Как долго бился добрыня никитич со змеем горынычем
Образ змеи — один из самых распространенных в мировой культуре. Он встречался у древних египтян и вавилонян, в фольклоре европейских, африканских, американских народов. Змея по представлениям древних людей могла перемещаться между миром живых и подземной страной мертвых. А в русском языке слово «змея» и «земля» и вовсе родственные. Славяне верили, что в конце сентября змеи уходят зимовать в теплый Ирий, где живут души покойников.
В славянском фольклоре змеи были также связаны со стихиями огня и воды. Например, люди верили, что огненный змей мог приходить к женщинам по ночам. А также считали, что в виде летающих и огненных змеев могут представать черти или покойники.
Образ змеи — один из самых распространенных в мировой культуре. Он встречался у древних египтян и вавилонян, в фольклоре европейских, африканских, американских народов. Змея по представлениям древних людей могла перемещаться между миром живых и подземной страной мертвых. А в русском языке слово «змея» и «земля» и вовсе родственные. Славяне верили, что в конце сентября змеи уходят зимовать в теплый Ирий, где живут души покойников.
В славянском фольклоре змеи были также связаны со стихиями огня и воды. Например, люди верили, что огненный змей мог приходить к женщинам по ночам. А также считали, что в виде летающих и огненных змеев могут представать черти или покойники.
Есть в русской земле город, называемый Муромом. Правил в нем когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя.Колодцы, родники, реки и моря — типичные места обитания фольклорных змеев. В русской сказке «Два Ивана — солдатских сына», как и во многих других, морской змей требует дань:
…Каждый день выходит из синего моря, из-за серого камня, двенадцатиглавый змей и поедает по человеку за единый раз, теперь дошла очередь до царя… Есть у него три прекрасные царевны; вот только сейчас повезли старшую на взморье — зме?ю на съедение.
Также живут сказочные змеи в горах или пещерах. Так и появилось русское отчество самого популярного русского чудища — Горыныч. В былине «Добрыня и Змей» Горыныч уносит русских людей на «гору сорочинскую», что за Пучай-рекой:
А Змея Добрыне ему взмолилася:
— Ах ты, эй, Добрыня сын Никитинич!
Мы положим с тобой заповедь великую:
Тебе не ездити далече во чисто поле,
На тую на гору сорочинскую,
Не топтать больше младыих змеенышей,
А не выручать полонов да русскиих,
Не купаться ти, Добрыне, во Пучай-реке.
И мне не летать да на святую Русь,
Не носить людей мне больше русскиих,
Не копить мне полонов да русскиих.
Советский фольклорист Владимир Пропп искал истоки образа Горыныча (и других змеев) в волшебных сказках и их предшественниках — мифах. Ученый пришел к выводу, что первоначально чудище в виде змеи фигурировало в обрядах посвящения:
Лучше всего этот обряд зафиксирован на океанийских островах. В бывшей Германской Новой Гвинее для обрезания строился специальный дом. «Он должен представлять чудовище Барлум, поглощающее мальчиков». <…> В Африке «непосвященные думают, что великое чудовище проглатывает мальчиков, а умершие от ран, полагают они, остались в желудке чудовища». <…> Может быть, в образе Кроноса (божество времени у древних греков. — Прим. ред.), пожирающего своих детей и вновь их отрыгивающего, мы имеем отголоски все того же представления. И не потому ли Кронос пожирает своих детей, что он бог-отец и этим дает божественность своим детям? <…> Благой змей, змей-податель есть первая ступень змея, обращающаяся потом в свою противоположность. Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»
«Проглатывая» мальчика, «змей» выпускал наружу мужчину, наделенного магическими способностями охотника. До наших дней сохранились мифы, в которых герой выбирался из чрева чудища, вырезав у змея печень, разрезав ему живот или разведя внутри утробы костер. Так, по мнению Проппа, зародился мотив змееборства. Когда обряд ушел в прошлое, мифы превратились в сказки, а змея стали воспринимать как грозного врага.
В сказках змей выполняет две функции: утаскивает людей в царство мертвых или охраняет границу между мирами. Граница обычно проходит по огненной реке, у которой герой и бьется с Горынычем.
Похожую роль в русских сказках иногда играют Кощей Бессмертный или Вихрь. Специалисты считают, что эти персонажи могут быть взаимозаменяемыми.
Внешность змея, как правило, сказки не описывают. На это обратил внимание еще Владимир Пропп: «Мы знаем, как выглядит змей, но знаем это не по сказкам. Если бы мы пожелали нарисовать змея только по материалам сказки, то это было бы затруднительно». Говорится лишь, что Горыныч (и другие змеи) умеет летать (неизвестно, на крыльях, на коне или сам по себе), у него несколько голов (обычно от трех до двенадцати) и он может извергать огонь.
Победить его может только главный герой сказки — тот, кто в древности проходил обряд посвящения, «умирал» и возвращался в мир живых в новом качестве взрослого мужчины-охотника. «Во всем свете нет мне другого соперника, кроме Ивана-царевича… да он еще молод, даже ворон костей его сюда не занесет», — говорит Змей-Вихрь из сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое».
Одна из поздних «версий» Змея-Горыныча — змей из былин. Например, Тугарин Змеевич из былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» описывается так:
Добрыня и Маринка
Служил Добрыня у князя девять лет, на десятый год решил погулять по городу, пострелять из лука. Вот увидел он голубей, которые миловались на окне у красивого домика, выстрелил, да промазал. Разбилось окошко. В том тереме жила Маринка со Змеем Горынычем. Она приворожила Добрыню и тот сам к ней в дом пришёл. Маринка обернула в зверя Добрыню. Полгода никто о нём не слышал. Однажды у князя на вечере похваляться стала Маринка, что добрых молодцев обращает в зверей. Мать Добрынюшки разрыдалась, обратилась к кумушке Аннушке, та и сама слыхала слова похвальбы. Набросилась Аннушка на Маринку, бранила её, наносила увечья, а затем обратилась Маринка голубушкой и улетела. Прилетела она к Добрыне, села на плечо и попросила за вызволение взять её в жены. Согласился Добрыня с условием, что даст как жене ей поучение. Превратила она его вновь в добра молодца и сама девицею обратилась. Поженились они в чистом поле, вернулись в терем к ней. Нет ни иконки у неё в доме ни свечки божеской, так давай её Добрыня обучать молитвам. Затем в ход пошло оружие Добрыни Никитича. Отрубил он Марине руку, за то, что та ей Змея Горыныча обнимала, затем отрубил ей ноги, за то, что на них она к нему подходила, затем нос и губы, за то, что ими она с ним говорила и целовала. Так и пришёл конец волшебнице.
Прототип Добрыни Никитича
По былинам прослеживается интересный момент. Дело в том, что именно Добрыне князь обычно даёт различного рода поручения: то выручить племянницу, то собрать дань и привезти её ко двору, также он сам вызывается на исполнение поручений, от которых отказались другие богатыри. Таким образом, становится очевидна близость к княжеской родне Добрыни, которого иногда самого величают князем, племянником самого Владимира Красного Солнышка. Прототипом богатыря в историческом плане можно смело называть воеводу Добрыню, который приходился родным дядей и воеводой князя Владимира, брата матери Малуши. Добрыня исполняет личные поручения, используя не только силу, храбрость, но и дипломатические способности, что говорит о его образованности и уме. Какой был Добрыня Никитич, мы узнаем из былин, в них часто говорится о его многосторонности, он ловок, отлично плавает, стреляет, а также владеет музыкальными инструментами. Часто он играет на гуслях, поёт, играет в тавлеи.
Добрыня и Алёша
Не было Добрыни дома 12 лет. Стал захаживать к Насте Алёша Попович, рассказал ей, что видел умершим Добрыню, предложил девице за него замуж пойти. Свадьбу играли шумную. Пришёл ко двору скоморох, его пустили на торжество. Тот так красиво играл на гуслях, что народ плакал от удовольствия. Тогда Настасья предложила бокал вина скомороху, тот выпил а в бокале оставил кольцо именное. Расплакалась Настасья и заявила, что муж её не рядом с ней сидит, а на гуслях играет. Так Алёша Попович остался без Настеньки, а Добрыня до старости с красавицей женой. Вот какие подвиги совершил Добрыня Никитич, исходя из русских былин. Возможно, сейчас эти подвиги кажутся смешными, но тогда люди верили в нечистую силу, в ведьм и чудовищ, потому и победить их мог только настоящий герой, наделённый смелостью, отвагой, смекалкой и волшебной силой матушки-природы.
Тем и интересен народный фольклор, что все истории сочинялись простыми людьми, все эмоции шли от души, благодаря чему герои получались колоритные, необычные и в то же время очень мудрые. Несмотря на то, что истории давние, придуманные простыми людьми, они надолго сохранились в истории и дошли до наших дней. Даже в современном обществе былины о богатырях все так же популярны, они получили второе дыхание, на их основе сняты мультики и сказки.
Характеристика Добрыни
Описание Добрыни Никитича в былинах определённое и ясное. Он обладает мужественным характером и наделён невиданной обычным людям силой (сильнее только Илья Муромец). Отличительной чертой Добрыни от остальных богатырей является его «вежество», то есть дипломатичность и тактичность.
Разобрав, какие подвиги совершил Добрыня Никитич в былинах, были сделаны некоторые выводы. Попробуем рассмотреть данного персонажа подробнее.
Другие подвиги Добрыни Никитича
Противостояние богатыря со змеем имеет аналогии с другими сражениями. В роли противников героя выступают и вредоносное существо по образу бабы Яги, и поляницы. Богатырь Добрыня Никитич сражается и против Дуная, Ильи Муромца, Алеши Поповича – воинов своего круга. После боев следует их примирение, что означает образование «крестового братства».
Очень символичен сюжет: Добрыня Никитич и Маринка. Марина Игнатьевна завлекает богатыря к себе в дом, после чего предлагает ему жениться на ней. В ответ на отказ женщина прибегает к помощи своих колдовских чар, в результате чего богатырь оборачивается «гнедым туром». По одной из версий, колдунье все-таки удается женить на себе Добрыню. На помощь богатырю приходит его мать. Однако Маринка не оставляет попыток сделаться женой Добрыни Никитича. Обернувшись птицей, она летит к дому богатыря и снова настаивает на женитьбе, предлагая в обмен вернуть ему человеческий облик. Добрыня соглашается на условия, но лишь для того, чтобы, став снова богатырем, жестоко казнить обольстительницу. По другой версии мать Добрыни превращает Маринку в сороку.
В данном сюжете снова проводится аналогия с мифологизированным образом – Мариной Мнишек. Она также занималась колдовством и вела распутную жизнь. Предания повествуют, что спастись ей тоже удалось, обернувшись сорокой.
Добрыня Никитич – победитель старых богов и сердцеед
Добрыня, сын Никиты Рязанского и Офимьи Александровны – богатырь , пришедший на смену старым богатырям, старым богам, старым устоям.
Первым подвигом Добрыни является победа над Змеем Горынычем (точнее, над Змеёй). Змеи являются древнейшими могучими существами, жившими на нашей планете. Легенды о борьбе со Змеями и Драконами существуют у всех народов. Таким образом, Добрыня сближается с некими древними богатырями, чьи функции он, скорее всего, взял на себя после крещения Руси. То же произошло и с Ильёй Муромцем , который пришёл на смену старым богатырям и в дошедших до нас былинах описывается как православный христианин.
Еще одно отличие Добрыни Никитича от других богатырей в том, что почти все былины повествуют о романтических похождениях славного богатыря и связаны они с женщинами. Но непростые отношения были с ними у Добрыни, о чём я расскажу чуть ниже. А сейчас попробуем восстановить былинную «биографию» знаменитого русского воина.
В. Васнецов "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем" В. Васнецов "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем"Добрыня Никитич и Змей
Когда родился Добрыня, его отцу было 55 лет. Через пять лет Никита Романович, сам бывший сильным богатырём, преставился, и остался Добрыня с матушкой. Обучился молодой витязь грамоте и кулачному бою, и многих своих сверстников покалечил Добрыня. Мать предостерегает Добрыню от нападения на змеёнышей на Сорочинской горе и от купания в Почай-реке (нынешняя Почайна в Киеве), но Добрыня, как истинный богатырь, не слушает мать, так как его рок – освобождать русскую землю. Он топчет змеёнышей, купается в Почай-реке, и тут прилетает Змей Горыныч с двенадцатью хоботами на голове. Выплыл Добрыня на берег – а там ни коня его верного, ни оружия острого. Тогда набрал Добрыня в шапку пыли и запорошил глаза Змею. Прыгнул он на грудь Змею, а тот взмолился и пообещал не летать на Русь и не чинить вреда. Тут его и отпустил Добрыня.
Добрыня и Илья Муромец
Услыхал Илья о Добрыне и решил помериться с ним силами. Просила матушка Добрыни Илью не убивать его молодого сына: «Не сруби ты Добрыне буйной головы, а то сын у меня молодой да зашибчивый и неуступчивый». Встретил Илья Добрыню в чистом поле, съехались они и стали биться. Долго бились, в конце концов одолел Добрыня Илью, но когда узнал, кого он положил на лопатки, тут же поднял великого богатыря и побратался с ним. И предложил Илья Добрыне поехать в Киев на службу князю Владимиру.
Добрыня Никитич и Маринка
Прибывает Добрыня в стольный Киев и начинает служить у князя Владимира. Во время прогулки по городу стрельнул он из лука в целующихся голубей и попал в горницу волшебницы Маринки – Марины Игнатьевны, где разбил зеркало. Маринка разозлилась и поворожила на Добрыню, чтобы он в неё влюбился. Пришёл Добрыня к ней и увидел там Змея Горыныча. А ворота в дом Маринки оказались закрыты. Взревновал Добрыня, схватил бревно и сшиб ворота. Змей начал обзывать Добрыню деревенщиной, и за это богатырь достал саблю прогнал его. Маринка ещё сильнее обиделась на Добрыню и превратила его в тура (быка). И жил он с другими турами. Пришла Маринка на княжеский двор, а там накинулись на неё мать Добрыни Офимья Александровна да кума её Анна Ивановна и побили Марину Игнатьевну. Убежала она, превратившись в касатку, прилетела в поле и вернула Добрыне человеческий облик. И стали они мужем и женой. Но недолго продолжался их брак. Придя в горницу Маринки, Добрыня заметил, что нет у неё образов и некому молиться. Тогда начал Добрыня жену «учить» - отрубил ей руки и ноги за то, что была она женой Змея Горыныча, а потом отсёк и голову.
Добрыня Никитич и Забава Путятишна
Как-то Змей, пролетая над Киевом, прихватил с собой племянницу князя Забаву Путятичну. Просит Владимир богатырей Алёшу Левонтьевича (Поповича) и Добрыню Никитича убить Змея и вернуть Забаву. Хитрый Алёша говорит, что Змей – это кровный брат Добрыни, пусть он и вызволяет княжну. И поехал Добрыня вновь к пещерам, где жил Змей. Потоптал он конём змеёнышей, и вышел Змей и обвинил Добрыню в нарушении присяги, на что Добрыня упрекнул Змея в краже Забавы Путятишны. И так как Змей добром не захотел её отдавать, начали они снова биться. Трое суток и три часа они бились, и Добрыня одолел врага. Разлилась кровь вражеская, и не хотела её принимать Мать Сыра Земля. Упросил Добрыня землю, расступилась она и впитала кровь змеиную. Тогда освободил Добрыня много русских людей полоненных, а среди них и царевичей, и королевичей иноземных, и Забаву Путятишну. И сказала тогда Забава ему, что батюшкой и братом назвать его не может, а любимым он её не назовёт. И согласился Добрыня: «Ты роду княжеского, а я – крестьянского. Нас нельзя назвать любимыми».
Добрыня Никитич и Настасья
Как-то проезжая в поле, заметил Добрыня сидящего на коне богатыря. Без лишних слов подъехал он и ударил его по голове – не пошевелился богатырь. Ударил второй раз – та же реакция. И лишь на третий раз обернулся богатырь, отмахнувшись от Добрыни, как от комара, и оказалось, что это девушка-поленица. Схватила она Добрыню за жёлтые кудри – и сунула в карман. Думает себе: «Если понравится он мне – назову его батюшкой или суженым, а если нет – раздавлю ладошками как овсяный блин». Достала поленица Добрыню из кармана, и понравился он ей. И предложила она ему взять её замуж, а если не захочет – раздавить его. Согласился Добрыня, привёз Настасью Микулишну, дочь Микулы Селяниновича , к матушке своей и князю Владимиру, чтобы благословили они брак. Приняла Настасья веру крещёную, и стали богатыри вместе век коротать, пропировав три дня: в честь возвращения Забавы Путятишны и свадьбы Добрынюшки.
Бой Добрыни с Дунаем
Дунай Иванович – русский богатырь, приехавший из-за Аральского моря и поставивший чёрный шатёр недалеко от Киева. Увидел Добрыня шатёр и лёг поспать в нём. Вернулся хозяин шатра и принудил Добрыню к бою. Трое суток они бились. Услышал Илья Муромец, что трясётся Мать Сыра Земля, и позвал Алёшу Поповича поехать разобраться. Приехали они на место битвы и разняли богатырей.
Много подвигов совершил Добрыня Никитич. Вместе с Дунаем Ивановичем и Алёшей Поповичем ездил он за невестой для князя Владимира Апросиньей Семёновной к царю Семену Лиховитому. А с другим богатырём Василием Казимировичем ездил Добрыня в Орду, чтобы отвезти дань за 12 лет, да вместо этого побили русичи ордынцев и привезли много добычи князю Владимиру.
Прототипом былинного героя чаще всего исследователи считают дядю князя Владимира Святославовича, брата его матери Малуши. Именно он отдал Владимиру жену его старшего брата Ярополка Рогнеду (возможно, этот мотив послужил основой для былины о сватовстве князя Владимира). Исторический Добрыня сначала поставил статую Перуна на капище в Новгороде, а впоследствии крестил Русь «огнём». В Великом Новгороде и сегодня существует улица Добрыня, ведущая к Десятинной церкви.
Однако приписывание историческим лицам былинных сюжетов в данном случае кажется случайным. Скорее всего, в личности Добрыни Никитича сложились народные представления о вызволителях и защитниках земли русской во времена войн с кочевниками. Но слышны в них и отголоски времён языческих – времён Старших богатырей и Змееборцев.
Гость на свадьбе своей жены
Стоит также упомянуть известный эпизод сватовства Алеши Поповича к жене богатыря Настасье. Основное занятие Добрыни Никитича - защита киевского народа от внешних врагов. Уезжая на чужбину в поисках противника, Добрыня наказывает своей жене ждать его двенадцать лет. Однако хитрый Алеша Попович вскоре приносит Настасье весть о якобы гибели мужа. В качестве свата, просящего Настасью выйти за Алешу, выступает сам князь. Под давлением Владимира ей ничего не остается, как согласиться на свадьбу. Во время пира появляется Добрыня Никитич, переодетый в скомороха. Попросив разрешения, он начинает игру на гуслях. В этот момент Настасья узнает в загадочном госте своего супруга. Добрыня Никитич расправляется с Алешей за подлый обман. В их ссору вмешивается Илья Муромец. Напоминая обоим, что все они «крестовые братья», он играет роль примирителя между богатырями.
История Добрыни Никитича и Змея
В большинстве вариантов этой былины Добрыня не только бьётся со Змеем, но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.
Добрыня и Змей – былина с прототипом
В русском эпосе Добрыня Никитич – былинный герой № 2. Популярнее его только Илья Муромец. Оба из киевского былинного цикла. Оба – воплощение спокойной силы и справедливости.
При этом, согласно легенде, Добрыня был не только силен, но также отличался сдержанностью и дипломатичностью, говорил на 12 зыках и знал птичий говор.
Исследователи фольклора предполагают, что у Добрыни был реальный прототип – дядя киевского князя Владимира I, воевода Добрыня, который принимал активное участие в свержении языческих идолов и продвижении христианства на Руси. Не исключено, что эти события и легли в основу былины «Добрыня и Змей». Пучай-река (река Почайна) протекала на месте сегодняшнего Крещатика. В ней крестили жителей Киева.
Также за крещение Руси говорит эпизод о битве со змеем. Судя по всему, победный «колпак земли греческой» – это символ византийского христианства.
Современное видение Никитича. м/ф "Добрыня Никитич и Змей Горыныч" Современное видение Никитича. м/ф "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"В СССР былины были в почете. Их изучали в начальной школе. Эпос про трех богатырей был символом духа народа, показывали его сильные качества в борьбе за свою землю.
Студия выпустила диафильм по мотивам былины «Добрыня и Змей» в 1964 году. Иллюстрации нарисовал А. Максимов. Сценарий Э. Померанцевой.
Смерть Добрыни Никитича
В рассказах герой Добрыня Никитич тесно связан с Рязанью. На Оке реке в Шиловском районе есть остров, который связан с богатырём, и курган Добрынин около р.п. Шилово. Согласно легендам, на своём острове Добрыня Никитич нёс служебный дозор, грабил купцов, проплывающих мимо, и перебрасывался с богатырём Володей, который дежурил на острове Пупки, топорами (речь скорее об Илье Муромце). После печальной битвы с татарами Добрыню похоронили на его кургане. Данные события упомянуты в летописном рассказе о битве на Калке. В числе прочих умерших присутствует имя Добрыни Рязанича Златпояса. Боевые соратники привезли тело богатыря на родину и похоронили в местечке Дубки, вблизи реки Пара. Шиловские крестьяне же, в свою очередь, в 20-х годах прошлого века раскопали курган. Как рассказывали крестьяне, в кургане обнаружили пояс с накладками, кольчугу и шлем. Вещи хранили местные жители. По легендам, зная какие подвиги совершил Добрыня Никитич, мать погибшего с заговором опустила его меч в реку около Шиловской церкви. Настало время вспомнить обо всех заслугах этого героя.
Откуда богатырь родом?
В некоторых былинах упоминается купеческое происхождение Добрыни Никитича. Родом богатырь из Рязани, является сыном Никиты Романовича. Отец умирает рано, поэтому воспитывает мальчика мать. Она отдает сына на ученье, где обучают «хитрой грамоте». Былина о Добрыне Никитиче постоянно упоминаетего воспитание и знание манер. Богатырь умеет петь, играть на гуслях. Он искусный игрок в шахматы, победить его не может даже знаток этой игры – татарский хан. Качества Добрыни Никитича венчает умение превосходно стрелять: в этом искусстве богатырю нет равных.
Добрыня и Настасья
Добрыня на заставе служил, мимо заставы девица шла, над богатырями насмехалась, не выдержал Добрыня насмешек и вызвал на бой. Бились они три дня, без кровопролития, поборола девица богатыря, положила его в кожаный мешок, но не выдержал конь двух сильных людей. Тогда спрашивать стала у пленника девица. Пообещала ему, что если он пожилой, то станет ему дочерью, а если ровня, то женою. Вызволила Добрыню, тот дал слово взять её в жёны через 3 года. Так и свершилось. После свадьбы дело государственное заставило его покинуть дом.
Какие подвиги совершил Добрыня Никитич?
Приблизительно подсчитав количество былин, мы выйдем на примерную цифру 53, из этих героических сюжетов Добрыня стал главным героем в некоторых из них. Вот какие подвиги совершил Добрыня Никитич.
Какими были подвиги Добрыни Никитича? Какое основное занятие Добрыни Никитича?
Основное занятие Добрыни Никитича - защита Руси от внешних врагов. Этот русский богатырь по своей значимости занимает вторую позицию после Ильи Муромца. Вместе с Алешей Поповичем они образуют знаменитую тройку богатырей. Кроме того, былина о Добрыне Никитиче упоминает его как родственника князя. В других сказаниях богатырь зовется племянником Владимира. Из всех богатырей он чаще всех выполняет поручения князя: сосватать Владимиру невесту, провести переговоры с каликами перехожими, проверить похвальбу Дюка. Богатырь Добрыня Никитич отправляется в качестве спутника Василия Казимировича на важное задание – собрать дань в орде.
Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем
История о том, как русский богатырь Добрыня Никитич сразился с сильнейшим богатырём и нашёл в его лице друга. Итак, Добрыня подрос, и слава о его силе дошла до Украины, до самого Ильи Муромца. Илья решил проверить, вправду ли молодец так силён, как о нём говорят, и отправился в далёкую Рязань. Добрыня рос не в богатстве, жил в простой избе. По приезде Илья не застал Добрыню дома, а его мать пыталась отговорить богатыря от схватки, молила не причинять вреда её сыну. Илья уже было решил ехать обратно, но услышал на улице похвалы Добрыни и предложил сразиться. В первом поединке ничья, во втором поединке сабли пришли в негодность, но силы были равны. Третий поединок всё решил. По колено в землю ушли богатыри, у Ильи дрогнула нога, затем рука, а после и вовсе Добрыня оказался у него на груди. Добрыня Никитич, таким образом, познакомился с Ильёй Муромцем, не причинил ему вреда и стал другом. Илья предложил новому товарищу службу у князя Владимира.
Какие подвиги совершил Добрыня Никитич? Русский богатырь Добрыня Никитич
Одним из популярной троицы русских богатырей был Добрыня Никитич. Данный персонаж русского народного эпоса изображали как богатыря, который служит при князе Владимире. Женой Добрыни была прекрасная Настасья, которая являлась дочерью Микулы Селяниновича.
Поиск невесты для князя
Так как основное занятие Добрыни Никитича было неразрывно связано с выполнением княжеских поручений, немаловажным является былина о поиске невесты для Владимира. По заявленным качествам подходила Опракса королевишна. Вместе с Дунаем Ивановичем богатырь добывает для князя невесту.
Крещение Руси как основа сюжета борьбы со Змеем Горынычем
Существует мнение, что в подвиге Добрыни Никитича, описывающем противостояние со змеем, отражено событие крещения Руси. Это связано с некоторыми мотивами: купание богатыря в реке, сражение змея с помощью «шапки греческой земли», а как известно, христианство пришло из Греции. В сказании как бы проводится аналогия между действиями Добрыни Никитича и дядей князя, принимавшем участие в крещении Руси.
Сражение со Змеем Горынычем
В одной из былин упоминается основное занятие Добрыни Никитича в детстве: противостояние змеиному племени. Уже тогда «молоденький Добрынюшко» ездит на коне в поле «малых змеенышей потаптывать». В сказании «Добрыня Никитич и змей» повествуется о главном подвиге богатыря. Перед сражением главный герой отправляется к Печай реке, где обитает Змей Горыныч. Вопреки предостережениям матери, он заходит в речную воду. Как только безоружный Добрыня оказывается на середине реки, появляется Змей. Надвисая в воздухе, Горыныч сыплет дождем и огненными искрами. Отважный герой ныряет в воду и добирается до берега.
Читайте также: