Как сделать экспертизу картины

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 10.09.2024

Пожалуй, истории из практики экспертов-искусствоведов одни из самых востребованных у сценаристов и кинорежиссёров. Совершенно точно, что на памяти каждого эксперта найдётся случай, на основе которого можно снять или написать бестселлер. Ну вот, смотрите.

Одна из самых грандиозных афер в мире живописи случилась в конце 90-х гг – первом десятилетии 2000-х гг. Арт-дилер Глафира Розалес за 15 лет продала больше 30 подделок на сумму более 80 млн. долларов. Ей удалось убедить покупателей, что те приобретают подлинные шедевры Джексона Поллока, Роберта Мазервелла, Марка Ротко и других художников. Автором фейков был китаец из Нью-Йорка Пей-Шен Цянь. Мастером мистер Цянь был отменным: его картины одалживали для экспозиций кураторы из Национальной галереи искусств и музея Гуггенхайма.

Искусную банду накрыли в 2011 году. Аукционные дома Christie’s и Sotheby’s отказались принимать работу Поллока, которую лондонский коллекционер Пьер Лагранж приобрел у Розалес за 17 млн долларов. В процессе расследования провели искусствоведческую экспертизу, которая показала: пигментов, что были использованы на картине, во времена Поллока еще не существовало. Автор подделок-шедевров скрылся в Китае, а вот Глафиру Розалес в 2013 году привлекли к ответственности за мошенничество в особо крупном размере.

Чтобы не попасться на удочку талантливым мошенникам и не купить подделку за миллионы, стоит заказать искусствоведческую экспертизу и только потом инвестировать в искусство.

Что такое искусствоведческая экспертиза? Когда она нужна и какие задачи решает? Кто такой эксперт-искусствовед и какие методы он использует в исследованиях? Всё самое важное об искусствоведческой экспертизе в этой статье.

Искусствоведческая экспертиза – это процедура, сущность которой состоит в анализе сведущим лицом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов и различных документов, чтобы установить фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения вопросов и задач.

Искусствоведческая (или знаточеская) экспертиза существует несколько веков. Собственно, сколько существуют вопросы атрибуции и идентификации авторства, столько лет и экспертизе. Технико-технологическая экспертиза предметов искусства стала развиваться в России с 60-х гг XX века на базе реставраторского опыта.

Сегодня искусствоведческая экспертиза – это комплексное исследование. Чтобы ответить на вопросы эксперт должен опираться не только на свои знания в области культуры и истории, но и на технологические методы (рентгенографирование, исследование в ультрафиолетовых лучах, инфракрасное сканирование, микроскопическое исследование и так далее).

Экспертное исследование – это комплекс процедур, которые проводит эксперт, чтобы решить свои задачи. Комбинация этих процедур зависит от данных (материалов по делу), профессионального уровня и интуиции эксперта.

Искусствоведческая экспертиза решает три блока основных задач: атрибутивные, оценочные и классификационные.

Атрибуция
Процедура установления автора, времени и места создания художественного произведения. Атрибуция, как и большинство процессов распознавания образов, интуитивный процесс. На что опирается: на анализ стиля, сюжета, техники, результаты физических и химических исследований.

Оценка
Процедура установления художественной, культурной или исторической ценности произведения, его материальной стоимости объектов экспертизы.

Классификация
Отнесение объекта экспертизы к конкретному классу, типу или виду продукции.

Даже людям, не обладающим знаниями или навыками изобразительного искусства, может понадобиться продать ту или иную работу. Картина ли это собственного написания или случайно найденный шедевр, важно понимать, что оценка картин — дело щепетильное. Продавцу лучше быть готовым к худшему: денежную стоимость в принципе имеет далеко не каждая.

Оценка и экспертиза

Прежде чем пытаться реализовать на рынке картину, усвойте разницу между оценкой и экспертизой. В случае если вы неожиданно обнаружили у себя хоть сколько-нибудь известное полотно, первым делом удостоверьтесь в подлинности. Экспертиза картин — дело тонкое. Право проведения процедуры дается государственными органами при наличии лабораторного оборудования и должной квалификации у специалистов. Чаще такой возможностью обладают музеи, и то не каждый. Заключение экспертизы содержит информацию о подлинности творения и приблизительную цену (точную стоимость экспертиза не определяет).

Оценка картин

Оценить картину может каждый специалист с лицензией. Этот способ нужен, если найденная картина не шедевр искусства, либо для оценки собственной картины. Оценить полотно можно, используя онлайн-сервисы, однако качество такой экспертизы сомнительно.

Что влияет на цену картины?

Точно определить стоимость предмета искусства попросту невозможно. Речь идет о творчестве, мастерстве, вкладе — нематериальным вещам трудно дать стоимостное выражение. Некоторые творения со временем дорожают, а некоторые становятся даже дешевле. На цену влияет большое количество факторов, которые условно разделяются на две группы:

  1. Насколько значим объект искусства. Влияет известность автора, эпоха создания, степень уникальности и др.
  2. Ситуация на рынке приобретения объектов искусства: наличие спроса, экономическая ситуация и проч.

Как происходит оценка?

Разные эксперты дают неодинаковую оценку одному и тому же объекту, что связано с наличием субъективных, индивидуальных факторов в работе. Однако вот некоторые общепризнанные способы определения стоимости:

Значительнейший фактор — история происхождения картины и владения ею. Если творение находилось в собственности у знаменитости, то цена значительно возрастет.

Культурный и исторический вклад творения также влияет на ценность. Здесь имеет значение, насколько известен автор, факт принадлежности к всемирному культурному наследию.

Заключение эксперта. Тут влияет как само заключение с оценкой, так и статус проводящей экспертизу организации или специалиста, поскольку наличие лицензии еще не говорит о том, можно ли положиться на решение.

Сохранность картины. Если объект нуждается в реставрации, то стоимость снижается; факт реставрации также отражается на ценности творения, поскольку целостность и оригинальность нарушается.

Как оценить собственную картину?

Если вы занимаетесь художественным искусством, то неизбежно появление вопроса, как оценить стоимость созданной картины? Разумнее будет обратиться к эксперту или даже нескольким. Но вот как понять, стоит ли всерьез заняться этим вопросом, или же оставить имеющееся увлечение на уровне хобби.

В том случае, если уже обладаете знаниями в области художественных искусств, вам будет проще произвести оценку. В противном случае остается только ориентироваться на признаки качества работы. В отличие от собственной, конечно же, субъективной оценки, затраченные время и усилия могут кое-что сказать о ценности творения.

Уникальность картины — известный показатель ее ценности. Оригинальность работ выражается в том числе через тему. Чем реже она задействована другими художниками, тем выше шанс на успех. Выделяющую особенность творчеству добавляет наличие единой темы у нескольких картин или даже творчества. Однако в таком случае нужно не забыть, что каждый экземпляр должен иметь отличия от других.

Идя на риск при написании картины (например, вы придумали собственный способ наложения краски на холст или экстравагантное сочетание деталей и цветов), не сторонитесь подвергать свою работу оценкам людей. Не всегда то, что гениально вами задумано, действительно таковым является.

Оценка картин

Имя автора

Нет необходимости говорить о величине вносимого в стоимость вклада именно автором картины. Если речь идет о мастерах прошлого, то важен их вклад в культурное наследие. А также значение всегда имеет популярность: распространенность работ автора среди коллекционеров. Современным художникам по большей части приходится завоевывать положение: активно участвовать в конкурсах и выставках. Если нет специального образования в области художественных искусств, сделать себе имя может оказаться сложнее.

История создания

Спрос на любой контент увеличивается при наличии интересной истории. Это может быть рассказ о создании или сложном пути автора к славе. Так или иначе, история повышает интерес к творению, создает ему уникальность, ценность. Важно убедить людей в особенности картины.

Стоимость материала

Значение используемого в создании картины материала редко имеет значение, поскольку ценность представляет именно суть произведения. Увеличить стоимость может только действительно редкий и ценный материал. Например, использование настоящего золота, холстов огромных размеров.

Покупатель картины

Даже не обладая грандиозными навыками, можно реализовать картины, используя только этот фактор. Он не зависит от усилий или наличия образования и включает в себя предпочтения и впечатление потенциального покупателя. Минутный порыв восторга случайного человека может принести доход. Часто авторы, не получившие удовлетворительной оценки от экспертов либо не прибегающие к ней, самостоятельно ищут клиентов. Можно писать картины на заказ либо найти узкий круг любителей собственного стиля.

И все-таки существенную стоимость будут иметь картины, соответствующим образом оцененные экспертами.


Едва ступив на порог центра Научно-исследовательской независимой экспертизы (НИНЭ) имени П. М. Третьякова, сразу понимаешь, в какой сфере работают его сотрудники: в помещении пахнет деревом, краской и чем-то старинным, а от количества картин, развешанных на стенах, разбегаются глаза.

живопись

Валентин Серов, автопортрет. 1883 г.

За 8 лет работы НИНЭ им.Третьякова через руки экспертов прошло более 10000 вещей, и по статистике, больше половины из них оказались фальсификацией. У экспертной организации есть даже собственный рейтинг самых подделываемых авторов. Интересно, что первое место в нём занимает не сверхпопулярный сегодня Айвазовский и не также востребованный Серов, а один из самых жизнерадостных русских живописцев Константин Коровин.

Как рассказал административный директор НИНЭ им. Третьякова Александр Попов, на один день ставший нашим проводником по исследовательскому центру, среди вещей, которые им довелось экспертировать, встречались экземпляры, ценность которых трудно переоценить: триптих Лентулова, трёхметровая картина Айвазовского, полутораметровая работа Левитана. А также предметы, способные удивить даже самого опытного искусствоведа, например, древний индийский браслет для слона (который, кстати, тоже оказался весьма ценным).

живопись

Статуя Венеры Милосской.

Убедившись в том, что никаких экспресс-методов по определению подлинности картины не существует, мы стали свидетелями её полноценной экспертизы.

живопись

живопись

После химической лаборатории нас ожидал один из самых технологичных этапов экспертизы: рентгенофлуоресцентный анализатор. На экране прибора, внешне похожего на пистолет, можно увидеть практически всю таблицу Менделеева. Анализатор показывает все неорганические пигменты, входящие в состав краски.

живопись

Автопортрет И. Айвазовского (1874), галерея Уффици.

Следующим зрелищным этапом экспертизы стало исследование в инфракрасном (ИК) диапазоне излучения. Это одна из вариаций камеры ночной съёмки, которая реагирует на графит, поэтому экспертиза всегда проходит в тёмной комнате. Аппарат пробивает верхний слой краски и показывает карандашный или угольный рисунок, благодаря чему эксперты видят наброски художника, скрытые от глаз поддельщиков.

Как нам рассказали в НИНЭ им. Третьякова, этот этап прекрасно иллюстрируют работы Айвазовского, который на своих полотнах обычно размечал сразу несколько линий горизонта. Даже самый внимательный человек не сможет увидеть этих линий (они скрыты под толстым слоем краски), но благодаря современному исследованию эксперты могут заглянуть внутрь картины и увидеть творческие поиски художника.

живопись

живопись

живопись



А также картина неизвестного художника с подписью.



Читайте также: