Как сделать художество

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.09.2024

Современная живопись всё больше тяготеет к повышенной экспрессии, фактурности, нарочито крупному рельефу мазков краски и высокому объёмному красочному слою. Оставив в стороне характер самого изображения и способы рисования маслом объёмов и форм, обратите внимание на сложность фактур и разницу в нанесении краски на холст у разных художников даже в одной живописной работе. Начиная с экспериментов ХХ века и по сей день качеству фактуры картины уделяется особое внимание. В наши дни, когда красочная индустрия настолько богата и интересна, художники и вовсе творят совершенные чудеса.

Если вы хоть раз рисовали маслом, то можете представить, насколько вязкой и плотной может быть масляная краска. Но даже этого не всегда достаточно, чтобы создать почти рельефное изображение, а ведь фактурная живопись маслом очень эффектна и разнообразна!

Разгадка проста - художники создают рельеф краски не только кистями и мастихином, а также нередко выполняют высокую фактурную (почти скульптурную) подкладку под слой масла из более дешёвого и более плотного материала. Бывает, что фактуры на картине выглядят объёмно и богато за счёт контраста с менее рельефными и более глянцевыми поверхностями. Опишу некоторые хитрые приёмы рисования современных художников.

И не важно, написана картина с натуры (фактуры передают объём, форму, пространство) или нарисована из головы (фактуры передают экспрессию, нарядность, экзотичность сюжета и т.д.).

ТЕКСТУРНАЯ ПАСТА.
Для живописи маслом и акрилом, а точнее для создания дополнительного объёма поверхности в отдельных местах и усиления фактурного богатства, используют акриловую текстурную пасту. Она бывает самая разнообразная - от классической однородной белой, до цветной и с разнообразными добавками - блёстками, звёздочками из плотной фольги, пластиковыми шариками, стружкой и т.д..
Текстурная паста наносится кистями или мастихином на рабочую поверхность (холст, бумагу, картон), дорабатывается характерными фактурами - царапается, припечатывается грубой тканью или гипюром, бороздится расчёской или кистями и тщательно высушивается. При желании, если рельеф получился не достаточно высокий, можно проложить ещё 1-2 слоя текстурной пасты.
Акрил сохнет достаточно быстро - уже на следующий день после создания рельефа на картине, можно рисовать маслом поверх фактурного слоя. Поверх уже написанных маслом участков накладывать текстурную пасту нельзя.
Ну, и не переборщите с рельефом - даже мелкие бороздки и бугорки будут хорошо видны, если поверх них нанести тонкий прозрачный слой лессировочной краски.

КРУПА.
Обычная крупа (греча или рис) создаёт необычные и симпатичные фактуры в масляной живописи. Зёрна можно укладывать как разрозненными точками, так и целой фактурной поверхностью (красиво выглядят орнаменты, выложенные крупой, или части абстрактной, декоративной картины). Крупу можно приклеивать к основе клеем ПВА или присыпать ей тонкий слой масляной краски. В любом случае, что-то вязкое и клейкое в основе должно быть. Поверх крупяные зёрна можно покрыть также тонким слоем масляной краски нужного цвета и обязательно хорошенько просушить, прежде чем наносить следующий слой. Во-первых, крупа может разбухнуть при обилии разбавителя, а во-вторых, краска поможет прочно и надёжно зафиксировать зёрна на поверхности холста - крупа не будет осыпаться и позволит работать поверх даже мастихином.
Маленький нюанс: прежде чем приклеивать крупу к холсту, её следует хорошо прокалить в духовке. Сырая крупа при характерной влажности и ненадлежащем хранении картины может не только разбухнуть, но и заплесневеть. А такие спецэффекты нам не нужны, правда? Пшёнка для таких работ не подходит именно по этой причине.

МЯТАЯ ГАЗЕТА.
Отличный вариант создания красивой фактуры в живописи - газеты. Есть разные способы работы с ней.
Способ 1. Отлип.
После прописки первого слоя на картине нужными цветами и оттенками, к соответствующим участкам прикладывается плашмя газета и слегка прижимается пальцами к красочному слою. Внимание: газета накладывается не сразу после прописки (это может только снять лишнюю краску с холста) - следует подождать час-полтора, чтобы краска начала подсыхать.
Как известно, чем тоньше слой масляной краски, тем быстрее он сохнет. Стадия подсыхания верхнего слоя краски и называется отлип - он характеризуется определённой степенью липкости краски (не просто мажет, а именно липнет).
Вот в этот самый момент и можно накладывать газету. К поверхности газеты приклеится не вся краска, а только некоторые участки и пятна. Медленно отделяем газету от поверхности холста и выбрасываем. В местах, где краска отошла и приклеилась к газете, появилась необычная фактура поверхности. Её следует хорошо высушить, чтобы не повредить при нанесении следующего слоя краски.

Способ 2. Мятая газета.
Скомканные клочки тонкой газетной бумаги при прикладывании к красочному слою тоже оставляют интересные фактурные углубления и бороздки. Можно даже оставлять приклеенными отдельные куски газеты к холсту при помощи краски. Фрагменты текста на расстоянии тоже выглядят фактурой, хотя и легко узнаваемой, а мятые бумажные коконы небольшого объёма и высоты могут послужить основой самого рельефного изображения. Разумеется, они должны хорошо держаться на поверхности и поверх обработаны краской. Не увлекайтесь, ведь вы создаёте картину, а не арт-объект. Высота рельефа картины не может превышать 2 см от поверхности холста. Я бы рекомендовала не создавать высоту рельефа более 0,5-0,7 см для лучшей сохранности и удобства транспортировки картины.

ВКЛЕЙКИ.
Современные художники не стесняются применять технику коллажа и в станковой, и в монументальной живописи. Примеров масса - приклеивание к холсту фантиков, этикеток, фольги, стружек металла и дерева, использование сусального золота в живописи, перьев, мелких монет, срезов полудрагоценных и поделочных камней, нитей, кусков пластика, элементов гербария и металлических пластин добавляют живописному полотну интриги, оригинальности, а иногда и материальной ценности.

Здесь важно одно правило - все эти дополнительные исхищрения не должны отвлекать от главного и мешать самой живописи. Коллаж в живописи применяется не часто, а вклеиваемые элементы небольшие по размеру и в целом выглядят скорее деталью, чем композиционным центром. К слову, их на картине не должно быть много - они не самоцель, а интересное дополнение и свежее решение основной идеи.
Не перегружайте холст визуально и механически (наклейки и элементы коллажа лёгкие). Помните, что ваша картина будет храниться долгие годы, а значит ей придётся выдерживать и перепады температур и влажности, и силу удара при падении со стены, и продавливание при механическом повреждении (тьфу, тьфу, тьфу, конечно, но случается и такое). Не забывайте, что холст из-за изменения влажности и температуры может провиснуть или наоборот излишне сильно стянуть волокна - он дышит и реагирует на изменение воздуха, а дополнительное утяжеление может усугубить ситуацию.
Кроме того, плотные тяжёлые вклейки или детали лучше наклеить на сам холст непосредственно перед началом ведения живописной работы. Краска улучшит сцепку с холстом и не расслоится при деформации холста с изменением влажности и температуры, а значит, наклейка не отвалится. Перья, нитки и газетную бумагу можно клеить в саму краску, но не много и небольшого размера.

В акриловой живописи это тоже работает. Только в отличие от масляной живописи, акрил не такой “живой” и почти не подвержен изменениям, а вклейки в него засыхают раз и навсегда.

Почему многие не умеют обрабатывать фотографии или обрабатывают неправильно, тратя много времени?

Проблема кроется в подходе, который опосредованно поддерживается достаточно вредными ресурсами вроде фотомонстра или лайтрум ру.

Десятки сайтов рассказывают, как нужно обрабатывать и какой слайдер нужно сдвинуть.

Но кто-нибудь говорит, когда нужно обрабатывать и как обрабатывать?

зачем обрабатывать

Или зачем обрабатывать? Где остановиться в обработке?

Они не рассказывают про это.

Все обучение обработке снимков сводится к рассказу об установке пресета или про то, как двигал слайдеры лайтрума некий фотограф, обрабатывая свой снимок.

Но зачем он их двигал и почему, вы не узнаете.

Статья не содержит готовых рецептов или пресетов. Но она содержит основополагающие моменты, которые помогут вам понять, что нужно обрабатывать, когда нужно и чем обрабатывать.

Как научится художественно обрабатывать

Если абстрагироваться от фотографии как цельного объекта и разложить ее на составляющие, то окажется, что в основе любого снимка лежит две составляющие:

  • Составляющая тона
  • Составляющая цвета

Основная задача обработки сводится к пониманию проблем тона, проблем цвета и осознанию того, что вы хотите видеть в итоге.

Опытные ретушеры или фотографы сперва обрабатывают тоновую составляющую, затем цветную. Это снижает риск появления дефектов обработки, силу их проявления и позволяет сохранить цвет более чистым.

Нельзя утверждать, что нужно обрабатывать только в этой последовательности. Исключения есть всегда. Но лучше придерживаться этого порядка действий при обработке.

С чего начинать обработку фотографий

Рассматривайте отобранную фотографию до тех пор, пока не поймете, что вы хотите из нее сделать.

Не нужно бросаться двигать слайдеры или искать очередную подборку тысяча и одного пресета для начинающих.

Основной момент любой обработки это художественный замысел, который воплощается самой обработкой.

Оставьте этот снимок и рассмотрите другой.

В процессе своего обучения я заметил, что не могу понять, как обрабатывать простые проходные снимки.

После того, как я осознал, что они неинтересны мне самому, я перестал тратить на них свое время, исключив обработку.

Отсеивайте неинтересные снимки. Это второе, чему вы должны научиться.

Не тратьте время на обработку заведомо скучных снимков. Лучше снимите тот, который будет интересным, и который будет смотреться после обработки и ретуши.

Суть обработки заключается в подчеркивании положительных сторон кадра при сокрытии отрицательных, и удалении всего ненужного.

Основы обработки тона

Вы определились, что каким вы видите снимок после обработки?

Если да, то считайте, что большую часть работы вы уже сделали. Осталось понять, как достичь задуманного результата.

Оцените тоновую и цветовую составляющую снимка.

Что вам не нравится в тоновой части фотографии?

Она темная или излишне светлая? Она слишком контрастна или наоборот тусклая?

Какие-то участки более светлые и оттягивают внимание от главных объектов кадра?

Так исправьте это.

В любой программе для обработки фотографий, вроде Фотошопа, Лайтрума, Гимпа или Capture One, есть инструменты тоновой коррекции.

Я рекомендую использовать англоязычные версии программ. По мере углубления в изучение обработки, вы все чаще будете обращаться к англоязычным ресурсам, как более информативным, продвинутым и полезным.

инструменты тоновой коррекции

Это инструменты или корректирующие слои:

  • Кривые (Curves)
  • Уровни (Levels)
  • Экспозиция (Exposure)
  • Яркость/ контрастность (Brightness/Contrast)

Наиболее гибким и сильным инструментом считаются Кривые (Curves). Именно их работу нужно изучить в первую очередь, поскольку кривой можно заменить все оставшиеся инструменты тоновой коррекции.

В лайтруме или Adobe Camera Raw для правки тона используют вкладку Basic (Базовая) и вкладку Tone Curve (Тоновая кривая).

вкладка basic ACR

На Ютубе есть десятки часов видео и сотни роликов по каждому инструменту тоновой коррекции или коррекции цвета для фотошопа, лайтрума и иже с ними.

Познакомьтесь с принципами работы каждого инструмента.

Не ищите готовые рецепты.

Просто изучите и поймите, как работают инструменты тоновой коррекции.

Основы обработки цвета

Реализации вашей задумки мешает излишне зеленая трава? Или на лицо модели попал синий рефлекс от одежды?

Инструменты коррекции цвета и цветовой насыщенности помогут вам.

инструменты цветовой коррекции

Основные инструменты правки цвета с которыми вы будете встречаться чаще всего:

  • Vibrance
  • Hue/Saturation
  • Color Balance
  • Chanel Mixer

В лайтруме или Adobe Camera Raw для правки цвета используют вкладки HSL вместе с вкладками Saturation (Насыщенность) и Luminance (Светимость).

вкладка HSL ACR

Цветовая теория

Для того чтобы понять, как работает цвет и как гармонизируются цвета, посмотрите это видео по теории цвета.

На мой взгляд, это один из лучших роликов по этой теме в русскоязычном сегменте Ютуба.

Работа с гармонизацией цвета немыслима без понимания круга Иттена. Многие считают, что он не работает или работает не так, как им хотелось бы.

В любом варианте это лучше, чем нечего.

Используя инструменты фотошопа или лайтрума, фотограф просто подгоняет цветовую составляющую снимка под свой художественный замысел.

Авторская обработка

Многие начинающие пытаются воспроизвести обработку известных фотографов, рыская в поисках пресетов этих фотографов.

Если вы изучите инструменты тоновой коррекции и коррекции цвета, то вам не потребуются пресеты.

Вы будете видеть и понимать, что сделано при авторской обработке, как сделано и чем это можно повторить.

Не ищите пресеты.

Лучше изучите фотошоп или лайтрум

В конечном итоге, вы потратите время на что-то более стоящее, чем на поиски пресета на один раз.

Тема авторской обработки объемна, и позже я напишу статью, посвященную ей.

Будут ли разоблачения и срыв покрова с тайны?

Пока же, коль вы столько глубоко залезли по этой статье, рекомендую ознакомится с популярными ошибками обработки и съемки. Статья продолжает тему обработки.

Сегодня я опишу шаги, как создать и продать свои собственные цифровые произведения искусства на блокчейне в виде NFT. Криптоиндустрия переживает бум, а в особенности цифровой актив на блокчейне, известный как NFT. Сегодня многие цифровые художники строят карьеру с помощью NFT, а некоторые даже продают эти NFT за целое состояние. Подумайте только: Beeple продал свой NFT за $69 млн, а Крис Торрес продал свою Nyan Cat за $600 000… Невероятно, правда? Кто знает, быть может, прочитав эту статью, вы сможете заработать столько же. Если вы уже задумались об этом, позвольте мне за несколько минут показать вам, как стать NFT-художником.

Что такое NFT?

NFT расшифровывается как non-fungible token – невзаимозаменяемый токен – и представляет собой уникальный цифровой актив на блокчейне. Например, 1 BTC равносилен другому 1 BTC. Но в случае NFT это не так.

NFT не воспроизводимы и не делимы на доли. Также их невозможно подделать. Кроме того, поскольку NFT созданы на блокчейне, он подтверждает сертификат владения цифровым активом.

Кто такой цифровой NFT-художник?

Как вы, должно быть, знаете, цифровое искусство – это любое произведение, созданное с помощью технологических инструментов. Его также можно просмотреть онлайн на любом компьютере, подключённом к интернету.

Цифровой NFT-художник – это тот, кто создаёт цифровые произведения искусства и затем конвертирует их в невзаимозаменяемые токены на блокчейне и продаёт на рынке NFT.

Кроме того, NFT-художник может получать вознаграждение за свою работу до конца жизни. Это возможно благодаря так называемым NFT-гонорарам. NFT-гонорар – это процент, который выплачивается NFT-художнику, когда покупатель или коллекционер продаёт его NFT на рынке.

NFT-художником может стать любой, кто обладает необходимыми навыками. Например, если вы цифровой художник или графический дизайнер, вы можете создать собственный уникальный рисунок. После этого выполните шаги, описанные в следующем разделе, чтобы конвертировать его в NFT и начать на нём зарабатывать.

Как превратить своё искусство в NFT

В этом разделе я приведу пошаговые подсказки, как конвертировать ваше произведение искусства в NFT.

1. Создайте ваше произведение

Чтобы стать NFT-художником, сначала нужно создать ваше произведение. Произведением может быть что угодно: коллекционный объект, картина, виртуальный пейзаж, GIF и т. п.

Однако нужно убедиться, что ваше произведение уникально. То есть в нём не должно быть никакого плагиата, и оно не должно быть защищено авторским правом. Вы должны быть единственным владельцем.

Если же вы хотите конвертировать в NFT чужую работу, вы должны убедиться, что у вас есть на это законное право. В противном случае вы нарушите авторские права.

2. Выберите блокчейн

Если ваше произведение готово, следующий шаг – выбрать, какой блокчейн вы хотите использовать. NFT уже поддерживаются целым рядом блокчейнов, включая:

  • Ethereum;
  • Binance Smart Chain (BSC);
  • WAX;
  • TRON;
  • EOS;
  • Polkadot;
  • Tezos и др.

Обратите внимание, что у каждого блокчейна свой стандарт для NFT. Например, в Эфириуме стандарт для NFT – ERC-721, а в BSC – BEP-721, и т. д.

3. Выберите рынок NFT

Выбор рынка NFT зависит от выбранного блокчейна. Каждый рынок NFT находится на определённом блокчейне, и там же будут находиться ваши NFT.

Допустим, вы хотите, чтобы ваши NFT были в сети BSC. В числе рынков, из которых вы можете выбрать, будут AirNFTs, Refinable, JuggerWORLD, BakerySwap и т. д. Однако если вы выберете блокчейн Эфириума, вам будут доступны следующие рынки: Rarible, OpenSea, Mintable и т. д.

Также стоит отметить, что некоторые рынки NFT требуют регистрации, тогда как другие – нет.

4. Подключите ваш кошелёк

Чтобы начать процесс конвертирования ваших произведений в NFT, вам понадобится подключить к выбранному рынку NFT свой кошелёк. Различные рынки NFT поддерживают разные кошельки.

То, какой кошелёк вы подключите, будет зависеть от того, какие кошельки поддерживаются рынком. Кроме того, убедитесь, что вы пополнили свой кошелёк нужными токенами, так как вы будете использовать их для оплаты транзакционных комиссий.

5. Конвертируйте ваше произведение в NFT и продайте с выгодой

Это последний шаг в процессе создания NFT, хотя на некоторых рынках NFT этот шаг нужно завершить до подключения кошелька. В сущности, здесь вам нужно:

  • Загрузить ваше произведение и заполнить соответствующие детали, требуемые рынком NFT;
  • Подождать подтверждения транзакции;
  • Наконец, ваше произведение будет конвертировано в NFT. Всё просто!

Некоторые рынки NFT, такие как Rarible, на этой стадии также предоставляют опцию оформления заявки на продажу. Другие рынки, такие как BakerySwap, сначала позволяют вам конвертировать ваше произведение в NFT и лишь потом заполнить страницу о продаже.

Обратите внимание, что, выставляя ваш NFT на продажу, вы можете:

  • Задать фиксированную цену;
  • Выставить NFT на аукцион, чтобы он был продан тому, кто предложит самую высокую цену;
  • Настроить разблокировку вашего произведения в высоком разрешении после покупки.

Вы сами можете выбрать, что вам подходит больше всего. Вы можете даже выбрать хранить NFT в вашем кошельке, вместо того чтобы сразу его продавать.

Возможно, вы думаете, есть ли вообще смысл становиться NFT-художником. Конечно, есть, и в следующем разделе я приведу несколько причин.

Зачем становиться NFT-художником

Вот 5 убедительных причин, доказывающих, что становление NFT-художником не пустая трата времени:

1. Подлинность и право собственности

NFT доказывает подлинность произведения искусства и право собственности на него, которые можно легко проверить в блокчейне.

Так цифровым художникам не нужно беспокоиться о нарушении авторских прав. Например, произведение Beeple (мы упоминали его во введении) скопировали и распространили многие поклонники. Однако оригинал принадлежит только покупателю NFT.

2. Редкость и уникальность

NFT уникальны, что делает их также редкими. Редкость, как вам уже известно, один из факторов, повышающих финансовую стоимость любого актива, независимо от областей его применения. Например, именно редкостью объясняется то, что Beeple продал свой NFT за невероятных $69 млн.

3. NFT превосходят географические границы

Подумайте вот о чём: NFT экономят вам, как художнику, время и деньги. С NFT вам не нужно ждать, пока ваше произведение примет одна из крупнейших художественных галерей мира, чтобы выгодно его продать.

4. Прибыльность

NFT прокладывают цифровым художникам путь к профессии, которая будет обеспечивать их до конца жизни. Время, когда художники выкладывали свои произведения в соцсети, ничего не получая за свой тяжёлый труд, теперь в прошлом.

Помимо денег, вырученных с продажи произведения, NFT-художник получает процент со всех вторичных продаж в виде NFT-гонораров. Вторичные продажи – это продажи прямого покупателя и всех последующих покупателей.

Однако NFT выгодны не только цифровым художникам, но также коллекционерам. Коллекционеры рассматривают NFT как инвестицию, которую можно купить дёшево и продать дороже, получив прибыль.

5. Пристрастие к коллекционированию

Люди ещё с древности питали пристрастие к покупке показного имущества. Поскольку NFT предоставляют всем неограниченный доступ к желанному цифровому искусству, их рынок будет только расти.

Выгодно ли быть NFT-художником? И кто на этом зарабатывает?

Как уже говорилось, уже есть немало NFT-художников, прилично зарабатывающих на своём искусстве. Позвольте упомянуть некоторых из них.

Вы уже знаете о Beeple и Крисе Торресе, поэтому я сразу перейду к другим известным NFT-художникам.

Можно перечислить ещё много NFT-художников, но наша статья не о них, поэтому на этом остановимся.

Часто задаваемые вопросы

1. За что продаются NFT?

NFT покупаются и продаются за криптовалюты, такие как биткойн, эфир, лайткойн и т. д.

2. Какой блокчейн лучше для NFT?

Лучший блокчейн для NFT зависит от ваших предпочтений и рынка, где вы намереваетесь создать и продать ваши NFT. Однако важно отметить, что ведущий блокчейн для NFT на данный момент – Эфириум.

Заключение

NFT бесспорно открывают новые возможности для цифровых художников, позволяя им продемонстрировать своё мастерство глобальной аудитории. Но, в отличие от Facebook и Instagram, на этот раз вы получите деньги за ваше творчество.


И все же не стоит слепо присоединяться к этой коллективной NFT-лихорадке — прежде всего нужно разобраться, как устроено эту своеобразную нишу цифрового искусства.


Определение специфики NFT

NFT (non-fungible tokens) — это цифровой файл, который, в отличие от других криптовалют, является уникальным и взаимозаменяемым.

Последнее вызвано тем, что одно художественное произведение никогда не будет равно другому художественному произведению, в отличие от, скажем, пяти долларов, которые всегда равны другим пяти.

В контексте искусства NFT также обеспечивает соблюдение авторского права и доказывает подлинность цифрового произведения — каждая работа, подобно физической, имеет собственную цифровую подпись, которая подтверждает ее происхождение и исключает обмен NFT-токенами. Токен является подтверждением того, что та или иная копия цифрового произведения — оригинальная. И, подобно тому, как создаются художественные репродукции картин, можно создать и цифровую копию NFT. Проверка происхождения копии осуществляется с помощью технологии блокчейн.

Блокчейн применяет криптографию для сцепления блоков в растущий список записей. Каждый такой блок замыкается криптографическим хешем или строкой символов, идентифицирующим конкретный набор данных. Транзакции цепочки блоков хранятся в особой структуре данных — хеш-дереве. Каждый участник транзакции получает пару крипто-ключей: для покупателя он служит подтверждением права на владение копией, а для автора — сертификатом подлинности того или иного цифрового произведения. Большинство блокчейнов поддерживают стандарт токена ERC-721.

Еще одна фишка продажи цифровых произведений с помощью блокчейна — получение автором автоматизированных роялти, которые регулируются смарт-контрактом.

Ценностная составляющая NFT

Во время разговоров об NFT часто звучат вопросы наподобие «как люди отдают миллионы за то, что можно загрузить в Интернете?”. Подобные рассуждения — побочный эффект пользования такими платформами, как Instagram или Pinterest, предусматривающих бесплатное и мгновенное копирование фотографий и графических материалов. Успешный благодаря своей прозрачности и ликвидности, блокчейн демократизует механизмы покупки и продажи цифрового искусства, предлагая справедливую бизнес-модель для художников и подчеркивая важность права собственности на цифровой художественный объект.

NFT возвращает нас к важной мысли о том, что цифровое изображение, которое легко воспроизвести, также имеет свою ценность. Над этим вопросом задумывался философ Вальтер Беньямин еще в начале прошлого века — во времена, когда активное распространение художественных репродукций и развитие легко воспроизводимых фотографии и кинематографа поставили под сомнение существование оригинальности и уникальности как таковых. Для сохранения своеобразной ауристичности произведений, цифровые художники начали ограничивать фотопечати конкретными изданиями и выдавать сертификаты подлинности вместе с оригинальными работами. По похожему принципу сейчас работает NFT.

Впрочем, ценность NFT-произведений находится в сильной зависимости от спроса и предложения, являясь спекулятивной и достаточно условной. Не существует четких критериев, по которым бы определялась стоимость того или иного цифрового арт-объекта, поэтому они фактически стоят столько, сколько за них будет готов отдать покупатель.


(Не) доступность NFT

Мир NFT выглядит довольно обнадеживающим и перспективным: художник впервые может действовать самостоятельно, что открывает новые возможности многим талантливым авторам, которые не могли нанять арт-дилера; он получает роялти от продажи каждой своей работы и всегда остается единственным владельцем оригиналов; глобальный рынок NFT охватывает весь мир и география уже не является препятствием для авторов.

Хотя децентрализованность NFT часто подвергается сомнению, ведь эта ниша не является полностью независимой от традиционных лидеров художественного рынка. NFT-рынок часто требует вмешательства учреждений, а закрытые NFT-платформы, на которые можно попасть только по результатам предварительного отбора, явно подражают политике художественных галерей. К тому же, в меньшей степени, но репутация художника и его связи с престижными институциями также сказываются на его успеваемости на NFT-арене.

На успеваемости, но не на доступе к ней. Как раз доступность NFT-платформ сыграла с ними злую шутку, вызвав большой приток людей, заинтересованных исключительно в потенциальной прибыли. Многие художники и аматоры начали создавать работы специально для NFT-рынка, тщательно отслеживая его тренды цифрового искусства и сознательно подражая успешным авторам. Такое неэтичное стремление быстрой наживы разрушает ландшафт целого художественного рынка. Кроме этого, из-за сильной перегруженности этой ниши низкопробными работами, от многих можно услышать мнения, что NFT-искусство — это не искусство вообще, ведь к нему имеет доступ каждый второй, а большой арсенал инструментов очень упрощает процесс создания цифровой работы.

Алгоритм создания NFT и площадки

NFT можно применить практически для любого типа материального или нематериального предмета, например, иллюстраций, виртуальных объектов в видеоиграх, музыки и реальных токенизированных активов.


Чтобы сделать цифровой артефакт еще более уникальным, некоторые NFT-платформы позволяют наделять их особыми чертами, например, включать элементы, которые сможет разблокировать только покупатель после приобретения работы.

Риски и перспективы

Всем, кто решает связать себя со сферой NFT следует помнить, что каждая медаль имеет две стороны. Скажем, простая чеканка NFT не обеспечивает стопроцентную гарантию юридического контроля. И хотя определенные площадки активно работают над совершенствованием этих механизмов, большинство NFT-платформ предлагают не столько реальную защиту, сколько простой высокотехнологичный сертификат, удостоверяющий ваше право собственности на тот или иной цифровой артефакт. Здесь хочется вспомнить, что в последнее время не один художник находил свои работы, размещенные на NFT-платформе без его ведома и согласия. Отслеживать, где и в каких количествах продаются оригиналы твоих работ по-прежнему сложно в такой анархической среде как Интернет.

К тому же, наиболее распространенный смарт-контракт Ethereum содержит как и существенные преимущества, так и немалые недостатки. Сегодня он не предлагает компонент перераспределения перепродажи, и, если художник захочет воспользоваться перепродажей, ему придется сначала получить контракт, составленный техническим юристом. Кроме этого, неизвестно, будет считаться действующим смарт-контракт во время традиционного судебного процесса — таких случаев еще просто не было.

Так NFT — это взрослеющая и развивающаяся амбициозная ниша или кратковременный хайповый пузырь, который вот-вот лопнет? Она создаст благоприятные условия для большей эстетической и экономической независимости художников или только усилит господствующую традиционную иерархию? Первый сценарий более вероятен: большинство утверждает, что NFT-рынок будет расти и дальше, ведь практически любую цифровую информацию можно легко превратить в NFT — один из самых высокоэффективных способов управления цифровыми активами. Кстати, чтобы лучше понять, в каком направлении движется рынок NFT, можно оглянуться на историю фотографии, которая прошла подобные этапы во время своего становления.

На что обратить внимание

Стоит помнить, что, продавая NFT, вы не продаете оригинал произведения, который остается у вас. К тому же, покупатель не получает права на воспроизведение основной работы, только если сам автор не дал на это письменного согласия. Впрочем, некоторые NFT-площадки по умолчанию получают бессрочную и бесплатную лицензию, позволяющую воспроизводить копии работ, размещенных на платформе.

Чтобы отличаться или, по крайней мере, не отставать от конкурентов, стоит как можно быстрее освоить язык и инструментарий области NFT и найти экспертов, к которым можно будет обратиться за советом. Экспериментируйте с форматом: попробуйте создать абсолютно новую цифровую работу и дополните уже существующую; меняйте медиумы.

  • Не рассчитывайте на быстрый доход

Мало кто зарабатывал миллионы на первых этапах, поэтому не стоит рисковать, вкладывая большие суммы в сферу NFT в начале.

Находите возможности коммуницировать как и с более опытными игроками рынка NFT, так и со своей аудиторией. Успешное установление личной связи с единомышленниками и потенциальными покупателями решает действительно много.

Сразу найдите ответы на следующие вопросы: какую платформу вы выберете и почему; каким крипто-кошельком вы решите пользоваться; хотите ли вы, чтобы содержание было разблокировано после покупки работы; какую стартовую цену вы хотите выбрать; какие роялти вы хотите получать от перепродажи произведений и т.д. Составив хотя бы приблизительную стратегию, двигаться вперед становится значительно легче.

Читайте также: