Как сделать эффекты на микшере

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 29.08.2024

Допустим у нас есть два источника звука, которые нужно обработать различными и идентичными эффектами. Идея использования эффектов посыла и разрыва заключается в том что процессоры звука могут быть использованы как персонально для обработки одного конкретного инструмента, так и сразу нескольких. Давайте посмотрим как это выглядит на практике.

Эффекты разрыва ( insert effects) предназначены для обработки одного определённого источника звука (или канала микшера).

На изображении мы видим два синтезатора звука, каждый из которых подключён к двум собственным эффектам разрыва. При этом в качестве эффекта разрыва может выступать любой процессор звука: ревербератор, компрессор, эквалайзер, хорус и.т.д. Идея заключается в том что он обрабатывает сигнал независимо, поступающий от определённого синтезатора/источника звука или же на определённый канал микшера.

Эффекты посыла (send effects) предназначены для одновременной обработки сразу нескольких инструментов.

Эффекты посыла( send effects) предназначены для одновременной обработки сразу нескольких дорожек. При этом входящий сигнал с дорожки 1 возвращяется на дорожку1, входящий сигнал с дорожки 2 возващается на дорожку 2. В роли эффекта посыла может также может выступать любой процессор звука. Идея заключается в одновременной обработке нескольких источников звука одним процессором звука.

Какой из вариантов лучше ? Искользование эффектов посыла уменьшает нагрузку на процессор вашего компьютера, так как осуществляется в два (и более) раза меньше работы, необходимой для обработки звука. С другой стороны, при использовании эффектов разрыва Вы можете выставлять независимые параметры обработки звука.

В моей любимой программе Jeskolla Buzz Вы можете подсоединять генераторы к эффектам, эффекты к эффектам — так как Вам вздумается, лишь бы не было замкнутых цепей. В виртуальных студиях, стремящихся имитировать аналоговые устройства, коммутация осуществляется в основном через микшер. Эффекты посыла и разрыва находятся на каждой дорожке микшера. Выглядит это примерно так:

Чаще всего проблемы возникают из-за непонимания разницы между подключениями через AUX и Insert. Я уже публиковал статью про процессоры эффектов, где вскользь затрагивал эту тему, но теперь решил рассказать о подключениях подробнее в отдельной статье.

Основные отличия подключения обработки через AUX и Insert:

  • Подключение через AUX (посыл-возврат) создает копию сигнала и подмешивает его к исходному, а подключение через Insert (разрыв) изменяет исходный сигнал.
  • При работе через AUX возможна регулировка баланса чистого и обработанного сигналов, а в случае с Insert – нет, на пульт возвращается только обработанный сигнал.
  • Через AUX можно обработать любое количество звуков в разных пропорциях (один звук обработан сильнее, другой меньше). Через Insert обрабатывается только та дорожка, на которой задействован прибор. Обрабатывать через разрыв сразу несколько дорожек можно только при наличии подгрупп, однако даже в этом случае нет возможности регулировать обработку каждого звука индивидуально.
  • Через AUX обычно подключаются приборы пространственной обработки (ревербераторы, дилеи) и модуляционные эффекты (хорусы и так далее), а через Insert – динамическая и спектральная обработка (компрессоры, лимитеры, эквалайзеры). Естественно, возможны исключения.
  • На AUX сигнал обычно отправляется в моно, а возвращается в стерео (кроме монофонических дилеев и тру-стерео ревербераторов), а в Insert при обработке монофоническим процессором посылается сигнал в моно, а при обработке стереофоническим – посылаются оба канала.

Подключение обработки через AUX

Рассмотрим, каким образом организуются посылы (Send) и возвраты (Return) при включении в систему процессоров обработки через шину AUX.

Подключение к микшерному пульту

На пульте обычно есть разъемы посылов (Send) и возвратов (Return), которые вместе образуют шину AUX. С ее помощью сигнал сначала дублируется для посыла на эффект, а затем, уже обработанный, возвращается в микс. Выходные разъемы пульта (AUX Send) соединяются с входными разъемами обработки (In), а выходы обработки (Out) — с входами пульта (AUX Return). При соединении разъемов обязательно соблюдайте согласование разъемов баланс/небаланс.

На каждой линейке пульта есть ручки посылов на каждый аукс. По каналу Send сигнал идет на AUX, а обработанный сигнал возвращается на пульт по каналу Return. В студии с помощью ауксов с любой дорожки можно послать сигнал в нужном количестве на нужный процессор эффектов.

auxes_1

Количество ауксов на разных пультах может быть различным. Чем больше у пульта посылов, тем больше разной обработки можно применить к каждому звуку. Если посылов четыре — мы получаем четыре копии основного сигнала. С каждой линейки пульта звуки можно направлять с разными уровнями в один и тот же посыл. Все они смешиваются и единым потоком попадают в процессор эффектов.

Чем круче вы повернете ручку посыла на линейке, тем сильнее звук с нее поступит на обработку. Сильно разогнанный посыл изменяет соотношение чистого и обработанного сигналов (Dry/Wet) в сторону обработанного. В случае с реверберацией звук с большим уровнем посыла будет сидеть глубже, дальше в миксе. В случае с линиями задержки чрезмерно разогнанный посыл приведет к тому, что повторения звука будут звучать громче, чем исходный сигнал.

При подключении обработки к пульту соблюдайте очередность соединений посылов и возвратов: если с первого посыла звук идет на ревербератор, то выходы ревербератора подключаются к первой паре возвратов.

Обычно сигнал посылается на обработку в режиме моно, а возвращается в стерео. Это нормально, ведь в жизни любой звук исходит из одной точки, а уже затем к нему подмешиваются отражения, создающие пространственный эффект. Подробнее об этом говорилось в статье Моно или стерео.

Соединив все приборы с пультом, нужно активировать ауксы, повернув ручки AUX в мастер-секции до нужного уровня. Если на пульте четыре посыла, то и ручек будет четыре. Также нужно включить возвраты, активировав их каналы на пульте. При затруднениях обращайтесь к инструкции пульта.

auxes_2_800

Шины AUX могут работать в режимах пре-фейдер (Pre-Fader) и пост-фейдер (Post-Fader). В режиме Pre звук на обработку забирается до фейдера, уровень громкости на канале не влияет на количество этого сигнала в процессоре. В режиме Post при изменении громкости фейдером на канале громкость посыла на процессор также будет изменяться.

Пример подключения. Допустим, в нашем проекте на 12-й канал пульта направлена вокальная дорожка и нам требуется обработать ее ревербератором, который будет подключен к AUX1.

  • Подключить первый разъем в секции Sends пульта к входу L ревербератора.
  • Подключить выходы L и R ревербератора к первой паре возвратов в секции разъемов Returns.
  • Включить процессор эффектов и выбрать нужную программу.
  • Поднять уровень первого посыла на пульте с помощью соответствующей ручки в мастер-секции.
  • Активировать на пульте оба канала первого возврата.
  • На 12-м канале повернуть по часовой стрелке ручку Aux1, отправив копию сигнала в процессор.
  • Отрегулировать чувствительность входа процессора (input).

Теперь на пульте голос звучит дважды — чистый сигнал на 12-м канале и обработанный сигнал в первой паре возвратов. Точно как в случае с точечным источником в комнате и отражениями от поверхностей.

Подключение к цифровой системе записи

auxes_3

Этот принцип подключения и работы сохраняется и в цифровой среде, однако технически он реализуется несколько иначе. Здесь в роли пульта выступает аудиосеквенсор. Чтобы иметь возможность использовать обработку прямо из проекта, входы и выходы процессоров должны быть соединены с системой записи через аудиоинтерфейс.

Аудиоинтерфейс — это набор входов и выходов звуковой карты или аппаратно-программного комплекса (АПК). В случае с АПК интерфейсы обычно представлены отдельными приборами, и их количество можно менять в зависимости от потребностей музыканта. На звуковых картах входы и выходы чаще всего встроенные.

Для каждого прибора обработки нужно задействовать один выход из интерфейса (посыл) и два входа в него (возврат в стерео). Если вы имеете по 8 аналоговых входов и выходов, то первые два из них обычно задействованы для мониторинга. Оставшиеся шесть можно использовать как посылы. Но поскольку на возврат мы можем завести только 8 каналов, это ограничивает нас четырьмя приборами обработки (4 стерео).

Соединяем выходы 3–6 системы записи с входами обработки, а выходы обработки с входами системы записи. Должно получиться примерно как на приведенном выше рисунке.

auxes_4

Аппаратная часть готова, осталось настроить программную. В разных секвенсорах настройки маршрутизации могут различаться, но главное понять основной принцип.

Например, в АПК ProTools настройка производится в меню I/O Setup. В закладке Output создаются четыре монопосыла (Path). На каждый из них в матрице указывается соответствующий физический выход с 3 по 6. Желательно каждый посыл подписать, чтобы не было путаницы. Обозначьте их названиями процессоров — например, Lexicon, Symetrix, Alesis, Yamaha.

АКАДЕМИЯ МЮЗИКМЕЙКЕРА

Алексей Данилов. Академия Мюзикмейкера

Книга А. Данилова о создании музыки

Создаете студию или занимаетесь творчеством дома? Желаете узнать больше, но опасаетесь шаблонов? Все ответы на вопросы, которые я сам когда-то искал, собраны здесь!

  • Подготовка помещения
  • Подбор оборудования
  • Музыкальное производство
  • Современная гармония
  • Музыкальная форма
  • Развитие слуха

В закладке Input создаются четыре стереовозврата, на каждый — по две ячейки матрицы. Присвойте им соответствующие приборам имена.

В основном рабочем поле необходимо создать четыре дорожки AUX Input. Это виртуальные ауксы пульта. На них будет приходить сигнал с процессоров в стерео, поэтому они должны быть стерео.

Выход из AUX Input должен идти на мастер-шину, то есть туда, куда направляется весь микс. Если все настройки и соединения верны, можно услышать сигнал, поступающий с каждого прибора обработки.

Но обработка не начнет звучать, пока вы не отправите на нее звуки с дорожек секвенсора с помощью виртуальных посылов. Для доступа к посылам активируйте Sends View в верхнем левом углу рабочего поля. На каналах появится поле Sends с ячейками. Выбирайте верхнюю ячейку и в выпадающем меню Interface указывайте посыл на нужный прибор (например, в первой ячейке выберите посыл Lexicon, созданный ранее в I/O Setup). Появится виртуальный ползунок, с помощью которого можно регулировать уровень посыла с этой дорожки на этот процессор. Этот ползунок — виртуальная копия ручек Aux на каналах пульта.

Необходимо согласовать уровни посыла с чувствительностью входа процессоров при помощи ручки Input Gain на приборе обработки. Уровень возвратов можно изменять ручкой громкости процессора или изменением уровня громкости на соответствующем канале AUX Input.

В других секвенсорах (Cubase, Nuendo, Logic и т.д.) принципы маршрутизации идентичны. Главное понять логику: сначала коммутируем систему с обработкой, затем назначаем маршрутизацию в настройках, а потом уже посылаем звук на ауксы из рабочего окна.

Подключение обработки через Insert

В отличие от приборов пространственной обработки и модуляции, которые подключаются через AUX, динамическая обработка включается в Insert (разрыв цепи). Обработанный компрессором или эквалайзером сигнал невозможно отделить от исходного, он не подмешивается в микс, а изменяет исходник.

Соединение через разрыв похоже на то, как гитаристы включают гитарные педали цепочкой между самой гитарой и комбиком: без разрыва шнур включается из гитары напрямую в комбик, а с разрывом — он сначала ведет к педали, а из педали уже в комбик. Таким образом педаль выполняет роль инсерт-обработки, которая во включенном состоянии уже не может быть отделена от гитарного звука.

Динамическая обработка может быть подключена в разрыв канала, подгруппы или мастер-секции.

Инсерт на линейке пульта или DAW

При подключении через аудиоинтерфейс звуковой карты маршрутизация простая: выход карты на вход компрессора, выход компрессора на вход карты, остальные настройки производятся программно.

insert_2

Пульты более высокой ценовой категории могут иметь раздельные посыл и возврат инсертов. На самых дорогих пультах они балансные, но встречаются и небалансные раздельные разъемы (TS, RCA).

Особенностью разъемов Insert является наличие нормализации: в подключенном состоянии сигнал проходит через компрессор или другой прибор в разрыве, но если джек вынуть из него, то происходит замыкание цепи, и она работает в штатном режиме без разрыва.

Групповая обработка через инсерт подгруппы

insert_3

Чтобы с помощью одного динамического процессора обработать сразу несколько звуков, применяется обработка через подгруппу. В зависимости от конфигурации, аналоговый (или цифровой) пульт может иметь разное их количество (или вообще их не иметь). Подгруппы дублируют звуки с линеек, сигнал на них отсылается с каждой линейки пульта.

Подгруппы имеют свои разъемы Insert, так что все инструменты, отправленные на одну из них, могут быть обработаны одним общим компрессором или эквалайзером. Для адекватности обработки отправляйте в подгруппу однородные по характеру звуки.

Подгруппы обычно двухканальные. Это нужно для сохранения панорамы звуков с линеек. Поскольку каналов два, в групповом инсерте используется или двухканальный прибор, или пара одноканальных.

Можно оставить звуки только в подгруппе, выключив основную линейку пульта из микса (кнопка Mix). Можно продублировать звуки, смешав сигнал на линейке с обработанным сигналом.

В цифровой среде подгруппы организуются средствами внутренней маршрутизации через шину (Bus). Логика организации подгрупп сохраняется: звук с канала дублируется на отдельную шину, где подвергается обработке и добавляется в микс.

Инсерт в мастер-секции

Инсерты в мастер-секции дают возможность применения динамической обработки на всем миксе. Обычно это бывает нужно для мастеринга, осуществляемого сразу после сведения на том же пульте.

В этой ситуации многие звукорежиссеры допускают распространенную ошибку, включая приборы в инсерт мастер-секции еще до завершения сведения, в процессе работы. Почему так делать не нужно – я расскажу в одной из ближайших публикаций.

© Алексей Данилов Иллюстрации: А. Рублевский Фото: А. Селищев При перепечатывании ссылка на источник обязательна

Хотите получать новые статьи
прямо на почту?

Подпишитесь на обновления блога А. Данилова


Если требуется записывать или смешивать сигналы от нескольких различных источников, обойтись без микшера (микшерного пульта) очень трудно.
В FL Studio тоже есть свой микшер, реализованный программным способом. Вообще, микшеры современных виртуальных студий по своим возможностям, да и по дизайну, очень напоминают настоящие аппаратные микшеры.

Поэтому есть смысл познакомиться со структурой типичного аппаратного микшера, а также с назначением его основных элементов.

Структура типичного микшера

Микшер позволяет решать несколько задач, среди них:

  • микширование (смешивание) в заданных пропорциях сигналов, поступающих от различных источников;
  • согласование уровня сигнала источника с чувствительностью и динамическим диапазоном устройства записи, обработки, усиления;
  • измерение уровня выходного микса сигналов, а в ряде ситуаций и канальных сигналов;
  • оперативное регулирование уровня сигналов;
  • эквализация (корректирование частотных характеристик сигналов);
  • направление сигналов на внешние устройства динамической обработки и эффект-процессоры, регулирование уровней сигналов, посылаемых на эти устройства и возвращаемых с них;
  • коммутация сигналов;
  • переключение фазы канального сигнала;
  • формирование микса, направляемого на контрольные мониторы или в на-ушники исполнителей;
  • заглушение (мьютирование) отдельных каналов и переключение их в режим solo.


Внешний вид типичного микшера

Микшер FL Studio


Нажмите клавишу или кнопку (View mixer) на панели Shortcut, чтобы открыть окно Mixer. Окно Mixer можно условно разделить на две части. В верхней части отображаются модули, расположенные вертикально:

  • мастер-модуль М;
  • модули FX микшера;
  • модули S для подключения эффектов параллельного действия (в режиме посыла).

Вообще, в разговоре об обычных аппаратных микшерах принято употреблять слово “каналы”. Например, говорят “24-канальный микшер”, “канальный модуль “. Однако применительно к FL Studio мы уже задействовали термин “канал”. Каналы FL Studio и каналы микшера FL Studio — это разные вещи, разные объекты программы. Чтобы избежать путаницы, мы будем продолжать называть каналы FL Studio каналами, а каналы микшера FL Studio будем называть модулями FX микшера.

В микшере FL Studio насчитывается 64 модуля FX, но одновременно могут отображаться только 16 модулей. Для выбора банков модулей FX 1 — FX 16, FX17 — FX32, FX33 — FX48, FX 49 — FX 64 предназначены соответственно кнопки А, В, С, D, расположенные в заголовке окна Mixer. Быстро выбрать нужный модуль в банке можно с помощью клавиш и . Переключаться между банками модулей FX можно с помощью клавиш и .

В нижней части окна Mixer расположены органы управления, относящиеся к выбранному в данный момент модулю микшера:

  • 1, 2, …, 8 — слоты для подключения эффектов последовательного дейст-вия (в режиме вставки);
  • EQUALIZER — эквалайзер;
  • AMP — регулировка громкости и панорамы;
  • SEND — регулировки уровней сигналов, посылаемых на обработку эффектами параллельного действия. Группа SEND доступна только для линеек FX.

Микшер FL Studio имеет особенность. В отличие от традиционных аппаратных микшеров, основным назначением данного виртуального микшера является применение эффектов последовательного и параллельного действия. Кстати, в предыдущих версиях Fruity Loops вместо окна Mixer было окно Effects. Дело в том, что микширование сигналов разных каналов может выполняться и без использования окна Mixer. По умолчанию сигналы всех каналов суммируются, не доходя до микшера, и поступают в мастер-модуль М микшера, минуя модули FX. А регулировать панораму и громкость можно, изменяя соответствующие параметры каналов, — ведь управлять панорамой и громкостью можно средствами окна пошагового секвенсора.

Но если вы захотите обрабатывать разные каналы разными наборами эффектов, то в этом случае без окна Mixer не обойтись.

Продолжая создавать композицию-пример, мы поставили перед собою следующую задачу:

  • обработать канал Kick компрессором и применить эффект Delay (дилэй, задержка);
  • обработать каналы HiHat и Snare фильтром и применить эффект дилэй; применить к каналу Triangle 303 эффект Chorus (хорус).

Какой в этом смысл? Эксперимент, поиск уникального звучания, просто пример применения эффектов.

Направление сигналов каналов различным модулям микшера

Итак, сигналы от всех каналов FL Studio по умолчанию поступают в мастер-модуль М микшера. Нам предстоит “развести ” сигналы перечисленных каналов по разным модулям микшера. Начнем с канала Kick. Нажатием соответствующей кнопки в окне пошагового секвенсора (рис. 2.18, а) откроем окно Channel settings с настройками канала Kick (рис. 2.18, б).


Рис. 2.18, а. Назначение канала модулю микшера


Рис. 2.18, б. Назначение канала модулю микшера

В правом верхнем углу данного окна расположено поле FX. По умолчанию в этом поле установлено значение –, что означает направление сигнала данного канала в мастер-модуль М микшера. Установим в поле FX значение 1, направив тем самым сигнал канала модулю FX 1 микшера.

Аналогичным способом мы направили сигналы каналов HiHat и Snare в модуль FX 3 микшера, а сигнал канала Triangle 303 — в модуль FX 2. Тот факт, что сигналы двух каналов направлены в один модуль микшера (фактически они суммируются до поступления в микшер), еще раз подтверждает необычность программного микшера FL Studio по сравнению с любым аппаратным микшером. В принципе, в любой модуль микшера FL Studio могут направляться сигналы каких угодно каналов.

Подключение плагинов в режиме вставки (применение эффектов последовательного действия)

Откроем окно Mixer (микшер) нажатием клавиши и выберем модуль FX 1, щелкнув на его названии. Щелкнем на кнопку, расположенной в левой части первого слота FX slot 1.


Откроется меню слота. Выберем с помощью данного меню плагин компрессора: Select > Fruity Compressor.


В результате откроется окно плагина Fruity Compressor, а в слоте появится поле с его названием.


А пока закроем окно Fruity Compressor и научимся с помощью меню слота выбирать пресеты с различными настройками плагина.

В случае необходимости окно плагина можно будет открыть щелчком на его названии в слоте.

Подключение плагинов в режиме посыла (применение эффектов параллельного действия)

Такие эффекты, как дилэй, принято применять в качестве эффектов парал-лельного действия. Выберем модуль S 1, соответствующий шине Aux типичного аппаратного микшера, и подключим к нему в режиме вставки эффект Fruity Delay 2.


Данный эффект в дальнейшем будет использоваться в качестве эффекта последовательного действия. С других модулей микшера сигнал будет посылаться на модуль S 1, обрабатываться подключенными

к данному модулю плагинами и возвращаться в общий микс. При такой технике применения эффектов на выходе плагинов должен присутствовать только обработанный (Wet) сигнал. Присутствие исходного необработанного (Dry) сигнала на выходе процессора эффектов, подключенного к шине Send любого микшера, является нежелательным. Поэтому на панели эффекта Fruity Delay 2 мы повернули регулятор DRY в крайнее левое положение.
Теперь на выходе плагина будет присутствовать только обработанный (в данном случае — задержанный) сигнал.

С помощью эквалайзера EQUALIZER модуля S 1 внесем некую тембральную окраску в звучание задержанного плагином Fruity Delay 2 сигнала — подавим низкие частоты и поднимем средние.


Теперь вернемся к модулю FX 1 и отрегулируем уровень посылаемого на S 1 сигнала “по вкусу”.


По приведенной выше методике мы обработали каналы HiHat, Snare и Triangle 303 различными эффектами. Несколько простых эффектов, а как изменилось звучание!

Эффекты и трюки между переходами

По мере того, как будет расти твое мастерство, ты будешь замечать, что сведение и связанные с ним приготовления занимают не так уж и много твоего времени за вертушками. Основную часть сета тебе придется слушать треки вместе с танцполом. Сегодня я расскажу, как пара незамысловатых трюков в правильных местах композиции помогут тебе наладить лучший контакт с аудиторией и заодно создать впечатление, что тебе не зря платят деньги.

Предупреждение: Как и все в этой жизни, трюки и эффекты хороши в меру. Используй их в каждой композиции по нескольку раз – и ты до смерти надоешь танцполу своим выпендрежем. Обратись к ним пару раз за вечер, но в действительно нужных местах – и гости будут визжать от восторга. Не злоупотребляй.

Еще одно правило: при работе с эффектами одевай наушники или включай мониторы. Дело в том, что звук танцпола доходит до тебя с задержкой, которой как раз достаточно, чтобы нарушить тонкую привязку твоих манипуляций ко временным точкам трека.

Готов? Читай дальше:

Трюки с использованием фейдера канала

Использование фейдера позволяет создавать не слишком разнообразные, но по-своему интересные эффекты. Работа с ползунком канала при этом сводится к его закрытию в стратегические моменты или попеременным движениям туда-сюда. Вот что я имею в виду:

Прерывание звука. Быстро двигая фейдер вверх-вниз между положениями 100% и 70% (приблизительно), ты можешь добиться эффекта прерывающегося звука. Этот эффект лучше всего звучит в участках композиции, где нет бочки:

В этом отрывке прерывание звука звучит где-то с 6-й по 17-ю секунду. Кстати, ты можешь контролировать амплитуду движений ползунка с помощью пальца второй руки, прижатого к полосе движения фейдера.

Подпевание танцпола. Этот трюк позаимствован у эстрадных исполнителей и сродни направлению микрофона в сторону зала, который подпевает артисту. Когда ты играешь трек с вокальным хуком, слова и мелодию которого все знают, можешь добавить интерактива. На время хука (обычно пара тактов), полностью или частично закрой фейдер, чтобы дать возможность танцполу услышать собственное пение. Конечно, аудитория должна быть достаточно большой, чтобы этот эффект по-настоящему сработал.

Эффекты с использованием эквалайзера

Эквалайзер дает большую свободу творчества хотя бы тем, что позволяет управлять звуком в трех плоскостях вместо одной. Вот несколько отправных точек для твоих дальнейших экспериментов:

Убирание низких. Отсутствие бочки и басовой линии создает вакуум на танцполе и держит его в напряженном ожидании их возвращения. Поэтому, как и фейдер, регулятор низких частот можно использовать для акцентирования кульминации трека, убирая басы на последний бит предшествующего квадрата и возвращая их под первый бит нового. Кроме того, в отличие от фейдера канала, убирать низкие можно и на большие промежутки времени – например, на несколько тактов перед кульминацией.

Наконец, с низкими частотами можно играть и для имитации эффекта подпевания, когда басы убираются под яркий хук трека. Это работает потому, что именно басы делают наибольший вклад в общую громкость композиции:

Добавление высоких. Этот прием схож с убиранием низких и средних частот и создает неспокойный, почти болезненный звук. Добавление высоких хорошо работает в сочетании с убиранием басов перед кульминацией трека:

Читайте также: