Как сделать экотропу

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 06.09.2024

WWF помог сотрудникам и студентам Костромского государственного университета овладеть методикой проектирования и создания экологических троп.

Обучающий семинар, посвященный теоретическим и практическим вопросам создания экологических троп, состоялся на базе научно-исследовательской лаборатории Устойчивости лесных экосистем Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Его слушателями стали сотрудники лаборатории, студенты и аспиранты факультета естествознания.

Об истории создания экологических троп, их целях и задачах, необходимости оценки рисков, методах работы с различными целевыми группами собравшимся рассказала заместитель руководителя Ассоциации экологически ответственных лесопромышленников (GFTN России), созданной при WWF, Елена Рай.

Проект второй тропы был разработан для лесозаготовителей. Основная ее цель – показать, как можно эффективно выполнять экологические требования добровольной лесной сертификации при лесопользовании. Внимание посетителей будет обращено на особенности лесовосстановления как результата различных способов хозяйствования. В качестве демонстрационных объектов на тропе подобраны контрастные участки вырубок и лесных культур разного возраста и условий произрастания, кусочки старовозрастных лесов, близких по составу и структуре к коренным южнотаежным лесам.

В статье представлен опыт реализации программы дополнительного образования естественнонаучной направленности, предметом которой является проектирование и создание экологической тропы на примере тропы в бассейне реки Секуа (Туапсинский район Краснодарского края).

Уникальность проекта заключается в реализации программы дополнительного образования, результатом которой станет реальный объект — экологическая тропа как пространство осуществления туристской, просветительской, образовательной и исследовательской деятельности.

Так начал зарождаться проект.


Уникальность нашего проекта состоит в следующем:

  • сама разработка, благоустройство, концепция дизайна и концепция содержательного наполнения разрабатывается студентами и педагогами нашего колледжа совместно;
  • использование экологической тропы предполагает включение детей и взрослых в решение исследовательских задач;
  • полифункциональность тропы (начиная с процесса проектирования и до использования тропы как результата проектирования) — это образовательный процесс для студентов нашего колледжа и для участников смен, которые станут разработчиками содержания как аншлагов (информационных стендов), так и раздаточных материалов, проводя небольшие исследования.

Представим содержание нашего проекта и основных его смысловых особенностей.

Экологическая тропа — это обустроенный прогулочно-познавательный маршрут, создаваемый с целью экологического просвещения и повышения экологической грамотности населения через установленные по маршруту информационные стенды и различные познавательные и инфраструктурные объекты [1, 9, 10].

Наш проект нацелен не только на создание благоустроенной экологической тропы, на которой можно будет реализовывать туристскую и просветительскую деятельность, но и на создание пула задач, которые направлены на вовлечение посетителей тропы в исследовательскую деятельность с разной степенью погружения (прикосновение — присмотреться, что-то заметить, чему-то удивиться; действие — что-то зафиксировать, выявить, понаблюдать; глубина — целенаправленно изучить, проанализировать, собирать мониторинговые данные и др.) [2, 3].

Таким образом, в программу-проект входят:

  1. Разработка дизайна тропы — аншлагов (так на экотропах называются информационные стенды) и иных объектов (малых архитектурных форм, а также стоянок (бивуаков) для туристов).
  2. Наполнение экологической тропы исследовательскими задачами и просветительской информацией для посетителей, а также реализация такого конструкта исследовательской деятельности, который позволит решать по ходу тропы разного уровня исследовательские задачи: от первого прикосновения (получение первичной информации) до реализации полноценных исследовательских работ.
  3. Разработка туристско-спортивного полигона для отработки технических и тактических навыков для передвижения по горному рельефу.
  1. Туристическая — пройти по тропе, познакомившись с ней и отметив варианты прохождения маршрутов.
  2. Дизайнерская — определить точки для размещения объектов малых архитектурных форм, разбивки туристских стоянок, разработать общий дизайн-концепт тропы.
  3. Исследовательская — создать общий концепт образовательного маршрута для решения разной глубины исследовательских задач, определить места расположения аншлагов, разработать несколько примеров аншлагов, проведя небольшие исследования. Предполагалось также, что в рамках данного выезда удастся разработать раздаточный материал для проведения небольших первичных исследовательских действий на тропе.

Туристическая часть проекта


Занятия по топографии

В результате занятий ребята получили следующие знания и умения, которые они впоследствии могли применить в двухдневном походе по экологической тропе:

При разработке экотропы мы преследовали цель создать маршруты, которые были бы интересны для различных групп пользователей. Дифференцированы эти маршруты в зависимости от протяженности и сложности рельефа, а также имеют общую верхнюю видовую точку — вершину 581 м. Маршруты были зафиксированы с помощью приложения Gaia GPS и в дальнейшем переложены на схему.

Были пройдены и описаны три основных маршрута с различными вариантами их прохождения и подходов к ним.

Протяженность самого длинного маршрута с подходом составляет 19.5 км. Набор высоты на максимально протяженном маршруте составляет 500 м.

У каждого разработанного маршрута свои задачи.



Схема разработанных маршрутов с высотным профилем

Пройдя маршрут, собрав необходимый материал, группа вернулась в лагерь и продолжила работу над проектом.

После похода уже были окончательно определены задачи групп.

Задачи дизайнерской группы:

  • разработка общего концепта дизайна тропы;
  • разработка дизайна стоянок (бивуаков);
  • разработка системы навигации по тропе;
  • макеты аншлагов по нескольким точкам.

Задачи исследовательской группы:

  • сбор материала для разработки общего концепта тропы с точки зрения образовательной деятельности;
  • определение точек для исследовательских действий разной степени погружения и проработки;
  • сбор материала для разработки примеров первых аншлагов;
  • разработка раздаточного материала на примере проведенного в полевых условиях небольшого исследования с применением мобильного оборудования.

В ходе двухдневного выхода ребята:

  • проложили маршрут, отметили и прописали точки, по которым в дальнейшем будет продолжаться работа как в дизайнерской части проекта, так и в исследовательской;
  • прописали маршруты, которых в результате похода стало три. Все они прорисованы и описаны;
  • при проходе группы по тропе ребята использовали программу Gaia GPS, которая позволяла записывать трек маршрута, делать пометки по каждой точке, а также делать фотографии, привязывая их к конкретной точке.

По возвращении из похода перед ребятами стояли следующие задачи:

  1. Прописать дизайн-концепт и проработать конструкт включения посетителей тропы в исследовательскую деятельность.
  2. Разработать концепт входной группы и стоянки.
  3. Разработать макеты аншлагов и системы навигации.
  4. Описать все точки проведения исследования, обозначив те сферы, которые наиболее интересны в конкретной точке.
  5. Разработать пример раздаточного материала для проведения исследования.

Условно мы разделили исследовательские задачи, которые могут быть в этой местности отработаны, на три сферы:


На тропе выделено три уровня погружения обучающихся в исследовательскую деятельность:

Пример такого аншлага и раздаточного материала был выполнен группой разработчиков нашего первого выезда:


Глубина — выход на более глубокие исследовательские работы или мониторинговая деятельность. Под этим уровнем подразумевается включение ребят в более сложную и длительную исследовательскую деятельность, для подготовки которой необходима работа не только на местности, но и с использованием первоисточников и специального лабораторного оборудования.

Разработанная технология проектирования экологической тропы с участием детско-взрослого коллектива имеет потенциал для тиражирования, может быть перенесена с определенной модификацией на любое другое место, представляющее интерес с точки зрения биоразнообразия, а также место, где в непосредственной близости есть потенциальные пользователи такого рода объекта.

В тоже время регулярно собираемые посетителями тропы данные могут превращаться в системные экологические мониторинги, развивая практику гражданской науки, включая в исследовательскую деятельность максимально широкий круг общественности.

Особо нам бы хотелось упомянуть первых разработчиков.

  • Абельцева Анастасия;
  • Ахмадеева Анна;
  • Алимова Анна;
  • Володькин Глеб;
  • Логинова-Цой София;
  • Митина Алина;
  • Никитин Иван;
  • Положенцев Антон;
  • Тюрина Мария;
  • Широкова Анна.
  • Обухов А.С.;
  • Можаева М.В.;
  • Трескова Т.В.;
  • Рытикова Н.А.;
  • Бунина К.А.;
  • Горбунова Е.С.;
  • Петрова А.А.;
  • Константинов С.А.


Иная миссия

Первые шесть участков тропы были построены еще в 2003 году. Сейчас протяженность построенных и реконструированных троп составляет более 500 километров. В начале организация ставила своей целью только создание туристических троп, но спустя 17 лет сменила свою миссию: сейчас это повышение экологической культуры общества для гармоничного взаимодействия человека и природы.

байкал

Фото: Большая Байкальская тропа

На все это требуются огромные человеческие и финансовые ресурсы. Только в последние два года ББТ живет стабильно благодаря президентским грантам. Когда писали заявку на первый грант, пошли ва-банк: заложили не только расходы на сам проект, но и на зарплату сотрудникам и другие насущные нужды, на которые обычно денег никто не дает. После этого появился штат постоянных сотрудников, так необходимых для качественной подготовки и проведения проектов.

Елена Чубакова помнит 1 августа 2017 года. Она заранее сказала коллегам, что если организация не получит президентский грант, то с сентября закроется, потому что тянуть огромный объем работ без устойчивого финансирования было уже невозможно. К счастью, грант дали. И на следующий год – тоже. Сейчас команда ББТ думает о том, чтобы уже с 2020 года стать финансово устойчивой. И при этом воплотить давнюю мечту – открыть своего рода ресурсный центр для всей России.

От волонтерства — до собственной методики

байкал

Фото: Большая Байкальская тропа

В 2018 году организация из межрегиональной превратилась в общероссийскую, чтобы можно было работать на территории всей страны. В нынешнем году запланировано проведение семинаров по передаче опыта: в Забайкальском крае, Новгородской, Архангельской и Костромской областях, Башкирии и Крыму.

В организацию обращаются и из других территорий Иркутской области, где хотят развивать туризм: из Свирска, Усть-Илимского и Черемховского районов и других.

байкал

Фото: Большая Байкальская тропа

Конкурентов практически нет: мало кто умеет строить экотропы правильно.

В российском законодательстве до сих пор нет национальных стандартов троп, поэтому в своей работе Ассоциация ББТ опирается на мировые стандарты, принятые во многих странах, в том числе в США. Организация выработала свои стандарты , которые помогают делать тропу безопасной и при этом максимально не вредить природе.

Построенные тропы надо обязательно обслуживать. Сотрудники ассоциации готовы консультировать законодателей по этому вопросу.

От человека с киркой — до бизнесмена

Сейчас в ББТ работают 15 сотрудников. Ассоциация готова оказывать платные услуги подведомственным Минприроды РФ национальным паркам и заповедникам. Тем более что создание инфраструктуры для экотуризма, в том числе в охраняемых территориях, предусмотрено российским законодательством. Из федерального бюджета на это выделяются средства. Такой постоянный государственный заказ помог бы организации не зависеть от грантов.

Однако, как говорит Елена Чубакова, пока у заповедных территорий нет возможности напрямую финансировать организацию из-за ФЗ-44 , где есть большая вероятность, что какое-нибудь ИП скинет стоимость в разы, и будет невозможно качественно сделать тропу.

При наличии устойчивого финансирования можно было бы организовать центры в разных населенных пунктах на побережье Байкала, чтобы обученные люди в теплое время года строили тропы и следили бы за их состоянием, а зимой занимались экологическим просвещением населения, учили детей, водили экскурсии.

байкал

Фото: Большая Байкальская тропа

Это уже не мечта, а цель. Потому что есть реальный план – найти участок в лесу под Иркутском в рекреационной зоне, чтобы построить ресурсный центр. Там могли бы вести круглогодичные образовательные программы для детей и взрослых по тропостроению, лидерству, развитию экологического туризма. Это близко и к Байкалу, и к Иркутску. Преподавать готовы волонтеры ББТ, которые стали учеными, экологами, педагогами, имеют свои образовательные центры и понимают всю важность комплексной работы.

Ассоциация ББТ также хочет сделать модельным самый востребованный маршрут длиной в 50 км от Листвянки до Большого Голоустного в Прибайкальском национальном парке. Там организация с 2004 года построила большинство участков, а сейчас идет обслуживание и, при необходимости, реконструкция тропы. Эта идея вписывается в новую миссию ББТ.

В современном мире экологическое воспитание и культура стало приоритетным направлением. Деятельность человека в природе часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия, так как мало уделяется внимание экологической культуре. Одним из апробированных и достаточно эффективных способов достижения намеченных целей является создание экологической тропы или сети экотроп. Создание экологической тропы способствует повышению экологической грамотности и культуры населения. В статье приведен материал по созданию экологической тропы в городе Тобольске. Маршруты экологической тропы проложены таким образом, что посетители не просто пройдут через участки живой нетронутой тайги, но и познакомятся с уникальными объектами живой природы, что формирует экологическую культуру и позволяет сохранить и рационально использовать природную территорию, отведенную под экотропу.


4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология: учебное пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 480 с.

6. Захлебный А.Н. На экологической тропе: опыт экологического воспитания. – М.: Знание, 1986. – 457 с.

7. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение, 1984. – 132 с.

8. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке // Биология в школе. – 2000. – № 6. – С. 12–14.

10. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 211 с.

11. Тропа в гармонии с природой: Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. – М.: Р. Валент, 2007. – 176 с.

12. Харченкова Е.А. Развитие творческой активности школьников в процессе создания экологической тропы // Биология в школе. – 1984. – № 4. – С. 69–72.

13. Чижова В.П., Петрова Е.Г., Рыбаков А.В. Экологическое образование (учебные тропы) // Общество и природа. – 2000. – С. 21–33.

Современный человек получает экологические знания в основном только из двух источников: из средств массовой информации и на уроках в школе. Но, к сожалению, этого недостаточно, чтобы научиться понимать природу, ценить ее богатства и красоту [1, 2, 3]. Формирование экологической культуры – важнейшая задача в настоящее время. Окружающая нас природа является доступным и неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития. Способствует формированию доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств любого человека [4, 5, 6].

Организация экологической тропы – одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Экотропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут, проходящий через различные природные объекты. Во время движения по экотропе посетители получают информацию об экосистемах, природных объектах, процессах и явлениях [7, 8, 9].

Во время движения по экологической тропе посетители получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экскурсия по экотропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, также является методом формирования нравственного отношения к ней. На экоторопе можно рассмотреть и изучить различные виды природных и антропогенных биогеоценозов, а также научные, исторические, культурные объекты и достопримечательности [10, 11, 12, 13].

Цель исследования – разработка форм и методов деятельности на экологической тропе, направленных на формирование экологической культуры, рациональное использование и сохранение природных ресурсов.

Материалы и методы исследования

При проектировании экологической тропы использовали стандартные методики [2]. В результате работы по созданию экологической тропы: проложены маршруты, обозначены остановочные станции, разработаны стенды и экскурсии. Маршруты экологических троп выбирались в зависимости от поставленной цели таким образом, чтобы в них были представлены участки естественной природной среды. Важным условием выбора места расположения экологической тропы является ее доступность для прохождения, привлекательность ландшафтов, ее информационная насыщенность.

Результаты исследования и их обсуждение

Город Тобольск расположен в подзоне южной тайги таежной зоны, примерно в 100 км к югу от границы южной и средней тайги. Такое расположение определяет все характерные особенности природной среды окрестностей Тобольска, как растительного покрова, так и животного населения, которые весьма разнообразны и богаты. Около села Верхние Аремзяны была создана экологическая тропа. Общая протяженность маршрутов экотропы составляет около 4 км. Они занимают площадь в 150 га.

Экологическая тропа состоит из трех маршрутов, каждый из которых проходит по разным типам лесов, встречающихся на рассматриваемой территории. Отправной точкой всех маршрутов является входная группа, оформленная в виде ворот с размещенными информационными стендами. Именно здесь посетители получают общую информацию о форме и длине маршрута, об основных природных и культурных достопримечательностях и правилах поведения на тропе. Рядом с входной группой сооружена мониторинговая площадка в форме беседки, на которой размещены информационные стенды, посвященные экологическому мониторингу на экотропе. На базе мониторинговой площадки проходят экспресс-анализы для экскурсантов на наличие загрязняющих веществ в почве, воде и атмосферном воздухе. Химические анализы в большей своей части проводятся в присутствии посетителей экотропы. Визуальная оценка состояния воды (снега) позволяет получить данные об её (его) состоянии: цвет, наличие запаха, количество взвешенных веществ, наличие масляной пленки на поверхности. Качественные реакции на исследование состава воды различного происхождения позволяют выявить наличие таких химических соединений, как хлориды, сульфаты, железо, аммиак, свинец, медь, фенол, непредельные углеводороды. С помощью набора для экспресс-анализа воды можно определить в ней водородный показатель рН, окисляемость перманганатную, жесткость, марганец, нитраты, нитриты. Все это позволит убедить экскурсантов в экологичности данной территории.

Разработан паспорт экологической тропы. Паспорт экотропы – документ, содержащий описание экотропы: название, год закладки, протяженность, описание маршрутов, режим использования, допустимая нагрузка, необходимые мероприятия по уходу за экологической тропой.

В ходе организованных экскурсий пояснения дает экскурсовод. Он предлагает посетителям необходимые сведения о природных и других достопримечательностях экотропы, поясняет им правила поведения на ее отдельных объектах и контролирует соблюдение этих правил. Информацию также можно увидеть на информационных стендах, которые устанавливаются на остановочных станциях и других участках маршрута. На стендах размещается лаконичный текст с рисунками или фотографиями.

Для информационного насыщения тропы требуются проектные материалы, предлагающие оптимальное решение для организации экологического просвещения на экотропе. В рамках проекта создания экологической тропы в городе Тобольске были разработаны малые архитектурные формы. Основной материал изделий – обработанная древесина. Все изделия разработаны в единой стилистике.

В соответствии с общей концепцией экологической тропы названия маршрутов отражают целевую направленность данного проекта.

На маршруте организовано семь остановочных станций, оснащенных комплексами информационных стендов по следующим группам: растения-индикаторы окружающей среды, лишайники, насекомые, почвенные микроартроподы и животные экотропы. Маршрут используется для проведения обзорных сезонных экскурсий (табл. 1).

Читайте также: