Как хоббитов сделали маленькими
Один из хоббитов мог погибнуть, но его удалось отстоять.
Сложнее всего было снимать прощание в Серой Гавани. Во-первых, это очень трогательная сцена: актеры рыдали, как дети. Ее отыграли как минимум три раза, причем в фильм попала, видимо, третья версия: предыдущие были более душераздирающими.
Во-вторых, режиссер Питер Джексон хотел, чтобы актеры играли расставание не людей, а хоббитов — те воспринимают такие моменты гораздо острее. Пришлось выложиться на полную, это было непросто с профессиональной точки зрения.
Сыграть это непросто, актеров не слишком-то часто просят что-то такое сделать. Вся наша четверка в такие моменты была очень уязвима, и все пришлось повторить трижды. В общем, это нам дорого обошлось.
Доминик Монаган
Один раз сцену пришлось переснимать из-за Шона Эстина, игравшего Сэмуайза Гэмджи. Уходя на обед, тот снял жилетку, а потом забыл надеть во время съемок и отыграл сцену не в том костюме.
Песня Перегрина появилась благодаря караоке. Как-то раз сценарист Филиппа Бойенс услышала, как Билли Бойд поет Delilah Тома Джонса, восхитилась голосом актера и решила, что его персонажу надо сделать музыкальный номер. В результате Перегрин спел для Денетора песню.
Шуточную драку Боромира и хоббитов придумали прямо на съемках. Идея пришла Питеру Джексону благодаря тому, что четверка актеров-хоббитов постоянно упражнялась во владении мечами: режиссер решил, что сами хоббиты тоже могли бы немного попрактиковаться.
В общем, мы сыграли трех балбесов: били его по голове, прыгали сверху. Насколько я помню, мы наполовину импровизировали.
Доминик Монаган
Билли Бойду не дали показать фехтовальщика. Вообще-то актер неплохо владеет клинком и участвовал в соревнованиях по фехтованию, но на площадке его Перегрин должен был обращаться с мечом неумело. Это ужасно расстраивало.
Некоторое время подумывали убить одного из четырех хоббитов — на Питера Джексона давили руководители студии, режиссер отбивался. Спустя годы актеры полагают, что погиб бы Мериадок Брендибак: Фродо и Сэм практически главные герои, у Перегрина есть сюжетная линия с Гэндальфом, а Мерри не жалко.
Во время работы над трилогией актеры снимали собственные мини-фильмы: у Монагана до сих пор хранятся четыре или пять кассет из Новой Зеландии. Там есть вещи, которые лучше не показывать публике — например, обнаженные хоббиты.
Секреты "Властелина Колец"
Фильм "Властелин Колец" уже разобрали по косточкам. Известно, сколько создали ушей для эльфов, как делали ноги хоббитов и почему высокие актеры становились маленькими. Попробуем раскрыть некоторые секреты самого масштабного кинопроекта после "Титаника".
"Властелин Колец" стал настоящим подарком не только киноманам. Благодаря фильму компания New Line Cinema наконец получила статус серьезной киностудии. Бюджет трилогии составил 270 миллионов долларов, из которых на первый фильм ушло 109 миллионов. Для столь масштабной картины это совсем немного. Небольших расходов студии удалось добиться благодаря тому, что фильм о сказочной стране Средиземье было решено снимать в Новой Зеландии. Также снижения затрат удалось снизить за счет того, что все три фильма трилогии снимались сразу. На съемки ушло 15 месяцев.
Для хоббитов было создано 1600 пар "ушей" и "ступней". Истертые ступни, на процедуру надевания которых "хоббитам" требовалось от 30 минут до часа, уничтожались самими актерами. Они рвали латекс в клочья и сопровождали это ритуальной фразой "Так не достаньтесь же вы никому!". После съемочного дня актеры должны были делать ванну для ног с эвкалиптовым маслом.
Бюджет картины окупился сторицей. На сегодняшний день кассовые сборы картины по всему миру составили 659 миллионов долларов, из которых 266 миллионов пришлось на долю Соединенных Штатов. Прокат в России добавит к этой цифре еще 3-4 миллиона. Компания "Каро-премьер" заявила, что прокат картины в России будет осуществляться в 50 городах. Фильм будут показывать до тех пор, пока он будет вызывать интерес. В частности, в московском кинотеатре "Пушкинский" фильм будет демонстрироваться в течение месяца. Обычно репертуар кинозала меняется каждые две недели, а зачастую одновременно демонстрируются по два фильма.
Из героев фильма только Голлум был полностью смоделирован на компьютере. Ему будет отведена существенная роль в сюжете второй и третьей части фильма. В первом фильме можно увидеть лишь его глаза и руки, а также мельком разглядеть его силуэт в нескольких сценах.
Но показ фильма - это не единственный источник дохода для киностудии. Основная часть средств будет получена от продажи сувениров. Студия распродает не только игрушки с изображением героев Средиземья, но и реквизит, использованный при съемках картины. Одно из Колец, ставшее прародителем всех Колец в фильме, было продано за сумму, превышающую 50000$
Для съемок было создано более 900 штук выкованных вручную мечей и около 2000 резиновых. Для оформления была хоббитов было изготовлено более 20 000 предметов утвари. Для орков было изготовлено около 200 различных масок индивидуальной формы и расцветки. Всего для создания фильма было создано более 48000 различных предметов.
Менее экзотические вещи можно приобрести на официальном сайте фильма "Властелин Колец". Помимо лицензионных видеокассет и DVD, которые пока не поступили в продажу, постеров, книг и календарей и кружек, продаются миниатюрные шлемы ($99.95), брелки для ключей с изображением гербов городов Средиземья ($9.95), перочинные ножи с изображением Гендальфа ($37.50). Меч Фродо - "Жало" (в других переводах - "Терн") - из закаленной стали с инкрустацией драгоценными камнями продается за 675 долларов США.
Для проведения съемок массовки Министр обороны Новой Зеландии выделил солдат своей армии бесплатно. После съемок несколько человек попали в больницу с переломами. В процессе съемок, не дожидаясь их окончания, армия была переброшена в Восточный Тимор.
От проката фильма выиграла и Новая Зеландия. Туристический бизнес еще до премьеры фильма начал приносить немалые поступления в казну. Еще до премьеры фильма, слава Книги Толкиена (который никогда не был в Новой Зеландии) принесла в казну 200 миллионов долларов США. Специально для желающих окунуться в мир хоббитов и орков были сохранены декорации Шира, город Матамата был переименован в Хоббитон, а сама Новая Зеландия была официально названа родиной Средиземья.
Для съемок фильма было задействовано 21 кинокамера и 5 студий. Было изготовлено 350 декораций, часть из них по величине были сравнимы с городским кварталом.
Новая Зеландия планирует сыграть на этой карте еще раз, когда в 2002 году будет проходить парусная регата. Команда Новой Зеландии будет выступать, как родина Хоббитов и яхты будут украшены соответствующим образом.
Ричард Армитидж: Питер, как хоббит в его фильме, приглашает актеров за свой обеденный стол. Ведь все мы были из далеких краев: половина прилетела из южного полушария, половина из северного, но каждый был вдали от дома — и только гостеприимство Питера заставило нас вновь почувствовать себя в своей тарелке. Фильм получился именно поэтому.
- Одиноко себя не чувствовали на таком удалении от дома?
Р.А.: Странным образом, когда мы звонили друзьям или родным и приглашали нас навестить, никто не отказывался. Так что у нас не было отбоя от гостей.
- Вы сыграли знаменитых персонажей из книги, а Эванджелин Лилли была чужой вдвойне — ее героиня придумана специально для фильма.
- То есть Питеру Джексону, вы считаете, все-таки удалось усовершенствовать Толкина?
Л.Э.: Конечно, самое важное сказано в книге, но если бы рядом со мной не было сценаристов, у меня бы не получилось ничего. У Толкина о Барде написано не так уж много, хоть тому и удалось изменить историю Средиземья. Питер рассказал мне его предысторию, объяснил, что ведет Барда к его подвигу: предки, семья, то общество, в котором он родился и сформировался. Бард вдовец, его дети — его жизнь, они дают ему силу, позволяют сопротивляться. Он защищает дочерей и сына от дракона, именно поэтому решается стрельнуть в дракона и сделать невозможное — убить гигантского огнедышащего ящера. Но именно его мотивы позволяют зрителю почувствовать себя на месте Барда! К тому моменту, когда он выпускает стрелу в дракона, публика уже переживает за него. К этому мы и стремились. Его сын, между прочим, стал потом королем — не стоило бы дать ему больше реплик? Так мы и поступили.
Р.А.: А меня увлекли взаимоотношения моего персонажа, Торина, с другими гномами. Взять хотя бы самых молодых, Фили и Кили. Торин им не отец, а дядя, но еще в большей степени он их полководец, их король. Сам он при этом вырос без отца, его дед был жестоко убит… Отношения дяди с племянниками — не такая уж простая история! Почти шекспировская. В общем, копаться в этом было ужасно интересно.
- А вас, Эванджелин, что так привлекло в Тауриэль?
Э.Л.: Ну все любят ее за то, что она такая крутая, дерется и метко стреляет. Но мне важнее то, что она, в отличие от многих сородичей, в глубине души способна чувствовать и любить — ведь она по эльфийским меркам еще совсем молода. Мы любим говорить, что в Европе и Америке преодолели проблемы расизма или сексизма, но в реальности мы к ним даже не подобрались — и судьба Тауриэль в каком-то смысле помогает это понять. Эльфы — расисты, они ненавидят гномов. Для Тауриэль осознание шокирующей мысли, что гнома можно понять и даже полюбить, становится настоящим откровением. Это примерно как рассказать историю белой девушки из богатой семьи в Штатах до Гражданской войны, которая влюбляется в черного раба.
- Гномы еще и коротышки, в отличие от эльфов. Для многих женщин роман с мужчиной, который ниже ее ростом, невозможен.
- А трюки выполняли самостоятельно?
Л.Э.: Со мной не носился никто. Тренироваться пришлось долго. Особенно в стрельбе из лука. Он же оказался огромный — два с лишним метра, выше меня! И натягивать его, и целиться надо особенным образом. Я упражнялся неделями. Вообще-то, я всегда предчувствовал, что буду сниматься в подобном кино: к счастью, физическая подготовка позволяла натягивать лук тридцать или даже сорок раз подряд. Спасибо моим тренировкам… И все равно к вечеру съемочного дня я буквально валился с ног. Без подбадриваний Питера я бы не сдюжил.
Л.Э.: Самая сложная сцена — когда я принимаю в своем доме гномов. Технически это нечеловечески трудно. У нас две идентичные декорации, только одна в полтора раза больше, чем другая, чтобы играющие гномов актеры казались за столом маленькими, как дети! Они там, а я рядом, в другой декорации. И нам надо синхронизироваться. А сигналы мне подаются в наушник — я слышу их реплики и пытаюсь двигаться так, как будто за пустым столом сидят малютки-гномы. И я совершенно один, даже оператора нет со мной в павильоне — только компьютер, фиксирующий мои реплики и движения. Ужас! Никакая стрельба из лука не сравнится.
- С париками, накладными ушами и гардеробом тоже, наверное, несладко пришлось?
Р.А.: У меня было два парика, и каждый стоил, кажется, по сорок тысяч долларов. Не позволялось даже волосинку выдернуть! Их надевали и снимали специальные эксперты. То же самое касалось лица, одежды, доспехов. В итоге я себя не узнаю. И это здорово! Хотя кое-что он от меня унаследовал — в основном не внешность, а черты характера. Упрямство, например. Еще я умею играть определенное высокомерие, величественность. В общем, я доволен тем, каким получился Торин. Хотя он совсем не похож на меня.
Э.Л.: А мне ужасно нравился мой парик! Когда я впервые пришла гримироваться, он был светло-коричневым, но я буквально потребовала ярко-рыжий. Моя эльфийка должна была быть рыжей, как огонь.
Л.Э.: Ну мне прятаться было не за чем. Хотя меня тоже гримировали каждый день часа по три, не меньше. Слава богу, я играл не гнома, а человека. С другой стороны, у меня две роли: собственного предка, который пытался стрелять в дракона и промахнулся, тоже сыграл я. Там меня, правда, труднее узнать.
- Что скажете в итоге? Это стоило усилий? Или перед нами просто парад передовых технологий, которые рано или поздно неизбежно устареют?
Можно поражаться фантазии профессора, создавшего хоббитов, но еще удивительнее становится от понимания того, что он умудрился предугадать и смоделировать судьбу реального существовавшего народа до того, как его открыли.
А теперь для наглядности сравним хоббитов Толкиена и хоббитов с острова Флорес.
Внешний вид
Место проживания
У профессора Толкиена хоббиты жили в относительной изоляции от остального мира, редко общаясь с людьми, да и недолюбливая их. В конце трилогии король Арагорн вообще поклялся, что нога человека не ступит в Хоббитанию без пришлашения. А что в реальности?
Хоббиты-гоминиды тоже жили в изоляции, правда, она была естественного происхождения и гораздо ощутимее. Согласно наиболее устоявшейся версии происхождения, предки homo floresiensis попали на остров Флорес примерно миллион лет назад. Там они довольно быстро, приблизительно за двести тысяч лет, уменьшились до своих размеров, и в таком виде жили там, не пересекаясь с внешним миром в своем маленьком тропическом раю.
Самое удивительное, что ученые пока доподлинно не выяснили, как именно флоресцы попали на свой остров, ведь от ближайшего острова Ява его отделяет как минимум двадцать шесть километров. Да и глубина там такая, что море здесь никогда не пересыхало, поэтому по земле они прийти не могли никак.
Приходится предполагать, что уже в те времена кто-то все-таки создавал примитивные плоты. А ведь тогда из наших предков на планете существовали только хомо эректусы, люди прямоходящие, и у них пока не нашли ни одного признака постройки плотов или лодок. Правда, некоторые ученые вообще считают, что предками флоресских хоббитов были хомо хабилисы, еще более примитивные гоминиды, и тогда становится совсем запутанно и невероятно.
Умения и свойства
Толкиен описывает своих хоббитов как существ чрезвычайно ловких, с умелыми руками, сообразительных, но немного не любящих нововведения, привыкших к размеренной и спокойной жизни.
А что мы знаем о флоресских людях? О ловкости и умелости свидетельствует тот факт, что они делали многочисленные каменные орудия небольшого (как раз под их маленькие ручки), размера. Причем, судя по экспериментам ученых, сделать себе нормальное каменное орудие — та еще задача, и нужно быть достаточно сообразительным, чтобы добиться успеха в обработке камня.
Что же до сообразительности, то тут двоякое впечатление. С одной стороны, выживание на острове среди гигантских (до полуметра длиной!) крыс и прочих чудовищ, да и изготовление непростых орудий — явный признак хороших мыслительных способностей. С другой стороны, мозг в четыреста кубических сантиметров — это как в среднем у шимпанзе, а они, в сравнении с людьми не слишком сообразительны.
Вот и получается: вроде и не дураки, а вроде и не слишком умные. Как раз как у Толкиена.
На Флоренсе было нечто подобное, но все самым причудливым образом встало с ног на голову. В условиях островной изоляции, местные слоны, стегодоны, резко уменьшились в размерах, превратившись в полутораметровых существ. Будучи не слишком сообразительными животными, эти слоны стали жертвой флоресиенсисов: те самые милые метровые хоббиты истребили их. Причем перебили стегодонов даже не один раз: дважды эти слоны попадали на остров и дважды были съедены.
Смерть хоббитов
Помимо вулканической деятельности, время вымирания хоббитов на Флоресе очень подозрительно совпадает со временем появления сапиенсов в этом регионе. А соседство с сапиенсами для многих автохтонных видов людей или животных всегда приводит к исчезновению последних. Так было с мегафауной в Австралии и Америке, с неандертальцами в Европе и Азии. Да и в поздних слоях на острове Флорес найдены кости и орудия именно современных людей.
Вот такие параллели можно найти между вымышленными Толкиеном хоббитами и реально жившими на планете существами, нашими довольно дальними родственниками. Забавно, что когда ученые сказали рампасаса про раскопанных хоббитов, у тех тут же возникла легенда, о том, что маленькие эбу-гого — это их предки. Реальность и фантазия снова удивительным образом переплелись, и мы стали свидетелями того, как прямо на наших глазах создается новый слой этого современного мифа, в котором есть и Средиземье, и хоббиты, и реальные пигмеи, и гоминиды, которым десятки тысяч лет.
Читайте также: