Как сделать цианотипию

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 06.09.2024

  • это одноступенный процесс, после экспозиции достаточно просто промыть отпечаток от остатков непрореагировавших реактивов;
  • процесс не требует точных дозировок реактивов;
  • реактивы дешевы, доступны, стабильны, хорошо хранятся, сравнительно безопасны;
  • сенсибилизированная бумага может храниться в темном месте до недели;
  • низкая светочувствительность делает удобным обращение с сенсибилизированной бумагой, ее можно доставать и вставлять в рамку для печати даже на слабом дневном свету; кроме того, низкая светочувствительность делает процесс нетребовательным к точности экспозиции;
  • возможна печать на самых разных материалах: ткани, бумаге, картоне, дереве;
  • полученное изображение весьма устойчиво;
  • естественные тона изображения – глубокий голубой и темный серо-синий – весьма благородны;
  • возможно тонирование изображения различными способами в зависимости от желаемого цвета.

Негативы для контактной печати

В общем, для того, чтобы получить негатив, нужно подготовить цифровое изображение к печати и распечатать его на прозрачном носителе.

Лазерный принтер: доступное, но не лучшее средство, графические файлы распечатываются с растром, который делает изображение довольно грубым и схематичным. При печати цианотипов на гладкой бумаге на отпечатке будет виден растр. По моему опыту, HP LaserJet 5 и 6 дают довольно грубый растр, а большие принтеры / копиры Xerox – более тонкий. Для печати используется прозрачная пленка (Lomond, Herlitz) или калька (например, Lomond или Canson) для лазерных принтеров и ксероксов. Калька предпочтительнее, на нее заметно лучше ложится тонер. Резиновые валики механизма протяжки бумаги оставляют на пленке следы.

Рецептура

Предупреждение: используемые реактивы ядовиты. Будьте осторожны. Избегайте попадания реактивов на кожу и особенно в глаза. Работайте в защитных очках и перчатках. Реактивы оставляют следы на одежде. Храните реактивы в недоступном для детей месте.

Красная кровяная соль – вполне конвенциональный фотореактив, найти его нетрудно, ферроцитрат аммония – реактив хоть и нехитрый, но редко встречающийся в широкой продаже. Вы можете заказать и то и другое в фирме, занимающейся оптовыми поставками лабораторной химии и оборудования. Стоимость обоих реактивов – в пределах 20-30$ за 500 гр. Реактивы должны храниться в темной стеклянной таре в сухом прохладном темном месте; при правильном хранении реактивы устойчивы.

Ферроцианид калия (красная кровяная соль) – поставляется в виде порошка из небольших правильной формы ярко-оранжевых кристаллов. Заказывайте также Х.Ч. или Ч.Д.А.

Также нам понадобится пищевая лимонная кислота, пищевая сода, дистиллированная вода, танин или чай.

Растворы обоих реактивов готовятся отдельно, на дистиллированной воде.

Один из классических рецептов:
25 грамм ферроцитрата аммония на 100 мл дист. воды;
10 грамм ферроцианида калия на 100 мл дист. воды.
При таком соотношении реактивов на отпечатке получается насыщенный темно-голубой или синий цвет.

Увеличение концентрации ферроцитрата аммония сдвинет тональность отпечатка к голубому, а преобладание ферроцианида калия даст темно-синий тон.

Вот еще один рецепт, дающий темно-синий цвет:
27 грамм ферроцитрата аммония на 100 мл дист. воды;
23 грамм ферроцианида калия на 100 мл дист. воды.

Растворы долгое время могут храниться в коричневых стеклянных бутылках в темном прохладном месте. В холодильник растворы ставить не надо – возможно выпадение осадка солей.

Сенсибилизация бумаги

Бумага для цианотипии должна быть достаточно плотной (150-250 г/м 2 ), выдерживать длительное намокание, ее поверхность должна хорошо впитывать раствор и адсорбировать образующийся во время экспозиции пигмент. Бумага также должна иметь хорошую текстуру. Лучше всего подходят бумаги для акварели – некоторые сорта бумаг Canson, Fabriano и др.; Malin Fabbri составила сравнительную таблицу пригодности бумаг. В России можно найти в продаже бумаги Canson и Fabriano, а если нет, то с меньшим успехом, но подойдут и отечественные.

Очень хорошие результаты дает бумага для акварельных эскизов Daler-Rowney плотностью 150 г/м 2 , она обладает тонкой благородной текстурой и прекрасно держит пигмент, есть удобный формат для печати изображений с цифровых камер – 7х10 дюймов.

Перед нанесением раствора бумагу можно пару дней вымачивать в воде, чтобы растворилась пропитка, затем высушить и распрямить – это увеличит впитываемость.

Несколько раз я пробовал сделать цианотип на бумаге, предварительно пропитанной 5% горячим раствором желатина, изображение на такой бумаге держится хуже, чем на подходящей непропитанной, но, в крайнем случае, можно рекомендовать и этот метод, хотя обычно он применяется для соленой печати (salt prints).

Также Вы можете попробовать сделать отпечатки на ткани (хлопок, холст), на дереве и на других поверхностях.

Раствор можно нанести кисточкой, я пользуюсь плоской щетиной для живописи (11 и 12 номер), круглой белкой (9 номер) и плоской синтетикой (веерная кисть). Подойдет поролоновая губка, тонкая малярная кисть, японская бамбуковая кисть для заваривания чая – все зависит от того, какой рисунок Вы хотите получить на бумаге.

Равномерно нанести раствор можно стеклянным прутом, если вылить из шприца на бумагу нужное количество раствора (примерно 5 мл на лист А4), а потом равномерно распределить его.

Можно просто осторожно дозировать раствор кисточкой или прутом, а потом оставить ее сохнуть в горизонтальном положении, но лучше нанести раствор и поставить бумагу вертикально в кювету, чтобы дать стечь излишкам. Излишки, как я уже говорил, нам ни к чему - они образуют малоприятные затеки, которые могут испортить картинку.

Экспозиция

Для экспонирования нам понадобится рамка для контактной фотопечати. Хорошо, если она есть. И уж совсем хорошо, если Вы сумеете сделать ее сами. Можно купить или заказать в интернете красивую дорогую готовую рамку, но подойдут и более простые приспособления. Я, например, пользуюсь двумя листами плексигласа толщиной 10 мм (основа) и 5 мм (кладу сверху), которые сжимаются канцелярскими зажимами. Удобно иметь два таких листа форматом чуть больше А3 – между ними помещается сразу 4 отпечатка, что немаловажно, если учесть продолжительность экспозиции. Вниз под бумагу на толстый лист плексигласа кладется картон, чтобы защитить листы от засветки сзади, затем сама бумага, а на нее – негативы (краской вниз, к светочувствительному слою), сверху – тонкий лист плексигласа, по периметру зажимаем края зажимами (12 штук на лист А3) - и можно экспонировать. Можно просто положить бумагу на стол и накрыть стеклом, в общем, есть множество решений.

Светочувствительность у соединений железа в тысячи раз ниже, чем у солей серебра, так что экспозиция будет продолжительной. Соединения железа чувствительны преимущественно к ультрафиолету, поэтому для экспозиции нам нужны УФ-источники. Самый простой источник – естественный свет. На прямом солнечном свету экспозиция составит от 10 до 20 минут; если свет проходит через оконное стекло, то экспозиция увеличится до 20 - 40 минут. Можно выдерживать отпечатки и при рассеянном свете. При пасмурной погоде экспозиция оставит 2—4 часа. Зимой, в январе-феврале, при пасмурной погоде я с утра оставлял отпечатки у окна на весь световой день, и вечером, приходя с работы, промывал их - они были нормально экспонированы. Не бойтесь переэкспонировать отпечаток, передержку можно будет устранить дополнительной промывкой. Недодержка нежелательна.

По мере экспозиции отпечатка освещенные участки меняют цвет с желто-зеленого на черно-синий, когда интенсивность цвета в тенях перестанет увеличиваться, экспозицию можно прекратить. В светах (в тенях негатива) бумага по-прежнему будет окрашена в желто-зеленый цвет.

Промывка и сушка

После сушки переложите еще чуть влажный отпечаток чистой белой бумагой и положите под пресс досыхать и распрямляться.

В процессе промывки изображение будет ослабляться, поэтому если Вы переэкспонировали отпечаток, Вы можете ослабить его более длительной промывкой.

Тонирование

Давайте рассмотрим самый простой способ тонирования отпечатка чаем. Лучше всего тонировать только что промытый еще влажный отпечаток, тонирование сухого отпечатка займет больше времени.

Какой чай взять? Чай должен давать насыщенный красно-коричневый цвет. Заварите чай в чистой воде и посмотрите, каков цвет настоя. Листовой Lipton дает неплохой цвет, но вполне подойдут и дешевый мелколистовой чай orange pekoe broken или крупнолистовой orange pekoe. Заварите 50 гр чая в 1 литре воды, дайте настояться. В заварку добавьте чайную ложку соды – это усилит цвет и щелочность среды.

Отпечаток можно обесцветить перед тонированием погружением его на 2 - 4 минуты в горячий слабый раствор пищевой соды. Слабощелочная среда обесцветит изображение, из синего оно превратится в слабо-желтое. После этого погрузите отпечаток в горячий настой чая на 30 - 40 минут. Можно тонировать и дольше, в зависимости от нужной Вам интенсивности тона.

Можно тонировать в зеленом чае (или смеси черного и зеленого чая) с содой, тогда изображение будет в тенях черно-синим, а в светах приобретет слабый зеленовато-желтый тон.

Отпечатки, тонированные чаем, вполне устойчивы к свету. Чай тонирует как само изображение, так и фон, при этом яркость отпечатка понижается, но контраст может и увеличится за счет заметного потемнения в тенях.

Ключевые моменты процесса

Интересно, а что же нельзя снимать для цианотипии? :)

Ссылки

Дудкина Екатерина Владимировна

Цель проекта: получить опытным путём различные фотоотпечатки без применения фотокамеры, используя метод цианотопии

Задачи исследования:

- изучить историю возникновения фотографий;

- сравнить методы получения первых фотографий;

- изучить цианотипию;

- получить свои неповторимые снимки, фотоотпечатки методом цианотипии.

Гипотеза: при наличии необходимых материалов и создании определённых условий возможно получить фотографии методом цианотипии

Методы исследования: изучение литературы по данное проблеме, поиск Интернет – ресурсов, наблюдение, сравнение

Актуальность проекта заключается в том, что можно не только любоваться чужими фотографиями, но и создавать свои. Можно разнообразить свой досуг и проводить время с пользой.

Объект: фотоснимок

Предмет: процесс создания фотоснимка

Практическая значимость проекта состоит в создании уникальной авторской фотографии, используя метод цианотипии. Это способствует развитию воображения, мышления, учит видеть прекрасное и передавать детали.

ВложениеРазмер
ИЗУЧЕНИЕ ЦИАНОТИПИИ КАК ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ ПОЛУЧЕНИЯ ФОТОГРАФИИ БЕЗ КАМЕРЫ 47.25 КБ

Предварительный просмотр:

IX МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ИЗУЧЕНИЕ ЦИАНОТИПИИ КАК ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ ПОЛУЧЕНИЯ ФОТОГРАФИИ БЕЗ КАМЕРЫ

Автор: Зотов Антон Андреевич,

Дудкина Екатерина Владимировна,

учитель начальных классов,

ГЛАВА I. Цианотипия – фотография без фотокамеры …..…………………. 3

1.1. История возникновения фотографии………………………………………… 4

ГЛАВА II. Цианотипия. Печать в домашних условиях ………….…………. 8

2.1. Домашняя фотолаборатория из подручных средств …………………….. 8

2.2. Приготовление рабочего раствора для цианотипии…………………………. 8

2.3. Создание светочувствительной бумаги……………………………………… 9

2.4. Создание определённого негатива для желаемого результата.……………… 9

2.5 Получение фотоотпечатка …………………………………………………….. 10

Введение

Трудно представить сегодняшний мир без фотографии. Она занимает огромное место в жизни современного человека. Без фотографий не обходится ни один праздник, ни одно путешествие, ни одно значимое в жизни событие. Думаю, я смело могу утверждать, что семейная фотография есть в каждом доме. С помощью фотографий мы можем вернуться в прошлое, изучить историю, перенестись в любую часть земного шара, познакомиться с тем, что нам неведанно. Фотография показывает нам красоту, эмоции и чувства. Благодаря фотографии, мы можем проиллюстрировать свои работы.

Фотоаппараты в современном мире, конечно же, значительно облегчают процесс запечатления настоящего. И мне очень стало интересно, как же получались фотоснимки в прошлом, какие для этого были нужны условия, можно ли самостоятельно сделать фотографию без фотокамеры. Этому и будет посвящена моя работа.

Цель проекта: получить опытным путём различные фотоотпечатки без применения фотокамеры, используя метод цианотопии.

Задачи исследования:

- изучить историю возникновения фотографий;

- сравнить методы получения первых фотографий;

- изучить цианотипию;

- получить свои неповторимые снимки, фотоотпечатки методом цианотипии.

Гипотеза: при наличии необходимых материалов и создании определённых условий возможно получить фотографии методом цианотипии.

Методы исследования : изучение литературы по данное проблеме, поиск Интернет – ресурсов, наблюдение, сравнение.

Актуальность проекта заключается в том, что можно не только любоваться чужими фотографиями, но и создавать свои. Можно разнообразить свой досуг и проводить время с пользой.

Предмет: процесс создания фотоснимка.

Практическая значимость проекта состоит в создании уникальной авторской фотографии, используя метод цианотипии. Это способствует развитию воображения, мышления , учит видеть прекрасное и передавать детали.

ГЛАВА I. Цианотипия – фотография без фотокамеры

1.1. История возникновения фотографии

Фотография в переводе с греческого языка - это рисование светом, светопись. В изобретение фотографии вложен труд ученых многих поколений разных стран мира.

В IVвеке, до нашей эры, первым открытием в истории фотографии было наблюдение, которое сделал древнегреческий мыслитель Аристотель. Он заметил, что свет, который проникает через узкое отверстие, может проектировать на противоположенной стене изображение в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, размерах и в перевернутом виде.

Приблизительно в Х веке арабский учёный-универсал Ибн аль-Хайсам описал свои опыты с камерой-обскурой. Ученым была установлена связь между четкостью изображения на стене и диаметром отверстия.

В Европе первое описание камеры-обскура появились в ХVI веке.

На следующем этапе необходимо было надежно закрепить изображение на плоскости химическим путем. Но если в оптике предпосылки для изобретения фотографии сложились много веков назад, то в химии они стали возможными только в XVIII веке. Целенаправленную работу по химическому закреплению светового изображения в камере-обскуре ученые и изобретатели разных стран начали лишь спустя столетие. Наилучших результатов добились известные теперь всему миру французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765—1833), Луи-Жак Манде Дагер (1787—1851) и англичанин Уильям Фокс Генри Тальбот (1800—1877). Каждый из них внес свой вклад в изобретение фотографии, но первенство сейчас все-таки оставляют за Ньепсом. Первые опыты Ньепса были в области литографии. Он изобрел новый метод - создание литографических клише из металла. Изображения Ньепс получал с помощью уже всем известной камеры-обскуры. Для фиксации изображения Ньепс использовал битум, растворенный в лавандовом масле. Этим составом он покрывал металлическую пластину с серебром или стекло, немного нагревал ее, чтобы битум равномерно растекся по поверхности. Затем помещал ее в камеру-обскуру, экспозиция, в которой длилась около восьми часов. Появившееся изображение сначала было нечетким, требовало окончательной проявки. В местах, куда попадал свет, битум становился твердыми и нерастворимыми, а остатки асфальта удалял с помощью кислоты и смеси масла с нефтью. Таким образом, на пластине появлялась картинка, в которой светлые места соответствовали неосвещенным частям объекта, а темные - освещенным. Так в 1826 году была получена первая фотография, которую Ньепс назвал гелиографией.

Это вид из окна его мастерской в Ле Гра.

Луи Жак Мандэ Дагерр концентрирует свое внимание на свойствах йодида серебра, способного изменять цвет под воздействием лучей света. Однажды он оставил серебряную пластину в шкафу с химикатами и заметил, что картинка на ней стала более четкой. Проведя опыты со всеми реактивами, он пришел к выводу, что проявить изображение помогли пары ртути. В качестве фиксирующего раствора, останавливающего и закрепляющего реакцию, Даггер использовал обычную поваренную соль. Этот способ получения постоянного изображения назывался дагеротипией .

Это изображение аппарата "Дагеротип" , с помощью которого Дагер сразу получал позитивное, зеркально отраженное изображение на серебряной пластине:

7 января 1839 года на заседании Парижской Академии Наук было объявлено о его изобретении. Именно этот день считается официальной датой рождения фотографии . Дагеротипиями называли первые фотографии, а увлечение дагеротипией стало всеобщим.

Справа один из дагеротипов, сохранившихся до наших дней. Обратите внимание на царапины - следы от "затирания" пластин.

Говоря о зарождения фотографии, справедливо будет отметить имя англичанина Bильяма Генри Фокса Тальбота. Им за основу была взята не металлическая пластина, а бумага, которую Тальбот сначала пропитывал азотистым серебром. Потом он понял, что соединения серебра и йода обладают большей светочувствительностью, а излишек калия способен остановить процесс. Поэтому для фиксации изображений он стал использовать не поваренную соль, а калиевую.

Главным вкладом Тальбота в историю развития фотографии является изобретение негатива. При помощи воска Тальбот сделал бумажный негатив прозрачным. Это открытие дало мощный толчок в развитии фотографии, поскольку дагерротипы изготавливались только в одном экземпляре. Поначалу качество бумажных фотографий уступало качеству изображений, полученных на серебряных пластина. Достижения Тальбота не получило достаточного признания, но будущее все-таки было за ними. Ведь с негативов Тальбота можно было получить неограниченное число копий. Получение бумажных негативов изобретатель называл калотипией (калотипии от греч. слов kalos — прекрасный и typos — отпечаток).

Через девять лет он разработал метод мгновенной фотографии и запатентовал его.

1.2. Процесс цианотипии

Наряду с дагеротипией и калотипией в XIX веке появлялись множество других технологий получения фотоотпечатков, которые применялись на заре развития фотографии. Различия заключались в применении в фотохимических реакциях солей серебра, платины и железа. Совершенствуя методы получения фотоотпечатков, ученые продвигали фотографию, делая ее более доступной и интересной широкому кругу людей.

Разработанный Гершелем способ монохромной фотографической печати получил название цианотипия.

Цианоти?пия — бессеребряный фотографический процесс, дающий при фотопечати изображение голубого оттенка.

Суть процесса в том, что смесь растворов ферроцитрата аммония на свету дает нерастворимое соединение, так называемую "берлинскую лазурь" ("турнбулева синь", "прусский голубой"), которая и создает изображение на отпечатке. Закрепление фотоизображения обеспечивалось простым промыванием фотоотпечатка в проточной воде. Отпечатки, полученные таким способом, обладали характерным ярко-синим цветом в полутонах и тенях. До 70-х годов XIX века цианотипия применялась главным образом ботаниками для получения фотограмм растений, затем - фотографами для получения тестовых позитивов. В первой половине XX века она была самым распространенным способом копирования чертежей (так называемые "синьки"). С помощью цианотипии была напечатана первая в мире иллюстрированная фотографиями научная работа. Это была книга Анны Аткинс (Anna Atkins, 1799-1871) - "Водоросли Британии: цианотипийные отпечатки" ("British Algae: Cyanotype Impressions"). Книга была напечатана частями в период с 1843 по 1853 год и содержала 424 полученные фотографическим способом иллюстрации.

Анна Аткинс - выдающаяся английская учёная, ботаник и иллюстратор, одна из первых женщин-фотографов. Она была хорошо знакома со многими английскими учеными своего времени: Уильямом Тальботом и астрономом Джоном Гершелем, разработавшим новый метод печати фотографий, получившим название цианотипия.

Анна сразу же оценила важность фотографии для науки и стала активно ее использовать. Она получала свои иллюстрации так называемым "бескамерным способом". Для создания отпечатков, водоросли размещались на листе, покрытой солями железа бумаги, а затем производилось экспонирование лучами солнечного света. После этого она промывала бумагу водой и получала белое изображение водорослей на голубом фоне.

Простота и дешевизна процесса быстро обеспечили цианотопии популярность у фотографов того времени. Это был относительно простой, одноступенчатый процесс с использованием реактивов, которые были доступны и дешевы. Также цианотопия позволяла печатать на самых разных материалах, в том числе на ткани или даже дереве.

В середине 1980-х фотограф и технолог Майк Вер (Mike Ware) придумал свой вариант цианотипии, для которого использовались немного другие химикаты. И этот процесс стали использовать в художественных целях. Он стал популярен среди фотографов.

ГЛАВА II. Цианотипия. Печать в домашних условиях

2.1. Домашняя фотолаборатория из подручных средств

В качестве основы можно использовать бумагу, ткань, дерево, керамику. Цианотипией можно заниматься в домашних условиях, не имея для этого специальных устройств, и экспонировать прямо на улице или с помощью ультрофиалетовой лампы, изображение будет проявляться под воздействием лучей.

Для создания фотоотпечатков методом цианотипии необходимо:

  1. Cоблюдать технику безопасности.
  2. Подготовить рабочее место. Так как данный эксперемент проводится с химическими реактивами, необходимо застелить стол бумагой, чтобы не испачкать и не испортить его поверхность. Нужно одеть защитные перчатки.
  3. Приготовить реактивы и оборудование: цитрат аммония, хлорное железо, гексацианоферрат калия, пипетку Пастера, акварельную бумагу 10,5 х 14,5 см, хлопчатобумажную ткань, рамку для готовой работы, губку, стакан, одноразовую ложку, засушенные растения, кружева, негативы, а также ультрофиолетовую лампу, или дневной свет. (Приложение 1)

2.3. Создание светочувствительной бумаги

Это должна быть специальная акварельная бумага или ткань из хлопка, которая выдерживает длительное намокание без потери прочности и размеров. В цианотипии бумага оказывает большое влияние на конечный результат!

Приготовленная эмульсия из двух исходных запасных растворов наносится на бумагу специальной губкой или широкой кистью по поверхности листа одним тонким слоем. Раствора нужно совсем чуть-чуть, так как на листе не должно оставаться жидкости. Выполнять это нужно при тусклом освещении. Для этого мне понадобилась специальная электрическая лампа красного цвета. Затем необходимо убрать бумагу в тёмное место для просушки на 1 час. После высыхания бумага, на которую нанесли эмульсию, становится чувствительна к свету. Хранится такая бумага в тёмном месте несколько дней. (Приложение 4)

2.4. Создание определённого негатива для желаемого результата

Цианотипия является контактным способом печати вследствие своей низкой чувствительности. Из-за чего этот процесс требует негатива такого же размера, как и конечный отпечаток.

Негатив для фотограммы можно изготовить с помощью любого плоского предмета с прозрачными или мало прозрачными для ультрофиолета (солнечного света) участками. Подходящими свойствами обладают засушенные растения и листья, птичьи перья, крылья бабочек, кружева. Для этого необходимо разместить их на листе. (Приложение 5)

Также я подготовил несколько негативов с помощью компьютера. Я взял фотографии, преобразовал их с помощью специальной программы в негативы, распечатал на обычной бумаге, и, чтобы светлые участки стали прозрачными, промаслил их растительным маслом, бумага стала пропускать свет. (Приложение 6)

2.5 Получение фотоотпечатка

Для получения результата необходимо негатив поместить на подготовленный лист бумаги и закрепить под стеклом зажимами. Я пользовался фоторамкой.

Цианотипия — аналоговый способ печати фотографий с любых негативов. Кроме фото, цианотипией можно делать фотограммы, наносить изображение на ткань и другие поверхности.

Цианотипия — это просто, недорого и увлекательно. Минус я нашла только один — невозможно остановиться.

Цианотипия печатаем фотографии на акварельной бумаге, фото № 1

Для печати вот такой картинки вам понадобится: железо лимонно-аммиачное зеленое, феррицианид калия, дистиллированная вода, мерная емкость, емкости для хранения растворов, широкая кисть и акварельная бумага.

Цианотипия печатаем фотографии на акварельной бумаге, фото № 2

Реактивы относительно безопасны, но лучше на вкус не пробовать :)

Высыпать реактивы каждый в отдельную емкость и добавить по 100 мл дистиллированной воды, емкости подписать лучше заранее.

Цианотипия печатаем фотографии на акварельной бумаге, фото № 3

Размешивать стеклянной или пластмассовой палочкой до полного растворения реактивов. Полученные растворы реагируют при смешивании, поэтому палочку либо брать для каждого раствора свою, либо мыть и вытирать насухо перед погружением во второй раствор.

Цианотипия печатаем фотографии на акварельной бумаге, фото № 4

Затем взять емкость для смешивания растворов, широкую кисть и акварельную бумагу.

Отмерить шприцами равное количество запасных растворов. Шприцы лучше тоже подписать.

Цианотипия печатаем фотографии на акварельной бумаге, фото № 5

На лист А4 хватает двух миллилитров рабочего раствора (раствор А 1 мл +раствор Б 1 мл).

Цианотипия печатаем фотографии на акварельной бумаге, фото № 6

Готовый рабочий раствор нанести на бумагу, лучше это делать при неярком электрическом свете. Бумага при этом окрашивается в светло-зеленый цвет. Здесь цвет получился сине-зеленый, так как наносился раствор при ярком свете, и реакция началась уже в процессе смешивания растворов. Бумагу просушить в темном месте в течение часа.

Цианотипия печатаем фотографии на акварельной бумаге, фото № 7

Пока бумага сохнет, приготовить негатив, рамку для экспонирования и канцелярские зажимы. Негатив можно взять из старого фотоальбома, а можно сделать самостоятельно, об этом я расскажу отдельно. Если нет негатива, то на лист, покрытый раствором, можно положить веточки и листочки, получится фотограмма.

Цианотипия печатаем фотографии на акварельной бумаге, фото № 8

Негатив поместить на подготовленный лист бумаги и закрепить под стеклом зажимами. Для экспонирования поместить либо под ультрафиолетовую лампу, либо вынести на солнце. Время экспонирования подбирается индивидуально, обычно около 20 минут.

Цианотипия печатаем фотографии на акварельной бумаге, фото № 9

Через 20 минут извлечь отпечаток, выглядеть он будет примерно так.

Цианотипия печатаем фотографии на акварельной бумаге, фото № 10

Промыть отпечаток в холодной проточной воде. Время промывки — 5-10 минут и повесить на просушку.

Этот метод печати был изобретен в 19 веке, он достаточно прост для применения, недорог и очень красив. Цианотипией можно не только печатать картинки на стену, можно делать открытки, раскрашивать футболки, печатать на стекле, на дереве и даже на стене.


Новогодние праздники — идеальная пора попробовать себя в чем-нибудь новом, например, альтернативной печати.

Мы провели сугубо субъективное исследование и выяснили — зиме особенно к лицу цианотипия!

Эта техника не только чрезвычайно красива. Её также использовали в своё время главные архитекторы мира.

Прикоснёмся на мастер-классе к процессу создания великой архитектуры через альтернативную печать.

— Звучит интересно! Но расскажите подробнее, что это такое?
— Конечно, рассказываем!

160 лет назад астроном, фотограф, оратор и сэр Джон Гершель изобрел способ копирования своих чертежей и рукописей.
Из-за химикатов, которые он использовал, цвет отпечатков был синим.

Эта идея очень понравилась многим мировым архитекторам.
И на долгое время цианотипия стала стандартом копирования архитектурных и инженерных чертежей.

Копии архитектурных чертежей до сих пор так называют, хотя технология изменилась и они теперь ч/б.


Цианотипия оказалась еще и очень красивой!

В этом плане она приглянулась фотографам и мастерам альтернативной печати.
Отпечаток получается удивительных оттенков синего: от нежно-голубого до насыщенно-синего .

Любая графика или печать выцветают со временем

Но у цианотипии есть одно удивительное свойство — она может восстанавливать свою яркость и насыщенность. Достаточно положить ее в тёмное место и она снова станет как новенькая!

Расскажет всё самое интересное о технике и научит нас создавать красивейшие отпечатки художница Татьяна Зайцева.

С собой вы заберете сделанную в технике цианотипии открытку и загрунтованную заготовку — с ней вы сможете продолжить эксперименты дома.

Читайте также: