Как сделать чтобы ребенок ел самостоятельно

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.09.2024

Этому научится каждый

Как организовать непосредственно обучение?

Чтобы ребенок быстрее и с меньшим количеством проблем научился есть сам, стоит усвоить ряд определенных правил и приемов, примерный перечень которых включает такие моменты:

Познакомьте с ложкой малыша как можно раньше, даже еще до введения прикорма. Этот предмет должен быть ему знакомым: лучше, чтобы он повертел им в руках, как погремушкой или кубиком, попробовал на ощупь и на вкус, постучал им – в общем, полностью освоил и привык. Тогда она не испугает его и не вызовет отторжения ни в момент отлучения от маминой груди, ни потом, когда нужно будет орудовать ею самостоятельно.

Купите пластмассовую посуду. Можно пользоваться и стандартной: металлической, керамической или подарочной серебряной. Но для совсем маленького ребенка она не очень подходят: такие ложки и тарелки могут показаться неприятными на ощупь, холодными, твердыми для нежных десен, тяжелыми. Важно, чтобы пластик был небьющийся, пищевой и без вредных красителей – об этом расскажут сертификаты качества у продавца.

Выберите детский набор. Подобная посуда максимально приспособлена для маленького ребенка: у ложки специальный хват под детские пальчики, у тарелки высокие края (а иногда даже присоски, чтобы ее нельзя было опрокинуть со стола!), кружка имеет две ручки, а вилка и нож не острые, чтобы не пораниться. Ну, и конечно, такая посуда обычно сделана яркой, с привлекательными узорами и рисунками, чтобы заинтересовать чадо.

Подготовьте место. Ни у одного ребенка не получается донести суп или пюре из тарелки до рта целыми ни с первого, ни со второго, ни даже с десятого раза. Поэтому будьте готовы, что поначалу они будут буквально везде! И место для кормления лучше сразу подготовить к последующей уборке: застелите стол, детский стул и пол клеенкой, уберите все ценное и боящееся влаги, отодвиньтесь от обоев, захватите набор салфеток.

Выберите момент. Хотя родители должны стараться приучать свое чадо к определенному распорядку дня, заставлять есть, когда у него нет желания, не стоит. Особенно это критично для обучения пользования посудой. Если ребенок не голоден, он не будет всерьез воспринимать этот процесс: он для него станет или игрой, или просто вызовет негативную реакцию. Потому учите тогда, когда он реально хочет есть, не болеет и готов к новому.

Покажите пример. Возьмите ложку, зачерпните ею еду, поднесите ко рту малыша или собственному, комментируя каждое свое действие (даже если малыш еще не говорит). Затем предложите ребенку попробовать повторить все это самому. Очень приветствуется поддержка: помогите его пальчикам обхватить и удержать ложку, направьте детскую ручку к его рту – и спустя десяток-другой-третий повторений он поймет, что от него хотят.

Пресекайте игры. Поиграть с ложкой можно было во время знакомства, но не сейчас – ребенок должен усвоить это правило железно. Потому мягко, но очень настойчиво останавливайте, когда он пытается опрокинуть ложку, плюхнуть ею по супу, разлить все на пол или запустить в маму с папой. А еще следите, когда он наестся, чтобы остановить обучение – именно в этот момент еда для него может превратиться в игру, а он сам закапризничать.

Создайте ритуал. Чтобы малыш относился к правилам питания серьезно, превращайте еду в ритуал. Для этого можно украшать еду (выкладывать в тарелке из нее, например, смешные рожицы), собирать всю семью за обеденным столом, вместе накрывать и убирать со стола (в том числе пролитое) – это повысит уровень ответственности ребенка за свои действия. И, конечно, приучите мыть руки перед едой и вытирать рот после.

Обсудите обучение с семьей. Все, кто имеет допуск к кормлению малыша (мама, папа, бабушки с дедушками, старшие братья и сестры), обязательно должны быть в курсе происходящего обучения. Иначе в какой-то момент ребенок попросту начнет лениться: ведь зачем учиться есть самому с мамой, если та же любимая бабушка и так накормит его с ложечки сама, не требуя от него повторения сложных процедур?

Не торопите события. Начинайте с ложки, а вот с чашкой, вилкой и ножом можно повременить. Так, чашку выдавайте, когда малыш освоил бутылочку (показав, как надо прислонять ее к губам и поддерживая ее в первое время, чтобы он не захлебнулся), вилка доступна к 1,5-2 годам (при этом нужно обратить внимание на оба способа ее использования: и подхват гарнира, и накалывание кусочков еды), а нож – уже после 2-3 лет.

Не навязывайте правила. Помните: ваша конечная цель – чтобы ребенок ел сам. А вот как он будет это делать, в принципе неважно: главное, чтобы было чисто и сухо вокруг. Потому если ему удобнее держать ложку немного иначе, чем вы показали, это не имеет значения. Тем более не заставляйте есть правой рукой – даже если он правша (про левшу и говорить нечего), он сам определит, как ему сподручнее расправляться с этими приборами.

Хвалите! Для маленького человечка очень важно слышать высокую оценку своей деятельности. Потому любое его достижение в вопросе обучения самостоятельному питанию должно отмечаться и поощряться. Конечно, перехваливать не стоит, но радость мамы с папой от того, что он научился держать ложку и не пролил ничего на пол, поднимут его самооценку и заставят еще активнее осваивать премудрости этого дела.

Отходите в сторону. По мере успехов в процессе обучения важно начать постепенно давать ребенку все больше и больше самостоятельности. И это нужно делать постепенно. Сначала вы держите его ручку с ложкой, потом помогаете только в сложных или критических ситуациях, затем лишь сидите рядом во время еды, а уже годам к 3-4 вообще следите за всем процессом одним глазом, занимаясь на кухне своими делами. Ведь он уже ест сам!


И напоследок об этикете. Согласитесь, совсем маленькому ребенку без толку объяснять, как нужно себя вести за столом в приличном обществе, почему нельзя есть руками, ковыряться в еде, выплевывать прожеванное и отрыгивать, зачем нужно желать окружающим приятного аппетита и т.п. Все это станет более-менее актуальным к 2-3 годам, когда малыш уже адекватно воспринимает сказанное родителями. Но это ни в коем случае не означает, что в более раннем возрасте нельзя уделять этому внимания! Произносите эти правила, аккуратно корите, когда он сделал что-то не так, и, конечно, подавайте собственный пример.Глядя на вас, ребенок быстрее освоит необходимые нормы поведения!

Шалунова Анастасия Ивановна

— Анастасия Ивановна, поговорим о том, как научить ребенка жевать и глотать пищу в твердом виде. Почему здесь важен возраст?

— Важно не упустить правильный момент, когда навык жевания формируется проще всего. Самый оптимальный период — с 6 до 10 месяцев, при введении прикорма с кусочками. Однако границы нормы условны, потому что ребенок может и в полтора года есть только жидкую еду.

Дети начинают жевать в силу сформированности физиологических и нейропсихологических процессов организма — это индивидуально для каждого ребенка. И здесь также очень важны влияние кесарева сечения и естественных родов, то, как протекал родовой процесс и как развивался малыш с рождения.

Когда давать ребенку твердую пищу

Наблюдаются первые жевательные движения, исчезает рефлекс выталкивания пищи язычком. Поддержать эти изменения помогает первая твердая пища ребенка — каши и овощные пюре.

Навыки кусания и жевания укрепляются, развиваются боковые движения языка, ребенок осознанно и уверенно перемещает пищу к зубам. Ближе к одному году кусочки пищи становятся крупнее.

ребенок ест сухарик

— Как родителям понять, что ребенок готов жевать твердую пищу?

— Пищевой интерес формируется условно с 4 до 6 месяцев, когда ребенок тянет тарелку, ложку на себя, просит еду. В этот период начинают прикорм, постепенно переходя от однородных пюреобразных блюд к более плотным, с кусочками.

Ребенок готов к пережевыванию пищи, если:

  • он уверенно берет и удерживает ложку;
  • сидит без поддержки взрослых;
  • в течение трех-четырех недель получает прикорм.

С 6 до 10 месяцев младенца проще научить есть и жевать пищу кусочками. Если ребенок не грызет, а сосет или облизывает то, что ему дали, запрещать не нужно, — возможно, он не голоден или ему интересно в данный момент времени что-то другое.

При отсутствии интереса к еде до года может понадобиться работа с психологами, нейропсихологами, неврологами. Каждый из них посмотрит на детскую проблему со своей стороны и даст рекомендации.

— Сколько зубов достаточно для начала жевания?

— Какие проблемы могут возникнуть, если ребенок не пережевывает пищу?

— Некоторые родители жалуются, что ребенок давится твердой пищей или что он не жует, а сразу глотает. Это может быть связано с поздним введением твердого прикорма.

Кроме того, если ребенок плохо пережевывает пищу, это провоцирует проблемы с пищеварением. Не стоит загружать незрелую пищеварительную систему малыша, так как организм ребенка еще не вырабатывает достаточное количество ферментов. В таком случае ребенок откажется от пищи, начнет реже есть или жевать.

Каких принципов питания стоит придерживаться:

  • давать ребенку разнообразные продукты, но в разумных количествах, и смотреть за реакцией организма;
  • медленное питание улучшает пищеварение и усиливает чувство сытости, поэтому важно помнить про тщательное пережевывание пищи;
  • при здоровом питании лучше избегать кормления перед телевизором и телефоном либо использовать их очень точечно. Гаджеты отвлекают от еды, приводят к неосознанному и быстрому потреблению пищи, а это может вылиться в метаболический синдром и впоследствии привести к избыточному весу или сахарному диабету II типа.

— Как вы относитесь к массажу языка для улучшения обработки пищи?

— Массаж языка очень часто применяют логопеды для снятия спазмов мышц при дизартрии у детей, когда страдает произношение. При массаже используют пальцы, зубные щетки, зонды, что для ребенка может быть травматично.

Родителям таких детей стоит помнить о противопоказаниях к логопедическому массажу:

  • кожные высыпания, отеки, ранки;
  • герпетические инфекции ротовой полости;
  • простуды;
  • тяжелые формы хронических заболеваний;
  • онкологические, психоневрологические диагнозы.

малыша кормят с ложки

— Как научить ребенка пережевывать пищу — с чего начать? Каких размеров должны быть кусочки?

— Для того чтобы сделать процесс жевания эффективным и увлекательным, у ребенка должен быть интерес к пище. Любимый продукт будет жеваться лучше всего. Нужно также учитывать новизну ощущений и вводить новые продукты, когда малыш голоден.

Нюансы, на которые родители должны обратить внимание:

  • Обязательно развивают пищевой интерес и выстраивают режим питания, то есть ребенок должен проголодаться к следующему приему пищи.
  • Лучше начинать с кусочков в тех продуктах, которые ребенок уже ел в пюреобразном состоянии. Вкус будет ему знаком, но текстура окажется немного другой.
  • Приветствуется термообработка овощей.
  • Важно смотреть на то, справляется ли малыш со своей порцией. Первые кусочки дают размером не больше спичечной головки, потом с ноготок мизинца, затем все крупнее. Можно давать малышу в руку слайсы из свежих фруктов, детское печенье, сушки-сухарики.
  • Рекомендуется ниблер для плавного перехода от пюре к кусочкам. С ним ребенок и ест самостоятельно, и помогает зубам прорезываться.
  • Поведение родителей влияет на поведение ребенка за столом. Если встречаться за ужином или обедом — семейная традиция, то ребенок автоматически в нее включается и привыкает к ней, ориентируясь на пример родителей.

Не оставляйте попытки давать твердую пищу, даже если ребенок выплевывает еду. Но и не нужно вталкивать продукт: можно предлагать его в другой момент, варьировать кусочки по размеру. Также не стоит бояться давать твердую пищу ребенку и нервничать во время его обучения и кормления. Тревожность и паника передаются на подсознательном уровне — малыш может просто поторопиться и подавиться.

— Какие ошибки допускают родители в питании грудного ребенка?

— Чаще всего родители торопятся. Они должны обратить внимание на сформированность ротового аппарата и психологическую готовность малыша есть самостоятельно, пережевывать и глотать пищевой комок. Часто бывает так, что в период адаптации ребенка, например, после прививки или переезда мама начинает давать ему что-то незнакомое и обучать новым навыкам. Это только усложнит задачу.

Если ребенок наотрез отказывается жевать твердую пищу, не стоит кормить его насильно, нужно выяснять причину.

Возможно, есть некомфортный фактор — ребенок замерз или расстроился из-за чего-то. В эти минуты он может отказываться от пищи и не понимать, чего от него хотят родители.

Если ребенок не принимает еду сутки-двое и начинает терять в весе, необходимо срочно обращаться к врачу-педиатру.

Возможно, малыш просто не готов к твердой пище. Нужно над этим планомерно работать, продолжать попытки, пробовать давать кусочки поменьше.

Если ребенок долго держит за щекой кусочек, то, скорее всего, он не голоден или увлечен игрой: процесс питания заканчивается тем, что он просто берет пищу в рот.

лучшие детские каши

— А напоследок, наверное, один из самых популярных родительских вопросов — мультики во время еды. Каковы за и против?

  • Не торопиться, стимулировать жевательные процессы и не забывать про физиологию: насколько готовы организм, ротовой аппарат, коммуникативные системы ребенка.
  • Внимательнее относиться к малышу, не переключаться на свои проблемы. Задача родителей — чтобы ребенок был накормлен, сыт и развивался правильно. Для этого важно выстраивать питание с учетом потребностей ребенка и процессов, происходящих в организме.

Методы обучения ребенка навыкам жевания разные, но в этом вопросе важны два аспекта: физиологический и психологический. Твердая пища вводится примерно с шести месяцев, и до года ребенка нужно научить пережевывать твердые кусочки. При этом процесс зависит и от получаемого прикорма, и от домашней обстановки. Родителям важно запастись терпением в процессе обучения и постепенно переходить от протертого питания к регулярному кормлению малыша твердой пищей с кусочками. Только тогда он научится жевать и начнет получать удовольствие от новой еды и своих новых способностей.

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО ® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.


Когда малыш уже может есть самостоятельно?

В вопросе приучения ребенку к ложке нет четких возрастных рамок. Кто-то из детей уже в 1,5 года ловко орудует столовыми приборами. А другой даже в 3 года с недовольством смотрит на ложку, ведь есть руками гораздо веселее.

Как говорят педиатры, ребенок ближе к году уже вполне способен держать ложку в руках и даже без лишних потерь донести ее до рта. Обычно дети начинают есть самостоятельно в возрасте 1,5-2 лет. На это и ориентируемся. Впрочем, без фанатизма, — не помешает принимать во внимание особенности развития ребенка. Важно убедиться, что малыш готов осваивать сложную науку самостоятельной трапезы. Считается, что есть ряд признаков, которые дадут это понять:

  1. Ребенок сам ест печенье или, например, кусочки фруктов. Его движения при этом более или менее скоординированы.
  2. Ребенок так и норовит сунуть руку в тарелку с едой, чтобы потянуть ее в рот.
  3. Ребенок старается забрать у мамы ложку или держит ее за руку во время кормления.

Столовые приборы, чтобы приучить ребенка есть самостоятельно


А вот над выбором главного инструмента — ложки — придется подумать. Железную, даже если она маленькая, на первых порах лучше не использовать. Она твердая, тяжелая и холодная. Ребенок может отказаться есть такой. Детские ложки из пластика, латекса или силикона — лучший вариант. У них специальный хват под маленькие пальчики, они мягкие, яркие и даже могут гнуться – все для удобства приучения к самостоятельному обеду. Есть даже ложки с датчиком температуры — подскажет, когда еда достаточно остынет.



3 этапа приучения малыша к ложке

Условно весь путь приучения ребенка к ложке можно разделить на отдельные этапы:

6-8 месяцев

В питании ребенка появляется прикорм, значит он каждый день видит и тарелку, и ложку во время кормления. Но в большинстве случаев пока рано настаивать на том, чтобы малыш осваивал технику самостоятельного обращения со столовыми приборами. Координация движений совсем не развита.

Но специалисты советуют не сильно ограничивать ребенка в том, чтобы он хватал с тарелки еду прямо руками. И стол, и одежду, и его самого придется потом мыть.

И пора познакомить ребенка с его собственной первой ложкой. Он, конечно, уже видел столовые приборы в руках родителей. Но пусть подержит в руках свою красивую ложку — ощупает, попробует на вкус. Можно позволить ребенку держать ее, пока мама кормит.

Если малыш уже вовсю тянется к ложке, не стоит отказывать ему. Хорошей координации движений еще не будет, но это неплохое начало — всегда можно помочь ребенку донести ложку до рта.


После 10 месяцев

Метод копирования работает и сейчас. Поэтому как можно чаще напоминаем ребенку, как правильно есть самостоятельно, показывая это на собственном примере. Даже если раньше он не проявлял особого интереса к ложке, уже совсем скоро он обязательно потребует свой личный столовый прибор, чтобы учиться есть самому.

А вот ситуации, когда к году ложка для ребенка — лишь яркая игрушка, допускать нельзя. К году малыш должен понимать, что этот предмет предназначен исключительно для еды.

7 советов, как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой

Главное правило в приучении ребенка к ложке — терпение со стороны взрослых. Родительские крики не помогут малышу скоординировать свои движения. Наоборот — у него будет только негатив по отношению к неподдающимся столовым приборам, а значит процесс пойдет сложнее. Поэтому сразу готовимся к частым уборкам и стиркам, без этого не обойдется.

Какие советы помогут быстрее приучить малыша к ложке?

Не мешайте ребенку быть самостоятельным

Да, маме гораздо проще накормить ребенка самой — никакой заляпанной одежды и лишнего времени на мытье кухни. Но таким образом можно отбить охоту у малыша учиться новому. Конечно, рано или поздно он все равно начнет есть самостоятельно, но этого придется ждать гораздо дольше.

Далеко не все продукты годятся для приучения ребенка к ложке. Желательно выбирать пюреобразную пищу — ее проще зацепить ложкой и донести до рта. Фруктовые и овощные пюре, йогурты, каши. Чтобы ребенок не перепачкал все вокруг, не наполняйте тарелку до краев. Гораздо практичнее периодически докладывать еду, когда малыш справится с предыдущей порцией.

И как говорят специалисты, лучше начать приучать ребенка к ложке с его любимой едой. Возможно, малыш с большей охотой станет есть сам, если перед ним будет фруктовый творожок, а не полезное пюре из брокколи, на котором настаивает мама.

Подождите, пока ребенок проголодается

Докармливайте

Ребенок на первых порах приучения к самостоятельной трапезе будет затрачивать максимум сил на этот процесс. Велика вероятность, что после 4-5 ложек он буквально обессилит и потеряет интерес к еде. Пока не стоит ждать от малыша рекордов — докармливайте, если он съел мало. Через пару месяцев практики делать это уже не потребуется.

Соблюдайте режим и создайте ритуалы


Будьте последовательными

Естественно, без помощи взрослых на первых порах ребенок все равно не справится. Но это должна быть именно помощь в освоении процесса, а не кормление с ложечки. Так ребенок быстрее научится есть самостоятельно.

Помните, что любой результат достоин похвалы

Без похвалы в таком сложном для ребенка деле не обойтись. Одобрение мамы — мощная мотивация даже для самых маленьких. Да, ребенок ест неаккуратно, но это не значит, что его нельзя похвалить хотя бы за одну донесенную до рта ложку.

Когда в семье появляется маленький ребенок, перед родителями встает сложная задача: не просто вырастить и воспитать, но еще и привить малышу все необходимые навыки. Например, молодых родителей часто волнует вопрос о том, как научить ребенка жевать. Мы собрали для вас советы от известных российских и зарубежных педиатров, которые помогут найти оптимальное решение.

В чем трудности

как научить жевать 3.jpg

Когда вводить первый прикорм

Именно в это время – в период от 4–6 месяцев. В зависимости от разных факторов это может быть монокомпонентное овощное пюре или безмолочная каша из одного злака. Стоит учитывать вес, рост, состояние пищеварительной системы и другие особенности здоровья ребенка.

Это важно!

Любую новую пищу нужно давать постепенно, с осторожностью: начинать с одной чайной ложки, а докармливать материнским молоком или смесью. В период прикорма нужно внимательно смотреть за состоянием ребенка и возможными аллергическими реакциями.

Как понять, что ребенок готов к твердой пище

Как правило, малыш сам дает понять, что он заинтересован в обновлении своего рациона. Это видно из его поведения:

Обычно это происходит не ранее 6-8 месяцев – именно тогда можно начинать давать ребенку каши и другие продукты с небольшими плотными частицами.

Как подобрать рацион для детей младшего возраста

Частые ошибки

как научить жевать.jpg

Молодые родители могут непроизвольно допускать оплошности. Это нормально и не должно вызывать паники: первый ребенок — это всегда непросто. Если малыш отказывается от твердой пищи, есть несколько причин.

Слишком большой размер твердых частиц. У ребенка срабатывает защитный рефлекс, из-за которого он нередко выплевывает еду. А если кусок очень большой, у малыша может начаться рвота.

Ребенку не нравится вкус. Да, он уже самостоятельная личность, у которой формируются собственные предпочтения. Так что малыш может запросто кушать брокколи и отказываться от печеной груши. Или наоборот. Не стоит насильно пичкать ребенка тем, что ему не нравится, или заставлять его доедать всю порцию.

Негативные ассоциации. Некоторые психологи считают, что отказ есть с ложки может быть вызван тем, что ребенок ассоциирует еду с лекарством (проявляется в случаях, когда малышу давали невкусные микстуры).

Продукты под запретом

Чтобы избежать пищевой аллергии и проблем с пищеварением, ребенку, не достигшему четырехлетнего возраста, ни в коем случае нельзя давать:

  • леденцы, карамель, ирис
  • орехи и любые семечки
  • жесткие куски мяса
  • целый виноград
  • крупные куски твердых овощей и фруктов

Что делать, если ребенок не может есть твердые кусочки

как научить жевать 2.jpg

В некоторых случаях даже годовалый малыш не может пережевывать пищу и постоянно давится маленькими кусочками. Это значит, что жевательный рефлекс сформировался не до конца, и родителям придется действовать очень деликатно:

  • Готовить ребенку густые крем-супы и пюре, но оставлять при взбивании блендером несколько крохотных разваренных кусочков овощей
  • Позже овощи можно будет измельчать при помощи вилки, кусочки станут более крупными, но недостаточно твердыми, чтобы ребенок подавился
  • Наилучшего эффекта помогут добиться продукты, вкус которых нравится ребенку. Это могут быть печеные яблоки и груши, бананы, детское печенье
  • Еду нужно делать не только вкусной, но и красивой, чтобы она привлекала малыша

Если же в процессе обучения ребенок продолжает давиться и не способен глотать твердую пищу — это повод обратиться к врачу, который найдет причину проблемы.

Игровой процесс

Читайте также: