Как сделать ходовую танка
Немаловажным фактором, определяющим ходовые качества танка, является его подвеска. Так как это машина боевая, ей необходимо преодолевать всевозможные естественные и искусственные препятствия. Нагрузка от многотонной массы танка вкупе с нагрузкой от неровностей земной поверхности идет именно на подвеску, от типа которой зависят напрямую ходовые возможности машины.
Подвеска большинства современных танков — индивидуальная торсионная. Исключением являются лишь израильская "Меркава", в которой применена индивидуальная пружинная подвеска и английский "Челленджер" с его гидропневматической подвеской. Такие машины, как российский Т-90, американский "Абрамс", и немецкий "Леопард" используют в своей конструкции именно индивидуальную торсионную подвеску.
Для начала необходимо разобраться, что же такое торсион? Это слово имеет французское происхождение и переводится, как скручивание или кручение.
Далее зададим себе вопрос: а зачем вообще нужна подвеска? Правильно — для того, чтобы "сглаживать" неровности поверхности и увеличивать уровень комфорта внутри машины. Любая подвеска основывается на упругой деформации тел: пружин, рессор или торсионов. С пружинами и рессорами, надеюсь, проблем не возникает, а вот о торсионе поподробнее.
Торсион — это металлический стержень, при скручивании которого в нём возникают упругие силы, стремящиеся вернуть тело в первоначальное положение. По-сути, это такой же амортизатор или рессора, только с одним отличием: здесь упругая деформация возникает не при поступательном движении сжатия, а при вращательном движении.
Торсион в военной технике устанавливается следующим образом: один конец с помощью шлицевого соединения неподвижно закрепляется у одного борта машины, а другой — соединяется с рычагом катка, как показано на рисунке выше. В тот момент, когда каток наезжает на неровность, рычаг поднимается вверх, тем самым закручивая торсион, в котором появляется сила упругости, стремящаяся раскрутить торсион обратно. Когда неровность миновала, каток под действием этой силы на рычаг возвращается в исходное положение
К несомненным плюсам торсионной подвески относятся малый занимаемые объем, большая энергоемкость и надежность.
Написано 25 июля 2012
Металлические траки, на мой взгляд, сегодня стали неизбежным и необходимым атрибутом любой модели гусеничной техники. Достоинства металла связаны с тремя свойствами:
Для опытных моделистов все нижесказанное не станет откровением, более того, я надеюсь, что мне подскажут более простые пути или укажут на ошибки. Все-таки, многолетний опыт часто оказывается препятствием для освоения нового, и свежий взгляд будет очень полезен. Но я хочу просто поделиться своими приемами, простыми и отточенными до автоматизма. Они позволяют собрать две ленты траков примерно за 3-4 часа непрерывной работы с очень аккуратным результатом на выходе.
1. Анализ ситуации и приобретение металлических траков.
Стиреновые траки можно оставлять только при отсутствии альтернативы в металле. Свежие образцы DragonStyrene вновых моделях довольно высокого качества, очень мягкие, что облегчает имитацию провисов и не требуют обработки.
Хорошие наборные пластиковые траки выпускает AFV Club, для своих же собственных наборов, но за отдельные деньги… Часто, это сложносоставные траки, которые просто нельзя адекватно воплотить в металле.
Некоторые производители, например Трумпетер, дублируют траки, вкладывая и стиреновые, и пластиковые. Иногда, как например, я делал в случае со смоляной моделью бульдозера CAT9R, смоляные траки можно рассверлить и сделать рабочими с помощью проволоки. В большинстве случаев я принмаю решение о замене пластиковых или резиновых траков на металл, но в каждом конкретном случае нужно смотреть все pro et contra. Для некоторых моделей металлических траков просто еще не выпускают. В некоторых случаях пластиковые траки более реалистичны (например, для танков Шерман)
2. Приступая к сборке.
Наборы траков Friulmodel комплектуются: металлическими деталями траков, иногда – металлическими звездочками (ведущими катками) или направляющими катками, и проволокой для монтажа лент.
Нам потребуется определенный инструмент:
3. Обработка деталей.
Металлические траки имеют некоторые следы облоя и заусенцы, которые необходимо обработать. Сначала я использую острый модельный нож для очистки от облоя, затем – алмазный надфиль, чтобы пройтись по торцевым частям деталей, которые обычно имеют неровности. Надо сказать, последние пару лет траки стали намного более качественными и часто требуют совсем минимальной очистки.
4. Отверстия.
Отверстия для пальцев иногда бывают забиты облоем, и проволока в них не полезет. Так что лучше для профилактики пройтись по всем деталям сверлом, чтобы в дальнейшем не возникало задержек при сборке.
Нужно подобрать сверло того же калибра, что и проволока, не больше, иначе пальцы будут болтаться как рыба в проруби))) Обычно это 0,3 мм, для крупных траков, вроде ИС-2, – 0,5 мм.
Также можно использовать шило в некоторых тяжелых случаях, когда отверстие залито целиком.
Но я обычно сразу откладываю такие бракованные траки в сторону, поскольку в наборе всегда имеется запас 20-30 траков.
5. Пальцы.
Некоторые используют кусачки при монтаже металлических траков, но я не рекомендую это по одной причине: откусывая проволоку кусачками, вы оставляете более широкий расплющенный кончик, который скорее всего не полезет в отверстие под палец. Хотя этот способ заметно быстрее…
Я использую нож, большой тамиевский модельный нож (он же OLFA) и твердую пластиковую подложку, чтобы нарезать проволоку заранее, пальцами нужной длины. Для этого отмеряется пробный образец, делается эталон и вся проволока нарезается по его длине. Палец должен торчать наружу не более чем на 1 мм.
Хитрость: Можно отрезать проволоку под углом, чтобы конец пальца получался заостренным как игла у шприца. Тогда он будет впиваться острым концом в конце отверстия и держаться прочнее.
Еще одна хитрость: у длинных траков, например ИС-2, пальцы можно немного погнуть, чтобы они создавали распорку внутри отверстия и держались надежнее. Это все позволяет обойтись без клея, особенно если модель вы не собираетесь часто перемещать с места на места, пальцы будут и так держаться.
6. Сборка.
Собрав ленту необходимой длины можно имитировать ее провисание не добавляя лишних траков, а просто растянув ленту руками, разгибая немного пальцы внутри траков. Обычно лента имеет около 5 мм люфта, чего будет достаточно для зрелищного провиса.
И вот результат:
Также металлические траки пригодятся в качестве запасных:
Очень удобный способ для сборки металлических траков (а в принципе, это относиится и к прочим наборным – смоляным и пластиковым) я недавно подглядел у одного японца, опробовал сам, и мне понравилось!
Идея в том, чтобы собирать траки не на столе и не на вису, что неудобно, а изготовив для этого специальный верстак:
Берем кусок длинной и узкой фанерки (у меня нашлись тонкие планки от упаковки мебели ИКЕА), наклеиваем на него двусторонний скотч, и прикрепляем обработанные траки на этот верстак, не все сразу, а партиями штук по 10-15. Траки фиксируются, и в них легко вставлять проволочные пальцы. Когда лента готова, она легко снимается со скотча:
Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
Ддя начала, надо объяснить, что такое подвеска Кристи, почему её придумали и для чего её использовали на танках.
Кристи имел очень необычный, для начала 20-х годов, взгляд на тактику применения танков в будущих войнах. Надо помнить, что только-только, в 1918 году закончилась Первая Мировая война и только-только появились танки. Кстати говоря, слово танк в английском языке означает просто бак. Для воды или топлива - неважно. Англичане, создавшие первые танки, держали их появление в строжайшем секрете, а прибывающие на фронты или подготовленные к отправке машины, маскировали под резервуары для топлива и питьевой воды, то есть под tanks. Так это название и прилепилось к новой разновидности боевой техники. Танком стали называть гусеничные бронированные боевые машины с пулеметно-пушечным вооружением. Гусеничные - потому, что они должны были быть способны двигаться по бездорожью и преодолевать окопы, рвы, заграждения из колючей проволоки и воронки от снарядов и бомб на поле боя. Имевшиеся бронеавтомобили неспособны были на колесах двигаться по таким "ландшафтам" и потому были неприменимы для помощи пехоте в окопной позиционной войне. Англичане искали решение и нашли его у американской фирмы Катерпиллер, производившей гусеничные сельскохозяйственные машины. Кстати говоря, слово "катерпиллер" в переводе с английского на русский и означает "гусеница".
Итак, Первая Мировая закончилась 11 ноября 1918 года подписанием Компьенского перемирия и последовавшим Версальским мирным договором. Народы мира были счастливы и никто не желал новых войн. Страны-победители приложили массу усилий к сокращению армий и созданию политико-дипломатических инструментов для решения будущих споров мирными путями. О будущих войнах никто думать не желал, вооружения и армии сокращались и только в головах военных теоретиков разных стран крутились концепции новых стратегий и тактик.
Одним из первых, идею выделения танков в отдельные группировки и применения их не в боевых порядках наступающей на фронте пехоты, а в глубоких рейдах, высказал американец Джон Уолтер Кристи. Он не был военным теоретиком. Сейчас бы его назвали "инноватором". То есть инженером-бизнесменом, который создает новый продукт, ещё не востребованный рынком, но формирующий спрос этим новым продуктом. Таким человеком, например, был совсем недавно Стив Джобс, придумавший смартфоны с тач-скринами, о которых рынок и не думал. Создав iPhone, Стив Джобс сформировал спрос на этот тип гаджетов на рынке, вытеснив другие сотовые телефоны.
Использовать большие массы скоростных танков в глубоких рейдах по тылам противника - очень революционная идея для того времени. Но есть проблема.
Максимальную скорость можно достичь только на дорогах с твердым покрытием. Но стальная гусеница скользит на брусчатке, асфальте и бетоне. Тут лучше на резиновых колесах мчаться. Но до выхода на дороги надо вырваться за линию фронта по полю боя (смотри выше) - нужна стальная гусеница. Противоречие можно разрешить, если сделать движитель комбинированным - гусенично-колесным. Чтоб были колеса обычного диаметра с резиновыми бандажами, для езды по дорогам, а поверх,чтоб навешивать гусеницу. Но чем больше радиус опорных катков, тем больше надо обеспечить вертикальный ход индивидуальной подвески. умный джон придумал делать L-образную подвеску:
Отрицательной чертой этого типа подвески стало продольное раскачивание танка, что делало невозможным стрельбу с хода. Но это было неизбежной платой за возможность колесного хода. С такой подвеской Джон Уолтер Кристи стал делать скоростные танки и прдвигать идею бронекавалерии - легких, молниеносно быстрых танков, уходящих в рейды по тылам противника, где им не грозит серьёзная противотанковая оборона.
Но Соединенные Штаты не хотели тратить деньги на сухопутную армию. На американском континенте врагов у Америки не было, а в европейские дела американцам вмешиваться не хотелось вообще. Так и вышло, что в 1940-м году армия США имела аж 400 танков. Вобщем, американская армия отказалась от изобретения Кристи.
А в Европе, в это же время, как раз разрабатывались военными теоретиками новые стратегические идеи, как раз с применением легких быстроходных танков, как отдельных подразделений, действующих самостоятельно, в глубоких рейдах. Такие теории разрабатывались в Англии, Польше, Чехословакии и. в СССР.
Замечательный теоретик, Владимир Кириякович Триандофилов, с 1928 года заместитель начальника Штаба PKKA,
Для воплощения этих теорий нужны были как раз такие танки, какие предлагал Кристи.
Немцы, ещё во времена Веймарской республики, очень заинтересовались танками Кристи, попытались их купить, но Госдепартамент США отказал им. Та же участь постигла поляков.
30 декабря 1929 года в Штаты прибыли очередные ходоки по танкам Кристи.На сей раз из Страны Советов. Если вспомнить, что дипломатическое признание СССР Соединенными Штатами произошло только 16 ноября 1933 года, то логичным было бы предположить, что коварный Госдеп постарался даже недопустить встречи генералов из непризнанной большевистской России до вожделенного конструктора. Ан-нет! Привезли, организовали показ танка и закрыли глаза на продажу 2 танков, которые по документам прошли как "сельскохозяйственные тракторы". Ну как же отказать голодающим детям России в сельхозмашинах для колхозов (которые, как известно, дело сугубо добровольное)!
Итак, Джон Уолтер Кристи продал 28 апреля 1930 года два сельхоз-трактора М1940, с технической документацией и лицензией на производство, за $60 тыс.
Чтоб избежать лишних вопросов про "тракторы", с них перед отправкой, в декабре 1930-го, по обоюдному согласию сторон, демонтировали башни. Но ещё 21 ноября 1930 года, до отправки танков из Америки, РВС СССР принял решение о производстве их в СССР. Тогда же их и назвали БТ, а производство поручили организовать на Харьковском Паровозостроительном заводе имени Коминтерна.За недопоставленные башни у Кристи удержали 25 тысяч баксов - он, естественно обиделся и не приехал в СССР налаживать производство танков, что обошлось, я думаю, много дороже тех 25 тонн зелени.
Так в СССР попала подвеска Кристи и, естественно, танки Кристи.
Зачем СССР быстроходность танков на дорогах с твердым покрытием - вопрос риторический. Но сделано их было очень много. Танк Кристи развивался, от БТ-2 перешли к БТ-5
и потом к БТ-7. Подвеска Кристи была незаменима.
Т-34 стал продолжением серии БТ. Через заказ на БТ-20 (заводской индекс колесно-гусеничного танка А-20), через чисто гусеничный вариант А-32, к более тяжелому А-34 и, наконец, принятому на вооружение Т-34-76.
Но военным, которые мирились с подвеской Кристи на колесно-гусеничных танках от безисходности, на чисто гусеничном танке эта подвеска сразу не понравилась и они потребовали заменить её на торсионную, как на всех нормальных гусеничных танках. Были ещё и другие требования к усовершенствованию Т-34. Дело дощло до того, что АБТУ КА отказалось принимать Т-34, потребовало прекращение производства, доработки конструкции, в соответствовии с требованием военных, до модели Т-34М. Но Ворошилов принял компромисное решение: Т-34 продолжать выпускать, армии их принимать на вооружение, гарантийные требования снизить втрое, а заводу немедленно приступить к проектированию и изготовлению опытных образцов Т-34М - с торсионной подвеской. К маю 41-го три корпуса Т-34М уже лежали в заводском цеху, но война спутала все планы.
Реализовать проектные наработки по Т-34М удалось только к 44 году в танке Т-44.
Внешне это незаметно, ходовая смотрится точно также, как у Т-34-85, но подвеска была уже принципиально иной, торсионной. Никакие другие советские танки, кроме БТ и Т-34, а их было немало, не имели подвеску Кристи.
Все современные российские танки имеют торсионную подвеску. Убедиться в этом проще простого: выбираете модель и смотрите в Википедии.
Надо сказать, что не только в СССР делались танки с подвеской Кристи. Англичане тоже сделали несколько танков с такой подвеской (благо у них была лицензия). Среди британских танков с этой подвеской - красавец-танк Крусейдер (Крестоносец)
Также, как и БТ - это были легкие скоростные танки, но только с гусеничным движителем. Выбор подвески был связан с тем, что танкам предстояло действовать в условиях каменистой пустыни, а камни и валуны переезжать лучше на подвеске с максимальным вертикальным ходом катков. Но англичане немало промудохались, чтоб устранить продольное раскачивание и, наконец, нашли как это сделать. Они добавили гидравлический амортизатор к неподпружиненному рычагу.
Танк не снискал славы - легкие танки к этому времени уже не ценились, война внесла свои коррективы. Но идея осталась.
На сегодняшний день только один танк в мире ходит на подвеске Кристи. Выбор подвески был сделан по той же причине, что и для Крусейдера - машина предназначена для использования в условиях каменистой пустыни, где часто встречаются достаточно большие камни и валуны. Нужен большой вертикальный ход катков, нужна подвеска Кристи. И так же, как на Крусейдере - с гидравлическим компенсатором продольной раскачки.
Вы уже, наверное догадались, о каком танке я говорю. Конечно, это великолепные Меркавы.
Один тезис в комментариях за кадром меня сильно раздражает. Это тезис о том, что небывало высокая защищенность экипажа вызвана малочисленными людскими рессурсами Израиля. Брррр.
А если людские рессурсы большие - можно защищать экипаж поменьше? Ребят беречь надо только, если народу мало.
Всем доброго времени суток!
Представляю вашему вниманию модель легендарного советского Танка Т-72.
Всем привет,меня зовут Леонид и я представляю вашему вниманию своё творение.
Наверняка многие в детстве хотели быть лётчиками ,косманавтами или гонщиками F-1, а у меня была мечта иметь собственный танк.
Идея создать танк была давно,но не было хороших чертежей. Тогда руководитель писал письмо на завод изготовителя с целью, что бы выделили чертежи. Когда пришли чертежи, мы подогнали их под нужный мне масштаб, работа пошла полным ходом.
(Чертёж взят из интернета)
Многие задавали мне вопрос: "Почему выбрал именно масштаб 1:16 ,а не 18 или 10?"
Ответ прост: "масштаб зависим от гусениц. "
Ещё при Советском Союзе руководитель делал пресс формы и заказывал на заводе траки. Тогда это можно было сделать без проблем, не так как сейчас.
Гусеницы было решено сделать из дюраля,материал самый подходящий, лёгкий и прочный.
Катки на танк точил сам на токарном станке, много же тогда дюрали ушло)
Подвеска на танке действующая.
Сделан ленивец для натяжении гусениц.
Ведущий каток (задний) ещё в дорабодке,будет обтачиваться до звёздочки.
В движение танк приводят 2 коллекторных мотора (540), соединенных с планитарными редукторами.
Башню пришлось делалась по деревянной болванке, что бы точно повторить все плавные формы оригинала.
В башне стоит рулёвка для поднятия/опускания ствола
Так же стоит рулёвка для поворота башни на 360 градусов
Сделан механизм, что бы танк стрелял, но он нуждается в доработке
Как сделать, чтоб пушка стреляла, нам подсказал Константин (Konst):
"Если красочно - ствол потолще и китайские петарды с системой электроподжига, система смены заряда - револьверного типа (барабан с петардами внутри башни). При срабатывании - большой бабах и половина петарды вылетает через ствол (обычно их рвет пополам)."
Огромное ему спасибо за это!
Как стреляем танк смотрите в конце видео
(правда оно старое)
Немного фотографий с деталировкой танка:
Копийность этой модели на высоком уровне, на ней сделаны самые мелкие детали, все с максимальной точностью. Но пока модель еще не готова к финальным этапам, она требует очень крупных и масштабных доработок.
Надеюсь, что вам понравилась моя статься, буду рат услышать критику и пожелания
Автор модели: Чернавин Леонид
Руководители: Кузнецов Валерий Евгеньевич,Козик Игорь Иванович
Автомодельная лаборатория "Колеса истории"
Читайте также: