Как сделать чернила из чернильных орешков

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 09.10.2024

Чернила – это в первую очередь пигмент и основа. Но состав современных чернил для принтеров намного сложнее. Сложная композиция делает современные чернила невероятно стойкими – напечатанные ими документы могут храниться десятилетиями. Они легко пристают к бумаге, не дают клякс и полос, не выцветают на солнце, не засыхают и не слеживаются, даже если картридж не используется месяцами, и не склеивают подвижные детали принтеров. Как чернила стали такими – разбираемся в партнерском материале с HP.

Древность и Средние века. Все натуральное

Люди пользуются чернилами уже как минимум 7 тысяч лет, а может, и больше. К числу первых сообществ, достоверно использовавших чернила для письма, относятся древние царства Египта и Китая: там чернилами начали пользоваться уже в 4-5 тысячелетии до нашей эры.

И китайские, и египетские чернила хранили в виде твердых стиков и размешивали в воде непосредственно перед использованием. Черный цвет давала сажа (от жженого дерева или кости), красный – охра. Известны египетские рецепты: жидкую основу делали из воды с добавлением гуммиарабика (смолы акаций или вишни), растительных масел и уксуса.

У Плиния-старшего мы находим больше десятка рецептов чернил, в том числе невидимых – из сока молочая. Плиний знал и рецепт железисто-галловых чернил. В основе этого рецепта – любопытный естественный продукт, а именно дубовые галлы. Часто их называют орешками, но галлы – это не орехи, а образования на дубовых листьях, в которых растут личинки гусениц-орехотворок.

В дубовых галлах много танинов, которые в реакции с солями железа образуют окрашенные в темный цвет комплексные соли – пигмент старинных чернил. Чернильные орешки выдерживали в уксусе, а затем засыпали железными опилками, ржавчиной или железным купоросом; с некоторыми нюансами эта технология получения чернил просуществовала до XIX века.

В средней полосе России дубовые орешки достать труднее, чем в Европе, поэтому железистые чернила часто делали на основе других богатых танинами продуктов – в основном дубовой или ольховой коры. Использовались и чернила, по древнему рецепту замешанные на воде, с сажей и камедью.

Составители берестяных новгородских грамот почти не пользовались чернилами – они просто царапали на бересте металлическим писалом. Археологи нашли всего несколько, предположительно, чернильных грамот; анализ показал, что на них писали сажевыми чернилами (но это неточно).


Оригинальные чернила HP — это жидкость со сложным составом. Химические и физические характеристики чернил делают их безопасными для любого компонента принтера, включая картриджи, печатающие головки, сопла, бумагу и пр. Хотя принтер — ключевой компонент процесса печати, чернила и печатающие головки играют не менее важную роль при создании отпечатков отличного качества.

Начало книгопечатания. Чернила Гутенберга

Первый книгопечатник Иоганн Гутенберг изобрел не только печатный станок, но и чернила для него – и к задаче, судя по всему, подошел так же, как подошел бы современный химик-технолог. Гутенберг определил свойства нужных чернил: они должны были быть достаточно густыми и вязкими, чтобы не стекать с металлических литер.

Для этого подходили саженные краски на масляной основе, которые в начале XV века уже использовали граверы. Чернила Гутенберга в целом повторяли состав краски для гравюр. Черный пигмент в таких чернилах – это графит; под микроскопом можно увидеть его крупные блестящие частички.

Но четкость и яркость текста гутенберговских книг объясняются не только качеством пигмента. Как показал проведенный в восьмидесятые годы анализ, первопечатник добавлял в свой состав соединения олова и меди – вероятно, именно они сделали шрифт четче, долговечнее и ярче.


XV-XVII века. Развитие чернильной промышленности

Следом за Гутенбергом печатники начали экспериментировать с составом чернил, и к XVII-XVIII векам их производство превратилось в развитый и широко описанный раздел химической технологии. В чернилах использовались растительные масла (льняное, ореховое и другие) и канифоль (выделенное из смолы хвойных вещество). Типографы много экспериментировали с присадками: так, добавление скипидара в масло оказалось хорошим способом повысить клейкость чернил, а мыло помогало чернилам отставать от металлических литер.

В общих чертах процесс приготовления чернил выглядел так: в металлический котел наливали масло и долго грели его на огне – до тех пор, пока масло не становилось липким. Затем в горячее или охлажденное масло добавляли присадки. Так получалась масляная основа. Пигмент готовили отдельно. Черноту давала сажа, жженое дерево и кость; чернила других цветов получали, добавляя к основе минеральные и органические красители.

Самым популярным красным пигментом был кармин – краситель, который получали, обрабатывая массу кошенильного червеца. Оттенки оранжевого давала сиена – природный минеральный краситель, состоящий в основном из оксидов железа. За синий цвет отвечал краситель индиго, который до XIX века получали из растительного сырья, а позднее – берлинская лазурь, полученная в XVIII веке немецкими химиками. Сложные цвета получали, смешивая красители – так, смесь кошенили и берлинской лазури давала фиолетовый.

Технологии чернильного производства Нового времени касались только типографских красок; документы по-прежнему писали железистыми или сажевыми чернилами. Однако знания и технологии, накопленные типографами, пригодились в XIX и даже XX веке – для создания чернил для новых печатных устройств.


Согласно исследованию, которое по заказу компании HP провели Buyers Laboratory, 2 из 5 протестированных картриджей сторонних производителей вышли из строя во время использования или сразу после распаковки, тогда как оригинальные струйные картриджи HP работали без сбоев. Многие пользователи считают, что ресурс неоригинальных струйных картриджей ничем не отличается от ресурсов оригинала. Но в ходе исследований оказалось, что при использовании неоригинальных картриджей портится в среднем в 80 раз больше страниц, чем с оригинальными струйными картриджами HP. Исследование показало, что оригинальные струйные картриджи позволяют печатать в среднем на 50 процентов больше страниц, чем неоригинальные картриджи: для того, чтобы напечатать одинаковое количество страниц, понадобится в среднем 6 неоригинальных или 4 оригинальных картриджа.

XIX век. Первая синтетика

В XIX веке в производстве красителей произошла технологическая революция. На основе выделенного из каменного угля вещества анилина химики научились делать красители, не уступавшие в яркости натуральным – они получили общее название анилиновых. Вы наверняка знакомы по крайней мере с одним из них – бриллиантовым зеленым, а в быту – просто зеленкой. Врачам и биологам хорошо знаком другой анилиновый краситель, метиловый фиолетовый – с его помощью исследуют бактерии.

В 1848 году академик Зинин нашел способ получения анилина, пригодный для промышленного использования; вскоре анилиновые краски захватили рынок. Яркие, а главное – дешевые красители вытеснили дорогую кошениль, индиго и другие естественные пигменты. Революция затронула и чернильную индустрию.

У анилиновых чернил были и достоинства, и недостатки. Они были дешевы, выпускались в широком ассортименте цветов, легко стекали с пера, в отличие от кислых железистых чернил не вызывали коррозии пера и хорошо хранились в упаковке.

Но на бумаге они вели себя не слишком хорошо: расплывались кляксами при увлажнении и быстро выцветали. Поэтому до середины прошлого столетия они конкурировали с традиционными железисто-галловыми и им подобными (в СССР, например, выпускались железистые чернила на соке коры кампешевого дерева).


XX век – век печатной машинки

Создателям печатных машинок пришлось решать задачи, схожие с теми, что стояли перед Гутенбергом и его последователями – в том числе и в вопросах композиции чернил. Или, вернее сказать, красящего напыления на ленте печатной машинки.

Напыление на лентах (сначала целлулоидных, позднее нейлоновых) должно было соответствовать ряду требований. Оно

  • не должно было осыпаться с ленты,
  • должно было легко переходить на бумагу при ударе литеры,
  • не должно было прилипать к литере и менять ее геометрию,
  • не должно было делать ленту хрупкой или разрушать ее,
  • должно было быстро высыхать на бумаге.

Кроме того, пигмент должен был хорошо прикрепляться к бумаге, не рассыпаться, не расплываться от влаги и подолгу сохранять цвет. Выполнение этих требований зависело от трех главных компонентов – основы, чернил и присадок.

На роль черного пигмента иногда выбирали и анилиновый краситель нигрозин, каменноугольную смолу и даже старые-добрые галловые пигменты. Но лучше всего подошли аналоги древнейшего черного пигмента – сажи. Цветные красители использовали и природные минеральные, и анилиновые.

Основа была, как правило, масляная. В ее состав входили – всегда в сложных комбинациях – глицерин, растительные масла (в частности, касторовое масло), иногда даже китовый жир. В качестве пластификаторов (присадок для повышения эластичности) использовали высокомолекулярные спирты и смеси органических фосфатов; в некоторых формулах можно было встретить соли алюминия. Вместе с глицерином они составляли защиту от высыхания: алюминиевые соли привлекали и удерживали воздушную влагу, а глицерин предотвращал испарение.


Современные чернила для принтеров: сложная задача и сложный состав

Краски для современной оргтехники устроены гораздо сложнее, чем старинные сажевые и железистые чернила, типографские краски и напыление лент печатных машинок. И требования к ним гораздо серьезнее. Чернила для струйных принтеров должны давать четкий отпечаток, быстро впитываться в бумагу, не склеивать подвижные детали принтера и не расслаиваться при хранении. Порошковые тонеры лазерных принтеров должны состоять из частиц строго определенного размера и формы, проявлять заданные магнитные свойства, легко ссыпаться с барабана, чтобы не оставлять полос, не слеживаться в картридже.

Производители не раскрывают состав своих чернил, но мы можем выделить несколько категорий веществ, которые обязательно входят в формулу.

Чернила для струйных принтеров состоят из основы пигмента и присадок. В качестве основы используется вода или другой растворитель; растворяющую способность обычно усиливают с помощью экстрагентов. За то, чтобы чернила не липли к печатающей головке, отвечает целый набор поверхностно-активных веществ; в некотором смысле их можно считать новыми, технологичными аналогами мыла, которое добавляли в типографские краски печатники Нового времени.

Для чернил, которые хранятся в герметичном картридже, очень важно постоянство состава, поэтому в формулу вводят консерванты, вещества, предотвращающие расслоение, и биоциды – для защиты от микробиологического заражения. А за качество печати отвечают регуляторы кислотности, вязкости, поверхностного натяжения и антистатики.

Оригинальные картриджи уберегают от непредвиденных проблем. Экономия на неоригинальных картриджах в дальнейшем может привести к значительному повышению расходов. На основе исследования, проведенного SpencerLab по заказу компании HP, можно сделать вывод, что стоимость владения принтером может в долгосрочной перспективе вырасти на 25 процентов. Такая сумма получается за счет частого обслуживания принтера, поломок и повторной печати. Согласно данным исследования EMEA, партнеров компании HP, использование неоригинальных расходников увеличивает число обращений в сервисную службу в 4 раза, а увеличение потребления электроэнергии достигает 32 процентов. Добавьте сюда еще самый бесценный ресурс – ваше время на решение технических проблем с принтером или просто перепечатку некачественных документов.

Для того, чтобы переносить частицы тонера с барабана принтера на бумагу, используется магнитный механизм. Поэтому в состав тонера входят частицы оксида железа, которые сообщают ему нужные магнитные свойства. Отдельный класс компонентов, модификаторы, отвечают за постоянную температуру плавления тонера; если модификаторы в тонере не те или не в том количестве, печать будет некачественной.

Изготовление чернил из подручных материалов

К этому сорту относятся чернила, при изготовлении которых пользуются не чернильными орешками, та ном или галловой кислотой, а получают дубильные вещества из различных частей растений, в которых они находятся. Такие чернила по качеству не уступают чернилам, приготовленным из чернильных орешков и таннина, но, к сожалению, этот способ приготовления чернил применяется сравнительно редко.


Дешевые чернила из каштанов Зеленой кожуры плодов обыкновенных каштанов 200 г Железного купороса 2 г Квасцов 1 г Варят обыкновенную кожуру каштанов в 1 л воды в течение нескольких часов, отвар процеживают и смешивают с железным купоросом и квасцами. Кора молодых ветвей обыкновенного каштана также пригодна для приготовления хороших и дешевых чернил.


Чернила из бузины Спелых ягод черной (обыкновенной) бузины 100 г Уксуса 5 г Квасцов 2 г Железного купороса 5 г Раздавливают спелые ягоды бузины, выдавливают сок и прибавляют к нему уксус. Одновременно растворяют квасцы и железный купорос и прибавляют этот раствор к соку ягод.


Чернила из кожуры грецких орехов

100 вес. ч. зеленой кожуры грецких орехов варят 400 вес. ч. воды, 4 вес. ч. железного купороса и вес. ч. квасцов. Получаются прочные и красивые черные чернила.


Утилизация дубильных отбросов для производства чернил

Дубильные отбросы вычерпываются из ямы, наливаются в котел и выпариваются до уменьшения их объема приблизительно на четверть. Жидкость переливают в бочку и дают отстояться в течение 24 часов. Жидкость, ставшую прозрачной, сливают с осадка в другой сосуд и прибавляют к ней железный купорос и немного гумми-арабика, исходя из расчета от 2 до 5 г железного купороса на 280% жидкости. Полученный раствор (чернила) выливают в большие открытые горшки, в которых он должен отстаиваться около 3 недель.

Что такое ореховые чернила, и как их использовать, фото № 1

Ореховые чернила — это гранулированный порошок, получаемый из скорлупы грецкого ореха. Эти чернила светостойкие, обладают хорошей текучестью и рекомендованы многими каллиграфами. Дают большой диапазон оттенков, начиная от темно- и ярко-коричневого до светлого, полупрозрачного коричневато-желтого (охра) цвета.

Чтобы начать использовать чернила, необходимо первым делом добавить воды. Начинать можно с концентрированного цвета, постепенно разбавляя до нужной консистенции.

Общепринятый правило разведения ореховых чернил: 1 столовая ложка (15 мл) на полстакана воды (100 мл). Теплая/горячая вода растворит порошок быстрее. Хранить разведенные чернила лучше в емкости с плотно закрывающейся крышкой. Это поможет сохранить чернила на протяжении до 6 месяцев.

Что такое ореховые чернила, и как их использовать, фото № 2

Рисование ореховыми чернила интуитивно. Выделяют несколько техник рисования ореховыми чернилами: дополнение, вычитание или комбинированный.

Техника рисования дополнением

Данный метод является самым распространенным у художников и заключается в добавлении материала и цвета. Первоначально ореховые чернила начали использовать каллиграфы для получения вариативной цветовой гаммы, отличной от черного цвета. Ореховые чернила отлично подходят для детальной прорисовки и тонких линий. Птица ниже нарисована пробковым держателем с пером Hunt 512.

Что такое ореховые чернила, и как их использовать, фото № 3
Что такое ореховые чернила, и как их использовать, фото № 4

Техника рисования вычитанием

Прием вычитания основан на удалении цвета для создания изображения.

Ореховые чернила прекрасно подходят для этой техники!

  • Кисть обмакивается в густо разведенные чернила. После чего бумага покрывается плотным коричневым цветом.
  • После того, как она высохнет в течение получаса, используется чистая, влажная кисть для прорисовки деталей рисунка на сухой поверхности.
  • Затем влажные области рисунка промакиваются сухой тряпочкой (к примеру старой футболкой) для создания светлых форм и теней.
  • Нужно помнить, что рисунок нужно именно промакивать, а не пытаться соскребать.

Что такое ореховые чернила, и как их использовать, фото № 5

Рекомендуется бумага ручной работы с грубой текстурой с хорошей абсорбирующей способностью.

Использование трафарета

Трафареты могут быть успешно использованы в технике вычитанием для создания необычного фона самой бумаги, каллиграфии и т.д. Нужно покрыть страницу темным цветом густо-разведенных чернил и дать им подсохнуть. Положить трафарет на поверхность, обвести его смоченной тряпкой, после чего удалить рисунок внутри трафарета. Чернила убираются очень легко, оставляя контуры трафарета.

Что такое ореховые чернила, и как их использовать, фото № 6
Что такое ореховые чернила, и как их использовать, фото № 7

Советы по использованию ореховых чернил.

Придание бумаге эффекта винтажности

Винтажность можно придать не только бумаге, но и тканям, салфеткам, фенечками т.д. Для этого необходимо опустить предмет в 50% раствор ореховых чернил, после чего дать высохнуть.

Что такое ореховые чернила, и как их использовать, фото № 8

Использование блопена (пульверизатора)

Что такое ореховые чернила, и как их использовать, фото № 9
Что такое ореховые чернила, и как их использовать, фото № 10

Что такое ореховые чернила, и как их использовать, фото № 11

Покрытие лаком

Как было уже сказано, ореховые чернила легко удаляются. Если же вы решите запечатлеть рисунок на долгие годы, это можно легко сделать, покрыв его лаком.


Чтобы сделать чернила или тушь собственными руками, Вам придется изрядно повозится. Но если посмотреть с другой стороны, когда нам придется делать эти, вроде бы, простые и обыденные вещи самим? Наверное, только после глобальной катастрофы или когда будем полностью отрезаны от цивилизованного мира. Тогда у нас будет очень много времени и, возможно, появится желание писать чернилами или тушью. Но как их сделать? Читаем ниже ответ на этот вопрос.

Как сделать чернила?

Чернила орешковые
Для приготовления обыкновенных канцелярских или школьных чернил посредством настаивания или вытяжки на холодной воде берут: 3 чернильных орешков, 2 железного купороса, 2 гуммиарабика, 60 воды. Орешки толкут в порошок и, всыпав в стеклянную бутыль, обливают водою. В другом сосуде растворяют железный купорос и гуммиарабик вместе или порознь. Настой орешков должен стоять несколько дней, пока вода не извлечет из него все дубильное вещество, между тем как купорос и гуммиарабик вполне растворяются в течение нескольких часов. Оба раствора сливают вместе, хорошо перемешиваются и, дав простоять день или два, осторожно сливают, чтобы отделить жидкость от осадка.

Чернила ализариновые
Совершенно неправильно называются чернила этим именем, так как ализарин вовсе не входит в их состав. Ализариновые чернила приготовляются также из вытяжки чернильных орешков, причем в состав их входит уксусная кислота. В обыкновенных чернилах красильное вещество находится в мельчайших частицах, плавающих в жидкости. В ализариновых же чернилах, от присутствия в них значительной дозы кислоты и клея, образования осадка не происходит. Уксусная кислота, входящая в состав чернил, имеет назначение растворять и поддерживать в растворенном виде красильное вещество. Впрочем, ализариновые чернила имеют тот недостаток, что быстро высыхают, вследствие чего образуют на пере густую массу и перо приходится часто обтирать тряпочкой.

Как сохранить чернила?

Если чернила нехорошо закупорены, то они покрываются плесенью, особенно если они находятся во влажном месте. Некоторые вещества имеют свойство не допускать появления плесени: к ним относятся в первую очередь: креозот, формалин, карболовая и салициловая кислота. Для обыкновенных канцелярских чернил достаточно прибавить на 100 кг чернил 30- 40 г креозота или 100 г карболовой кислоты. Для чернил высшего качества на то же количество чернил прибавляют 100 г салициловой кислоты.

Как сделать тушь?

Тушь китайская жидкая для черчения похожая на фабрикаты Гюнтер Вагнера и др.
Берут 2 шеллака, 1 буры на 15 воды, нагревают, при частом помешивании, до растворения шеллака и прибавляют водной анилиновой краски до получения желаемого тона. Для обыкновенной черной туши употребляют водный нигрозин, для других цветов: сепии, тердисиены и т. п., употребляют смеси водных анилиновых красок. Если краски получатся слишком яркими, то для нейтрализации прибавляют несколько капель водного раствора нигрозина.

Тушь китайская по Винклеру
Абрикосовые косточки пережигают в печи в уголья. Сожженные зерна, по охлаждении, толкут в мельчайший порошок в фарфоровой ступке и просеивают сквозь частое сито. Полученный черный порошок растирают на плите с мягкой водой и гуммиарабиком, прибавляют немного камфары, выпаривают при помощи водяной бани, потом формуют из него длинные четырехугольные бруски, которые затем высушивают на воздухе.

Тушь китайская по Восвелю
Растворяют до насыщения роговые опилки в щелоке едкого калия; полученную темно-коричневую жидкость выпаривают и сплавляют в тигле. Потом массу растворяют с двойным количеством по весу кипящей воды и смешивают с раствором квасцов, благодаря чему образуется осадок, который промывают, высушивают и растирают с разведенным в воде гуммиарабиком.

Если бы ты попала на необитаемый остров, тебе, конечно, захотелось бы послать, с помощью бутылочной почты, своим маме с папой и самым лучшим друзьям весточку. Тебе удалось отыскать в своём кармане клочок бумаги, и тут ты обнаружила, что ни ручки, ни чернил у тебя с собой нет. Что же делать? Нужно вспомнить историю этих вещей. Пусть ручкой тебе, как древним египтянам, послужит тростниковая палочка с заостренным концом. А чернила? Есть множество способов их приготовления. Ты можешь сделать их из золы сожжённых корней папируса, смешанной с клейким соком акации. Или смешайте сажу с растительным маслом, как делали древние римляне. При раскопках италийского города Геркуланума нашли глиняную чашечку, на дне которой виднелся какой-то тёмный осадок. Оказалось, что это была чернильница с засохшими древними чернилами из сажи и масла. Они совсем высохли, ведь прошло около тысячи лет.

Но если вам хочется настоящих, полнокровных чернил, крепких, не поддающихся времени, приготовьте их из чернильных орешков. Только не ищите для этого по всему острову чернильное дерево. Ищите дуб, потому что чернильные орешки — это просто наросты на дубе. Они появляются рядом с желудями на дубовых листьях, как волдыри на коже от укуса комара.

У чернил из чернильных орешков есть только один недостаток: они начинают чернеть только через 10–12 часов. Так что своё собственное послание мы сможем увидеть не раньше, чем пройдёт половина суток.

Обитателю пустынного острова можно посоветовать приготовить чернила из кампешевого (сандалового) дерева — на островах южных морей их много. Из кампеша получаются чернила разного цвета: фиолетовые, зелёные, синие.

Переписчики книг, стараясь сделать рукопись как можно красивее, начальные буквы выводили золотыми чернилами. Готовили их так: мёд смешивали с патокой и листовым золотом, всё тщательно растирали. И получалась жидкость, которой писали. Потом мёд осторожно вымывали, и оставались только золотые буквы.

Красные чернила! Для нас это прежде всего цвет отметки, поставленной учителем, ошибки, исправленной в слове или примере… А две тысячи лет назад в Риме красные чернила считались священными. Никто, кроме императора, не имел права писать ими. Римские чернила, правда, очень легко смывались, их даже можно было слизнуть языком.

Так что для школы они не пригодились бы. Ученики просто-напросто съедали бы свои плохие отметки, а это ведь нечестно.

Но изобретатели на этом не остановились. Вскоре они нашли синтетический краситель, который при разведении водой превращался в прекрасные фиолетовые чернила. Их называют анилиновыми.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Чернила – из молока, чернильница – из хлеба…

Чернила – из молока, чернильница – из хлеба… Криминалисты пытаются прочитать пустые рукописи, а разведчики… передают друг другу пустые послания. На самом деле эти послания написаны специальными невидимыми чернилами или тайнописью.Шерлок Холмс умел читать «исчезающие

Читайте также: