Как сделать экскурсию интересной
Сама идея повести 3-летнего ребенка в музей некоторым может показаться абсурдной. Разве такой кроха что-нибудь поймет? Тем не менее, при умелой организации родители вполне могут сделать экскурсию интересной для малыша, который сможет получить первые представления об искусстве, начать увлекательное знакомство с историей и многообразием окружающего мира.
Развеем весьма распространенное заблуждение о том, что музей - это скучно. Сегодня в большинстве музеев игра, театрализованные представления, праздники становятся основными формами работы с детьми.
При правильном подходе визит в музеи может превратиться в праздничное и незабываемое событие.
Если вашему малышу уже исполнилось три-четыре года, самое время провести выходные с пользой для всей семьи. Выберите подходящее время, когда ребенок хорошо себя чувствует и настроение у него радостное, и погружайтесь в неизведанный мир музейных коллекций.
С чего начать?
Какой бы музей вы ни выбрали для первого посещения, малыша необходимо подготовить. Прежде всего, нужно подробно объяснить ему, что такое музей вообще и что выставлено в залах музея, встреча с которым вам предстоит. Например, собираясь в зоологический музей, вы можете рассказать ребенку о повадках животных, о том, что они едят, как заботятся о потомстве. Можно перед походом в этот музей вместе с малышом вспомнить "Доктора Айболита" и предложить найти среди экспонатов всех вылеченных им зверей. Можно поиграть дома в художественный музей: подготовить вместе с ребенком экспозицию из открыток и репродукций, сделать паспарту из бумаги, подписи к картинкам. Затем предложите ребенку оформить его собственные рисунки и оборудуйте для них "зал современного искусства". Собираясь в музей, связанный с сельским хозяйством, можно рассказать малышу, как растут овощи, еще лучше - придумать сказочную историю, например, о приключениях зернышка, выбравшегося из колоска и отправившегося бродить по свету. Пофантазируйте вместе с ребенком, как зернышко и на элеваторе побывало, и на мельнице, и, в конце концов, стало вкусной булочкой. Включив воображение, можно подобным образом подготовить ребенка к посещению исторического, этнографического или технического музея.
Вспомните себя в детстве. Поделитесь с крохой своими воспоминаниями. Расскажите, что вы почувствовали, когда сами пришли в этот музей первый раз, что больше понравилось, хотелось ли вам прийти сюда опять. Ваша задача - максимально заинтересовать малыша, чтобы в будущем встреча с музеем ассоциировалось у него только с приятными эмоциями.
Для первого посещения лучше выбрать утро буднего дня, когда посетителей не так много и вашего малыша ничто не будет отвлекать от рассматривания экспонатов. Пусть наш совместный поход в музеи будет торжественно обставлен, а настроение будет приподнятым.
Экспозиция, на которую вы ведете ребенка, должна подходить ему по возрасту и быть интересной. Если тема, которую вы выбрали для просмотра, окажется скучной, малыш начнет капризничать. Не забывайте, что кроха быстро устает, легко отвлекается и не может усвоить сразу много информации. А чтобы вам не пришлось искать свое чадо среди экспонатов и извиняться за его поведение, ни на минуту не оставляйте его одного.
Не устраивайте маленькому ребенку экскурсий с экскурсоводом: его объяснения интересны детям постарше. Тщательно подготовившись к посещению музея, вы сможете заменить своему малышу самого лучшего экскурсовода.
Спокойно и коротко расскажите, как надо вести себя в музее. Старайтесь не пугать кроху длинными наставлениями. Объясните, что в большинстве музеев нельзя трогать экспонаты руками, так как их можно сломать или испачкать. Сообщите, что разговаривать в музее надо тихо, потому что крики и лишние эмоции могут помешать другим детям рассматривать экспозиции или слушать экскурсовода. Подайте пример своему малышу, покажите, как надо себя вести, - и постепенно даже самый эмоциональный ребенок станет спокойнее и внимательнее.
Следите за поведением малыша. Как только вы заметите, что прежнего интереса уже нет, постарайтесь побыстрее закончить экскурсию.
Какие музеи можно посетить?
Лучше всего начать с посещения музея живой природы. Ребенку близка и хорошо знакома эта тема. Он знает, как выглядят животные - герои сказок, и знакомство с настоящими представителями животного мира может заинтересовать его.
В картинной галерее покажите своему ребенку полотна, на которых изображены дети. Предоставьте малышу самому пофантазировать. Пусть он придумает детям имена, попробует представить, где как они живут. Попробуйте поиграть ребенком. Рассмотрите картины с изображением деревенских домиков, речки и лесной поляны. Затем попросите его отвернуться и вспомнить, что нарисовано на картине. Конечно, много он не запомнит, но вы можете помочь ему, задавая наводящие вопросы.
Одной из самых привлекательных экскурсий может стать посещение ботанического сада или музея сельского хозяйства. Ребята с удовольствием разглядывают диковинные растения в оранжереях, удивляются, каких цветов и размеров бывают привычные овощи и фрукты.
Посещение палеонтологического музея оставит и душе вашего малыша неизгладимый след. Ребенок увидит доисторические джунгли, огромных динозавров, семейство мамонтов, идущее на водопой.
Он сможет сравнить древних животных с увиденными ранее в зоопарке жирафами, слонами, крокодилами.
Возможно, малыш настолько заинтересуется увиденным, что вам придется регулярно расширять его представления о мире природы с помощью современных документальных фильмов, популярных детских энциклопедий и календарей.
В музее декоративно-прикладного искусства можно увидеть мебель, ткани, старинные костюмы, посуду - все, что на протяжении веков не только служило человеку в быту, но и украшало его жизнь. С детьми здесь проводятся занятия, ребенок может сам попробовать расписать матрешку или глиняную игрушку , спрясть нитку, слепить из глины барыню или птичку.
Маленьких любителей сказочных историй ждут музеи сказок. Их главные герои будут вашими спутниками на протяжении всей экскурсии. Они расскажут о себе множество интересных историй, загадают загадки и подарят маленьким победителям призы.
Если вы хотите пробудить интерес малыша к истории книги, вы можете сходить с ним в музей рукописной книги. Здесь дети с любопытством рассматривают древние фолианты, по которым учили первые буквы их прабабушки и прадедушки.
Среди самых первых игрушек любого малыша обязательно есть куклы. В них любят играть и девочки и мальчики, поэтому для первого знакомства с музеем неплохо выбрать музей кукол. Его посетители знакомятся с изделиями народных промыслов: лубяными, деревянными куклами, тряпичными петрушками, театральными куклами-марионетками и, конечно, величавыми фарфоровыми красавицами.
Стоит также посетить и музей боевой славы. Малыши с удовольствием будут рассматривать боевую технику, оружие и военные самолеты. Ни один мальчишка не упустит возможности оказаться внутри понравившейся машины, все посмотреть, повертеть и потрогать. Это настолько увлекательно, что даже девочки не останутся равнодушными.
Можно сводить ребенка в музей-усадьбу. Это и увлекательная экскурсия в прошлое, и приятная прогулка по приусадебному парку.
Возвращаясь с экскурсии, постарайтесь выяснить, что запомнилось малышу, вызвало у него особенный интерес. Не расстраивайтесь, если его реакция на увиденное будут не такой, как нам бы хотелось. Для того чтобы "переварить" новые впечатления, ребенку, как и взрослому, требуется время. В любом случае, ваш поход в музей будет не напрасным и, конечно, не последним.
Первый вопрос при планировании культурно-познавательного отдыха — быть гиду или не быть. С одной стороны, экскурсовод предлагает уже продуманный маршрут и дает некую гарантию, что никто не потеряется, а с другой, — справедливо требует за свои услуги деньги и ограничивает тур временными и территориальными рамками.
Достопримечательности без гида: под другим ракурсом
- Языковой барьер. За рубежом без знания языка вам придется искать альтернативные способы коммуникации с местными. Совсем без нее не обойдется.
- Отсутствие рассказчика. Толковый экскурсовод — это как выигрыш в лотерею, но в данном случае вы не участвуете в раздаче. На все вопросы будет отвечать Гугл.
- Свободное плавание. Пожалуй, самый глобальный пункт. В то время как у гида расписан план на весь день, у вас есть только интернет, карта и собственные ноги.
Альтернативы экскурсоводу и подготовка к прогулке
Когда сам себе хозяин, всегда приятно. Даже если этот статус сопряжен с ответственностью за планирование отдыха. Гид позволяет расслабиться и ни о чем не думать, но это не сравнится с чувством свободы и настоящим духом путешествия, витающим вокруг на протяжении всего тура. Они бесценны. Чтобы не попасть впросак и доказать самим себе, что вы и без проводника вполне состоявшийся турист, нужно лишь правильно подготовиться и учесть несколько важных нюансов.
- Заранее продумайте, какие достопримечательности и места хотите посетить. Посмотрите фотографии и отзывы, убедитесь, что графики работы совпадают с планами, и составьте подробный маршрут с таймингом, чтобы все успеть.
- Почитайте блоги путешественников либо посмотрите видеоотчеты на Ютубе. Оттуда вы сможете почерпнуть полезные советы конкретно для того города, в который направляетесь, узнать, куда стоит идти, а от чего лучше отказаться.
- Выбирайте удобную спортивную обувь. Это главное правило пешей экскурсии. Даже о небольших каблуках не может быть и речи. Если есть проблемы с положением стопы, обязательно используйте ортопедические стельки для обуви.
- Скачайте трэвел-приложения: путеводитель Triposo, офлайн-гиды Sygic Travel или Redigo, и, конечно же, Google Translate. С ними вы построите нужный маршрут, найдете хороший ресторан и сможете донести до официанта свои пожелания.
- Используйте аудиогид, чтобы сэкономить на экскурсоводах в музеях. Этот цифровой помощник не только озвучит информацию об экспонатах не хуже живого рассказчика, но и избавит от необходимости толпиться в группе туристов.
Для кого самостоятельная экскурсия не подходит
Вы знаете себя лучше, чем кто-либо другой, поэтому должны отдавать себе отчет в том, на что идете. Незнакомые города, да еще и с чужим языком, неподготовленного человека сбивают с толку. Для кого-то тяжело начать разговор с прохожим, а кто-то даже с картой плохо ориентируется на местности. Хорошенько проанализируйте свои коммуникативные навыки, степень находчивости и пространственной памяти, прежде чем оказаться посреди новых домов и лиц и в итоге не знать, что с этим делать.
Проведение экскурсии – очень сложный и трудоемкий процесс, требующий не только глубинных знаний в областях истории и культурологи, но и навыков владения риторикой и психологией.
Самый важный этап при подготовке экскурсии – составление ее плана.
Как правило, написание плана экскурсии состоит из двух этапов: разработки маршрута и написания текста экскурсии.
Разработка маршрута является первым, с чего необходимо начинать составление плана экскурсии. Если проведение экскурсии планируется в одном месте (дворце, музее и т.д.), продумайте схему движения группы по этому месту в соответствии с планом здания (или местности). Распишите, с какого места начнется экскурсия, сколько времени группа будет проводить возле каждого экспоната, сколько всего экскурсия будет идти по времени и во сколько она закончится.
Если планируется экскурсия по городу с посещением нескольких достопримечательностей, спланируйте также и маршрут экскурсионного автобуса, выработав оптимальную схему движения с учетом ситуации на дорогах.
Второй этап - написание текста экскурсии. В тексте не должно быть никаких разногласий с историческими фактами, поэтому при написании экскурсии делайте ссылки на те источники, откуда вы берете информацию. Ведь если какой-то слушатель не согласится с вами и попытается оспорить сказанное, вы всегда сможете сказать ему, откуда ваша информация и как ее проверить.
В то же время помните, что текст должен быть не только информативным, но и не скучным, удерживающим внимание слушателей.
Когда текст экскурсии будет написан, состыкуйте его по времени с маршрутом, чтобы ваш рассказ о каждом экспонате занимал ровно столько времени, сколько экскурсионная группа должна будет провести возле него.
Подземная Москва, Петербург вслепую и архитектурные квесты.
Экскурсии — это больше не скучные шатания от памятника к памятнику под монотонный голос гида. Новые экскурсии — это театр, приключения, спорт, шоу. Заново открыть для себя город теперь можно из-под земли, на бегу, вслепую или во время соревнования. Strelka Magazine рассказывает о шести экскурсионных проектах, каждый из которых позволяет по-новому взглянуть на городское пространство.
14 июля онлайн-школа городских предпринимателей Vector запускает курс о том, как стать независимым гидом . Курс состоит из пяти уроков, за которые студент научится составлять маршрут и правильно работать с источниками, узнает, как и где искать клиентов, а также сможет наладить сотрудничество с туристическими фирмами и образовательными учреждениями. В основу учебных материалов легли истории из личного опыта экскурсоводов и экскурсионных проектов со всей России. Советами поделились не только успешные гиды, но и владельцы сервисов бронирования, представители обучающих центров, которые готовят гидов к государственной аттестации, и сотрудники туристических фирм. Как говорит контент-менеджер курса Александра Бессонова, цель курса — не только научить составлению тура или подготовке бизнес-плана, но и популяризировать само явление, показать, что экскурсии меняют отношение к городу и привычным вещам.
Экскурсия-квест
Где проводится: Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Рига
«Наши соревнования — стопроцентный интерактив: рассказать о городе должна игра, а не экскурсовод. Формат может быть сбалансирован по-разному — в "Бегущем городе" есть несколько маршрутов, в которых разное соотношение науки, спорта и квеста. Зависит это от аудитории, от территории, которую нужно показать, и отчасти от тематики соревнования. Сейчас у нас два параллельных направления: "Бегущий город" как классический формат, объединяющий в себе много маршрутов и попадающий под старое определение соревнования по городскому ориентированию, и тематические городские игры. Классический формат не спеша развивается уже пятнадцать лет за пределами Москвы и Петербурга: в Екатеринбурге, Уфе, Даугавпилсе, Вроцлаве. А в городах постоянного присутствия мы делаем игры, в которых раскрываем какую-нибудь тему. Это уже больше площадка для экспериментов.
Классический формат построен на максимальной открытости: в нём участвуют и пешеходы, и бегуны, и велосипедисты, и ребята на джамперах и унициклах. В каждом случае получаются разные ритм, настроение, способ познакомиться с городом. Если мы хотим показать что-либо, мы рядом ставим контрольный пункт или выбираем какой-нибудь объект: трансформаторную подстанцию, лепнину под балконом или граффити — и просим считать оттуда какую-либо информацию. Сам по себе объект может быть не так ценен, ценно само окружение. Так что если мы посылаем человека к трансформаторной будке выписать несколько чисел, то понятно, что ценность не в этих четырёх цифрах, а во дворе вокруг. Далеко не всегда мы хотим показать здание, интересным может быть двор или целый район. Иногда же хочется продемонстрировать контраст: например, старые деревянные бараки, со всех сторон окружённые Новыми Черёмушками.
Беговые экскурсии
Где проводятся: Москва
«Желание создавать связанные с бегом прикладные проекты возникло несколько лет назад. Тогда я только научился комфортно пробегать более-менее длинные дистанции и поехал на зарубежные соревнования: полумарафоны в Амстердаме и Париже. И в том, и в другом городе я оказался впервые. Но во время забега узнать что-то о городе невозможно: видишь разные важные места, но на следующий день после финиша найти их можно только по карте. И, конечно, на бегу никто ничего не рассказывает. Как правило, на следующий же день приходится улетать, так что в итоге знакомство с городом выходит скомканным.
Особенным опытом для меня стал Петербург: однажды я приехал на поезде в семь утра, сдал багаж в камеру хранения и отправился бегать по улицам и переулкам. Мне не хватало человека, который мог бы параллельно рассказывать что-то важное, погружая в историю и атмосферу города. Идея зрела, но я долго не мог понять, с кем мог бы и хотел это делать. Пока не встретил представителя Центра авангарда Машу Фадееву на одной из экскурсий по району Ходынки. Тогда мы буквально сходу решили, что надо совместить наши увлечения в одном проекте.
Безусловно, хотелось бы говорить о доступности бега и физических нагрузок для каждого человека. Однако в реальности "порог входа" — комфортный старт — у всех разный. На наших мероприятиях человек должен быть готов двигаться быстрее, чем пешком, от 20 минут до часа. Если участник отстанет, он не сможет слушать экскурсовода, а если отстающих будет несколько, то сопровождающему трудно будет обеспечить им комфортное возвращение к старту. Всё это мы проговариваем на старте, следим за реакцией, иногда индивидуально обсуждаем с участниками их физические возможности. Критических или конфликтных ситуаций, как правило, не бывает: просто если кто-то не понимает формат, мы ещё раз на месте всё объясняем и даём время на принятие решения.
Экскурсии вслепую
Где проводятся: Санкт-Петербург
«Год назад мы познакомились в библиотеке для слепых и слабовидящих с Алексеем Орловым. Алексей незрячий с детства. По образованию он культуролог, увлекается звукорежиссурой, консультирует родителей незрячих детей, развивает свой проект по тифлопедагогике (наука о воспитании и об обучении лиц с нарушением зрения. — Прим. ред.). И уже тогда мы решили, что здорово было бы проводить экскурсии вслепую. Спустя год нашим планам суждено было сбыться.
Экскурсии под землёй
Где проводятся: Москва
Даниил Давыдов, организатор подземных экскурсий :
«Среди диггеров старшего поколения, я имею в виду, в частности, Вадима Михайлова, идея проложить экскурсионные тропы витала давно. Я лишь её реализовал. Начал с того, что проводил небольшие группы по коллекторам речки Неглинной. Но это было время от времени, я делал это больше ради собственного интереса. Иногда со мной связывались журналисты, мы снимали сюжеты под землёй, но всё это было несерьёзно. А потом в Москве открылась первая фирма, которая занималась продажей "приключений в подарок", они предложили мне сотрудничать.
Конечно, когда готовишь новую экскурсию, приходится долго готовиться. Есть архивы, библиотеки, прекрасные исторические книги и документы. Но самое главное, с опытом приходит понимание самого предмета, так же как у преподавателя вуза, который много лет занимается какой-то темой. Он тоже готовится к лекциям, но он владеет этой темой, поэтому при подготовке ему бывает важно уточнить лишь некоторые детали. Так же и у меня, тема всех моих экскурсий — искусственные подземные сооружения, а подробности — это только детали, которые с опытом становятся понятными и закономерными. Думаю, так в любом деле.
Маршрут проходит по коллекторной системе малых рек. Я привожу всё необходимое снаряжение: костюмы гидротекс, фонари, перчатки, каски. Мы идём на глубине 15 метров, поднимаемся на водопады, спускаемся по лесенкам. Человек попадает как будто в другое измерение, в мир другого восприятия реальности, практически на инопланетный корабль!
Экскурсии по Уралмашу
Где проводятся: Екатеринбург
Проект сильно зависит от пассажиров. На каждой точке люди включаются и тоже начинают говорить: интересно получается, когда половина пассажиров — гости района, а остальные — уралмашевские и им есть что добавить. Так у экскурсии появляется дополнительный слой. Изначально наш проект позиционировался как спектакль на колёсах, поставленный профессиональным драматургом. Этим занималась Полина Бородина (екатеринбургский драматург. — Прим. ред.), она написала на основе интервью десять историй, которые и легли в основу экскурсии. Эти новеллы в одну историю не связываются, но между собой, тем не менее, перекликаются. Мы хотели, чтобы у нас не было экскурсовода, вместо него должен был быть кондуктор, который объявляет остановки. Но людям всё-таки нужны комментарии, поэтому экскурсовод появился, он же и модерирует возникающий в процессе диалог.
Когда мы брали интервью, то шли по пути максимальной репрезентативности : это и суровые уралмашевские мужики-инженеры, и работники культуры, и спортсмены, и местные художники. Каждая история содержит конфликт, завязку, развязку — в общем, выстроена по законам драматургии. И через эти новеллы находят отражение феномены Уралмаша: его обособленность, наличие сильного комьюнити, ощущение больших возможностей — что в советское время, что в девяностые.
Экскурсия-спектакль
Где проводится: Москва
Фото: Remote Moscow
Фёдор Елютин, продюсер проекта Remote Moscow
«Remote — инверсивный театр, это жанр, в котором зрителю приходится двигаться в заданном (или не всегда) направлении. В нашем случае декорациями для спектакля становится город, а актёрами — все прохожие на улице. Для Москвы это достаточно новый и свежий жанр, но в мире этот приём давно используется. Все компании, которые занимаются этим, провозглашают смену формата, говорят, что зрители устали сидеть в кресле, что они хотят участвовать в действии. Такой жанр даёт эту возможность, поэтому он так актуален сегодня.
Конечно, маршрут всегда корректируется, потому что сюжет выверен до миллиметра. Город вообще всегда меняется, это живой организм. Хотелось бы, конечно, чтобы он был статичным, чтобы всё работало круглосуточно и так далее, но жизнь сама по себе не статична, поэтому приходится к этому относиться философски. Раньше приходилось переживать из-за таких ситуаций, когда из наушников участников говорят: "Поверните у шлагбаума", а шлагбаума уже нет. Или появляются новые пешеходные зоны. За этим не всегда уследишь.
Читайте также: