Как сделать чум из бересты
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное общеобразовательное учреждение
(Мастер - класс)
Салиндер Алма Ивановна воспитатель
МОУ «Школа-интернат среднего
- Образовательная: познакомить с понятием сувенир, сувенирное изделие;
продолжить работу по обучению технологии аппликации из фетра, сукна, безопасным способам и приемам работы с режущими предметами.
- Развивающая: развивать художественно-творческие способности и самостоятельность на основе организационно-практических умений.
- Воспитательная: воспитать уважение к народному промыслу, привить навыки культуры труда и воспитание художественного и эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
1. Воспитанник должен знать: традиции ненецкого народа; технологию выполнения ненецкого сувенира; охрану труда при ручных работах и работе с режущими и клеящими предметами.
2. Воспитанник должен уметь: организовать рабочее место; работать по плану; анализировать свою работу.
Формирование УУД:
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цель, создавать алгоритм деятельности для решения проблемы.
Регулятивные: уметь анализировать свою работу, уметь работать в парах.
Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные: умение применить свои знания на практике.
Ход мастер - класса
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. (Эмоциональный настрой) Теперь нам надо поздороваться друг с другом.
Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Занятие нам начинать пора!
Вы друг другу помогайте,
На вопросы отвечайте,
Всю работу, что вам дам поделите пополам, ( при работе в парах ).
- А какое занятие сегодня будет, вы должны догадаться сами.
Нам надо отгадать загадку, чтобы узнать, тему мероприятия.
Дети, отгадайте загадку:
В доме есть одна стена,
Очень круглая она.
До того она кругла –
Ни единого угла! (Чум)
- Что это такое? (ответы детей).
- Как вы догадались?
Воспитатель: Попробуйте сформулировать тему нашего мероприятия.
Воспитанники: Изготовление сувенира ненецкого - чумика.
Что такое чум? (ответы детей).
Чум - это жилище (дом) ненцев.
- Как вы думаете, чум ставят или строят? (ответы детей)
- Как называется чум по ненецки? (Мя)
Воспитанница: Нядонги Диана
Уклад жизни тундрового населения, обеспечивающий полноценное существование в экстремальных условиях Крайнего Севера, основывается на фундаменте многовековых национальных традиций. Психология заключается в духовном и физическом единении с окружающей средой. Ненцы в борьбе с суровой природой за выживание сохранили богатые традиции и обычаи своего малочисленного народа. Кочевники Ямала в течение всего года перемещаются (или каслают) со своими стадами с пастбища на пастбище. Уже тысячи лет оленеводы в своих касланиях используют чумы - мобильные жилища в форме конуса, состоящие из шестов, покрытых оленьими шкурами (зимой) или более легкими материалами (летом). Конструкция чума проста, но ее нельзя назвать примитивной: она придумана так, чтобы идеально работать в суровых условиях арктического кочевья.
- Сколько шестов надо, чтобы поставить чум? (30 – 50 шестов)
- Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют, как? (симзы.)
Воспитанница: Нядонги Алёна
На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи покровители очага, семьи и рода. Так же там хранятся все семейные сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны только для главы дома, а для других членов - неприкосновенны.
Воспитатель:
- Как называется место для женщины? (не), оно находится напротив си, у входа. Здесь она занимается всеми домашними хлопотами.
- Для изготовления сувенира - чумик потребуется картон, сукно, фетр, кусочки меха, бисер, цветные ленточки и т.д.
Повторение правил техники безопасности на рабочем месте:
- При выполнении работы нам необходимо соблюдать технику безопасности.
- Поэтому давайте повторим правила работ с режущими и колющими инструментами.
- При выполнении работы колющими и режущими инструментами нельзя поворачиваться к соседу, направлять в голову сторону, бросать инструменты, подносить к лицу и другим частям тела.
- Передавать только тупыми концами вперед. Аккуратно пользоваться клеевыми составами, не пачкать одежду, руки и изделия.
Практическая часть.
1. Вырезать из сукна или фетра по шаблону две половинки чумика.
2. Каждую половинку чумика, начинаем оформлять по своему усмотрению и вкусу.
3. Две половинки нашего чумика пришиваем друг другу, оставляя небольшое отверстия для заполнения ватой или синтепоном, затем аккуратно всё прошивается.
Самостоятельное декоративное оформление чумиков .
Каждому воспитаннику, предоставляется творческая самостоятельность в декоративном оформлении чумика в соответствии с замыслом. Это следует сделать, каждому самостоятельно и по своему вкусу.
Физминутка необходима на каждом мероприятии, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление работоспособности.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше - выше подтянулись.
Ну - ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Ещё раз подтянулись, встряхнули руки.
Сели все на свои места, продолжаем дальше работать.
Воспитатель может предложить некоторым воспитанникам (или всей группе), в зависимости от особенностей группы, выполнить чумики самостоятельно по технологической карте, начиная с первого этапа.
Вот и готов наш чумик. Мы научились делать маленькую копию ненецкого чума. У нас и наших детей появилась еще одна возможность приобщиться к народной культуре. Сделанная своими руками игрушка - сувенир, никогда не надоест, может служить как украшением интерьера и быть подарком -сувениром, для родных и близких.
Через создание таких игрушек дети постигают свои корни.
Теперь вы должны оценить свою работу.
- Кто считает, что работал в полную силу и у него все получилось, покажите первый смайлик.
- Кто хорошо работал, старался, но не все получалось, покажите второй смайлик.
- Кому нужна была помощь, покажите третий смайлик.
Подведение итогов.
Воспитатель: Как звучала наша цель мероприятия? (ответы детей)
Воспитатель: Цель достигнута? (ответы детей)
По этой технологии можно сделать другие предложенные варианты чумиков. Все зависит от вашей фантазии.
- Что нового узнали на занятии?
- Чему научились на занятии?
Сегодня мы изготовили сувениры своими руками. Я надеюсь, вам понравилось работать с такими материалами как, сукно, фетр, бисер, тесьма с национальными узорами.
А теперь давайте посмотрим на ваши чумики. Вам нравятся они? Действительно, каждая хороша по - своему. Вы молодцы!
Использованная литература:
Загорелся сшить себе типи. выкройки нашёл в нете, пообщался с человеком, который в такой штуке охотился много сезонов.
Но! взялся шить и появились вопросы.
У кого есть опыт общения с подобным сооружением? Хотелось бы обсудить подробнее элементы конструкции и размеры.
первые вопросы: есть ли крепление в верхней части конуса между клапанами? если есть, то как его крепить на высоте?
кто какую печку, очаг или рефлектор для огня использует?
Ни разу такую штуку не ставил. Вот, картинки нашёл, может пригодятся?
классная ссылка!
огромное спасибо, подчерпнул для себя новое про поддув воздуха в очаг через траншею.
Уважаемый 14771 (Сергей? )!
Расскажу по порядку.
Принимал на охоте родного дядьку. Живёт он далеко, на охоте мы с ним первый раз. Тк. у нас начался перелёт чёрной утки, наша изба была заполнена друзьями. Шуму нам не хотелось, хотелось общения и негромкого отдыха, потому заночевали на берегу водохрана у костра (под северным ветром с мокрым снегом).
Тут он мне и поведал, что долгое время ездил к другу на охоту в Ноябрьск. Охотились они именно с типи. Типи сшит из чего то типа болони или плащёвки. 3 мтра в диаметре, 2,7 м в высоту. Открылки 1х0,5 м. Общий вес - шкуры -до 5 кг. В качестве очага использовали рефлектор с искро- пламягасителем из мелкой сетки, размер 0,5 (длина) х 0,3 (высота =дверка) х 0,3 (ширина) метра (масса - до 1 кг).
Охоты у них были многодневные, с ежедневными длительными переходами.
Говорит, что в межсезонье типи однозгначно лучше палатки, но хуже избы (зато мобильно).
Вот я и загорелся такой штукой. Осметил пилотный проект на диаметр 3 метра (2-3 местный). С рефлектором - не более 3 тыс рублей получается.
Понятно, что буду делать типи на замках и из лёгких тканей, но конструкцию хочу брать проверенную веками.
По поводу времени установки - поставлю со временем несколько станов, буду оставлять на них шесты и дрова, думаю со временем наиболее удачные становища обживутся и сократят время подготовки к ночёвке.
А что такое полог и экран?
Можно чуть подробнее об их назначении?
Уважаемый Олег 545, огромное спасибо за ссылку.
Загорелся сшить себе типи. выкройки нашёл в нете, пообщался с человеком, который в такой штуке охотился много сезонов.
Но! взялся шить и появились вопросы.
У кого есть опыт общения с подобным сооружением? Хотелось бы обсудить подробнее элементы конструкции и размеры
Гыыы. Зато много дыма. Вообще прикольно. Если с чумом кочевал, никогда ничего подобного не захочется.
А если по делу - четырехместная палатка и печка будут весить столько же, счколько "шкура" для типи из парусины. Замечу, что не зря, совсем не зря, эти сооружения при появлении полноценных палаток сошли на нет, и сами аборигены тоже стараются использовать те же палатки (особенно зимой).
Так что в плане увеличения жизненного опыта - познавательно. Прикладной же аспект - сомнителен.
Приветствую, Михаил!Как думаете, стоит утеплять стенки палатки различными навесными пологами из более теплой ткани(флис, фланель,сукно)?У нас тут продают "геологички"-есть варианты с "утеплителем"и без него. Для стационарного лагеря в лесу. Или-проще обтянуть палатку пленкой ПВХ?
полиэтилен снаружи гремит на ветру
подстежка набирает конденсати смерзается с основной парусиной
и то и другое теплее просто палатки
"Наши недостатки есть продолжение наших достоинств"
КМК,
если на себе не заносить- подстежка лучче
не люблю- когда из палатки нисего не слышно
скорее первое, и это не шутка. и копыта слышно, и лай собак
брезентовая усиливает звук как мембрана, а саму ее на ветру не слышно
двойная глушит а пленка шуршит
14771 писал(а): да, если дрова сырые. или неправильно по ветру поставлена. если дрова нормальные то дыма нет вообще. во всяком случае в жилой зоне. наверху, где вещи комтятся дым конечно есть. Но даже если дымно, но подбросив несколько хороших веток, типа сухих сосновых с хвоей, дающих сразу большой огонь, сразу от дыма избавишся. вот тут и начинаешь понимать прелесть большого типи. в маленьком легко попалить покрышку. вообще дымно при маленьком костре, при нормальном, дыма мало.
Ну, я видел прожжёную искрами покрышку из ЛОСИНЫХ ШКУР, которые чуть ли не в палец толщиной у ламутов на Ини. В урасе диаметром метров пять. Должен сказать, что вершиной вот такого жилища с костром в середине, надо, наверное, на Севере считать ярангу - они бывают огромными - метров до десяти и больше. И сдымом внутри всё равно всё в порядке.
А зимой те же чукчи в палатках с печками кочуют. Лет пятьдесят уже.
По моему опыту, оленеводы ставят на всем маршруте каркасы, но не из трех жердей, как кто - то сказал, возят с собой брезент ( легче шкур ) и накрывают им каркас от каркаса. Внутри - костер, дым уходит, никаких проблем. Недавно меня по ошибке занесло на Новом Арбате в попсовый магазин Экспедиция. Те, что всякое китайское дерьмо продают со своим логотипом. Выпускают они журнал с аналогичным названием: Экспедиция. Взял там несколько изданий и обнаружил, что они продают чум из супер - пупер материала и отдельно - печку для него. Цена не была указана.
svensk67 писал(а): По моему опыту, оленеводы ставят на всем маршруте каркасы, но не из трех жердей, как кто - то сказал, возят с собой брезент ( легче шкур ) и накрывают им каркас от каркаса. Внутри - костер, дым уходит, никаких проблем. Недавно меня по ошибке занесло на Новом Арбате в попсовый магазин Экспедиция. Те, что всякое китайское дерьмо продают со своим логотипом. Выпускают они журнал с аналогичным названием: Экспедиция. Взял там несколько изданий и обнаружил, что они продают чум из супер - пупер материала и отдельно - печку для него. Цена не была указана.
Ниже тема про чум.
Там, где я работал (а с оленеводами я пару лет кочевал), они возят каркасы с собой на грузовых нартах. Там, где проходимость плохая, и олени только тягловые, используют шесты от чума как волокушу. На нее грузят все, что есть, и ее тащат олени по болоту/кочкам.
Ну и яранги/чумы используются лишь на долговременных стоянках, и, по преимуществу, летом (в том числе, и из-за дыма - он прогоняет бОльшую часть комаров - не всех, а в нижнеколымской низменности вообще их особо не прогоняет).
Зимой, как я уже писал, стараются жить в палатках.
Доброго времени суток.
Сшил по выкройкам типи, попробовал поставить.
Отчёт:
диаметр 3 метра.
ставил один, по времени незначительно меньше часа (минут 40-50).
вход на замках.
клапана-крылья - то польза.
первые впечатления - получился усовершенствованный тент для ночёвки у костра.
про тонкости - позже.
объём в походном положении - 3-х литровая банка, вес (без жердей ) - 2,7 кг.
испытание на "выход дыма". Клапана однозначно позволяют вытягивать дым при ветре, в штиль дым опускается вниз, но при малейшем дуновении его очень быстро высасывает.
подробнее:
глвное моё впечатление - моя конструкция не создаёт впечатления жилья. Я бы назвал это как лёгкое переносное приспособление для ночёвки на природе в межсезонье.
- сразу предполагал неиспользование пологов и дополнительных клапанов. Похожу, попробую, а там посмотрим. Полога увеличят вес и сведут на нет плюсы небольшой массы.
- шил из хб+синтетика, главным образом, подбирал цвет, а не ткань. Можно было бы сшить из пропитанного шёлка, но в достаточном количестве в магазинах города был только ярко-голубой шёлк. А тк конструкция сия первая в наших лесах, она привлечёт внимание аборигенов. а нафига мне шутки про голубые ели. из шёлка при том же размере уложился бы в 1,5- 1,8 кг.
- использование молний на входе очень удобно. под клапанами над молнией - два шнурка. При постановке связал шнурки, чтобы на молнию была поменньше нагрузка.
- очень важный момент - плотное прилегание ткани к грунту. Для этого нашил петли для растяжек (на фото их пока нет) на расстоянии 10 см от земли и на расстоянии 50 см друг от друга. снизу юбку из ткани можно будет присыпать снегом или опадом. Это вместо экрана.
- для огня сделаю рефлектор-мангал. Сделаю, использую - тогда выложу конструкцию и отзыв. Вообще мужик, который рассказывал мне про чум, сказал, что рефлектор должен быть оборудован мелкой сеткой для искрогашения. Тогда проблем с прожигом не будет.
- вот вопрос - зачем париться над дырками от искр, когда в дыру дымохода по размеру может пролезть нетолстый, но крупный человек? её размер - треугольник 40см х 1м х 1м. Кстати, в ходе испытаний жёг костёр часа три, но ничего не прожёг. Правда пионерских костров не разводил.
- в типи реально тепло даже при маленьком костре и тлеющих углях. Но спать наверное лучше на кровати из жердей. Лучше, думаю, на пенке, вполне можно и без спальника.
- места в 3-х метровом с костром достаточно для ночёвки 3-х человек и их рюкзаков.
Эти фото были сделаны ещё осенью. Тогда в Центре традиционной культуры Среднего Урала была выставка, посвящённая народам Севера. В выставочный зал на Чапаева привезли из Салехарда много разных предметов быта, которыми пользовались северные народы. А главными экспонатами были два чума. Летний и зимний.
Северные народы постоянно кочевали вслед за стадами своих оленей. Кочевали и зимой, и летом. И постоянно возили с собой свои домики-чумы. Летние чумы были сделаны из бересты, зимние - из оленьих шкур.
Берестяной летний чум - экспонат уникальный. В отличие от зимнего, "шкурного". Уникальный потому, что подобных чумов уже не делают. Береста - это материал, требующий большого труда. Надо её нарезать, расслоить, а потом сшить оленьими жилами небольшие берестяные кусочки в огромное полотнище. Это полотнище потом оборачивается вокруг конусообразного каркаса из жердей и привязывается к нему. Береста от времени и непогоды может стать хрупкой, трескаться при сворачивании. А сворачивать чум приходилось часто, при каждой перекочёвке. Кстати. И зимой, и летом ненцы ездили на нартах. Колёсных повозок у них не было. По сырой северной тундре так ездить было удобнее.
И когда цивилизация пришла в северные края, то оленеводы просто отказались от неудобной, да и легкогорючей бересты. Её заменили брезентом. И новые летние чумы теперь брезентовые. А этот берестяной чум остался как напоминание о временах древних. Береста на нём выветрилась и давно потеряла свой природный жёлтый цвет. Она стала серой, иногда даже серо-стального цвета. Берестяной чум теперь редко вывозят из Салехарда. Просто боятся тревожить, чтоб не рассыпался.
Для выставки в Екатеринбурге и летний чум, и зимний были сделаны гораздо меньше натуральной величины. Те чумы, в которых люди действительно живут, они и выше, и шире. Шире - для того, чтоб там поместилось несколько человек со всем скарбом. А выше - для того, чтоб дым от очага не лез в глаза людям, а был у них над головами. Потом дым вытягивался в центральное отверстие, которое оставляли над очагом.
Зимний чум по конструкции такой же, как и летний. Только его делали из оленьих шкур. Выделанные шкуры точно также сшивали в полотнища и обтягивали ими деревянный каркас. А для того, чтобы не мёрзнуть в холодные зимы, покрытие делали двухслойным. Прямо на снег бросали толстым слоем еловые ветки и тоже покрывали их шкурами.
Имущества в чуме было немного, потому что много ли увезёшь на нартах. Только самое необходимое. Из мебели - только низенький столик.Из посуды - только котёл, кружки, ложки. Здесь же, в чуме висела одежда оленеводов, их обувь и оружие. Тут же были и дрова.Теснота была страшная. И чтобы ночью не замёрзнуть, приходилось вставать и подкидывать дров в огонь. Добавляло "удобств" и то, что чум был разделён на мужскую и женскую части.
А ещё в древности существовало много странных бытовых поверий и обычаев. Например, женщине запрещалось переступать через мужскую одежду или охотничье снаряжение. Женщинам запрещалось лазить на крышу.И даже резать какую-то рыбу тоже запрещалось. Вроде бы щуку. С чем это было связано - сейчас люди и не припомнят.
Кочевники Ямала в течение всего года перемещаются (или каслают) со своими стадами с пастбища на пастбище. Уже тысячи лет в своих касланиях они используют чумы — мобильные жилища в форме конуса, состоящие из шестов, покрытых оленьими шкурами (зимой) или более легкими материалами (летом). Конструкция чума проста, но ее нельзя назвать примитивной: она придумана так, чтобы идеально работать в специфических условиях арктического кочевья.
Положите очажный лист в центре будущего жилища
Поставьте печь, уложите доски пола и циновки. Занесите столики
Зимой сбор чума занимает час или полтора, а летом — не больше 40 минут. Такой скорости удается добиться благодаря тому, что хозяйка всегда знает, в какой последовательности все устанавливать и на какой нарте лежит нужный элемент. Крупную мебель и печь всегда вносят еще до того, как начнут ставить каркас: так удобнее.
Установите два опорных шеста
В верхней части двух опорных шестов есть отверстия. В них продевается веревочная петля, и в нее вставляются верхушки других шестов. Те шесты, которые в петлю не влезают, кладут сверху. Нижние части шестов втыкают в землю или в снег. Подгнившие от времени части удаляют, так что по высоте торчащих из верхней части чума шестов можно определить его возраст: чем шест ниже, тем дольше он стоит.
Установите каркас, приставив к опорным шестам все остальные в определенном порядке. Поставьте печную трубу, а после этого священный шест — симзы
В каркасе — от 25 до 50 шестов: чем их больше, тем вместительнее чум. В среднем диаметр чума составляет около шести метров — это позволяет не только свободно умещаться одной-двум семьям, но и принимать до десяти гостей. Шесты устанавливаются таким образом, что порывы ветра прогибают их равномерно, и чум не валится набок, а прижимается к земле. Шест симзы Симзы — священный шест в чуме; в прошлом рядом с ним проводили камлания шаманов, гадания и другие ритуалы. стоит особняком от других шестов посередине чума и отделяет сакрально чистое место: помимо культовых предметов и инструментов для мужского ремесла, там хранят компьютеры, зарядки и иногда ставят экраны домашних кинотеатров. Нижняя часть шеста симзы ставится за очагом: вдоль него уходит дым через верхнее отверстие чума (зимой дым уходит по трубе буржуйки).
Подвесьте два горизонтальных шеста над очагом
К шесту симзы над очагом крепятся два горизонтальных шеста, а поперек них кладут железную жердочку: на эту жердочку вешают железный крюк для котла. Высота котла или чайника над огнем легко регулируется с помощью отверстий на верхнем конце крюка.
Занесите в чум постельные принадлежности и вещи первой необходимости
Чум приходится ставить при самой разной погоде (например, в пургу). Но если нет снега или дождя, после установки горизонтальных шестов над очагом кочевники заносят в еще не покрытый чум постельные принадлежности и вещи первой необходимости, чтобы потом не протискиваться с ними через входное отверстие.
Наденьте на каркас внутренние нюки (мехом внутрь), закрепите веревками
Растяните по каркасу внешние нюки (мехом наружу), закрепите веревками
Сзади чума, в месте, где сходятся края нюков, прислоните к чуму шест, а на него вертикально поставьте нарту
Нарту нужно прислонить к чуму для того, чтобы не разлетались края нюков. Для этого используют не любую нарту, а нуто: на ней перевозят шесты. Строгая специализация нарт (одни для нюков, другие для шестов и т. д.) и их строгий порядок в аргише (караване) — один из многочисленных приемов, которые позволяют чуму быть мобильным жилищем.
Присыпьте снегом подол чума по всей окружности
Одно из немногих дел при установке чума, которым всегда занимается не женщина, а мужчина. Подол чума присыпают снегом (летом — дерном), чтобы защитить его от сквозняков и дополнительно укрепить.
29.03.2011 09:18 |
Современный чум — Дю
Внутри чума слева и справа — спальные места.
В центре печь из листового железа, чайник и котел для приготовления пищи.
За печью расположено мал? — почетное место в чуме.
На мал? обычно приглашают сесть гостя. В отсутствие гостей на мал? сидит хозяин чума.
Справа и за печью (на мал?) видны кумаланы — традиционные коврики эвенков.
На заднем плане — керосиновая лампа и предметы быта.
На переднем плане справа — дрова, слева — кухонная утварь.
Строение дю (чума)
Сначала ставят остов чума из гладко обструганных жердей. Обычно это три, четыре жерди, [которые обвязывают вверху тонкими корнями или тальниковыми прутьями]. Затем на них накладываются другие жерди, тоже гладкие и без сучьев. Общее количество жердей от 26 и выше, в зависимости от размеров чума и количества людей, проживающих в этой семье.
Затем накрывают нижнюю часть чума покрытием (летом оно тонкое ровдужное или берестяное), предварительно привязав один конец покрытия к остову чума, а второй конец — после, натягивая его.
На концах покрытия имеются тесемки для привязок. После этого натягивают верхнюю часть покрышки, которая закрепляется жердочкой с обеих сторон покрытия. Обычно эти укрепляющие жердочки устанавливают на противоположной стороне от дверей.
Внутри чума расположение следующее:
слева от дверей находится женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами.
По бокам — постель хозяев. Здесь же находится место хранения одежды и других женских принадлежностей для шитья и других мелких работ в берестяных коробках или меховых сумках (игольницы, нитки из сухожилий, различные лоскутки, бисер, ножницы, дощечки для кройки меха и др.)
Справа от двери — место для детей или ближайших родственников.
[За костром, напротив двери, расположено место для гостей — малу], а когда их нет, место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимается своими мужскими делами: работает ножом, ремонтирует что-нибудь, заряжает патроны, чистит ружье, точит ножи и прочее.
Рядом с правой или левой стороны хранятся боеприпасы, другие необходимые для мужчин инструменты.
Летом в чуме костер обычно не разжигают, только кладут дымокур, а еду варят на улице у большого костра. Только в дождливую погоду, когда становится прохладно, иногда разжигают костер в чуме.
(в квадратных скобках примечание АК)
Источники: Монахова З.В. "Урикит инин. Жизнь стойбища". Красноярск: "Сибирский промысел", 2002.
Пикунова З.Н. "Картинный словарь эвенкийского языка". — СПб.: отд-ние изд-ва "Просвещение", 1999 — 191 с.
Читайте также: