Как это сделать сдо

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 10.09.2024

Дисклеймер: система дистанционного обучения (СДО) в настоящее время введена в эксплуатацию (продакшн), апробирована, протестирована и успешно работает. Система бесплатна, имеет открытый исходный код и выложена в репозитории GitHub. С точки зрения стека технологий она построена на фреймворке Laravel 8.0 (PHP 7.4) с использованием библиотек и иных пакетов (программ): React (redux+router), SocketIo, Docker, NodeJs, Rest API, WebRTC, Leaflet и т.д.

В серии статей я расскажу, как устроена система, через что пришлось пройти при ее разработке и какие проблемы пришлось решать.

К уникальным особенностям системы можно отнести:

Выявление технических методов повышения уникальности текста. Для повышения эффективности проверки работ и обнаружения попыток использования различных методов повышения уникальности разработана система выявления признаков подозрительного вмешательства в текст.

Помимо стандартных алгоритмов проверки (тесты, проверка документов, чаты и т.д.) были реализованы:

a. Квест. Визуальный конструктор квестов позволяет реализовать практически любые виды заданий в виде игры.

c. Портфолио. Для учета дополнительной работы созданы дополнительные категории оценки (наука, творчество, макет, иное).

Виртуальная доска. Для демонстрации документов, презентаций, текста и фотографий всем участникам, а также для проведения блиц-опроса по теме была создана доска, позволяющая организатору в онлайн режиме видеть и автоматически проверять ответы на задания, а также разрешать/запрещать видимость правильность ответа пользователями, видимость ответа других участников.

Онлайн поддержка. Мониторинг открытых пользователями страниц в режиме реального времени позволяет осуществлять более эффективную поддержку.

GPS. Для реализации творческих идей создана интерактивная карта, на которой отмечаются пользователи в режиме реального времени и их перемещение на местности.

Видеосвязь. Для дистанционного взаимодействия используется система видеосвязи, позволяющая демонстрировать звук и изображение с web-камеры, либо экран организатора.

Предыстория

Имея высшее юридическое образование и проработав несколько лет практикующим специалистом жизнь сложилась так, что я стал работать преподавателем в образовательной организации на кафедре юридического профиля. О собственной системе дистанционного обучения ранее задумываться не приходилось – вполне хватало времени на очных занятиях. Однако, по прошествии времени (около 5 лет) оказалось, что знаний, которые бы хотелось передавать обучающимся гораздо больше, чем позволяет это сделать учебный план.

Обзор существующих и наиболее распространённых CMS типа WordPress и Joomla показал, что они решают немного иные задачи и из коробки не имеют нужного мне функционала. Установка нужных плагинов, пакетов и расширений в тот момент казалась невыполнимой задачей с точки зрения понимания работы этого всего в комплексе и расширения собственного функционала.

От установки и использования Moodle также отказался по причине сложности в понимании на тот момент ее установки, использования и громоздкости, даже готовые виртуальные машины не рассматривались. Хотелось сделать что-то своё, чтобы оно работало быстро с полным пониманием принципов работы и дальнейшего совершенствования.

Было принято решение создавать свою систему с нуля. Первая версия системы была написана на PHP и JQuery с использованием интерфейса MySql для доступа к базе данных, весь материал был найден на просторах интернета и путем копирования кода по фрагментам была сделана система, позволяющая уже хоть как-то ее поддерживать и расширять функционал.

Недостатки такого похода были обнаружены довольно быстро, начинания от простейших SQL инъекций типа “1=1”, которые были использованы для удаления базы и пришедшем осознании, что работа с процедурным кодом таит в себе множество проблем в виде плохой поддержки, запутанности и дублирования кода.

Решив, что надо изучить современные паттерны и шаблоны проектирования, остановился на задаче создания собственной CMS с использованием шаблона проектирования MVC и ООП. Маршрутизация была сделана очень примитивно: обрабатывался URI адрес с использованием регулярных выражений, вручную (собственным autoload) вызывался соответствующий класс контроллера, который в свою очередь вызывал классы настроек, модели и шаблона. Система стала более структурированной и современной. Стал использоваться интерфейс PDO для доступа к MySql. Класс каждой модели наследовался от базового класса, который в конструкторе подключался к базе и использованием шаблона singleton и возвращал сведения в ассоциативном массиве (флаг \PDO::FETCH_ASSOC). В базовом классе были созданы методы, отдаленно напоминающие попытку реализации собственной ORM в виде CRUD. Структура самой базы была очень непродуманной: в таблице tasks (задания) хранилась избыточная информация о теме, самом задании, авторе и т.д.

Запросы к базе выглядели довольно плохо. Пример запроса на выбор решений:

$decisions = $model->findBySql("SELECT *, d.id as did, t.login as tlogin, d.login as login FROM decisions as d, tasks as t WHERE ((d.id_task = 0 and t.number_razdel = d.number_razdel and t.number_task = d.number_task) or (t.id=d.id_task)) and t." . $route['discipline'] . " = 1 and d.login IN ('" . implode("','", $arr_users) . "')", []);

Дальнейшем совершенствованием системы стало внедрение composer, создание продвинутого автолоадера и пространства имен. Также был осуществлен переход на PhpStorm (преподавательская лицензия) и OpenServer.

Активно развивался и frontend. Изначально вся логика построения html строилась c использованием в качестве шаблонизатора самого PHP, лишь в отдельных частях кода использовался jQuery для анимации и визуальных эффектов. Позднее были подключены сторонние библиотеки TinyMCE (визуальный редактор для редактирования контента), ResponsiveFilemanager (для работы с файловой системой), Bootstrap. Функционал работы системы осуществлялся с помощью классических POST и GET запросов с параметрами (никаких систем шифрования, токенов не использовалось), впоследствии я пришел к повсеместному внедрению ajax, fetch, axios, но это было позже.


Довольно быстро я от этой идеи отказался, в первую очередь, по указанной выше причине, а также по причине сложности создания проектов другими пользователями, необходимости повторного преобразования презентации в квест при малейших исправлениях, отсутствии нормальной обратной связи с iframe через основное окно и т.д.

В итоге получилась, как мне казалось, неплохое приложение, которое подключалось include на страницу сайта и даже работало как мне надо. Скриншоты первой версии прилагаю. Несомненным плюсом являлась возможность не использовать сборщики типа Webpack, а простое редактирование кода прямо на сервере.




В тот момент я практически не использовал библиотеки npm или composer, поэтому писал код как дома, так и на работе, а обменивался файлами с использованием YandexDisk. Никакого дискомфорта это не доставляло. Знал, что есть гит, но не знал зачем он мне.

К проблемам работы SPA приложения без использования библиотек можно отнести загроможденность DOM дерева, так как все данные хранились в data-атрибутах, сложность читаемости кода, в базе данных все хранилось в сериализованном JSON формате, множество промисов, реализованных в async await функциях, которые не всегда работали как мне было надо, практически полностью отсутствовал механизм обработки ошибок и исключений. Но все вроде работало и задачи выполняло.

Конец 1 части.

Планируются публикации (указанное ниже работает в действующей системе):

Часть 5. Переход на ReactJs, внедрение flux, SOLID и интеграция в Laravel.

Moodle для СДО

Система дистанционного обучения (СДО, система управления обучением, Learning Management System – LMS) — это программная платформа, которая позволяет грамотно организовать и автоматизировать большинство процессов, связанных с обучением сотрудников.

Если представить компанию в качестве города, то система дистанционного обучения чем-то похожа на навигатор. Вы можете помнить все варианты маршрутов, а можете воспользоваться картами. Когда город небольшой, и дорог не так много, держать все в голове просто. Но если город растет, ориентироваться без навигатора становится все сложнее. LMS как навигатор построит наиболее оптимальный маршрут по обучению внутри компании, поможет в планировании учебного процесса и нахождении для необходимой информации.

С помощью систем дистанционного обучения HR-специалисты могут легко и удобно следить за эффективностью и управлять процессом обучения, создавать учебные материалы под конкретные потребности компании в любом удобном формате. Сотрудники могут проходить занятия в любое удобное для себя время с любых устройств. Руководитель компании, как в навигаторе, может решать, каким маршрутом будет проходить подготовка сотрудников. В результате процесс получается систематизированным и результативным.


Что такое Moodle?

Система Moodle (расшифровывается как Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) на сегодняшний день является наиболее оптимальным выбором для бизнеса, из-за своего удобства используемая большинством крупнейших университетов мира.

Данная платформа представляет собой систему управления онлайн-образованием в виде открытого веб-приложения, на базе которого можно создать специализированную платформу для развития студентов или сотрудников.


Это система с открытым исходным кодом, благодаря чему легко дорабатывается под индивидуальные потребности заказчика. Moodle обладает огромным количеством возможностей: материалы можно создавать в любых удобных для Вас форматах. Тесты и задания, учебные материалы можно делить на активные и пассивные. Более подробно о возможностях данной платформы можно прочитать в нашем блоге.

Важную роль в LMS играют плагины — это подключаемые модули, реализующие дополнительные опции. Например, они помогают создавать эксклюзивный дизайн и делать систему многофункциональной.

Разработка плагинов — один из важнейших этапов производства СДО. Но как же все-таки происходит процесс создания?

Процесс создания СДО на Moodle

1. Составляем техническое задание

Как и в любой другой разработке, все начинается с тщательно проработанного технического задания. При его составлении главное не допустить ошибок, ведь даже одна неточность может повлечь за собой весомые последствия, наиболее распространённые среди них:

  • Переплата за ненужные функции. СДО — технически сложный продукт, к выбору новых опций в котором стоит подходить ответственно. Не спорим, новостная лента, чат-бот, корпоративные социальные сети — это очень удобно. Но перед тем, как отметить их в ТЗ, подумайте, действительно ли они Вам нужны?
  • Не подумали о сотрудниках, зато подумали о тренере. Иногда СДО делают под того, кто будет ею управлять, ориентируясь исключительно на его пожелания, а о сотрудниках в этот момент никто не думает, а стоило.
  • Не уделили внимания деталям. Многие компании при выборе систем дистанционного обучения учитывают только масштабные вещи: интеграцию с другими программами, аналитику, мобильное приложение. При этом не все уделяют внимание деталям. Например, какой контент работает в СДО.

Чтобы не совершить этих и других ошибок, рекомендуем перед составлением технического задания ознакомится с инструкцией. После грамотно составленного задания, начинается разработка плагинов.

2. Разрабатываем плагины на Moodle

В зависимости от Ваших потребностей, они могут создаваться для реализации следующих функций:

Это разработка плагинов, которые могут потребоваться Вам в процессе использования системы. Это может быть, как фиксация успеваемости сотрудников и возможность синхронизации учетных данных с внешней системой, так и возможность оплаты онлайн курсов. Более подробно об плагинах упрощения технической стороны обучения читайте в нашем блоге.

Используется для автоматизирования передачи данных из одной платформы в другую. На сегодняшний день мы реализовали интеграции для таких крупных компаний как Zoom, 1C, Битрикс24 и не только.


Мы знаем, как важно для каждой компании подчеркнуть свою уникальность во всем и ценим это. Наши дизайнеры реализуют индивидуальный стиль Вашей СДО. Посмотрите, как мы это уже сделали.

Дистанционное образование невозможно представить без видео-совещаний и вебинаров. В своем блоге мы рассказали о наиболее продвинутой системе онлайн-конференций.

3. Тестируем

Чтобы не потратить ресурсы на разработку того, что не нужно или наоборот, не забыть про важное, в начале работы над проектом мы тестируем MVP (Medium Viable Product-минимально жизнеспособный продукт). Тестирование проходит на небольшой группе Ваших сотрудников для получения обратной связи. В результате теста принимается решение, должен ли продукт быть таким, как изначально предполагалось.

4. Устанавливаем готовую систему на сервер

На этом этапе мы устанавливаем полностью готовую к использованию версию.

5. Расширяем возможности

Установкой СДО на сервер наша работа не заканчивается, ведь LMS — живой организм, требующий развития. Если в процессе обучения сотрудников Вы поймёте, что для удобства её использования Вам не хватает каких-либо плагинов, мы с радостью разработаем их для Вас.

Подведём итоги

Надеемся, что после прочтения у Вас не осталось сомнений, что установка СДО на Moodle-это надёжно и просто. Выбирая Moodle с LMS-Service, Вы точно избежите переплат за ненужные опции и получите удобный и простой в использовании продукт под индивидуальные требования. Если Вы ещё не можете точно определиться, какой должна быть идеальная СДО, то можете ознакомиться с нашими кейсами. Это поможет Вам определиться при выборе формы реализации на основе опыта наших клиентов.

Еще больше о СДО на Moodle можно узнать в нашем Telegram-канале и Youtube-блоге.

Если Вы хотите всегда быть в курсе последних новостей в сфере дистанционного образования, рекомендуем подписаться на нашу бесплатную рассылку.

Сперва нужно навести курсор на нынешний аватар, щёлкнуть по нему в сплывающем окне появится кнопка Загрузить фото , а затем необходимо выбрать фотографию на вашем устройстве, и отрегулировать миниатюру. Посмотреть

Как изменить обложку профиля ?

На обложке профиля в правом верхнем углу нажмите на иконку настройки в меню нажмите на кнопку Изменить обложку , загрузите фотографию с вашего устройства.Далее снова нажмите на иконку настройки и щелкните на кнопку Изменить позицию обложки , регулируйте положение обложки по вашему усмотрению, после чего нажмите кнопку Сохранить . Просмотреть

Как изменить основную информацию профиля ?

На странице вашего профиля под обложкой, расположена кнопка Обо мне , пролистните страницу вниз, и нажмите на кнопку Редактировать профиль .После чего вас перенаправит на страницу редактирования основной информации.Заполните поля отмеченные звездочкой после чего кликните кнопку Сохранить изменения . Просмотреть

Личные данные.

Наведите курсор на кнопку Профиль в меню кабинета , после чего нажмите на кнопку Личные данные , после перенаправления настройте личные данные и нажмите кнопку Сохранить . Посмотреть

Настройки приватности.

Наведите курсор на кнопку Профиль в меню кабинета , после чего нажмите на кнопку Настройки приватности . На странице Настройки приватности Вы может настроить, кто видит список ваших Коллег, кто может просматривать ваши фотографии, видеоклипы, и список групп в которых Вы участвуете. Так же вы можете Настроить приватность вашего профиля в целом, для этого на странице Настройки приватности, сразу под основным меню, нажмите кнопку Общее , после перенаправления можете приступить к глобальным настройкам приватности, не забудьте сохранить изменения.На странице Настройки приватности, сразу под сразу под основным меню, нажмите на кнопку Эл.почта и уведомления , настройте какие уведомления на почту вы хотите получать, после чего сохраните настройки. В меню страницы настройки приватности, нажмите кнопку Заблокированы и игнорируются , здесь будут отображаться все участники и коллеги которых вы заблокировали, или решили игнорировать. Читайте подробнее в разделе участники. Посмотреть

Редактор страницы.

Вы можете настраивать информацию которая отображается на вашей странице, вы можете добавить Контактную информацию , Добавить видео , и Мероприятия . Для этого необходимо навести курсов на кнопку Профиль затем щелкнуть по кнопке Редактор страницы , после перенаправления отредактируйте страницу, добавляя в нее дополнительные информационные блоки. Посмотреть

Группы и дискуcсии.

Как создавать свою группу ?

Вы можете создавать и настраивать группу, согласно вашим профессиональным интересам, создавать закрытые группы предназначенные для специалистов только вашей компании, создавать в группах дискуссии на профессиональные темы, и обсуждать отраслевые вопросы.

Создание группы.

В меню нажмите кнопку Группы после перенаправления в правом верхнем углу нажмите Создать группу . На странице создания группы заполните поля. Название группы . ( под полем название группы Вы можете выбрать формат группы, 1 вариант в группу могут вступать все желающие, в группу может принять участников только владелец группы.) Краткое описание . (Опишите группу, какой профессии или теме она посвящена ) Полное описание . ( Какие цели преследует группа, опишите подробно каким темам посвящена группа) Категория . (Выберете категорию группы) Вы можете ограничить возможности пользователей добавлять фотографии и видеоматериалы. Настроить уведомлений, и возможность участникам группы размещать объявления. Добавьте обложку группы, и загрузите аватар группы. Создавайте темы дискуссий, пишите объявления, приглашайте коллег, и других участников сети, загружайте видео, и фото, импортируйте или создавайте мероприятия. Посмотреть

Как создавать дискуссии?

Covid-19 заставил бизнес активно тестировать удаленку. В онлайн перевели рабочие процессы, совещания, переговоры с партнерами, автоматизацию продаж. Когда ажиотаж вокруг пандемии утих, а удаленка стала обыденностью, бизнес задумался про дистанционное обучение сотрудников. Мы в Oko тоже изучили опыт организации дистанционки в школах, ВУЗах и центрах ДПО. Делимся своими наблюдениями.

Коротко про дистанционное обучение

Что это. Дистанционное обучение — это форма организации образовательного процесса с применением телекоммуникационных технологий. Онлайн помогает учащимся осваивать учебные материалы без очного контакта с преподавателем. Набор знаний и образовательных материалов такой же, как при очном обучении. Разница в том, что проходить их нужно самостоятельно.

Как это работает. Все просто: ученик получает набор заданий, самостоятельно проходит программу и сдает онлайн-экзамен. Процесс обучения может проходить в синхронной или асинхронной форме. В подтверждение выпускник получает сертификат, условный диплом или корочку. Например, в доказательство повышения квалификации центры ДПО присылают по почте удостоверение. Если пройдете переподготовку, пришлют даже диплом и присвоят новую специальность. Все официально и без подвоха.

Зачем это нужно. Дистанционка помогает обучать сотрудников без отрыва от труда. Никаких командировок и академотпуска. Работники смогут учится, скажем, на рабочем месте или дома. Персонал получает необходимые знания и при этом не выпадает из работы на время обучения.

Какие есть варианты. Все зависит от задач.

Если в компании уже налажена система корпоративного обучения, есть спикеры и материалы, останется лишь подобрать инструмент — как организовать процесс. Ниже мы разбираем LMS-системы, это площадки для управления обучением. Они простые, удобные и решают много задач. Почитайте, чтобы разобраться.

Если системы нет, а повышать квалификацию сотрудников нужно, ищите центры ДПО. Наш выбор — Центр профессиональной подготовки кадров. Ребята проводят курсы на своей онлайн-платформе, а документы присылают по почте бесплатно. Удобно.

Виды дистанционного обучения

1. Чат-занятия. Самостоятельное обучение + чат-технологии. Ученики получают консультации от преподавателя в синхронном чате, а программу проходят по материалам, которые прислали по электронной почте или выдают на бумаге.

Технологии: Telegram, Viber, Whatsapp + e-mail.

Для чего: семинары, деловые игры, практикумы, разборы кейсов.

2. Веб-занятия. Самостоятельное обучение на веб-платформе. Ученики получают текстовые, мультимедийные материалы и рекомендации на специальной площадке. Преподаватель отслеживает образовательный процесс, результативность учеников и дает консультации онлайн.

Технологии: LMS-системы, самописные платформы, мессенджеры.

Особенности: вид асинхронного обучения. Хорошие результаты достигаются лишь при наличии у учеников мотивации. Учебные материалы систематизированы и доступны на платформе. Тут же организованы экзамены и тесты. Коммуникация с преподавателями осуществляется через ту же платформу или чаты.

Для чего: семинары, конференции, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, ВО и СПО.

3. Телеконференция. Коллективное обучение в формате вебинаров. Спикер проводит занятие, начитывает материал с помощью средств видеосвязи, дополняет информацию ссылками на текстовые материалы для самостоятельного обучения.

Технологии: LZoom, Google Meet и другие платформы для вебинаров + мессенджеры, e-mail.

Особенности: телеконференции, как правило, проводятся на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Ученик получает ссылку, по которой доступен кабинет с конференцией. Самостоятельно подключается и участвует в мероприятии. Обучение проводится синхронно. Если формат это допускает, участники могут включить микрофоны и участвовать в обсуждении.

Для чего: семинары, конференции, вебинары, краткосрочные курсы, корпоративное обучение.

5 целей дистанционного обучения

1. Оптимизация расходов на образование. Курсы дистанционного обучения дешевле классического. Для занятий не нужно нанимать помещение, оплачивать рабочее время преподавателей, организовывать командировки и проживание сотрудников. Персонал не выпадает из рабочего процесса — бизнес не несет убытков. Руководство предприятия экономит от 70 до 150% расходов.

2. Сокращение времени обучения. Онлайн ускоряет процесс подготовки. Сотрудники не тратят время на сборы и время в пути к месту обучения. Например, 7-дневный курс повышения квалификации можно сократить до 2–3 дней.

3. Создание единой образовательной среды. Представьте, на одной площадке можно пройти переподготовку на новую специальность, вводный инструктаж по пожарной безопасности и семинар для инженеров по узкой специализации. Цифровая образовательная среда может заменить очный контакт с преподавателями, включать интерактивные формы обучения и объединять учебные программы для сотрудников в одном месте.

4. Повышение качества образования. Насыщение учебных программ текстово-графическими и дополнительными методическими материалами усиливает подготовку сотрудников. Вместо сжатой устной подачи информации ученики получают наглядные материалы с высокой долей детализации. Если сотрудник вовлечен, качество его подготовки будет сильно выше, чем после классического курса.

5. Повышение комфорта обучения. Учащиеся самостоятельно выбирают время и место подготовки. Если темп лекции перестает быть комфортным, спикера всегда можно поставить на паузу. А если материал не поддается, у сотрудника всегда будет время прочитать и повторить параграф еще раз.

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Свободный график обучения. Учащийся осваивает программу в удобное время. Всегда можно вернуться и пройти тему повторно.

Выбор места. Обычно для освоения программы нужен только интернет и компьютер. Можно учится дома, на работе или в гостях.

Электронный доступ к учебным материалам. Открыл сайт на ноутбуке и смартфоне — перед глазами целая библиотека. По желанию можно выгрузить материалы на внешний носить и учиться оффлайн.

Низкая цена. Автоматизация делает обучение дешевым и доступным. Один раз наладив образовательные процессы, бизнес экономит на корпоративном обучении в краткосрочной перспективе.

Масштабирование. Чтобы подключить к обучению новую группу, достаточно прислать сотрудникам на e-mail доступы к курсу. Никаких согласований и любое количество учащихся.

Мотивация. На очных занятиях у ученика больше шансов получить какие-то знания даже при пассивном и вялом участии. На дистанционке без мотивации и вовлеченности никуда.

Отсутствие коммуникации. Сотрудники не получают коммуникативных навыков. Процесс дистанционного обучения больше заточен на индивидуализацию.

Недостаток практики. Интерактивные образовательные инструменты не могут полноценно заменить практические занятия. Дистанционка больше подходит для теории. Закреплять ее практикой придется в рабочих условиях.

Контроль знаний. Обычно используют электронное тестирование. Его результаты не всегда правдивы. Ученик может открыть в другом окне учебник и читать правильные ответы, искажая объективность теста.

Возрастной фактор. Сотрудникам старшего возраста сложнее осваивать технологии. Простое использование LMS-системы создает трудности. Работника сначала нужно научить использовать инструменты, а потом начинать обучение.

Как запустить дистанционное обучение в компании

1. Определить цели и выбрать форму дистанционного обучения. Допустим, сотрудникам отдела продаж не хватает навыков коммуникации, а вы хотите увеличить конверсию звонков в сделки. Вряд ли продавцы смогут учиться самостоятельно — им нужен толковый спикер/тренер. Выбираем формат — живые вебинары.

Другая ситуация: плановое повышение квалификации оценщиков. Им не нужен контроль и спикер, они хотят учебные материалы и корочку. Для них проще организовать обучение в центре ДПО.

2. Разработать курс. Наличие курса для офлайн-обучения сильно упростит задачу. Иначе придется:

  • собрать материалы
  • составить учебную программу
  • продумать структуру учебных уроков
  • продумать упражнения для проверки знаний

3. Выбрать техническое решение. Программу, онлайн-платформу, сервис вебинаров или LMS-систему. Они помогут автоматизировать и упростить процесс обучения для всех сторон процесса.

Анонс корпоративного обучения

Как анонсировать обучение? Есть несколько способов:

  • создайте эффект ожидания — сообщите о начале обучение за 3 недели, поставьте отметку в корпоративном календаре, рассылайте напоминание
  • сделать выжимку пользы. Например, скриншоты практических советов из курса в корпоративном чате. Сотрудники увидят полезность обучения, это прогреет их интерес
  • публикуйте отзывы о курсе. На корпоративном сайте, в общем чате или ином месте, где собираются сотрудники

Совет: привяжите обучение к срочному проекту. Вы можете анонсировать курсы одновременно с постановкой ответственной задачи. Уточните, что ее выполнение без обучения невозможно. Допустим, вы внедрили в компанию OkoCRM. Чтобы сотрудники не запутались, а показатели в отчетах были корректными, отделу продаж нужно пройти короткий курс обучения.

Что писать в анонсах:

  • не предлагайте сотрудникам пройти обучение. Вместо этого расскажите, какую проблему они смогут решить и почему их жизнь/работа станет проще и лучше
  • выводите на первое место пользу. Помогите работникам узнать, почему в их интересах пройти обучение, какие возможности у них появятся впоследствии
  • недвусмысленно напишите результат, который сотрудник получит. Возможно его доход вырастет, он получит новую должность или освоит навыки, которые помогут выполнять работу быстрее и отдыхать больше
  • используйте боли, страхи и проблемные вопросы, связанные с темой обучения. Допустим, сотрудники боятся ежегодного аудита или ревизионной проверки. Курс обучения поможет им подготовить документы по закону и научит, как правильно общаться с аудитором


Не предлагайте сотрудникам просто пройти обучение. Покажите им пользу и выгоду, которую они получат, опишите боли, которые смогут закрыть

Мотивация сотрудников

Главная внутренняя мотивация — это польза, которую получит сотрудник. Чем больше пользы и выгод, тем сильнее мотивация. Ее можно усилить. Чтобы учащиеся охотнее учили уроки и доходили до конца обучения, используйте систему наград. Вот несколько примеров.

Рейтинг отличников. В нем фиксируйте текущий прогресс учеников: пройденный объем, баллы за тесты, приобретенные компетенции. Рейтинг подстегивает сотрудников занять более высокие позиции.

Интерактив. Организуйте на курсах конкурсы, делайте вкрапления игровых элементов, присваивайте работникам статусы и начисляйте баллы, которые можно обменивать на еду и напитки в корпоративной столовой.

Материальная мотивация. Выдавайте месячные премии трем лидерам рейтинга отличников. За хорошие результаты давайте отгулы или дополнительные выходные. Лучший ученик может получить денежный приз.

Продвижение через руководителей

Если систему дистанционного обучения оценят линейные руководители, обычные сотрудники потянутся охотнее. Есть несколько способов, как сделать руководство подразделений сторонниками дистанционки:

Привлекать руководителей к созданию курсов. У них есть предметные знания, необходимые сотрудникам. Если руководители заинтересованы в росте подчиненных, они поделятся ценными фишками и сами будут продвигать курс для работников.

Объяснить преимущества дистанционки. Организация обучения сотрудников — задача линейных руководителей. С помощью дистанционных платформ они сэкономят время и ресурсы. В их же интересах будет привлекать работников на курсы.

Предложить руководителям пройти курсы. Результаты руководителя станут ориентиром для подчиненных. Работники охотнее пойдут на обучение, если будут знать, что их начальник сам прошел курс. Возможно, кто-то захочет показать свои знания и продемонстрировать лояльность.

Сложности дистанционного обучения

  • показать выгоды от курсов
  • зафиксировать приоритет обучения
  • дать нематериальную, а возможно и финансовую мотивацию
  • найти интуитивно понятную платформу
  • наглядно показать работникам, как работать в системе
  • записать обучающее видео или сделать инструкцию со скриншотами
  • сделать акцент на экономии времени
  • рассказать про пользу и выгоды на совещании
  • показать кейсы других сотрудников, которые уже закончили обучение
  • дать статистику экономии на удаленном формате
  • пообещать бонус
  • привлечь к подготовке линейных руководителей
  • назначить сотрудника, ответственного за обучение (кадровик, HR)
  • использовать материалы из корпоративной системы офлайн-обучения
  • заказать курсы в стороннем центре ДПО

4 платформы для дистанционного обучения сотрудников

Если собираетесь запускать курс своими силами, вам нужна LMS-платформа для управления обучением. Ниже мы собрали 4 системы, которые рекомендует команда Oko для разных задач. Попробуйте, они хорошие и полезные.

Moodle

Стандарты обучения: IMS, AICC и SCORM.

Сложность настройки: 4 из 5.

Контент: можно загружать презентации, изображения, аудио, видео, текстовые файлы. В самой программе можно создавать лекции и опросы.

Бесплатная платформа с широкими возможностями кастомизации и открытым кодом. Устанавливается на собственный сервер компании, еще есть облачный сервис Moodle Cloud. Функционал и дизайн можно менять с помощью самописных или взятых в интернете плагинов. Для управления и администрирования системы потребуются знания в web-разработке. Предусмотрена интеграция со сторонними сервисами. Например, с WordPress или вебинарами Zoom.

iSpring

Стоимость: от 27 000 рублей в год.

Стандарты обучения: SCORM.

Сложность настройки: 2 из 5.

Контент: можно загружать презентации, изображения, аудио и видео.

Текстовые файлы придется конвертировать. В самой программе можно создавать интерактивные курсы, тесты, диалоговые тренажеры, видеокурсы и книги

Сервис позиционирует себя как конструктор курсов и комплексное решение для организации и быстрого запуска корпоративного онлайн-обучения. Использование системы не требует особых навыков, а конструктор учебного контента интуитивно понятен. iSpring предлагает пользователям бесплатное и неограниченное хранилище, интеграцию со сторонними сервисами через открытый API и обширную библиотеку контента для создания курсов. Если нужно, поддержка поможет быстро интегрировать систему и запустить обучение.

Websoft HCM

Стоимость: по запросу.

Стандарты обучения: SCORM, AICC и xAPI.

Сложность настройки: 3 из 5.

Контент: можно загружать изображения, аудио, видео и текстовые файлы. Конструктор позволяет создавать интерактивные курсы, тесты и диалоговые тренажеры.

Платформа для обучения и аттестации персонала с возможностями автоматизации HR-процессов. Функционал программы зависит от приобретенных модулей. Всего их 12, каждый оплачивается отдельно и решает свои задачи. Нас интересуют всего 2: CourseLab как конструктор курсов и модуль дистанционного обучения. Софт можно интегрировать с системами IT-инфрактрустуры клиента: 1С, Oracle EBS, SAP HR и др. Если каких-то функций недостаточно, всегда можно прописать дополнительные Java-скрипты и расширить функционал.

Teachbase

Стоимость: от 97 500 рублей в год.

Стандарты обучения: SCORM.

Сложность настройки: 2 из 5.

Контент: можно загружать и использовать при создании курса изображения, аудио, видео и текстовые файлы. Есть встроенный редактор контента для текстов и курсов.

Простая и функциональная экосистема для дистанционного обучения. Помогает собрать курсы из готового контента в несколько кликов, автоматизировать онбординг, ускорить адаптацию сотрудников и проконтролировать результат с помощью понятной статистики. Предусматривает множество готовых интеграций. Включает модуль для проведения вебинаров без подключения сторонних сервисов. Для повышения вовлеченности сотрудников есть инструменты геймификации обучения и матрица компетенций.


Дистанционное обучение, как и любая другая система обучения, состоит из нескольких частей: содержательная и организационная. Таким образом система дистанционного обучения это набор программных продуктов и решений, который объединяет и автоматизирует все или большую часть процессов, связанных с обучением.

Чтобы грамотно организовать дистанционное обучение СДО должна автоматизировать актуальные задачи. К примеру, есть возможность предоставить учебные материалы, организовать взаимодействия пользователей, сформировать отчеты и многое другое.

СДО предоставляет следующие возможности:

  • Управление всеми видами обучения (электронное, очное и заочное).
  • Проверка знаний и навыков.
  • Анализ обучения и оценка результатов.
  • Предоставление контента и программ.
  • Архив учебных материалов.

Как правило, дистанционное обучение разбивается на три основных блока, которые обладают специальным функционалом. Речь идет об управлении учебного процесса, взаимодействие между пользователями и разработке учебных материалов.


У блока управления можно выделить следующие функциональные возможности:

  1. Определение компетенций.
  2. Автоматизированное составление учебного материала.
  3. Организация СДО и управление аккаунтами.
  4. Запись деятельности.
  5. Техническая поддержка.
  6. Формирование результатов обучения.
  7. Сравнительный анализ обучения.


  1. Видео и аудио связь.
  2. Мессенджер.
  3. Wiki.
  4. Личный кабинет.
  5. Блог.

Чтобы построить единую информационную среду, нужно интегрировать различные системы: управление персоналом, оценка деятельности, регулирование знаний и навыков пользователей. Если грамотно интегрировать данные компоненты, то есть возможность выстроить систему связи между участниками обучения.


Те, кто только начинает создавать онлайн-курсы, знают, что такое разработка системы дистанционного обучения. Ведь e-Learning – это неотъемлемая часть СДО. Можно перечислить восемь причин, почему эта система так важна:

  1. Вся информация в одном месте. Учебные материалы можно собрать в одном месте, исключив использование дисков и других носителей. К тому же такой подход облегчает обучение и сокращает вероятность потери данных.
  2. Свободный доступ к необходимому контенту. Курсы e-Learning можно проходить не только через персональные компьютеры, но и смартфоны и другие гаджеты. Вся информация находится на удаленном сервере.
  3. Анализ процесса обучения. В отличие от традиционного обучения, СДО дает возможность отлеживать курс и гарантировать его прохождение. Если пользователь не усваивает информацию, то можно порекомендовать другие ресурсы для изучения, чтобы повысить продуктивность обучения. Практически все СДО автоматически формируют отчеты и указывают на ошибки студентов. В любой момент можно внести корректировки в модуль.

Помимо очевидных плюсов, существуют некоторые минусы СДО, которые необходимо знать каждому, кто собирается пройти онлайн-курсы.

  1. В связи с тем, что e-Learning проходит удаленно, возможности очного общения между преподавателем и студентами нет. В данном случае индивидуальный подход к обучению отсутствует.
  2. Дистанционное обучение требует от студентов жесткой самодисциплины, однако это все зависит от учащегося.
  3. Чтобы постоянно находиться в образовательной среде, необходима качественная техническая оснащенность, которая имеется не у каждого пользователя.
  4. Нехватка практических занятий.
  5. Нет дополнительных стимулов и постоянного контроля над студентом.
  6. Если у специалистов не хватает квалификации, то обучающиеся программы могут быть некачественно разработаны.
  7. Студент может изложить свои знания только в письменной форме, словесная форма отсутствует.

Можно с уверенностью сказать о том, что рынок СДО активно развивается во всем мире. Это связано в первую очередь с повышенным спросом на образовательные услуги и развитием информационных технологий. К тому же из года в год количество пользователей в Интернете увеличивается.

Системы дистанционного обучения в России только лишь начинают формироваться, многие компании и фирмы создают свои e-Learning для персонала. Также СДО помогают ВУЗам предоставлять необходимую информацию студентам, которые удаленно сдают экзамены. На сегодняшний день дистанционное обучение внедрено в 50% учебных заведений. Однако СДО испытывает трудности с тем, что в отдаленных регионах РФ недостаточно развитая инфраструктура.

Тем не менее, IT-индустрия развивается очень быстро, это вынуждает компании в ускоренном темпе переподготавливать кадры. Лучшим решением является создание системы дистанционного обучения, которая не только повышает квалификацию работников, но и экономит ресурсы бизнеса.

Перед тем как внедрить инновацию, необходимо посмотреть обзор систем дистанционного обучения. Лучшего всего составить список и ответить на вопрос, зачем нужна СДО предприятию или организации? К примеру, система будет идеальным вариантом для учебного заведения, так как это поможет расширить количество курсов, студентов и сэкономить время на обучение. При этом можно привлечь новых преподавателей и создать единую платформу.

Владельцы крупного бизнеса смогут по достоинству оценить ряд преимуществ СДО для корпоративного обучения. Во-первых, это материальная выгода, а во-вторых – единый стандарт для всех сотрудников компании. Используя дистанционное обучение, руководство самостоятельно сможет отслеживать результаты обучения, регулировать интеграционные процессы и оценивать успеваемость. Интеграция системы дистанционного обучения даст возможность повысить качество работы специалистов, улучшив взаимоотношения между менеджерами и рабочими.

Читайте также: