Как сделать электронный буклет русский лес в поэзии живописи

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 06.09.2024

Русский пейзаж в поэзии и живописи











Слайды и текст этой презентации


Когда ты входишь в лес душистый и прохладный, Средь пятен солнечных и строгой тишины Встречает грудь твоя

Когда ты входишь в лес душистый и прохладный, Средь пятен солнечных и строгой тишины Встречает грудь твоя так радостно и жадно Дыханье влажных трав и аромат сосны. Твоя нога скользит по россыпи иголок Или шумит травой, роняя капли рос, А сумрачный навес широколапых ёлок Сплёлся с листвой ольхи и молодых берёз. То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью, То запахом грибным и срубленного пня, Зальётся иволга короткой чёткой трелью И ветер прошумит в сухой истоме дня. Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца, Где чистым воздухом так сладостно дышать, Есть в травах и цветах целительная сила Для всех, умеющих их силу разгадать.

Поэт В. Рождественский написал замечательное стихотворение о лесе :



Холодные проблески голубых тонов на воде и между деревьями напоминают зрителю о том, что до летнего тепла

Холодные проблески голубых тонов на воде и между деревьями напоминают зрителю о том, что до летнего тепла еще далеко. В картине есть четкое ощущение тихого, но холодного весеннего утра, когда и вода, и деревья, и трава, и даже воздух застыли в ожидании первых лучей солнца. А солнце близко – оно уже зажигается и на дрожащих от утренней свежести листочках, и в траве, и на воде. Вода в реке тоже напоминает о недавней зиме – в нее не хочется заходить. Физически ощущаешь, что вода только что освободилась ото льда, и если опустить в воду руку, она обожжет ее ледяным дыханием.
Явные признаки ранней весны на картине – это островки темной земли, с которой, как будто бы только что сошел снег, в сочетании с яркой и сочной зеленью молодой травы, которая уже начала отвоевывать свое законное пространство.
Как истинный художник, Остроухов показывает все многообразие и буйство зеленого цвета. Вдалеке, темными пятнами проглядывают вечнозеленые подмосковные ели, а на их фоне светится зеленым огоньком молодая листва берез. Тонкие деревца на переднем плане только выпустили свои первые листочки, а деревья на другом берегу реки отражаются в ней еще по-зимнему строгими силуэтами. И только гнезда на голых ветках говорят о том, что прилетели птицы и для них весна уже началась. В зеленой траве есть и свежесть первой зелени, и желтые воспоминания о прошедшей осени, и голубые отблески то ли еще не растаявшего после холодной ночи инея, то ли первых весенних цветов.

В центре картины — две больших сосны. Отбрасы­ваемые ими тени, параллельные друг другу, уходят туда, где растут

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все в тающей дымке - Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки… Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно… Николай Рыленков

Эдвард Григ



Е. Баратынский

Весна, весна ! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне. Е. Баратынский

Весна, весна ! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поет

Заздравный гимн весне.

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов

Исаак Левитан. Весна. Большая вода

Весна. Большая вода

Алексей Саврасов. Грачи прилетели

Алексей Саврасов. Грачи прилетели

Голубенький, чистый подснежник цветок, А подле сквозистой - последний снежок. Последние слезы о горе былом. И первые грезы о счастье ином.

19 апреля во многих странах мира отмечается уже ставший традиционным красивый весенний праздник — День подснежника. Подснежники — это первые цветы, которые появляются после зимних холодов и символизируют начало весны, победу тепла над холодом и дарят надежду на лучшее

 Ф.Тютчев

Весенняя гроза Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный — Все вторит весело громам. Ф.Тютчев

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный — Все вторит весело громам.

А. Н. Плещеев

А. Н. Плещеев

А. Н. Плещеев "Весна"

Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы!

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!

Все лица весело глядят. "Весна!"- читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.

Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало,

Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят - кто больше всех Природы любит обновленье!


И. А. Бунин

Не пойму, что душу раскрывает И куда я медленно бреду! О, весна! Как сердце счастья просит! Как сладка печаль моя весной! Кротко солнце листья пригревает И дорожки мягкие в саду… Не пойму, что душу раскрывает И куда я медленно бреду! И.Бунин За рекой луга зазеленели, Веет легкой свежестью воды; Веселей по рощам зазвенели Песни птиц на разные лады. Ветерок с полей тепло приносит, Горький дух лозины молодой… О, весна! Как сердце счастья просит! Как сладка печаль моя весной! Кротко солнце листья пригревает И дорожки мягкие в саду…

Не пойму, что душу раскрывает И куда я медленно бреду! О, весна! Как сердце счастья просит! Как сладка печаль моя весной!

Кротко солнце листья пригревает И дорожки мягкие в саду… Не пойму, что душу раскрывает И куда я медленно бреду!

За рекой луга зазеленели, Веет легкой свежестью воды; Веселей по рощам зазвенели Песни птиц на разные лады.

Ветерок с полей тепло приносит, Горький дух лозины молодой… О, весна! Как сердце счастья просит! Как сладка печаль моя весной!

Кротко солнце листья пригревает И дорожки мягкие в саду…

 А.Блок

На лугу Леса вдали виднее, Синее небеса, Заметней и чернее На пашне полоса, И детские звонче Над лугом голоса. Весна идёт сторонкой, Да где ж она сама? Чу, слышен голос звонкий, Не это ли весна? Нет, это звонко, тонко В ручье журчит волна. А.Блок

Леса вдали виднее, Синее небеса, Заметней и чернее На пашне полоса, И детские звонче Над лугом голоса. Весна идёт сторонкой, Да где ж она сама? Чу, слышен голос звонкий, Не это ли весна? Нет, это звонко, тонко В ручье журчит волна.

А. Фет

Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути. Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте. Но возрожденья весть живая Уж есть в пролетных журавлях, И, их глазами провожая, Стоит красавица степная С румянцем сизым на щеках. А.Фет

Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая Уж есть в пролетных журавлях, И, их глазами провожая, Стоит красавица степная С румянцем сизым на щеках.

 С.Есенин

Чары В цветах любви весна – царевна По роще косы расплела, И с хором птичьего молебна Поют ей гимн колокола. Пьяна под чарами веселья, Она, как дым, скользит в лесах, И золотое ожерелье Блестит в косматых волосах. А вслед ей пьяная русалка Росою плещет на луну. И я, как страстная фиалка, Хочу любить, любить весну. С.Есенин

В цветах любви весна – царевна По роще косы расплела, И с хором птичьего молебна Поют ей гимн колокола. Пьяна под чарами веселья, Она, как дым, скользит в лесах, И золотое ожерелье Блестит в косматых волосах. А вслед ей пьяная русалка Росою плещет на луну. И я, как страстная фиалка, Хочу любить, любить весну.

Весенний вечер. Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые. Рог золотой выплывает луны. Запад подернулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою в чаще березовой Песню любви затянул соловей. Слушает ласково песни глубокие С запада розовой лентой заря. С нежностью смотрит на звезды далекие И улыбается небу земля. С.Есенин

Весенний вечер.

Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые.

Рог золотой выплывает луны. Запад подернулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою в чаще березовой Песню любви затянул соловей. Слушает ласково песни глубокие С запада розовой лентой заря. С нежностью смотрит на звезды далекие И улыбается небу земля.


Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, А песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь . Анна Ахматова

Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, А песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь .

Весной Вешние воды бегут. Засиневшее Небо пригрело поля. Зимнее горе, давно наболевшее, Выплакать хочет земля. Яблоня, снег отряхнув, белоснежною Ризой цветов убрана; О, как пленительна свежестью нежною, Как благовонна она! Зори полночные, негою томною Млея, гоните вы прочь Тысячезвездную, холодно-темную, Долгую зимнюю ночь. Грей ты нас, солнце; сияй ослепительно Стуже на смену и тьме; Дай насладиться весной упоительной, Дай позабыть о зиме. Ласточки, жаждой свиданья влекомые, Милые дети весны, Романов К. К. (К.Р) Нам вы, вернувшися в гнезда знакомые, Счастья навеете сны.

Вешние воды бегут. Засиневшее Небо пригрело поля. Зимнее горе, давно наболевшее, Выплакать хочет земля.

Яблоня, снег отряхнув, белоснежною Ризой цветов убрана; О, как пленительна свежестью нежною, Как благовонна она!

Зори полночные, негою томною Млея, гоните вы прочь Тысячезвездную, холодно-темную, Долгую зимнюю ночь.

Грей ты нас, солнце; сияй ослепительно Стуже на смену и тьме; Дай насладиться весной упоительной, Дай позабыть о зиме.

Ласточки, жаждой свиданья влекомые, Милые дети весны,

Нам вы, вернувшися в гнезда знакомые,

Счастья навеете сны.

 И. С. Никитин

Полюбуйся: весна наступает Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. Белоснежные тучки толпами В синеве, на просторе, плывут, По груди у тебя полосами, Друг за дружкою, тени бегут. Скоро гости в тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют - посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской, от зари до зари! И. С. Никитин

Полюбуйся: весна наступает

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Белоснежные тучки толпами

В синеве, на просторе, плывут,

По груди у тебя полосами,

Друг за дружкою, тени бегут.

Скоро гости в тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!


Крупный дождь в лесу зеленом. Крупный дождь в лесу зеленом Прошумел по стройным кленам, По лесным цветам. Слышишь? – Звонко песня льется, Беззаботный раздается Голос по лесам. Крупный дождь в лесу зеленом Прошумел по стройным кленам, Глубь небес ясна. В каждом сердце возникает, И томит, и увлекает Образ твой, Весна! О надежды золотые! Рощи темные, густые Обманули вас. Голос нежный и призывный! Прозвучал ты песней дивной - И в дали угас! И. А. Бунин

Крупный дождь в лесу зеленом.

Крупный дождь в лесу зеленом

Прошумел по стройным кленам,

По лесным цветам.

Слышишь? – Звонко песня льется,

Крупный дождь в лесу зеленом

Прошумел по стройным кленам,

Глубь небес ясна.

В каждом сердце возникает,

И томит, и увлекает

Образ твой, Весна!

О надежды золотые!

Рощи темные, густые

Голос нежный и призывный!

Прозвучал ты песней дивной


Что значит в мартовские стужи, Когда отчаянье берет, Все ждать и ждать, как неуклюже Зашевелится грузный лед. А мы такие зимы знали, Вжились в такие холода, Что даже не было печали, Но только гордость и беда. И в крепкой, ледяной обиде, Сухой пургой ослеплены, Мы видели, уже не видя, Глаза зеленые весны. И.Эренбург

Что значит в мартовские стужи,

Когда отчаянье берет, Все ждать и ждать, как неуклюже Зашевелится грузный лед.

А мы такие зимы знали, Вжились в такие холода, Что даже не было печали, Но только гордость и беда. И в крепкой, ледяной обиде, Сухой пургой ослеплены, Мы видели, уже не видя, Глаза зеленые весны.

Данная работа состоит из презентации и исследовательского материала "Образ леса в русской поэзии". Презентацию можно использовать на уроках внеклассного чтения по литературе, внеклассных мероприятиях и на классных часах.
Главная цель работы -– выявить общие закономерности в раскрытии образа леса разными поэтами, а также их своеобразие. Материал на данную тему способствует воспитанию любви к природе.




Целевая аудитория: для 6 класса

Марина Николаевна, спасибо за рекомендации. Обязательно буду их учитывать в дальнейшей работе. К сожалению, презентация после скачивания с портала не открывается. Может быть, ее лучше удалить?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: литература

Урок №35. Картина леса в русской поэзии и прозе XIX-XXвеков

Познакомить учащихся с многообразием изображения леса в разных видах искусства, показать им, что в стихах все взаимосвязано, и каждый образ внутренне обусловлен

1. Осмыслить образ леса как художественный образ, раскрыть образ леса, символику леса

2. Раскрыть приемы создания художественных образов леса (на примере конкретных стихотворений)

3. Формировать умения сравнивать, делать выводы

4. Воспитывать чувство сопереживания, бережного отношения к природе

Ожидаемый результат:

Продолжают формировать навыки работы в коллаборативной средее

Анализируют, делают выводы

Совершенствуют навыки самооценивания согласно критериям, взаимооценивания

Видят красоту леса, воспитывают чувство прекрасного

Основные идеи:

Лес, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.

Методы обучения:

частично-поисковый, проблемный, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа.


ФИО учителя: Наумова Татьяна Михайловна

Стаж работы: 19 лет

Место работы: Улькенская средняя школа с дошкольным миницентром Жамбылского района Алматинской области

Должность: учитель русского языка и литературы

Категория: вторая

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I. Вызов (5мин)

Деление на группы (на репродукции картины помещены символы листьев)

Учащиеся выполняют упражнения физминутки, повторяя движения за учителем.

Учащиеся формируют группы в соответствии с символами листьев ( на обратной стороне листьев написаны цифры, и определяют свой номер на матрице успеха).

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Выход на тему урока.

Учащиеся смотрят слайды, отвечают на вопросы учителя и определяют тему урока.

III. Рефлексия (5 мин)

1.Работа учащихся в группах

Кластер ассоциаций (групповая работа по составлению кластеров: лес)

Спикер группы защищает кластер.

После чтения текста учащиеся изображают символику леса в фольклоре и мифологии на постерах

Защита постеров от групп.

3.Индивидуальное чтение

стихотворений о лесе наизусть.

4. Работа в группах.

Исследовательская работа в группах (найти образы – звуки, образы - запахи, цветовые образы, образы - ощущения)

1. Учитель предлагает самостоятельно оценить свою работу на уроке.

1. Домашнее задание:

Учащиеся работают в группе по составлению кластера.

После обсуждения в группе оценивают работу каждого на матрице успеха.

Самостоятельно читают текст параграфа, затем работают в группе

Учащиеся защищают постеры от групп.

Работают индивидуально, зачитывают синквейн, оценивают свою работу самостоятельно на матрице успеха.

Учащиеся самостоятельно подводят итог своей работы, глядя на матрицу успеха, выставляют себе оценку.

Учащиеся рефлексируют сами.

При выполнении заданий учащимся приходилось рассуждать, формулировать выводы. Это говорит о внедрении модуля критического мышления.

На этапе подведения итогов урока учащиеся раскрыли символику леса как живой образ.

После выполнения всех видов заданий и подведения итога урока ребята получили рекомендации по выполнению домашнего задания (написать сочинение, нарисовать рисунок)

Читайте также: