Как сделать читательский дневник 5 класс

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 02.09.2024

В прошлом посте я рассказывала вам об общих рекомендациях по ведению читательского дневника. Сегодня на своём примере расскажу и покажу, как я адаптировала под себя несколько систем. И отвечу на часто задаваемые вопросы.

Зачем тебе это нужно?

Я довольно много читаю и делюсь отзывами о книгах в социальных сетях. Читательский дневник помогает не упустить важные и интересные моменты произведений и написать подробный обзор.

Есть ли какая-то система?

Да, определённая система у меня уже сложилась. Вначале каждого блокнота я обязательно делаю страничку с условными обозначениями , которые ставлю на полях. Символы я увидела в одном из видеороликов на YouTube, а саму идею взяла из bullet journal. Если вам интересно подробнее узнать об этой системе планирования и моём опыте её использования – дайте знать в комментариях.

Далее – содержание . Здесь три столбца: даты чтения, автор и название книги, страницы. Обязательно нумерую все листы в дневнике, чтобы потом легко ориентироваться в записях. (Ещё раз спасибо bullet journal).

Содержание и условные обозначения, которые помогают ориентироваться в записях. Фото из личного архива

Содержание и условные обозначения, которые помогают ориентироваться в записях. Фото из личного архива

В этом году я решила вести статистику прочитанного. А также отслеживать годовые цели и планы на месяц. Как вы можете видеть на фото ниже, у меня это плохо получается. Последние три месяца я мало читаю из-за подготовки к экзаменам на права. Но после окончания учёбы планирую всё наверстать.

Из чего состоит отзыв?

Здесь всё довольно просто: имя автора и название произведения. Ниже комментарий: откуда взята книга (личная или общественная библиотека, буккроссинг), формат (бумажная, электронная, аудио), жанр. Если произведение прочитано в рамках марафона, обязательно это указываю. А также в какую подборку потом его можно вставить.

В самом отзыве я пишу всё, что придёт на ум: краткий пересказ сюжета, характеристика персонажей. Описываю свои чувства и эмоции во время прочтения и после. Отмечаю интересные или спорные моменты.

Если это рецензия на нон-фикшн книгу , я могу рисовать схемы, писать подробные конспекты глав, которые особо меня заинтересовали, рисовать или вклеивать распечатки. Однако порой эти приёмы я использую и при написании отзыва на художественное произведение.

Кстати, не так давно я стала украшать свои записи картинками с обложками книг. Эту идею я подсмотрела на YouTube. Вообще там можно найти много интересных и вдохновляющих роликов, если хорошенько поискать.

А как же эстетика и красота?

Когда все мысли перенесены на бумагу, я ставлю оценку книге. От 1 до 5 звёзд. В этом мне помогают штампы с Aliexpress. Что касается оформления читательского дневника, то тут я, пожалуй, минималист. Максимум, что использую: декоративные скотчи и всё те же штампы. Очень редко в моих читательских дневниках появляются стикеры.

Далее следуют цитаты . Обычно я выписываю их довольно много. Особенно из художественных произведений. Все цитаты из нон-фикшн идут в основную запись-конспект.

Поделись лайфхаками.

Как я писала в прошлом посте , для читательского дневника лучше всего выбирать блокноты с разлиновкой в точку. Мне удобно, когда есть закладка-ляссе (тонкая лента), а также резинка, которая закрывает блокнот. Чтобы было проще ориентироваться, я клею сбоку специальные стикеры с обозначениями месяцев.

Ещё один лайфхак : придумайте цветовую кодировку. Её можно применять в содержании: ставить разноцветные кружочки рядом с названием книги. Так вам будет легче ориентироваться в прочитанном. Для этого можно использовать цветные ручки или карандаши, специальные стикеры или декоративный скотч.

Что посоветуешь тем, кто решил вести читательский дневник?

  • Не бойтесь экспериментировать.
  • Изучайте различные системы ведения записей и адаптируйте их под себя.
  • Пишите, что хотите и как хотите. Мы не в школе, и никто не запретит вести вам читательский дневник так, как того требует душа. Рисуйте, клейте стикеры. Пишите длинные сочинения или короткие отзывы – всё, что угодно.
  • Если вам не нравятся бумажные носители, можете смело писать рецензии в электронных блокнотах. И там оформлять заметки по вашему вкусу.
  • Не надо себя заставлять вести читательский дневник, если вам это неинтересно вообще или в данный конкретный момент. Делайте то, что нравится!

В конце каждого отзыва ставлю оценку книге. А затем выписываю понравившиеся цитаты. Фото из личного архива

В конце каждого отзыва ставлю оценку книге. А затем выписываю понравившиеся цитаты. Фото из личного архива

Вот здесь вы можете посмотреть небольшой обзор одного из моих законченных читательских дневников.

Расскажите в комментариях: надо ли вести читательский дневник? Ведёте ли вы подобный блокнот?

Если вам понравилась статья, поддержите мои труды лайком. Поделитесь этой записью с вашими друзьями. Подписывайтесь на канал, впереди вас ждёт много интересных и полезных статей.

Как сделать и красиво оформить своими руками читательский дневник

Читательский дневник

Чтобы ребенок лучше запоминал прочитанное, ему нужно вести читательский дневник. Красиво оформить его своими руками может каждый человек. Для его ведения используют обычную тетрадь. Для украшения понадобятся цветные карандаши и ручки, наклейки, краски. Можно взять готовые шаблоны для разлиновки страниц.

Блоки информации

Прежде чем начинать делать читательский дневник своими руками, нужно определиться, какая информация в него вносится. Примерный перечень:

  • автор и название произведения;
  • характеристика героев;
  • краткое содержание сюжета;
  • впечатления от прочитанного.

В старших классах может добавляться информация о жанре произведения, ключевых моментах, особенностях эпохи. Существует несколько ведения читательского дневника:

  • отчет о прочитанных произведениях — заполняется вместе с родителями;
  • учет пройденной литературы — краткий перечень из названий книг и дат;
  • шпаргалка с небольшим анализом каждого произведения.

Сделать читательский дневник может каждый. Его можно вести для собственного удовольствия, в таком случае его оформление произвольное. Некоторые добавляют цитаты, запомнившиеся эпизоды.

Титульный лист

Титульный лист читательского дневника

Первый лист в тетради — титульный. На нем записывается информация о владельце — ФИО, класс и номер школы. Иногда добавляют данные учителя по русскому языку и литературе (начальных классов — для учеников младшего школьного звена).

Можно распечатать антистрессовые раскраски — они детализированные, и расписать их на свое усмотрение. После чего вклеить в дневник и не бояться проявлять фантазию.

Содержимое дневника

Для заполнения лучше использовать разворот тетради. Его делят на столбцы и их количество зависит от числа блоков. На информацию о произведении оставляют немного места, большое пространство потребуется для краткого содержания и отзыва.

Названия столбцов выделяют цветными ручками или маркерами. Можно использовать небольшие отрезки бумаги для скрапбукинга. На них также записываются названия столбцов.

Заполнение читательского дневника

Старшеклассник может попробовать составить инфографику. Через графики можно отразить количество прочитанных книг, скорость чтения, жанры и другую информацию. Это позволяет учиться анализировать данные и сортировать их.

Дневник можно вести в электронной форме. Для этого есть несколько основных вариантов — презентации, графические и текстовые документы. В каждом случае можно сделать красивые страницы.

Для создания презентации используют программу PowerPoint. Каждый слайд украшают разными элементами, можно вставлять таблицы, цитаты, картинки. Word позволяет вести обычный текстовой дневник. Достаточно разделить страницу на столбцы и заполнять его также, как и бумажный.

Графический редактор предоставляет больше возможностей для оформления страниц. Можно добавлять фоны, иллюстрации, делать рисунки, использовать шрифты. Но применение таких программ требует серьезных знаний.

Красивый и оригинальный читательский дневник позволяет сохранить эмоции от прочитанного и вести учет изученной литературы. Для его оформления можно использовать разные материалы. Главное, подходить к этому творчески.

2. На следующей странице подготовьте содержание читательского дневника, в котором будут перечислены все книжки, которые необходимо прочитать.

3. При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться следующему порядку:
• Сперва напишите название произведения, Фамилию И.О. автора. Кроме того вы можете указать биографию автора, поместить его фото.
• Далее необходимо перечислить основных героев книги, можно дать им краткую характеристику.
• Следующим пунктом идет изложение сюжета (например, где и когда происходят события, в чем заключается конфликт, когда он решается и т.д.)
• Можно описать один из понравившихся эпизодов в книге.

Можно оформить и по - другому:

Если книга понравилась:

можешь нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним

найди и приклей портрет автора книги, напиши его полные имя и отчество

Если книга очень понравилась:

создай рисунки-иллюстрации (или комиксы) на основе прочитанного;

придумай загадки или ребусы о героях;

составь кроссворд по прочитанному;

можешь написать и "послать” в дневнике письмо героям или автору книги;

узнай и запиши интересные факты из биографии писателя.

1. Нарисуй иллюстрацию в самом начале чтения, когда еще мало узнал. Она может быть любой, по твоему желанию. Напиши несколько слов к нарисованному.
2. Наверняка, у тебя появился любимый герой. Пора создать его личную страничку! Вот вопросы тебе в помощь:
• Опиши внешность героя,
• Назови черты его характера
• Каковы его любимые занятия
• Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т.д.
• Кто его друзья? Какие они?
• Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?
• А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?
• Нарисуй портрет любимого героя
3. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Нарисуй к отрывку иллюстрацию.
4. Представь себя героем книги. Как бы тебя звали? Придумай себе имя, внешность. Опиши свой характер. Укажи, с кем бы ты дружил, где жил и т.д. Если хочешь, нарисуй свой портрет или сюжет со своим участием.
5. Вот ты и перелистнул последнюю страничку. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.
6. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие волшебные слова.

Читательский дневник по литературе для 5 класса – это краткий обзор литературных произведений в удобном формате. Благодаря читательскому дневнику школьникам легче усваивать школьную программу, выделять главную мысль и мораль произведения, развивать культуру чтения. Своеобразная шпаргалка научит ребят работать с художественными текстами, запоминать прочитанный материал. Читательский дневник для 5 класса – это надёжный помощник не только в школьной программе, но и по внеклассному чтению.






В кратком содержании рассказа Муму речь идёт о глухонемом дворнике Герасиме, который был направлен из деревни на работу в Москву к пожилой своенравной барышне. Мужчина отличался богатырским телосложением и недюжинной силой…




В кратком описании сказки "Каменный цветок" повествуется о юноше Даниле, которого направили на учёбу к Прокопьичу – мастеру по каменному делу. Из ученика вышел толк, он превзошёл своего учителя. Однажды увидев каменный цветок…





В кратком содержании "Заколдованного места" говорится о дедушке Максиме, который повстречал нечистую силу. Повествование ведётся от лица его внука Фомы, церковного дьяка. Мистические события прошлого времени до сих пор не…

Читайте также: