Холдер для губной гармошки своими руками чертеж

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 10.09.2024

Чтобы начать играть мелодии на губной гармошке нужно научиться извлекать звук на отдельном отверстии. Для этого мы можем использовать несколько способов. Один из самых популярных — блокировка губами.

Если вы читаете эту статью, то наверняка смотрели это видео, где я показываю как удобно расположить инструмент, чтобы заблокировать нижней губой отверстия, которые по нашему замыслу не должны звучать. Если вы случайно пропустили, то посмотрите)

Теперь, когда вы научились попадать в одно отверстие, то вам очень важно научиться на каждом отверстии гармоники.

Важно найти свой поток дыхания и уровень давления на язычки на каждом отверстии гармошки, но очень часто с этим возникают некоторые проблемы. Например часто не получается сыграть какую-нибудь из высоких нот — ноту на 7,8,9,10 отверстиях. Губы съезжают и мы начинаем играть ноту не на том отверстии, на котором планировали, или же играют несколько отверстий вместо одного. Как же нам найти этот нужный поток? Хочу предложить вам один интересный способ.

НАМ ПОНАДОБИТСЯ CКОТЧ, ИЗОЛЕНТА ИЛИ ПРОСТО ПАРУ ЛИСТОВ БУМАГИ

Предположим , что у вас не получается извлечь звук на 8 отверстии. Обмотаем скотчем/изолентой гармошку таким образом, чтобы у нас под ним остались 7 и 9 отверстия. Теперь-то мы не будем на них отвлекаться и можно буде половить уровень дыхания на одном отверстии. Далее вам нужно будет убрать скотч и попробовать повторить звук на том же отверстии с тем же уровнем дыхания. Если вы его поймали, скорее всего у вас все получится, просто нужно поставить гармошку в нужное положение относительно губ. Под рукой нет скотча/изоленты - заблокируйте лишние отверстия двумя листами бумаги.

НУ А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ ПО ВТОРОЕ ОТВЕРСТИЕ

Не играет второе (иногда первое) отверстие на вдох? Или играет, но в совершенно не той ноте, которая нужна? Это одна из самых часто встречаемых проблем у новичков. Многие думают, что это какая-то проблема с гармошкой, разбирают ее, пытаются чистить и т.д.

Проблема часто в том, что мы начинаем стараться и из за этого напрягаемся) А вдох на втором отверстии очень чувствителен к этому. Даже при небольшом напряжении языка или гортани, звук у нас начинает занижаться или же вовсе исчезает.

Я помню, как же меня это злило в первое время. От злости я начинал напрягаться еще сильней и к хорошему результату это конечно же не приводило.

И что же нам делать с этим вторым отверстием?

1.Создаем максимально прямой поток воздуха. Чтобы поймать это ощущение поднимите голову к потолку и сыграйте вдох на 2-ом отверстии в таком положении. Если нота получается верной, то плавно опускайте голову стараясь сохранить ту же ноту.

2.Поместите гармошку как можно глубже. Очень хорошо, что происходит со звуком , когда гармошка находится не глубоко, показал в своем уроке Адам Гассов (посмотрите целиком или с 2.50

3. Иногда у нас не звучит 2-ое отверстие на вдох, когда мы активно добираем воздух носом. Пробуем зажать его рукой или прищепкой и извлечь ноту на 2-ом вдохе.

5. Некоторым помогает извлечь звук на втором дохе, когда мы концентрируемся на том, чтобы приподнять мягкое небо. Главное пр этом не напрячь язык. Воздушный поток станет более свободным и звук пойдет)

К КАКОЙ НОТЕ НУЖНО СТРЕМИТЬСЯ?

Если тренируетесь на гармошке до-мажор, то на 2-ом вдохе у вас будет нота соль (G). Можете проверять себя по тюнеру. Еще можно сравнивать звук 2-го на вдох и 3-го на выдох (там одна и та же нота).

ГЛАВНЫЙ СОВЕТ

Что сделать если 2-ое на вдох не звучит? Играйте через него! Не звучит? Еще играйте! Все равно? Не останавливайтесь… пробуйте) Ищите! НЕ СДАВАЙТЕСЬ!

Поделки: Губная гармошка своими руками


Ты не поверишь, но сделать губную гармошку своими руками довольно просто. Все что тебе понадобится - это две палочки от мороженого (без изгибов), две канцелярские резинки, одна спичка, прямоугольник цветной бумаги по размеру деревянных палочек.
Положи кусочек цветной бумаги поверх деревянной палочки, приклей поперек с боков два равных кусочка спички, сверху приложи вторую палочку. Обмотай получившуюся конструкцию с боков канцелярскими резиночками.
Твоя музыкальная губная гармошка готова.

Губная гармошка, или гармоника – это тот инструмент, который доводилось слышать каждому. Сегодня он популярен благодаря своей компактности, ценовой доступности и возможности самостоятельного обучения игры. Казалось бы, давно знакомое произведение при виртуозном исполнении на губной гармошке способно заиграть новыми красками. Сегодня мы расскажем все об этом инструменте.

GoldenMelody.jpg

История губной гармоники

В Северную Америку губная гармошка попала в 1862 г. благодаря Маттиасу Хонеру, а уже к 1879 году Хонер изготавливал в год до 700 тысяч инструментов.

Во времена Великой депрессии и Второй мировой войны в 30–40-е гг. двадцатого столетия происходило массовое переселение южан в северные штаты США и на западное побережье. Именно они привезли с собой гармонику в эти места.

В современном музыкальном мире губная гармоника переживает свое второе рождение. Расширяется круг стилей музыки, где используют ее звучание. Сегодня этот инструмент можно услышать в блюзовых и джазовых композициях, рок-, этно- и фолк-музыке, традиционно в стиле кантри и многих других музыкальных направлениях.

musicman.jpg

Губная гармоника сегодня очень популярна

Как она работает?

Губная гармоника представляет собой язычковый музыкальный инструмент, то есть внутри находятся медные язычки, которые колеблются в воздушной струе, создавая звук. Главное отличие губной гармоники от других язычковых музыкальных инструментов – использование языка и губ вместо клавиатуры. Язык и губы используют для того, чтобы выбрать специальное отверстие, которое соответствует определенной ноте. Музыканта, играющего на губной гармонике, называют харпером (harper).

howitworks.jpg

Схема строения гармоники

Разновидности губных гармоник

Если вы решили освоить этот музыкальный инструмент, то вам необходимо определиться с тем, какую гармонику нужно приобрести. Существует несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга. Чем? Давайте разбираться.

Диатоническая гармоника

hohnerdiatonic.jpg

Диатоническая гармоника

Гармоника этого типа имеет диатонический строй без полутонов. Для сравнения можете представить себе фортепиано, клавиатура которого имеет только белые клавиши. Таким образом, нужно овладеть определенными техниками, чтобы достойно играть на ней. Диатонические губные гармоники имеют диапазон от 1 до 4 октав. Именно такой инструмент лучше всего подходит для обучения и просто идеален для исполнения блюзовой музыки.

Хроматическая гармоника

Хроматические губные гармоники, в отличие от диатонических, позволяют воспроизводить все 12 нот в октаве, включая полутона. То есть снова проводя аналогию с фортепиано, вы играете на всех клавишах – и черных, и белых.

Научиться играть на ней сложнее. Например, для игры сложных музыкальных произведений на хроматической гармонике важно иметь хороший навык игры на диатонической, музыкальное образование и уметь читать ноты с листа.

hohnerchrometta10.jpg

Хроматическая губная гармошка

В хроматической гармонике предусмотрена возможность только сольного исполнения всех нот гаммы в пределах трех октав (включая полутона). Именно возможность точного попадания в одиночные ноты сделала гармонику этого вида одним из любимых инструментов джазовых исполнителей.

Хроматические гармоники объединяют в одном корпусе две гармоники, переключение между которыми осуществляется использованием специальной кнопки, расположенной на одной из сторон инструмента. При вдувании воздуха в отверстия гармошки вы получаете чистые, полные ноты. Нажимая кнопку, вы перекрываете подачу воздуха на определенные каналы, включая полутона.

Блюзовая гармоника

Блюзовая губная гармоника обычно имеет десять отверстий, в каждое можно играть как на вдох, так и на выдох. На инструментах такого типа можно играть хроматически с помощью специальных приемов — передувов и бендов.

bluesharp.jpg

Блюзовая гармоника

Тремоло-гармоника

Тремоло-гармоника имеет две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроенные относительно друг друга, за счет этого создается тремоло-эффект. На каждую ноту приходится два язычка, в результате чего звук получается более насыщенным.

weekender.jpg

Тремоло-гармоника

Эта губная гармоника довольно проста, и на ней очень легко научиться играть практически любому даже с минимальными музыкальными способностями. Но нужно помнить, данный вид довольно ограничен в возможностях, что связано с недостающими нотами. На тремоло-гармонике можно играть простые детские мелодии, русские и украинские народные песни, другие композиции.Тремоло-гармоника позволяет интерпретировать мелодии более эмоционально, создавая полновесное звучание.

Октавная гармоника

Октавная гармоника является разновидностью диатонической и представляет собой две звуковые пластины, звучащие одновременно и настроенные точно в октаву относительно друг друга. Это придает большую громкость и иной тембр звука.

seductora.jpg

Октавная гармоника

Басовая гармоника

В басовой гармонике каждое отверстие играет только на выдох, на каждую ноту приходится по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

hohnerbass.jpg

Басовая гармоника

Аккордовая гармоника

Аккордовая гармоника состоит из двух подвижно закрепленных пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Выбор губной гармоники

Если вы решили научиться играть на губной гармошке, то к выбору инструмента нужно подойти со всей серьезностью. Обозначим несколько моментов, на которые стоит обратить внимание при выборе.

Тип губной гармоники. В первую очередь необходимо определиться, в каком стиле вы планируете играть и как часто будете музицировать. От этого зависит тип инструмента и его класс (ученический или профессиональный).

Материал язычков. Этот критерий напрямую влияет на долговечность инструмента. Например, компании HOHNER и SUZUKI используют в своих гармошках медные язычки, а компания SEYDEL впервые стала использовать в своих инструментах стальные язычки, которые дольше не расстраиваются и являются более долговечными.

Качество изготовления. Благодаря огромной популярности и доступности губные гармошки зачастую имеют низкое качество, их можно встретить практически везде как сувенир или детскую игрушку. Поэтому лучше выбирать губную гармонику в магазинах музыкальных инструментов. Например, такие производители, как HOHNER (Германия), STAGG (Бельгия), SUZUKI (Япония), выпускают широкий ассортимент качественных губных гармошек: от самых простых (ученических) до элитных моделей из благородных пород древесины и прочного металла. При этом ученические модели отличаются от профессиональных в основном используемыми материалами.

Форма накладок. Если вам нужна гармошка, которая будет удобна при вашем стиле игры, то стоит подумать о форме накладок.Например, накладки у гармоник "LEE OSKAR" и "HERING BLUES" хорошо подходят для блокирования языком, а у гармоник "GOLDEN MELODY" и "SUZUKI" – губами.

Громкость. Громкость инструмента определяется формой накладок, временем отклика и воздухопроницаемостью. Меньшей воздухопроницаемостью обладают гармошки с пластиковым корпусом. Характеристики древесины же постоянно меняются из-за колебаний температуры и влажности.

Итак, инструмент приобретен. Что же дальше? Нужно научиться играть.

Техника игры на губной гармошке

Чтобы играть на губной гармонике, вам необходимо овладеть тремя основными техниками постановки языка и губ: свистом, u-образной блокировкой и блокировкой языком.

550px-Play-a-Harmonica-Step-10-preview-Version-2.jpg

Правильное положение рук при игре на гармонике

При технике U-блокировки нужно свернуть свой язык в букву U (трубочкой), когда левая и правая стороны языка блокируют крайние отверстия.

При блокировке языком необходимо использовать язык и губы. Это самая популярная техника, так как позволяет легко перестроиться с ноты на аккорд.

728px-Play-a-Harmonica-Step-4-preview-Version-2.jpg

Музыкант должен держать гармонику именно так

Как выбрать губную гармошку

Губная гармошка - инструмент знакомый нам с детства. Этот язычковый духовой инструмент, имеющий характерный рокочущий металлический звук, популярен в блюзе, джазе, роке, кантри и фолк музыке. Губная гармоника во многом сформировала звучание этих жанров в начале XX века. Не удивительно, что инструмент получил большое количество почитателей по всему миру.

Существует множество разновидностей губных гармошек – хроматические и диатонические, тремоло и октавные, басовые, оркестровые, игрушечные, с металлическими язычками и медными. Как же не потеряться во всем этом многообразии, и выбрать свой первый инструмент?

Виды губных гармошек

Виды губных гармошек

Профессиональные музыканты, исполняющие сложные композиции на губных гармониках, рекомендуют далеко не любой инструмент в качестве своего самого первого. Дело здесь не столько в качестве самой гармоники, а в её типе. Ниже мы разберем основные виды губных гармошек и рассмотрим их отличия.

Оркестровые губные гармоники

Оркестровая губная гармоника

Оркестровые губные гармоники являются, пожалуй, самыми редкими инструментами из всех видов, что здесь представлены. К оркестровым гармошкам относятся басовые гармоники, аккордовые гармоники, инструменты, имеющие несколько мануалов. Ввиду своей сложности и редкости, данный подтип не подходит для начального обучения.

Хроматические губные гармошки

Хроматическая губная гармоника

Эти гармошки обладают тем самым классическим звучанием, но имеют одну интересную характеристику – наличие всех звуков звукоряда, как, например, у фортепиано. То есть, помимо основных тонов здесь присутствуют полутона, включаемые в работу клапанами при помощи специальной кнопки на корпусе. Хроматическая губная гармошка имеет сложную конструкцию и позволяет играть во всех тональностях хроматического звукоряда. Её можно легко отличить от других по наличию специальной кнопки переключения клапанов.

Такие инструменты чаще всего используются в джазе, оркестровой и классической музыке, и их не рекомендуют для знакомства с губной гармоникой в виду повышенной сложности. Если вы хотите научиться играть на хроматической гармошке – наберитесь опыта на более простом (диатоническом) инструменте, освойте все методики звукоизвлечения и только потом пробуйте освоить данный инструмент.

Октавные губные гармоники

Октавная губная гармошка

По большому счету, эти инструменты относятся к диатоническим, о которых мы поговорим ниже. Разница только лишь в том, что, в этом подтипе гармоник, на каждое звуковое отверстие приходится дополнительное, настроенное с основным в октаву.

Это значит, что музыкант, извлекая одну ноту, слышит её сразу в двух диапазонах – басовом и в верхнем регистре. Это расширяет, обогащает звучание, придает ему особый шарм, но октавная губная гармошка не подходит для начинающих.

Тремоло губные гармошки

Губная гармошка тремоло

Как и в предыдущем подтипе гармошек, эти также имеют по два отверстия на одну ноту. Разница в том, что теперь отверстия настроены не в октаву между собой, а почти в унисон, с небольшой расстройкой. Это дает характерную пульсацию при игре, эффект вибрации, звучание получается очень насыщенным и фактурным.

Конечно же, вы можете попробовать начать с губной гармошки термоло, но опытные музыканты этого не советуют, потому что излишества в звучании могут сбить с толку новичка, для которого важно научиться чисто и правильно извлекать базовые звуки губной гармоники.

Диатонические губные гармошки

Диатоническая губная гармошка

Губная гармошка для начинающих

Как вы убедились, самый простой тип инструмента – диатоническая губная гармошка и именно с неё стоит начать обучение. Диатонические губные гармоники считаются лучшим вариантом для начинающих – их функционала достаточно, чтобы научиться исполнять все основные приемы игры, такие как передувка, блокировка клапана, вибрато, артикуляция ладонями и другие. Кроме того, большинство учебников по игре на губных гармошках концентрируются на изучении именно диатонического инструмента.

Губная гармошка для начинающих

При выборе гармошки также стоит отдавать предпочтение известным брендам. Например, такой популярный бренд как Hohner уже более 150 лет производит на свет губные гармошки. Линейка его продукции так широка, что позволяет выбрать губную гармошку высокого качества на любой вкус. Опытный продавец всегда даст рекомендации относительно тональности и типа инструмента.

Как правильно выбрать строй губной гармошки

Как правильно выбрать строй губной гармошки

В тот момент, когда вы освоите все базовые приемы игры, вы сможете играть на гармонике любой тональности, в соответствии с вашей задумкой, личной симпатией, либо ключе, в котором играет ваша группа. Профессионалы не стремятся выбрать губную гармошку универсального типа - таких просто не бывает, а имеют в своем арсенале несколько видов гармошек разной тональности.

Как настроить губную гармошку

Настройка губной гармошки

Губная гармошка, как и любой другой музыкальный инструмент, имеет действующую часть конструкции, благодаря которой извлекается звук. В формировании звука губной гармоники напрямую участвует её основной компонент – язычки, закрепленные на пластине из металла, которые вибрируют от дыхания музыканта.

Даже дорогие инструменты не всегда имеют идеальную настройку с завода, а со временем еще и расстраиваются. Это происходит из-за того, что язычки, вибрируя в процессе игры, меняют свое местоположение относительно пластины, на которых они закреплены, таким образом изменяется строй инструмента.

Сразу хочется оговориться, что настройкой губной гармошки нужно заниматься опытным музыкантам, либо мастерам, которые не испортят инструмент, а действительно способны улучшить его звучание настройкой. Точная подстройка важна для скоростной игры, выполнения бэндов и других продвинутых музыкальных приемов.

Губная гармошка устройство

Устройство губной гармошки

Принцип настройки достаточно прост, однако, требует опыта, аккуратности, терпения и музыкального слуха. Увеличивая промежуток между кончиком язычка и пластиной, мы понижаем ноту, которую он воспроизводит. Для повышения ноты делаем наоборот – уменьшаем зазор между краем язычка и пластиной.

Важно не опускать язычок ниже уровня пластины, тогда он попросту не будет звучать. Мастера регулируют язычки пальцами, пинцетом и даже зубочисткой. Движения осуществляются аккуратно, без излишнего нажима. Чтобы проконтролировать текущий строй язычка, используют обыкновенный тюнер. Для тонкой подстройки, опытные мастера используют маленький напильник, подпиливая край язычка, либо его основание.

ГУБНЫЕ ГАРМОНИКИ

Есть два главных вида губных гармошек (гармоник): Диатоническая гармоника имеет 10 отверстий для рта. Она играет гамму из семи нот только в одной тональности. Хроматическая гармоника имеет до 16-ти отверстий и специальный регулятор для дополнительных звуков. Так что она может исполнить любую тональность. Когда воздух проходит через гармошку, в нее попадает и слюна. Поэтому внутренние детали изготавливают из пород дерева не увеличивающихся в объеме и не издающих запаха при многократном увлажнении. Изготовление стандартной хроматической гармоники начинается с куска груши (дерева), размером 14х3 см. Его прижимают к станку, который вырезает ряд воздушных камер спереди и сзади. Так получается компонент, называемый — Гребень. Пресс проделывает щели в латунном листе толщиной 1 мм, в которых будут крепиться язычки. Эта панель в итоге покроет верхнюю часть гребня, а ее щели совпадут с воздушными камерами гребня.

Другой станок вырезает язычки из сплава на основе латуни, специально разработанного для повышения качества звука и коррозионной устойчивости. Работая только над одним размером за один раз они вырезают партию из нескольких сотен язычков. Они проверяют один язычок из каждой партии при помощи камертона, дергая его, чтобы посмотреть — издает ли он точный звук. Размер и форма язычка определяет издаваемую им ноту. Чем он длиннее — тем ниже звук, и — наоборот. Теперь язычки крепят заклепками к панели — один язычок для каждой ноты. Соответствующие язычки устанавливаются на противоположных сторонах панели. При такой конфигурации, если дуть в гармошку с одной стороны — вибрирует один язычок, а если втягивать воздух в себя — то другой. Они делают плоским один язычок с каждой стороны. Это прочнее крепит язычки к основанию, а остальные могут вибрировать. При необходимости язычок можно подпилить внизу. Так щель не будет препятствовать его движению.

Теперь за работу принимается настройщица. Она тестирует каждый язычок на панели и сравнивает звучание с идеально настроенным набором язычков. Если звук не соответствует, то она подпиливает его, и таким образом регулирует звук. Как только панель язычков настроена — ее крепят к верхней части гребня. Язычки и щели совпадают с воздушными камерами гребня. Работники скрепляют части стальными гвоздями, покрытыми латунью для предотвращения коррозии.

Теперь переходим к двухсекционной крышке, которая разделяет внутренние компоненты. Для стандартных моделей на фабрике используют нержавеющую сталь, начиная с листа толщиной менее половины миллиметра. Более стильные гармошки имеют крышки с серебряным или золотым покрытием. Лист проходит через пресс набором пуансонов. Они последовательно вырубают заготовки крышек. С начала — искусство, потом — обрезка под размер, а уж потом — придание формы.

Работники вставляют гребень между двумя крышками. Затем скрепляют все вместе либо гвоздями с латунным покрытием, либо латунными винтами, которые иногда заменяют никелированными винтами. Мундштук хроматической гармоники расположен по верх отверстий для воздуха. Обычно его изготавливают из хромированной латуни, которую слегка изгибают под прессом. Мундштук закрывает губы от регулятора внутри. Этот механизм состоит из трех частей: ползунка с кнопкой, расположенного между двумя панелями. Мундштук привинчивают к передней части гармошки. Если нажать на кнопку мундштука, воздух перенаправляется, повышая звук на пол тона.

Ни одна гармоника не покидает фабрику не пройдя проверку. Но здесь не дуют в каждый инструмент. Для этого используют специальную машину, которая вдувает и вытягивает воздух. Последняя операция на участке очистки. Здесь работники проверяют отсутствие царапин, а затем проводят полировку и упаковку. Так что каждая гармошка выглядит так же красиво, как и звучит.

Читайте также: