Как сделать чертеж изделия по технологии

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 31.08.2024

Графическая документация (эскиз, технический рисунок, чертёж), виды: главный, слева, сверху; масштаб, линии чертежа (основная, штриховая, выносная, размерная, штрихпунктирная).

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Ещё в древности у людей возникла необходимость передачи информации друг другу. Поэтому появились первые графические изображения. Информацию можно передавать с помощью фотографий, рисунков, чертежей, схем, графиков. Такой изобразительной информацией можно обмениваться между людьми разных национальностей даже не зная иностранных языков.

Любые графические изображения состоят из линий, штрихов и точек. Их можно выполнить вручную (карандашом, тушью и т. п.) или машинным способом. Одним из видов графического отображения формы предмета является черчение.

Чтобы выполнять чертежи необходимо иметь чертёжную бумагу, необходимого формата (формат А4, его размер 297 на 210 миллиметров)

Чертёжные инструменты (необходимый минимум):

  1. Карандаши (твёрдо-мягкий)
  2. Угольник с углами 45,45,90 градусов
  3. Угольник с углами 30,60 90 градусов
  4. Линейка деревянная длиной 300 миллиметров
  5. Циркуль

Чертёж – условное изображение изделия (детали), выполненное с помощью чертёжных инструментов по определённым правилам.

Эскиз – условное изображение изделия (детали), выполненное от руки с указанием размеров.

Технический рисунок это объёмное (3d) изображение, выполненное от руки с соблюдением пропорций.

Некоторые правила выполнения чертежа:

  1. Для того, чтобы создать наиболее полное представление о форме, на чертеже показывают несколько видов детали.
  2. Эти виды можно получить, если посмотреть на деталь с разных сторон.
  3. Все детали и изделия на чертеже вычерчивают в масштабе.
  4. Для выполнения чертежей существуют специальные линии.

Все чертежи выполняются в масштабе. Если деталь (изделие) не помещается на чертеже, применяется масштаб уменьшения (например, 1:2). Если деталь слишком маленькая и ее трудно рассмотреть, применяется масштаб увеличения.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Какие документы включают в себя графические изображения.

Выберите правильный ответ:

  1. Наскальные рисунки
  2. Художественная вышивка
  3. Выкройки
  4. Чертежи
  5. Эскизы
  6. Технические рисунки

Правильные ответы – 3;4;5;6

Задание 2. Выберите правильный ответ из ниже приведённых.

Как можно выполнить графическое изображение? Выделите зелёным цветом правильные ответы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Повторение пройденного материала, усвоения новых знаний.

Вид: Комбинированный.

Цели:

- закрепить навыки по измерению фигуры человека, сформировать навыки по расчету для построения, построения чертежа фартука, моделирования фартука, формирование умения пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями, оформлять и читать чертежи;

- развитие пространственного воображения в решении конструктивных задач, творческой активности учащихся, пространственного воображения, научить применять полученные знания на практике, развивать наблюдательность и самостоятельность в работе;

- умение слушать, участвовать в обсуждении проблем, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, воспитывать ответственность, аккуратность, трудолюбие, точность при выполнении работы.

Оборудование: компьютер, принадлежности для построения чертежа.

Построение чертежа швейного изделия.

Тип урока: Повторение пройденного материала, усвоения новых знаний.

Вид: Комбинированный.

Оборудование: компьютер, принадлежности для построения чертежа.

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка присутствующих, готовности учащихся к уроку.

- закрепить навыки по измерению фигуры человека, сформировать навыки по расчету для построения, построения чертежа фартука, моделирования фартука, формирование умения пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями, оформлять и читать чертежи;

- развитие пространственного воображения в решении конструктивных задач, творческой активности учащихся, пространственного воображения, научить применять полученные знания на практике, развивать наблюдательность и самостоятельность в работе;

- умение слушать, участвовать в обсуждении проблем, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, воспитывать ответственность, аккуратность, трудолюбие, точность при выполнении работы.

3.Актуализация опорных знаний (повторение пройденного материала).

Что такое эскиз? (Предварительный набросок изделия, условное изображение, выполненное от руки, но с выдерживанием пропорций).

Какие фасоны фартуков вы знаете? (с цельнокроеной или притачной грудкой и без неё, с карманами, различными видами отделки)

Что обозначают буквы: От, Об, Ст, Сб, Ди. (обхват талии, обхват бедер, полуобхват талии, полуобхват бедер, длина изделия)

Какие конструктивные линии указаны на рисунке?


4.Изучение нового материала.

ЧЕРТЁЖ – графическое изображение будущего изделия на бумаге с помощью чертежных инструментов в натуральную величину, в уменьшенном или увеличенном виде (записать определение в тетради).



Масштаб указывает, во сколько раз настоящие размеры предмета меньше (записать определение в тетради).

Масштаб записывается отношением двух чисел:

1:1 – натуральная величина

1:4 – уменьшение в четыре раза

2:1 – увеличение в два раза (записать в тетради).

Для построения чертежа изделия необходимы следующие принадлежности: линейка, угольник, ластик, миллиметровая бумага, карандаш следующих маркировок: Т (Н)-твердый для построения чертежа; ТМ (НВ)-средней твердости для нанесения линий основного контура чертежа. Карандаши должны быть остро заточенными. Для проведения ровной линии следует соблюдать приемы работы с линейкой и карандашом: линейку плотно прижимают к бумаге рукой, линию чертят так, чтобы карандаш был слегка наклонен в сторону движения руки. Чтобы прочитать чертеж швейного изделия, необходимо не только понимать линии чертежа, но и уметь распознавать отдельные его детали и условные знаки.

Сейчас мы рассмотрим виды линий чертежа (зарисовать)


Для закрепления правильности черчения линий на чертеже с помощью линейки, выполним следующее задание.


Физкультминутка

А сейчас рассмотрим пример построения чертежа фартука на поясе с карманом.

При оформлении чертежа все точки и отрезки обозначают буквами: Т-по линии талии, Н-по линии низа. Так как фигура человека симметрична, то чертеж на швейное изделие строят для одной половины. При этом на чертеже показывают ось симметрии-вертикальную линию середины фартука (ТН).

Перед построением чертежа необходимо определить, из каких деталей состоит фартук, их количество, форму. Вначале строят чертеж больших деталей, а затем маленьких.

Для построения чертежа швейного изделия кроме измерений фигуры необходимы прибавки на свободу облегания (ПБ-по бедрам).

Для построения швейного изделия после измерений фигуры строят чертеж на миллиметровой бумаге согласно расчетам, учитывая условные обозначения и линии чертежа. Последовательность построения чертежа рассмотрим на примере конкретных данных:














5. Выполнение практической работы.

6.Закрепление знаний (Фронтальный опрос)

Что такое чертёж? (графическое изображение будущего изделия на бумаге с помощью чертежных инструментов)

Что такое масштаб? (Масштаб -указывает, во сколько раз настоящие размеры предмета меньше или больше). Приведите 3 разных примера масштаба.(1:2,1:1,4:1)

Какие линии используются при построении чертежа? (Сплошная основная, волнистая, штриховая, штрихпунктирная).

7.Подведение итогов урока.

Проверка выполнения эскиза. Выставление отметок, определение самых активных на уроке. Записывание домашнего задания.

Много делают на заводах разных машин и станков. А ведь машина или станок состоит из различных деталей. Со всех участков завода поступают готовые детали в сборочный цех. Некоторые детали даже привозят за сотни километров с других заводов.

Рабочие и инженеры, которые изготовляют отдельные детали, находятся в разных цехах и даже на разных заводах. Они могут не знать друг друга и не советоваться между собой. В общем деле их направляет и объединяет единый для всех язык техники — язык чертежей. Замысловатые линии, значки и цифры чертежей понятны рабочим и инженерам всего мира. Ведь чертежи выполняются с соблюдением единых правил, знать которые необходимо всем.

Не умея составлять и читать чертежи, невозможно строить машины, дома, мосты, плотины, нельзя даже хорошо понять, как они устроены, нельзя внести в них какое-либо усовершенствование. Даже для того, чтобы построить простейшую модель, надо сперва разобраться в ее чертежах.

Почему же понадобился людям этот специальный язык, почему нельзя обойтись только картинами, которые рисуют художники?

Чтобы построить дом, нужно иметь его чертеж.

Вот перед нами дом. Он изображен так, как его видел художник. Всем ясно — это дом. Но построить его по такому рисунку очень и очень сложно. Мы не знаем истинных размеров стен, окон, дверей здания. Измерить их на рисунке нельзя — линии стен, крыши, окон потеряли на нем параллельность, а их размеры уменьшаются по мере удаления от наблюдателя.

Чтобы построить дом или сделать машину, нужен составленный с соблюдением определенных законов и правил рисунок, из которого были бы видны действительные формы и размеры деталей, из чего они сделаны и как обработаны, их расположение по отношению друг к другу. Это и есть чертеж.

Итак, что же такое чертеж?

Изображение пространственного предмета на плоскости при помощи определенных приемов называется проектированием, а полученное изображение — проекцией данного предмета на плоскость. В зависимости от способа проектирования можно получить различные проекции одного и того же предмета.

При центральном проектировании размеры проекции предмета не равны его действительным размерам.

Поместите подставку для карандашей между лампой и экраном из прозрачной бумаги и обведите контуры ее тени карандашом. Вы получите проекцию подставки на плоскость бумаги. Дополните ее линиями внутреннего контура — и полученный рисунок даст наглядное и весьма точное представление об изображаемом предмете. Но обратите внимание: размер проекции подставки не равны ее действительным размерам. Они изменяются в зависимости от положения подставки относительно лампы и экрана. Так получается потому, что лучи света исходят из одной точки и угол между крайними проектирующими лучами изменяется в зависимости от положения проектируемого предмета.

Такой способ проектирования называется центральным. Его применяют главным образом в живописи и архитектурных чертежах при изображении зданий. В этих случаях центральные проекции называют линейной перспективой.

Если для получения тени от предмета мы будем пользоваться параллельно идущими лучами света, то размеры тени не будут зависеть от расстояния предмета от плоскости проекции. Такое проектирование называется параллельным. Проектирующие лучи могут падать на плоскость проекции точно под прямым углом. В этом случае размеры проекции точно совпадают с размерами проектируемого предмета, Такие проекции называются прямоугольными, или ортогональными. Они позволяют точно определить размеры и взаимное расположение пространственных предметов и поэтому являются основным способом их изображения на чертежах.

Если же лучи падают под острым углом к плоскости проекции, то проекция предмета получается непохожей на предмет, так же как не похожа на вас ваша тень в вечернее время. Такие проекции называются косоугольными. Ими пользуются для технических рисунков.

Можно проектировать предмет с различных сторон и каждый раз получать новое изображение, непохожее на предыдущее.

Чтобы все инженеры во всех странах мира делали чертежи одинаково, установлен единый способ проектирования предметов и определенное расположение проекций на чертежах. Способ этот заключается в том, что проектируемый предмет как бы помещают в пространство угла, образованного тремя взаимноперпендикулярными плоскостями, и проектируют его методом прямоугольной проекции на три плоскости.

Плоскость Н называется горизонтальной плоскостью проекции, плоскость V — вертикальной, а плоскость W — профильной. Нетрудно видеть, что проекции предмета на эти плоскости представляют собой внешний вид предмета с трех сторон — спереди, сверху и слева.

Теперь как бы развернем наши плоскости проекций: плоскость Н откинем вниз, а плоскость W повернем на 90° против часовой стрелки. В результате все три плоскости проекции оказались совмещенными в одной плоскости бумаги. Это и есть чертеж предмета в прямоугольных проекциях.

При совмещении плоскостей вид сверху оказался под видом спереди, а вид слева — справа от вида спереди. Такая зависимость в расположении видов называется проекционной связью и при выполнении чертежей должна обязательно соблюдаться.

КАК ПОЛУЧИТЬ ПРОЕКЦИЮ ПРЕДМЕТА

Самый простой способ — это положить его на бумагу и обвести тонким карандашом. Но не всякий предмет можно спроектировать таким способом. Одни предметы не поместятся на листе, другие слишком малы, а третьи (например, электрическую лампочку) невозможно обвести из-за сложности их формы.

Кроме того, нас интересует не только внешний вид предмета, но и его внутреннее устройство, которое таким способом на бумагу не спроектируешь. Вот тут-то нам и понадобятся приемы и правила начертательной геометрии.

Обозначим буквой А какую-нибудь точку на проектируемом предмете. Тогда мы сможем сказать, что точка А — это оригинал, точка а — проекция оригинала, А а — проектирующий луч, плоскость Р — плоскость проекции.

То же самое мы можем сказать обо всех точках предмета. Следовательно, чтобы получить проекцию предмета, надо спроектировать все его точки.

Но законы и правила начертательной геометрии позволяют значительно упростить Эту работу. Действительно, чтобы построить проекции прямой, достаточно спроектировать только две любые принадлежащие ей точки и провести через них прямую линию. Проекции квадрата, прямоугольника или треугольника можно построить по проекциям их вершин.

Многие предметы — детали зданий и машин, мебель, посуда — содержат в себе элементы кривых линий и поверхностей. Для получения их проекций приходится также проектировать ряд принадлежащих им точек и соединять эти точки между собой при помощи шаблонов—лекал. Такие линии получили название лекальных.

Среди бесчисленного многообразия кривых есть так называемые закономерные кривые, все точки которых обладают некоторым общим свойством. Это свойство позволяет применить определенные правила для их начертания. Например, шар во всех проекциях имеет вид окружности. Ее не надо строить по отдельным точкам, ее можно провести с помощью циркуля. Проекция дна наклоненного или срезанного плоскостью кругового цилиндра представляет собой другую закономерную кривую — эллипс. Встречаются и более сложные закономерные кривые, и для каждой из них есть свои способы построения.

Однако умения правильно построить проекцию того или иного предмета еще недостаточно для правильного составления чертежей.

Проекция дна наклоненного или срезанного цилиндра представляет собой эллипс. Построить эллипс можно способом, показанным на рисунке.

Одна из важных особенностей прямоугольных проекций заключается в том, что многие предметы различной формы проектируются одинаково на одну, а иногда и на две плоскости проекции. Например, горизонтальную проекцию в виде круга имеют шар, цилиндр, конус. Чтобы их различить, обязательно нужна вторая проекция. Но не всегда помогает и она. Приходится чертить третью проекцию.

В тех случаях, когда по прямоугольным проекциям трудно представить себе общий вид изображенного предмета, прибегают к помощи аксонометрических проекций. Они бывают косоугольными (кабинетная проекция) и прямоугольными (изометрическая и диметрическая). Такие проекции дают наглядное и весьма точное изображение предмета и помогают правильно понять чертеж.

Очень большое значение имеют вспомогательные линии, которые в ряде случаев позволяют понять чертеж без дополнительных проекций. Поэтому на проекциях тел вращения (шар, цилиндр, конус, параболоид и т. д.) и отверстий всегда наносят осевые линии.

Не меньшую роль играют штриховые линии, обозначающие на чертежах невидимые с данной стороны элементы деталей (отверстия, выступы, фаски и т. д.). Они отличаются только штриховыми линиями. А посмотрите, как отличаются друг от друга изображенные на них детали. Как видите, на чертеже не бывает лишних линий. Каждая из них имеет определенное назначение и помогает правильно прочитать чертеж.

В черчении встречаются различные закономерные кривые, и для каждой из них есть свои способы построения.

РАЗРЕЗЫ, СЕЧЕНИЯ, ВЫРЫВЫ И ОБРЫВЫ

На чертежах сложных деталей часто приходится делать разрезы, сечения, вырывы и обрывы, которые дают возможность более точно понять устройство детали, узла или целого механизма. Сечение и разрезы штрихуются тонкими косыми линиями.

Составляя чертеж, нужно внимательно, изучить изображаемую деталь, определить необходимое число проекций, расположить их при проектировании так, чтобы были видны наиболее сложные элементы. При изображении вида спереди лучше всего дать деталь так, как она будет установлена в механизме.

Потом нужно посмотреть, полное ли представление о детали дают ее изображенные проекции. Если какой-нибудь элемент детали не ясен, нужно дать ее разрез или сечение по этому элементу. Не всегда можно изобразить деталь в натуральную величину. Чаще приходится ее уменьшать или увеличивать. Надо правильно выбрать масштаб изображения и указать его на чертеже. Например, масштаб 1:1 означает, что деталь выполнена в натуральную величину; 1:2 — уменьшена в два раза, а 5:1 — увеличена в пять раз.

Для того чтобы не загромождать чертеж лишними линиями, в некоторых случаях прибегают к упрощенным изображениям. Надо, скажем, сделать чертеж болта или какой-либо детали, имеющей резьбу. Изобразить точно проекцию сложной винтовой линии резьбы очень трудно, да и не нужно. Ведь резьба нарезается при помощи специального инструмента, который сам придаст ей необходимый профиль и размеры. Поэтому на чертеже участок, на котором должна быть резьба, отмечают штриховой линией, а около него ставят условный знак. Например, М-8 означает, что на детали надо нарезать метрическую резьбу с наружным диаметром 8 мм. Только в случаях специальной резьбы на детали дополнительно делают вырыв (или выносят сечение) и дают точные размеры резьбы.

На чертежах зубчатых колес не надо чертить зубцы; достаточно указать наружный диаметр колеса, число зубцов и модуль зацепления.

Точно так же поступают с зубчатыми колесами. Зубцов у них много, и все одинаковые. Зачем же тратить зря время на их вычерчивание? На чертежах зубцы не вычерчивают, а только указывают наружный диаметр колеса, число зубцов и модуль зацепления. По этим данным на зуборезных станках с помощью специальных модульных фрез или резцов делают именно те зубцы, которые нужно.

Когда вычерчены все необходимые проекции детали, разрезы и сечения, надо проставить размеры. Конечно, на чертеже указывают действительные размеры детали. Их надо ставить так, чтобы они не загораживали основных линий чертежа и чтобы их было легко читать.

При изготовлении деталей очень трудно выдержать размеры, обозначенные на чертежах. Поэтому иногда еще указывают отклонения от размеров, которые можно допустить при изготовлении детали. Эти отклонения, называемые допусками, пишут справа около основного размера. Например, подпись 29 ± 0,5 означает, что при изготовлении детали этот размер должен быть не больше 29,5 мм и не меньше 28,5 мм.

Чтобы изготовить деталь, надо знать также, из какого материала ее делать, как чисто надо обработать ее поверхности. Материал, из которого изготовляется деталь, указывается в штампе чертежа специальными обозначениями. Например, Ст-45 обозначает, что деталь изготовляется из конструкционной стали, содержащей около 0,45% углерода. В соседней графе штампа указывают количество деталей, которое надо изготовить.

Виды чертежей

Чертежи, на которых изображена одна деталь с указанием размеров, материала и степени чистоты обработки, нужны для изготовления деталей. Но, чтобы собрать детали в узел механизма, нужен другой чертеж, на котором были бы указаны их взаимное расположение и условия сборки. Такой чертеж называется сборочным.

Детали можно собирать с разной степенью плотности, называемой посадкой. Например, колесо, надетое на ось, может качаться, вращаться свободно без качаний или туго поворачиваться на оси. А можно нагреть колесо и надеть его так, что повернуть его на оси станет очень трудно. Посадки указываются на сборочных чертежах буквами.

Чаще всего машины состоят из многих деталей, изготовленных из разных материалов. Для удобства пользования сборочным чертежом в его правом углу над штампом делают спецификацию — перечень всех деталей, входящих в изображенный на чертеже узел или механизм, с указанием их количества и материала. Кроме того, на чертеже для различных материалов применяют специальные условные изображения (рис. внизу).

В сборочных чертежах обязательно должен быть общий вид полностью собранного механизма или машины.

Как видите, составление чертежей не такая простая работа. Для сложных машин приходится делать не одну тысячу чертежей деталей, сборочных чертежей и общих видов. И каждая деталь, каждый ее размер должен быть согласован с размерами других деталей.

Над составлением чертежей работает много инженеров, техников, чертежников. Чтобы все чертежи выполнялись одинаково, существует ГОСТ на чертежи. В нем предусмотрено все: размер бумаги, штампа, толщина линий, шрифт для надписей, расположение проекций, порядок выполнения разрезов и сечений, масштабы, условные изображения и т. д. И все, кто работает над чертежами, должны строго выполнять правила ГОСТа.

Для изготовления чертежей имеется своя специальная техника — линейки, угольники, рейсшины, лекала, чертежные станки, измерители, циркули. Далеко не всякие карандаши, бумагу и резинки для стирания можно использовать при черчении.

Цилиндр, конус и шар проектируются на горизонтальную плоскость в виде окружности (а). Чтобы их различить, нужна вторая, вертикальная проекция. Другие предметы одинаково выглядят в вертикальных проекциях (б). Поэтому необходимо изображать еще их вид сверху.

Цилиндр, конус и шар проектируются на горизонтальную плоскость в виде окружности (а). Чтобы их различить, нужна вторая, вертикальная проекция. Другие предметы одинаково выглядят в вертикальных проекциях (б). Поэтому необходимо изображать еще их вид сверху.

Но вот чертежи готовы.

Сотни листов чертежной бумаги хранят в своих линиях, цифрах и значках большой труд коллектива людей, работавших над созданием новой машины. Их надо раздать инженерам, техникам и рабочим, которые превратят бесформенные куски металла в детали будущей машины.

Конечно, раздавать в цехи единственные экземпляры чертежей нельзя. Поэтому их приходится размножать.

На чертеж накладывают прозрачную бумагу — кальку — и тушью тщательно копируют на нее все изображение. Затем эту кальку внимательно проверяют и направляют в светокопировальную машину. В ней на специальной светочувствительной бумаге печатают чертежи. На такой машине можно получить сколько угодно копий. Эти копии и отправляют в цехи. Там ими можно пользоваться, не боясь порвать или испачкать.

Но копировка чертежа на кальку, а затем на светочувствительную бумагу — это длительная, кропотливая работа, отнимающая очень много времени. Поэтому инженеры стремятся создать такие методы подготовки чертежей, которые позволили бы получать копии, не прибегая к кальке.

Мы рассказали здесь о машиностроительных чертежах. Но без чертежей нельзя обойтись и в других областях науки и техники. Например, строители применяют строительные чертежи, электрики и радисты — электрические схемы, геологи, топографы и географы — геологические, топографические и географические карты.

Для изображения на чертежах материалов, из которых сделаны детали, применяют условные обозначения: 1 — металл; 2— кирпич; з — земля; 4 — пластмассы; 5 — резина; 6 — дерево поперек волокон; 7 — дерево вдоль волокон; 8 — железобетон; 9 — жидкости; 10 — стекло.

Для изображения на чертежах материалов, из которых сделаны детали, применяют условные обозначения: 1 — металл; 2— кирпич; з — земля; 4 — пластмассы; 5 — резина; 6 — дерево поперек волокон; 7 — дерево вдоль волокон; 8 — железобетон; 9 — жидкости; 10 — стекло.

Основы черчения

Вы уже знаете, что для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения вы можете узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка.



Чертеж
это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов.
На чертеже показывают несколько видов изделия. Виды выполняют, исходя из того, как наблюдают изделие: спереди, сверху или слева (сбоку).



На производстве часто применяется эскизизображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета.

Технический рисунокнаглядное изображение предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, из которого изготовлено изделие. Его строят приближенно, на глаз, выдерживая соотношения между отдельными частями предмета.

Число видов на чертеже (эскизе) должно быть таким, чтобы давать полное представление о форме предмета.

Существуют определенные правила простановки размеров. Для прямоугольной детали размеры наносят так, как это показано на рисунке выше.
Размер (в миллиметрах) проставляют над размерной линией слева направо и снизу вверх. Наименование единиц измерения не указывают.
Толщину детали обозначают латинской буквой S; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает толщину детали в миллиметрах.
К определенным правилам относится и обозначение на чертеже диаметра отверстия – его обозначают символом ? .
Радиусы окружностей обозначают латинской буквой R; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает радиус окружности в миллиметрах.
Контур детали
на чертеже (эскизе) надо показывать сплошными толстыми основными линиями (линиями видимого контура); размерные линиисплошными тонкими; линии невидимого контураштриховыми; осевыештрихпунктирными и т.д. В таблице приведены различные типы линий, применяемых в чертежах.

Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок — значит определить название изделия, масштаб и изображения видов, размеры изделия и отдельных деталей, их названия и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения.

Ниже даны варианты изменения конфигурации формы изделий и варианты изменения габаритных размеров, в которых использованы вышеизложенные правила гармонизации.

configur_sm


Разметка прямоугольных деталей

Назначение и роль разметки. Процесс нанесения на древесину контурных линий будущей заготовки называется разметкой. Разметка — одна из важнейших и трудоемких операций, от выполнения которой во многом зависит не только качество изделий, но и затраты материала и рабочего времени. Разметка перед распиливанием называется предварительной или разметкой черновых заготовок.
На производстве предварительная разметка осуществляется с учетом припусков на обработку и усушку. В учебных мастерских обрабатывают высушенные материалы, поэтому припуски на усушку не учитывают.
Следует знать, что при обработке высушенных заготовок получают поверхность с низкой шероховатостью и достигают высокой прочности склеивания и отделки. Припуски на шлифование с одной стороны детали строганых поверхностей равны 0,3 мм, а для деталей, поверхности которых обработаны пилением,— не более 0,8 мм. Припуски на строгание древесноволокнистых плит и клееной фанеры не предусмотрены, так как их не подвергают строганию.
Разметку выполняют карандашом с помощью разметочных инструментов (измерительной линейки, столярного угольника, рейсмуса, малки, рулетки, штангенциркуля и т.д.) в соответствии с чертежом, эскизом, техническим рисунком. Общий вид некоторых разметочных инструментов показан ниже.




От точности выполнения разметки зависит качество изделия. Поэтому будьте внимательны при работе. Старайтесь разметку вести так, чтобы из одной заготовки получилось как можно больше деталей.
Не забывайте о припуске. Припускслой древесины, который снимается при обработке заготовки (при пилении обычно дают припуск до 10 мм, при строгании — до 5 мм).


При разметке прямоугольной детали из фанеры (рис. а) поступают так:
1. Выбирают базовую кромку заготовки (если такой кромки нет, то ее следует выпилить по предварительно нанесенной по линейке базовой линии).
2. По угольнику проводят линию под прямым углом к базовой кромке (линии) на расстоянии примерно 10 мм от торца (рис. б)
3. От проведенной линии по линейке откладывают длину детали (рис. в).
4. По угольнику проводят линию, ограничивающую длину детали (рис. г).
5. По линейке откладывают ширину детали на обеих линиях, ограничивающих длину детали (рис. д).
6. Соединяют обе полученные точки (рис. е).

Если деталь делают из доски или бруска, то разметку производят от самых ровных и гладких пласти и кромки (если их нет, то предварительно выстрагивают лицевые пласть и кромку). Лицевые поверхности на заготовке отмечают волнистыми линиями.
Последующую разметку выполняют так:
1. От лицевой кромки откладывают ширину детали и проводят карандашом разметочную линию (рис. а).
2. Рейку рейсмуса выдвигают так, чтобы расстояние от острия шпильки до колодки было равным толщине детали (рис. б).
3. Рейсмусом размечают толщину детали (рис. в).
4. Размечают длину детали с помощью линейки и угольника (рис. г).


Разметку большого количества одинаковых деталей или деталей, имеющих криволинейный контур, осуществляют с помощью специальных шаблонов. Они выполнены в виде пластин, имеющих такие же очертания, что и контур изделия.
Размечать детали надо простым и остро отточенным карандашом.
При разметке шаблон должен быть плотно прижат к заготовке.

Процесс изготовления изделия из древесины

В учебных мастерских учатся изготавливать различные изделия из пиломатериалов и фанеры. Каждое из этих изделий состоит из отдельных деталей, соединенных вместе. Детали могут иметь различную форму. Сначала пробуют изготовить плоские прямоугольные детали. Для этого нужно правильно выбрать заготовку (брусок, доску, лист фанеры), научиться выполнять разметку, строгание, пиление, зачистку. После изготовления всех деталей выполняется сборка и отделка изделия. Каждый из этих этапов работы называется операцией.

Каждая операция выполняется определенным инструментом, часто с использованием приспособлений. Так называются устройства, которые облегчают работу и делают ее более качественной. Одни приспособления помогают, например, быстро и надежно закрепить деталь или заготовку, инструменты, другие точно произвести разметку, без ошибок выполнить ту или иную операцию. Приспособления целесообразно использовать и в том случае, когда надо сделать большое количество одинаковых деталей. С одним из приспособлений — зажимом столярного верстака — вы уже знакомы.

В учебной мастерской вы будете чаще всего работать по технологической карте, в которой указана последовательность операций. Ниже представлена технологическая карта изготовления кухонной доски.


В технологических картах, применяемых на производстве, указывают все операции, их составные части, материалы, оборудование, инструменты, время, необходимое для изготовления изделия, и другие необходимые сведения. В школьных мастерских применяют упрощенные технологические карты. В них часто используют различные графические изображения изделий (технические рисунки, эскизы, чертежи).

Готовое изделие будет качественным, если оно соответствует размерам и требованиям, указанным на чертеже.
Для получения качественного изделия необходимо правильно держать инструмент, соблюдать рабочую позу, точно выполнять все операции, постоянно контролировать себя.

00 (200x200, 16Kb)

Чертёж швейного изделия это плоское изображение одежды, которое строится по размерам определённой фигуры. Для построения чертежа какого-либо изделия необходимо определить, из скольких деталей оно состоит, как эти детали расположены, каковы их размеры. Вначале изготовляют чертежи крупных деталей, а затем мелких. Учитывая, что правая и левая половины туловища симметричны, чертёж строят на одну половину фигуры. Изготовление чертежей выкроек деталей швейного изделия называют конструированием.

Построение чертежей швейных изделий отличается от построения технических чертежей. Например, технический чертёж всегда выполняют в масштабе, а швейный - в натуральную величину. Все размеры в техническом чертеже проставляют в миллиметрах, а в швейном - в сантиметрах.

Читайте также: