Как сделать экспонаты для музея

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 03.09.2024

Музеи сохраняют культурное наследие страны. Оцифровка делает это наследие более доступным широкой публике и значительно упрощает работу сотрудников музея.

Прогресс не стоит на месте, и новые технологии приходят в самую сакральную отрасль культуры. Современные музейные специалисты успешно работают в цифровом культурном пространстве: сегодня в музеях повсеместно используются автоматизированные учетные системы, создаются лаборатории для оцифровки и реставрации фондов.

Оцифровка в музеях проводится для достижения двух основных целей – автоматизации учета и перехода на новый уровень представления фондов. В первом случае сканируется все, что связано с учетной деятельностью. Во втором – в электронную форму переводятся предметы музейных коллекций. Цифровые ресурсы предоставляют и множество дополнительных преимуществ, таких как создание страхового фонда и высококачественных копий для помощи в реставрации экспонатов, издания репринтов, организации проектов.

Сканирование учетных документов


Инвентарные книги заполнены от руки, поэтому при оцифровке возможно только ручное извлечение данных

Учет музейных фондов проходит в несколько этапов. При поступлении предметов законность их пребывания в музее устанавливается актом приема. Затем определяется принадлежность предмета к определенному фонду музея (основной, обменный) и делается соответствующая запись в учетной карточке. Далее заполняется книга поступлений, и предметы отправляются в фондовое подразделение, где проходят научную инвентаризацию – изучение предмета и определение его принадлежности. На этом этапе информация вносится в книги научной инвентаризации и формируется музейный каталог. Эти документы в российских музеях заполняются регулярно. В течение многих лет копятся бумажные материалы, требующие постоянного контроля хранения.

Для облегчения работы специалистов с учетной информацией и расширения доступа к музейным коллекциям внедряются автоматизированные учетные системы. Поэтому на первый план выходят задачи по текущему и ретроспективному наполнению учетных систем, формированию электронных каталогов и музейных баз данных.

Текущее наполнение информационной системы проводится силами сотрудников музея. В систему вносятся необходимые записи, в некоторых случаях загружаются фотографии предметов. Основой ретроспективного наполнения являются массивы бумажных учетных документов. Такие работы, как правило, музеи отдают сторонним исполнителям. Профессиональные компании гарантируют качество оказания услуги и обладают необходимой технической и кадровой инфраструктурой для выполнения работ в установленные сроки.

Типовой состав работ

Как и в других отраслях, первичным этапом оцифровки является экспертиза. Определяются состав работ и необходимое сканирующее оборудование. Список полей для индексирования согласуется с сотрудниками музея и разработчиками автоматизированной музейной системы.

В случае ограниченного бюджета целесообразен ввод только основных учетных полей: № КП, инвентарный №, автор, название, материал, техника, размер, вес.

Сканирование. Для безопасного сканирования учетных документов, которые в подавляющем большинстве являются сшитыми, используется профессиональное бесконтактное оборудование. Участок сканирования организуется на территории музея, либо документы по согласованию вывозятся в производственный центр исполнителя.

Получаемые отсканированные копии документов используются также для создания электронного страхового фонда.



Индексирование по двум полям (№КП и инвентарный номер) уже позволяет установить соответствие внесенной в книги информации и выявлять ошибки в учетной документации

Ретроконверсия электронных копий. Ввиду сильного разброса качества бумажных документов, распространения рукописных записей в большинстве случаев автоматическое извлечение данных невозможно.

В целях оптимизации финансирования многие музеи на первом этапе создают имиджинговую систему. Это простейший инструмент работы с электронными копиями учетных документов, позволяющий сохранить бумажные оригиналы, изъяв их из обращения.

Но стандартным решением все-таки является наполнение базы данных автоматизированной музейной информационной системы. На этом этапе важно обеспечить точный перенос созданного информационного массива, вне зависимости от вида учетной системы. Максимальная полнота базы данных дает возможность автоматизированной сверки, получения подробного описания предмета, в том числе в случае утери, кражи или повреждения экспоната, а также быстрый сквозной поиск по всем коллекциям музея.

Электронный каталог – это основа для формирования Госкаталога РФ, обязанность предоставления данных для которого лежит на каждом музее.

Оцифровка музейных фондов


Инвентарные книги заполнены от руки, поэтому при оцифровке возможно только ручное извлечение данных

Для каждого типа коллекций применяются свои технологии оцифровки. Для картин используются широкоформатные комплексы бесконтактного сканирования. Книжные фонды цифруются на планетарных сканерах. Габаритные, объемные предметы и экспонаты фотографируются, в том числе при помощи специальных фотомашин, для создания анимированных 3D-роликов экспонатов.

Фотофиксация – фотографирование текущего состояния музейных экспонатов. В качестве объектов съемки выступают: предметы декоративно-прикладного искусства, нумизматика, скульптура, археологические объекты, ковры, отрезы ткани и костюмы. Производятся съемка в рамках экспозиции и интерьерная съемка: помещения, потолок, люстры, мебель и т.д.


Каждое изображение содержит инвентарный номер экспоната. В кадре также размещаются линейка и цветовая шкала, позволяющие сохранить все особенности цветопередачи при дальнейшем использовании изображения

Сканирование – создание электронных образов музейных материалов, собраний культурных и художественных ценностей в полиграфическом качестве, обеспечивающем максимальную достоверность и передающем все нюансы изображений. Зачастую перед сканированием проводятся дополнительные работы по реставрации для восстановления и защиты музейных оригиналов.

Отдельно стоит выделить работы по созданию электронных каталогов редких изданий. В этом случае проводится ретроконверсия: формируется база данных по информации, содержащейся на титульных страницах или, в расширенном варианте, по согласованному с сотрудниками музея списку ключевых слов. Профессиональные исполнители индексируют издания на любых языках: русском, старославянском, древнерусском, латинском и других.

Создание 3D-роликов музейных экспонатов

Съемка в формате 3D — это фотографирование предмета с разных сторон с целью создания его анимированного изображения. Такие 3D-ролики интерактивны, поэтому применяются для организации общедоступных сервисов (экспозиций, экскурсий), загружаются на музейные порталы, в мультимедийные киоски и путеводители.

Специальные автоматические фотомашины позволяют создавать 3D-ролики различных предметов весом вплоть до 320 кг. Традиционно в состав услуги входит дополнительная обработка изображений под индивидуальные задачи: аннотирование, добавление водяных знаков, вставка дополнительных изображений (для масштабирования) и т.д.


При оцифровке применяется индивидуальный подход, учитывающий особенности оригинала (нестандартный формат, большой вес и толщина, ветхое состояние, рельеф и т.д.). Сканируются прозрачные носители (негативы, позитивы) и картины без извлечения из толстых рам.

В арсенале профессиональных компаний имеются специализированные сканеры, которые обеспечивают оцифровку оригиналов до формата 2А0 с разрешением до 1200 dpi. При этом оцифровка производится бесконтактным способом без вредного ИК и УФ излучения

Оцифровка музейных фондов является важным процессом, в последние годы получившим стабильную государственную поддержку. Музеи создают электронные коллекции, открывая ценные фонды для общего доступа и формируя Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.

В большинстве случаев добросовестные поставщики готовы предложить достаточный спектр решений. Поэтому выбирать исполнителя нужно со всей ответственностью на основании его опыта и компетенций.

Традиционно музеи ассоциируются у нас с экспонатами за стеклом и табличками "не касаться". Но когда речь идет о физических объектах, то почувствовать фактуру, прикоснуться или взять в руки - на самом деле врожденная реакция человека. Керамистка Наталья Хананова собрала интересные факты о том, когда в музеях люди могли прикасаться к экспонатам и какие интерактивные программы музеи используют сегодня, чтобы заинтересовать посетителей.

Касаться артефактов: эволюция отношения

В детстве мы все сначала изучаем мир на ощупь. Это нормальный путь и желание - проверить визуальную картинку, дополнить ее ощущением текстуры, веса, температуры, объема и формы, которые на глаз могут восприниматься по-другому. Но впоследствии взрослые значительно ограничивают это тактильное познания: нельзя касаться чего-то потенциально опасного или грязного, других людей (разве что очень близких) или чужих вещей - в магазинах нас предупреждают об этом специальные объявления.

Однако этот формат со временем становился более редким, особенно со второй половины 19 века, когда возникло много публичных музеев. Считалось (не без причины, ведь поток посетителей уже был гораздо большим), что такое взаимодействие аудитории с экспонатами может их повредить, к тому же распространенной стала эстетика отстраненного созерцания искусства.

Одни из первых музеев, которые вернулись (по крайней мере, частично) к практике интерактивных экспозиций - детские и научные. В классических художественных музеях перемены к большему участию и привлечению зрителей начались в конце 20 века. Частично на это повлияло общественное требование сделать музеи доступными для слабовидящих. На самом деле, во многих случаях музейные программы для слабовидящих позволили и остальным посетителям взаимодействовать с экспонатами.


В музее Виктории и Альберта. Фото с сайта музея

Вот несколько примеров того, как музеи решают эти задачи. Например, в Британском музее уже давно существует программа Hands on Desks - отдельные зоны (столы) в рамках постоянной экспозиции, где под присмотром обученного волонтера можно подержать в руках не только реплики, но и некоторые реальные артефакты, расспросить о них, обменяться своими впечатлениями. В то же время 96% посетителей, которые подходили к этим столам, отмечали, что это значительно улучшило качество их визита в музей.

В Лувре создана так называемая Touch Gallery, где проходят тематические экспозиции для слабовидящих, а также детей и просто всех желающих изучить на ощупь слепки музейных произведений искусства (преимущественно скульптур - и древних, и современных). Раз в несколько лет экспозицию меняют, а уже сняты с показа экспонаты путешествуют другими музеями как гостевые выставки.

Подобных примеров можно найти достаточно много. Ведь этот путь - создавать и предоставлять свободный доступ к копиям или 3D-моделям произведений искусства - логический с точки зрения сохранения самых артефактов. Хотя и здесь можно найти определенный компромисс.

Например, в экспозиции таиландского Музея керамики Юго-Восточной Азии есть отдельная секция, где любой может подержать в руках старинные гончарные изделия. Правда, в основном это печной брак с раскопок в местах древних керамических центров. В этих образцов есть недостатки (они треснули или слиплись во время обжига и т.д.), но они - действительно аутентичные, и посетители могут прикоснуться к подлинной истории, ощутить фактуру, вес, собственноручно покрутить и осмотреть артефакты со всех сторон.


Экспозиция в Музее керамики Юго-Восточной Азии

Интерактивные форматы: как музеи привлекают посетителей к взаимодействию

Кроме возможности исследовать экспонаты на ощупь, современные музеи также вводят интегрированные программы для интерактивного познания. Обычно они направлены на детей и юношество, но могут привлекать и взрослых.

К этому побудили исследования в образовании, свидетельствующие об эффективности эмпирического обучения. Поэтому современные музеи - это уже не просто собрание работ с соответствующими описаниями. Это, фактически, среда, где есть возможными взаимодействие, определенная игра или эксперимент.

Например, музеи могут предлагать квесты для команд или тематические маршруты с разными задачами, загадками, пазлами. Это может быть предложение сыграть в игру, которая была популярной несколько веков назад, или найти современные виды спорта на древнегреческой вазописи. Конечно, в этом помогают и современные цифровые технологии (мультимедийные экраны, виртуальные туры, игровые программы и мобильные приложения).

Поразительный опыт лондонского музея Виктории и Альберта, у которого есть большая коллекция произведений искусства и дизайна: керамики, стекла, текстиля, художественного металла, мебели рядом со скульптурой, живописью, графикой и фотографией. Здесь интегрированные много возможностей для интерактивного познания и участия.

Компьютеры с сенсорными экранами расположены по музею, в них есть игры с различными уровнями сложности, викторины, тематические туры, возможность запостить свои впечатления и почитать комментарии других посетителей. Конечно, есть и описания экспонатов, и поиск по коллекции.

Можно касаться копий, расположенных рядом с некоторыми артефактами. Для ряда объектов есть аудио интервью с экспертами-искусствоведами, их можно включить и прослушать через динамик, расположенный у экспоната. Беззвучные видеоклипы показывают объекты с разных сторон, или иллюстрируют их применения. У некоторых экспонатов есть бирки с вопросами - на их обратной стороне можно найти ответ.

В музее также существует открытая мастерская, где работает приглашенный художник-керамист, а посетители могут наблюдать за его или ее работой, видеть разные стадии процесса создания керамики.

Вообще, сотрудничество музея с современными художниками-керамистами очень интересно. Это многомесячная резиденция, в течение которой художник реализует свой проект. Как правило, результат - это не традиционное отдельное самодостаточное произведение, а современная художественная интерактивная экспозиция, инсталляция или перформанс.

Конечно, дистанция между зрителем и произведением сокращается также и в случае с современным искусством. Есть художники, которые сразу закладывают в концепцию работы возможность непосредственного взаимодействия с аудиторией.

В Киеве есть музеи, которые хоть и не столь комплексно, но все же начали вводить некоторые форматы тактильных и интерактивных экспозиций. Национальный художественный музей, Музей Ханенко, Национальный исторический музей, Национальный музей украинского народного декоративного искусства - лишь некоторые из тех, кто уже сделал первые шаги и активно привлекает аудиторию через игровые и интерактивные форматы.

Назначение и функции музейных учреждений и галерей сегодня действительно заметно эволюционируют. Роль собирателя и архиватора коллекций, конечно, никуда не девается, но постепенно отходит на второй план. Зато все более важным становится создание контекста для обучения, креативного познания и участия, а также инклюзии людей с нарушениями зрения и тому подобное. Поэтому в дальнейшем, очевидно, более заметным станет движение к созданию экспозиций нового типа, например тактильных или интерактивных.

Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине составляет основу моральных качеств учащихся. Без патриотизма человек не способен полноценно трудиться на благо страны. И школа является тем начальным этапом, где будут заложены эти высоконравственные качества будущего гражданина. Особую роль в развитии патриотизма занимает изучение истории государства и своего родного края. Огромную помощь в этом оказывают школьные краеведческие музеи. Об этом и поговорим.

Создание и развитие любого школьного музея состоит из нескольких этапов:

  1. Формирование тематики экспозиций.
  2. Создание нормативно-правовой базы.
  3. Сбор и подготовка экспонатов для музея.
  4. Оформление музейной комнаты и вспомогательного фонда.
  5. Подготовка экскурсоводов и режима работы музея.

Более сложным является создание музея по краеведению и истории. Один Интернет здесь не поможет. Вам придётся обратиться к сотрудникам государственных музеев, архивов и библиотек. Многие школьные музеи ограничиваются созданием исторических экспозиции конца XIX - началом XX века. Это неправильно. Изучение родного края должно быть полноценным и занимать более широкий период истории. Каменный, бронзовый, железный века, раннее и позднее Средневековье, Смутные времена, эпохи Петра I, Екатерины II, Александра II – всё это может и должно быть представлено в музее, хотя бы кратко. Самым непростым является музей, в котором отражена полная история, от первобытного человека и до наших дней. Даже если каждый из этапов развития России представлять очень кратко, это займёт много места. А если добавить темы по флоре, фауне, геологии и палеонтологии родного края – музей станет поистине огромным. Тем не менее, такие музеи создаются и успешно работают в школах. Создание отдельных тематик (кузнечное дело, обработка льна, народные промыслы, партизанское движение и т.д.) можно отложить по мере сбора и накопления экспонатов.

Второй этап – создание нормативно-правовой базы. В любом школьном музее должны присутствовать следующие документы: книга приёма-передачи-изъятия экспонатов, акты приёма-передачи отдельных экспонатов, положение по школьному музею, план работы школьного музея на текущий учебный год, тексты экскурсоводов.

Прежде чем приобретать и накапливать экспонаты для музея, учитель обязан ознакомиться с документами, регламентирующими законность таких приобретений. Существует ряд строгих запретов. В первую очередь это касается предметов времён Великой Отечественной войны. Категорически запрещается использовать предметы, представляющие угрозу жизни и здоровью посетителей музея. Оружие и боеприпасы, находящиеся в музейной комнате должны быть полностью деактивированы и осмотрены специалистами и сотрудниками полиции. Капсюля и взрыватели гильз и снарядов должны быть выбиты, пороховые и тротиловые заряды выжжены и химически обработаны. У представленного оружия или его фрагментов должны быть пропилены патронники, заварен ствол, удалены бойки и механизмы взвода. Штыки и штык-ножи лучше распилить, представив в экспозиции две половинки. Даже внешний вид сильно ржавого и испорченного оружия может быть обманчив. Ещё раз напомним – заниматься деактивацией должны только специалисты. Если у Вас возникли вопросы по безопасности предмета, можно пригласить для его осмотра сотрудников полиции или МЧС.

В школьных музеях не рекомендуется выставлять ордена, медали и нагрудные знаки времён Великой Отечественной войны. Исключение делается в двух случаях. Если эти награды были переданы самим ветераном (его родственниками) или если эти медали не относятся к боевым (30-, 40-, 50-летие Победы, Вооружённых Сил и т. д.). В любом случае, все награды лучше заменить наградными планками или муляжами.

Рекомендуем ознакомиться с 233 статьёй Гражданского кодекса РФ. Поэтому вполне допустимо присутствие в школьном музее подобного экспоната или его аналога. Положите под стекло разбитый кувшин и несколько десятков монет одного периода и состояния, и Вы получите копию клада, вызывающую восхищение школьников.

При создании музея по Великой Отечественной войне неоценимую помощь Вам окажут представители поисковых отрядов. Огромное количество интересных и разнообразных предметов они предоставят абсолютно бесплатно. Фрагменты снаряжения и вооружения русских и немецких солдат, предметы жизни и быта, листовки и плакаты, всё это Вы можете получить в дар и прекрасно оформить у себя в музее. Обращайтесь к руководителям таких отрядов, и Вам не откажут в помощи. Если музею необходимы конкретные предметы, Вы можете оставить заявку, и при следующих поисковых мероприятиях, возможно, Вам его предоставят. Представителей поисковых отрядов можно пригласить на открытый урок, где они подробно и интересно расскажут о своей работе и представленных в школьном музее экспонатах по Великой Отечественной войне.

Сложнее приобрести экспонаты по старине. Существует несколько способов пополнения школьной коллекции. Здесь всё зависит от Вашей активности и финансовых возможностей музея. Для начала определимся, что можно приобрести для школьного музея по каждому из периодов истории.

По каменному веку можно представить каменные наконечники стрел, топоры, скребки, прошивки и рубила. Их стоимость невелика, но проще и дешевле будет изготовить копии самим, обработав камни или найдя образцы, внешне похожие на орудия труда древнего человека.

По железному и бронзовому векам, праславянским культурам можно будет представить наконечники стрел и копий, топоры, фрагменты украшений и одежды, части конской упряжи.

По средневековью к вышеперечисленному добавляются украшения славян. Огромное разнообразие подвесок, височных колец, перстней, гривен, оберегов, браслетов и бус прекрасно будут смотреться в Вашем музее. Добавьте к этому пряжки, накладки, пуговицы и другие украшения одежды. Всё это можно оформить отдельными наборами, а можно воссоздать на нарисованном образе, расположив их там, где они должны были находиться. К этому периоду можно добавить фрагменты снаряжения средневековых воинов. Особенно эффектно будут смотреться манекены в одеждах данного периода. Кстати, это относиться к любой из представленных исторических эпох. Копии старинных одежд и доспехов можно изготовить самим или привлечь к этому детей. Если Вы нуждаетесь в точных аналогах (старинный раскрой, натуральные ткани, ручной шов, бронзовое литьё, кованая сталь), то можно обратиться к помощи исторических клубов, которые существуют в любом городе. Если Вы не в состоянии приобрести или изготовить данные экспонаты, можно просто попросить выставлять их временно, приурочив к какому-либо событию. Ни один из клубов Вам не откажет.

По более поздним векам добавляются монеты-чешуйки и фрагменты огнестрельного оружия (например, ядра пушек).
По периоду Российской Империи вплоть до 1917 года можно представить огромное количество всевозможных экспонатов. Развитие денежной системы, кузнечного дела, народных промыслов и книгопечатания – всё это даёт широкий простор для пополнения экспозиции музея. По мере накопления всё это оформляется в отдельные темы. Приведём примеры некоторых отдельных выставок: пули времён Крымской войны, торговые пломбы купечества, нагрудные знаки полиции, медали Царской армии, украшения наших бабушек, оловянные игрушки XIX века, знаки различия военнослужащих, разнообразие веретён и пряслиц, изразцы русской печи, фарфоровая посуда XIX века, обработка льна, значение вышивки на одежде и рушниках, старообрядческие нательные кресты, как украшали лошадь, чем ловили рыбу, орудия столяров и плотников, история Георгиевского креста, как освещали жилище, чем писали в старину и многое другое. По всем вышеперечисленным темам свободно можно приобрести и оформить экспонаты.

Вполне несложно представить в школьном музее предметы времён Советского Союза. Интерес для музея могут представлять радиоприёмники и проигрыватели, разнообразная посуда и предметы быта, сохранившаяся в бабушкиных сундуках одежда, предметы культа В.И. Ленина и И.В. Сталина (статуэтки, знамёна, вымпелы, литература и др. атрибутика), а также экспонаты по пионерским и комсомольским организациям. Очевидцы событий обязательно поделятся для музея своими воспоминаниями.

Кроме этого, в каждом городе существует множество антикварных салонов. Некоторые недорогие экспонаты можно приобрести и там. Владельцы таких салонов часто идут навстречу школам и предоставляют интересные предметы старины абсолютно бесплатно.
Таким образом, пополнив школьную коллекцию, необходимо будет привести её ещё и в достойный вид. Для этого некоторые экспонаты придётся отреставрировать. Предметы, найденные в земле и изготовленные из железа, находясь в музейной комнате, где сухо и тепло, начнут разрушаться. Металл будет отслаиваться и крошиться, со временем Вы рискуете полностью утратить экспонат.

Чтобы этого не произошло, Вам необходимо уберечь его от пагубного воздействия кислорода. Для начала необходимо аккуратно удалить грязь и наросты ржавчины, а затем залить экспонат тонким слоем расплавленного воска или парафина. Менее ценные экспонаты можно просто покрыть бесцветным нитролаком. Защитная плёнка предотвратит дальнейшее разрушение и создаст дополнительный запас прочности. Медные, латунные и бронзовые экспонаты чистятся в обычном мыльном растворе. Если они сильно поражены окислами, для очистки можно использовать слабый раствор лимонной кислоты. При этом не стоит забывать, что равномерный, красивый слой окислов меди, так называемая патина, придаёт экспонату благородство и уберегает его от дальнейшего разрушения, поэтому удалять её не стоит. Бумажные экспонаты (документы, деньги, книги, листовки) необходимо уберечь от воздействия человеческих рук и пыли. Можно поместить их под стекло, в файлы или заламинировать, если они находятся в очень плохом состоянии. Изделия из серебра хорошо чистятся зубным порошком, за исключением серебра с чернением. Предметы, изготовленные из дерева можно обработать специальными бесцветными маслами, предназначенными для усиления структуры дерева.

Изделия из кожи лучше натереть натуральным воском. Манекены с одеждой необходимо уберечь от моли, разместив внутри инсектициды. Льняные изделия достаточно просто периодически вытряхивать от пыли. Для общей сохранности экспозиции школьного музея необходимо еженедельно проводить влажную уборку помещения. Это будет особенно несложно, если большую часть экспонатов поместить под стекло.

Итак, Вы приобрели, отреставрировали и зарегистрировали необходимые экспонаты. Следующий этап – оформление вспомогательного фонда. Вспомогательным фондом называют всё то, что помогает в полной мере раскрыть значимость того или иного экспоната. К нему относятся основные информационные стенды, столы с представленными предметами, стеклянные шкафы, отдельные настенные экспонаты или их наборы, стойки под орудия труда, оружие или одежду, бирки с названиями и многое другое. Часто бывает, что оформление и красочное представление музейной выставки занимает большую часть затраченного времени и финансов. Процесс создания музея может быть бесконечным, т. к. периодически Вы будете менять, дополнять или просто удалять некоторые экспонаты ввиду различных причин. Тем не менее, этот процесс занимателен как для учителей, так и для учащихся, оказывающих им помощь. Обустраивая музей, каждый учитель старается внести своё неповторимое оформление.

В заключении хотелось бы добавить, что данная статья является лишь рекомендательной и основана на личном многолетнем опыте автора. Возможно, она поможет Вам в Вашей работе.

Следует сразу отметить, что я никого не агитирую сдавать свои находки в музеи. Я лишь опишу сам процесс передачи предметов, так как тема достаточно актуальная.

Ежегодно 07 октября в некоторых музеях отмечается особый праздник - День дарителя. Даритель - человек, который безвозмездно передает музею предметы, имеющие историко-культурную ценность. Даритель - неофициальный коллега музейщика, который, не будучи музейным специалистом, пополняет музейные фонды. Благодаря дарителям по крупицам собирается история края. Имена дарителей, внесших большой личный вклад в дело сохранения культурного наследия регионов даже заносятся иногда в специальные Почетные Книги музеев.

Любители приборного поиска, которые считают себя патриотами своего родного края и хотят на безвозмездной основе передать в музей несколько дорогостоящих и не очень предметов старины справедливо хотят убедиться, что переданные ими предметы потом окажутся именно в экспозициях музея, а не в карманах музейных работников или у частных коллекционеров. Вообщем, хотят подтверждающий документ передачи предметов в музей.

Согласно общепринятым правилам передача щедрыми копарями своих находок в музей происходит по акту приёма-передачи с описью предметов (можно заранее сфотографировать и приложить фотографии передаваемых предметов), где указывается, что предметы передаются на безвозмездной основе (в дар). Акт составляется в 2-х экземплярах, подписывается лицами, принявшими и сдавшими предметы, утверждается директором и скрепляется печатью музея. Либо с привлечением прессы, чтобы зафиксировать сам факт передачи предмета в музей.

Но на практике практически все музеи, находящиеся, например, на территории Рязанской области, почему-то не охотно берут исторические предметы в свои фонды, особенно когда с них требуют подтверждающий документ передачи этих предметов. Многие музеи боятся брать предметы из частных рук, в том числе от кладоискателей, по следующим причинам:

- во-первых, это лишняя бумажная волокита;
- во-вторых, многие даже не знаю, как это документально оформляется.

К примеру, в 2014 году в Елатьме Касимовского района Рязанской области в местный музей добрейший души человек от чистого сердца принес найденный им клад литейщика, состоящий из разных изделий и форм. Многие музеи о таких экспонатах только мечтают, а в Елатомском музее, вместо благодарности, мужика облаяли и послали к какой-то матери)))) В итоге после звонка из Министерства Культуры и Туризма Рязанской области и выдачи им пряника из уст руководства, доблестные работники Елатомского музея предметы у мужика взяли, а потом долго не могли понять, что с ними делать.

Можно осуществить передачу находки в музей в присутствии СМИ, чтобы официально зафиксировать данный факт, как например это сделал я, когда в 2014 году решил подарить древнерусскую саблю 12-13 века в Спасский историко-археологический музей имени Г.К. Вагнера, где эту саблю у меня с радостью взяли.

А вот при схожих обстоятельствах (только без журналистов) принесли честные люди в Сапожковский музей настоящую, не плохо сохранившуюся шашку далёких царских времён, так музейные работники прямо с порога своего государственного учреждения послали их на хрен, сославшись на то, что это холодное оружие и им оно не нужно. Пришлось данную шашку расстроенным горемыкам продать за жалких 150 тыс. рублей. Вот такая вот грустная история!)))

В качестве положительного примера приведу как до 2017 года происходила передача ценностей в Шиловский краеведческий музей. Там это всё оформлялось, как пожертвование в музей. Писалось заявление на имя директора, потом собиралась ЭФЗК (экспертно-фондовая закупочная комиссия). Проще сказать худ. совет музея ))). Сначала предмет брался на временное хранение, дальше комиссия определяла, в какую категорию пойдёт данный бесценный артефакт старины, после чего заключался договор на постоянное хранение этой вещи.

Следует отметить, что экспозиции музея действительно впечатляют, особенно коллекция древнерусского оружия. В целом посещать данный музей мне очень нравится, в связи с этим советую обязательно всем там побывать! В общем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!)))

Что касается Спасского историко-археологического музея имени Г.К. Вагнера, то директор данного музея Марина Михайловна Ершова вполне разбирающийся в своей специальности человек. Она собственно и принимает предметы старины в музей. Я с ней общался на предмет того, что многие кладоискатели хотели бы передать интересные вещи в Спасский музей, но опасаются за свою безопасность и боятся, что могут возникнуть проблемы. Она гарантировала полную конфиденциальность и говорила, что с радостью бы приняла предметы старины для музея в дар.

Соответственно возникает естественный вопрос, как сделать так, чтобы при передачи ваших предметов старины Спасскому музею, часть ваших пожертвованных с барского плеча "золотых дирхемов" случайно где-то не потерялась либо разворовалась. Ответ: надо делать всё официально, с бумагами. С другой стороны, если делать всё официально с бумагами, будут засвечены ваши персональные данные, которые большинству копарей светить прямо скажем не очень хочется (мало ли доблестные сотрудники полиции потом решать возбудить дело об административной ответственности). Палка о двух концах получается!:)

Но есть одна проблема, если вы захотите всё сделать официально. Перед тем, как сдавать свои находки в Спасский музей, вы должны будете сами заранее подготовить акты приёма-передачи с описью предметов и приложением фотографий передаваемых предметов, которые должны составляться в 2-х экземплярах, подписываться лицами, принявшими и сдавшими предметы, и в последствии скрепляться печатью музея.

Кстати, экспозиция в Спасском музее по домонголу очень-очень скудная, древнерусского оружия тоже практически нет. Вообщем, грустно всё. Единственная гордость - это шикарная реконструированная панорама Старой Рязани.

Ах да, чуть не забыл про главный музей Рязанской области. Так вот по имеющейся у меня информации принесли однажды добросовестные любители приборного поиска некоторые очень интересные предметы старины в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник (Рязанский Кремль) и захотели их туда передать на безвозмездной основе. Поначалу всё было хорошо, ребят встретили, похвалили, сказали, что эти предметы у них с радостью возьмут. Однако после того, как услышали про акт приёмки, почему-то стали обзывать их чёрными копателями, расхитителями археологических памятников и угрожать проблемами с законом, полицией и т.д. Соответственно после данного случая у этих любителей приборного поиска отпало всякое желание впредь сдавать свои находки в главный музей Рязанской области, как и у многих других копарей, я думаю, тоже!))) Ведь отказ от приёмки предметов от дарителя по акту со стороны музейных работников вызывает справедливую настороженность и большие подозрения.

К сожалению, воровство из музеев — это не редкость. По результатам проверки Счётной палаты, опубликованным в 2001 году, только из Эрмитажа пропало с учета 220 000 экспонатов. Причём дело во время проверки доходило до смешного, Аудиторы просили предъявить 50 экспонатов — музей предъявлял только три. Часто отсутствовала страховая документация и документы, доказывающие подлинность.

Независимые эксперты из ФСБ установили, что "черные археологи" (любители приборного поиска) на самом деле обеспечивают всего не более 1% криминальных поступлений на антикварный рынок России. Остальное дают музейщики, легальные археологи, обычные воры и контрабандисты.

И это при том, что в России "черными археологами" журналисты называют сейчас абсолютно всех людей, у которых есть металлоискатели. А находки свои любители приборного поиска в музеи должны отдавать бесплатно. И ещё желательно без акта приёма-передачи, чтобы легче было украсть!)))

А вот, например, в Эстонии вознаграждение за находку выплачивается в размере 100% оценочной стоимости. Не 50%, или какого-то другого соотношения, а именно 100%. И именно нашедшему. Оценочную стоимость определяет экспертная комиссия. Сумма вознаграждения зависит не только от материальной стоимости самой находки, но и от комплекса правильных действий при ее обнаружении. Именно благодаря этому многие находки, которые раньше уходили на черный рынок, теперь оказываются там в руках государства. Понятная и прозрачная схема передачи находки увеличила количество поисковиков-любителей, готовых легально взаимодействовать с государством.

Читайте также: