Художники пишущие натюрморты передают в своих картинах красоту даров природы и созданных руками человека вещей
Добавил пользователь Дмитрий К. Обновлено: 06.10.2024
Натюрморт — это жанр изобразительного искусства, в котором главными персонажами произведения выступают обычные вещи. Это могут быть не только неодушевленные предметы, но и живые существа. Однако птицы, животные или люди в натюрморте по замыслу художника играют второстепенную роль, лишь дополняют основной мотив картины.
Натюрморт (nature morte) дословно переводится с французского как мёртвая природа. Опытным знатокам искусства также хорошо известно другое, англоязычное название жанра — Still Life или неподвижная жизнь. Существует устойчивое мнение, что именно в натюрмортах и пейзажах лучше всего раскрывается внутренний мир художника. Гениальные мастера заставляют зрителя любоваться копиями простых вещей, на оригиналы которых человек в обыденной жизни не обращает никакого внимания.
История натюрморта
Натюрморт сформировался в качестве отдельного жанра живописи лишь в XVII веке, но люди издавна изображали окружающие их предметы на картинах и стенах. На храмах и гробницах Древнего Египта среди сюжетов подношения даров богам часто встречаются легко узнаваемые неодушевленные вещи. Неизвестные художники не пытались изобразить их максимально реалистично, но стремились четко обозначить важность каждого нарисованного предмета.
На сохранившихся до наших дней настенных росписях и мозаиках античных мастеров неодушевленные вещи нарисованы более детально. Художники Древней Греции и Рима научились мастерски отображать в своих творениях разные оттенки объектов, но сюжеты с обычными предметами имели исключительно декоративное значение. Изображениями цветов, фруктов или животных в то время украшали отдельные элементы интерьера в домах (ниши, стены жилых и общественных зданий).
В XV-XVI веках натюрморт еще не рассматривался художниками в качестве полноценного жанра станковой живописи. Обыденные вещи были только частью (причем — второстепенной) общей композиции произведения на историческую или религиозную тематику. А отдельные изображения неодушевленных предметов использовались только для декоративного оформления обстановки дома или предметов мебели.
-
(Pieter Claesz);
- Виллем Клас Хеда (Willem Claesz (Claeszoon) Heda;
- Виллем Калф (Willem Kalf);
- Балтасар ван дер Аст (Balthasar van der Ast);
- Виллем ван Алст (Willem van Aelst);
- Ян ван Хёйсум (Jan van Huysum).
Основные поджанры натюрморта
В те времена в Голландии на рынке живописи царила жесткая конкуренция. Художники стремились до идеала отточить собственное мастерство и очень часто сознательно выбирали узкую тематику для своих произведений. Тогда же появились основные поджанры натюрморта:
Широкие возможности для новаторского осмысления натюрморта появились в конце XIX — в начале XX века. Выдающиеся мастера многочисленных новых стилей не боялись проводить смелые эксперименты. К натюрмортной тематике обращались величайшие художники того времени — Поль Сезанн (Paul C?zanne), Поль Гоген (Paul Gauguin), Анри Матисс (Henri Matisse). Жанр в разной степени присутствует в произведениях многих направлений искусства:
После Второй Мировой войны натюрморт грациозно проник в новые стили искусства: поп-арт, фотореализм и неопоп. У этого жанра определенно есть будущее и в наступившем XXI веке.
Известные мастера натюрморта
- Ян Брейгель Старший (Jan Bruegel). Один из пионеров жанра. Великий мастер многократно проделывал путь длиной 45 км из Антверпена в Брюссель, чтобы в местном ботаническом саду, найти и зарисовать разнообразные цветы — натуру для своих будущих картин.
- Флорис ван Дейк (Floris van Dyck). До наших дней сохранились всего 4 произведения автора, написанные в поджанре сервированного стола. Центральное место во всех картинах занимает пирамида из кусков сыра, а задний фон искусно растворяется в дымке.
- Абрахам ван Бейерен (Abraham van Beyeren). Признан искусствоведами лучшим художником в поджанре рыбного натюрморта. Натуралистичные картины мастера поражают идеальной детальной прорисовкой рыбьей чешуи в серебристо-серой палитре.
За многие годы человеческой истории натюрморт не раз переживал взлёты и падения. У этого жанра — увлекательное прошлое, яркое настоящее и достойное будущее в мировом изобразительном искусстве. На аукционах портала Very Important Lot посетители всегда могут найти картины на любую тематику. А также на нашем сайте вы можете приобрести картины напрямую у современных художников и стать счастливым владельцем творений мастеров разных эпох и стилей.
Натюрморт – относительно молодой жанр в изобразительном искусстве. Его история насчитывает почти шесть веков. Он удивителен и интересен тем, что заставляет людей видеть красоту и гармонию в повседневных, скучных вещах, окружающих нас. И сегодня в нашей виртуальной галерее представлены картины, посвященные этому жанру, в исполнении современных художников из Подмосковья Константина Мирошник и Наталии Кургузовой-Мирошник , которые вместе пишут впечатляющие натюрморты, цепляющие взгляд даже очень взыскательного зрителя.
Подробнее о тандеме уже широко известных российских мастеров живописи вы можете узнать в нашей статье: Как тандем двух талантливых живописцев создал семейную идиллию и в четыре руки пишет восхитительные картины.
Несколько слов из истории натюрморта
Так уж исторически сложилось, что с древних времен люди наделяли мир предметов, создаваемых собственными руками, человеческими свойствами, как бы пытаясь одухотворить неживое материальное. В европейском искусстве это послужило проявлением особого жанра в живописи, посвященного жизни вещей, — натюрморта.
В натюрморте художники с течением веков научились изображать не только обыденные или антикварные вещи, а и воспроизводить на полотне то, как они, эти вещи, живут, говорят, общаются между собой и с нами, зрителями. Никто не будет спорить с тем, что общение с произведением искусства любого жанра — это, прежде всего, диалог автора со зрителем.
Ведь картины могут и цветом, и линией, и ритмом, да и манерой исполнения выразить то, что неподвластно человеческой речи. Ее молчаливое зримое повествование, говорит не менее красноречиво, нежели слова, обращенные к слуху.
Что любопытно, живописцы создавали свои первые натюрморты, подчиняя практически неизменной композиции, набору "портретируемых" предметов и смыслу. Как правило, это были: хлеб, бокал вина, фрукты, рыба. Причем все предметы в них носили символичный характер: рыба — символ Иисуса Христа; нож — символ жертвы; лимон — символ неутоленной жажды; несколько орехов в скорлупе — душа, скованная грехом; яблоко напоминало о грехопадении; вино или виноград — символ Крови; хлеб — символ Плоти Христовой. Изображение этих предметов на картинах было скорее напоминанием о Тайной вечере, дающей жизнь человечеству, проповедью о спасении.
Однако с течением времени художники свои натюрмортные постановки стали заполнять более широким ассортиментом земных благ, создаваемых как природой, так и руками людей: ковровыми скатертями, серебряными кубками, глиняными, стеклянными и деревянными изделиями. Простая снедь заменялась разнообразием морского и земного животного мира, разносолами и экзотическими фруктами.
Так, великолепно написанные полотна и насыщенные изобилием, уже стали говорить своим изображением о тщете человеческой жизни, о греховной любви к богатству земному. Уже эти натюрморты безмолвно стали напоминать о пире Валтасара, ведущем к смертному концу. Было в работах художников и такое, где бокал упал, и вино пролилось — это трактовалось как мир - побеждает.
Натюрморты Константина Мирошника и Наталии Кургузовой-Мирошник
Но вернемся к героям нашего сегодняшнего обзора и немного поговорим об их потрясающих работах, заставляющих буквально наслаждаться увиденным. Как уже говорилось в предыдущем обзоре, тандем свои работы создает в двух стилях - академизма и импрессионизма. Каждый из соавторов пишет собственным почерком, что придает полотнам особую изюминку. Являясь лучшими учениками Ильи Глазунова, Константин и Наталия еще на заре своей юности нашли друг друга не только как мужчина и женщина, но и как соавторы.
Они еще в Академии поняли, что смотрят на мир из одного ракурса. И тогда же пришло осознание того, что они не могут не только жить друг без друга, но и творить.
Нужно отметить, что для Константина и Наталии натюрморт – это не только стремление прикоснуться к лучшим традициям голландского, фламандского и русского искусства этого жанра. Художники мастерски создали нечто свое, уникальное по своему звучанию в плане композиции, колориту, светосиле и смысловому значению.
Этот жанр стал для них очень близок. Именно здесь Константин и Наталия словно пропускают через себя всю цветовую гамму и светоносную красоту предметного мира, одухотворенного человеком, щедрость и разнообразие даров матушки-природы и творений рук человеческих.
При создании своих, если можно так выразиться лирических натюрмортов, мастера очень скрупулезно подходят к композиционному решению. Они группируют различные предметы на холсте, отталкиваясь от естественного колорита и форм, фактуры утвари, фруктов и драпировок. Фоном часто выбирают окружающую среду, то есть природный пейзаж. В превосходной степени используют мастера и градацию светотени, ее тончайшие живописные оттенки. Воздушной средой, в виде легкой дымки, буквально пропитано каждое атмосферное полотно художников.
Супруги, работая в четыре руки, привносят в свои натюрморты еще одну важную черту – жизнь вещей в их произведениях всегда связана с жизнью человека. Незримое присутствие человека ощутимо во всем: и в очищенном яблочке, и в срезанной корочке лимона, и в случайно опрокинутом бокале вина.
В видео вы сможете увидеть лучшие работы Константина и Наталии в различных жанрах.
В продолжение темы о современных художниках, работающих в жанре натюрморта, читайте наш обзор, посвященный творчеству Марины Захаровой: Художница из русской глубинки пишет цветочные натюрморты божественной красоты
Жанр натюрморта
Автор статьи М. Левидова
Вот предмет, который требуется изобразить. Чтобы передать его со всей правильностью, мне нужно забыть все, что я видел, и даже ту манеру, в которой тот же предмет передавался другими.
Шарден
Е. Малеина. Клубника и черешня. Х.,м. 1967
О. Леонова. Груша цветет. Х., м.
Чем же привлекает художников такая простая, на первый взгляд, натура? Какой смысл находят они в изображении кувшинов, кофейников, домашней утвари и других обыденных предметов? Разве нет более значительных тем? Некоторые начинающие художники полагают, что натюрморт полезен лишь как упражнение, как учебное задание при обучении рисунку и живописи. Безусловно, натюрморт может быть первоначальным этапом в занятиях, но у него есть и собственная художественная цель. Работа над постановкой группы предметов развивает умение композиционно организовать натуру, цельно передать ее видимые качества. Все это важно для ученика. Но не только в этом значение натюрморта как для начинающего, так и для опытного мастера. Разве мир вещей не отражает эпоху, характер человека, разве мы не угадываем в них стиль жизни, чувство, настроение, вкус, привязанности, особенности быта?
Н. Удальцова. Лук в миске. 1942. Собственность семьи художника.
А. Никич. Завтрак. Х., м. 1965.
Натюрморт как самостоятельный жанр возник во Фландрии и Голландии в конце XVI и начале XVII веков. Конечно, изображения предметов быта мы находим и в более ранних картинах, где кувшины, подсвечники, книги, цветы дополняют обстановку, являясь лишь деталью целого. С развитием бытового жанра в живописи с его стремлением запечатлеть обыденные и характерные сцены повседневной жизни возникает и новое отношение к вещам, окружающим человека. Они становятся необходимой частью композиции картины.
В изображении рынков и лавок, сельских праздников и свадеб, домашних сцен и трудовых будней уже нельзя было обойтись без натюрморта, Обратившись к жанровым сценам и бытовым предметам, художники научились ценить живые натурные впечатления. И поэтому натюрморты ые композиции из плодов, домашней утвари, разнообразной снеди становятся естественными участниками пейзажных и жанровых картин.
И. Машков. Снедь московская. Хлебы. Х., м. 1924. Гос. Третьяковская галерея.
Г. Теплов. Натюрморт с попугаем. Х., м. 1737. Гос. музей керамики "Усадьба Кусково XVIII в."
1. В. Н. Лазарев. Шарден. М., 1947, с. 16.
большей части голландской живописи обманчив. Многие цветочные натюрморты , например , представляют сочетания растений , которые не цветут в одно и то же время года. А щедрые банкеты прерваны на середине , и некоторые блюда оставлены недоеденными.
Эти невероятные картины часто являются memento mori — напоминанием о смерти. Они указывают на то , что жизнь коротка , а Бог благ , но суд его суров. Поэтому воображаемые букеты могут намекать зрителю , что настоящие цветы , как и всё в мире , неизбежно должны увядать и умирать. Точно так же незавершённые банкеты говорят о внезапности смерти или служат призывом к умеренности.
Поджанрами голландских натюрмортов можно считать
Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше
— популярные сцены с черепами , песочными часами , книгами , горящими свечами и другими предметами , которые подчеркивают эфемерность земных удовольствий и побуждают к размышлениям об истинном смысле жизни.
Ян Брейгель Старший
Ян Брейгель Старший предпочитал изображать цветочные композиции в вазе или сосуде , причем с уже упомянутым сочетанием растений на всех фазах цветения — такие букеты никогда не могли быть написаны с натуры.
У многих цветов также были христианские религиозные значения , пришедшие из Средневековья — розы и лилии символизировали чистоту и Деву Марию , тюльпаны — благородство , маки — власть и смерть.
Клара Петерс
Чем же удивляет эта работа XVII века современного зрителя? Картина очень реалистична. Например , каждый след зазубренного ножа отпечатан на кусочках масла. Сочный артишок и яркие красные вишни , отражающиеся в серебряной тарелке , освежают композицию , в которой преобладают коричневые оттенки. Съеденная вишня на краю стола ( от неё остались только черенок и косточка), — тонкое напоминание о бренности бытия.
Виллем Клас Хеда
Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше
С 1620-х до конца 1640-х годов голландские художники предпочитали изображать натюрморты и пейзажи однотонной палитрой. Хеда была мастером таких холодных серых или тёплых коричневых цветовых схем. Здесь золото , серебро , олово и венецианское стекло сочетаются с нейтральной стеной и белой скатертью. Но уже позже — в середине 1600-х годов — для классического периода голландской живописи стали характерны более яркие цвета.
Ян Давидс де Хем
Ян Давидс де Хем родился в 1606 году в Харлеме и считался лучшим натюрмортистом своего времени. Сначала учился у своего отца Давида де Хема , затем у Бальтазара ван дер Аста, который вслед за своим зятем Амброзиусом Босхартом Старшим ввёл в композиции ракушки и улиток. Переехав в Антверпен в 1631 году , Ян де Хем сменил монохромные изображения инструментов и книг на яркие и элегантные картины с цветами и фруктами. Его натюрморты , населённые всевозможными прожорливыми насекомыми , также несут моральные послания или иллюстрируют пословицы.
Похоже , этот букет содержит ссылки к воскресению Иисуса и спасению души. Помимо крестообразного отражения оконной рамы есть и другие основания для такой трактовки. Бабочка , которая часто символизирует воскрешение , садится на белый мак — цветок , связанный со сном , смертью и Страстями Христовыми. Стебель пшеницы отсылает к таинству причастия. Ипомея , раскрытая лишь в течение дня , представляет свет истины , а ежевика помогает вспомнить о горящем кусте , откуда Бог говорил с Моисеем. Слева на столе саламандра жадно смотрит на паука , а по мраморной полке ползают улитка , моль и муравьи. Все эти существа символизируют ночь и тлен.
Урок – подготовка к изложению с элементами сочинения
9 класс
В.М.СЕЛЕЗНЕВ
Воронежская область
Питер Клас. Завтрак. 1642
Интерьер классной комнаты: на доске представлено несколько натюрмортов, созданных местными художниками, а также репродукции полотен голландских и фламандских живописцев; ряд книг по изобразительному искусству; рядом с доской, на столе, накрытом домотканой скатертью, скомпонована группа предметов (фолиант, песочные часы, макет совы), готовых к работе.
МЕРТВАЯ ПРИРОДА
Такое название никому не может понравиться. От него делается грустно и скучно. Представляется что-то унылое: голые скалы, сгоревший лес, увядшие цветы.
А на самом деле это просто буквальный перевод французского слова натюрморт. Так называли когда-то картины, на которых была изображена битая дичь. Потом это слово приобрело более широкое значение, и темой натюрмортов стали разные вещи, окружающие человека: цветы, фрукты, книги, посуда. Через них художник воссоздает обстановку, показывает вкусы, характер, даже переживания людей, которым эти вещи принадлежали.
Свет, падающий из невидимого окна, освещает серебряный кофейник, высокий бокал из тончайшего стекла, а рядом с ним – другой, более толстый, зеленоватый. Очищенный лимон написан так правдиво, что при взгляде на него становится кисло во рту. Нож с блестящей перламутровой ручкой лежит на небольшой тарелочке у края стола. Это натюрморт голландского художника Виллема Класа Геда.
Художник сам расставляет выбранные им предметы. Он передвигает их, меняет местами, заменяет один предмет другим, пока не получится то, что ему покажется красивым. А рисуя эти вещи, он стремится передать не только форму и объем предметов, но и материал, из которого они сделаны.
Натюрморт, как и пейзаж, возник не сразу. Вначале вещи на картине были только деталями. А потом он стал отдельным видом живописи и особенно большое распространение получил в Голландии и Фландрии XVII века.
Яркой, красочной предстает перед нами на картинах художников мертвая природа.
Так что же такое мертвая природа?
Если видишь: на картинке
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется пейзаж.Если видишь на картинке
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, –
Знай, что это – натюрморт.
Каймак и борщ уже стоят;
В графинах вина, пунш, блистая
То льдом, то искрами, манят;
С курильниц благовоньи льются,
Плоды среди корзин смеются,
Не смеют слуги и дохнуть,
Тебя стола вкруг ожидая.
Ученик. К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
Читайте также: