты появился на свет, где ощутил и навечно сохранил материнское тепло, где впервые прикоснулся душой и сердцем к скромной и неповторимой красоте родной природы. Любить свой край – это значит изучать его малоизвестные и хорошо известные страницы.

И такой малоизвестной страницей и является история Хошеутовского хурула, так как памятник этот находится в настоящее время на территории Астраханской области, за пределами республики Калмыкия.

Планируемые результаты деятельности:

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

- готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;

- умение продуктивно работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;

- умение действовать в интересах группы;

- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;

- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды

Метапредметные - умение работать с информацией и медиасредствами – умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;

- умение оценить степень успешности своей деятельности;

- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;

- умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ,

- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения

- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;

- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края .

Методы исследования:

- накопление научного материала (изучение литературы, работа с архивными данными, беседы с людьми, исследовавшими данную проблему);

-проверка и уточнение выявленных фактов;

-анализ собранного материала, обобщение полученных выводов.

Хошеутовский хурул - памятник Победы калмыцких полков

в войне 1812 года.

В буддизме есть традиция воздвигать памятники не только в честь трагических событий, но и в честь радостных, созидательных. Калмыцкий храм-памятник Хошеутовский хурул был воздвигнут в 1814-1818 годах в честь победы русских войск над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г.

12 нюня 1812 г. Наполеон с более чем полумиллионной армией перешел русскую границу. Для народов России война приняла справедливый, национально-освободительный характер. Вместе с русскими, украинцами, белорусами, татарами, башкирами встал па защиту Родины сравнительно немногочисленный калмыцкий парод. Калмыки одними из первых откликнулись па обращение к пародам России о сборе средств для воюющей армии. Уже в июле 1812 г. поступило в государственную казну 12525 руб. от населения Хошутовского улуса. Калмыки Астраханской губернии в фонд помощи фронту внесли 134225 руб., 11000 лошадей, 1100 голов крупного рогатого скота, а общая сумма пожертвований составляла 449927 руб.

Были созданы еще накануне войны 1 -й полк (Тундутова), 2-й полк ( Тюменя ) и Ставропольский полк. Все они вошли в состав русской армии. Параллельно с ними были мобилизованы более 2 тысяч донских калмыков-казаков в составе корпуса легендарного атамана М. И. Платова. Таким образом, калмыцкий народ послал па защиту. Отечества более 3,5 тысяч своих лучших сынов.

О верности воинскому долгу и высоком патриотизме говорит такой пример. Небольшая группа калмыков 1-го Калмыцкого полка под командованием шляхича Пеньковского получила приказ командира летучего отряда полковника Чернышева конвоировать пленных и обоз с продовольствием. Попав в сложную и опасную обстановку, корнет Пеньковский предложил своей группе сдаться противнику в плен. Но, как свидетельствует командир корпуса Чернышев, калмыки конвоя, не подчинившись приказу предателя, с боем пробились сквозь строй неприятеля и благополучно пришли к своим. Это лишь один из эпизодов действия воинов-калмыков.

Калмыцкие воины продолжали свой боевой путь в освободительной войне и в 1813г. и разгроме наполеоновской империи в 1814г. Калмыцкие полки дошли до стен Парижа и 19 марта 1814года победным маршем прошли по столице Франции.

Об этом Фёдор Глинка, участник похода, не без гордости написал:

Я видел, как коня степного

На Сену пить водил калмык,

И в Тюльери у часового

Сиял как дома, русский штык.

Но к радости победы примешивалась и горечь потерь. Не все воины вернулись назад, так во 2-ом Калмыцком полку 239 из 575 однополчан погибли в сражениях.

В честь ратных подвигов живых и павших и в благодарность Будде, даровавшему им победу, и был возведён комплекс Хошеутовского Хурула.

После победы над Наполеоном князь Тюмень был приглашен Александром I в Санкт-Петербург для вручения наград и там был поражен величием Казанского собора - одним из центральных мест проведения торжеств, ставшим памятником русской воинской славы. Здесь хранились знамена неприятеля, ключи от французских городов. Его прекрасные дугообразные колоннады напомнили ему родовой знак князей Тюменей – натянутый лук. Атмосфера всеобщего ликования, царившая в Петербурге в те дни, а также гордость за калмыцкий народ, ощущение его причастности к великой победе породили у Батыр-Убуши мысль о создании подобного монументального строения в родных степях. Вернувшись в ставку, Серебджаб Тюмень решил возвести в своем улусе своеобразный калмыцкий храм-памятник.

Автором проекта Хошеутовского Хурула явился его двоюродный брат нойон Батур Убуши Тюмень – известный исследователь истории калмыков и просветитель. В основу проекта легла композиционная схема Казанского собора, столь полюбившаяся ему. Но это не было слепым заимствованием. Батур-Убуши внес в архитектуру храма заметный восточный колорит. Это удалось ему во многом благодаря сотрудничеству с буддийским монахом Гаван Джимбе, который незадолго до того совершил паломничество в Тибет и Монголию.

Калмыцкий народ в память о героях-земляках Отечественной войны 1812 года построил на берегу Волги Хошеутовский хурул. Идея создания храма на берегах Волги отражала союз русского и калмыцкого народа, соединив черты русского классицизма и архитектуры буддийского Востока.

Строительство храма (1814-1818).

Строительство храма было начато в 1814 году. Хошеутовский Хурул заложили вблизи Тюменевки, на месте старого деревянного культового сооружения, куда на хранение было сдано пробитое французскими пулями походное знамя Второго калмыцкого полка. Строители были местные. Вероятно, и кирпич изготавливали где-то поблизости. Почти на каждом кирпиче оттиснут выпуклый рисунок лука со стрелой. Это священная родовая тамга хошеутовских нойонов Тюменей — знак рода, еще в далекой Джунгарии прославившегося своими воинами, которых часто ставили во главе боевого клина.

Монастырский ансамбль Хошеутовского хурула состоял из главного каменного храма (сюмэ), двух часовен (цаца), выполненных в русском и монголо-тибетском стиле, а также нескольких хозяйственных построек и брусчатой ограды на кирпичных столбах.

Будучи человеком военным, Батур-Убуши не располагал достаточными средствами для столь крупного строительства. Поэтому по возвращении из Петербурга он рассказал о своем замысле брату Серебджабу, который поддержал его и согласился принять на себя часть расходов, а остальные средства были получены от добровольных пожертвований калмыцкого народа.

Так, в начале позапрошлого века на левом берегу Волги, на месте, связанном со многими событиями в истории взаимоотношений калмыцкого и русского народов, был воздвигнут памятник их дружбы и боевого братства – Хошеутовский хурул.

В круглом башенном входе каменного храма сохранились до наших дней изображение журавлей и человека, летящего на птице. Чуть выше располагается плохо сохранившийся полукруглый живописный фриз, образованный размытыми теперь очертаниями пяти человеческих фигур.

Центральная третья фигура из пяти сохранившихся своими очертаниями напоминает Белого Старца с посохом. Остальные фигуры едва различимы. Весь фигурный ряд дан в раме цветочного орнамента, выполненного трафаретом. Многочисленные росписи, по свидетельствам очевидцев, покрывавшие другие поверхности стен центрального здания Хошеутовского хурула снаружи и в интерьере, не сохранились.

Не сохранились и изображения львов внизу перегородки, отделяющей среднюю часть хурула от святилища. Хорошо просматриваются эти изображения на рисунках братьев – художников Г.Н. и Н.Н. Чернецовых, ныне хранящихся в собрании Государственного Русского Музея. Они побывали в Тюменевке, так называлось село во второй половине XIX века, оставив после себя интересный краеведческий материал о калмыках, зафиксированный в графических произведениях.

Явственно выражен фольклорный характер стенных росписей Хошеутовского хурула, по–лубочному непринужденных и красочных. Отсутствие в фигурных композициях классических персонажей пантеона – будд и бодхисаттв можно объяснить существованием у калмыков в XVIII – начале XIX в.в. развитой системы добуддийских воззрений. Их длительному сохранению способствует удаленность Калмыкии от традиционных культурных центров буддизма, и в связи с этим ослабление, а затем и прекращение контактов с Монголией и Тибетом. Все это оказывало непосредственное влияние на дальнейшее развитие культового искусства.

Подводя итоги можно отметить, что идея создания храма, глубоко интернациональная по своей сути, отражающая союз калмыцкого и русского народов, нашла органичное воплощение в облике Хошеутовского Хурула – храма единства калмыцкого и русского народов, симбиоз православно-храмовой и буддийской архитектур.

Хурульный комплекс, образец взаимопонимания восточного (монголо-тибетского) и западного (русско-европейского) зодчества стал самым замечательным, интересным и изящным сооружением на Нижней Волге. Этим храмом любовался Александр Дюма-отец, почти полтора века назад, когда 17 и 18 октября 1858 года, гостил у Серебджаб Тюменя. Того самого, кто, находясь со своими конниками, в числе первых вышел к резиденции Наполеона во французском местечке Фонтенбло. А спустя 40 с лишним лет радушно встретил на берегу Волги великого француза Дюма и устроил в его честь него настоящий праздник с борьбой, плясками, скачками, метанием аркана и объездкой диких лошадей из табунов. Он пленил француза, но уже своим гостеприимством и радушием.

Рассказывают, что В.И. Ленин приезжал с молодой женой навестить землю предков. Приезжала в Хошеутовский Хурул принцесса из Китая – прямой потомок князей Тюменей. Также приезжала делегация из Индии, из Калмыкии каждый год приезжают священнослужители на автобусах.

Фото: пресс-служба

Интерес к Калмыкии как к туристическому направлению растет с каждым годом. Уже в 2019-м здесь открывались новые достопримечательности, но 2020-й немного притормозил планы республики по развитию туризма. Тем не менее в последние годы количество туристов растет, в связи с чем нагрузка на аэропорт — старенькое здание 1970-го года — увеличивается. К 2025 году в Элисте откроют новый терминал: это придаст развитию туризма Калмыкии новую динамику. Рассказываем, почему отправляться в буддийскую республику можно прямо сейчас — неважно, по воздуху или по суше.

Фото: пресс-служба

Фото: пресс-служба

Заповедник считается орнитологической достопримечательностью: здесь летают и гнездятся лебедь-шипун, кудрявый пеликан, серая утка, а также степной орел, журавль-красавка, дрофа и другие охраняемые пустынно-степные виды.

Розовое озеро

В Черноземельском районе можно отыскать не только волооких сайгаков из мамонтовой эпохи, но и инопланетные пейзажи с розовыми озерами. Неподалеку от поселка Адык в Меклетинском заказнике можно набрести на розовое озеро, находку для инстаграм-блогера. Розовый цвет воде придает ее обитатель — микроскопический ракообразный Artemia salina. Однако легенда гораздо привлекательнее научного факта: местные говорят, что в озерах совершали омовения воины после сражений, обеззараживая свои раны, поэтому воды приобрели розовый оттенок.

Фото: пресс-служба

Интерес к региону

Инвестиционный интерес также растет. Глава Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева отметила Калмыкию среди регионов, ставших лидерами роста по инвестиционной привлекательности. По оценке АСИ, Калмыкия в инвестиционном рейтинге усиливает свои позиции и укрепляет инвестиционный потенциал, предлагая инвесторам все новые форматы взаимодействия.

К слову, в 2020 году Калмыкия вошла в список 17 финалистов конкурса на создание туристско-рекреационных кластеров как перспективная территория. Частных предпринимателей республики активно подключают к развитию туризма и создают условия для появления новых мини-отелей и ресторанов, а также возможности для музеев, гидов и экскурсоводов.

Обитель Будды

Хурул (буддийский храм), возведенный на месте завода ЖБИ (железо-бетонных изделий) по благословению Далай-ламы XIV в 2004 году, — главная достопримечательность республики. Золотую обитель Будды Шакьямуни высотой 63 м возвели за девять месяцев, не забыв установить внутри величественную статую высотой 9 м, покрытую сусальным золотом. Храм, который можно найти в Элисте на перекрестке улиц Ленина и Илюмжинова, действующий. Здесь совершаются молебны, службы и ритуалы. Среди реликвий — волосы ламы Цонкапы и одежда Далай-ламы XIV.


Снаружи хурул окружен 17-ю пагодами со статуями буддийских учителей и молитвенными барабанами, около них можно загадывать желания, оставляя монетки. У основания храма верующих встречает Белый старец (Цаган Аав) — покровитель окрестностей и обитающих на них сайгаков.

Хурул семиуровневый: на первом этаже располагаются библиотека, музей и конференц-зал, на втором — молельный дуган со статуей Будды Шакьямуни, начиненной мантрами и драгоценностями благовониями, а на третьем — комнаты для индивидуального приема верующих. Четвертый уровень — резиденция главы калмыцких буддистов, пятый — резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо; шестой отведен под хозяйственный помещения, седьмой — для медитаций (доступ разрешен только духовным лицам). В Калмыкии действует Объединение буддистов. Его президент Эрдни Омбадыков (Тэло Тулку Ринпоче) родился в Филадельфии в семье эмигрантов, стал учеником Далай-ламы, в 1991 году вернулся в Калмыкию и был избран верховным ламой.

Кроме этого, по словам заместителя председателя правительства Калмыкии Нарана Кюкеева, пассажиропоток вырос в шесть раз с 2013 по 2020 годы. Если точнее, то в 2020 году он составил 77 тыс. человек, а в 2021-м ожидается уже 98,5 тыс. Задача на 2022 год — достичь показателя в 130 тыс. пассажиров.

Железные дороги

Статуя Будды Майтреи

Фото: пресс-служба

Немного истории и географии

Если решите искать Калмыкию на карте, не смотрите в сторону Монголии и Китая. Хотя именно это вам и захочется сделать. Калмыкия — это часть Южного федерального округа. Рядом Поволжье, Дагестан, Волгоградская, Астраханская и Ростовская области, а также Ставропольский край. По сути, это единственная европейская территория, население которой исповедует буддизм. Калмыкию подсознательно хочется переместить на карте мира куда-нибудь поближе к Азии.

Калмыцкое ханство образовалось в XVI–XVII веке: часть ойротов (тюркская народность) из Монголии перекочевала по Иртышу ближе к Каспию, в Поволжье. При Екатерине II ханство упразднили, при Павле I восстановили, чтобы через два года (в 1803-м) Александр I вновь его упразднил. Калмыки участвовали в русско-шведской войне (1788–1790), Отечественной войне 1812 года и других сражениях; территория вошла в Астраханскую губернию и управлялась сперва владельцами улусов с подчинением Астрахани, а затем астраханским губернатором.

В 1917 году институт попечительской власти устранили, и калмыки получили избирательные права. При советской власти население Калмыкии сократилось с 200 тыс. человек до 127 тыс., национальная религия подверглась гонениям (буддийские хурулы и православные церкви разрушили, религиозную литературу и реликвии уничтожили). Несмотря на то что калмыки участвовали в Великой отечественной войне (22 уроженца Калмыкии были удостоены звания Героя Советского Союза), в 1943 году калмыков депортировали в Сибирь. Это стало национальной катастрофой: с 1943 по 1950 год умерло более 40 тыс. человек. Калмыцкая автономия была восстановлена в 1957 году, когда в родные степи возвратились 18 158 семей — 72 665 человек.

Сейчас население Калмыкии около 270 тыс. человек. Религиозные сооружения восстанавливались последние 30 лет, теперь на территории республики действует 40 хурульных комплексов, а небольшие храмы есть практически в каждом районе.

Фестиваль тюльпанов

В апреле—мае Приютненский район Калмыкии покрывается цветущими дикими тюльпанами. Праздник в честь этого природного события появился в 90-е годы, наполнился национальным колоритом и превратился в ежегодное фольклорно-этнографическое шоу.


Каждую весну в окрестностях села Приютное ставят калмыцкий хотон (копию поселения кочевников), устраивают традиционные игрища и фольклорные представления — выступают калмыцкие ансамбли, проводятся соревнования по борьбе и стрельбе из лука, всех желающих катают на лошадях и верблюдах.


Гостей кормят блюдами национальной калмыцкой кухни: супом из бараньих потрохов (дотур), отварной говядиной с луковым бульоном (махан) и соленым чаем (джомба), который мужественно дегустировал Александр Пушкин.

До Приютного можно добраться на автобусах из Элисты, Волгограда и Пятигорска.


Одинокий тополь

Фото: пресс-служба

20210424_195729.jpg

Одна из самых интересных возможностей при посещении Калмыкии - прикоснуться к буддизму. Это шанс получить ценный духовный опыт, причем независимо от вашей религиозной принадлежности. Я постараюсь рассказать о своем опыте, который был коротким, но значимым. Он наложился на более глубокий опыт, полученный в Тибете, помог освежить его, привнес новые нотки. Это субъективный рассказ, формальных сведений о хуруле (храме) в центре Элисты "Золотая обитель Будды Шакьямуни" будет минимум, зато будут почти эксклюзивные кадры внутреннего убранства храма, которое обычно не разрешают фотографировать.

20210424_101736f.jpg

Итак, хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни" был открыт в центре Элисты в 2005 году, он был построен меньше, чем за год и стал самым большим в России и Европе (сейчас возможно, это уже не так, во всяком случае, Википедия данный факт не подтверждает). Его высота 63 метра (20-этажный дом), внутри находится 9-метровая статуя Будды.
При посещении буддийских храмов я прежде всего пытаюсь почувстовать, каково мне в его пространстве, есть ли какая-то "внутренняя связь". При первом осмотре храма ее не было. Да, храм очень большой, очень красивый, очень пышный (возможно, слишком большой и красивый). Очень много народу: почти все туристы, прибывшие на фестиваль тюльпанов, с утра отправились осматривать центр Элисты. Можно сделать контрольные фото, обойти храм, покрутить барабаны (правой рукой! - вспоминаю на автопилоте) и двигаться дальше.
2.

20210424_102218f.jpg

3.

20210424_102653f.jpg

4.

20210424_102824f.jpg

5.

20210424_102753f.jpg

6.

В буддизме нет ничего случайного. И нам была суждена вторая встреча с хурулом - вечерняя. Изменились мы: целый день провели на фестивале, радость, приобщение к Калмыкии, усталость, смутная тревога от нерешенных житейских проблем - мы пришли сюда совсем в другом настроении и состоянии. Изменилась погода: хурул освещало заходящее солнце. исчезли толпы.

20210424_180911f.jpg

7.

20210424_180952f.jpg

8.Пагоды со статуями великих буддийских учителей

20210424_182359f.jpg

Главное наше везение: нас провел по хурулу его старший администраторор, Йонтен-гелюнг (в миру Сергей Киришов). Это удивительный человек, который очень много поведал нам о буддизме - причем, как мне показалось, не столько своим рассказом (интересным и информативным), сколько сем своим обликом и поведением, исполненным мудрости и веры. Он стал проводником в мир буддизма и приобщил нас к чему-то очень важному, за что ему моя искренняя благодарность. Мне кажется, именно таким должен быть настоящий служитель веры, безотносительно конфессиональной принадлежности.
Кстати, он еще и член Общественной палаты РФ. На фото он вместе с коллегой по ОП, руководителем проекта Живое наследие Андреем Максимовым. И еще одно житейско-прозаическое, прежде, чем мы отправимся в хурул: обратите внимание, как одеты окружающие в этот не самый теплый апрельский вечер, и как одет Йонтен-гелюнг в своей традиционной одежде ламы.
9.

Думаю, вы уже поняли: в храме я старалась чувствовать, а не понимать и запоминать. Поэтому рассказывать про буддизм не буду, только дам ссылку на свой же старый пост "О буддизме от дилетанта" Просто давайте посмотрим и постараемся почувствовать

20210424_190651f.jpg

10.

20210424_185725f.jpg

11.

20210424_184730f.jpg

12.

20210424_185001f.jpg

13.В Калмыкии очень чтят Далай-Ламу. Он приезжал сюда трижды, и в 2004 году успел освятить площадку для строительства хурула, в котором мы находимся. С тех пор ему не давали визу в Россию (большая политика, Китай), и в Калмыкии это остро переживают и несмотря на политические проблемы очень его ждут. В хуруле подготовлена резиденция Далай-Ламы и хранится полный набор его монашеских одеяний.

20210424_185809.jpg

14.

На нижнем этаже хурула находится очень интересный музей истории буддизма. Оттуда запомнилась невероятная история реликвии, отданной из храма, когда их массово закрывали, на сохранение почти сто лет назад простой женщине, Реликвия отправилась вместе с ней в ссылку. Женщина утонула, но успела выбросить ее на берег и выкрикнуть название храма. Реликвию подобрала другая женщина, передала вместе с наказом дочери - и уже в постсоветское время она вернулась в Калмыкию. Однако храм, которому она принадлежит, еще не восстановлен, и реликвия пока находится в музее.
Конечно, я сделал фото реликвии, но оно не получилось. Что ж, вряд ли это случайно.

20210424_192222.jpg

15.А поснимала с удовольствием я маски и костюм танца Цам: это удивительный ритуал, свидетелями которого мы были в Тибете.

20210424_192245f.jpg

16.

20210424_192335.jpg

17.

20210424_192344f.jpg

18.

20210424_192236.jpg

19.

20210424_194625f.jpg

20.Мы выходим из хурула - в ночном свете он совсем другой. А может быть, это мы изменились за два часа, проведенных в нем.

20210424_194808f.jpg

21.

Удивительным образом, за эти два часа куда-то делось все мимолетное, суетное, на душе ясно, спокойно и хорошо. И пришло понимание: мы взяли от Калмыкии все, что она могла нам дать, пора домой (потом была вторая половина путешествия, но это уже другая история). И к удивлению наших спутников, мы меняем билеты, ни секунды не смоневаясь в принятом решении.

А до отъезда мы получили подтвеждение того, что да, все правильно. Последним местом, которое мы посетили в Калмыкии, стал "старый хурул" Сякюсн-Сюме на окраине Элисты. Старым его можно назвать условно: он был построен в 1995 году и считался главным хурулом Калмыкии до открытия Золотой обители Будды Шакьямуни.
Старый хурул меньше и здесь гораздо спокойнее, здесь легче настроиться на нужный лад и получить так нужную нам порцию приобщения к высокому.

20210425_132421.jpg

22.Оказалось, что я не сделала ни одного фото старого хурула и (повторю в очередной раз) вряд ли это случайно. Только фото млитвенных барабанов

20210425_132257f.jpg

23.

datsan5.jpg

24.Зато Саша Никулин сделал наше фото на фоне хурула (спасибо!), и мне кажется, по нему можно почувствовать нечто из того, что дали нам прошедшие дни.


25.Теперь на нашем балконе вместе с флагом инков и тибетскими флажками трепещут на ветру молитвенные флажки из Малого хурула. Пусть с ними мир станет лучше!

Читайте также: