Как человек может сделать мир вокруг себя лучше юшка
\u041a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u044f \u0437\u0430\u0434\u0443\u043c\u044b\u0432\u0430\u044e\u0441\u044c \u043d\u0430\u0434 \u0441\u043c\u044b\u0441\u043b\u043e\u043c \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438, \u0442\u043e \u0432\u0441\u0435\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u0434\u0443\u044e\u0441\u044c \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443, \u0447\u0442\u043e \u044f \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e, \u0447\u0442\u043e \u0440\u044f\u0434\u043e\u043c \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441\u0430\u043c\u044b\u043c\u0438 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0433\u0438\u043c\u0438 \u043c\u043d\u0435 \u043b\u044e\u0434\u044c\u043c\u0438, \u0447\u0442\u043e \u043c\u043d\u0435 \u0434\u0430\u043d\u043e \u043c\u0438\u043b\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u043a\u0440\u0430\u0441\u043e\u0442\u043e\u0439 \u043e\u043a\u0440\u0443\u0436\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e \u043c\u0438\u0440\u0430 \u0438 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u0442\u044c \u044d\u0442\u043e\u0442 \u043c\u0438\u0440 \u0434\u043b\u044f \u0441\u0435\u0431\u044f.
\u0412 \u0442\u043e \u0436\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u043f\u0440\u0438\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u043e\u0449\u0443\u0449\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0439 \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0437\u0430 \u044d\u0442\u043e\u0442 \u043c\u0438\u0440 \u0438 \u0433\u043e\u0440\u0434\u043e\u0441\u0442\u0438 \u043e\u0442 \u043e\u0441\u043e\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u044f \u0442\u043e\u0433\u043e, \u0447\u0442\u043e \u0442\u044b \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a. \u041d\u043e \u0432 \u0441\u0430\u043c\u043e \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435 \u00ab\u0431\u044b\u0442\u044c \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u043e\u043c\u00bb \u043a\u0430\u0436\u0434\u044b\u0439 \u0432\u043a\u043b\u0430\u0434\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0441\u0432\u043e\u0435 \u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435. \u0418, \u0432 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435\u0439 \u0441\u0442\u0435\u043f\u0435\u043d\u0438, \u0438\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u044d\u0442\u043e \u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432\u043b\u0438\u044f\u0435\u0442 \u043d\u0430 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f \u0438 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u043a\u0438, \u0430 \u0438\u043d\u043e\u0433\u0434\u0430, \u0438 \u043d\u0430 \u0445\u043e\u0434 \u0441\u0430\u043c\u043e\u0439 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438.
\u0412 \u043c\u043e\u0435\u043c \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u043d\u0438\u0438, \u0431\u044b\u0442\u044c \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u043e\u043c \u2014 \u044d\u0442\u043e \u0437\u043d\u0430\u0447\u0438\u0442 \u0432\u043e\u0441\u043f\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c \u0432 \u0441\u0435\u0431\u0435 \u0432\u044b\u0441\u043e\u043a\u0438\u0435 \u043c\u043e\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430.
\u041f\u0440\u043e\u0441\u043b\u0435\u0434\u0438\u0432 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0443\u0442\u044c \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430, \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0448\u044c, \u0447\u0442\u043e \u0432 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0435 \u043a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0433\u043e \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0432\u0441\u0435\u0433\u0434\u0430 \u043b\u0435\u0436\u0430\u043b\u0430 \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u043c\u043e\u0440\u0430\u043b\u044c, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u043b\u044e\u0434\u0438. \u0414\u0435\u0441\u044f\u0442\u044c \u0437\u0430\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u0435\u0439 \u0445\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u044b\u0445 \u2014 \u044d\u0442\u043e \u0442\u043e\u0436\u0435 \u043c\u043e\u0440\u0430\u043b\u044c, \u043c\u043e\u0440\u0430\u043b\u044c \u0433\u0443\u043c\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f. \u041d\u043e \u0432 \u043c\u0438\u0440\u0435 \u0431\u044b\u043b\u043e \u0441\u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0430\u043d\u0442\u0438\u0433\u0443\u043c\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0443\u043a\u043b\u0430\u0434\u043e\u0432, \u0447\u0442\u043e \u044d\u0442\u043e \u043d\u0430\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0443\u0436\u0430\u0441.
\u041d\u043e \u044f \u0443\u0431\u0435\u0436\u0434\u0430\u044e\u0441\u044c \u0432 \u0442\u043e\u043c, \u0447\u0442\u043e \u0443 \u043a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0433\u043e \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430 \u0435\u0441\u0442\u044c \u0441\u0432\u043e\u044f \u043c\u043e\u0440\u0430\u043b\u044c. \u0418 \u0438\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u043e\u0442 \u043d\u0435\u0435 \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u0442, \u043a\u0430\u043a\u0438\u043c \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a.
\u041c\u043d\u0435 \u0432 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u043f\u043e\u0432\u0435\u0437\u043b\u043e \u043d\u0430 \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u0438\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439. \u0418 \u043c\u043e\u0438 \u0432\u043e\u0441\u043f\u0438\u0442\u0430\u0442\u0435\u043b\u0438 \u0432 \u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u043e\u043c \u0441\u0430\u0434\u0438\u043a\u0435, \u0438 \u043c\u043e\u0438 \u0443\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f, \u0438, \u043f\u0440\u0435\u0436\u0434\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0433\u043e, \u043c\u043e\u0438 \u0440\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u0438 \u2014 \u044d\u0442\u043e \u043b\u044e\u0434\u0438, \u0438\u0437 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u044f \u0431\u0435\u0440\u0443 \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440. \u0412\u0441\u0435 \u043e\u043d\u0438 \u043f\u043e\u0432\u043b\u0438\u044f\u043b\u0438 \u043d\u0430 \u043c\u043e\u044e \u0432\u043e\u0441\u043f\u0438\u0442\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0438 \u044d\u0440\u0443\u0434\u0438\u0446\u0438\u044e, \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e \u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u044f, \u043e\u043d\u0438 \u043f\u043e\u0432\u043b\u0438\u044f\u043b\u0438 \u043d\u0430 \u043c\u043e\u0439 \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440, \u043d\u0430\u0443\u0447\u0438\u043b\u0438 \u0447\u0443\u0442\u043a\u043e\u043c\u0443 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u043c \u043b\u044e\u0434\u044f\u043c. \u041d\u043e \u043c\u0430\u043b\u043e\u0432\u0430\u0442\u043e \u0431\u044b\u0442\u044c \u0443\u0447\u0442\u0438\u0432\u044b\u043c \u0438 \u0434\u043e\u0431\u0440\u043e\u0436\u0435\u043b\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u0434\u043b\u044f \u0442\u043e\u0433\u043e, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u0432\u0441\u0435 \u0432\u043e\u043a\u0440\u0443\u0433 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u043b\u0438 \u0442\u0435\u0431\u044f \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u043e\u043c \u0441 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0439 \u0431\u0443\u043a\u0432\u044b. \u0411\u0435\u0437\u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u043d\u043e, \u043d\u0435 \u0432\u0441\u0435\u043c \u0434\u0430\u043d\u043e \u0441\u0442\u0430\u0442\u044c \u0432\u044b\u0434\u0430\u044e\u0449\u0438\u043c\u0438\u0441\u044f \u0438 \u0432\u0441\u0435\u043c\u0438\u0440\u043d\u043e\u0438\u0437\u0432\u0435\u0441\u0442\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043b\u044e\u0434\u044c\u043c\u0438. \u041d\u043e \u043a\u0430\u0436\u0434\u044b\u0439 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0441\u0442\u0430\u0442\u044c \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u043e\u043c, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e \u0443\u0432\u0430\u0436\u0430\u044e\u0442.
\u042f \u0434\u0443\u043c\u0430\u044e, \u0447\u0442\u043e \u043d\u0430\u0441\u0442\u043e\u044f\u0449\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u2014 \u044d\u0442\u043e \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u0438\u0439 \u0434\u0440\u0443\u0433, \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0440\u0438\u0439\u0442\u0438 \u043d\u0430 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u044c, \u043e\u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u0438\u0442\u044c \u0438\u0437 \u0431\u0435\u0434\u044b \u0438 \u043d\u0435 \u0437\u0430\u0432\u0438\u0434\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0441\u0447\u0430\u0441\u0442\u044c\u044e \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439. \u042d\u0442\u043e \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u0438\u0439 \u0441\u044b\u043d \u0438\u043b\u0438 \u0434\u043e\u0447\u043a\u0430, \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0438\u0442\u044c \u0441\u0432\u043e\u0438\u043c \u0440\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f\u043c \u0441\u043f\u043e\u043a\u043e\u0439\u043d\u0443\u044e \u0441\u0442\u0430\u0440\u0443\u0445\u0443.
\u0425\u043e\u0440\u043e\u0448\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u0441\u0442 \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u0443\u044e \u0441\u0435\u043c\u044c\u044e \u0438 \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440\u043e\u043c \u0434\u043b\u044f \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u0434\u0435\u0442\u0435\u0439.
\u0418, \u0431\u0435\u0437\u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u043d\u043e, \u0442\u0430\u043a\u0438\u0435 \u0432\u0440\u0435\u0434\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0432\u044b\u0447\u043a\u0438, \u043a\u0430\u043a \u0430\u043b\u043a\u043e\u0433\u043e\u043b\u044c \u0438 \u043d\u0430\u0440\u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0438\u044f, \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043d\u0435 \u0443\u0436\u0438\u0432\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0441 \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435\u043c \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u0435\u0433\u043e \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430. \u0410 \u044f \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u044e, \u0447\u0442\u043e \u0431\u044b\u0442\u044c \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u043e\u043c \u2014 \u044d\u0442\u043e \u0437\u043d\u0430\u0447\u0438\u0442 \u0431\u044b\u0442\u044c \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u0438\u043c \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u043e\u043c. \u041d\u0435\u043b\u044c\u0437\u044f \u0431\u0440\u0430\u0442\u044c \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440 \u0441 \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u043e \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0441\u044f \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043a \u0441\u0432\u043e\u0435\u0439 \u0441\u0435\u043c\u044c\u0435, \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043a \u0441\u0432\u043e\u0438\u043c \u0434\u0440\u0443\u0437\u044c\u044f\u043c, \u043d\u043e \u043f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0440\u0430\u0435\u0442 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439. \u0427\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u043f\u0440\u0438 \u043b\u044e\u0431\u044b\u0445 \u043e\u0431\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0430\u0445 \u0434\u043e\u043b\u0436\u0435\u043d \u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u043e\u043c: \u0438 \u0432 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0438 \u043a \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u043c \u043b\u044e\u0434\u044f\u043c (\u0441\u043e\u0441\u0435\u0434\u0435\u0439, \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432, \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e \u043f\u0440\u043e\u0445\u043e\u0436\u0438\u0445), \u0438 \u0432 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0438 \u043a \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u0435, \u0438 \u0432 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0438 \u043a \u0441\u0432\u043e\u0435\u043c\u0443 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0443, \u0441\u0432\u043e\u0435\u043c\u0443 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0443, \u0441\u0432\u043e\u0435\u043c\u0443 \u043d\u0430\u0440\u043e\u0434\u0443.
\u042f \u0443\u0432\u0430\u0436\u0430\u044e \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439 \u0438\u0441\u043a\u0440\u0435\u043d\u043d\u0438\u0445, \u0432 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u0438 \u043f\u043e\u043c\u044b\u0441\u043b\u044b, \u0438 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u043a\u0438 \u0432\u044b\u0437\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u0443\u0432\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435. \u041d\u043e \u0432 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u0431\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043d\u0430\u043e\u0431\u043e\u0440\u043e\u0442: \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0435 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434\u043e\u0432\u043e\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a, \u0430 \u0434\u043e\u043c\u0430 \u2014 \u0434\u0435\u0441\u043f\u043e\u0442, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u0442\u0435\u0440\u0440\u043e\u0440\u0438\u0437\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442 \u0432\u0441\u044e \u0441\u0435\u043c\u044c\u044e; \u0432 \u0448\u043a\u043e\u043b\u0435 \u2014 \u0434\u043e\u0431\u0440\u043e\u0441\u043e\u0432\u0435\u0441\u0442\u043d\u044b\u0439 \u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u043a, \u0430 \u0434\u043e\u043c\u0430 \u2014 \u043b\u0435\u043d\u0442\u044f\u0439, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043b\u043e\u0436\u043a\u0443 \u0437\u0430 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0435\u0442.
\u0410 \u0435\u0449\u0435 \u043e\u0434\u043d\u0443 \u0447\u0435\u0440\u0442\u0443, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u044f \u043d\u0435 \u0438\u0437\u0432\u0438\u043d\u044f\u044e \u043b\u044e\u0434\u044f\u043c, \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u0430. \u042d\u0442\u0430 \u0447\u0435\u0440\u0442\u0430 \u0438 \u0432 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u043c, \u0438 \u0432 \u043c\u0430\u043b\u043e\u043c \u043c\u043d\u0435 \u043e\u0442\u0432\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f. \u0418\u0437\u043c\u0435\u043d\u0430 \u043d\u0435\u0441\u043e\u0432\u043c\u0435\u0441\u0442\u0438\u043c\u0430 \u0441 \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435\u043c \u00ab\u0431\u044b\u0442\u044c \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u043e\u043c\u00bb.
\u042f \u043f\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u043d\u043e \u043f\u044b\u0442\u0430\u044e\u0441\u044c \u0441\u043b\u0435\u0434\u0438\u0442\u044c \u0437\u0430 \u0442\u0435\u043c, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043d\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0448\u043b\u043e\u0441\u044c \u0441\u0442\u0435\u0441\u043d\u044f\u0442\u044c\u0441\u044f \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u043f\u043e\u043c\u044b\u0441\u043b\u043e\u0432 \u0438 \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u043a\u043e\u0432. \u041c\u0435\u043d\u044f \u0432\u0434\u043e\u0445\u043d\u043e\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442 \u0432\u044b\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0410. \u041f. \u0427\u0435\u0445\u043e\u0432\u0430: \u00ab\u0412 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0435 \u0432\u0441\u0435 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e \u0431\u044b\u0442\u044c \u043f\u0440\u0435\u043a\u0440\u0430\u0441\u043d\u044b\u043c: \u0438 \u043b\u0438\u0446\u043e, \u0438 \u043e\u0434\u0435\u043b, \u0438 \u0434\u0443\u0448\u0430, \u0438 \u043f\u043e\u043c\u044b\u0441\u043b\u044b.\u00bb ">]" data-testid="answer_box_list">
Из истории написания
В тот тяжелый для страны реакционный период, когда людей арестовывали, ссылали в лагеря, расстреливали, было трудно говорить о добре и сострадании. И образ милосердного, жалкого и малахольного персонажа, имеющего непривлекательную внешность, непринятого обществом, безропотно сносящего всякую жестокость, насмешки, издевательства, был не интересен и не нужен.
Но Платонов даже в то тяжелое время понимал, что злу можно противопоставить только добро, и оно должно быть настоящим, без кулаков.
Доброта Юшки
Персонаж не покупает себе вкусной еды, носит зашитые вещи, оставшиеся от родителей. В течение дня по нему сверяли свои действия жители. Если этот мужик идет на работу, значит, надо вставать, а когда вечером уходит домой, то собираются ужинать.
- Ефиму живется нелегко. Каждый день работает в кузнице и раз в год летом куда-то уходил на месяц. Все люди составляли догадки, потому что персонаж не рассказывал никому. Он обожает природу и относится к ней с любовью, так как здесь нет зла и подлости, спокойно и красиво. Уходили на время воспоминания о людях и как будто исчезала болезнь.
- Герой терпит хамство и обиду от общества, молчит и не отвечает тем же. Люди думают, что могут распоряжаться жизнью другого человека. В рассказе девочка Даша спросила, что зачем он живет. Ефим не понял этого вопроса, так как думал, что своей работой приносит пользу людям. Жалеет тех, кто его унижает. Юшка уверен: если человек обижает кого-то, то такие действия могут проявиться, когда он злится на себя, на свою жизнь.
Последний раз герой встречается с прохожим, который начал издеваться, а Юшка защищаться. Тогда незнакомец толкает Ефима, и он умирает. После этого жители начали больше ругаться между собой, потому что никто не готов молчать и слушать. Каждый хочет показать свою злость на другом.
После смерти героя люди узнают, почему он зарабатывал деньги, а ходил в рванье и мало ел. Однажды приехала в деревню худая девушка. Подумали, что это дочь Юшки. Оказалось, Ефим содержал девочку и она выучилась на доктора. Сирота хотела поблагодарить и вылечить его, но не успела. Вот одно из проявлений отзывчивости и заботы.
Девушка осталась в деревне из своих намерений помочь, и лечила жителей. Автор таким примером показал, что доброе дело может сделать каждый, главное — захотеть этого.
Жанр и смысл названия рассказа
В названии рассказа фигурирует уменьшительная форма имени Ефим. Так зовут главного героя – Ефим Дмитриевич. Но из-за его кротости, слабости, болезненности, беззащитности окружающие зовут его Юшкой, они даже забыли настоящее имя героя.
В название рассказа Платонов вкладывает оба смысла. Первый, что герой мягкий, не имеющий четкой формы, словно жидкость. Подразумевая второй смысл, автор предсказывает, что герою предстоит пройти трудный и мучительный путь, страдая от людской жестокости.
Детская жестокость
Отношение к главному герою повести можно объяснить тяжелой жизнью. Взрослые устают от тяжелого труда, беспросветной нищеты. Но у старшего поколения есть много способов излить злость. Они пьют, дерутся, ругаются. Дети живут в таком окружении и впитывают с молоком матери жестокость к людям. Наследственность, по мнению автора, основная причины детской злобы. Сложно с ним в это не согласиться. Страшно только, что это дети целого города. Ни какой-то небольшой деревушки, с 2-3 домами. Город – это тысячи людей. Представить количество злых, читая сцены унижения Юшки в произведении, становится сложно. Сколько их обижающих больного старика. По каким улицам идет Ефим с работы и на работу? Сколько компаний мальчишек кидает в него камни и комья земли? Гадости по отношению к старшим должны быть замечены. Привычное поведение – получить отпор. Юшка – пример другого отношения к детям. Он молчит, не обижается, закрывает лицо, не гонится за обидчиками. Детская жестокость у Юшки вызывает радость. Он счастлив, что один страдает от них. Нет кого-то еще, кому бы они причинили боль. Такая самоотдача и самопожертвование вызывают тревогу. Согласиться с Ефимом Дмитриевичем, что это особое проявление любви, значит признать главенствующее право жестокости в этом мире.
Суть рассказа, характеристика главного героя
Он из года в год носит одну и ту же одежду, экономит на своем питании. Очень любит природу, каждую былинку, цветок, любит людей и не замечает зла окружающих его взрослых и детей.
За то, что Юшка не похож на других, а также за его беззащитность, слабость, незлобивость, доброту его не любят окружающие и всячески измываются над ним. Юшку преследуют и бьют дети, обижают пьяные или озлобленные взрослые. Он это все безответно и безропотно сносит. В итоге герой погибает.
Каждый встречный не мог пройти мимо Юшки спокойно. Дети старались попасть в него чем-нибудь потяжелее. А взрослые свою обиду и злобу вымещали на нем не только словесно, но и применяя физическую силу. На любое насилие он отвечал добрым словом, радовался этому, считая, что нужен людям на земле.
Однажды случайный прохожий, желая смерти, нечаянно убил его. Юшку похоронили и забыли о нем. Однако вскоре все о нем вспомнили. В городе появился врач – сирота, которой Ефим Дмитриевич оплачивал образование.
До самого преклонного возраста она безвозмездно отдавала свои силы на лечение людей. А между местными жителями поселилась злоба и ожесточение, так как не на ком больше было вымещать зло.
Образ главного героя рассказа вызывает двоякое отношение к себе. С одной стороны, описывая, как бессердечно относятся к нему местные жители, автор наделяет его терпением, что вызывает огромную жалость. Обида и насилие со стороны нескончаемым потоком ежедневно льются на него.
С другой стороны, этот человек чувствует себя счастливым, так как видит, что нужен людям. Череда оскорблений воспринимается им как своеобразное проявление любви к себе окружающих людей. Поэтому читатель радуется за Юшку, чувствуя его необыкновенное восприятие действительности, уважая за мудрость и понимание.
На фоне постоянной борьбы в рассказе добра и зла, агрессии и доброжелательности, оскорблений и приветствий, на первый взгляд, произведение заканчивается трагически. Однако, смертельный исход раскрывает людям глаза и на свои поступки, и на истинное понимание сострадания.
Авторская позиция понятна читателю на протяжении всего произведения. Он заставляет чаще задумываться о людях, чьи поступки и поведение достойны похвалы, а в сердцах живет настоящая любовь. Юшка стал примером того, насколько безгранична душа человека. При желании в ней можно найти место и для сострадания, и для милосердия.
Мир вокруг таких людей особенный. Сам герой терпит мучения, но воспринимает зло как неумение людей раскрыть свою любовь. Мысль о том, что люди нуждались в нем, подтверждается в каждом эпизоде.
Сам Юшка уединялся на природе, где ощущал себя по-настоящему счастливым. Он радовался и испытывал грусть вместе представителями мира животных и растений, так как любил природу, страну и всех, кто населяет ее.
Таким образом, сюжет рассказа показывает, что в мире не только жестокие, эгоистичные люди. Есть те, которые остаются предаными лучшим моральным качествам до конца своих дней.
Темы и проблемы рассказа
В своем рассказе автор поднимает проблемы морали, нравственности, гуманизма и милосердия в обществе. В произведении прослеживаются темы добра и зла, любви и неприязни, сострадания и жестокости, самопожертвования.
Проблематика рассказа раскрывает противостояние добра и зла, людского равнодушия и озлобленности, а также автор затрагивает тяжелую и безрадостную жизнь людей, делавшую их такими, их безразличие и равнодушие.
В процессе этого противостояния добро погибает, но потом возрождается с появлением девушки-сироты, приемной дочери Юшки, которую он вырастил и выучил.
Сравнение с другими произведениями
Люди, которым она помогала, не были благодарны и даже требовали от неё безвозмездной помощи. Они называли её странной, но Матрёна им не отказывала. Героиня также, как и Юшка, погибла от несчастного случая.
Он учит милосердию лётчика, которого встретил на Земле, рассказывая, как приручил лиса и что он за него теперь в ответе.
Качества характера
Люди, которым она помогала, не были благодарны
Он учит милосердию лётчика, которого встретил на Земле, рассказывая, как приручил лиса и что он за него теперь в ответе.
5 стр., 2185 слов
… этим человеком, они стараются унизить его физически. Сочинение про Юшку Платонова Андрей Платонов, замечательный писатель, который может так явно и глубоко раскрыть тему доброты человеческой души. Все его произведения … был прийти на помощь. Как-то Юшку побили. За ним ухаживала хозяйская дочь. Диалог между этими героями как нельзя лучше демонстрирует внутренний мир Юшки. Девушка приговаривала, что …
Сложная судьба
Человек с любовью в сердце
люди считали, что где-то у блаженного живет:
Уже после трагической смерти героя выяснилось, что ходил он в Москву, где жила девочка-сирота, которую Юшка поместил сначала в приемную семью, а потом в пансион, после которого девушка поступила в университет. Все это время он оплачивал ее содержание и нужды.
Он сильно любил девушку, поэтому оплачивал её учёбу
Автор учит любить и уважать других людей и неравнодушно относиться к чужим проблемам.
Примеры похожих учебных работ
Мой ровесник в произведении юность. «Духовный конфликт героя повести Л
… за плотиной. Город Глупов был переименован в Непреклонск, а праздники отличались … сочинение по произведению история одного города сочинение по произведению премудрый пескарь сочинение … — пишет М.Е. Салтыков-Щедрин. Прыщ стал одним из самых желанных для …
Жизнь и судьба героев рассказа и а бунина темные аллеи сочинение
… ). Иногда мы узнаём о прошлом героев и об их дальнейшей судьбе. Но это не главное для автора.Для Бунина важнее передать чувство, захватившее героев. Рассказы, как правило, невелики по объёму, но …
Образовательные: восстановить и углубить сведения о биографии писателя;
вырабатывать умение давать характеристику литературным персонажам, главному герою;
продолжить формирование навыка работы с учебником; помочь ребятам глубже осмыслить содержание рассказа.
Развивающие: развитие мыслительных операций: анализ, обобщение; развитие речи; развития умения формулировать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать милосердное отношение к окружающим людям и активную гражданскую позицию к происходящему вокруг.
Оборудование: портрет А. П. Платонова, выставка книг-произведений Платонова, презентация.
Любовь одного человека может
вызвать к жизни талант в другом
человеке или, по крайней мере,
пробудить его к действию.
Это чудо мне известно…
А. Платонов
I. Вступительное слово учителя.
Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с великим русским писателем Андреем Платоновичем Платоновым. Попытаемся осмыслить содержание рассказа “Юшка”, который вы прочитали к сегодняшнему уроку. Поразмышляем о природе любви к ближнему, о добре и зле, выявим те философские проблемы, которые ставит в своем произведении автор.
И начнем мы наш разговор с размышления: для чего рождается человек? Как вы считаете? (Ответы учеников.) Послушайте мнение современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле:
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
– В каких строчках поэт выразил свое мнение о назначении человека? (Ответы учеников.)
Вот так много лет назад родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов (Климентов) Его имя нам немного знакомо по рассказам “Никита”, “В прекрасном и яростном мире…”, “Корова”, “Цветок на земле”. Платоновым переработаны народные сказки, например “Волшебное кольцо”, “Финист – Ясный Сокол” и др.
Мы узнали, что для Платонова важно многое: и животные, и растения, и природа. Но самое главное – это человек, который по-отцовски относится ко всему, что находится рядом.
Жизнь А. Платонова (Климентова А.П.) была недолгой и нелегкой.
Произведения А.Платонова были многим непонятны, поэтому на него обрушились беды: критика, непонимание, запреты, обыски. И только после смерти пришло признание. Писал на разные темы, но главное в произведениях Платонова – судьба человека, поиск смысла жизни: “Я человек, я живу на прекрасной живой земле … Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник”, – писал А. Платонов.
Читать произведения Платонова непросто, так как они требуют работы мысли и сердца. Но мы попробуем прожить вместе с его героями совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять их, автора, а может быть, и самих себя.
II. Работа с текстом.
– А сейчас мы обратимся к рассказу Платонова “Юшка”, который вы прочитали дома.
Ребята, скажите, кто является главным героем рассказа? Попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живет рядом с ним.
– Каким видят Юшку люди? Что знают о нем? Что думают?
Автор дает подробный литературный портрет Юшки.
Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. “Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы”. Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он – подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую.
Он первым идет поутру в кузницу и последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня.
Но в глазах взрослых, отцов и матерей, Юшка – человек ущербный, не имеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка.
Кроме того, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается.
– Чего не знает о нем никто? Каким никогда не видят Юшку?
Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку веселым и счастливым (кажется, и болезнь отступила).
Выразит. чтение описания природы.
– Как этот отрывок помогает вам понять образ Юшки?
(Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою “любовь к живым существам”.)
– А куда каждое лето уходит Юшка?
Сокровенное неведомо жителям города, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего-навсего Юшка.
Принято считать, что такие люди, слабые, тихие, незаметные, кроткие, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом.
– Почему же люди потешаются над Юшкой? Чем отвечает он обидчикам? Кто прав?
Класс делится на группы; каждой из них предлагается, сосредоточившись на определенном эпизоде, подумать над прозвучавшими вопросами. (Вопросы групповой работы см. в Презентации.)
1. Встреча Юшки с детьми (ученики приводят цитаты и комментарии).
– Как относятся к нему дети? Что влечет детей к Юшке?
– Почему Юшка не обижается на них? Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?
(Терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.)
Терзать – 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.
(1. Дети не дают Юшке проходу, донимая его криками, ударами, бросая в него камни и сор. Но отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Они ждут естественной, нормальной реакции – зло в ответ на зло. Для них зло – это проявление нормы. Более того, зло для детей – источник радости и веселья. Юшка радостно откликается на радость детей, он рад от сознания своей нужности. Он понимает, что дети не виноваты в том, что в их жизни нет добра.)
– Как сам Юшка объясняет поведение детей? Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?
2. Встреча Юшки с взрослыми.
– Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Почему и взрослые иногда обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? Чем отвечает им Юшка?
(Взрослые тоже вымещают на Юшке “злое горе и обиду”, лютую ярость сердца. Они не могут простить Юшке его непохожести, молчаливой кротости. “Будь как все”, – вот чего они требуют от Юшки.)
Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила еще к большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: “Лучше бы ты умер!”.
3. Юшка и девочка Даша.
– Прав ли Юшка, когда говорит Даше, что его народ любит?
– Как вы относитесь к словам Даши: “Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие! Любят-то они тебя по сердцу, да бьют по расчету”?
– Юшка на возражения Даши ответил: “Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое”. Как вы понимаете это выражение? (Мнения ребят.)
“Слепое сердце” бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.
– А как вы понимаете слово сострадание?
“Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека”
Синонимы: сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость…
4. Юшка и веселый прохожий.
– Чем помешал Юшка веселому прохожему?
(Встреча с веселым прохожим, укорявшим Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелавшим ему смерти, обрывается трагически. Ни на кого не похожий, Юшка кажется ему ненужным, лишним в этом мире. И впервые кроткий, молчаливый, смиренный Юшка не молчит, возражает обидчику.)
– Мы уже настолько привыкли к Юшке, стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали, – Юшка осерчал. Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое близкое по значению слово – рассердился, разозлился, разгневался, возмутился. Почему именно осерчал? (Слово лучше соответствует его образу.)
– Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?
Юшка осознает свою ценность в этом мире (“Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…”.) Платонов говорит о первозданной ценности любой человеческой жизни, неповторимости всякого человека…
– Хотел ли веселый прохожий смерти Юшки?
III. Работа с иллюстрацией.
Почувствовать тяжесть происходящего еще сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу. Какой эпизод изображен на ней?
Вывод: Нельзя одному человеку ставить себя выше других, никто не вправе судить других людей за непохожесть, тем более издеваться и убивать.
– Проститься с Юшкой пришли все люди. Возможно, чье-то слепое сердце прозрело, пусть ненадолго. “Однако без Юшки жить стало хуже”. Почему?
– Какую память оставил о себе Юшка после своей смерти?
К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всем, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.
Юшка – это кровь, животворящая жидкость. Значительная потеря которой грозит организму смертью.
Ефим – благочестивый, благожелательный, священный.
Имя Дмитрия восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные не плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
И таким плодом у Андрея Платонова оказалась девочка-сирота, ставшая впоследствии врачом.
– Таким образом, какую важнейшую тему поднимает в своем рассказе А.П.Платонов? (Тему милосердия, сострадания к людям.)
– А как вы понимаете значение слов милосердие, сочувствие, сострадание, зло, добро.
– Вы почувствовали авторское отношение к этому герою? Обвиняет ли он кого-либо в смерти Юшки? Осуждает ли людей за их жестокость?
(Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы. Своей волей писатель мог бы многое изменить в сюжете рассказа. Но даже при этом трагическом финале Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью.)
– Какие чувства вызывает у вас рассказ?
Однако рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, доброта.
– Чему учит нас А. Платонов?
А. Платонов учит нас жалости и состраданию, учит любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему, видеть в каждом равного себе, понимать его.
IV. Работа с высказываниями известных людей.
– Прочитайте предложенные высказывания известных людей и попробуйте выбрать то, которое больше всего подходит к нашей теме. Докажите.
Уважай в себе и других человеческую личность.
Д.И. ПисаревЧем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б. ПаскальВеликие души переносят страдания молча.
Ф.ШиллерНе будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
М Горький“Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть”.
В. Распутин“Возлюби ближнего своего, как самого себя”.
Библия
Подводя итог нашему разговору, я хочу, чтобы вы поняли, что добро прорастает и дает свои плоды. “Так всякое доброе приносит и плоды добрые”, – говорится в Евангелии. Не будьте слепыми, имейте зрячее сердце, не забывайте, что рядом с вами есть люди, которым нужна ваша помощь, ваше участие, сострадание и сочувствие…
К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Добрая докторша, которой Юшка отдал свою доброту, утоляет чужое страдание и горе.
Открытый урок посвящен теме доброты; прикоснулись к сердцу прекрасного человека, который болел душой за всех людей, который понимал, что всем людям важнее человеческая теплота и человеческое внимание при жизни, но не после смерти.
Вложение | Размер |
---|---|
platonov_-_yushka.docx | 34.58 КБ |
Предварительный просмотр:
- формировать уважительное отношение к иному мнению, толерантности;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- учить быть нравственными, добрыми, честными.
- освоить способы решения проблем поискового характера;
- обнаружить противоречие между видимостью и сущностью героя;
- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- определение общей цели и путей её достижения.
- показать своеобразие личности писателя, особенности языка Платонова;
- воспитывать милосердие, ответственность за свои поступки, любовь и уважение к человеку.
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Нельзя изгнать вовсе зло из мира, но можно в каждом человеке его потеснить…
Как много в мире зла, и как оно нас ранит,
Как трудно раны нам бывает залечить.
И мы в том зле, что сами причиняем,
Пытаемся кого-то обличить.
Эх, люди, люди, век ваш так недолог
Зачем же нам друг друга обижать?
Ведь не жестокости, - любви с пелёнок
Учила каждого ребёнка мать.
А мы взрослеем и становимся жестоки,
И больно раним, колем, обижаем –
Как будто матери уроки
С годами напрочь забываем.
Исчезло в душах наших чувство милосердия
И не хватает доброты и понимания,
Давайте же приложим все усердия
Для возрожденья соучастья и внимания.
1.Что же такое милосердие?
2. Легко ли быть нравственным человеком? (очень трудно, так как надо понимать других.)
Произведения Платонова требуют работы мысли и сердца. Мы проживём вместе с его героями совсем короткое время – один урок. Именно проживём, чтобы постараться понять их, а может быть, и самих себя.
3. Можем ли мы назвать главного героя (Юшку) нравственным человеком? (Да, он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый.)
П ортрет Юшки, образ жизни, речь, поступки. Беседа по образу Юшки.
Портрет. Старый на вид человек. Он плохо видел, и в руках у него мало было силы. Был мал ростом и худ, на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы, глаза же у него были, белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.
5. Что это значит? (Что происходит на душе человека, внутри – все отражается в глазах)
6. Что же отражается в глазах Юшки? Что вы увидели? (Ему больно. В глазах слезы. Плачет душа.)
- Отчего же ему больно и за что обидно?
- Первый эпизод – Юшка и дети, второй – взрослые и Юшка, третий – веселый прохожий и Юшка.
7. Почему в руках у Юшки мало силы? (Он тяжело болен туберкулезом).
Юшка с утра до вечера работал в кузнице, хотя ему тяжелая работа была противопоказана. Жил на кухне, на квартире хозяина кузницы. Одевался в одну и ту же рваную одежду и обувь. Жители деревни его не любили, обижали и пугали им своих детей. Он болел чахоткой. Каждый год летом уходил из деревни на месяц, но никто не знал – куда. А потом возвращался, и все продолжалось, пока он не умер.
7. Каково отношение детей к Юшке? Осуждает ли автор Юшку за такое молчание, терпение?
Выберите из текста самые яркие примеры обращения детей с Юшкой.
(Работа с текстом (глаголы) – кричали на него, бросали камни и т.д. Дети терзали его.)
Детей удивляло то, что Юшка не отвечает им злостью, не обижается. Дети ждут естественной реакции – зла в ответ на зло. Они хотели, чтобы он рассердился на них. Но Юшка не трогает ребят и молчит. Реакция Юшки – по законам жизни, которые находят отражение в Библии.
8. А, может быть, у детей есть пример для подражания такого жестокого отношения к Юшке? (Да, взрослые.)
9. Как взрослые относятся к Юшке? Прочитайте. Какое чувство они, взрослые, у вас вызывают?
(Они, взрослые, омерзительны. Они очень жестокие люди).
В чем же люди видели странность Юшки? Должна ли доброта считаться странностью человека?
- Сделаем выводы. 10. Судя по тому, как люди относятся друг к другу, можно сказать, что является основой их жизни? (Для окружающих – злоба и ненависть, для Юшки – любовь и доброта)
В 19 веке Жила Блаженная Ксения Петербуржская. Она была женой очень богатого человека. Когда её муж умер, Ксения продала всё его имение и деньги раздала бедным. Вскоре она тоже стала нищей. Ксения не брала милостыню у тех, кто больше неё нуждался в помощи. Ксения была сама Доброта.
12. Что объединяет Ксению и Юшку? (И Юшку, и Ксению объединяет любовь к людям, умение жертвовать собой ради других.)
(Ученики доказывают свою точку зрения, высказывают собственное мнение.)
Юшка оправдывает их.
(Обобщаем ответы учащихся.)
Запись на доске: Со (вместе) + страдание = разделять чужую боль.
Запишите, пожалуйста, синонимы к слову сострадание .
(Сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость…)
Душой мы сострадаем, любим, ненавидим; разумом – мыслим.
Юшка – слепец со зрячим сердцем, с другой стороны – зрячие со слепыми сердцами.
13. Были ли в городке рядом с Юшкой люди, которые заботились о нём?
(Кузнец, дочь кузнеца Даша).
14. В чём вы видите проявление заботы с их стороны?
(Кузнец давал ему работу, кров, жалованье, еду. Он ведь мог найти другого человека, более сильного, чем Юшка, но он этого не делал. Дочь кузнеца Даша всегда приводила его домой, если он, беспомощный, лежал где-нибудь на земле после встречи с злым человеком. Они жалели его).
Счастливые моменты жизни Юшки .
15. А были ли, на ваш взгляд, счастливые мгновения в жизни Юшки? (Очень любит природу. Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой).
Юшка близок к природе, он сам - источник этой природы. Он как дерево, как цветок, над которым человек может издеваться, а он останемся бессловесным, он не ответит ударом на удар.
Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку веселым и счастливым.
(Выразительное чтение отрывка учителем)
16. Что еще необычного сделал Юшка в жизни? (Заботился о приемном ребенке, у него была приемная дочь, которой он отдавал все свои сбережения, для того, чтобы она могла учиться).
- Каждый ли человек может так поступить? Кто из героев оказался сильнее: Юшка или окружающие? В чем его сила? (Заботился о других, не думая о себе. И не зря: потому что появился человек, который любил Юшку и продолжал его дело – творить добро, дочь стала лечить людей). Но добро, любовь, по мнению Платонова, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Остаются добрые дела. Приёмная дочь, сирота. Она лечит больных.
Когда-то Юшка помог ей, теперь она продолжает его дело. Её называют дочерью доброго Юшки.
– За что эта девушка должна быть благодарна Юшке?
(Обобщаем ответы учащихся.)
Юшка и весёлый прохожий.
Рассмотрите кульм. эпизод- встречу Юшки с прохожим. (фильм13:15).
Юшка всегда молчал на все оскорбления, но однажды он осерчал.
Зачитаем диалог Юшки и прохожего.
(-Чего ты землю топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться…
-А чего я тебе, чем я мешаю. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя.
-Да ты что? Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня, равнять с собой, юрод негодный!
-Я не равняю, а по надобности мы все равны…).
Определите, какие причины заставили Юшку поступить не так, как всегда.
17. Чем помешал Юшка весёлому прохожему? Почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни?
(Встреча с весёлым прохожим, укорявшим Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелавшим ему смерти, обрывается трагически. Ни на кого не похожий, Юшка кажется ему ненужным, лишним в этом мире. И впервые кроткий, молчаливый, смиренный Юшка не молчит, возражает обидчику.)
18. О чём нам говорит А. Платонов этими словами? (Каждая человеческая жизнь неповторима, любой человек ценен)
Вместе приходим к выводу, что нельзя одному человеку ставить себя выше других. И никто не вправе судить других людей. Тем более издеваться и убивать их только потому, что они кому-то не нравятся, что они не похожи на всех остальных.
20. Как умер Юшка? (Прохожий толкнул его, и он упал навзничь и больше не поднимался).
21. Кто пришел проститься с Юшкой?
(Все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним, и мучил его при жизни).
Ребята, проститься, значит, попросить прощения, простить себя?
В финале рассказа Юшка обретает и любовь, и уважение. Вспоминают, например, его имя.
22. Когда мы узнаём полное имя Юшки? От кого? (Появляется девушка-докторша, ради которой он жил). (фильм. 16:20 ).
Именно благодаря девушке-врачу узнают и имя человека, которого все привычно звали Юшкой. А звали его Ефим Дмитриевич. Совсем не случайно
Платонов своего героя назвал Юшка и Ефим Дмитриевич.
Ефим – это благочестивый, благожелательный, священный.
Имя же Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богине земледелия и плодородия. Благие зёрна, взращенные на плодотворной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
Значит - способен что-то изменить даже тихий, скромный, безответный Юшка.
23. Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем? (Людям без Юшки стало хуже. Он стал Ефимом Дмитриевичем после смерти, потому что появился человек (приёмная дочь), которая с любовью относилась к Юшке и продолжила его дело – делать добро). Хочу обратить ваше внимание на то, что Платонов исключительно точен в выборе названий произведений, имен героев.
24. Каково последнее упоминание о Юшке в рассказе?
(Докторшу называют дочерью доброго Юшки).
Вернёмся, ребята, к началу урока, где мы с вами говорили о внешности Юшки. Но, как вы теперь понимаете, важнее не внешность человека, а его внутренний мир.
Я вам говорила, что произведения Платонова требуют работы мысли и сердца.
– Каким Юшка запомнился нам?
– Запишем в правую колонку слова, характерные для его внутреннего содержания.
Добрый
Отзывчивый
Любящий всех
Трудолюбивый
Неравнодушный
Всепрощающий
К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Добрая докторша, которой Юшка отдал свою доброту, утоляет чужое страдание и горе.
Сегодня мы прикоснулись к сердцу прекрасного человека, который болел душой за всех людей, который понимал, что всем людям важнее человеческая теплота и человеческое внимание при жизни, но не после смерти.
-о взаимоотношениях людей в обществе,
- о равнодушии людей,
-о сочувствии и сострадании,
- о любви к людям,
-об уважении к людям.
Напишите, где еще встречались с данным кругом проблем (В жизни, на страницах литературных произведений). Записать.
26. Считаете ли вы, что проблема человечности актуальна в наши дна . Если да, попробуйте доказать. (В мире много зла: идёт война на Украине, гибнут люди, не всегда человек бережно обращается с природой, обижает животных, слабых, …но всё же, я считаю, что хорошего в жизни больше).
27. Какую же заповедь оставляет нам Платонов? (Нужно любить человека вовремя).
- А что значит любить? В чем проявляется любовь?
(Никто на земле не лишний, все имеют право на жизнь, добро побеждает зло).
28. О чем вас заставил задуматься рассказ?
- Платонов доносит до нас вечные ценности, которые дадут возможность человеку в современном мире не потерять себя, своей души. Именно любовь дает нам право называться людьми.
Учитесь отдавать любовь легко,
Без жалоб, без стеснений, без упрека,
Чтобы внутри все пело и цвело
И чтоб снаружи радовало око.
29. Нужны ли нам такие произведения и их герои? Рассказ написан более 60 лет назад.
– Каждый из вас может вспомнить своего Юшку, человека, которого вы обижали, смеялись над ним, кричали обидные слова вслед, дразнили, а, может быть, просто не замечали рядом живущего человека, который нуждался в помощи. Приложите руку к сердцу, послушайте, как оно бьётся. Живите так, чтобы рядом с вами было интересно, чтобы можно было довериться вам в трудную минуту
30. Если бы он сейчас зашёл в класс, что бы вы ему сказали.
- Я бы обрадовался, что он жив.
- Я бы ему принёс самого вкусного чаю с мёдом даже, а с не сахаром.
- Я бы пожал ему руку за то, что он жил по закону Божьему и никогда не отвечал на зло злом.
- Я бы высказал своё восхищение за то, что он, отказывая себе во всём, помог выжить и выучиться девочке-сироте.
- Я бы извинился за всех людей, которые его обижали, и пообещал бы, что мы такими не будем никогда.
Читайте также: