Как финикийцы сделали стекло

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 03.09.2024

корабль, который вез груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развести огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы из поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода, расплавившись, смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Застыв, эта жидкость стала стеклом. Так финикийцы поняли, что стекло можно сварить из соды, песка и ракушек (извести). Ученые считают изобретение стекла важнейшим в истории человечества. Правы ли ученые? Представьте себе, что все стеклянные предметы вдруг исчезнут. Как это повлияет на нашу жизнь?

Ответ или решение 1

Ученые правы, изобретение стекла — одно из важнейших в истории, ведь без него не было бы посуды, электрических приборов, оптики, стеклянных окон и многих других необходимых нам вещей.

В отделении Берлинского музея, посвященном древнеегипетской культуре, как величайшее сокровище хранится одинокая зеленоватая бусина, диаметром около 9 мм. Невзрачная с виду, она действительно является очень ценным музейным экспонатом. Это — древнейшее известное современным ученым изделие из стекла. Предполагают, что она была изготовлена около 5500 лет назад.

Пересказанная древнеримским ученым Плинием легенда приписывает изобретение стекла финикийским купцам, которые везли соду из Египта в Месопотамию и решили заночевать на песчаном берегу. Привезенная сода смешалась с песком и попала в разведенный купцами костер, а поутру финикийцы обнаружили среди остывших углей кусочки невиданного до сих пор вещества.

Кое-кто высказывал сомнение в достоверности этой легенды, но как бы там ни было, в старейших центрах человеческой цивилизации — Междуречье Тигра и Евфрата, а также долине Нила — стекло было хорошо известно и довольно широко употреблялось уже в III тысячелетии до н.э. С незапамятных времен стеклянные изделия встречались и в финикийских городах на восточном побережье Средиземного моря.

Древнейшее стекло выплавляли на открытом огне в глиняных мисках при довольно низкой температуре. Спекшиеся куски стеклянной массы бросали раскаленными в воду, отчего они растрескивались на пластины, так называемые фритты. Потом фритты растирали в пыль жерновами и снова плавили. При археологических раскопках древних и средневековых стеклянных мастерских, как правило, находят две печи: одну для предварительной плавки, другую для плавки фритт.

чаша фараона Тутмоса III, изобретение стекла, Египет

Полученное старинным способом, на открытом огне вещество, как правило, выходило мутным, вязким и трудно поддающимся формовке. Оно было пригодно только для изготовления мелких предметов: бусин, амулетов, грубоватых мелких статуэток. Позже из стекла начали делать небольшие флаконы для благовоний. Техника выдувания тогда еще не была известна, полые сосуды изготовлялись следующим способом: укрепленную на металлическом стержне глиняную или песчаную форму многократно окунали в расплавленную стеклянную массу, затем катанием и трением поверхность выглаживали, а сердечник после охлаждения тщательно выскребали. Старейший из сохранившихся сосудов, изготовленных таким способом, — чаша фараона Тутмоса III, хранящаяся ныне в Мюнхенском музее. Она датируется 1450 г. до н. э. Первая известная ученым письменная инструкция по производству стекла была создана примерно в 650 г. до н.э. Это — таблички с указаниями, как делать стекло, находившиеся в библиотеке ассирийского царя Ашурбанипала (669-626 гг. до н.э.).

На рубеже новой эры в стеклоделии произошла революция. В восточных провинциях Римской империи начали строить высокотемпературные стеклоплавильные печи, что позволило выплавлять стеклянную массу значительно более высокого качества, в частности, получать привычное нам прозрачное бесцветное стекло. Тогда же в древнем финикийском городе Сидоне была изобретена техника выдувания стекла с помощью трубки. Это дало возможность изготавливать прозрачные тонкостенные сосуды самой разнообразной формы.

Стеклодувная трубка дожила до наших дней, не претерпев значительных изменений. Она представляет собой полый металлический стержень длиной 1-1,5 м, на одну треть обшитый деревом. Кроме этого важнейшего инструмента, мастер нуждается в металлических ножницах для отрезания стеклянной массы и прикрепления ее к трубке, а также длинных пинцетообразных клещах для вытягивания и формования.

древние римские украшения, стекло, стеклоделие

В правление императора Октавиана Августа (1-я половина I в. н.э.) развивавшееся ранее лишь в восточных провинциях искусство стеклоделия распространяется по всей огромной империи. Мастерские устраивают в Италии, Испании, Галлии, Британии и Германии.

Нашествия варварских племен и распад Римской империи V в. н.э. повлекли за собой упадок многих наук и ремесел. Не стало исключением и стеклоделие. В средние века многие рецепты, известные в древности, были либо полностью утрачены, либо оставались достоянием немногих посвященных — потомственных мастеров или алхимиков, нередко имеющих репутацию колдунов. Они не торопились делиться секретами ремесла, поэтому стеклянные изделия стали предметами роскоши.

В IX в. папа Лев IV по не вполне понятным соображениям издал запрет на изготовление из полого стекла церковной утвари и применение стеклянных сосудов в литургических целях. Стекло представлялось ему то ли слишком светским материалом, то ли вовсе порождением языческого, полученного от Лукавого знания. Папский эдикт способствовал дальнейшему упадку художественного стеклоделия на Западе, ведь церковь была одним из главных заказчиков на произведения различных искусств.

Парадоксально, но именно низкому уровню стеклодельного мастерства обязан своим появлением ярчайший вид искусства средних веков — искусство создания оконных витражей.

витраж, Шартрский собор, стеклоделие

Мастерам раннего средневековья, как правило, не удавалось получить достаточно большой прозрачный и равномерно окрашенный лист стекла. Они довольствовались небольшими пластинками. При этом, плохо зная свойства стеклянной массы, стеклоделы редко могли добиться заранее задуманного цвета. Прозрачные пластинки обычно получались разноцветными. Их вставляли в окно, соединяя свинцовыми перемычками. Получалось нечто вроде мозаики, и естественной была мысль начать выкладывать из стеклышек цветные узоры.

Первые оконные узоры были геометрическими, заимствованными из модных тогда тканей. Позже стали создавать целые картины, фигурные композиции.

чаша из венецианского стекла, монахи-бенедиктинцы

Древние рецепты стеклоделия лучше сохранились на востоке в Византии, а также в занимавшей как бы промежуточное положение между Востоком и Западом Венецианской республике. Последней суждено было стать знаменитым на весь мир центром художественного стеклоделия, не утратившим своих позиций по сей день.

У истоков прославленного венецианского стеклоделия стояли монахи-бенедиктинцы. В конце X — начале XI вв. они наладили здесь производство сравнительно незатейливых фляг для вина. Позже искусство городских мастеров развивалось и оттачивалось. Новый импульс к развитию местное стеклоделие получило после 1204 г. Тогда из захваченного крестоносцами Константинополя бежало множество талантливых ремесленников, знатоков старинных секретов. Значительная их часть осела в Венеции.

Во второй половине XIII ст. появляется абсолютно оригинальная венецианская тонкостенная посуда и стеклянная бижутерия. Вскоре после этого производство и продажа стеклянных изделий были взяты под жесткий контроль властями Венецианской республики и стали государственной монополией. В конце того же столетия был издан указ, предписывающий всем стекольным заводам переехать на остров Мурано. Профессиональные секреты стеклоделов приобрели статус государственной тайны, их выдача каралась как измена республике.

Венецианцы умели химически окрашивать стекло примесями меди, кобальта и золота, с помощью жженой кости создавали очень красивое опаловое стекло. В XVI в. вся Европа сходила с ума по привозимым из Венеции драгоценным изделиям из так называемого льдистого или льдяно-цветочного стекла. В процессе изготовления раскаленную заготовку погружали в холодную воду, отчего на поверхности появляется сеть мелких трещинок, а стекло мутнеет. Затем процесс выдувания продолжают, в результате чего острые края трещинок заглаживаются. Получается стеклянный сосуд, украшенный неповторимым узором.

Уже в конце XIII в. в Венеции начали изготавливать стекла для очков. А в XVI в. на острове Мурано изобрели зеркальное стекло. Прежде в качестве зеркала использовали шлифованный металл либо горный хрусталь. Такие зеркала были далеки от совершенства. Стеклоделы Мурано наносили на оловянную пластину очень тонкий слой ртути, а затем покрывали его слоем прозрачного стекла. Этот метод сначала составлял тайну обитателей стеклянного острова, но затем постепенно распространился по Европе. В XIX в. ртуть заменили серебром, что обеспечило еще более высокое качество.

ваза из венецианского стекла, мастера-стеклоделы

Венеция была самым прославленным, но не единственным в Европе городом, где трудились искусные мастера-стеклоделы. Знаменитые уже в средние века центры стеклоделия имелись в Богемии и Германии. Замечательный немецкий сказочник Вильгельм Гауф в одной из своих сказок, основанных на народном фольклоре, приводит описание Стеклянного Человечка — доброго духа или волшебника, покровителя стеклоделия: «И в ту же минуту он увидел под корнями старой ели крошечного старичка в черном кафтанчике, в красных чулочках, с большой остроконечной шляпой на голове. Старичок приветливо смотрел на Петера и поглаживал свою небольшую бородку — такую легкую, словно она была из паутины. Во рту у него была трубка из голубого стекла, и он то и дело попыхивал ею, выпуская густые клубы дыма.

Постепенно стекло занимало все более прочные позиции в повседневной жизни. В XVII в. в Западной Европе научились делать привычные нам прямоугольные оконные стекла. Для этого изготавливали стеклянный цилиндр, разрезали его в продольном направлении и аккуратно растягивали.

Приблизительно в это же время вино впервые стали продавать в стеклянных бутылках. В 1661 г. англичанин Джон Колнет запатентовал винную бутылку — и извлек из этого немалую прибыль. Бутылка Колнета была сделана из темного, крепкого и тяжелого стекла. Тело было шарообразным, а дно слегка приплюснуто для устойчивости. Вокруг горлышка, на несколько сантиметров отконца, располагалось кольцо для упрочнения, а также чтобы удерживать веревку, которая фиксировала пробку. В последующие 30-40 лет форма бутылки стала более цилиндрической, а горлышко короче. Новое изобретение произвело революцию в торговле вином, стремительно распространяясь по европейским странам. До этого новшества бутылки никогда не продавались с их содержимым. Это была домашняя посуда. Подобно чашкам и тарелкам, бутылки постоянно мылись и заново использовались.

стекольная мастерская, муранские мастера

В 1748 г., благодаря усилиямЛомоносова, при Академии была открыта научно-исследовательская химическая лаборатория. Здесь ученый провел более 4-х тысяч опытов, разрабатывая день за днем, месяц за месяцем технологию цветных стекол — прозрачных и непрозрачных. Работы проводились на чрезвычайно высоком методическом уровне: строго соблюдалось единообразие условий опытов — при изучении качественного влияния какого-либо одного фактора соблюдались все меры, чтобы действие остальных технологических параметров эксперимента оставались постоянными. Соблюдалась строгая количественная дозировка компонентов, с точностью до 1 грана (0,0625 г). Полученные образцы хранились в строгой системе в специальных пронумерованных ящиках.

Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые Стекло чтут ниже Минералов,

Приманчивым лучем блистающих в глаза:

Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.

остров Мурано, поташное стекло

Итак, в течение XVIII в. была подробно разработана методика получения стеклянных масс, имеющих самые разнообразные свойства. Ознакомиться с рецептами мог каждый, кто имел соответствующее образование. Основным стеклообразующим веществом является кварцевый песок, он же диоксид кремния SiO2 . Стекло можно получить, используя только этот компонент, но для его выплавки нужна труднодостижимая температура, более чем 2000°С. Веществом позволяющим снизить температуру плавления, может служить карбонат натрия, то есть сода. При нагревании происходит реакция разложения.

Образовавшийся оксид натрия, при температуре выше 700°С, переходит в расплавленное состояние и растворяет в себе диоксид кремния.

Для придания стеклу стойкости к воздействию влаги вводят стабилизирующий компонент — оксид кальция, который является продуктом термического разложения известняка, добавляемого в состав на начальном этапе.

При остывании расплава образуется сложное силикатное соединение

Na2 O : CaO : 6SiO2

Это так называемое содовое стекло. Различают еще два основных вида стекла, несколько отличающихся своими свойствами: калийно-известковое стекло

K2 O : CaO : 6SiO2

K2 O : PbO : 6SiO2

В этих последних случаях вместо соды используют поташ — K2 CO3 .

Поташное стекло более тугоплавкое и менее пластичное, чем содовое, но зато отличается ярким блеском. Свинцовое стекло, получаемое заменой окиси кальция окисью свинца, — мягкое, легко плавится и отличается особенно сильным блеском и высоким коэффициентом светопреломления. При этом оно довольно тяжелое. Это — идеальный материал для художественной резьбы по стеклу.

Различную окраску задают примеси, содержащиеся в исходных компонентах или специально добавляемые. Небольшое включение кобальта придает стеклу красивый густо-синий оттенок, наличие хрома делает его ярко-зеленым, урана — лимонно-желтым. Очень красивый желтый цвет получается при использовании коллоидного серебра. В рубиново-красный цвет стеклянную массу можно окрасить, добавив в нее коллоидное золото, а при определенных условиях — более дешевую медь. С помощью меди можно получить также бирюзовые тона. Соединения железа, в зависимости от концентрации и температурных условий, придают стеклу зеленоватый, желтоватый или красновато-бурый оттенок. Именно железистые примеси окрашивают в привычные нам цвета обычную пивную бутылку. Даже небольшие, вроде бы незначительные неточности в рецептуре могут существенно повлиять на конечные свойства получаемого вещества.

Итак, с химическим составом стекла все более-менее ясно, чего не скажешь о его структуре. Ставший таким привычным и обыденным материал до сих пор во многом составляет загадку для физиков. На сегодняшний момент не существует общепризнанной, удовлетворяющей всех теории структуры стекла.

Во второй половине XIX в. производство стекла начали механизировать. Основой для механизации послужила созданная в Германии Сименсом в 1870 г. первая непрерывно действующая стекловаренная ванная печь. Вскоре появились стеклоформующие машины для выдувания банок, бутылок, стаканов, колб электроламп. В конце века по способу, предложенному в Англии Любберсом и Чемберсом, было налажено механизированное производство выдувных стеклянных цилиндров, которые затем разглаживали в листы оконного стекла. В 1902 г. бельгиец Эмиль Фурко получил патент на механизированный способ вытягивания непрерывной ленты стекла из стекломассы в ванной печи с применением специального огнеупорного поплавка (лодки).

Современный агрегат для изготовления бутылок работает днем и ночью и в течение суток производит 200 тысяч изделий. Выплавка стекломассы происходит при температуре в 1500°С. Готовая стекломасса охлаждается в специальных каналах, называемых фидерами, примерно до 1100°С, приобретая необходимую вязкость, и поступает в формовочную машину, где ее разделяют на порции и в виде раскаленных сгустков распределяют по формам. В первой форме образуется горлышко. Затем заготовка переносится во вторую форму. Через уже имеющееся горлышко подается сжатый воздух. Под его давлением незастывшая часть заготовки раздувается, облегая стенки формы, и приобретает знакомые нам очертания.

В этом процессе все просчитано до доли секунды. Формовочная машина работает так же точно, как механизм часов. Во избежание неточностей в размерах, связанных с температурным расширением, чугунные формы перед использованием разогревают в специальной электропечи.

Чтобы стекломасса не приставала к стенкам формы, ее внутреннюю поверхность покрывают графитовой смазкой.

Механизация сделала стекло одним из самых дешевых и обыденных материалов, но художественное стеклоделие, пережив некоторый упадок в конце XIX в., отнюдь не кануло в прошлое, а пришло к новому расцвету, сохранив в употреблении старые добрые инструменты — стеклодувную трубку, ножницы и клещи — и в то же время активно используя новые технологии. Одним из признанных шедевров этого вида искусства являются созданные в 40-е годы XX в. кремлевские звезды. Мало кто знает, что первые, установленные взамен имперских орлов, звезды были выполнены из натуральных уральских самоцветов, но вскоре, палимые солнцем и обильно поливаемые дождями, утратили значительную часть своего блеска и красоты. Теперь они как следует просматривались лишь со сравнительно небольшого расстояния, поэтому было принято решение заменить их стеклянными. Полагали, что рукотворный материал окажется лучше природного.

варкаи стекла, музей стекла

Рецепт для варки стекла был составлен известным московским специалистом-стекольщиком Никанором Илларионовичем Курочкиным. Каждая кремлевская звезда имела двойное остекление: внутреннее, из молочного стекла, толщиной 2 миллиметра, и наружное, из того самого, окрашенного коллоидным золотом рубинового стекла, рецепт которого заново открывали сначала Иоганн Кункель, а потом Ломоносов. Толщина этого слоя составила 6-7 миллиметров. Между двумя слоями стекла был устроен воздушный зазор в 1-2 миллиметра.

Двойное остекление звезд было вызвано особенностями рубинового стекла. Дело в том, что его насыщенный красный цвет проявляется только при подсвечивании с противоположной стороны, однако при этом отчетливо просматриваются контуры источника света. Без подсвечивания рубиновое стекло выглядит темным даже в яркие солнечные дни. Благодаря внутреннему остеклению звезд молочным стеклом свет лампы хорошо рассеивался и нити накаливания становились незаметными. А рубиновое стекло при этом высвечивалось наиболее ярко.

Звезды решено было освещать изнутри лампой как в дневное, так и в ночное время. Для сохранения сочного рубинового цвета днем их требовалось освещать даже интенсивнее, чем ночью. Поверхность остекления каждой звезды Спасской, Никольской и Троицкой башен составляет около 9 квадратных метров, а Боровицкой и Водовзводной — около 8 метров. В центре звезды, где световой поток лампы самый большой, рубиновое стекло имело большую плотность окраски, а в концах лучей, там, где поток слабее, меньшую. Так было достигнуто равномерное просвечивание рубинового стекла на всей поверхности звезды. За создание этого шедевра стеклоделия Н. И. Курочкин был удостоен Государственной премии.

Статья была опубликована в сентябрьском номере журнала "Наука и техника" за 2011 год

С VII по III век до н. э. большую часть стеклянных сосудов составляли core-made (формованные) изделия, однако известны и одноцветные, зачастую бесцветные сосуды с холодной нарезкой, а также бусины, подвески, особенно маленькие подвески-маски, и скарабеи и амулеты того периода. Традиционно считается, что все это стекло создано финикийцами, и вполне вероятно, ученые в данном случае не ошибаются. В середине 2-го тысячелетия до н. э. стекольные мастерские, где создавались core-made изделия, существовали и в Египте, и в Месопотамии. В Месопотамии также часто встречаются подобные изделия середины 1-го тысячелетия до н. э., но по форме и деталям они отличаются от средиземноморских. С другой стороны, в Египте, за исключением, пожалуй, Дельты, core-made изделия 1-го тысячелетия до н. э. практически не попадаются. Таким образом, нам приходится приписать средиземноморское coremade стекло либо ремесленникам Сирийского побережья, то есть финикийцам, либо более западному населению, возможно родосскому. Согласно Плинию, стекло было изобретено в Финикии, однако в настоящее время мы не знаем точно, относится ли это утверждение Плиния к формованному стеклу или к появившемуся в I веке до н. э. производству дутых стеклянных изделий, более близкому к тому периоду, когда жил сам Плиний.

Наиболее вероятно, что на изготовлении стекла с холодной нарезкой вначале специализировалась Месопотамия, а пользовались им по меньшей мере с VIII века (ваза Саргона II из Нимруда) как при ассирийском дворе, так и при персидском три века спустя. В V веке до н. э. Аристофан упоминает персидские бесцветные хрустальные кубки[32].

Однако многие формы сосудов не типичны для Месопотамии, а некоторые, такие, как кувшин VII века до н. э. из Ла-Алисейды в Испании, безусловно, чисто финикийские изделия. Подобная форма часто встречается в металле и керамике. Кувшин из Ла-Алисейды сделан из зеленого полупрозрачного стекла, и на нем выгравированы финикийские копии египетских иероглифов, включая картуши, один из которых содержит царские титулы, а другие – традиционные обращения к богам. Изделия, подобные этому и вазе Саргона, могли изготовить финикийцы, работавшие при ассирийском дворе.

Однако остается вероятность того, что эти сосуды и стеклянные безделушки (особенно бусины и скарабеи) были созданы в Финикии, хотя подобные мастерские могли находиться и в египетской Дельте, ведь рядом в западной пустыне было в избытке тонкого песка, пригодного для производства стекла.

Насколько известно, глазуровка керамики практиковалась в Месопотамии, но не в Египте. Несколько маленьких глазурованных глиняных сосудов, возможно месопотамских, попали в Сирию и на греческие острова в VII и VI веках, однако мы не должны связывать их с финикийцами. Более интересен для нас фаянс, то есть глазуровка по почти чистой кремнеземной основе. Не в пример стекольному производству, изготовление фаянса господствовало в Египте еще с додинастических времен, что доказывают фигурки, и амулеты, и маленькие сосуды, в частности новогодние бутылочки. Некоторые виды фаянсовых фляжек в форме людей и животных, широко распространившиеся в Средиземноморье в VII и VI веках до н. э., обнаружены в Карфагене. Их стиль сходен с египетским, а многие другие фаянсовые изделия того периода еще больше похожи на египетские. Следовательно, нет причин исключать Египет, особенно Дельту, как возможное место их производства. Те же рассуждения справедливы для амулетов и скарабеев. Особенно ярко египетский стиль выражен в амулетах и скарабеях VII и VI веков до н. э. По мнению некоторых ученых, с концом XXVI династии (525 г. до н. э.) изготовление скарабеев в Египте прекращается. По этой причине наблюдается отход от традиционного узора в более поздних финикийских скарабеях, во всяком случае, в тех, что создавались на западе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Плетение корзин, производство керамики и ткачество

Плетение корзин, производство керамики и ткачество Плетение корзин и производство керамики были теми видами деятельности, где творческий гений американского индейца, возможно, проявился наиболее ярко. Именно эта сфера индейского искусства, а также ткачество, на котором

Глава 11 РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Глава 11 РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И Библия и археология свидетельствуют, что ханаанеи, как и все семиты, были в основном земледельцами и скотоводами. Это подтверждают угаритские религиозные тексты, в которых явно подчеркивается сезонный цикл. Однако, поселившись на

Производство здоровых продуктов питания из местного сырья в различных странах

Производство здоровых продуктов питания из местного сырья в различных странах Рукопись 40, 1902:407. Многим людям, живущим в различных местах, Господь даст мудрость и знание относительно производства продуктов питания. Он может накрыть стол и в пустыне. [272] В наших общинах

2) Производство нравственных деяний

2) Производство нравственных деяний Было сказано, что христианин есть распорядитель всей своей деятельности. Теперь посмотрим, как он ведет каждое свое дело отдельно. Сначала скажем, как делается каждое дело вообще, а потом — как строится дело христианское.Внешнее дело

ПРОИЗВОДСТВО РЕЛИКВИЙ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ.

ПРОИЗВОДСТВО РЕЛИКВИЙ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ. Ободренный первым успехом, папа понял, что легковерие является неистощимым источником обогащения и не воспользоваться им было бы по меньшей мере глупо.«Он принялся, – говорит один древний писатель, – фабриковать святых для

Однажды финикийский торговый корабль, рассказывается в древнем предании, везший груз соды, пристал к песчаному берегу.

Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить.

Тогда они вместо камней ис­пользовали взятые с корабля куски каменной соды.

Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками : от костра потекли струи прозрачной жидкости.

Эта жидкость и была стеклом.

Так финикийцы поняли, что стекло можно сварить из соды, песка и ракушек (извести).

Учёные считают изобретение стекла важнейшим в истории человечества.

Правы ли учёные?

Представим себе, что все стеклянные предметы вдруг исчезнут.

Как повлияет это на нашу жизнь?

ОТВЕТЬТЕ ПРАВИЛЬНО НА ВОПРОСЫ!


Да, ученые правы, ведь, мы живем в домах, а окна у нас стеклянные.

Они защищают дом от холода, дождя, ветра, града и др.

Также, древние старинные соборы, окна которых украшены цветным стеклом, потеряют свою красоту, будут похожими на разрушенные.

Что же заменило бы стекло в машине?

Итак, без стекла не было бы машин, домов а также декоративных предметов т.

Е. предметов культуры.


Из какого песка делают стекло?

Из какого песка делают стекло?

Помогите мне так интересно!


Ответь на вопросы1?

Ответь на вопросы

Какова происхождение слова финикийцы

Куда плавали финикийские корабли

Как произошло слово библиотека

Расскажите об изобретениях финикийцев


Как финикийцы изобрели стекло?

Как финикийцы изобрели стекло?


Назовите принцип, объединяющий эти слова?

Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Прозрачное стекло, пурпурные ткани : а) это изделия, которые первыми научились изготавливать финикийцы.

Б) это изделия, секрет изготовления которых финикийцы заимствовали у египтян.


Где было изобретено прозрачное стекло?

Где было изобретено прозрачное стекло?


Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех?

Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех.


Составьте небольшой рассказ "Путешествие финикийского купца" Используя эти слова : Библ, Сидон, корабль, кедровый лес, пурпурные ткани, стекло, колонии, Карфаген, пираты, судовой таран, алфавит?

Составьте небольшой рассказ "Путешествие финикийского купца" Используя эти слова : Библ, Сидон, корабль, кедровый лес, пурпурные ткани, стекло, колонии, Карфаген, пираты, судовой таран, алфавит.


На какой скале жили финикийцы?

На какой скале жили финикийцы?

, Прочный строительный материал в финикии?

, Поселение на чужой территории?

, Сплав из белого песка с содой?


Ответьте пож?

Какие изобретения финикийцев используются вплоть до настоящего времени ?

" 2 какие важные отличия финикийской цивилизации от других цивилизаций древнего мира можно отметить ?

3. как финикийцы расширяли территорию своего государства?


Прочитайте отрывок из документа и напишите как называлось красящее вещество о производстве которого рассказывается в источнике :Согласно древнему преданию однажды торговый корабль финикийцев везший гр?

Прочитайте отрывок из документа и напишите как называлось красящее вещество о производстве которого рассказывается в источнике :

Согласно древнему преданию однажды торговый корабль финикийцев везший груз соды пристал к песчаному берегу купцы решили пообедать но не найдя камне пригодных для разведения костра использовали куски соды взятые с короля огонь оказался сильным что расплавили соду смешав её с песком и ракушками.

Образовавшаяся жидкость согласно преданию стала первым веществом прославившим финикийцев во всем древнем мире.



От какого события народы в древности считали Новый год Египтяне? Греки? Римляне? Ответ : У римлян - дата основания Рима (21 апреля 753 г. До НЭ)и с дня воцарения императора Диоклетиана 29 августа 284 г. НЭ. Угреков - дата основания Афин, а затем..



Любечский съезд был созван по инициативе Мономаха с целью прекратить междоусобные войны. На съезде присутствовало 6 князей : Сам Мономах Святополк - двоюродный брат Мономаха, сын Изяслава Братья Олег и Давыд - сыновья Святослава Давыд Игоревич - вну..


Любое государство не может существовать обособленно от других государств. Иначе оно может на много отстать в своем развитии. Есть пример такого государства как Япония( многолетняя изоляция от всего мира. ) Дипломатические отношения, это обмен посл..


Он сказал что, если я не выпью яд то и никто этого и не сделает, а друзья говорили ему сбежать в другую страну.


Мой лучший друг мумия. Да, не удивляйтесь, именно мумия. Я познакомилась с ним в музее. Я его случайно оживила, а потом мы подружились. После этого я каждый день прихожу в музей и рассказываю ему о школе и о мире. Он очень прикольный, и всегда п..


Му?мия — сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей.


Вавилон - Хаммурапи Израиль - Соломон Персия - Кир Великий Ассирия - Тиглатпаласар.


Условиях феодальной раздробленности Мономах пытался укрепить центральную княжескую власть и единство Руси. Он на некоторое время остановил процесс раздробления Киевского государства. Владимир провел правовые - финансовые реформы, которые вошли в «Р..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: