Как подключить мотогарнитуру к телефону
Приветствую, уважаемый читатель, в этой весьма и весьма объёмной теме. Итак, мотоциклисты. Они, знаете ли, общаются друг с другом на ходу. А раз есть спрос — есть и предложение, и мы имеем такой интересный продукт как мотоциклетная гарнитура. Для тех кто не в курсе (а равно для адептов «а я езжу в наушниках») докладываю: фишки нормальной мотоциклетной гарнитуры:
- возможность ответить на звонок и сказать родным что всё ок, ты за рулём и не разбился
- возможность слушать музыку без затекающих ушей и переключения треков извращёнными способами
- возможность написать СМС, или позвонить, или всё что умеют ваши окегуглы и хайсири
- ну и, наконец, интерком, то есть общение мотоциклистов друг с другом без использования минут и гигов сотовой связи, которая ещё и нестабильная за пределами крупных городов, интернетом нестабильная так точно
Ах да, и всё это — без использования рук. Фирм, что производят гарнитуры на самом деле достаточно много. Я выделю три: Cardo Systems, Sena, FreedConn поскольку каждая примечательна по своему.
Cardo Systems Scala Rider G9
Cardo Systems и их линейка Scala Rider в своё время натуральным образом взорвали российский рынок гарнитур. Настолько, что хотя название Scala Rider не используется уже несколько лет, многие до сих пор называют её не «кардо» а «скала». Ну или по наименованию модели, например «пакток» — кстати, считающийся самым популярным выбором из «нормальных». Sena — альтернативный конкурент. Владельцы сены считают что у них лучше звук, качество связи, и что покупатели «скалы» покупают «айфон» — то есть переплачивают за понты. При цене обеих актуальных моделей в районе 500$ последнее сомнительный довод, остальное надо проверять. Ну и FreedConn — гарнитуры родом из Китая. Большинству они известны моделью tcom или «хаха я купил гарнитуру за 2 тыщи не то что вы» но их линейка моделей слегка побольше. Лидируют в номинации «цена-качество» или «а зачем я буду платить 30 тыщ за пакток если могу за 4 взять T-Max».
Соединение точка-точка, двое одинаковых.
Мы тут собрались поговорить об интеркоме, помните да? Для начала, нам понадобится не путаться в терминологии. В рамках этой статьи:
- Pairing, пейринг, спаривание — процедура сопряжения 2 устройств, специально вызываемый разовый поиск когда устройства ищут друг друга чтобы запомнить и в дальнейшем устанавливать соединение.
- Связь, установка связи, вызов — собственно активный разговор или выполнение вызова для его начала.
Так вот, в режим точка-точка двое, или «двухсторонний интерком» умеют абсолютно все мотогарнитуры. Я не смог сходу вспомнить тех кто этого не умеет, а если они и есть — зачем они нужны?
В случае с FreedConn tcom гарнитуры пре-спарены при покупке парой, владеть я такой не владел, так что способ их спаривания (если он вообще есть) мне неизвестен.
FreedConn T-Max умеет в сопряжение и может подключаться к другой такой же гарнитуре — это либо другой T-Max либо, например FreedConn R1 который фактически является Тмаксом с камерой. Решение странное, но Sena его уже применяли.
Cardo SmartPack и Cardo Packtalk, ещё scala rider
Cardo G4, G9, G9X, SmartPack, Packtalk, Freecom — все они имеют «традиционное» меню с двумя (в некоторых случаях больше) каналами. «Спарить» две гарнитуры можно запустив сопряжение любого из каналов на каждой из гарнитур. Я встречал мнение что нужно сопрягать только А-А или только А-B — это не так, я проверял. Это просто первый или второй канал. Также начиная с G9 гарнитуры Cardo имеют некое подобие «адресной книги» т.е. сохраняемые сопряжения, таких друзей может быть до 8 человек и их даже можно вызывать голосом. Учитывая, что в приложении этот функционал не представляен (или я не нашёл) а устройства никто из тех кого я встречал не переименовывает — сомнительная функция, но есть.
Sena тоже умеет в этот режим. Аналогично Cardo вы запускаете сопряжение на двух устройствах — и они добавляются друг у друга.
Соединение точка-точка, трое или больше
Но что, если у вас 3, 4, 5 человек?
FreedConn tcom такого функционала не даёт.
Cardo, само собой, такой режим поддерживает. Поскольку у нас и так есть каналы A и B, соединение «на троих» произойдёт просто при вызове А и B одновременно. Телефон при этом может отключиться — если Cardo FreeCom 4 имеет 3 bluetooth модуля и может удержать 3 соединения, G9/G9x так не умеет и при вызове 2 людей телефон будет отключен.
Источник: user manual, Cardo SmartPack
Источник: Sena, руководство пользователя
Sena также умеет работать в таком режиме, точное количество человек я сходу не нашёл.
Чем плоха такая схема?
Во первых, нужно спарить гарнитуры в определенном порядке. Во вторых, нужно следовать этому порядку и при поездке для уменьшения помех. В третьих, если человек из середины цепочки потеряется (заправка / разрядился / домой и т.п.) то цепочку нужно сомкнуть или будет два куска. При чём сомкнуть это запустить сопряжение, умудрившь объясниться без связи — или остановить всю группу. А если вернулся, а цепочку уже починили — то ему нужно делать сопряжение с крайним, объяснившись на ходу?) Неудобно. Но решение есть:
Ячеистая коммуникация, только свои
Ну, вот мы и дошли до последнего писка моды, достижения современной цивилизации, ячеистой коммуникации. В Cardo она называется DMC (Dynamic Mesh Communication), в Sena — Mesh (и Mesh 2.0 у новых моделей и при обновлении старых). Интересно, что согласно мануалу на Sena, антенны Bluetooth и Mesh независимы и в разных местах, что ставит под сомнение утверждение о том что Mesh это якобы чисто программная фича — похоже всё же нет.
Суть ячеистой коммуникации заключается в том, что в рамках одной объявленной группы каждая гарнитура пытается соединиться с каждой другой — это увеличивает пропускную способность сети, расход батареи и позволяет полностью игнорировать выпадение отдельных участников, перестраивая сеть «на лету».
FreedConn не умеет в такой режим ни в одной из моделей.
В Cardo режим DMC поддерживают только старшие модели: Smartpack, Packtalk, Packtalk Bold, Pactktalk Slim, Packtalk Bold JBL, Packtalk Black. За исключением Slim, все остальные гарнитуры построены на одной базе и железе, отличаются лишь цветом корпуса и динамиками — их размером и фирмой. Эта информация не на 100% достоверна, но SmartPack при обновлении ПО на версию 5 получил снятие ограничения в 4 человека в DMC, появился и режим мост (о нём чуть позже) — то есть функциональность в общем-то сравнялась с пактоком и выпускать отдельную модель стало бессмысленно.
Источник: приложение Cardo Connect на Android
С точки зрения пользователя работа с DMC выглядит так: есть администратор — создатель группы. Если требуется добавить участников — он запускает поиск других, они запускают поиск группы. Случайный человек просто так по пути присоединиться не может, то есть можно говорить о какой-никакой но безопасности переговоров. Конечно, групп может быть больше одной, сколько точно — неизвестно. Может быть активная только 1 группа за раз, зато для активной группы полностью действуют описанные выше правила — ячеистая сеть, несущественность выбывания участников. Если два человека есть в одной группе но у одного сейчас активна какая-то другая — он первого не услышит. Если администратор слился и уехал домой — группа всё равно функционирует, хотя новых участников добавить нельзя. Точный лимит группы неизвестен, вроде бы это 12 человек. В моём опыте было общение на 6 и это уже была какофония. Гарнитура работает либо в DMC, либо в Bluetooth. Тем не менее, телефон при этом работает, звук микшируется (одновременно слышно телефон и группу), и первый канал может быть добавлен через режим мост (об этом позже).
Источник: приложение Sena 50 Utility на Android
В случае с Sena всё иначе — Mesh интерком может быть включён параллельно с основным интеркомом, а сам Mesh делится на 2 варианта — закрытый и открытый Mesh. Работа закрытого Mesh идентична Cardo — администратор присоединяет участников. В качестве плюса хотел бы отметить возможность присоединения через QR-код — Cardo иногда тупит на присоединении к группе, ну и в целом так тоже может быть удобно. Во второй версии стандарта заявлен максимум в 24 человека
А вот работа открытого Mesh (или, по пресс-релизу «Открытый мульти-канал») это 9 преднастроенных групп, для которых не требуется подтверждение соединения или участия администратора. Фактически, это как каналы гражданских раций, только передача данных цифровая и случайная рация в населенном пункте не орёт тебе в ухо «люба булки с творогом готовы». Применение такого режима нужно не всегда — я бы предположил случайные покатушки с незнакомыми людьми или мероприятия типа открытия или разовых пробегов (например Мототроеборье), благо Sena позволяет отключать микрофон, не отключаясь от сети, чего я у Кардо не припоминаю. Вдобавок, количество участников теоретически бесконечно, а фактически — зависит от объёма данных гоняемых по такой «сети» — чем больше людей одновременно передают звук, тем больше нагрузка.
Точка-точка, двое разных.
Само собой мы живём не в идеальном мире, где у всех гарнитуры одной фирмы. Это заставляет производителей искать пути соединения разных гарнитур. Некоторые из таких связок мне удалось протестировать. В целом, говоря о сопряжении разных гарнитур, нужно ввести 2 понятия:
обманывающий — гарнитура, которая изображает поведением сотовый телефон чтобы обмануть второе устройство.
обманываемый — гарнитура, которая запускает сопряжение с телефоном, который на самом деле не телефон. В силу того что гарнитура нужна чтобы подключать телефон, «обманываемой» может быть любая.
FreedConn tcom как обманывающий = не умеет. У меня вообще создалось ощущение что tcom работает только c FreedConn tcom и не будет работать «интеркомом» даже с FreedConn T-Max. tcom как обманываемый = работает. Очень маленький радиус действия (нужно прям колесо в колесо ехать), шумоподавления нет. Обманывающим в тесте выступал Packtalk.
T-Max как обманывающий = неизвестно. T-Max как обманываемый = умеет, есть даже шумоподавление, дальность маленькая но не настолько мизерная как у tcom. Обманывающим был Packtalk.
G9 как обманывающий = неизвестно. за давностью лет не помню, хотя и владел. G9 как обманываемый = будет работать, но внутри фирмы возможностей больше.
PackTalk (любая вариация, в т.ч. SmartPack) как обманывающий = умеет, заявлено как фича, чтобы присоединить нужно выбрать сопряжение в канале A или B — «другое устройство». Я присоединял им tcom, tmax и Sena (не знаю модель, встраиваемая в шлем). PackTalk как обманываемый = тоже будет работать, дальность пока не проверял.
Sena (на примере 50S) как обманывающий = умеет, есть такой режим, называется что-то типа «универсальный режим интеркома». Почему-то не нашёл как запустить его через приложение, запустил через меню. Sena как обманываемый = естественно может, дальность неизвестна.
Некоторые варианты спариваний
Окей, NoAdO, ты тут наговорил с три короба, а как мне соединить вот такой-то конфиг?
Господа, пробуем, думаем, ещё пробуем.
Кардо-кардо-некардо — всё просто — подсоединяем чужака обманом, а дальше стандартно.
Некардо-кардо-кардо-некардо — уже сложнее. Если это именно цепочка (G9, Q3, FreeCom) то больше двух чужаков не подсоединить, при этом 1й берёт одного, а последний — другого.
Некардо-кардо-кардо-некардо но в DMC — лучше. Каждый участник с DMC может «хвостом» затянуть чужака. Пока количество «хвостов» не превысит количество владельцев DMC всё будет работать. При этом G9 тоже будет «хвостом», просто в силу более хорошей совместимости — продвинутым в плане дальности и качества хвостом)
То есть мы можем присоединить G9 на канал А у пактока/смартпака и тогда если мы в DMC то он может инициировать вызов и сам соединиться в режим мост. Обычно «обманываемые» так не могут. Это удобно, если есть 1 друг со старой гарнитурой и вы часто участвуете вдвоём в общих покатушках. Интересно, что при разговоре вдвоём этот режим даёт качество звука и дальность хуже, чем если PackTalk переключится в Bluetooth, хотя казалось бы, соединение-то то же самое. Зато один Packtalk может одновременно держать и соединение по DMC, и телефон по Bluetooth, и «хвост» в режиме мост, правда телефон при этом по звуку «жуёт» и «заикается».
Несена-сена-сена-несена — не тестил, но, поскольку сена также умеет провешивать в конференцию подключенного обманом чужака, схема должна быть аналогичной.
T-Max-T-Max-T-Max-T-Max-Cardo = не будет работать. Кардо может обмануть T-Max но T-Max будет думать что у него идёт «звонок» и на время «звонка» отключит интерком. Тоже самое будет при попытке соединить Senы и T-Maxы всё ещё из-за T-Max. Мы можем работать по предыдущей схеме… но только до тех пор пока количество Тмаксов не превысит количество гарнитур которые могут цеплять хвост.
CardoDMC-CardoDMC-CardoDMC—-SenaMesh-SenaMesh-SenaMesh = теоретически возможно! Если Sena выступит как обманывающий, она сможет присоединить Cardo к Mesh-группе. В свою очередь Cardo будет видеть на экране идущий «звонок», но Packtalk умеет присоединять звонок к DMC группе, что, в теории, должно сделать возможным соединение DMC и Mesh через узкую перемычку-пару)
Статья не претендует на истину в последней инстанции и я постараюсь её дополнять если что-то ещё обнаружится/изменится. Но, поскольку всё в интернете сводится к пересказу инструкций, я взял на себя смелость вывалить на вас вот эту кучу. В двух словах итог "чо брать-то ё-моё" такой:
Tcom = ты упоролся? разговаривай сам с собой, нормальные люди тебя в конфу не возьмут. Ну зато очень дёшево, да.
Tmax = дёшево, на уровне G9 без голосового управления, ведущим быть не может. Как только в вашей компании их станет больше чем "брендовых" - вы в дерьме. Зато етсь версия с камерой (камера туфта).
Сена = Кардо. У сены в 50й серии чуть больше фич (блютус 5, опен меш, быстрая зарядка, провод который сам прошивку обновляет). 30я то на то с пактоком (кроме опен меш). Любая из них может быть ведущей, дружит с другими, умеет цеплять хвостом в ячеистую сеть.
Мотогарнитура – устройство, позволяющее совершать и принимать телефонные звонки, не снимая шлема, а также осуществлять управление телефоном исключительно голосовыми командами. Это основная функция, к которой добавляются второстепенные, например, возможность общаться с другими мотоциклистами и пассажиром, или слушать музыку и голосовые подсказки навигатора.
Разумеется, чем выше класс переговорного устройства, тем шире функционал, и, как следствие – выше цена. Например, гарнитуры начального уровня вообще не позволяют подключать конференц-связь, ограничиваясь возможностью общения лишь между двумя устройствами. «Топовые» модели позволяют связывать между собой до девяти устройств для переговоров по двусторонней связи, в так называемом режиме «интеркома», и до пятнадцати – в режиме конференции.
Иногда мотогарнитуру можно синхронизировать не с одним устройством, а сразу с двумя. В качестве примера реального применения, такая схема даёт возможность получать голосовые указания навигатора, оставаясь при этом на связи. Для управления и настройки гаджетов обычно используются приложения для смартфонов и персональных компьютеров.
Устройства также могут отличаться и радиусом действия. В то время, как устройства начального уровня «ловят» друг друга на расстоянии от 100 до 300 метров (за исключением Sena SMH5-FM, которая, по заявлению производителя, работает в радиусе 700 метров), топовые модели остаются в доступе даже когда между ними 1,5-2 километра.
При выборе стоит учитывать и ещё одну немаловажную деталь – далеко не все гарнитуры совместимы, поэтому стоит смотреть в пользу моделей, способных синхронизироваться и с устройствами других брендов – это практично и удобно. Помимо этого, стоит убедиться, что производитель гарантирует влагозащиту устройства, а также обратить внимание на дополнительные опции и комплектацию.
Например, в мотогарнитурах Midland установлен дополнительный стоп-сигнал, красный светодиод которого загорается при резких остановках, что косвенно повышает уровень пассивной безопасности водителя. Кроме этого, многие производители иногда предлагают и систему DSP, отвечающую за подавление шума.
Мы рассмотрим все основные модели, существующие на рынке, разбив их по сегментам в зависимости от функционала и стоимости. Начнём с самого нижнего ценового сегмента, где одиночное устройство купить можно менее чем за 10 тысяч рублей. Конечно, всегда выгоднее покупать парой, но второй гаджет не всегда нужен, поэтому рассматривать будем оба варианта конфигурации.
Cardo Scala Rider Q1
Гарнитура начального уровня от Cardo обойдётся в 9 260 рублей за один гаджет и 16 500 за пару. Scala Rider Q1 может синхронизироваться одновременно с двумя мобильными телефонами по Bluetooth, имеет FM-радио с RDS и предлагает возможность одновременного прослушивания музыки с пассажиром, но способна работать лишь с гаджетами марки Scala Rider Q1 и лишь в радиусе 10 метров. Это обусловлено тем, что модель Q1 предполагает использование в качестве средства связи водителя с пассажиром.
Гарнитура оснащается системой шумоподавления, влагозащитой класса IP67, а также возможностью управления функциями приёма или отклонения вызова голосовыми командами. Вдобавок, гарнитура Scala Rider Q1 имеет интересную особенность – возможность автоматического поиска аналогичных устройств и связи с ними, благодаря которой можно обмениваться информацией с окружающими райдерами.
Sena SMH5-FM
Довольно старая модель, впоследствии дополненная функцией FM-радио, что обозначено в названии. Радио, как и у конкурентов, позволяет автоматически выбирать волну и запоминать сразу несколько станций. Гарнитура может быть подсоединена через Bluetooth 3.0 всего к одному телефону и работать максимум с ещё одним устройством. Зато, в отличии от Scala Rider Q1, Sena SMH5-FM может работать с гарнитурами других брендов, а радиус действия, по заявлениям производителя, вообще рекордный для своего класса, целых 700 метров.
Рекомендованная стоимость Sena SMH5-FM составляет 11 900 рублей за одно устройство. Помимо этого, производитель заявляет о влагозащищенности прибора и наличии приложения, позволяющего обновлять прошивку с компьютеров Windows и Mac. А вот про активное шумоподавление – ни слова, вдобавок, если вы всё же решитесь на покупку, стоит сразу определиться с моделью шлема. В комплекте Sena SMH5-FM идет лишь один микрофон на проводе или жёсткой подвеске, поэтому, если вдруг захотите поменять интеграл на 3/4 или модуляр, придется заказывать новый микрофон.
Midland BTX1 PRO
Interphone Urban
Эта модель появилась на рынке относительно недавно, благодаря чему обладает неплохим набором функций. При заявленной стоимости в 9 900 рублей за одно устройство и 17 800 за пару, покупателю предлагают защиту от грязи и пыли класса IP67, «умное» FM радио с автоматическим поиском волны и памятью на 8 станций, и совместимость с гарнитурами других моделей. Правда, телефон подключить к гарнитуре можно всего один.
Весьма скромный, по меркам класса, радиус действия (100 м), с лихвой компенсируется внушительным временем работы – производитель обещает до 12 часов в режиме разговора и до 1000 часов в режиме ожидания. В комплект, как и положено, входят два микрофона – на подвеске и проводе, благодаря чему гарнитуру возможно использовать как с открытым шлемом, так и с интегралом.
Так выглядит нижний ценовой сегмент, в котором представлены самые доступные мотогарнитуры. В среднем сегменте цены немного выше, но функционал ощутимо шире: здесь и конференц-связь, обычно не менее чем для четырёх райдеров, и интерком, позволяющий подключать до восьми устройств, а также внушительный радиус действия, который в этом классе обычно составляет не менее одного километра. И здесь также можно выделить четыре главных модели, представленных на отечественном рынке.
Midland BTX2 PRO
Один из самых ярких представителей среднего класса, включающий в себя не только «прожиточный минимум», но и ряд дополнительных опций, позволяющих конкурировать даже с некоторыми моделями верхнего ценового сегмента. Одиночное устройство стоит 12 200 рублей, а пара обойдется в 21 900, за которые вы получите уверенную связь между устройствами на расстоянии до километра, возможность соединения с гарнитурами других марок и одновременному подключению сразу двух телефонов. Стоит учесть и ноу-хау компании – дополнительный стоп-сигнал, автоматически загорающийся при резких торможениях.
Программное обеспечение гарнитуры позволяет организовать конференц-связь между четырьмя устройствами, а также одновременно воспроизводить музыку на нескольких гарнитурах, если ваши с пассажиром музыкальные предпочтения совпадают. Устройство можно подключить к МP3 плееру, GPS-навигатору или воспользоваться встроенным FM-радио. Midland BTX2 PRO поддерживает голосовые команды и имеет систему активного шумоподавления, что вместе с хорошей влагозащитой делает её отличным вариантом. Помимо этого, в комплект входят два вида микрофонов, что позволяет устанавливать BTX2 PRO в шлем любого типа. Управление и настройка мотогарнитуры Midland BTX2 PRO осуществляется с помощью мобильного приложения.
Cardo Scala Rider G9X
Основной конкурент «Мидланда» стоит ощутимо дороже, в среднем – 17 990 рублей за одно устройство и 30 990 рублей за пару.
Гарнитура «тянет» целых восемь пользователей интеркома одновременно, что является абсолютным рекордом в классе. А вот именно к конференции, как и у других гарнитур этого класса, подключить можно лишь четверых, причём только при наличии у них гарнитуры Scala Rider, в то время, как с пользователями других гарнитур установить соединение не удастся.
Гарнитура G9X обладает внушительным радиусом действия, составляющим 1,6 километра. Разумеется, в городе этот параметр практически ничего не значит, (часто связь теряется, стоит одному из пилотов заехать за большой дом), однако на трассе это довольно солидное расстояние.
Гарнитура имеет влагозащиту стандарта IP67, функцию подачи сигнала группе, интуитивную систему голосового управления, а также возможность соединения с GPS-навигатором, MP3-плеером или мобильным телефоном с помощью Bluetooth. Помимо этого, Scala Rider G9X имеет функцию одновременного прослушивания музыки из одного источника водителем и пассажиром, FM-радио и специальное приложение для смартфонов, через которое можно менять настройки гарнитуры.
Sena 10S
Гарнитура Sena 10S имеет систему активного шумоподавления, выдаёт звук в HD качестве и также полностью управляется голосовыми командами. Стоит отметить, что к этой гарнитуре в качестве опции предлагают и выносной пульт на руль, с которого можно управлять функциями устройства, не отвлекаясь от управления.
Помимо этого, Sena 10S обладает внушительным радиусом действия (1600 м) и возможностью установки соединения с гарнитурами других производителей. В остальном – стандартный набор функций, включающих в себя возможность подключения одного мобильного телефона, навигатора или плеера, а также обеспечивающий конференц-связь или интерком между четырьмя устройствами одновременно по Bluetooth 4.1. Быструю настройку Sena 10S можно произвести с помощью специальных приложений для смартфонов iPhone и Android.
Рекомендуемая розничная цена на мотогарнитуру Sena 10S составляет 15 900 за одно устройство и 29 900 за комплект.
Interphone Sport
Последнюю гарнитуру из нашего списка «середнячков» нельзя назвать аутсайдером, но и выдающимися характеристиками она не отличается, да и стоимость вполне сопоставима с аналогами – за одиночное устройство в среднем просят 16 100 рублей, а за пару – 28 100. Эти деньги предлагается заплатить за функции одновременной конференц-связи или интеркома с четырьмя гарнитурами любых производителей в радиусе одного километра, влагозащитой по классу IP67 и возможностью подключения одного мобильного телефона.
Помимо этого, гарнитура может работать с MP3-плеером, GPS-навигатором и имеет FM-радио. Управление осуществляется как клавишами, так и голосовыми командами, а заявленное время автономной работы составляет 15 часов в режиме разговора или 1000 часов в режиме ожидания. Также гарнитура имеет систему шумоподавления и специальный алгоритм, повышающий разборчивость голоса.
В целом, именно средний сегмент выглядит самым привлекательным как по цене, так и по функционалу, но если хочется большего, можно заглянуть и в «премиум». В верхнем ценовом сегменте производители не ограничивают себя ни в цене, ни в функционале, соревнуясь в рекордах по тем или иным параметрам.
Cardo Scala Rider Packtalk
Одна из самых дорогих и продвинутых гарнитур на сегодняшний день обойдется в 17 550 рублей за одно устройство и в 29 900 рублей за пару. Scala Rider Packtalk, наравне с топовым же Smartpack – единственные представители бренда, способные подключаться к гарнитурам других производителей, также могут похвастать внушительным радиусом действия, составляющим 1600 метров. Гарнитура, помимо стандартной беспроводной технологии Bluetooth, имеет ещё и так называемую DMC (систему динамической сетевой коммуникации), позволяющую участвовать в конференции сразу десяти устройствам и подключать до девяти гаджетов в режиме «интеркома».
Помимо этого, специально для Scala Rider Packtalk существует приложение Cardo Smart Set, благодаря которому настраивать гаджет можно через смартфон или планшет. Вдобавок, гарнитура позволяет делиться музыкой в режиме стерео например с пассажиром, имеет встроенное радио с памятью, систему голосового управления, а также уникальную фишку Click-to-Link, встречающуюся только у Scala Rider – возможность спаривать гарнитуры, несильно ударив их друг о друга.
Sena 20S
Топовая модель в линейке бренда стоит около 20 900 рублей за одну гарнитуру и 38 900 рублей за двойной комплект. За эти деньги производитель предложит одновременное подключение до восьми человек в режиме конференции и столько же в режиме «интерком», при этом, как и положено в верхнем сегменте, модели гаджетов ваших собеседников совершенно не имеют значения, при условии, что они также поддерживают соединение с «иномарками». Sena позволяет одновременно подключать до двух девайсов вроде телефонов, плееров и навигаторов с помощью Bluetooth 4.1. Управление настройками осуществляется через приложение для мобильного телефона.
Главными особенностями 20S являются радиус действия – рекордные, для всех существующих на рынке гарнитур, два километра, голосовое управление, запись звука в формате HD, опциональный пульт управления гарнитурой на руль а также отличное качество звука. Помимо этого Sena 20S предполагает возможность одновременного прослушивания нескольких источников, когда, например, во время подсказок навигатора музыка не выключается, а просто становится тише.
Midland BT Next PRO
Верхняя модель Midland обладает достойным функционалом и стоит около 16 000 за одно устройство и 29 500 за пару – одно из лучших предложений в классе. Функционал гарнитуры включает возможность подключения до восьми участников конференц-связи и до шести устройств «интерком» одновременно, вне зависимости от марки гаджетов. Радиус действия составляет 1600 метров, а по Bluetooth-связи можно подключить сразу два гаджета.
Софт гарнитуры позволяет сохранять музыку и подсказки навигатора, переводя их в фоновый режим, и делая доступными даже во время разговора, что достаточно актуально с учетом наличия продвинутой системы шумоподавления AGC, которую, при желании, можно и отключить.
Также, в отличие от многих конкурентов, Midland BT Next PRO оснащается продвинутой системой беспроводной связи Bluetooth 4.2 и классом защиты от влаги и пыли IPX6. Разумеется, сохранены все базовые фишки вроде FM-радио, голосового управления, специального приложения для смартфона и, конечно, уникального стоп-сигнала, срабатывающего при резких торможениях прямо на гарнитуре.
Interphone Tour
Топовая гарнитура компании «Интерфон», на фоне конкурентов, выделяется, в первую очередь, аккумулятором: по заявлению производителя, гаджет способен проработать 20 часов в режиме разговора. Interphone Tour позволяет одновременно подключать до четырёх участников по конференц-связи и четыре же гаджета в режиме «интеркома», обеспечивая соединение в радиусе до полутора километров, в том числе и с гарнитурами сторонних производителей.
За один гаджет продавцы просят в среднем 18 900 рублей, а за комплект из пары устройств – 34 300 рублей. Гарнитура имеет влагозащиту по классу IP67, может подключаться по Bluetooth к одному телефону и имеет встроенное FM-радио с памятью. Помимо этого, производитель заявляет о функции быстрой зарядки с помощью специального батарейного блока, входящего в комплект устройства, благодаря которому зарядить гарнитуру можно прямо на ходу.
Вот, как выглядит актуальный российский рынок гарнитур. Разумеется, даже у вышеупомянутых производителей есть и другие модели. Помимо этого есть еще и целый ворох китайских поделок, которые тоже можно купить в России за весьма скромные деньги, но их качество, пока, оставляет желать лучшего.
Представляю вашему вниманию обзор на Bluetooth мотогарнитуру Vimoto V6.
Недавно задумался о покупке данного устройства, так как в течении мотосезона ежедневно добираюсь до работы на мотоцикле. Обладатели данного вида транспорта подтвердят, что очень напрягает останавливаться для ответа на входящий звонок, а для кого то это ещё и накладно (пока остановишься, пока достанешь «трубу» — входящий звонок плавно переходит в исходящий=)). Учитывая то обстоятельство, что с женой мы работаем в одной компании — наличие функции интеркома было обязательным пунктом (скучно ей в тишине ехать).
Начав изучать рынок данных устройств был немного огорчён. Шутка ли, цена на одно устройство в среднем варьируется от 10 до 35 т.р.
Сначала было отказался от данной затеи, но общаться с пассажиром жестами или орать оборачиваясь назад стоя на светофоре уже порядком надоело. В итоге решил обратить внимание на китайский рынок. Перелопатив все доступные варианты остановился на Vimoto V6.
Заказывал 15.12.2016, приехало 06.01.2017.
Упаковка — обычный «пупырчатый» пакети пара оборотов вспененной пленки.
Внешний вид коробки с устройством:
Выглядит солидно, довольно-таки твёрдая(помять почта может, но только если постарается), полиграфия чёткая. Так же присутствует наклейка с заводским номером на верхней части упаковки.
Внутри еще одна коробочка:
Посмотрим чем комплектуется.
Само устройство, как видим, лежит в отдельном ложементе из вспененного полиэтилена. Что так же усложняет почтовой службе процедуру повреждения нашей драгоценной посылки =)
Ниже куча пакетиков с аксессуарами.
Первый пакетик содержит:
— Две круглые самоклеющиеся липучки для монтажа наушников в шлем
— Две круглые толстые проставки (9,5мм) с липучками с обеих сторон. Я не знаю на сколько они нужны, так как толщина самих динамиков и так не маленькая.
— Прямоугольная самоклеющаяся липучка крепления микрофона для открытых шлемов или шлемов типа flip-up
— Две паралонки шумоподавления для вышеупомянутого микрофона
Отдельно лежат сами микрофоны:
— Для шлемов закрытого типа, так называемых интегралов (с самоклеющейся липучкой для монтажа) и для открытых или типа flip-up (на гибкой штанге)
Дальше идет площадка с динамиками которая устанавливается на шлем и кабель для зарядки:
И крепления для монтажа площадки:
— пружинная скоба
— две 3М Dual Lock липучки
— прямоугольный двухсторонний скотч 3M
— переходник jack 2.5мм мама папа 4х контактный.
Инструкция на английском языке:
Рассмотрим устройство поближе.
Спереди располагаются две кнопки: одна большая многофункциональная с цифрой 6 и кнопка включения интеркома с изображением шлема. Внутри установлены синие светодиодные индикаторы, а в многофункциональной — ещё и красный.
В нижней части имеются контакты для соединения с монтажной площадкой.
Сверху две кнопки регулировки громкости (VOL-, VOL+) и слайдер фиксатора, а справа micro usb для зарядки под резиновой заглушкой.
С обратной стороны располагается табличка с заводским номером напечатанным поверх самой наклейки. Он легко стирается пальцем.
Режимы работы и назначение кнопок.
Для включения или выключения устройства требуется зажать на несколько секунд обе кнопки, расположенные спереди.
Далее нам требуется связать его с телефоном посредством Bluetooth канала. Процедура привязки очень проста: после включения устройства зажимаем большую кнопку с цифрой 6 пока индикатор под кнопкой не начнёт мигать попеременно красным и синим цветом. Далее ищем на телефоне Vimoto V6 и подключаемся. Возможно потребуется ввести код 0000 или 1234 (по инструкции), но у меня не запрашивало.
Теперь устройство выводит звук с телефона как обычная гарнитура, а нажатием многофункциональной кнопки с цифрой 6 можно запускать и ставить на паузу проигрывание музыки. Перелистывать треки, как я понял, к сожалению нельзя.
При входящем звонке в динамиках раздаётся довольно-таки громкое «пиликанье» и однократным или долгим нажатием кнопки с цифрой 6 можно соответственно принять или отклонить вызов. Существует функция авто ответа на входящий звонок, которую можно включить или отключить зажатием клавиш VOL+ и VOL-. Это кстати было тоже одним из решающих факторов выбора именно этой гарнитуры. В основном, в более дешевых версиях, по умолчанию стоит автоматический ответ, который невозможно отключить. Для меня удобнее отвечать вручную.
Присутствует повторный набор последнего исходящего звонка двойным нажатием всё той же многофункциональной клавиши.
На Android устройстве при зажатии кнопки VOL+ активируется голосовой ввод GOOGLE. На яблоке не проверял, т.к. не пользуюсь ими.
Режим интеркома осуществляется посредством Bluetooth и имеет заявленную дальность 10 метров. Предназначен он исключительно для связи водитель-пассажир. Брался именно для этой цели, поэтому дальность для меня была неважна.
Процедура привязки производится путём зажатия многофункциональной клавиши с цифрой 6 до момента попеременного мигания красного и синего индикатора. Далее выбираем устройство которое будет «хостом» и нажимаем на нём один раз кнопку с изображением шлема. Далее ждём подтверждения успешного окончания процедуры привязки — сигналом будет голосовая подсказка (на китайском) в динамиках.
Протестировать качество связи интеркома проводил пока только в домашних условиях, а именно расстояние примерно 5 метров и несущая бетонная стена между (две соседние комнаты). Даже при таких условиях помехи появляются очень редко, чему я был удивлён. У меня имеются блютус беспроводные наушники, так они в тех же самых условиях теряют сигнал вообще (стенка реально толстая).
Внутренности
Для разборки требуется открутить три винтика.
Корпус, как видим, состоит из 3х частей. Средняя часть с кнопками VOL+ и VOL- изготовлена из резины и имеет с обоих сторон по периметру пазы, в которые входят две оставшиеся пластмассовые. За счёт этого происходит герметизация предотвращающая попадание воды внутрь (при езде в дождь).
Судя по маркировке батарея 600 mAh, как и заявлено производителем
Приподняв аккумулятор видим на плате модуль Bluetooth и аудио микросхему. Антенна модуля разведена дорожками на плате.
C обратной стороны видны контактные площадки для внешней антенны (RF1). Так же, как я понял, выведены площадки SPI интерфейса. Кто знает поправьте меня если не так. Для чего они служат я тоже не скажу, так как мой уровень знаний в данной области очень поверхностный. Возможно для перепрошивки устройства. Больше, в принципе, уже ничего интересного.
На счёт пайки — присутствуют следы флюса на месте пайки верхних кнопок и «гребенки» коннектора снизу. Мелочь, но неприятненько. Видно что эти элементы паялись вручную.
Под платой винты крепления передней лицевой панели (белой), которые промазаны герметиком.
Нижняя контактная площадка подключается через «гребенку».
Обзор монтажной площадки
На монтажной площадке расположены пружинные контакты для подключения к устройству.
Данный критерий был важен для меня. Объясню почему. Все другие, найденные мной, китайские гарнитуры (кроме ещё одной модели, которая дороже этой) подключаются напрямую к устройству через разъем, который зачастую используется и для зарядки. Следовательно, мы имеем постоянные переподключения то наушников, то кабеля ЗУ. При моём ежедневном использовании устройства не известно сколько протянет такой разъем…
И два разъема:
— для подключения микрофона утопленный глубоко в корпус. Подключение штекера очень плотное, исключает попадание воды в дождь.
— для подключения переходника jack 2.5мм мама папа (под резиновой заглушкой)
С обратной стороны есть резинки защищающие от повреждения краски на шлеме.
Процесс установки в шлем подробно описывать не буду, т.к. он индивидуален для каждого шлема и интуитивно понятен.
Вкратце:
— Снимаем вставки в районе щёк
— Снимаем или отгибаем вставку в районе затылка
— Выбираем вариант крепления монтажной площадки (пружинная скоба, скотч двухсторонний 3М или липучка 3М)
— Крепим площадку с левой стороны шлема в месте, удобном для управления рукой при езде
— Если в шлеме есть подготовка под установку гарнитуры, то в районе ушей будут места для установки динамиков. В эти места клеим круглую липучку и крепим их. Если подготовки нету, место придётся подбирать сначала на глаз.
— Прокладываем провода за вставкой на затылке (параллельно ставим на место)
— Подключаем микрофон. Тип микрофона выбираем в зависимости от вашего шлема.
— Клеим липучку и фиксируем микрофон так, что бы он был напротив рта.
— Крепим обратно «щёки» и прячем за ними оставшиеся провода.
— Одеваем шлем и смотрим угадали ли мы с расположением динамиков и тратим н-ное кол-во времени на подгонку их расположения =)
— Наслаждаемся ? ? ? ?
О качестве звучания: для гарнитуры, на мой взгляд, просто отличное. Громкости тоже с запасом. Если на гарнитуре установить максимальную, то при увеличении громкости мультимедиа в телефоне выше 25% слушать уже не комфортно — слишком громко (для меня). На 50% начинают дребезжать динамики.
Уточню один нюанс. Возможна ситуация, что динамики будут давить на уши. Это справедливо для большинства шлемов без подготовки под установку мотогарнитур. В этом случае, после того как вы определитесь с точным положением, берём какой-нибудь твёрдый предмет и проминаем углубление, что бы утопить динамики поглубже. Мне, к счастью, это делать не пришлось, хоть на шлеме жены подготовки и не было.
Подведем итоги.
Плюсы:
— Качество сборки на высоте, не нашел к чему придраться.
— Зарядка через отдельный разъем
— Коннект с динамиками и микрофоном через пружинные контакты на монтажной площадке
— Возможность включения и отключения авто ответа на входящий звонок
— Громкие динамики, хорошее качество звучания. Заявленная максимальная скорость для комфортного пользования до 100 км/ч я думаю соответствует правде, т.к. это применимо даже к брендовым устройствам и больше зависит от шумоизоляции самого шлема…
— Классный дизайн
— Возможность подключить плеер, рацию или другое устройство через jack 2.5мм (не тестировал, у меня нет подходящего кабеля)
Минусы:
— Гарнитура «болтает» на китайском языке. Все звуковые подсказки проговариваются на китайском. Так же при включении, выключении, сопряжении с телефоном говорит по китайски, но однократно. Для меня это не очень критично. Это больше дело привычки. А если включать и выключать гарнитуру когда шлем снят, то вообще не заметно.
— Динамики хотелось бы потоньше, т.к. возможно придётся немного повозиться при монтаже.
В общем покупкой доволен более чем. Жду не дождусь протестировать в «боевых» условиях. К покупке однозначно рекомендую.
Мотогарнитура – устройство, позволяющее совершать и принимать телефонные звонки, не снимая шлема, а также осуществлять управление телефоном, исключительно голосовыми командами. Это основная функция, к которой добавляются второстепенные, например, возможность общаться с другими мотоциклистами и пассажиром, или слушать музыку и голосовые подсказки навигатора.
Разумеется, чем выше класс переговорного устройства, тем богаче функционал, и, как следствие – выше цена. Например, гарнитуры начального уровня вообще не позволяют подключать конференц-связь, ограничиваясь возможностью общения лишь между двумя устройствами. «Топовые» модели позволяют связывать между собой до девяти устройств для переговоров по двусторонней связи, в так называемом режиме «интеркома», и до пятнадцати – в режиме конференции.
Иногда мотогарнитуру можно синхронизировать не с одним устройством, а сразу с двумя. В качестве примера реального применения, такая схема даёт возможность получать голосовые указания навигатора, оставаясь при этом на связи. Для управления и настройки гаджетов обычно используются приложения для смартфонов и персональных компьютеров.
Устройства также могут отличаться и радиусом действия. В то время, как устройства начального уровня «ловят» друг друга на расстоянии от 100 до 300 метров (за исключением Sena SMH5-FM, которая, по заявлению производителя, работает в радиусе 700 метров), топовые модели остаются в доступе даже когда между ними 1,5-2 километра.
При выборе, стоит учитывать и ещё одну немаловажную деталь – далеко не все гарнитуры совместимы, поэтому стоит смотреть в пользу моделей, способных синхронизироваться и с устройствами других брендов – это практично и удобно. Помимо этого, стоит убедиться, что производитель гарантирует влагозащиту устройства, а также обратить внимание на дополнительные опции и комплектацию.
Например, в мотогарнитурах Midland установлен дополнительный стоп-сигнал, красный светодиод которого загорается при резких остановках, что косвенно повышает уровень пассивной безопасности водителя. Кроме этого, многие производители иногда предлагают и систему DSP, отвечающую за подавление шума.
Читайте также: