Как сделать чтобы начался переходный возраст

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 10.09.2024

— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?

Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером. Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх — иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители. В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.

Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение. Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.

У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут

Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками

Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.

Признаки переходного возраста

Организм ребенка с началом переходного возраста подвергается сильным изменениям, такие изменения влияют и на его внешний вид и на поведение. Основной причиной перемен являются активно вырабатывающиеся гормоны. Именно они становятся виновниками резких перепадов настроения, раздражительности, нервозности, интенсивного роста и т.д.

Для начала рассмотрим физиологические изменения, по которым можно определить переходный возраст у мальчиков. Признаки полового созревания бывают следующими:

Все эти изменения, конечно, происходят не в один миг. Некоторые из них начнутся раньше, другие позже, тем не менее к каждому из них следует быть готовыми, поскольку они неизбежны.

Признаки переходного возраста – это не только физиологические изменения, а еще и проблемы психологического характера. Под влиянием гормонов, а также из-за происходящих с телом стремительных перемен, за которыми психика ребенка попросту не поспевает, может кардинально измениться характер. Именно поэтому многие подростки отличаются эмоциональной нестабильностью, вспыльчивым нравом, раздражительностью, упрямством, некоторые становятся излишне агрессивными.

Дети, находящиеся в переходном возрасте, очень ранимы, они остро реагируют на любые замечания и критику. В их поведении могут сочетаться абсолютно противоположные качества – рационализм и циничность способны прекрасно уживаться с застенчивостью и мечтательностью, развязность и самоуверенность без проблем соседствовать с чувствительностью, а жестокость с нежностью.

Мальчики этого возраста ощущают увеличение своей силы и сексуальной активности, они желают проявлять себя мужчинами, в связи с этим нередко стремятся к самостоятельности, независимости, стараются доказать свою значимость, самоутвердится. Необходимость постоянно подтверждать свою мужественность нередко лишает подростков равновесия и душевного спокойствия, а максимализм, присущий этому возрасту и стремление адаптироваться, толкает их на необдуманные поступки. Нередко вступают подростки в конфликты с окружающими, особенно с взрослыми, таким образом они пытаются раздвинуть рамки и избавиться от опеки.

Физиологические и психологические признаки переходного возраста

Ребенок начинает очень быстро расти. За год ваш мальчик может вырасти на 15 см. Его плечи становятся шире, мышцы больше. Голос становится грубее, иногда могут наблюдаться звуковые перепады. Но в течение 2 лет голос окончательно сформируется. В этот период появляется угревая сыпь. Также начинает увеличиваться волосяной покров, половые органы увеличиваются. К 12-13 годам появляется кадык.

Появляется возбудимость, т.е. пробуждается либидо. Также у мальчиков наступают первые эякуляции. Уже в возрасте 12-14 лет мальчики начинают ощущать сексуальное влечение к представительницам женского пола.

Помимо физиологических изменений, происходят и психологические. Ведь не все мальчики могут смириться с физическими изменениями, они начинают этого стыдиться. Многие очень тяжело воспринимают появление угрей на лице. Из-за этого они могут замкнуться в себе или же наоборот стать очень агрессивными.

Также они начинают доказывать всем, что уже не мальчики, а взрослые парни. Они пытаются доказать родителям, обществу, что уже самостоятельно могут принимать решения и что с ними нужно считаться как с взрослыми. Многие начинают отращивать бороду, чтобы казаться взрослее. И как бы они не старались выглядеть взрослее, у них мало что получится. Это у них вызывает бурю отрицательных эмоций, и они начинают искать понимание в компании парней постарше.

Психологическое развитие 9 лет

Особенности контакта с подростком

При достижении ребенком отрочества, все предъявляемые к нему требования условно разделяются на три группы: не обсуждаемые (к примеру, время возвращения домой), обсуждаемые (планирование свободного времени) и принимаемые им самостоятельно. Эти группы обязательно подлежат предварительному обсуждению.

Единые требования в семье к взрослеющему ребенку имеют немалое значение. Сам юнец больше жаждет прав, чем стремится к обязанностям. Если подрастающее поколение поймет, что от него ожидают слишком много, то постарается уклониться от обязанностей. Поэтому ко всем требованиям необходимо приводить серьезные аргументы – простое навязывание подростку на этапе становления личности может не пройти.

Стоит учесть, что нередко взрослеющее поколение совершает свои поступки под влиянием сиюминутных эмоций, свойственных переходному периоду. Поэтому не стоит проводить беседу, обсуждать поведение подростка или слова, когда вы видите, что ваше чадо возбуждено, раздражено или расстроено. Кроме того, следует учитывать нестабильное состояние психики, на данном этапе не сильно придираться. Особого отношения требует чувство взрослости у подростка

Ощущение значимости и независимости в этом сложном возрасте очень важно поддержать разными способами

Но не всегда стоит обращать внимание и на противодействие, свойственное данному периоду – подросток все же испытывает потребность в поддержке со стороны взрослых. Лучше всего, если взрослый будет выступать в качестве друга

Тем самым вы облегчит ребенку поиск себя при самопознании. При таком взаимодействии появляется возможность создания глубокого духовного контакта.

Возраст 10-11 лет

Дети 11 лет уже начинают чувствовать изменения в своем теле. Начинается период полового созревания. В этом возрасте у детей присутствуют резкие перепады в настроении. Эмоции бывают самыми разными. Ребенок то смеется, то плачет.
На любую критику или замечания очень остро реагирует. Никогда не угадать, когда он взорвется от гнева. Поэтому нужно быть очень аккуратным в высказываниях, тщательно подбирая слова. Не следует кричать на свое чадо, иначе он закроется в себе и из него уже нельзя будет вытащить и слова.
В учебе тоже могут проблемы проблемы. Ребенок переходит в среднюю школу. Новые учителя, новые требования. Каждый преподаватель ждет повышенного внимания к своему предмету. Зачастую дети просто не успевают учить все.
Поэтому следует отслеживать успешность детей. Не надо предъявлять им массу требований. Также к этому времени уже ясно видно, к чему у него больше способностей

Важно не упустить этот момент и подталкивать ребенка в том направлении, которое ему нравится.
Одиннадцатилетние дети все больше времени проводят со сверстниками. У них много совместных увлечений, интересов

Не стоит ограничивать их в этом общении. Ведь коммуникация на данном этапе важна в том плане, что детям нужно одобрение со стороны им подобным. Родители уже не играют настолько важной роли, как прежде.
Психология ребенка 11 лет мало чем отличается от ребенка 10 лет. Но разница все же есть. Она состоит в том, что у первого уже более нестабильная и более ранимая психика, чем у второго. И если родители не установили доверительную связь до 10 лет, то в 11 это практически невозможно. С наступлением подросткового возраста ребенка как будто меняют. Он все время раздражительный, злой и неуправляемый.
Часто он и сам не знает, что с ним происходит. Внезапные вспышки гнева на окружающих сменяются ненавистью к самому себе. В такие моменты нужно просто обнять ребенка, даже если он против. Дети не любят признавать свою слабость и неравноправность со взрослыми. Поэтому нужно проявлять больше ласки и нежности такому ребенку.

Родители и подростки: рекомендации


Несмотря на стремление подростков отойти от семьи, важно оказывать им поддержку. Подростки нуждаются в опоре и ненавязчивой подсказке взрослого человека в трудную минуту

Запомнить новый принцип взаимодействия просто:

  • не приказы, а просьбы;
  • не нотации, а пожелания;
  • не контроль, а просьба информировать и так далее.

Оптимального и единого стиля нет. Ведь ваш ребенок единственный и неповторимый. Вы сами должны выстроить взаимоотношения на основе общих принципов, возрастных и личностных особенностей вашего ребенка.

Совет 1. Наделите ребёнка обязанностями

Для успешной учёбы важно осознавать последствия своих действий, а бытовые обязанности — прекрасный тренажёр ответственности. Чем больше подросток будет отвечать за чистоту в своих вещах, тем быстрее наведёт порядок в делах и взаимоотношениях

Пусть отвлекается на помощь родителям, пусть знает, сколько пыли за неделю скапливается на полке, пусть сам начинает замечать, что футболка несвежая и закончились носки.

Всё это укрепляет процесс саморегуляции, а значит и границы, самоощущение и самооценку подростка, которые так важны для успешной учёбы.

Как понять, когда начался трудный возраст?

Переходный возраст тоже относится к кризису. Он заключается в том, что подросток вырастает из предложенных изначально ему обстоятельств. В новых он еще не разбирается, а в старых уже быть не хочет.

Каждый кризис – точка роста, не нужно к нему относиться как к чему-то негативному. Когда человек не достигает и не желает преодолевать кризисы, он не растет над собой. Нужно пережить этот период вместе с подростком.

Происходит это не из-за скверного характера, а из-за наступления того самого кризисного момента, когда подросток переоценивает свою жизнь и место в ней.

Ребенок начинает конфликтовать, потому что пробует свои границы, изменяет поведение. Он это делает, потому что готовится ко взрослой жизни.

В переходный возраст у девочек происходят изменения как в физиологическом плане, так и в психологическом

В это время важно понимать, как вести себя родителям

Наиболее опасный период – это половое созревание. В большинстве случаев оно наступает в 13 лет. Однако возможны исключения, когда перемены начинают происходить в 12 лет, в 14 лет или в 15 лет. Иногда созревание может начаться в 9-тилетнем возрасте.

В это время девочка-подросток приобретает индивидуальность, учится общаться с окружающими, происходит самостановление, формируется мировоззрение. Проще говоря, ребенок превращается во взрослого.

Всегда будьте искренны, так как подросток легко почувствует притворство.

Психологи рекомендуют 4 пути решения проблем у девочек-подростков:

  1. Полноценный сон. Недосыпание приводит к раздражительности или апатии. Это становится причиной плохих отношений ребенка с окружающими, в том числе с родителями.
  2. Активный образ жизни. Если у девочки нет никаких интересов, помимо школы, она уходит в себя, отрывается от общества, только и делает, что копается в своих проблемах. Запишите ее на курсы, организуйте пробежки по утрам, убедитесь в наличии у нее подруг.
  3. Ограничьте время просмотра телевизора и сидения в интернете. Чрезмерный объем информации приводит к раздражительности.
  4. Если психическое состояние дочери является тяжелым и не заканчивается, имеет смысл показать ее эндокринологу. Возможно, проблема заключается в гормонах.

Этапы переходного периода


Родители должны понимать, что в этот период происходят изменения, как во внешности, так и в гормональном фоне ребенка, начинают появляться вторичные половые признаки.

Вспомните, с чего все началось? Ведь было так чудесно!

Вот вроде и знаем, что переходный возраст - трудное время, понимаем - но, все равно, подростковые изменения застают нас врасплох!

Чем же могут закончиться такие конфликты отцов и детей? Все зависит от внутренней силы вашей дочери. Итак:

- ваша дочь осталась несломленным бойцом;

- она обозлилась и стала агрессивной на всю жизнь (во взрослой жизни это называется быть стервой, что влечет проблемы в личной жизни);

- она сдалась и превратилась в покорную и инфантильную девушку (об которую во взрослой жизни будут вытирать ноги даже собственные дети).

Как вы видите, самый здоровый в психологическом плане вариант – это первый. Ваша дочь выдержала натиск педагогов, родителей, отстояла свое мнение и нашла в себе тот стержень, который будет поддерживать ее всю жизнь.

Чаще всего, именно в подростковом возрасте мы критикуем своих детей. Как раз тогда, когда это может сыграть роковую роль, ведь они так ранимы. Слишком яркий макияж, неестественный синий лак на ногтях, слишком громкая музыка, слишком много чувств и эмоций, всего слишком…

Критика воспринимается только негативно, мы получаем обратный результат. Нам кажется, что подросток делает все назло. Обратите внимание на форму своих высказываний, она не должна быть директивной – представьте, что перед вами взрослый, всеми уважаемый человек, ваш друг.

Так что же все-таки происходит с ней?

Физиологические изменения

Правильный подход и понимание родителями сложных физиологических изменений, происходящих в организме девочки, помогут решить или сгладить большинство проблем. В организме подростка начинают происходить интенсивные изменения. Щитовидная железа вместе с гипофизом вырабатывают большое количество гормонов, вызывающих быстрый и непропорциональный рост тела. Это изменение внешнего вида вызывает у подростка тревогу и интерес. Любое замечание по поводу одежды или внешности может вызвать у нее непредвиденную бурную реакцию. Девочке трудно самой понять, что с ней творится. Повышенная раздражительность и резкие перепады настроения вызваны выбросом гормонов в кровь. Эти же гормоны провоцируют избыточную сексуальную энергию, которая остается нереализованной.
Все эти факторы ведут к тому, что девочка-подросток становится непослушной, агрессивной и дерзкой. Родители должны понимать, что из-за резкого повышения функции коры надпочечников ребенок находится в постоянном стрессе.

В личностном развитии

У девочки появляется чувство собственной уникальности – я такая одна, я - единственная, я хочу, чтобы меня заметили и оценили. Я хочу занять достойное место в обществе. Я – это чудо! И, к сожалению, понимание подростки находят в основном среди сверстников – куда они и тянутся. Подростничество – самый трудный и ответственный период становления личности. Поскольку здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии поведения это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Подростки, начиная с 12-13 лет, мальчики позже, девочки раньше начинают подражать, некритично копировать значимых для них взрослых людей. Сюда входит - мода в одежде, прически, украшения, косметика, способы отдыха, особенный лексикон. Стремление выработать у себя желаемые качества, которые есть у авторитетной для подростка личности – мамы, старшей подруги, героини романа или кинофильма у девочки идет по иному пути, чем у мальчиков. Девочки больше подражают, занимаясь определенными видами искусств, домоводством, женскими видами спорта. Девочку-подростка необходимо готовить к будущей взрослой жизни, ведь она станет хозяйкой дома. Элементарные навыки приготовления пищи, уборка в доме, мытье посуды – для девочки в переходном возрасте должны входить уже в обязанность. А умение шить, вязать и вышивать повысит ее самооценку, и пригодятся во взрослой жизни.


Половое воспитание

Тема отношений с молодыми людьми в переходном возрасте у девочек постепенно выходит на первое место. Именно поэтому доверительные отношения между подростком и родителями имеют очень большое значение. Если у вашей дочери появился молодой человек, родители должны держать ситуацию под контролем, но в разумных пределах. Мама обязана объяснить дочери обо всех возможных последствиях ранних сексуальных контактов (венерические болезни, нежелательная беременность, СПИД). Чтобы избежать возможности появления этих проблем, необходимо рассказать девушке о методах контрацепции. Многие мамы не знают с чего начать подобный разговор. Если вам сложно – купите специальную книгу. Сейчас много литературы для подростков, в которой в интересной и доступной форме излагаются все основные моменты полового взросления. Дайте дочке книгу и скажите, что если будут вопросы, неясности - вы подскажите, поможете разобраться. Обсудите потом прочитанное. Если у вас нет доверительных отношений, попросите побеседовать с вашей дочерью тех, кому она доверяет: сестру, учительницу, психолога и обязательно постарайтесь наладить отношения.

Уход за собой

Чем родители могут помочь своим детям-подросткам?

Для родителей в этот сложный период главное – выбрать правильный способ общения, сохранить свой авторитет, а для ребенка выстроить правильную модель поведения в обществе.

Зачастую дети перенимают стиль поведения и общения своих родителей. У агрессивных родителей, как правило, вырастают и агрессивные дети. Даже если ваше назидание будет повторено сто раз, а действие будет противоположное, никакого положительного результата вы не сможете достичь.

Не пытайтесь воплотить свои мечты в ребенке. Уважайте круг интересов и личность дочери. Пусть сама выбирает спортивные секции и занятия по душе.

Сохраните доверительные отношения. Ведь девочке так много нужно еще узнать, многим поделиться с вами! Если она не будет доверять вам, она спросит у более старших подруг… А они-то научат!

Верьте своей дочери и в свою дочь – верьте авансом, наперед. Верьте и внушайте ей веру в то, что она добьется своей цели (важно чтобы цель была), что у нее все получится.

Отпускайте понемногу ее в открытое плавание, из теплого уютного дома. Конечно, ошибок не избежать, но без этого нет полноценной жизни.

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Физиологические причины

Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.

Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.

В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:

  • скачки артериального давления – зачастую наблюдается гипертония, однако вариантом нормы является и гипотония;
  • головокружения, головные боли;
  • слабая концентрация, рассеянное внимание;
  • учащенное сердцебиение (тахикардия), ощущение сдавленности в области сердца;
  • одышка;
  • обморочные состояния;
  • быстрая утомляемость;
  • повышенная возбудимость, расстройства сна.

Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.

Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.

Психология подросткового кризиса

Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.

Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.

Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.

В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.

С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:

  • проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
  • принимает свою внешность со всеми изменениями;
  • меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
  • принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
  • развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.

Фазы подросткового кризиса

Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:

  1. Негативная, или предкризисная. Самый ранний этап, который может проявлять первые признаки уже в 9-10 лет. Характеризуется началом перехода к новому типу взаимодействия с окружающими. Ребенок начинает отказываться от старой системы ценностей, ломает стереотипы, меняет отношение к себе и окружающим. Детские отношения с родителями больше его не устраивают, но ко взрослой системе взаимодействия он еще не готов. У ребенка появляются новые интересы, другие взгляды, начинает меняться окружение.
  2. Непосредственно кризисная стадия. Зачастую этот этап достигает пика в 13-15 лет. Проявляться может по-разному: от максимального протеста, конфликтности и раздражительности во всех жизненных сферах, до поэтапного перехода к новым ролям, отношениям и самовосприятию. Развиваются новые способы мышления, появляются другие возможности, интересы. Подросток отстаивает свое мнение и возможность самостоятельно принимать решения, отделяется от родительского влияния, контроля.
  3. Позитивная, или посткризисная. Считается завершающим этапом пубертатного кризиса. В этом периоде подросток уже формирует ценности и приоритеты, определяет вектор дальнейшего развития, интересов. Половое созревание практически окончено, место в социуме среди сверстников – определено. Подросток укрепляет ядро интересов и в дальнейшем продолжает его развивать.

Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.

Проявления кризиса в подростковом возрасте

Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:

  • Снижение успеваемости в школе, работоспособности. Физиологические и психические перемены, смена типа мышления напрямую влияют на обучение ребенка. Он плохо справляется с творческими заданиями, теряет концентрацию, заинтересованность в обучении. Даже незначительная критика может отбить желание углубляться в определенную сферу или тему.
  • Негативные реакции. Даже самые покладистые дети стремятся сепарироваться от родителей, в связи с чем часто проявляют вспыльчивые реакции даже в привычных ситуациях. Естественными проявлениями негативизма являются пессимистичные настроения, повышенная раздражительность, неудовлетворенность собой, капризы, нервозность.

По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:

  • Реакции эмансипации. Ребенок хочет самостоятельности, и эта реакция выражается в избегании контроля родителей, отрицании привычных ценностей, уходе к общению с ровесниками. Подросток демонстрирует независимость и самостоятельность, требует признавать его равность и считаться с его мнением.
  • Реакции самоутверждения. Преимущественно выражается в общении со сверстниками и проявлении интереса к противоположному полу. В этот период друзья становятся главным авторитетом, появляется интерес к романтическим отношениям.
  • Реакции поиска новых интересов. В переходном возрасте интересы подростка распыляются на множество направлений: поиск себя, стремление к неизвестному и новизне, погружение в информативно-коммуникативные сферы. Подросток глубоко увлекается каким-либо интеллектуально-эстетическим направлением (музыкой, кино, философией и др.), ищет телесно-мануальные практики (занимается своим телом, повышает выносливость, силу), развивает лидерские качества (пытается занять достойную позицию среди сверстников), погружается в информационное поле (проводит много времени в Интернете, социальных сетях).

Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.

У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:

  • Агрессия, злость. Манера поведения меняется в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми – родителями, педагогами. Связано это преимущественно с повышением выработки тестостерона в организме.
  • Внезапные всплески эмоций. Перепады настроения, как и беспричинная агрессия, обусловлены гормональными изменениями.
  • Притупленное чувство страха. Подростки часто занимаются экстремальными видами спорта и решаются на необдуманные поступки. Причина – также в смене уровня тестостерона.
  • Стремление к самостоятельности. Мальчики хотят, чтобы их воспринимали как взрослых мужчин. Для этого им нужно своими силами решать проблемы, что далеко не всегда под силу подростку. Неспособность самостоятельно справляться с неурядицами становится причиной нарушения душевного равновесия.
  • Желание вести образ жизни, присущий взрослым мужчинам. Подростки хотят совершать громкие поступки и даже подвиги. Однако не всегда осознают последствия необдуманных действий.
  • Интерес к интимным аспектам жизни. Проявляется в сильном влечении к противоположному полу.
  • Озабоченность внешностью. Неправильно считать, что мальчики меньше переживают за свой внешний вид, чем девочки. Перемены во внешности делают подростков уязвимыми, а неудовлетворенность собственным обликом приводит к замкнутости, неуверенности, низкой самооценке. Они не терпят критики в свой адрес, а любой опрометчивый комментарий воспринимают максимально негативно.

У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:

  • Обеспокоенность внешностью. Девочки остро воспринимают свое несоответствие общепринятым канонам красоты. Особенно ярко это развивается на фоне популяризации социальных сетей. Они хотят быть похожими на красивых подруг, артистов, инфлюенсеров. Начинают следить за модой, хотят одеваться в трендовые вещи.
  • Желание привлекать внимание. Подростки стремятся показать, насколько интересен их внутренний мир и необычны взгляды на жизнь. Чтобы привлечь внимание, используют провокационное поведение, одеваются в слишком броские наряды, наносят выразительный макияж, красят волосы в яркие цвета.
  • Перепады настроения. У девочек, как и у мальчиков, гормональные скачки вызывают перепады настроения, раздражительность, вспышки гнева и агрессии.
  • Интерес к противоположному полу. В отличие от мальчиков, девочек больше интересует платоническая любовь. Часто в этом возрасте они влюбляются. Если первая любовь оказывается безответной, это может привести к серьезным осложнениям кризиса – замкнутости, депрессии, суицидальным наклонностям.

Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.

Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:

  • Ненавязчиво войти в окружение. Доброжелательный, спокойный подход поможет преодолеть непонимание и агрессию. Участие в жизненных ситуациях, общие интересы позволят ненавязчиво помогать ребенку решать проблемы по мере необходимости.
  • Интересоваться увлечениями. Не лишним будет разделять интересы ребенка, обсуждать с ним его хобби, разговаривать о его мыслях и узнавать точку зрения на разные вопросы.
  • Терпеливо относиться к эмоциональным перепадам. Бурная реакция не должна вызывать взрыв эмоций в ответ.
  • Предоставлять свободу. Важно обеспечить ребенку свое пространство, при возможности – личную комнату. Следует сдерживать свое желание контролировать его действия, увлечения, эмоции.

В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:

  • Отказаться от нотаций. Даже маленькие дети не любят нравоучения, а у подростка они вызовут только протест и агрессию. Уже через несколько минут его внимание переключится на что-то другое.
  • Не обвинять, не критиковать. Любые замечания нужно выдвигать в экологичной форме, без обвинений, нравоучений и навязывания.
  • Обсуждать между делом. Подростки не всегда готовы к серьезным разговорам с глазу на глаз. Повышенное внимание к проблемам ребенка заставит его думать, что в его самостоятельности сомневаются. Но осторожная беседа во время совместной деятельности принесет результаты.
  • Не повышать тон. Спокойные разговоры более эффективны, чем крики и скандалы.
  • Хвалить. Из-за неуверенности подростки очень нуждаются в похвале, одобрении.
  • Общаться с ребенком в мессенджерах, социальных сетях. Дети много времени проводят в смартфонах, планшетах. Переписки в мессенджерах для них привычны. Общение в такой среде позволит вести разговоры в комфортном для ребенка русле.

Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.

Кто виноват?

  • он перестал учиться;
  • он забросил прежние увлечения;
  • он дерзит, хамит;
  • он целый день сидит в телефоне, компьютере;
  • у него опасная компания;
  • он стал странным.

Нейропсихологи, психиатры, эндокринологи утверждают, что гормональная перестройка организма, которая происходит в пубертатный период, в действительности просто не может не повлиять на поведение человека. И это вполне объяснимо. Простой пример: вспомните себя во время тяжелой болезни с высокой температурой, осложнениями, сильным кашлем. Ну а женщинам и вовсе знакомо это состояние — в определенные периоды настроение может меняться молниеносно из-за всплеска гормонов.

А если ребенок ничего не может и не хочет, присмотритесь повнимательнее — возможно, у него настоящая депрессия. Это означает, что у него не просто отсутствует желание учиться, а в действительности пропадает интерес к жизни, уходит энергия, силы и здоровье — психическое и физическое.

Конечно, важно вовремя обратиться к специалистам: психологам, эндокринологам, психиатрам. Врачи могут порекомендовать витаминные комплексы и другие препараты для поддержания функций организма и облегчения депрессивных симптомов. Возможно, в каких-то случаях лучше обойтись без медикаментозного лечения, — но без советов профессиональных медиков обойтись вряд ли получится.

В 12-14 лет подросток перестает прислушиваться к родителям, теряет доверие к авторитетам. И тут важно найти взрослых людей, мнение которых станет для него приоритетным, и попытаться создать безопасное пространство дома.

Дело, кстати, может быть и в генетике — возможно, кто-то в семье был странным, вел себя неадекватно происходящему. Ядро характера действительно может сыграть злую шутку: вдруг оказывается, что отец ребенка уже много лет ленится и не может найти себе работу.

Еще один тревожный компонент, который уже напрямую касается поведения родителей, — излишний контроль со стороны взрослых, стертые детские границы, завышенные ожидания от ребенка.

А вот изменения в поведении, образе жизни и режиме дня, которые сопровождаются перевозбуждением, раздражением и сонливостью, могут говорить о проблемах со здоровьем и о побочных эффектах от наркотиков.

Очень тонкая и непростая тема — ранний интерес к половой жизни у девочек-подростков. И здесь нужно снова обратиться к родителям, а точнее — к отцу. Если девочка была с детства погружена в эмоциональный холод, не получала ласку, внимание и безусловную любовь от папы, то есть огромный риск того, что она очень рано начнет искать утешение в сексуальных отношениях с партнером. И дело здесь вовсе не в патологическом интересе к самому сексу, как может показаться на первый взгляд. Причина в зияющей пустоте, в нехватке тактильных ощущений, которую взрослеющий ребенок будет пытаться восполнить уже на другом — совсем недетском уровне.

Что делать?

Относитесь внимательнее к тому, во что играет, чем интересуется ребенок. Проявляйте к нему дружелюбие, живой интерес и неподдельное любопытство. Примите его со всеми странностями, увлечениями, заморочками, оставьте в прошлом оценочное мнение. В конце концов, безусловная любовь творит чудеса — убедитесь в этом сами.


Наталья Шеина, консультант в области финансового воспитания детей и переориентации подросткового и взрослого поведения

Подросткам нужно давать больше свободы и возможность чувствовать ответственность за свою жизнь

— В прошлом году к нам обратилась мама девочки-подростка 15 лет. Ребенок не ходил в школу 3 месяца. Каждое утро мама опаздывала на работу, потому что будила девочку, вела в школу, но та все равно уходила с уроков. Я встретилась с девочкой два раза. На первой консультации мы говорили о дискомфорте, который она испытывала в классе. Ко второй встрече мне уже было понятно, что, не посещая школу, ребенок манипулирует мамой и получает от нее больше внимания.


На второй консультации психолог говорила с девочкой о последствиях. В конце встречи она предупредила, что это последняя встреча, на что подросток удивился, мол, как так, ведь я до сих пор не хожу в школу.

Девочки думают о внешности, мальчики становятся нелюдимыми

По словам Натальи, переходный возраст у детей начинается с 12 лет и заканчивается в 17. Тинейджеры — это дети от 13 до 19. Однако у каждого ребенка период созревания протекает индивидуально и обычно заканчивается к 19 или 21 году.


Наталья уверена, что с каждым годом половое созревание у детей происходит все раньше и раньше. Иногда черты подросткового возраста начинают проявляться в 10-11 лет. Причем, у мальчиков и девочек все происходит по-разному.



— Часто родители становятся мишенью для язвительности и эмоциональных срывов и нападок своих дочерей, особенно матери. Часто девочки устраивают истерики и трагедии из-за незначительных и очень странных поводов. Родителям следует помнить, что девочки просто гиперэмоциональны и не могут себя контролировать из-за взрыва гормонов и незрелости нервной системы. Это пройдет. Даже когда они говорят обидные вещи, на самом деле они любят вас и хотят получить лишнее подтверждение вашей любви.

Даже у плохого поступка есть позитивная причина — мотив

Именно в подростковом возрасте дети часто попадают в неприятные ситуации. Мальчики дерутся в школе или управляют авто без прав. Девочки конфликтуют со сверстницами, попадают в плохие компании.

—У каждого плохого поступка есть позитивная причина — мотив. Родитель обязательно должен увидеть и понять, почему ребенок действует именно таким образом. Чего он или она хочет добиться. Именно родитель может помочь ребенку научиться достигать своих целей другим способом. Если проблемы ребенка возникли вследствие его плохого поведения, по возможности не нужно в них вмешиваться.


Подростку важно узнать границы дозволенного. Для него важно понять, в каком мире он живет, какие правила и последствия могут быть у поступков. Не нужно навязчиво вмешиваться в плохое поведение подростка, нужно ему помогать.

— Если ребенок дерется в школе, необходимо выяснить, что произошло и почему единственным решением проблемы была именно драка. Подростку нужно помочь выработать алгоритм поведения в будущем. Если же подросток не соблюдает закон и ездит на автомобиле без водительских прав, нужно убедиться, что он осознает последствия и санкции, предусмотренные в уголовном и административном кодексе, просмотреть с ним статьи, в которых описывается ситуация с пострадавшими.


Каждый родитель, по мнению Натальи, знает рычаги влияния на своего ребенка и систему мотивации, состоящую как из положительных последствий, так и из отрицательных. Например, можно пообещать ребенку, что если он не будет ездить без прав на чужой машине, то родители с удовольствием оплатят ему автошколу. Или негативную мотивацию — лишение карманных денег, финансирования, интернета.

Модели поведения детей и ответы взрослых

Если ребенок игнорирует слова родителей, психолог советует снова обращаться к последствиям. К примеру, можно сказать, что пока не будет порядка в комнате, подростку не разрешат приглашать друзей. Или если не будет вымыта посуда, то семья не сядет ужинать, потому что в кухне неприятно находиться.

— Если это не работает, можно предупредить ребенка, что вы будете вынуждены купить посудомоечную машину, но на это пойдут деньги из бюджета на его/ее одежду и развлечения или деньги, предназначенные на оплату секции футбола.
В случае, если ребенок часто раздражен, груб и проявляет неуважение к старшим, психолог рекомендует общаться с ним максимально вежливо. Прежде, чем начинать разговор, необходимо дать ребенку успокоиться.


— Самое главное — не обижаться, помните, что подросток просто не способен контролировать бурю своих эмоций. Но если вас все-таки обидели слова сына или дочери, обязательно скажите об этом. Не оправдывайтесь и не доказывайте, что подросток не прав, лучше задайте вопрос, почему он так думает. Старайтесь больше разговаривать и по-честному объяснять мотивы своих поступков. Слушайте ребенка.

Еще одна распространенная проблема — вранье. Если родители уверены, что ребенок говорит неправду, нужно дать ему понять, что они готовы защитить и помочь ему. Однако только в том случае, если он будет говорить правду.

— Логичным последствием лжи является потеря доверия. Поэтому врущий подросток должен понимать, что родителю не все равно и что родитель будет иногда проверять все ли в порядке.

Как понимать подростка: советы психолога

Не обижайтесь — это не имеет смысла. Подросток любит вас, он просто не умеет контролировать свои слова и эмоции.
Если вы действительно хотите знать, как дела у вашего ребенка, начните рассказывать ему о своих делах.

Доверяйте решениям своих детей. Конечно, не всем. Но подросток должен знать, что вы ему доверяете.


Меньше критики, больше четких указаний. Невымытая посуда для подростка — это не способ вас обидеть, а просто мелочь.

Выясняйте истинную причину поведения вашего ребенка. Разговаривайте. Слушайте, а не осуждайте.

Позвольте подростку иногда совершать ошибки и разбираться с их последствиями. Ведь ничто не учит лучше, чем собственный опыт.


Не бойтесь обратиться к специалисту, если не получается решить проблему в кругу семьи.

Создайте систему мотивации для своего подростка — так вы поможете ему ориентироваться в этом сложном мире.

Ни один подростковый возраст не длиться вечно — потерпите пару лет и все точно наладится.

Читайте также: