Фразеологический словарь своими руками для детей
Добавил пользователь Alex Обновлено: 09.09.2024
Устойчивые фразы в русском языке, обладающие иносказательным значением, принято называть фразеологизмами. С их помощью не только можно украсить речь человека, сделав ее более эмоциональной, но и развить творческий потенциал, например, предложив ребенку нарисовать рисунок на тему предложения с переносным смыслом.
Основная информация о фразеологизме
Большинство фразеологизмов обладают богатой историей и с течением времени уже перешли в разряд архаизмов.
Согласно общепринятой классификации Виноградова (советский ученый – лингвист), русский язык насчитывает 3 основных группы фразеологизмов:
Фразеологизмы в картинках
Рисунок на тему (фразеологизмы подбираются учителем с учетом возраста конкретной группы школьников) смысла известных устойчивых словосочетаний способствует развитию зрительного восприятия детей 8 – 12 лет.
Также наглядно иллюстрирует то, как они понимают обсуждаемое выражение (если картинка нарисована самими учащимися) или то, как они должны ее понять (если учитель в ходе разъяснения смысла фразеологизма облегчает понимание, показывая уже готовое соответствующее изображение).
2-3-4 классы
Рисунок на тему фразеологизмы — для учащихся 2-4 классов они должны быть поверхностными, состоящими из минимального количества компонентов.
Рисунки на тему значения устойчивого словосочетания должны показываться ученикам с параллельным рассказом учителя о значении фразеологизма, а также истории его возникновения в сжатой форме.
Согласно первой, кошки несмотря на то, что с рождения обладают развитыми слезными каналами, крайне редко ими пользуются. А значит, слез за свою жизнь они выплакивают крайне мало.
По одной из них, значение фразы связано с тем, что курица с древности считалось одной из самых глупых и бесхарактерных птиц.
Люди, не заботящиеся о том, чтобы их записи выглядели аккуратно и могли быть прочитаны окружающими, ассоциируются с недалекими птицами, обладающими ограниченным интеллектом.
Другая версия связана с тем, что курицы в естественной для себя среде начинают бегать по двору, хаотично передвигая ногами.
Несмотря на свою необычность, история возникновения рассматриваемого словосочетания максимально поверхностна и имеет отношение к инстинктам всех живых существ.
Находясь в дикой природе, животные, поддаваясь своим врожденным привычкам, разворачивают, а в ряде случаев, в прямом смысле, развешивают, уши в сторону, откуда был слышен посторонний шорох.
Эта фраза произошла от сравнения глаз чувствительного человека с участком земли, находящемся на мокром месте.
Там люди, развлекающие правителей, использовали в своих представлениях погремушки, внутренняя часть которых наполнялась горохом.
Это устойчивое словосочетание возникло на основе визуального сравнения внешнего вида капель воды, вытекающих из одного крана или природного источника.
5-6 классы
Рисунок на тему фразеологизмы — для учеников среднего звена необходимо подбирать такой, иллюстрация или поверхностный смысл которого будет смешной для подрастающего поколения.
Такой рисунок на тему значения устойчивых словосочетаний в 5-6 классе дети могут создавать уже самостоятельно, ориентируясь на описание смысла, озвученное учителем.
Использовать его в речи начали еще в древности, когда носом называли компактную деревянную доску, выполняющую функции записной книжкой для своего обладателя.
История возникновения фразеологизма связана с тем, что раньше бабушками называли женщин, по их словам, способных предсказать будущее.
Это словосочетание произошло от оборота, являющегося своего рода профессиональной лексикой охотников.
Возникновение этого устойчивого словосочетания связано с его прямым значением.
По одной из версий, эта фраза связана с методом управления животными в Древней Греции, когда в звериный нос вставлялось специальное кольцо, к которому привязывалась веревку.
С помощью натягивания или ослабления веревки человек указывал животному, как ему вести себя в настоящий момент.
По легенде, в один день известного мудреца Древней Руси облили водой из ведра, после чего, спустя несколько часов пошел сильный дождь.
Детские рисунки о чувствах и эмоциях
Фразеологизмы помогают взрослым людям культурно выражать свои эмоции, зачастую носящие негативный окрас.
Детям, чтобы дать возможность поразмышлять на тему внутреннего состояния, рекомендуется предлагать создавать рисунки, не задействуя в процессе посторонних лиц.
Организовать работу следует так:
- Подготовить ребенку рабочее место, выложив на стол несколько листов бумаги, карандаши, фломастеры и краски.
- Показать несколько примеров рисунков, иллюстрирующих эмоции других людей (например, солнце – это символ хорошего настроения, дождь – плохого и так далее).
- Предложить школьнику самостоятельно создать картинку своего внутреннего мира.
- Интерпретировать получившееся изображение и, при необходимости, обсудить с ребенком то, что его тревожит или заставляет грустить.
В результате такой игры могут получиться разнообразные иллюстрации:
Он получает достаточное количество внимания со стороны всех членов семьи, радуется, когда удается собраться всем вместе.
Нарисованная на фоне радуга с остатками туч свидетельствует о том, что в недавнем прошлом ребенок пережил негативный опыт. Это может быть, как ссора с родителями, так и получение низкой оценки в школе.
Он не хочет общения и предпочитает отказываться от пристального внимания даже со стороны своих родителей.
Если в недавнем времени у школьника был конфликт с родителями или учителем, для психологического комфорта подрастающего человека, необходимо разобрать эту ситуацию, дав ребенку выговориться и объяснить свою точку зрения.
Мама и папа для него всегда заняты и находятся на большой дистанции.
Уместно используемые в речи человека фразеологизмы, не только считаются признаком его интеллигентности и образованности, но и помогают, в случае необходимости, более четко выражать эмоции во время разговора с собеседником.
Рисунки, создаваемые школьниками младшего и среднего звена, на тему значения устойчивых выражений, наглядно иллюстрируют смысл конкретного речевого оборота, помогая запомнить его значение. Рисовать эти картинки сможет и сам ребенок, выплескивая таким образом на бумагу свои эмоции и расслабляясь психически и эмоционально.
Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Речь – это способ общения между людьми. Чтобы достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать свою мысль, используются многие лексические приёмы. Фразеологизмы– устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определённому языку. Для вас — ожившие фразеологизмы в картинках.
как кошка с собакой рубит сук
ребус курица лапой
курица пишет я схожу с ума в галоше
крокодил с гуся вода отгадай ребус сесть в калошу
сесть в лужу загадки водить за нос кот наплакал веселая страничка общий язык
пословицы голова позади улыбка сесть в лужу шуточные рисунки загадка в рисунке вспомни мужик в лодке на чистую воду
мотать на ус хромать в арифметике дразнить друзей выйти из себя что зашифрованно подбери фразеологизм крокодиловы слезы взять быка за рога узнай по рисунку белая ворона только пятки сверкают ухо востро поход за нос дружите с головой
Русский язык богат и разнообразен. В нем есть великое множество хороших слов и выражений, которые украшают нашу речь. Но иногда, чтобы добиться речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Ярче, эмоциональнее выразить отношение к происходящему помогут более сложные лингвистические конструкции – фразеологизмы.
Что такое фразеологизмы?
В повседневной жизни часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда мама отчитывает нерадивого сына в бездействии:
И в первом, и во втором случае выделенные выражения, являются фразеологизмами. Это особые средства выразительности, которые более точно подчеркивают то, что хотели сказать мама и учительница.
Фразеологизмы—это устойчивые (неделимые) сочетания слов, имеющие переносное значение.
В данном правиле сформулированы основные признаки фразеологизмов, т.е. то, что отличает их от других словосочетаний. Рассмотрим каждый в отдельности.
Признаки фразеологизмов
Ребенок должен понимать, что не все слова можно считать фразеологизмами и должен научиться находить их в тексте и речи. Это можно сделать, поняв, по каким признакам они дифференцируются. Вспомним правило: фразеологизмы—это устойчивые (неделимые) сочетания слов, имеющие переносное значение.
Происхождение фразеологизмов
Фразеологизмы часто называют крылатыми выражениями.
Откуда же они появились? Основная часть фразеологизмов исконно русского происхождения. Они связаны с историей, культурой русского народа; обычаями и традициями наших предков.
Интересные факты из истории происхождения некоторых фразеологизмов
Повесить нос
Глухая тетеря
Бить баклуши
Держи карман шире
Зачем нужны фразеологизмы?
В русском языке насчитывается несколько десятков тысяч фразеологизмов, но, к сожалению, в речи они используются редко. Почему так происходит? Дело в том, что многие люди просто не знают данных средств языка. Порой, не понимают их значения, затрудняются в правильном выборе в зависимости от смысла высказывания. Фразеологический словарь—надежный помощник в данной ситуации.
Фразеологизмы – важная часть словарного запаса любого человека. И для того, чтобы стать культурным, грамотным, успешным в общении, нужно изучать и правильно использовать эти интересные выразительные языковые средства. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в речи фразеологизмы. Они делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.
Фразеологизмы это устойчивые выражения, значения которых не совпадает с значением каждого отдельного слова, входящего в фразеологизм. Рисунки фразеологизмов с подписями помогут маленькому ребенку не только лучше запомнить известные выражения и их значение, но и обогатить свою собственную речь интересными высказываниями.
Фразеологизм подложить свинью означает устроить большую неприятность.
В этих картинках зашифрованы фразеологизмы. А вы знаете их значение?
Фразеологический зверинец.
Фразеологизмы к слову для учеников в класс.
Рисунки загадки с фразеологизмами.
С объяснением и картинками.
Тянуть кота за хвост.
Льёт как из ведра. Это означает, что идет проливной дождь
Конкурс иллюстраций фразеологизмов.
Объясни значение выражения: Писать как курица лапой.
Как это понимать?
Читайте также: