Как сделать цветопробу для печати

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 09.09.2024

Обращаюсь ко всем верстальщикам, работникам полиграфии, специалистам по созданию цветопроб и т.д. Я делаю несколько проектов в год, обычно на Иллюстраторе, т.к. пока только в нем и могу работать. И практически перед каждой печатью создаю цветопробу в формате А3. За все время я научился делать ее по-свойски. Возможно, это нормально и верстальщик верстальщику рознь, типограф типографу рознь и у всех свое понимание, как и что делать. Но, может и не так и существует общее понимание.

Как говорит типография, куда сдаются все проекты и цветопробы, что все цветопроба делается долго, а по их меркам можно было бы гораздо быстрее, в особенности, если цветопробу делать в Индизайне. Цитирую слова типографии:

Если бы я делал цветопробу из подобных "запчастей", то использовал бы при монтаже Индизайн, а не Иллюстратор. И вставлял бы туда PDF. Работы
минут на 10-15, если все части заранее известны.
В Иллюстраторе это может занять больше времени, т.к. нужно отрезать/маскировать лишнее. Это дольше, но что там делать несколько часов не знаю.

Я бы для начала хотел бы сказать вот, что. Типография пишет, что если "все части заранее известны. " Но, заранее все куски, их точные размеры и положения на макете цветопробы заранее известны никак не могут. Известно примерное понимание, какие куски с каких макетов нужно точно разместить на цветопробе. Но, цветопробу нужно делать так, или как требует начальство, чтобы практически не было "белых" или "пустых" частей на цветопробе. В финале цветопробы нужен макет, где все точно подогнано, чтобы все уместилось и не было пустот.

Поэтому я не могу понять типографию, когда она говорит, что куски заранее известны. По крайне мере в моем понимании, изначально куски заранее неизвестны, поскольку не учитываются множество нюансов, которые скрываются за этой общей фразой. И на это уходит много времени. Не сдавать же цветопробу, которая сделана быстро, но "тяп-ляп".

На втором этапе, который может занимать час или полтора, поскольку макет цветопробы делается в Иллюстраторе, нужно все маскировать и обрезать. А точнее, в моем представлении и, как я всегда делаю, делается следующее. Изначально брался кусок макета и маскировался полностью вместе с картинками и текстом, и вставлялся в цветопробробу. И таким образом по каждому куску. Весь текст в цветопробе преобразуется в кривые и все векторные элементы с обводкой разбираются так, что не было обводки. Далее, нужно отделить векторные элементы (или группы векторных элементов) от картинок, чтобы сделать обрезку векторных элементов по форме данного куска. После этой процедуры автоматически добавляются пустые контуры по форме векторных элементов, а иногда и копии слоев под ними, которые я обычно удаляю, т.к. это лишние слои. И такая обрезка делается по каждому куску отдельно. Вместе сделать для всех кусов сразу такой возможности нет, т.к. форма и положение каждого куска разные. Ранее, далее я еще обрезал сами картинки (фоны) по форме куска, чтобы не делать обтравочной маски, т.к. такая возможность появилась в версии Иллюстратора CC. Но, позже я этот пункт не стал делать и цветопроба в итоге получалась нормальной без каких-либо накладываний, скрытых под обтравочной маской.

Кодгда-то, ранее, был еще третий этап. Когда все картинки (фоны) и прозрачности объединяются в одну группу и растрируются в одну фоновую картинку разрешением 300 dpi. А векторные элементы группируются вместе в одну группу. Таким образом было ранее, когда была старая типография и она объясняла, что цветопроба такой же макет, как и другие других форматов и т.д. и готовятся для печати одинаково. Т.е. фон в макете должен быть один и никаких прозрачностей. Все прозрачности вместе с картинками превращаются в одну картинку, а на верхнем слое непрозрачные векторные элементы. С новой типографией этот пункт убрали, по сути, и не только с цветопробы.

Вместе с третьим этапом подготовка цветопробы занимала не меньше половины дня. Без него, как есть сейчас, от 2 до 4 часов в зависимости от формата макета цветопробы, кол-ва кусов и т.д. Меньше я ее не представляю, по сути.

Не подскажете, может быть есть какое-то другое представление и способ подготовки цветопробы за более меньший срок?
Каков правильный пошаговый процесс подготовки цветопробы к печати? В интернете ничего не смог найти.
Или это возможно только в Индизайне, а в Иллюстраторе, примерно, так все делается и занимает столько времени?
Какой процесс подготовки цветопробы в Индизайне? Для начала, я так понимаю, нужны pdf-файлы? Или уже куски из pdf-файлов?


Цвет в офсетной печати для начинающих и не только


Для того чтобы изображения в полученном тираже вас не разочаровали, нужно обязательно увидеть их правильным образом ещё до печати тиража. Это можно сделать двумя способами — на мониторе или на распечатке струйного принтера. Но для того чтобы эти изображения выглядели так, как они должны быть напечатаны по стандартам офсетной печати, и монитор и принтер должны быть откалиброваны. При этом не каждый принтер и монитор можно откалибровать с достаточной точностью.

Если вы решите установить калиброванный монитор или цветопробный принтер у себя, настоятельно рекомендуется обратиться к специалистам. А для начала можно всё делать на стороне: специалисты профессионально подготовят вам изображения к печати. Вы можете подъехать к ним на рабочее место и на калиброванном мониторе посмотреть на результат. Не пытайтесь оценивать или тем более корректировать изображения на неоткалиброванном мониторе или смартфоне.

Если то, что вы видите на мониторе, вас устраивает, наступает время перенести изображения на бумагу, то есть сделать цветопробу.
Если же изображения вас не устраивают — продолжить их обработку на компьютере. Не надейтесь на то, что, стоя у печатной машины, вы спасёте плохо откорректированные изображения. В подавляющем большинстве случаев у вас ничего не получится.

Цветопробу можно сделать либо в специализированной компании (репроцентре), либо непосредственно в той типографии, в которой вы собираетесь печатать тираж. Если в типографии есть оборудование для цветопробы, то это более предпочтительный вариант. На цветопробе обязательно должны присутствовать шкалы и отчёт с результатами проверки её измерительным прибором.

Каждый из вышеописанных этапов можно пропустить, но это не пройдёт бесследно. Можно сразу начать делать пробы, пропустив просмотр изображения на калиброванном мониторе. Но это чревато неоднократной переделкой цветопроб, что повлечёт лишние расходы.
Если вы уверены в мониторе, можно пропустить изготовление цветопроб и заказать печать по шкалам. Но нужно иметь в виду, что печать по шкалам, даже в рамках допусков стандарта, даёт заметно большие вариации по цвету, чем печать по цветопробе. Можно не ездить на печать тиража. Но для этого нужно быть уверенным, что типография хорошо попадает в цветопробу. Да и, как было описано выше, полного соответствия не бывает. И только вы можете оценить, насколько вас удовлетворяет изображение на печатном листе и какие элементы изображения для вас критичнее — фирменный цвет или лицо генерального директора.

Существует ряд моментов, осложняющих ситуацию, которые надо иметь в виду.

Первое, это лакировка и ламинация оттисков. Лакировка в линию на печатной машине существенно облегчает послепечатные работы, но влияет на цвет. Можно сказать, что матовый лак немного снижает контраст изображения, а глянцевый увеличивает.

Ламинация даёт такой же эффект, как и лак, только заметно сильнее, и, соответственно, уже возникают изменения по цвету. Так что учитывайте, что в случае последующей ламинации цвет вашего изделия будет отличаться от того, что вы видели на печати. В особо ответственных случаях можно попросить типографию заламинировать лист прямо во время приладки.

Не пытайтесь ламинировать цифровые пробы, там другое растрирование, и ламинация будет изменять цвет совсем по-другому. На сегодняшний момент в стандартах присутствует описание печатного листа под ламинацией. Так что в принципе можно сделать цветопробу, имитирующую заламинированный оттиск. Эти пробы правильно дают качественную картину изменений цвета печатного листа под ламинацией. Насколько точно они соответствуют реальным печатным листам, у автора информации нет. К сожалению, на протяжении уже многих лет составители стандартов игнорируют наличие на планете машин с лакировальной секцией.

Второе, это печать на нестандартных бумагах. Стандартами описаны только изображения, отпечатанные на мелованных и немелованных (часто ещё называемых офсетными) белых бумагах. По умолчанию вся подготовка иллюстраций производится под печать на мелованной бумаге. Так что если вы планируете печать на немелованной бумаге, не забудьте предупредить об этом тех, кто будет готовить вам изображения и делать цветопробу. А вот если у вас стоит задача печати на дизайнерской или тонированной бумаге, то тут не обойтись без пробной печати на печатной машине и привлечения профессионалов. Не пытайтесь прийти на печать со стандартной пробой для мелованной бумаги и попасть в неё, скажем, на эфалине. Вы заранее обречены на неудачу.

Не попадаем в цветопробу. Почему и что делать?

Итак, вы прочитали первую часть статьи и, представим, приехали на печать по цветопробе.

Для начала разберёмся почему. И начнём с того, чтo определяет цвет в определённой точке на печатном листе. Он определяется тремя составляющими.

Вторая составляющая — это процентное заполнение бумаги краской в определённой её точке. Эта величина в процентах задана в файлах, с которых выведены формы. Но на печатном листе, вследствие переноса изображения сначала с формы на резину, а потом с резины на бумагу, заполнение бумаги краской увеличивается. В результате может получиться, что в точке, где в файле задано 40%-е заполнение, на листе заполнение будет, скажем, 54%. Это увеличение называется TVI (tonal value increase), или в просторечии растискиванием (для тех, кто в теме, скажу, что я пока для простоты сознательно опускаю деление на оптическую и механическую составляющую).

В нашем примере TVI будет 14%. Поскольку TVI есть функция периметра растровой точки, то оно разное в точках с разным процентом заполнения и максимально в районе 40–60%, где периметр растровых точек максимален. На рисунках ниже представлено 40%-е заполнение на идеальной форме (1) и на печатном листе (2–3). Обратите внимание, насколько процент заполнения отличается на рисунках 2 и 3.

Третья составляющая — это красконаложение. В точках изображения с большим процентом заполнения краской растровые точки разных красок накладываются друг на друга. Краска из первой по ходу бумаги секции ложится на чистую бумагу, а последующие уже на бумагу с краской из предыдущих секций. От того, как краски ложатся друг на друга, тоже зависит цвет на печатном листе.

Первое, что нужно сделать, это получить максимально близкие к стандарту цвета красок триады. Они контролируются по 100%-м плашкам на шкале оперативного контроля, которая присутствует на печатном листе. Измерения, подчеркну ещё раз, должны производиться спектрофотометром, а не денситометром.

Цвет краски триады на листе зависит от толщины красочного слоя, который в свою очередь определяется величиной подачи краски из красочного аппарата. Поскольку печатник может регулировать подачу краски, то на красках хоть мало-мальски уважающего себя производителя можно получить цвет триады достаточно близкий к стандарту. Этому может помешать только загрязнение краски либо краской от предыдущих секций (чаще всего грязная бывает жёлтая краска), либо загрязнение красками от предыдущей печати смесевыми красками. Эту проблему печатник тоже может достаточно оперативно устранить, просто тщательно смыв секции.

Итак, получить нужный цвет красок триады прямо в момент печати вполне реально. Правда, для этого, скорее всего, потребуется помощь технолога или специалиста по допечатной подготовке, ибо печатники редко владеют спектрофотометром и пониманием того, как изменить подачу краски по колориметрическим измерениям спектрофотометром.

Если и после того, как получен нужный цвет красок триады, в пробу всё равно не попадаем, то настало время обратить внимание на градационные характеристики. В шкалах оперативного контроля обычно бывают поля 40% и 80% растра для каждой из красок триады. По ним не построить всю градационную, но можно приблизительно о ней судить.

TVI измеряется денситометром. Возможно либо сразу измерение dot gain (он же TVI), либо измерение dot area. В случае измерения dot area для получения TVI нужно из измеренной цифры вычесть процент заполнения измеряемого поля. Измеренные значения TVI должны соответствовать стандарту. Если они отличаются на 1–3%, это вполне в допусках.

Если TVI всех цветных красок триады на 1–3% выше или ниже требуемых стандартом, это обычно не приводит к сильному отличию цветопробы от печатного листа. Хуже когда TVI отличаются по разным краскам. Например, TVI синей и жёлтой краски — 16%, а пурпурной — 24%. При этом печатный лист будет однозначно краснить по отношению к цветопробе.

Неверный TVI у чёрной краски не даёт цветного сдвига, но при этом делает изображение более светлым или более тёмным. Так что на него тоже стоит обращать внимание.

К сожалению, в отличие от подачи краски, печатник не может оперативно регулировать TVI. TVI зависит от множества факторов: резина, проводка бумаги, формы, увлажнение и т. д. Так что оперативно устранить несоответствие TVI стандарту в момент печати практически невозможно. Но в пробу попасть всё равно хочется…

Есть два варианта действий.

Первый — пытаться несоответствия градационных стандарту скомпенсировать изменением подачи краски. Скажем, в приведённом нами выше примере уменьшить подачу пурпурной краски. Вполне возможно, что это улучшит ситуацию. Нужно только понимать, что при этом, улучшая ситуацию в одном месте, мы ухудшаем её в другом. Например, на печном листе есть элемент красного (100M, 100Y) цвета. Этот цвет никак не зависит от TVI, но зато зависит от цвета жёлтой и пурпурной красок триады. В случае изменения подачи краски от стандарта этот цвет однозначно уйдёт от пробы.

Второй способ — компенсировать несоответствия градационных стандарту перевыводом форм. В приведённом выше примере нужно уменьшить процент заполнения на форме пурпурной краски, чтобы скомпенсировать повышенное увеличение растровой точки при печати. Этот способ не имеет побочных эффектов —
подачу краски мы не трогаем. Но требует доброй воли от типографии — формы стоят денег, да и правильную поправочную кривую для перевывода форм нужно ещё уметь рассчитать. Но только этот способ даёт максимально близкое соответствие цветопробы и печатного листа.

Красконаложение редко доставляет проблемы при печати по пробе. На него стоит обратить внимание в случае, если у вас цвет красок триады соответствует стандарту, а так называемые бинары — красный (100M, 100Y), зелёный (100С, 100Y), фиолетовый (100C,100M) в стандарт не попадают. Оперативно красконаложение можно улучшить уменьшением подачи увлажнения.
А ещё стоит проверить последовательность секций. Порядок должен быть CMY. Чёрная может быть первой и последней на усмотрение печатника. Это не критично. Причём порядок секций лучше проверять всегда в самом начале, дабы не биться с ветряными мельницами. Успехов на печати!

Пробная печать на печатной машине. Мифы и реальность

В предыдущих частях статьи кратко упоминалось, в каких случаях возникает необходимость пробной печати на печатной машине. Остановимся на этом немного подробнее.

Начну с того, что пробную печать без пробы на печатной машине на обычной мелованной или офсетной бумаге, для которых существуют стандарты, я считаю занятием дорогим и бессмысленным. Хотя существует устойчивый миф, что цветопроба на струйном принтере это просто цветная распечатка, а вот реальная проба может быть получена только на печатной машине. Она, дескать, учитывает все нюансы конкретной печатной машины.

Есть только одна загвоздка: учитываются ли все нюансы печатной машины в конкретный момент времени в конкретных условиях. Печатная же машина, мягко говоря, не самое стабильное устройство на планете.

Поэтому получить даже через несколько дней печатную машину в таком же состоянии, как на тестовой печати, весьма непросто — в отличие от цветопробы, которая держит калибровку годами. Не говоря уже о том, что цветопроба откалибрована под стандарт и на разных нормально откалиброванных пробах вы получите практически неотличимые по цвету изображения. Чего нельзя сказать о печатной машине. Она и стабильностью не отличается, и калибровкой под стандарт, как правило, не блещет.

Попробуйте сделать две тестовые печати в разных типографиях. Почти уверен, результат вас сильно удивит. Скорее всего, вы получите печатный лист с неким изображением, которое и стандарту не соответствует, и повторить его эта же типография сможет лишь с некоторыми оговорками, не говоря уже о другой типографии.

Что с этим листом дальше делать? Откорректировать все изображения под условия печати в конкретный момент времени? А потом, приехав на реальную печать, обнаружить, что условия печати изменились. По моему мнению, это путь в никуда.

Единственной разумной причиной тестовой печати на обычной бумаге я вижу проверку способности незнакомой типографии попасть в пробу. Если у вас ответственный тираж и вы по каким-то причинам должны его печатать в незнакомой типографии, то, возможно, стоит потратить немного времени и денег на превентивное знакомство с типографией.

Другое дело, если нам предстоит печать на бумаге, на которую нет стандартов. К примеру, дизайнерской или тонированной. Тут без тестовой печати не обойтись. Только на листе должны быть не только просто картинки, обязательно должна присутствовать шкала для построения профиля печатного процесса. Профиль — это специальный файл, который описывает печатный процесс, который применяется в подготовке изображений к печати и изготовлении цветопроб.

Разбаланс по TVI между цветными секциями свидетельствует о неких проблемах на машине в данный момент времени, и невелика вероятность, что они повторятся в момент печати тиража.

Дальше забираем печатные листы, измеряем спектро­фотометром шкалу и строим профиль. С помощью этого профиля готовим к печати изображения и делаем цветопробы. И во всеоружии приезжаем на печать реального тиража на нестандартной бумаге.

Ваша цветная рекламная вклейка полностью готова для печати тиража стоимостью 250 000 долл. на прессе с прямым выводом форм (computer-to-plate, CTP), и вы хотите иметь полную гарантию, что завершенный отпечаток не будет содержать ошибок. Как же получить такую гарантию? Поскольку сейчас вывод выполняется непосредственно на CTP-устройства, пленок, с которых можно сделать цветопробу, уже нет. Вопрос: если вы не можете посмотреть на пленки, с которых будут делаться формы, тогда на что же вам смотреть?

Между цифровыми цветопробными системами, которые могут имитировать полутоновые растры, имеются серьезные различия. Тем, кто ищет хорошую типографию для размещения заказа, будет полезно знать возможности установленного там цифрового растрового цветопробного устройства. А специалисту типографии нужно выбрать такое цветопробное устройство, которое будет в наибольшей степени удовлетворять запросам заказчиков.

Пленка против цифр

За последние 10—15 лет широкое распространение получили системы цветопробы на базе пленок — такие как Imation Matchprint или DuPont Cromalin. Начальники производственных отделов и главные художники оценивали качество цветопередачи и характеристики полутоновых растров цветопроб, а затем подписывали их. Позже, если цвета тиражных отпечатков недостаточно точно совпадали с цветопробой (исключением здесь часто считались смесевые цвета, для которых не всегда возможна точная имитация), исправлять ошибки должны были печатники. Поскольку аналоговые растровые цветопробные системы были практически единственным приемлемым вариантом, они стали синонимом цветной подписной цветопробы.

Но сейчас разработчики систем цифровой цветопробы и пользователи разбились на два условных лагеря: на тех, кто уверен, что подписная цветопроба нужна главным образом для решения проблем цветопередачи и в гораздо меньшей степени — для оценки структуры полутонового растра; и тех, кто считает обязательной точную имитацию растровой структуры. Люди из второй категории отдают предпочтение системам цветопробы компаний Creo, Fuji, Kodak Polychrome Graphics, Polaroid и Presstek. В этих системах особое внимание уделяется тому, чтобы имитировать традиционные для печатных оттисков элементы полутонового растра.

Интересно, что в некоторых технологических процессах с прямым выводом форм действительно генерируются аналоговые пленочные цветопробы, но это делается для успокоения заказчиков, которые не доверяют качеству цифровых проб. Крейг Биди, директор по компьютерным технологиям компании Sells Printing (г. Нью-Берлин, шт. Висконсин), считает, что по требованию клиентов на установленных у них системах вывода форм Heidelberg/Creo Trendsetter будут часто экспонироваться пленки Polaroid Dry Tech, с которых впоследствии должны изготавливаться пленочные цветопробы. После одобрения проб в Sells снова обрабатывают то же задание, но уже для получения форм. По словам Биди 20% заказчиков предпочитают заплатить 75 долл. за такую пробу, нежели тратить 25 долл. за полутоновые цветопробы с Iris2Print или Iris4Print.

Технологии получения цветопроб

У всех систем, представленных в таблице, для получения полутоновых растров используются лазерные лучи. В остальном устройства цветопробы существенно отличаются друг от друга. Ниже описываются особенности разных систем. Kodak Polychrome Graphics Approval. Approval XP и Approval XP4 — единственные системы, которые позволяют получать цветопробы на любом запечатываемом материале. (Polaroid PolaProof и Fuji FinalProof работают с любым материалом, обладающим относительно гладкой поверхностью.) В системах Approval растровое цветное изображение создается при помощи четырех донорных листов с голубым, пурпурным, желтым и черным красителями. Луч лазера нагревает каждый из донорных листов, перенося краситель на промежуточный носитель-рецептор. Лист запечатываемого материала подается через Kodak Approval для предварительного ламинирования мембранной микронной толщины, которая, по словам разработчиков из Kodak, способствует переносу изображения и обеспечивает увеличение срока службы цветопробы. И, наконец, лист промежуточного рецептора и предварительно ламинированной бумаги попадают в ламинатор, где красители переносятся на бумагу.

Imation Matchprint Laser Proof

Компания Imation, поставщик традиционной системы цветопробы Matchprint, разработала также Matchprint Laser Proof, которая стала базовой технологией для цифровых растровых цветопробных систем от Creo (включая некоторые модели Creo, созданные совместно с Heidelberg) и Presstek (производимые также компанией Sakurai по лицензии Presstek). Imation изготавливает донорный материал и подложку, а остальные поставляют аппаратное обеспечение. Используемый в этих системах носитель для цифровых растровых цветопроб работает с пигментными красителями CMYK на донорных листах, причем красители разрабатывались в расчете на максимальное соответствие стандартным материалам для цветопроб Imation Matchprint. Массив из термических инфракрасных лазерных диодов экспонирует оборотную сторону каждого листа-донора, перенося цветное изображение на общий лист-рецептор. После этого лист-рецептор ламинируется на специальную подложку Imation Matchprint Laser Proof.

Polaroid PolaProof. Системы PolaProof печатают цветные элементы растра непосредственно на любом относительно гладком запечатываемом материале, имитируя печатную машину. Кроме того, в PolaProof применяются пигментированные краски, цвета которых совпадают с цветами обычных офсетных печатных красок. (В других системах, напротив, используются пигменты, разрабатывавшиеся с учетом максимального соответствия аналоговой цветопробе определенного производителя.) По данным Polaroid, система PolaProof — единственная цифровая растровая цветопроба, в которой можно выбрать наборы триадных красок, соответствующие спецификациям SWOP, Eurocolor и GRACOL (General Requriments for Applications in Commercial Offset Litography — Общие требования к расходным материалам для коммерческой офсетной печати). (С началом поставок Fuji FinalProof, она станет второй подобной системой.) Кроме того, системы Polaroid единственные в своем роде обеспечивают пробные оттиски с цветами Pantone, включая металлические.

Грег Ирвин, менеджер по допечатной подготовке компании Motheral Printing (г. Форт-Уорт, шт. Техас), говорит, что переход на печать по технологии CTP привел к почти полному обновлению оборудования в отделе допечатной подготовки. Он считает, что установленные в Motheral системы PolaProof помогли побороть недоверие заказчиков, поскольку цифровые растровые цветопробы выглядят не хуже традиционных пленочных.

Разрешение и производительность

Поскольку цифровые растровые системы цветопробы пытаются имитировать вывод на формные устройства, они должны поддерживать более высокое разрешение, чем полутоновые цветопробные принтеры, подобные Imation Rainbow Model 2730 Proofer и Rainbow Model 2740 Proofer (разрешение обоих устройств равно 300 dpi), Iris2Print и 4Print компании Scitex с разрешением 600 dpi, или Epson Stylus Pro 5000 с разрешением 1440 dpi. Разрешение — это количество напечатанных точек на дюйм, которое может создать цветопробное устройство. Следует помнить, что элемент или точка полутонового растра — это совокупность точек принтера в одной заданной области.

Поскольку результат работы цифровой растровой системы цветопробы должен воспроизводить или близко имитировать элементы полутонового растра на форме, задача растрового цветопробного принтера — обеспечивать такое же разрешение, как и у цифрового устройства вывода форм. Очевидно, что недостаточное разрешение приведет к несовпадению размеров точек принтера и расстояния между элементами полутонового растра.

На чем печатать

Для создания цветопроб крупноформатных заказов, подобных плакатам и материалам для оформления магазинов, желателен большой максимальный размер изображения — размер реально запечатываемой области цветопробы. Повышенный размер изображения сэкономит время и деньги при создании сборных цветопроб, когда несколько заказов компонуются друг с другом на одном листе. Несколько моделей обеспечивают также получение двусторонних цветопроб. Это способствует экономии запечатываемых материалов и позволяет создавать двусторонние страничные макеты, которые можно обрезать и сфальцевать таким образом, чтобы посмотреть, как будет выглядеть завершенная публикация.

Для цветопробных устройств можно выбрать различные виды запечатываемых материалов. Производители часто называют материалы, на которых создаются цветопробы, подложками (substrates), в основном потому, что, за исключением Polaroid PolaProof, цифровые растровые цветопробные устройства не печатают непосредственно на конечном материале. Для систем Matchprint Laser Proof диапазон выбора подложек минимален — он ограничен материалами Matchprint Commercial Low Gain компании Imation и Matchprint Publications.

В спецификациях цветопробных устройств обычно приводится максимальная производительность, чаще всего выраженная в количестве листов формата А4 в час. Как и для большинства устройств печати, производительность показывает максимальную скорость, с которой принтер может перемещать запечатываемый материал, но без учета времени растрирования. Лучше всего, если встроенный RIP будет таким же, как и RIP, управляющий устройством прямого вывода форм. Это даст гарантию, что при создании цветопроб и выводе форм будут использоваться одни и те же алгоритмы растрирования.

Донорные листы CMYK, удовлетворяющие спецификации SWOP, поставляют все производители, но некоторые также реализуют наборы материалов для Eurocolour и GRACOL. Кроме поставок цветных донорных листов или ролей для цветопроб CMYK, несколько производителей предлагают дополнительные специальные цвета, включая ограниченный диапазон цветов Pantone. И, наконец, как уже говорилось выше, хотя цифровые растровые цветопробные устройства формируют полутоновые растры, в них используются различные технологии экспонирования или методы создания напечатанных изображений.

Седан и кабриолет?

Выбор цифровой системы цветопробы, растровой или полутоновой, напоминает покупку автомобиля: все зависит от качеств машины (скорость, удобство), наличных денег и личных пристрастий. Лучшей системы цветопробы не существует, как нет лучшего в мире автомобиля. Но если вы хотите добиться точного воспроизведения структуры полутонового растра в полностью цифровом технологическом процессе, оптимальным выбором будет цифровая лазерная растровая система цветопробы.

ОБ АВТОРЕ

Основные поставщики оборудования для допечатной подготовки, в частности Scitex и DuPont, рассматривают подписную цветопробу как средство, предназначенное в первую очередь для контроля цветопередачи, и только во вторую — для проверки качества генерации элементов растра. Они считают, что цифровые растровые системы цветопробы лишь приблизительно имитируют элементы растра будущего печатного оттиска, равно как и не дают оценить качество репродуцирования цветов Pantone или других смесевых цветов.

Компания DuPont декларирует, что их система Digital WaterProof AX4, основанная на технологии непрерывной струйной печати, позволяет получать пробы с более устойчивой цветопередачей и настраивается легче, чем лазерные цифровые системы цветопробы. AX4 заранее откалибрована для точного соответствия аналоговой пленочной системе WaterProof компании DuPont, а также пленочным системам других производителей. Подобные заявления в отношении своих систем цветопробы Iris2Print (40 000 долл.) и Iris4Print (60 000 долл.), которые также основаны на технологии непрерывной струйной печати, делают и инженеры Scitex. С обеими моделями поставляются средства для подбора цветов и создания профилей ICC (International Color Consortium). В недорогих системах струйной цветопробы, подобных Epson Stylus Pro 5000 (10 000 долл.), сублимационным принтерам Rainbow Model 2730 и Rainbow Model 2740 компании Imation, и системе термопереноса FujiProof компании Fuji Photo Film точная цветопередача, близкая к цветам печатных оттисков, также обеспечивается с помощью профилей ICC.

Зачем нужен растр?

Перед тем, как начать тщательно рассматривать структуру растра на цифровой цветопробе, полезно знать, насколько хороши элементы растра. При создании формы с помощью пленок, растровые точки с пленки переносятся непосредственно на форму. Но в технологических процессах на основе CTP элементы полутонового растра на цифровой пробе могут значительно отличаться от результатов печати; нередко для цифрового устройства цветопробы и системы непосредственного вывода форм используются различные RIP, иногда — разных производителей. Это означает различные алгоритмы растрирования и, следовательно, различные формы элементов растра.

Однако некоторые печатники считают, что различия между формой элементов растра на пробе и форме не являются серьезной проблемой. По словам Майка Флюри из компании Hennegan, Kodak Polychrome Graphics лишь недавно поставила Barco RIP для двух установленных в Hennegan цифровых растровых цветопробных устройств Kodak Approval XP4. После установки RIP для систем цветопробы, характеристики нового растрового процессора будут совпадать с Barco RIP для устройств вывода форм, и это позволит обеспечить более точное совпадение структуры растра между формой и цветопробой. Но, по словам Флюри, цветопробы с Kodak Approval и до этого устраивали клиентов в 99% случаев.

Цветопробой называют оттиск, имитирующий цвет при последующей офсетной печати полиграфической продукции. На сегодняшний день единственной возможностью получения такого оттиска является вывод предназначенного для печати файла на струйных принтерах, имеющих достаточный цветовой охват для имитации как СМИК-цветов, так и смесевых цветов из Pantone formula guide. Система печати калибруется для обеспечения колориметрического соответствия отпечатка имитируемому печатному процессу, описывающему достижимые цветовые пространства в заданных условиях печати. Точность этой имитации регламентируется стандартом ISO 12647-7 для цифровых цветопроб.

Цифровая цветопроба в нашей компании изготавливается на цветопробном комплексе на базе современных 11-красочных печатающих устройствах Epson, обеспечивающих полный охват цветового пространства СМИК, а также более 90% смесевых цветов шкалы Pantone formula guide. Комплекс должным образом калибруется, поэтому цветопробы, изготовленные у нас, имеют очень высокую точность передачи цвета и обычно укладываются в половину допуска, оговоренного стандартом ISO 12647-7.

Благодаря широкому выбору профилей печатных процессов, возможна имитация работы различных печатных машин по различным видам бумаг, имитация изменения цвета на оттиске под матовой / глянцевой ламинацией. По умолчанию мы используем профиль печатного процесса ISO Coated v2 (FOGRA39), описывающий листовую офсетную печать по популярным мелованным бумагам, но возможно использование и любых других профилей печатных процессов, как стандартных ISO, так и нестандартных, предоставленных заказчиком. При использовании цветопробы в качестве контрактной возможно дополнение цветопробы паспортом качества, а также индикатором качества освщенности.

Однако есть случаи, когда тестовая офсетная печать целесообразнее цветопробы. Так, к сожалению, невозможно качественное воспроизведение на цифровой цветопробе металлизированных и флуоресцентных пантонов. Цифровая цветопроба не подходит для оценки качества воспроизведения и толщины очень тонких линий, вывороток, мелких шрифтов — результат может отличаться от офсетной печати. Также на цифровой цветопробе Вы не увидите классического растра. В связи с этим, невозможно отследить на ней, к примеру, образование муара между растром и изображениями публикации. Во всех этих случаях единственным способом оценить результат будет полноценная приладка на печатной машине.

Стоимость изготовления цветопробы. Цена в рублях, включает НДС 20%

Формат, мм Цена за 1 шт паспорт качества
A4 (до 210х297) 450 +300
A4+ (до 250х330) 500 +300
A3 (до 297х420) 900 +300
A3+ (до 330х500) 1000 +300
A2+ (до 520х600) 2000 +300
A1+ (до 600х1040) 4000 +300
Разрешение печати 2880х1440 dpi, бумага Epson Proofing Paper 240 г/м. Со шкалой Ugra/FOGRA

Паспорт качества цветопробы (ОК-стикер)

При использовании цифровой цветопробы в качестве контрактной, необходимо наличие на цветопробе шкалы контроля качества Ugra/FOGRA Media Wedge и т.н. паспорта качества - стикера с указанием результатов промера данной шкалы, подтверждающего, что контрольная шкала была промерена и цветовые отклонения находятся в допуске стандарта цифровой цветопробы ISO 12647-7. Шкала контроля качества ставится у нас автоматически на всех изготавливаемых цветопробах.
Промер шкалы спектрофотометром и изготовление паспорта качества (OK-стикера) — дополнительная услуга стоимостью 300 рублей за 1 цветопробу независимо от ее размера. Некоторые издательства и типографии не требуют наличие на цветопробе паспорта качества, т.к. самостоятельно осуществляют промер входящих цветопроб.


Шкала контроля качества Ugra/FOGRA Media Wedge

icc профили печатных процессов ECI / FOGRA

Листовая офсетная печать на обычных мелованных бумагах (тип 1 и 2)
Наиболее часто применяемый профиль. Глянцевые и матовые мелованные бумаги, листовая печать с использованием позитивных пластин, с регулярным растрированием 150 lpi (60 l/cm), с плотностями и растискиванием в соответствии с "Prozess Standard Offsetdruck" и ISO 12647-2:2004. Заменяет устаревший FOGRA27 (ISO Coated). Доступны 2 профиля icc с одинаковыми референсными значениями: ISOcoated_v2_eci.icc и ISOcoated_v2_300_eci.icc. Колориметрически одинаковы и различаются только максимальным количеством краски в тенях (total ink limit), не влияющим на цветопередачу. Профиль ISOcoated_v2_300_eci.icc ECI рекомендует использовать для цветоделения, если еще неизвестно, как и на какой бумаге будет печататься изделие.

Листовая офсетная печать с последующей матовой ламинацией
Представляет ожидаемый результат стандартизированной офсетной печати на мелованной бумаге (FOGRA39) с последующей ламинацией матовой пленкой. Сравнивая цветопробы, основанные на FOGRA39 с цветопробами основанными на FOGRA49, легко понять, насколько изменится цвет и насыщенность красок после матовой ламинации.

Важность правильного освещения при просмотре цветопробы

Метамеризм

Явление, при котором два образца цвета могут восприниматься одинаково окрашенными при одном освещении и различаться по цвету при других условиях освещения называют метамеризмом. Оно возникает, если характеристики спектрального поглощения пигментов рассматриваемых образцов различны, например из-за разного химического состава красок. То есть, когда мы сравниваем между собой два офсетных оттиска, то неважно, при каком освещении мы это делаем, так как спектральные характеристики бумаги и красок примерно одинаковы. Однако спектральные характеристики красок, которыми напечатана цветопроба и офсетных красок значительно различаются, поэтому восприятие соответствия цвета офсетного оттиска и цифровой цветопробы будет значительно зависеть от освещения. То же самое можно сказать о сравнивании офсетных оттисков и образцов из вееров Pantone. Таким образом, сравнивать офсетный оттиск и цветопробу можно только при нормированном свете CIE D50 (5000K) определенном стандартом ISO 12646:2002!

Правильное освещение

Индикатор качества освещения (Индикатор D50)

Для контроля качества освещения мы предлагаем индикаторы Pantone LIGHTING INDICATOR. Индикатор наклеивается на цветопробу, и при просмотре цветопробы Вы всегда можете оценить качество освещения и подобрать наиболее подходящий вариант. Стоимость одного индикатора 250 рублей. При необходимости отметьте пункт Индикатор D50 в бланке заказа.

Оценка качества освещения:

ОтличноеПриемлемоеПлохое

Технические требования к файлам для изготовления цветопроб

Параметры по умолчанию

Если в заказе не указаны иные параметры, то изготовление цветопроб производится со следующими параметрами:
Все оверпринты в файле, кроме оверпринта на белом, обрабатываются, черный=оверпринт. Все встроенные цветовые профили игнорируются. Если в файле содержатся spot-цвета (пантоны), то их цвет на пробе не будет соответствовать их CMYK-представлению, т.к. проба будет пытаться имитировать цвет соответствующего пантона (наша цветопроба успешно имитирует более 90% смесевых цветов шкалы Pantone). Таким образом, если вы планируете печатать работу, сверстанную пантонами, триадными красками, то для корректного отображения CMYK-представлений пантонов, обязательно поделите пантоны в CMYK в программе верстки перед тем, как предоставить нам файл.
Важно: При изготовлении цветопроб крайне не рекомендуется отправлять на цветопробу уменьшенное изображение. Даже обладая теми же колориметрическими характеристиками, что и оригинал, уменьшенная цветопроба может визуально восприниматься иначе, чем оригинальное изображение. В случае необходимости сделать пробы с больших изображений правильнее будет нарезать фрагменты, но в масштабе 1:1.

Общие рекомендации по передаче файлов

Оптимальный путь передачи нам файлов - через наш фтп-сервер. Не рекомендуется закачка файлов на публичные файлообменники. Файлы, размещенные на сервисах, требующих ввода букв, цифр, просмотра рекламы, отправки СМС и т.п. не принимаются .
Обязательно архивируйте файлы перед передачей их через интернет. Архиватор проверяет контрольную сумму и позволяет отследить сбои при закачке. Будьте оригинальны , отослав файл с банальным названием типа 'Cvetoproba.pdf', Вы рискуете получить чужой заказ. Не называйте похожими именами файлы, сдаваемые на вывод в течение 2-3 дней.

Файлы PDF

Принимаются только композитные PDF-файлы версии не выше 1.6 в цветовом пространстве CMYK. Также в файле могут содержаться spot-цвета (пантоны).
Важно:
- Все страницы в многостраничном PDF должны быть одинакового размера.
- Не допускается обрезка PDF-файлов средствами Adobe Acrobat (Crop Box) - проба с обрезанного таким образом файла может выйти исходным размером, определенным в Media Box и соответствующей стомостью.

Файлы верстки

Принимаются векторные и растровые файлы в пространстве CMYK, созданные в программах пакетов Adobe, и Corel. Шрифты в файлах, созданных в программах векторной графики (Corel, Illustrator), должны быть переведены в кривые. Не гарантируется правильное воспроизведение прозрачностей, различных эффектов и теней в работах, предназначенных для печати смесевыми пантонами.

Полезная информация

Как "попасть" в цветопробу на печати

Первый вариант: цветопроба имитирует один из стандартных печатных процессов, и печатный процесс Вашей типографии соответствует ему же на основании ISO 12647-2. Как правило, если цвета бумаги, красок а также растискивание при печати соответствуют стандарту, то типография без труда "попадает" в стандартный печатных процесс, и, соответственно, в цветопробу. Измерить растискивание вашей печатной машины Вы можете в нашей компании. При его отклонении от нормы мы можем ввести компенсацию растискивания при изготовлении печатных форм или пленок для вашей типографии.
Второй вариант: Ваш печатный процесс нестандартен по каким-либо причинам (экзотические бумаги, нестандартные краски и т.п.). В таком случае единственный вариант - сделать цветопробу, имитирующую оттиск именно вашей печатной машины и на определенной бумаге. Для этого печатаются тестовые шкалы и на их основе мы строим icc профиль Вашего печатного процесса. В дальнейшем с этим профилем можно выводить цветопробы, имитирующие Ваш печатный процесс. Также его можно будет давать заказчикам, чтобы они делали цветоделение под вас - это поможет уменьшить отклонение оттиска от желаемого результата.
В заключение необходимо отметить, что сравнивать оттиск и цветопробу можно только при нормированном свете, иначе даже "правильный" оттиск не будет похож на цветопробу!

Аналоговая цветопроба


Не так давно общепринятым стандартом цветопробы была аналоговая проба с пленок - DuPont Cromalin и 3M Matchprint. Такая цветопроба обходилась значительно дороже, однако, наряду с множеством недостатков, имела и некоторые преимущества перед цифровой пробой (возможность работы с металлизированными пигментами, классическое растрирование). В настоящее время изготовление аналоговых цветопроб невозможно в связи с прекращением выпуска расходных материалов фирмами DuPont и 3M.
Компания "Литоскан" прекратила изготовление аналоговых проб "Хромалин" последней в России, мы изготавливали их вплоть до 2013 года. На сегодняшний день единственной альтернативой цифровой цветопробе является тестовая офсетная печать в типографии (например, если необходимо изготовить пробу с металлизированными красками - серебром или бронзой).

© ООО Литопресс 2001-2022. Копирование, распространение и иное использование информации, размещенной на сайте, или ее части допускается только с предварительного письменного согласия от ООО Литопресс.

Читайте также: