Как сделать электронные права на смартфон
С 2020 года в России могут появиться электронные водительские права. Лайф разбирался, удобно ли это будет водителям и что будет с обычными, бумажными документами.
Цифровизация всех областей жизни неизбежна. Электронные посадочные в самолёт, электронные талоны в поликлинику позволяют сэкономить не только время, но и нервы. Однако электронные водительские удостоверения — тема неоднозначная. С одной стороны, электронные полисы ОСАГО и КАСКО уже несколько лет доступны к использованию в России, а на Западе практика отказа от бумажек этого типа существует уже 10 лет. Никакого неудобства такой способ работы с документами не доставляет — страховой полис на автомобиль оформляется в большинстве случаев онлайн, а его электронная копия "падает" на почтовый ящик сразу после оплаты и завершения процедуры.
При этом Россия может стать первой страной в мире, где электронные права будут внедрены сразу и массово. В США водительские удостоверения хоть и являются одним из самых распространённых идентификаторов личности, однако носителем информации служит кусок пластика, на который наносится вся необходимая информация. Не стоит путать электронные права и систему идентификации с RFID-меткой, используемой на Западе, в частности в Европе. Последние хоть и обладают повышенной степенью защиты, однако являются скорее дополнением к бумажным носителям, в то время как российские водительские права могут вообще исчезнуть в виде физически существующих документов. Как ранее сообщил начальник ГИБДД России Михаил Черников, полностью цифровая база ведётся МВД с 2011 года, процедуру нужно лишь закрепить нормативно.
Как это работает
Важно понимать, что электронные права, введение которых предлагают в ГИБДД России, заметно упростят процедуру проверки водителя: вместо изучения подлинности водительского удостоверения инспектору нужно будет только "пикнуть" специальный код сканером, как на кассе в магазине, после чего на планшете или компьютере появится вся информация о водителе, включая историю актуальных штрафов и возможные ограничения на управление транспортом. Пока неизвестно, какие дополнительные данные будут "подшиваться" к электронным правам, однако нельзя исключать, что одними из первых к идентификатору личности могут подгрузить данные страховой компании — тип, марка автомобиля, управление которым может осуществлять тот или иной водитель.
При этом с облегчением вздохнут и автомобилисты. Для большинства водителей перестанет быть актуальной статья 12.37 КоАП, согласно которой владельца автомобиля могут оштрафовать на 500 рублей за забытые дома права. Кусок ламинированного пластика или бумаги забыть, конечно, можно, а вот наличие телефона, куда через специальное приложение будут загружены электронные права, каждый проверяет перед выходом.
Эксперимент с оцифровкой бумажных носителей проводят с 2016 года. Пилотный проект был запущен в Краснодарском крае. Использование электронных прав предполагает и некоторые изменения в процессе их регистрации на конкретного человека. Прежде всего потребуется электронная цифровая подпись, дополнять которую, скорее всего, будут биометрические данные. Начальник отдела Департамента стратегических проектов Минкомсвязи Юрий Парфёнов ранее отмечал, что электронные права не будут полностью отменять обычные носители, а лишь станут приложением на смартфоне, облегчающим жизнь автомобилистам.
При этом пока нет ответа на некоторые вопросы, которые беспокоят обычных граждан. Главный вопрос касается заряда гаджетов, имеющих обыкновение предательски разряжаться в самый неподходящий момент. Как в этом случае будет проходить процедура проверки права на управление транспортом — в МВД пока не уточняют.
Новые законы уже вступили в силу: о введении полиса ОСАГО в форме диджитал, далее – цифрового ПТС. Но как обстоят дела с электронными водительскими правами? Будут ли они введены в 2021 году, как ими пользоваться и предъявлять сотруднику ГИБДД? Как и где можно получить их или заменить с пластиковых? Все ответы на возможность перехода на онлайн-удостоверение мы и обсудим в этой статье.
Электронное удостоверение водителя – введут ли в 2021 году?
Нет. Цифровое водительское удостоверение пока не практикуется в России. И, если вы захотите получить электронное право управления, то у вас ничего не выйдет. По состоянию на 2021 год в ГАИ выдаются исключительно пластиковые в/у старого образца, а никаких новых законов в этом отношении не введено.
И мы предлагаем попытаться найти "пруфы" официальным способом, двигаясь от обратного:
- новые формы электронных документов вводятся соответствующими постановлениями правительства – тогда попробуйте поискать таковые на официальном портале опубликования правовых актов по вопросу электронных прав водителя. здесь никаких нововведений нет,
- такие изменения также, как правило, анонсируются на официальных сайтах МВД, ГИБДД, но и здесь никаких новых законов, вводящих электронное удостоверение на право управления, также нет,
- и, наконец, третий источник правовой информации – раздел по безопасности дорожного движения сайта Правительства России, здесь также никаких новостей.
Таким образом, никаких новых законов о введении прав на машину в электронном виду по состоянию на 2021 год нет.
Когда будет?
Никаких точных дат пока также не известно. Однако, по новостям октября 2019 года есть информация о том, что правительство активно прорабатывает данный вопрос. Кроме того, активно продвигает возможность введения электронных прав и ГИБДД.
В частности, на данный момент говорится о том, что переход на цифровое удостоверение возможно уже к 2020 году – как техническая реализация, так и формальная законодательная составляющая этой возможности.
Сколько будет стоить?
Данный вопрос регулирует статья 333.33 Налогового кодекса РФ. Но и здесь, разумеется, никаких точностей пока не озвучено.
На сегодняшний день стоимость новых прав представлена в виде госпошлин, и действующие из них включают:
- 2 000 рублей за замену или получение пластиковых прав,
- 3 000 рублей за пластиковые права нового поколения – но здесь речь не об электронном удостоверении водителя, а о в/у со специальным чипом, которое, к слову, тоже пока не введено,
- 1 600 рублей за международные водительские права.
Как можно получить?
Всё достаточно просто:
- сначала вы подаёте заявление (через Госуслуги или лично) и оплачиваете пошлину за выдачу электронных прав,
- затем в выбранный день приезжаете в ГИБДД, где вам делают фото на новое в/у,
- после этого в электронную базу Госавтоинспекции заносится информация о получении вами нового удостоверения либо о замене старых по истечении срока годности на электронные.
Вместе с тем, глава ГАИ уверяет, что даже когда цифровые водительские удостоверения можно будет получить официально, возможность оформить пластиковую карточку всё ещё останется для автолюбителей. То есть переход на электронное в/у будет по желанию.
Но что предъявлять инспектору ДПС?
И здесь рассматриваются 2 варианта, которые пока ещё не утверждены и носят статус инициатив.
Самый простой способ
Его предлагал глава ГИБДД. А суть заключается в том, что после остановки водителя сотрудником полиции, последний просто пробьёт по базе по автомобилю (точнее, его госномерам) наличие у водителя права управления.
Сюжет такой проверки будет выглядеть следующим образом:
- вас останавливает инспектор ДПС и требует документы для проверки,
- вы говорите, что у вас всё электронное: водительское удостоверение, полис ОСАГО и даже СТС (его также собираются "оцифровать" вместе с правами),
- тогда возможны 2 варианта: либо полицейский достаёт планшет, залезает в базу данных и проверяет наличие у вас данных документов (на сегодня уже есть возможность проверить таким способом страховку), либо требует у вас паспорт, дабы удостоверить личность,
- сотрудник находит ваше в/у с вашей же фотографией, сверяет визуально, вы ли за рулём и отпускает в добрый путь (либо выписывает штраф за какое-либо нарушение, ведь останавливать без причины всё ещё можно не везде).
Способ №2 – с телефона
Этот метод также рассматривался главой ГИБДД Черниковым, а также замначальником ведомства.
И его подробности заключаются в том, что фактически цифровая копия ваших электронных прав будет храниться у вас в смартфоне:
- вас аналогично первому варианту останавливает инспектор и просит документы,
- вы предъявляете свой смартфон, а сотрудник считывает информацию о вашем удостоверении специальным носителем – примерно как считываются ваши банковские карты, то есть, вероятно, будет использоваться та же технология NFC.
Но в этом случае возникают вполне резонные вопросы:
- что делать, если у водителя телефон без NFC,
- если у вас кнопочный аппарат,
- а если вы вообще не имеете средства связи, забыли его дома?
Ответ один: так как инициатива по электронным правам в 2021 году подразумевает их добровольную выдачу и замену, то если у вас технологические возможности не позволяют предъявить инспектору ДПС цифровую копию в/у, то и будьте добры получить старый пластиковый вариант.
А если у вас есть всё для предъявления новых прав в электронном виде, вы их оформили, но забыли смартфон дома, то и штраф за отсутствие прав может быть вполне логичен и правомерен. То есть ответственность могут повесить и на водителя.
Как ехать за границу?
Ещё один логичный вопрос: если у водителя будут электронные права нового поколения, то каким образом их будут принимать за границей? Ответ здесь чёток и прост: никак!
Дело в том, что если Россия даже в 2020 году внедрит водительское удостоверение в цифровом формате, то она будет первой страной в мире с таким новшеством. Поэтому вполне закономерно, что вас в этом случае ждёт наказание в других странах.
Но здесь также вспомним, что МВД планирует ввести возможность получить электронные права опционально. Но также не исключён вариант, когда водитель сможет иметь оба варианта одновременно, то есть:
- при первом получении или замене в/у вам дадут пластиковые физические права старого образца,
- но также внесут в базу этот документ в электронном виде.
И тогда вы можете либо брать с собой, либо оставлять дома пластик – в последнем случае инспектор просто пробьёт его по базе. А за границу пластиковое в/у нужно будет взять с собой обязательно.
Нужно ли менять каждые 10 лет?
А почему нет?! По сути новый формат документа не несёт за собой потерю обязанности периодического прохождения медосвидетельствования на годность к езде за рулём (а ещё могут ввести пересдачу экзамена ПДД при замене).
Поэтому формально введение электронных прав на срок их действия никак повлиять не может – как упразднить этот срок, так и продлить его или каким-либо образом изменить.
Ранее СМИ облетела новость, что в некоторых регионах водителям не надо будет возить с собой права и свидетельство о регистрации транспортного средства. Достаточно будет предъявить смартфон со специальным приложением, в котором есть эти документы в электронном виде. Такую радостную новость сообщил на Гайдаровском форуме замглавы Минцифры Олег Качанов. Документы будут храниться в приложении в виде QR-кода, который инспектор сможет считать на дороге с помощью своего устройства. Впрочем, МВД радость несколько поостудило.
"В настоящее время совместно с Минцифры России в целях повышения удобства водителей ведется совместная проработка возможности дублирования в электронной форме документов, выдаваемых на бумажных носителях", - сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.
"Для проверки электронных документов предполагается использование исключительно мобильных устройств сотрудников полиции с установленным на них сертифицированным программным обеспечением. В качестве средства для передачи электронных документов с мобильного устройства водителя на мобильное устройство сотрудника полиции на текущий момент планируется использование двумерных штрих-кодов (QR-кодов)", - отметила она.
В то же время, по словам Волк, "в пункте 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации определен перечень документов, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции предъявлять им для проверки, в том числе это водительское удостоверение и регистрационные документы на транспортное средство".
"МВД России подчеркивает, что управление транспортными средствами без документов, предусмотренных ПДД РФ, а также какие-либо иные изменения правового режима в субъектах Российской Федерации на период проведения опытной эксплуатации создаваемых сервисов и мобильных приложений не планируется. Предъявление электронных копий документов вместо их оригиналов в пилотных регионах не предусмотрено", - подчеркнула официальный представитель ведомства.
То есть пока приложение будет обкатываться, вплоть до внесения изменений в правила дорожного движения наличие в смартфоне приложения с зашитыми в него электронными копиями документов не освободит водителей от необходимости возить с собой и предъявлять сотрудникам ГИБДД оригиналы этих документов. В противном случае грозит штраф в размере 500 рублей. Причем если за отсутствие с собой прав задержание машины не предусмотрено, то за отсутствие документов на машину, в качестве которого выступает именно свидетельство о регистрации, оно есть.
Более того, согласно разъяснению МВД, эксперимент будет проходить в два этапа.
"В настоящее время на рассмотрении в МВД России находится проект плана реализации указанных мероприятий в части использования электронного свидетельства о регистрации транспортного средства. В отношении водительских удостоверений рассмотрение аналогичного вопроса планируется только в случае успешной реализации мероприятий по использованию электронного свидетельства о регистрации транспортного средства", - сообщила Волк.
Надо сказать, что эксперты вообще сомневаются в необходимости создания такой отдельной электронной платформы. Как сообщил корреспонденту "РГ" защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов, зачем создавать какие-то дополнительные электронные платформы, QR-коды - это неудобно ни водителям, ни инспекторам. Есть приложение госуслуг. В нем уже есть возможность хранить данные свидетельства о регистрации, а также прав. Можно туда внести и фотографии этих документов. И этого достаточно. Не требуется водителю столько электронных приложений - электронный полис ОСАГО, электронный ПТС, теперь еще электронная копия СТС и электронная копия прав - нужно одно приложение на все.
Тестирование функции электронного свидетельства о регистрации транспортного средства завершилось 1 декабря. Оно длилось четыре с половиной месяца — с 20 августа и проводилось на всей территории России. За это время инспекторы ГИБДД проверили более 800 электронных СТС, сообщили в пресс-центре ГУ МВД по г. Москве. В ведомстве отметили, что целью нововведения является освобождение нагрузки подразделений ГИБДД, связанной с документооборотом, а также удобство для автовладельцев.
«К примеру, если в семье один автомобиль, а водителей гораздо больше, им не придется каждый раз передавать друг другу документы на транспортное средство. У каждого они всегда будут под рукой в электронном виде», — добавили в пресс-центре московского управления МВД.
Как проводился эксперимент
Во время проверки документов водители могли предложить сотрудникам дорожно-патрульной службы проверить мобильное приложение «Госуслуги Авто», содержащее QR-код свидетельства. Но при этом обязанность иметь при себе документы в бумажном виде никто не отменял, так как в ПДД пока не закреплено право предоставлять только электронное СТС.
Каждый инспектор ДПС должен был установить на мобильное устройство сертифицированное программное обеспечение, которое позволяет считывать QR-код. Их регулярно проверяли на владение информацией о проводимом эксперименте, навыками использования приложения и его использования при надзоре за дорожным движением, рассказали в московском управлении МВД.
Какие сложности возникали
В начале сентября пользователи приложения «Госуслуги Авто» жаловались в отзывах на платформах AppStore и Google Play, что в программе отображаются свидетельства о регистрации чужих транспортных средств с контактными данными владельцев автомобилей из других регионов. Разработчики сообщили, что уже исправили ситуацию. Помимо этого, несколько комментариев касались ошибки, которая возникала при загрузке данных — во всплывающем окне появлялся текст о том, что информация не подтверждена ГИБДД. Впрочем, в "сторах" регулярно появляются обновления с исправлениями. Рейтинги у сервисов тоже неплохие: в AppStore приложение имеет оценку 4,2, а в Google Play — 4,4.
Также пользователи жаловались, что инспекторы отказывались принимать электронные СТС, ссылаясь на отсутствие нужного программного обеспечения.
Будут ли продлевать эксперимент
В пресс-центре МВД России заявили, что пока вопросы о продлении тестирования или внедрении новшества преждевременны. Но в октябрьском обновлении приложения «Госуслуги Авто» появилась новая функция, связанная с экспериментом: в нем можно передать электронное СТС своего автомобиля другому водителю, если он вписан в полис ОСАГО.
Читайте также: