Как сделать эндуро выше по седлу

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 08.09.2024

Цитата, вынесенная в заголовок, известна многим мотоциклистам. Но она совсем не поясняет, куда ездить и почему именно на этой технике. Мотопутешественник Александр Дежкунов, накатавший на таких мотоциклах не один десяток километров, попробует объяснить, что может подтолкнуть к покупке эндуро и какой кубатуре отдать предпочтение.

Эти мотоциклы принято делить на три группы, но классификация достаточно условная. В общем подход достаточно прост: чем выше масса мотоцикла, тем меньше в нем эндуро и внедорожности. Ключевыми параметрами для выбора подходящего мотоцикла будут ответы на вопросы: куда (где), кто и зачем. Несомненно, можно и на хард эндуро по шоссе 1000 км за день махнуть или на литровом турэндуро прорываться через лесовозные колеи – как известно, слабоумие и отвага не знают границ. Но мы все-таки о том, как использовать технику рационально и с наибольшим удовольствием.

Хард эндуро. Для самых "диких"

Это мотоциклы для агрессивной езды преимущественно в стойке и исключительно на бездорожье. Основной диапазон кубатуры одноцилиндровых двигателей – 125-450 куб. см. На большинстве моделей нет "поворотников", их нельзя использовать на дорогах общего пользования (да и проблематично в силу конструкции).

Если вы любитель экстрима и живете в местности, где за воротами начинаются лесные дороги с оврагами, либо в хозяйстве есть большой пикап, микроавтобус или автомобиль с прицепом, на которых "хард" можно довезти до подходящей местности и "отжечь", – это ваш вариант. Хард эндуро – из названия и так все понятно.

Выбор как объема, так и типа двигателя (двухтактный или четырехтактный) – отдельная большая тема без очевидного верного ответа. Можно лишь с учетом тяжести условий, уровня навыков и величины финансов варьировать выбор от достаточно "народных" японцев до недешевых спортивных КTM.


Honda CRF250X


Yamaha WR250F


KTM 350 EXC-F


Husqvarna FE350


SUZUKI RMX450Z

Софт эндуро. Нежнее, еще нежнее

На них можно передвигаться и по бездорожью, и по дорогам общего пользования. Кубатура моторов в основном такая же, как у "хардов". Главное отличие – более "гражданская" конструкция с чуть меньшим запасом прочности, не такие энергоемкие подвески и "зажатые" двигатели, наличие "поворотников" и более удобное сиденье.

Эта группа уже позволяет не только получить удовольствие от преодоления бездорожья, но и выполнять вполне конкретные задачи: передвигаться по сельской местности, ездить на рыбалку и охоту, а также отправляться в небольшие путешествия по достаточно глухим местам.

В принципе, софт эндуро подходят и для езды по городу – высокая посадка обеспечивает неплохой обзор, а мощности двигателя достаточно для уверенного маневрирования в потоке. На борт "софта" теоретически можно брать и пассажира, но практически лишь при сильной необходимости – второй человек на мотоцикле будет чувствовать себя как бедный родственник.


YamahaTTR250


Yamaha WR250R


Suzuki DR250 Djebel


Honda XR250 Baja


Suzuki DRZ400S

И если "внедорожников" объемом 250-400 куб. см на рынке достаточно, то вот "шестисотки" софт эндуро вещь крайне редкая – модели можно пересчитать по пальцам одной руки.


Yamaha TTR 600

Есть еще один аппарат от австрийского производителя, который при официальном позиционировании как туристический эндуро в силу серьезной энерговооруженности, наличия спартанского сиденья и с учетом требовательности к пилоту уместнее отнести к софт эндуро. Это 690 Enduro R от KTM. Очень редкий пример современной "честной" внедорожной техники.


КТМ 690 Enduro R

Туристические эндуро. Сел и катись

Самые популярные эндуро, а потому и выбрать есть из чего. Именно к этой группе относится цитата из заголовка. Туристический эндуро можно использовать и как повседневный мотоцикл, и как средство для путешествий. Их разберем более подробно.

Но для начала немного горькой правды: турэндуро – это мир противоречий и компромиссов. Заранее невыполнимая установка – сделать мотоцикл, идеально подходящий и для бездорожья, и для шоссе. Можно лишь построить универсальную технику. И тут вспоминается фраза, которую когда-то прочитал на форуме клуба владельцев Honda Transalp: универсальная вещь одинакова плоха для всего. И в этом своя правда. У универсального турэндуро слабый двигатель на шоссе, а на бездорожье он слишком тяжел.

Туристический эндуро – мотоцикл для дорог с любым качеством покрытия. Но именно дорог. Я бы все многообразие моделей турэндуро вместил в интервал от 50% асфальта/50% гравийки до 95% асфальта/5% гравийки.

Смысл выбора правильного мотоцикла под конкретные условия применения (допустим, путешествия) – это не просто доехать до конкретного места, но еще и получать максимум удовольствия в процессе езды.

Условно все турэндуро я бы разделил на четыре подгруппы. О них поговорим дальше.

Одноцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 600-800 куб. см. Эти мотоциклы лучше всего подходят под определение "турэндуро", на таких аппаратах можно далеко уехать от асфальтовых дорог. Многие не согласятся, но я бы рекомендовал использование одноцилиндровых турэндуро без пассажира. Только без второго номера "одностволки" полностью раскроют свой потенциал за пределами асфальта и подарят удовольствие при посещении красивых мест.

Выбор здесь богат: более "туристические" Suzuki XF 650 Freewind, Aprilia Pegaso 650, BMW F650 GS и более "внедорожные" Suzuki DR 800 Big, BMW F650 GS Dakar, Yamaha XTZ 660 Tenere. "Внедорожные" одноцилиндровые турэндуро наиболее интересны как мотоциклы для покорения всех уголков мира на двух колесах. Для формулы 50% асфальта/50% гравийки лучше всего подойдут BMW F650 GS Dakar и Yamaha XTZ 660 Tenere.


Aprilia Pegaso 650


Suzuki DR 800 Big


BMW F650GS Dakar


Yamaha XTZ 660 Tenere

Двухцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 400-750 куб. см – с этой группы начинаются модели, наиболее подходящие для поездок с пассажиром. Меньшая вибронагруженность и большая эластичность двухцилиндрового мотора – выбор райдеров, которым важнее комфорт при езде по дорогам, чем красоты удаленных уголков. При этом мощности двигателя недостаточно для быстрых прохватов по хорошей трассе и уверенных обгонов, особенно при наличии пассажира.

Отдельного упоминания заслуживают две легендарные модели Honda – Transalp 600 и Africa Twin 750. Феноменальная надежность и сочетание потребительских качеств позволяют этим немолодым мотоциклам древней конструкции быть актуальными до сих пор. "Туристить" по удаленным локациям на них можно довольно долго.

Для двоих предпочтительнее "Африка". Подобные мотоциклы с карбюратором интересны для поездок в страны с низким и нестабильным качеством топлива. Правда, стоимость аппаратов в хорошем состоянии демократичной никак не назовешь.


Honda XL600 Transalp


Honda XRV750 AfricaTwin


Yamaha XTZ750 Super Tenere


Suzuki DL650V-Strom

Двух- и трехцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 800 куб. см. В этой категории упомяну всего пару мотоциклов. Теоретически можно было бы не выделять их в отдельную подгруппу. Но два современных аппарата – BMW F800GS и Triumph Tiger 800 – занимают свою нишу. Это мотоциклы для достаточно азартных водителей – наряду с отличными подвесками они обладают достаточно веселыми мощными двигателями, позволяющими при должном умении откручивать ручку "газа" на гравийках и грунтовках. Быстро, весело, задорно и желательно без пассажира. Главным минусом можно назвать разве что высокую стоимость аппаратов.


BMW F800GS


Triumph Tiger 800XС

Турэндуро с объемом двигателя 1000+ куб. см – это настоящая находка для длительных путешествий вдвоем по дорогам с твердым покрытием. Но для литровых "слонов" в термине "туристический эндуро" второе слово практически теряет свой смысл. Виной всему "сухая" масса за 200 кг, которая после заправки жидкостями и загрузки мотоцикла скарбом приближается к 300 кг. Фактически это "дорожники" с более всеядной подвеской и увеличенным клиренсом. Желание "поэндурить" пропадает, как правило, после первого же падения – груженый мотоцикл с высоким центром тяжести поднять в одиночку на рыхлых покрытиях практически нереально.

Но если изначально рассматривать мотоциклы исключительно как туристические аппараты с мощными моторами, прямой посадкой, комфортным сиденьем (в том числе и для пассажира), отличной ветрозащитой, удовольствие от езды будет дополнять удовольствие от окружающих видов. Наиболее популярные литровые турэндуро начального ценового диапазона (и самые возрастные соответственно) – Aprilia ETV1000 Caponord, Honda XL1000 Varadero, Suzuki DL1000V-Strom, и конечно же, иконы и законодатели класса – BMWR1100GS и BMWR1150GS. Из свежего: BMW R1200GS и R1250GS, Triumph Tiger 1200, Honda CRF1000 Africa Twin, Yamaha XT1200Z SuperTenere.

Из наиболее удачных попыток добавить эндуро к туризму следует отметить свежую литровую Africa Twin. И естественно, куда же без самых азартных "внедорожников" – спортивных KTM. 990, 1090, 1190 и 1290 не для масс и не для спокойного туризма, эти мотоциклы предназначены для динамичной езды в режиме ралли, что предполагает серьезные требования к пилоту. Да и кощунство на такой продуманной технике просто ездить. Так что желающим "летать на литре" прямая дорога к австрийцам.

Кардан или цепь, литые колеса или спицованные, V-образный, рядный двигатель или "оппозит" – выбрать есть из чего. Откровенно неудачных моделей в этом списке нет, разве что от ранних карбюраторных Varadero стоит отказаться по причине высокого расхода топлива при больших пробегах.


Honda XL1000 Varadero


BMW R1150GS


Triumph TigerExplorer 1200


Honda CRF 1000 AfricaTwin


Yamaha XT1200Z Super Tenere


KTM 990 Adventure

Есть также целый ряд прекрасных аппаратов вроде Yamaha TDM 850/900, Kawasaki Versys 650/1000, Honda VFR800X Crossrunner и VFR1200X Crosstourer, Ducati Multistrada 1200 и т.д. Де-юре они позиционируются как туристические эндуро. Но в силу своей абсолютной паркетности даже для частичного использования на гравии я бы их не рассматривал. Это отличные мотоциклы, но для асфальта любой степени убитости.

Наш вердикт

Почему же все будут ездить на эндуро? Видимо потому, что прямая посадка, отличная ветрозащита и поглощающие неровности подвески обеспечивают наилучший комфорт при езде по всем видам (в том числе наших не самых лучших) дорог по сравнению с другими классами мотоциклов. А ценить комфорт с возрастом начинаем мы все.

Сезон заканчивается – пора решать, на чем ездить в следующем году! Мотоциклы в базе объявлений Автобизнеса

Обучение езде на эндуро

И начнем мы с самых основ, а это прежде всего безопасность движения на дорогах и бездорожье, а также настройке мотоцикла, правильному положению тела и базовых упражнений.

Экипировка

Безопасная езда

Еще несколько важных правил, относятся уже непосредственно к обучению езде на эндуро мотоцикле.

По бездорожью

По ДОПам

Хоть эндуро мотоциклы и созданы для передвижения в большей степени в условиях бездорожья, но тем не менее, зачастую есть необходимость ездить и по дорогам общего пользования. Вкратце расскажу об основных негласных правилах:

Настройка мотоцикла и органов управления

Но прежде чем начать обучение езде на эндуро мотоцикле, необходимо хоть немного подстроить мотоцикл под себя.

Проставки руля

Очень многие новички спешат установить проставки руля, чтобы сделать его выше. Но уверяю вас, если вы не дядя Степа, ростом от 1,90, то проставки не нужны!

Рычаги тормоза и сцепления

Рычаги тормоза и сцепления следует установить чуть ниже уровня горизонта, по линии предплечья. Так же эти рычаги следует максимально сместить к центру руля, во-первых для уменьшения усилия нажатия, из-за увеличившегося плеча, во-вторых, так меньше шанс их сломать. И если вы не используете защиту ручек, то под рычаги стоит намотать ленту фум, чтобы при падении рычаги прокрутились на руле, а не отломились.

Обучение езде на эндуро

Педали тормоза и КПП

Педаль переключения передач устанавливается немного выше подножки, в первую очередь для удобства переключения в стойке. Педаль заднего тормоза устанавливается вровень или немного выше подножки.

Настройка преднатяга пружины задней подвески

Положению тела на эндуро мотоцикле

Теперь приступим к самой основе при обучении езде на эндуро мотоцикле — правильному положению тела.

Стоит сразу усвоить одно правило — на эндуро мотоцикле на простых и ровных участках нужно сидеть, на сложных стоять. И никак не наоборот, хотя чувство самосохранения будет совершенно с этим не согласно ? Стоя можно балансировать своим весом, да и подвеска мотоцикла начинает работать правильно. Следовательно вероятность упасть сразу снижается. Когда сидишь, вроде бы падать ниже. Но если стоя при потере баланса, легко удастся опереться ногой о поверхность, то сидя сделать это в разы сложнее. Так что еще раз, в сложных местах стоим, в легких сидим. Бонусом к такой езде будет отсутствие затекших ног и булок.

Как правильно сидеть на эндуро мотоцикле

Кстати, сидеть на мотоцикле нужно ближе к баку, над подножками, в самом низком месте сиденья. Этот момент нужно контролировать, как и собственно и все прочие. Так ваши локти будут согнуты, а руки меньше уставать. Кроме того, вес на мотоцикле будет распределятся равномерно

Обучение езде на эндуро

Правильная стойка на эндуро мотоцикле

В стойке же нужно ездить со слегка согнутыми коленями и поясницей. Локти также согнуты и приподняты, но не задраны к небу. Тело должно пружинить, так что не нужно вставать в полный рост. Нужно контролировать, чтобы руки были максимально расслабленны. При разгоне нужно смещаться вперед, при торможении, соответственно назад. Раньше мне плохо удавалось смещаться, особенно вперед при разгоне. Но благодаря советам Владимира Севера, я с этим справился. Если вкратце, то следует тянуть голову вперед, а тело уже последует за головой. Ноги на подножках нужно ставить под пятку, чтобы снять нагрузку со стопы. Мыски разворачивайте во внутрь. Так вы сможете коленями держать мотоцикл, разгрузив руки.

Обучение езде на эндуро

Правильный взгляд при езде на мотоцикле

С самого первого дня езды на мотоцикле, да и вообще на любом транспорте, нужно контролировать еще и направление взгляда. Большинство новичков смотрят прямо под колесо, тем самым серьезно сужая поле своего зрения. Взгляд должен быть направлен метров на 10 вперед. Туда, где вы окажетесь через пару секунд. Это очень важно! Так вы видите намного больше и даете мозгу время на принятие решения о выборе траектории движения.

Обучение езде на эндуро

Про положение пальцев

Контроль сцепления, один из важных моментов в езде на эндуро мотоцикле. Та же ситуация и с передним тормозом. Именно по этой причине, нужно с самого начала приучить себя всегда держать указательные пальцы на рычагах сцепления и тормоза.

Практика

Теория теорией, но без практики никуда. И самое первое, чему нужно учится, это как это ни странно, тормозить и поворачивать))) В сложной или тем более экстренной ситуации, молодые райдеры делают кучу критичных ошибок, из-за проявления инстинктов самосохранения. Начиная от перетормаживания и блокировки переднего колеса, до невозможности повернуть из-за испуга. Именно для этого и нужно оттачивать свое мастерство до автоматизма, чтобы в сложных ситуациях именно правильные навыки выходили на первый план.

Разминка

Перед каждой тренировкой, уделите минут 5-10 на разминку. При хорошем разогреве мышц, снижается вероятность травм. Кроме то, разогретое тело работает более эффективно.

Основа работы тормозами

Я думаю, никто не будет спорить, что умение тормозить, важный навык. Райдер на уровне рефлексов должен знать точное усилие для максимально эффективного торможения, на грани блокировки. Получить этот навык можно благодаря регулярным упражнениям.

Само упражнение выглядит так: старт — разгон — торможение. И так несколько раз подряд, увеличивая с каждым разом интенсивность торможения. Начинать тренировки можно из положения сидя на мотоцикле. Через какое-то время, стоит перейти в стойку, с оттяжкой вперед/назад при разгоне и торможении.

Контр-руление

Контр-руление — основа управления любой двухколесной техникой. Дело в том, что на вращающиеся колесо, действует гироскопический эффект, совсем как на спиннер. И чем выше скорость, тем выше этот самый эффект. Чтобы мотоцикл повернул налево, нужно поворачивать направо. Другими словами, хотите повернуть налево, толкайте левую рукоятку от себя. Хотите повернуть направо, соответственно нужно толкать правую рукоятку от себя.

Но лучше всего это конечно понятно на практике:

Движение по большому овалу

Движение по восьмерке

Теперь стоит немного усложнить упражнение и двигаться по восьмерке, также постепенно увеличивая скорость прохождения поворотов.

Выполняя упражнения на мотоцикле, важно всё время контролировать положения тела, положение локтей, и направление взгляда. Не забывайте об этом!

Выбирая мотоцикл для дальних путешествий, приходится учитывать не только бюджет и предпочтения – некоторые модели противопоказаны новичкам, а некоторые – райдерам небольшого роста.

Кто попал в топ

В сегодняшнем рейтинге самых популярных мотоциклов для дальних поездок собраны модели, которые считают достойными большинство мототуристов различной направленности. Разного опыта и подготовки. Мотоциклы, получившие максимальное число хороших отзывов, относительно недорогие. Все еще выпускающиеся и доступные в России на первичном или вторичном рынке. В основном, в подборку попали среднекубатурники, сочетающие легкость, хорошую динамику, мощность и надежность достаточную для серьезного экстрима.

Y4AAAgKqkuA-1920.jpg

Выбор подходящего туриста

tumblr_inline_ocryyyEG6T1qigxu5_1280.jpg

Выбор по кубатуре

Большинство мотопроизводителей выпускает каждую модель в нескольких исполнениях: 250–300 сс, 650–900 сс, и все, что выше – 950–1200 сс.

20YM_AfricaTwin_L1_Location_3273_1.jpg

Сервис

Признаки класса турэндуро

ADV_Gear_VS_Dirt_Gear_How_To_Choose.jpg

Настоящие турэндуро отличают:

  • Квикшифтер (переключение передач без выжима сцепления).
  • ABS, предотвращающая блокировку и юз колеса в момент торможения.
  • Dynamic Traction Control – антипробуксовочная система контроля мощности, передаваемой на заднее колесо.

В длительной поездке по трассе любой категории – важны:

  • Полноценная ветро и грязезащита.
  • Минимальный уровень вибраций от мотора.
  • Комфортная посадка.
  • Емкий топливный бак с запасом хода не менее 350 км.
  • Круиз-контроль.
  • Подогрев сидений и рукояток руля.

Тем, кто намерен путешествовать вдвоем – нужно учитывать, достаточно ли места предоставляет модель пассажиру, и насколько меняется развесовка по осям при полной и частичной загрузке байка. Сильно разгруженный перед делает мот неустойчивым на высоких скоростях. Если пассажиру будет тесно – он будет сильнее уставать и сдвигаться вперед, мешая водителю.

15755827840058.jpg

Еще три важных составляющих, зависящих уже от роста и комплекции водителя – это вес (полная снаряженная масса), высота по седлу, высота центра тяжести мотоцикла.

Топ эндуро-мотоциклов для путешествий

011516-2016-adventure-bike-spec-shootout-f-633x388.jpg

Топ туристических эндуро для города

5. Yamaha Tracer 900 2018–2020

  • Объем и мощность двигателя – 847 сс 3-цилиндровый 115-сильный
  • Крутящий момент – 87 Н.м при 8500 об/мин из 10 000
  • Расход – 5,5 л
  • Объем бака – 18 л.
  • Колесная база – 1500 мм
  • Клиренс – 135 мм
  • Высота по седлу – 850–865 мм
  • Снаряженная масса – 214 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 137/ 142 мм

Цена – от 989 000 р.

Мощный оборотистый двигатель

Большая высота по седлу

Спортивный, смещенный назад угол расположения подножек

Обилие легкосплавных элементов в конструкции рамы

Малый диаметр переднего колеса

Малый запас хода на одном баке

Плохая устойчивость на высоких скоростях

Низкий комфорт при езде с пассажиром

4. Triumph Tiger 900 Rally 2020 -…

  • Объем и мощность двигателя – 888 сс 3-цилиндровый 95-сильный
  • Крутящий момент – 87 при 7250 об/мин из 8750
  • Расход – 5,2 л
  • Объем бака – 20 л
  • Колесная база – 1551 мм
  • Клиренс – 230 мм
  • Высота по седлу – 850–870 мм
  • Снаряженная масса – 221 кг
  • Ход подвески (перед/зад) - мм

Цена – от 1 550 000 р.

Эффективные высококлассные тормоза Brembo

Высокий уровень вибраций на малых и средних оборотах

Особенности эргономики – посадка подойдет не всем

Емкая, удобная в поворотах, хорошо сбалансированная подвеска

Высокий фактический расход топлива (от 5.5 л)

Быстрый четкий квикшифтер

Низкий центр тяжести

3. Honda NC750X 2016–2020

  • Объем и мощность двигателя – 745 сс 2-цилиндровый 55 л. с.
  • Крутящий момент – 68 Н.м при 4750 об/мин из 6250
  • Расход – 3,5 л
  • Объем бака – 14 л
  • Колесная база – 1535 мм
  • Клиренс – 165 мм
  • Высота по седлу – 830 мм
  • Снаряженная масса – 230 кг
  • Ход подвески (перед/зад) - 153/150 мм

Цена – от 795 000 р.

Автоматическая коробка передач

Низкий расход топлива

Недостаточно цепкие, инертные тормоза

Надежный ресурсный двигатель

Емкий багажный отсек

Проблемная посадка пассажира

Недостаточно прогрессивная подвеска для езды с полной загрузкой вдвоем

2. Kawasaki Versys 650 2015 - …

  • Объем и мощность двигателя 649 сс 2-цилиндровый 69 л. с.
  • Крутящий момент – 64 Н. м при 7000 об/мин из 8500
  • Расход – 4.4 л
  • Объем бака – 21 л
  • Колесная база – 1415 мм
  • Клиренс – 170 мм
  • Высота по седлу – 840 мм
  • Снаряженная масса – 217 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 150/145 мм

Цена – 809 000 р.

Высокая маневренность за счет короткой базы

Требует хороших водительских навыков

Допускает наиболее динамичный стиль езды по асфальту, чем большинство конкурентов в своем классе

17-дюймовые колеса, не обеспечивающие достаточную проходимость на бездорожье

Удобное пассажирское место

Склонен к излишней разгрузке задней части при интенсивных торможениях

Хорошая динамика в низком и среднем диапазоне оборотов

Относительно небольшая цена

1. Suzuki 650 V-Strom XT 2017 - …

  • Объем и мощность двигателя – 645 сс 2-цилиндровый 71 л. с.
  • Крутящий момент 62 Н.м при 6500 из 8800
  • Расход – 4,2 л
  • Объем бака – 20 л
  • Колесная база – 1560 мм
  • Клиренс – 170 мм
  • Высота по седлу – 835 мм
  • Снаряженная масса – 216 кг
  • Ход подвески (перед/зад) - мм

Цена – от 829 000 р.

Спицованные колеса размерностью 19/17 обеспечивают больший выбор резины

Нерегулируемая передняя вилка обычного дорожного типа

Ресурсный двигатель с хорошей тягой на низах

Недостаточно мягкая для бездорожья, короткая подвеска

Низкий для V-вина уровень вибраций

Комфортная ветро и грязезащита

Хорошая эргономика органов управления

Отключаемые ABS и Traction Control

Удобное сиденье для райдеров среднего роста

Топ туристических мотоциклов двойного назначения для дальних поездок

5. Ducati Multistrada 950 2017–2021

  • Объем и мощность двигателя – 940 сс 2-цилиндровый 113 л. с.
  • Крутящий момент – 96 при 7750 об/мин из 9000
  • Расход – 5,5 л
  • Объем бака – 20 л
  • Колесная база – 1594 мм
  • Клиренс – 170 мм
  • Высота по седлу – 840 мм
  • Снаряженная масса – 230 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 170/170 мм

Цена – от 1 200 000 р.

Высокий центр тяжести

Есть ощутимая вибрация от работы двигателя

4. BMW F 850 GS 2018 -…

  • Объем и мощность двигателя – 853 сс 2-цилиндровый 95 л. с.
  • Крутящий момент – 92 при 6250 из 8250
  • Расход – 4,2 л
  • Объем бака – 15 л
  • Колесная база – 1593 мм
  • Клиренс – 249 мм
  • Высота по седлу – 860 мм
  • Снаряженная масса – 229 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 230/215 мм

Цена – 1 078 000 р.

Нерегулируемая передняя вилка

Мощный ресурсный двигатель

Большой (для своего класса) вес

Высокий центр тяжести

Хорошая дилерская сеть

Наличие в продаже множества комплектов тюнинга для дооснащения

Средние показатели проходимости на бездорожье

Можно выгодно продать на вторичке

Комфортная езда возможна только в размеренном режиме

3. Yamaha Tracer 9 2018 - …

  • Объем и мощность двигателя – 889 сс 3-цилиндровый 119 л. с.
  • Крутящий момент – 93 Н.м при 7000 об/мин из 10000
  • Расход – 5,0 л
  • Объем бака – 18 л
  • Колесная база – 1500 мм
  • Клиренс – 135 мм
  • Высота по седлу – 810–825 мм
  • Снаряженная масса – 213 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 130/137 мм

Цена – 989 000 р.

Комфортный байк с хорошей ветро и грязезащитой

Малый объем бака

Удобен для водителей среднего роста

Относительно высокий расход

Динамика хорошего спорт-туриста

Слабая устойчивость на скорости за 160 км/ч

Версии с полуактивной подвеской хорошо обрабатывают дорожные неровности

2. KTM 790 ADVENTURE 2019 - …

  • Объем и мощность двигателя – 799 сс 2-цилиндровый 95 л. с.
  • Крутящий момент – 88 Н.м при 6600 об/мин из 8000 мах.
  • Расход – 4,19 л
  • Объем бака – 20 л
  • Колесная база – 1509 мм
  • Клиренс – 233 мм
  • Высота по седлу - 830–850 мм
  • Снаряженная масса – 207 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 200/200 мм

Цена – от 990 000 р.

Очень удобен для водителей небольшого роста

Относительно невысокая надежность

Низкий центр тяжести

Слабо развитая дилерская сеть

Неудобен для высоких водителей

Качественный пластик и проработка деталей

Некомфортен для пассажира

1. Yamaha Tenere 700 2019 - …

  • Объем и мощность двигателя – 689 сс 2-цилиндровый 73 л. с.
  • Крутящий момент – 68 Н.м при 6500 из 9000 мах.
  • Расход – 4,3 л
  • Объем бака – 16 л
  • Колесная база – 1595 мм
  • Клиренс – 240 мм
  • Высота по седлу – 875 мм
  • Снаряженная масса –
  • Ход подвески (перед/зад) – 210/200 мм

Цена – с завода 9500–10150 евро.

Минимальный уровень вибраций

Недостаточно емкий бензобак для дальних путешествий

Длинная база, устойчивость

Минимальный из достаточного комфорт в длительной поездке

Мало места для пассажира

Высокие показатели проходимости

Широковат при установке кофров

Удобен для высоких водителей

Найти можно только под заказ, с пробегом

5. BMW R 1250 GS Adventure 2018 - …

  • Объем и мощность двигателя – 1254 сс 2-цилиндровый, 136 л. с.
  • Крутящий момент – 143 Н.м при 6250 об/мин из 7750
  • Расход – 4,75 л
  • Объем бака – 30 л
  • Колесная база – 1514 мм
  • Клиренс – 220 мм
  • Высота по седлу – 890–910 мм
  • Снаряженная масса – 268 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 210/220 мм

Цена – 1 700 000 р.

Высокий, не подойдет для водителей ниже среднего роста

Емкий топливный бак и большой запас хода

Обилие дополнительного обвеса от сторонних производителей

В стоке отсутствует круиз-контроль

Комфортная посадка (в версии с полуторным сиденьем)

В стоке заниженное ветровое стекло

Высокий фактический расход на скоростях за 140 км/ч

Относительно высокая цена

Недостаточный клиренс для бездорожья

4. KTM 1090 Adventure R 2013-2016

  • Объем и мощность двигателя – 1195 сс 2-цилиндровый V-образный 150 л. с.
  • Крутящий момент – 125 Н.м при 7500 об/мин из 9500
  • Расход – 6 л
  • Объем бака – 23 л
  • Колесная база – 1580 мм
  • Клиренс – 250 мм
  • Высота по седлу – 890 мм
  • Снаряженная масса – 232 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 220/220 мм

В стоке поставляется с дугами безопасности

В стоке отсутствуют опции круиз-контроля и квикшифтер

Выразительная динамика на грунте и на асфальте

Не регулируемая передняя подвеска

На 30% дешевле версии 1290, но не уступает ей в удобстве и проходимости

3. Suzuki V-strom 1050 / XT 2020 - …

  • Объем и мощность двигателя – 1037 сс 2-цилиндровый V-образный 107,5 л. с.
  • Крутящий момент – 100 Н.м при 6000 об/мин из 8500
  • Расход – 5,0 л
  • Объем бака – 20 л
  • Колесная база – 1555 мм
  • Клиренс – 165 мм
  • Высота по седлу – 850–855 мм
  • Снаряженная масса – 147 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 160/160 мм

Цена – 1 369 000 р.

По характеру больше спорт-турист, чем турэндуро

Хорошие цепкие тормоза

Надежный ресурсный двигатель

2. Yamaha XT1200ZE Super Tenere 2020 - …

  • Объем и мощность двигателя – 1199 сс 2-цилиндровый 112 л. с.
  • Крутящий момент – 117 Н.м при 6000 об/мин из 7250
  • Расход – 5,5 л
  • Объем бака – 23 л
  • Колесная база – 1540 мм
  • Клиренс – 190 мм
  • Высота по седлу – 850–870 мм
  • Снаряженная масса – 266 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 190/190 мм

Цена – 1 383 000 р.

Электронно управляемая подвеска

Долговечная карданная передача

Инертен и сложно управляем на серпантинах, на склонах

Почти полное отсутствие вибраций

Мягкая передняя подвеска ухудшает руление на асфальте

Комфорт на асфальте и бездорожье

Удобен для водителей низкого роста, особенно с заниженным сиденьем

Заниженный центр тяжести и надежные дуги безопасности

1. Honda CRF1100L Africa Twin Adventure Sports 2020 - …

  • Объем и мощность двигателя – 1084 сс 2-цилиндровый 102 л. с.
  • Крутящий момент – 105 Н.м при 6250 об/мин из 7500
  • Расход – 4,9 л
  • Объем бака – 24,8 л
  • Колесная база – 1575 мм
  • Клиренс – 250 мм
  • Высота по седлу – 850–870 мм
  • Снаряженная масса – 250 кг
  • Ход подвески (перед/зад) – 230/220 мм

Цена – от 1 337 000 р.

Электронно настраиваемая подвеска

Цепная передача (вместо кардана на ранних версиях)

Бак с запасом хода на 500 км

Небольшие малоинформативные зеркала

Регулируемое ветровое стекло

Высокий центр тяжести

Хорошо приспособлен к бездорожью

Недостаточно прочная стоковая защита рук

Удобен для водителей среднего роста

Есть версии с коробкой-автомат

Выбирая, что лучше купить – эндуро с большим крутящим моментом, или супер-комфортный для асфальтовой дороги спорт-турист, новый байк, или подержанный – всегда ориентируйтесь не на цену или марку, а на свои ощущения при первом тест-драйве.

Большинству из нас сложно представить свою жизнь без автомобиля. Но есть и те, кому доставляет удовольствие ощущение свободы и экстрима во время езды. И эти люди без раздумий предпочтут комфортному автомобилю из Японии мощный байк.

Рейтинг лучших мотоциклов Эндуро

На сегодняшний день ассортимент мототехники ничуть не уступает в разнообразии выбору автомобилей: классические, туристические, спортбайки, крузеры, чопперы. Но отдельного внимания заслуживает особый тип мотоцикла – эндуро, и именно этим двухколёсным вездеходам мы посвятим наш сегодняшний материал. В этой статье мы подробно расскажем об особенностях мотоциклов Эндуро, а также приведем рейтинг самых лучших представителей этого вида мототехники.

Что из себя представляет мотоцикл Эндуро?

Enduro – один из видов мотоспорта, предполагающий езду по бездорожью, а также на специально оборудованных трассах. Для участия в таких соревнованиях используются специальные кроссовые мотоциклы – лёгкие, с прочной рамой, надежной подвеской и мощным мотором, приводимые в действие кикстартером (заводится с ножки).

Изначально эти агрегаты разрабатывались специально для гонок, поэтому в конструкции большинства из них отсутствовала излишняя электроника и светоэлементы, однако со временем спрос на эту технику привел к тому, что на рынке появились модели Эндуро, прекрасно приспособленные для езды по самым обычным дорогам.

При этом суть конструкции не изменилась, но добавили фары, некоторые элементы электроники, а также ручной стартер.

На сегодняшний день все мотоциклы Эндуро можно классифицировать следующим образом:

На картинке изображён представитель Хард Эндуро

    Хард-эндуро. Эти модели наиболее приближены по конструкции к своим предшественникам – кроссовым мотоциклам – однако имеют значительные доработки в виде световых элементов, дополнительной электроники, ручного стартера, а также возможностью оформления паспорта транспортного средства для движения по дорогам общего пользования.

Ходовая часть этих Эндуро очень прочная, подвеска – неубиваемая. Малый вес мотоцикла обеспечивает отличную маневренность и проходимость. Мощный двигатель позволяет с одинаковым успехом преодолевать даже самые серьезные преграды на пути или же двигаться по ровному дорожному полотну. Однако, владельцам данных агрегатов следует быть готовыми к необходимости частого обслуживания из-за малого ресурса мотора.

На картинке изображён представитель Софт Эндуро

На картинке изображён представитель туристических Эндуро

Преимущества и недостатки Эндуро

В свою очередь мотоциклы Эндуро обладают рядом серьезных преимуществ:

  • Цена. Очевидно, что такие мотоциклы стоит гораздо дешевле чем мощные спортбайки. Более того, для первого опыта можно подобрать не самый навороченный эндуро, который не жалко будет добивать в процессе обучения. Добавим сюда экономный расход топлива – и получим идеальный мотоцикл для новичка.
  • Доступность. Если для управление классическим байком в обязательном порядке нужны права и документы на сам мотоцикл, то на Эндуро вы можете попробовать свои силы вне дорог общего пользования – на убитых сельских дорогах, в лесополосе, в заболоченной местности и т.д.
  • Небольшой вес. Для новичков этот фактор зачастую является определяющим. Согласитесь, уронив тяжёлый спортивный мотоцикл, весом около 400 кг, далеко не каждый тяжелоатлет сможет поставить его обратно на колёса.

На картинке изображён мотоцеклист вверхом на эндуро, который поднимается сквозь грязь по холму

Кроме того, элементы корпуса Эндуро выполнены из мягкого упругого пластика, который редко ломается, раму всегда можно перекрасить в гаражных условиях, а наклейки – заменить.

Таким образом, максимальная скорость и отсутствие ветрозащиты не позволит вам сильно лихачить (в особенности это относится к новичкам), что в конечном итоге является неоспоримым преимуществом Эндуро.

Но, как и у любой, даже самой навороченной и дорогостоящей техники, у мотоциклов Эндуро есть некоторые недостатки:

На картинке находится стоящий мотоцикл Эндуро с мотоциклистом на верху. На фото хорошо видно, что у мотоцикла высокая посадка

  • Высокая посадка. Высота по седлу в этих мотоциклах - 80 см, выше чем у спортбайков и тем более чопперов. Такая конструкция обусловлена сферой использования Эндуро, где необходим высокий дорожный просвет и длинноходная подвеска. Получается, что человек среднего роста из положения сидя с трудом может доставать ногой до земли. Но сильно расстраиваться из-за этого не стоит – к такой конструкции быстро привыкаешь, и высокая посадка уже не кажется такой неудобной.
  • Малый объём топливного бака. Данная характеристика обусловлена необходимостью максимально снизить общий вес мотоцикла. Как правило на Эндуро устанавливают баки объёмом до 13 л. На этом количестве топлива можно проехать около 200 км. Естественно, если вы планируете просто покататься по окрестностям, 10-13 л бензина вполне достаточно. Но если вам предстоит дальний перегон, лучше позаботиться о наличии заправочных станций на пути следования.
  • Слабый свет фар. Конечно, это касается далеко не всех моделей, но факт остаётся фактом – достаточно часто оказывается, что фары светят слишком тускло, из-за чего значительно снижается обзор при езде в темное время суток.

Рейтинг лучших мотоциклов Эндуро – наша 10-ка лучших

KAYO T2 250

Мотоцикл KAYO 250

Honda Transalp XL600V

Мотоцикл Honda Translp XL600V

Honda AX-1

мотоцикл Honda AX-1

Этот японец впервые попал на рынок в 1987 году и пользовался неплохой популярностью вплоть до снятия с производства в 1994 году. Honda ax-1 прекрасно справляется как с умеренным бездорожьем, так и с обычным асфальтом. Особое внимание стоит обратить на надежность этой модели – производители заявляли (а многие мотолюбители проверили это на себе), что этот Эндуро-мотоцикл может проехать около 100000 км без необходимости капитального ремонта двигателя, что можно считать весьма хорошим показателем. Емкость бака – 9л, высота по седлу – 81 см, стальная рама.

Yamaha XT660R

Мотоцикл Yamaha XT660R

Honda XR250R

Мотоцикл Honda 250R

Старт производства – 1981 год. Ежегодно компания привносила определенные новшества в дизайн и конструкцию байка, благодаря чему его ходовые качества регулярно улучшались. С 2007 года модель снимают с производства, но ее популярность не уходит. Благодаря высокой надежности и отличным рабочим показателям этого агрегата Honda XR 250R пользуется неплохим спросом и сегодня. Опытные мотолюбители (которым есть с чем сравнивать) утверждают, что агрегат вполне достойный, при этом есть вопросы по расходу топлива. Также этот Эндуро байк не слишком приспособлен для езды по обычным дорогам.

Suzuki DR-Z 400

Мотоцикл Suzuki DR-Z 400 E

Это поистине универсальный солдат в плане географии путешествий. Производитель позаботился о том, чтобы у покупателей был выбор – купить байк исключительно для бездорожья (версия Е), или же остановиться на более универсальном варианте (версия S).

Качество и невероятная популярность этого Эндуро-байка подтверждает тот факт, что модель до сих пор производится в штатном режиме. Конечно, с 2000 года Suzuki DRZ 400 претерпел несколько рестайлингов, но от этого хуже он не стал – скрупулезные японцы продумывают все до мелочей, поэтому каждая новая версия получается лучше предыдущей.

Стальная рама, регулируемые спортивные подвески, вес –119 кг (для новичка это, прямо скажем, немало), бак на 10 л, высота по седлу – 94 см (больше подойдет для высоких ребят).

Geon 250R

Мотоцикл Geon 250R

KTM 690 Enduro R

Мотоцикл KTM 690 Enduro R

Эндуро мотоцикл австрийского бренда считается одним из лучшим в своем классе. Стильный внешний вид, мощность, производительность, надежность – вот самые основные характеристики этого кроссового байка. Этот Эндуро можно назвать по-настоящему универсальным – он одинаково уверенно чувствует себя как на обычных дорогах, так и на любом бездорожье. Но цена, прямо говоря, кусается – за новую модель 2019 года придется выложить не меньше 13000$, что же качается б/у вариантов – можно найти байк за 5000-7000$.

Yamaha WR 250F

Одно из первых мест рейтинга - мотоцикл Yamaha WR250F

Агрегат оснащается алюминиевой или стальной полудуплексной рамой, 5 или 6-ступенчатой коробкой передач, подвеска (как передняя, так и задняя) полностью регулируемая, высота по седлу – 98 см, емкость бака – 7-10 л, вес мотоцикла – 115-136 кг. Модель производится с 2001 года по настоящее время, внешний вид и рабочие характеристики постоянно совершенствовались, поэтому на данный момент этот мотоцикл полностью отвечает требования профессиональных участников эндуро-соревнований.

KTM 250 XCF

Первое место топ 10 лучших мотоциклов эндуро - мотоцикл КТМ 250 XCF

Этот двухколесный конь понравится тем, кто уже знаком с подобной техникой – отличные рабочие показатели позволят преодолевать любые препятствия на пути. 6-ступенчатая коробка передач гарантирует отличную работу на любом ландшафте. Прекрасно отрегулированная подвеска и прекрасная управляемость обеспечивают оптимальный уровень комфорта. А что еще можно ожидать от ведущего европейского бренда? Единственный минус – цена. Б/у KTM 250 XCF обойдется не дешевле 7000$.


Тем кто решил обзавестись турындой, но рост ниже среднего, тяжело будет найти мотоцикл данного класса с небольшой высотой по седлу. Конечно опыт вождения у всех разный и опытный мотоциклист даже с небольшим ростом может без проблем справится и с гусём 1200, но в данном случае я привожу примеры именно для тех кто не имеет большого опыта вождения.

Данные в разных источниках могут отличаться, но в целом картина такая:

BMW F650GS 765 - 820 мм

Kawasaki Versys 650 840 мм

Suzuki V-Strom 650 835 мм

Honda XL 700 V Transalp 815 мм

Yamaha XT660Z Tenere 896 мм

В общем те кто ростом не вышел к Тенери подходить с табуреткой)

К сожалению личный опыт связан только с BMW F650GS, судя по высоте сидения и общего впечатления это отличный вариант для невысоких мотоциклистов и девушек.

Самый низкорослый турында из данного списка как видите Transalp.

Вес этих мотоциклов (снаряженная масса) варьируется от 200 до 220 кг., это не намного больше легендарной Honda CB400SF с которой многие начинают, т.е. помимо высоты по седлу эти мотоциклы еще и достаточно легкие.

Читайте также: