Как сделать хатм корана

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.09.2024

Муфтий Абдуррахман перечисляет шейхов накшбандийского тариката и рассказывает о некоторых его практиках, в частности, о практике т.н. хатму хваджаган – чтения особых зикров и дуа, многие из которых взяты из Корана и имеют глубокий смысл.

Альхамдулиллях Раббиль-алямин. Ва ссаляту ва ссаляму аля саидинуль-мурсалин ва аля алихи ва сахбихи аджмаин. Амма баад.

Мне хотелось бы сказать несколько слов про этот хатм, который мы произносим вначале. Он называется хатму хваджаган. Его традиция восходит к Центральной Азии, к Персии, к местности Хорасан. Персидский язык был самым распространенным в том регионе после арабского языка, им обычно пользовались ученые и суфийские шейхи. Шейх Багауддин Накшбанди также говорил на персидском языке. В наше время таким международным языком является английский – вы можете общаться на английском языке и в Испании, и в арабских странах, это язык, который понимают в большинстве стран. В мусульманском мире в средние века таким языком был арабский, а в Центральной Азии также персидский.

В нашей сильсиля (накшбандийского тариката) перед нами (нынешними шейхами) находятся 40 человек – между нами и Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям). Суфийский путь, наука тасаввуфа дошла до нас через цепочку ученых – сильсиля, иснад. Первым идет Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) – он источник всех знаний, явных и тайных. После него идет Абу Бакр ас-Сиддик (радыАллаху анху), затем Сальман аль-Фариси (радыАллаху анху), затем Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр, внук Абу Бакра (радыАллаху анху). Он взял эти знания от Сальмана аль-Фариси. Следом идет имам Абу Джафар ас-Садик. Затем имам Абу Язид Бистами, один из великих шейхов прошлого. Затем – Абуль-Хасан аль-Харкани. Он родился в Медине, затем переехал на территорию современного Ирака, затем переехал в Бастам, который находится на территории современного Афганистана, потом жил в Харкане и Джурджане в Иране. Следом за ним идет шейх Абу Али Мухаммад аль-Фармади, учитель имама Газали. Его учеником был Юсуф аль-Хамдани.

Если мы возьмем обратную сторону цепочки, наших непосредственных учителей – шейх Зульфикар Накшбанди, его учителем был мулла Гулям Хабиб из Чаквала, Пакистан, его учителем был хаджи Абдуль-Малик Сиддики. Затем идет Фадль Али Курейши из Мискинпура, затем хаджи Муса Зейд тоже из Пакистана, затем хаджи Мухаммад Усман Дамани, затем хаджи Дусмухаммад Кандхари, из Кандагара в Афганистане, затем хаджи Ахмад Саид Дехляви, он жил в Дели, но родился в Медине. Абу Саид Мулла Гулям Муджаддиди, затем хаджи Хабибуллах Джанджани из Индии, затем Сейид Нурмухаммад Бадвани, хаджи Мухаммад Хасан, хаджи Мухаммад Сейфуддин из Сирхинда в Пенджабе, хаджи Мухаммад Масум, который был 25-тым человеком в нашей цепочке. Он был сыном Муджадида альфи сани, имама Раббани (Ахмада Фарука ас-Сирхинди, обновителя второго тысячелетия по хиджре). Его шейхом был Мухаммад Бакы. Имам Раббани был одним из величайших ученых Ислама.

Что мы хотим этим сказать, когда связываем наших учителей одной цепочкой со сподвижниками? Что Абу Бакр Сиддик (радыАллаху анху) делал такую же муракабу, что мы делаем? Или он читал 100 раз тасбих утром и 100 раз вечером? И по 100 раз салават Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и 100 раз истигфар, и читал один джуз Корана? Сейчас наш тарикат, наши задания гораздо более строго организованы, чем это было раньше. Вряд ли Абу Бакр делал именно такую муракабу – но он определенно совершал муракабу (какой-то способ приближения к Аллаху).

Мы называем наш тарикат накшбанди, хотя шейх Бахауддин Накшбанди стоит 16-м в нашей цепочке, поскольку он во многом формализовал правила тариката – многие задания он делал таким же образом, как мы делаем сейчас. Но духовная цепь тариката восходит к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), хотя наши зикры, наши вирды – в большинстве своем не восходят к нему таким же образом.

Мы можем учиться чему-то по книгам. И мы рассчитываем, что мы научимся чему-то, когда пройдем в книге все уроки – достигнем нашей цели, когда дойдем до конца. Когда мы вступаем на этот путь, мы рассчитываем, что достигнем вусуля, близости к Аллаху.

Так почему в нашей цепочке находится Абу Бакр (радыАллаху анху)? Мы можем взять шейха Багауддина Накшбанди, по имени которого назван наш тарикат. Нас сегодня также называют накшбанди муджаддиди – по имени имама Раббани, обновителя второго тысячелетия. Он проделал работу по обновлению, тадждид, а также оживил религию в свое время. Иногда мы можем использовать оригинальное имя тариката, а иногда второе имя – муджаддиди. Но само слово накшбанди – очень знаменитое, почетное имя. Если мы возьмем шазилийский тарикат – они называются шазилиты, а не кадириты, хотя их сильсиля включает шейха Абдуль-Кадира Джиляни, который также проделал работу по обновлению этого тариката.

Почему сказано, что дуа – это ибада? Потому что мы во время дуа не только просим Аллаха, но мы приносим Аллаху свою беспомощность, свою нужду, свою преданность Ему. И мы знаем, что Господь любит, когда мы просим у Него. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Вернемся к самому хатму – он очень длинный, я постараюсь пересказать вам его в общем. Существует множество его переводов на английский, на урду – особенно это важно для тех, кто находится в итикафе во время Рамадана, это очень полезно для них.

Для нас очень важно обращаться к Аллаху по Его именам, которыми Он Сам Себя назвал. Если мы хотим получить Его милость, нам следует обращаться к Нему как к Самому Милостивому и Милосердному.

О Аллах, благослови нашего господина Мухаммада благословениями, которые служат нам прибежищем от всякого притеснения и гнёта, которые улаживают все наши дела, которые очищают нас от всех грехов, , которые повышают наши степени в Присутствии Твоём и которые позволяют нам получать высшие блага в этой жизни и после смерти. Аминь! – 313 раз.

Следующее дуа: Йа, Аллах, йа, Рахман, йа, Рахим, йа, Архаму ррахимин – это дуа относят к шейху Гуляму Али Муджаддиди. Мы обращаемся к Милостивому Аллаху и просим Его милости.

Ва саллаллаху Тааля аля хейри халькыхи Мухаммадин ва алихи ва асхабихи аджмаин – это опять салават Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), дуруд-шариф.

Следующее дуа Ахмада Сейида Дехляви: йа, Рахим кулли сарихин ва макрубин ва гыясуху ва маазуху, йа Рахим. Тоже сильное дуа, поскольку мы взываем к Аллаху Его именами.

Потомство, наследие – это не только дети, это какая-то благая память о человеке. Мечеть, которую он помог построить, книги, которые он написал, сердца людей, на которые он повлиял в хорошем смысле, люди, которых он вдохновил на добрые дела.

Для ученых это легко – у них много знаний, которыми они делятся с людьми, люди нуждаются в них, и эти знания останутся после них, когда они покинут мир. Но людям простым, неученым, это тоже возможно – они могут помогать ученым, могут также учить других. Необязательно научить другого тафсиру Корана – можно научить хотя бы слову из Корана, за это тоже обещана награда. Помогать другим людям следовать правильному пути, помогать строить мечети и медресе – и еще много благих дел можно сделать. Это дуа очень важное – оно должно стать частью наших ежедневных дуа.

Мы видим, что все шейхи нашей сильсиля добавляли какое-то свое дуа или зикр в этот хатм, перечень. Какой общий смысл этого – добиться близости к Аллаху, Его довольства, получить ответ на наши дуа посредством Его прекрасных имен. Чтение этого хатма – не просто традиция, не просто обряд, но средство добиться милости Аллаха, Его внимания к нашим просьбам, нашим дуа.

И наконец, я хотел бы упомянуть, что шесть вещей, которые мы совершаем в нашей практике тариката – все они основаны на Коране.

2. Практика муракаба исходит из аята суры аль-Араф – Поминайте вашего Господа внутри себя (в себе) своими сердцами с полным смирением и в благоговейном страхе. Подразумеваются не какие-то специфические формы зикра, а общая идея. Ученые потом развивали эти формы.

5. Дуруд-шариф – вы знаете о благах салавата: мы просим милости у Аллаха, Субхана ва Тааля и исполняем обязанности перед Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям).


??? ???? ???? ??? ???? ???? ????:

Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Кто прочитает одну букву из Корана, тому запишется одно благое дело, а каждое благое дело вознаграждается десятикратно.

??? ???? ???? ??? ???? ???? ? ???:

?? ??? ?????? ?? ??? ???? ??? ????? ????? ???? ???

Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) сказал:

???? ?????? ??? ????? ??????? ?? ????? ??????:

????? ?? ???? ???? ??? ??? ?????? ?????? ; ????? ?????? . ??? ???? : ??? ??? ??? ??? ?????? ??? ???? ????? . ???? ??? ?? ??? ????? ????? . ????? ??? ????? ?????? ??? ???? ???? ??? ???? ???? ???? . ??????? ??? ??? ??????? ??? ??? ?? ???? ?? ????? ??? ??? ?????? ; ???? ??? ?? ??? ?? ???

Ибни Кудама - великий ученый Ханбалитского мазхаба в своей книге аль-Мугний сказал:

Желательно собираться с семьей и с другими людьми во время завершения чтения Корана.

Сказал имам Ахмад:

«Анас (р.а) когда заканчивал хатм Корана собирал свою семью и детей (чтобы сделать дуа). Также, (это было передано от других сахабов, таких как Ибн Масуд (р.а) и др.) Абу Бакр (р.а) считал прекрасным деянием произносить такбир (Аллаху акбар) после прочтения каждой суры начиная с ваДдуха и до конца (до суры ан-Насс).

Передается от Убаййа ибни Кааба (р.а) что когда он читал Коран Пророку (салля Аллаху алейхи ва саллям), Пророк приказал ему произносить такбир после каждой суры начиная с ваДдуха и до конца (до суры ан-Насс).

??? ???????? ??????? ???????? :

???? ?????? ??? ??? ?????? ? ????? ???????? ????? ?? ??????? ?? ????? ?????? < ?? ??? ?????? ??? ???? ??????? >. ???? ??? ??? ?? ?????? ?? ???? ?? ???? ??? ????? ? ????? : < ??? ??????? ??? ???? ????? ??????? ? ???? ???? ?? ??? ?????? ??? ???? ? ???? ?? ?????>.

????? ?????? ?????? ?? ??????? ??? ?????? ?? ??? ????????:

????? ??? ??? ?????? ?? ??? ????? ?? ??? ?????? ??? ??? ???? ?????? ?? ?????? ???? ?????? ????? ???? ??? ????? ????? ????? .

?????? : ?????? ?????? ??? ????? ?????? ?????? ? ???????? ?????? ??? ????? ???????? ?????? ???? ??? ???? ????? ? ???? ?? ?????? ????? ???????? ????? ?? ??? ?? ???? ???????? ????? ???? ?????? ; ?????? ??????? ??????? ? ???????? ??? ??? ?? ???? ?? ???? ????.

В большой Кувейтской энциклопедии фикха говорится:

Является мустахабом (очень желательным действием) после хатма Корана делать дуа. Так как приводит имам Табараний (р.а), хадис шариф: после хатма Корана дуа принимается.

И является мустахабом после завершения чтения суры ан-Насс не останавливаться и продолжить читать суру Фатиха и первые 5 аятов суры аль-Бакара. Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) сказал: Самое наилюбимейшее из дел Аллаха это состояние непрерывности. Это чтение Корана с начала до конца, а после завершения, начинание заново.

Фотография

Каждое последнее воскресенье месяца мы собираемся группой в 30 или более сестер, и каждая из нас читает два или три хизба (часть Корана), пока мы не заканчиваем Священный Коран через полтора или два часа. Нам сказали, что это зачтется – инша Аллах – как хатм (завершение) Корана для каждой из нас. Верно ли это? После этого мы делаем дуа и просим, чтобы Аллах дал награду за наше чтение остальным верующим, живым и мертвым. Достигнет ли эта награда (саваб) мертвых? Они приводят в качестве доказательства этому слова нашего господина Мухаммада , да благословит его Аллах и приветствует: “Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, кроме трех. Это — непрерывная милостыня, знания, которые приносят пользу и праведный сын, который молится за него”.
На празднике дня рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует (мавлид ан-набави), они держат рибат (дежурство), которое начинается в 10 утра и длится до 3 часов пополудни. Они начинают с мольбы о прощении, хвалы Аллаху, тасбиха и такбира, и тихо посылают благословения на нашего господина Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, затем они читают Коран, и некоторые сестры постятся в этот день. Является ли выбор этого дня для всех этих богослужений нововведением (бид'а)? У нас также есть длинный дуа поиска благословения, которое мы читаем во время сухур, для тех, кто в состоянии сделать это. Это называют дуа ар-раабита. Он начинается с благословения и саляма нашему господину Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и его умме, и другим пророкам, и матерям верующих, и сподвижницам Пророка, праведным Халифам, табиинам, и праведным друзьям (авлия’) Аллаха, упоминая каждого из них по имени. Верно ли, что упоминание всех их по именам станет причиной того, что их владельцы узнають нас и обратятся к нам в Раю? Этот дуа - нововведение? Я чувствую, что это так, но большинство сестер не соглашается со мной. Накажет ли меня Аллах, если я неправа? Как я могу убедить их, если я права? Этот вопрос лишает меня сна и каждый раз, когда я вспоминаю хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в котором говорится, что каждое нововведение - бид'а, и каждый бид'а - заблуждение, и каждое заблуждение будет в Огне, мое беспокойство и горе становятся еще сильнее.

Ответ: Хвала Аллаху.

Мусульманам рекомендовано постоянно обращаться к аятам и сурам Корана, поэтому одна из наших обязанностей – чтение Священной Книги. После того как вы перевернули страницу и аккуратно закрыли ее, рекомендуется произнести следующее дуа:

«О, Аллах, смилуйся надо мной ради Корана и сделай его для меня имамом, светом, наставлением на правильный путь и милостью.

О, Аллах, напомни мне то, что я забуду из Корана, дай мне знать, что я не знаю из него, одари меня чтением днем и ночью и сделай его моим доводом, о, Господь миров!

О, Аллах, помоги мне сохранить мою религию, которая является моей защитой, улучши мою мирскую жизнь, в которой мое пропитание, улучши мою загробную жизнь, сделай мое существование увеличением во всем хорошем, сделай смерть мою покоем для меня от всего плохого.

О, Аллах, сделай лучшие дни моей жизни концом моей жизни, сделай лучшие мои деяния заключением моей жизни и сделай лучшим из моих дней день, в котором я встречусь с Тобой.

О, Аллах, я прошу Тебя дать мне приятную жизнь, правильную смерть и не позорное, не разоблачительное место возвращения.

О, Аллах, я прошу у Тебя одарить меня лучшим обращением за помощью к Тебе, хорошим успехом, хорошим знанием, хорошими деяниями, хорошим вознаграждением, хорошей жизнью, хорошей смертью.

О, Аллах, укрепи меня, сделай тяжелыми мои весы благих деяний, сделай истинной мою веру, возвысь мою степень, прими мои молитвы и прости мои грехи. Я прошу Тебя о почтении – награди меня Раем.

О, Аллах, я прошу Тебя одарить меня поступками, заслуживающими Твою милость, намерениями, заслуживающими Твое прощение, спасением от всех грехов, дарами всего чистого, успехом в получении Рая и спасением от ада.

О, Аллах, улучши последствия во всех наших делах и спаси нас от мирского унижения и загробного мучения.

О, Аллах, сделай уделом боязни Тебя то, чем Ты будешь препятствовать нашему ослушанию Тебя, сделай уделом покорности Тебе то, чем Ты введешь нас в Твой Рай, и сделай уделом нашего убеждения то, чем Ты облегчаешь мирские беды, дай насладиться нам слухом, зрением, способностью, пока мы живы, сделай наше возмездие тем, кто притеснял нас, окажи нам помощь против тех, кто с нами враждует, не делай беду нашу в религии нашей, не делай нашу мирскую жизнь самой большой нашей заботой и пределом наших знаний, не предоставляй над нами власть тем, кто к нам немилосерден.

Пусть благословит Аллах и приветствует многократно Пророка Мухаммада (салляллау алейхи ва саллям), его умму и его сподвижников. Аминь!


В статье: 1 видео (посмотреть)


Хвала Аллаху, Господу мир, миров и благословение нашему господину Мухаммаду, семье его и всем сподвижникам.

Поистине, завершение Корана чтения (хатм) является одним из великих деяний благих, за которое человеку многократно воздастся. желательно Мусульманину время от времени завершать чтение стараться и Корана постоянствовать в этом.

Всевышний Аллах в говорит Коране:

????? ????????? ????????? ??????? ??????? ??????????? ?????????? ???????????? ?????? ????????????? ?????? ????????????? ????????? ????????? ???? ???????

А Посланник благословит (да Аллаха его Аллах и приветствует) сказал:

?? ??? ????? ?? ???? ???? ??? ?? ????? ??????? ???? ???????? ?? ????: ??? ???? ???? ??? ???? ???? ???? ???? ???

В чтении Корана заключается множество как, достоинств говорится в различных хадисах: заступничество в вечном мире, повышение в степени, обилие добрых усиление, дел убеждённости (йакин), исцеление больных, души успокоение, избавление от беспокойств в этом мире и другие многие, которых не перечесть.

Со слов Абу аль Мусы-Ашари (да будет доволен им Аллах) что, сообщается Посланник Аллаха (да благословит его приветствует и Аллах) сказал:

??? ?????? ???? ???? ?????? ??? ??????? ????? ??? ?????? ??? ???? ?????? ???? ?? ???? ?????? ???? ?????? ?? ??? ??? ?????? ??? ???? ??????? ???? ???? ?????? ???? ???????? ????? ??? ?????? ?? ???? ??????? ???? ?? ???? ?????? ???? ??????? ??? ??? ??? ?????? ??

учёные Некоторые сказали, что желательно завершать Корана чтение каждую неделю, так поступали сподвижники многие и табиины (да будет доволен ими желательно), и Аллах, чтобы срок завершения чтения превышал не Корана одного месяца.

От ‘Абдуллаха ибн ‘ибн Амра аль-‘Аса (да будет доволен его им и Аллах отцом) передаётся, что Пророк (да его благословит Аллах и приветствует) сказал:

?? ??? ???? ?? ???? ?? ????? ??? ???? ???? ???? ??? ?? ???? ?????? ?? ??? ??? ??? ??? ??? ??? ???? ?? ????? ??? ??? ??? ??? ??? ???? ?? ??? ???? ??? ??? ??? ??? ??? ???? ?? ??? ??? ??? ??? ??? ??? ???? ?? ??? ??? ????? ??? ???

Говоря о различных сроках, за которое прочитывать следует весь Коран, имам ан-Навави (да над смилуется ним Аллах) писал:

????????? ?? ??? ????? ??????? ??????? ??? ??? ???? ?? ????? ????? ?????? ?????? ??????? ??? ??? ?? ???? ?? ???? ??? ???????

Некоторые учёные что, считали нежелательно завершать чтение Корана чем менее за три дня, ссылаясь на хадис от ибн Абдуллаха Амра (да будет доволен им Аллах), передал который слова Пророка (да благословит его приветствует и Аллах):

?? ???? ?? ???? ?? ??? ?? ????

Ибн Хафиз Раджаб аль-Ханбали (да смилуется ним над Аллах) поясняет:

????? ??? ????? ?? ????? ?????? ?? ??? ?? ???? ??? ???????? ??? ??? ???? ?? ??????? ??????? ???? ????? ????? ??????? ???? ???? ???? ???? ????? ?? ?? ??????? ??????? ???? ??? ????? ?? ??? ????? ?????? ??????? ???? ?? ????? ?????? ??????? ?????? ??????? ??? ??? ???? ?????? ??????? ?? ?????? ????? ??? ??? ????? ??? ??? ????.

ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ СЛОВ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ТАКБИРА В КОНЦЕ РЯДА СУР

суры с Начиная Ад-Духа (93) и до суры Ан-Нас (114) в каждой конце из этих сур желательно читать такбира слова. Конец суры при этом не такбиром с соединяют, и следует разделить их паузой.

К примеру, окончив суры чтение Ад-Духа, читаем такбир, таким иляха:

?? ??? ??? ????? ? ???? ????? ? ??? ?????

А затем сразу начинаем следующей чтение суры со слов:

??? ???? ?????? ??????

И Рахим до конца суры Ан-Нас.

Это является действие общепринятой практикой, имеющей степенью переданной, таватура от учёных и имамов по кыраату.

Об этом хадисы передаются – как марфу’, так и маукуф[1].

Шафии аш-Имам (да будет доволен им Аллах) сказал:

?? ????? ??????? ??? ????? ??? ?? ??? ???? ??? ???? ? ???

НАИЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ КОРАНА

Желательно завершить Корана чтение в начале дня или в начале читающему, а ночи в одиночку желательно завершить его во намаза время. И желательно, чтобы это было во двухракаатного время утреннего намаза либо двухракаатного вечернего желательного намаза[2].

Ад-Дарими передал с хорошим слова иснадом Са’да ибн Абу Ваккаса (да будет Аллах им доволен):

??? ???? ??? ?????? ??? ????? ??? ???? ???????? ??? ????? ???? ???? ???? ??? ????? ??? ???? ???????? ??? ????

ЖЕЛАТЕЛЬНО ПОСТИТЬСЯ В ЗАВЕРШЕНИЯ ДЕНЬ ЧТЕНИЯ КОРАНА

В день завершения Корана чтения желательно поститься, это практиковали табиины и сподвижники, если только пост не совпадал с который, в днём шариат запрещает поститься[3].

ЖЕЛАТЕЛЬНО ЗАВЕРШЕНИЯ ПОСЛЕ КОРАНА ЗАНОВО ПРИСТУПИТЬ К ЧТЕНИЮ

сразу Желательно после полного завершения чтения заново Корана приступить к чтению, так поступали предшественники праведные.

В качестве довода они руководствовались Ибн хадисом Аббаса (да будет доволен ими котором), в Аллах говорится:

????? ??????: ??? ??????? ????? ????? ???????? ??????? ????? ?????? ?????: ???????? ?????????????. ?????: ????? ???????? ?????????????? ?????: ??????? ???????? ???? ??????? ????????? ????? ??????? ???????? ????? ?????????.

(Хадис привёл ат-Тирмизи и сказал, его что иснад не сильный)

НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЕТСЯ ТАМ ПРИСУТСТВОВАТЬ, ГДЕ ЗАВЕРШАЕТСЯ ПОЛНОЕ ЧТЕНИЕ Дарими

Ад-КОРАНА и Ибн Абу Дауд передали от Аббаса Ибн (да будет доволен ими Аллах) Ибн:

??? ??? ???? ???? ????? ???? ???? ??????? ???? ???? ?? ???? ???? ??? ???? ????? ???

собрание ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ЧТЕНИЯ КОРАНА

рекомендуется Настоятельно после завершения Корана прочитать Дарими[4].

Ад-дуа передал со своей цепочкой передатчиков от аль Хумайда-А’раджа следующий хадис:

?? ??? ?????? ?? ??? ??? ??? ????? ????? ???? ???

Следует читать общие дуа, Аллах:

??????????? ???????? ??????????? ???????? ??????????? ???????????? ???????????? ?????????? ???????????? ????????? ????? ?????? ????????? ???????????? ???????????? ????????? ??? ?????????????

????????? ?????? ?????????? ???????? ??????????? ???????????? ??????????

[1] Марфу’ – хадис, который речью является Пророка (да благословит его Аллах и Маукуф). приветствует – хадис, который является речью сподвижников из одного (да будет доволен ими Аллах).

Читайте также: