Фрагмент урока как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 15.09.2024

Начинается эта работа, как и усвоение всех остальных единиц учебного материала, с подготовительного периода, который длится столько времени, сколько потребуется ученикам конкретного класса, чтобы научиться находить и опознавать орфограмму в слове.

1. Активизация имеющихся у детей знаний и умений в области звуко-буквенного анализа. Начинать работу с определения темы урока нецелесообразно, поскольку тот материал, с которым предстоит работать, является совершенно новым в речевой практике детей, и они просто могут не понять, что же их ждет сегодня. Более правильно в практических заданиях раскрыть перед учениками новое фонетическое явление, всем вместе понаблюдать его, разобраться в его сути, а потом уже обозначить как тему урока.

В качестве организационного момента можно использовать задания, позволяющие переключить внимание школьников в область фонетики.

Учитель читает ряд слов и просит отгадать последнее из них.

  • — Птицы — стая, коровы — стадо, овцы — отара, лошади —.[Табун.)
  • — Гусеницы и червячки — птицы, кости и мясо — собака, зайцы и куры —. [Лиса.)

Используя слова, которые заведомо требуют пояснения, учитель получает возможность постоянно, на каждом уроке уточнять и обогащать словарь детей.

Когда нужное слово будет отгадано, детям дается задание начертить его звуко-слоговую (или слого-звуковую) схему и обозначить ударный гласный. Составляется план выполнения этого задания (рассмотрим его звукослоговой вариант).

  • — Нам надо начертить звуко-слоговую схему. Что надо делать сначала — показать количество звуков кружками или количество слогов короткими черточками? (Количество звуков — кружками, а потом разделить на слоги, потому что схема звуко-слоговая.)
  • — Чтобы начертить такую схему, что мы должны сделать первым действием? (Проговорить слово, четко произнося каждый звук, внимательно прислушиваясь к себе и следя за своей артикуляцией.)

Дети по руководством учителя составляют план действий и записывают его на доске и в тетрадях условными знаками, затем выполняют его:


После этого предлагается отгадать две написанные на доске или на карточках загадки, начертить слого-звуковые схемы слов-отгадок, вписать буквы гласных звуков и проставить ударение:

К нам приехали с бахчи полосатые мячи.

Висит сито, не руками свито.

На доске и в тетрадях появляются схемы:


2. Наблюдение несовпадения буквы гласного звука и самого звука в безударной позиции.

Учитель выставляет на доске картинки, изображающие дуршлаг, сеть, сито, паутину, и рядом рисует звуковую схему слова сито. Затем дает задание назвать предметы, определить, какое слово обозначает представленная схема, и поместить ее под соответствующей картинкой.

Ученики чертят эту схему в своих тетрадях, слушают, как звучат в этом слове гласные звуки, обозначают их красным цветом, записывают их над схемой в квадратных скобках и, где надо, ставят ударение.

  • — В слове сито два гласных звука — ударный [и], безударный [а].
  • — Найдите, пожалуйста, слово сито в загадке про паутину. Давайте напишем его под схемой так, чтобы каждая буква была расположена под соответствующим звуком.

Учитель показывает на доске, как надо выполнять задание:

  • — Что вы можете сказать о гласных звуках в этом слове и о том, какими буквами они обозначены? (Мы говорим [сита], а написано сито. Буква о не совпадает со звуком.)
  • — Давайте в схеме тот звук, который не совпадает с буквой, изобразим не кружком, а треугольничком. Это опасное место в слове — здесь можно сделать ошибку.

В схеме последний красный кружок преобразуется также в красный треугольник: ОФОА.

Далее учитель выслушивает предположения учеников, в чем причина несовпадения звука и буквы, и помогает им связать это явление с ударением.

3. Закрепление результатов наблюдения.

А. Работа со словами, которая может быть организована двумя способами.

Если в классе много слабых учеников, которым трудно переключаться с орфографического на орфоэпическое произнесение слов, то лучше в работе идти от звучащего слова к написанному. В этом случае можно либо давать ученикам толкования слов или загадывать загадки, либо просто называть эти слова, причем предъявлять их не в том порядке, в каком они будут написаны, а вразбивку.

После отгадывания загадки дети проговаривают ключевое слово, слушают, как звучат в нем гласные звуки.

Учитель просит их рассмотреть написанные на доске или карточках слова окно, коса, соска, каток, найти среди них отгаданное слово, прочитать его орфографически, сравнить звуки и буквы: [акно] — окно, [каса] — коса и т.д. Под каждой буквой гласного звука в квадратных скобках пишется звук и ставится ударение:


В достаточно хорошо подготовленном классе учитель предлагает ученикам сначала прочитать слова, потом произнести их орфоэпически, сравнить гласные звуки и буквы, которыми эти звуки обозначены.


Этот вывод фиксируется в виде таблицы, которую заполняют сами ученики:

Позже они составят подобную таблицу и для безударного [и].

Б. Отгадывание загадки.

Эта форма работы чрезвычайно эффективна в начальных классах; она мобилизует активность и внимание детей, создает для них определенную возможность эмоциональной разрядки, побуждает к осмысленному поиску.

Учитель загадывает детям загадку Голоднамычит, сытажует, малым ребяткам молока дает. Дети отгадывают ее и произносят отгадку орфоэпически [карова]. После этого учитель предлагает им начертить слого-звуковую схему слова корова.

Здесь следует последовательно подсказать им план действий и, чтобы излишне не утомлять детей, тут же пошагово их выполнять:

Первым действием проговариваем слово по слогам и чертим слоговую схему:___.

Вторым — начертим звуковую схему, проговаривая слово по слогам и внимательно вслушиваясь в каждый слог: О О О О О О.

Третьим — находим и обозначаем красным цветом гласные звуки:

Пятым — слушаем безударные гласные и определяем, являются ли они опасным местом. (Да, являются.) Кружки, обозначающие безударные гласные, дорисовываем до треугольников: О А О О О А-

После этого учитель молча пишет на доске слово корова и предлагает ученикам сравнить безударные гласные звуки и буквы, которыми они обозначены в слове.

  • 4. Определение темы урока.
  • — Вы уже, наверное, поняли, что является темой нашего урока?

Дети по-своему называют тему урока, учитель соглашается с ними, подправляя их высказывания, и формулирует тему.

Ученикам предъявляются картинки, изображающие сосну, рябину,

кокосовый орех (кокос).

Коллективно составляется план действий, аналогичный плану работы со словом корова.

После того как схемы будут начерчены, учитель предлагает ученикам выбрать одно слово, буквы которого они умеют писать. Для этого они должны вспомнить буквы, которые к этому моменту уже изучили, посмотреть в словаре, как пишется слово (учитель может указать им страницу словаря), и написать его.

6. Слуховой диктант.

Учитель диктует слово, например ворон, и просит учеников разделить его на слоги. Затем они самостоятельно чертят его слого-звуковую схему, проговаривая слово по слогам, обозначают гласные звуки красным цветом и ставят ударение.

Теперь нужно вписать буквы гласных звуков. Начинается рассуждение.

— Прежде всего, мы смело можем вписать букву ударного гласного, потому что тут нет сомнений: как слышим, так и пишем. Во втором слоге — гласный безударный. Слышится [а], но может быть написана буква а или о. Что будем делать? (Обозначим этот звук красным треугольником.)

Аналогично проводится работа с другими словами, например: очки, пора, при этом уточняются значения этих слов.

На последующих уроках обучения письму ученики постоянно выполняют задания на определение безударного гласного в слове. В ходе этих упражнений учитель обращает их внимание на тот факт, что гласные звуки [у], [ы] в ударной и безударной позициях практически не различаются: р[у]ки — р[у]ка, р[ы]ба —р[ы]бак. Таким образом, постепенно выясняется, что опасным местом в слове, по сути, являются лишь два звука — [а] и [и]. На них и следует обращать особое внимание.

Цель: ввести единую единицу измерения длины и измерительный прибор.

Задачи : 1) познакомиться с новой единицей измерения – сантиметром;

2) сравнить мерки с длинной клеток;

3) научитьсявыражать длину отрезка в сантиметрах;

5) сравнить предметы разных длин с помощью самодельной линейки;

6) познакомиться с фабричной линейкой, сравнить её с самодельной.

1 этап. Создание проблемной ситуации.

Учить: сейчас мы с вами попробуем измерить длину предмета. Вы будете работать в парах. На партах у вас лежат полоски из цветной бумаги. Возьмите любую полоску, какая вам нравится, и измерьте длину своей парты.

- Измерили? Давайте я запишу на доске результаты вашего измерения. Миша, сколько у тебя получилось? Маша? Ксюша?

- Интересно, у вас получились разные ответы, хотя вы все измеряли одинаковые парты.

- Давайте посмотрим фрагмент этого мультфильма.

- Чем занимались звери? (измеряли длину удава)

- Как они её измеряли? (попугаями, мартышками, слонами)

- Что у них получилось? Миша? (38 попугаев, 5 мартышек, 2 слона) Все согласны с Мишей? Поднимите руки кто не согласен.

- Ребята, вы измеряли одинаковые парты, но у вас получились разные ответы. Звери измеряли длину одного и того же удава, но у них тоже получились разные ответы. Как это понимать?

(Мы измеряли парты полосками разной длины. Так же, как и звери в мультике мерили длину удава животными разных размеров)

2 этап. Знакомство с сантиметром.

- Совершенно верно! Ребята, а на Руси, для того чтобы измерить предмет, использовали локоть. (демонстрируется на экране). Как вы думаете, а такой способ измерения предметов удобный?


(Потому что локти у разных людей имеют разную длину)

- Правильно! Мы с вами убедились в том, что неудобно проводить измерения разными предметами, что нужна единая мера длины. И в середине 19 века появляется Международная система измерения (СИ). Сегодня мы познакомимся с одной из мер СИ – это сантиметр (пишется на доске, показывается наименование СМ – без точки)

- Открываем конвертики и достаем полоски и мерку. Перед вами мерка длиной в 1 см. Давайте наложим ее на страницу вашей тетради. Что мы замечаем?

(Мы видим, что в 1 см умещается 2 клетки)

3 этап. Упражнения для измерения длин в сантиметрах.

- Давайте возьмем синюю полоску и посмотрим сколько сантиметровых мерок поместится в ней? Ваня?

- У всех так? Хорошо. А теперь возьмите красную полоску. Сколько помещается в ней? Настя?

- Все согласны с Настей? Кто не согласен поднимите руку. Молодцы! А возьмите желтую полоску, сколько мерок посещается в ней? Ваня?

(мерок не хватает, я поместил 6, но полоска заполнилась не вся)

- У кого получилось также? Ну вот, ребята, тогда нам нужно найти другой способ, чтобы измерить эту полоску. Может кто-нибудь знает как?

(можно мерить одной меркой и ставить отметки)

- Хорошая идея! Давайте попробуем сделать так! На сколько частей у вас разделилась полоска? Сколько мерок в ней поместилось? (8) Все согласны?

4 этап. Изготовление самодельной линейки.

- Правильно! А теперь возьмите зеленую полоску и проделайте тоже самое. (Определите длину полоски в см, используя мерку). Сделали? А теперь расчертите пронумеруйте эти отметки. Сколько у вас получилось? (10) У всех также?

- Хорошо! У нас получилась полоска, длина которой 10 см. Давайте опять возьмем красную полоску и измерим её, но уже другим способом. Наложим расчерченную полоску на красную так, чтобы их левые концы совпадали. А теперь посмотрим, напротив какого деления находится правый конец красной полоски? (напротив деления 5). Значит какая длина у красной полоски? (5 см)

- Верно. Мы с вами изготовили прибор для измерения длин. Кто знает, как он называется?

- Правильно! А как вам больше понравилось измерять длину? С помощью сантиметровых мерок, или с помощью линейки?

(с помощью линейки)

(так удобнее и быстрее)

- Давайте потренируемся измерять предметы с помощью самодельной линейки.

- Открываем учебники на странице 66.
Ребята, выполним задание. Измерим длину отвертки и длину гвоздя.


- Какой длины получилась отвертка? Миша?

- Все согласны? Кто не согласен поднимите руку.

- Хорошо. А какой длины получился гвоздь? Маша?

-У всех так? -Молодцы!

(Ещё пару таких упражнений)

6 этап. Знакомство с фабричной линейкой.

- Дети, уже несколько уроков мы с вами измеряем длину предметов с помощью самодельной линейки. Достаньте их и положите на парты. (Учитель проходит по классу и смотрит на линейки).

- Я заметила, что ваши линейки немного изменились: потерлись, помялись, а у кого-то даже маленько порвались. Мы можем с вами сделать вывод, что такая линейка не совсем надёжная. Поэтому я хочу познакомить вас с фабричной линейкой, которую вы наверняка уже видели (а может даже и пользовались ей). Достаём их из пенала.

(есть более мелкие деления)

- Верно, фабричная линейка делится еще на более мелкие единицы измерения, которые мы пока не знаем. Какие еще отличия?

(ноль не с начала)

- Правильно, деление 0 ставится не точно с левого края, а немного отступая от него. Это делают для точности измерения.

- А теперь давайте потренируемся делать измерения фабричной линейкой.

Вопрос 5. Какие задания из учебников математики для начальных классов можно использовать с целью формирования измерительных навыков учащихся?

На 3 этапе у детей формируются измерительные навыки с помощью различных упражнений. Перед введением рассматриваем проблемную ситуацию, в которой подчеркиваем, что в жизни использовать разные мерки для измерения длины неудобно. Можно рассказать о различных мерах длины на Руси, например, использовали локоть. Неудобно, т.к. локоть у разных людей имеет разную длину. Следовательно, нужны единые меры длины и в середине 19 века появляется Международная система измерения (СИ).

Первой единицей измерения, которую вводят в 1 классе, является сантиметр (см). Пишут это слово на доске и показывают наименование СМ (без точки). Выдаем мерки в 1 см и полоски, которые будет измерять ученик. Сравниваем мерку с длиной клеток и убеждается, что в 1 см 2 клетки. (М1М ч.1 с.66.)

Далее выполняем упражнения по измерению длин в сантиметрах:

1. Закрываем всю полоску моделями см , нужно узнать сколько см укладывается в отрезке.

2. Предлагаем полоску, для измерения которой не хватает моделей мерок, тогда используем одну мерку и ставим отметки. Такой способ неудобен. Подводим к введению линейки.

М1М часть 1 стр.66

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Теперь, чтобы узнать длину любой полоски, прикладываем первую расчерченную полоску к новой так, чтобы левые концы совпали, и смотрим напротив какого деления находится правый конец новой полоски. Сообщаем, что мы изготовили прибор для измерения длин отрезков – линейку.



Предлагаем упражнения, в которых ученики измеряют длины предметов с помощью этой линейки. Ей пользуются 1-2 урока, а затем предлагаем использовать фабричную. Но перед этим сравниваем ее с самодельной. Отличия: на фабричной есть более мелкие деления, эти единицы измерения мы пока не знаем. Деление 0 ставится не точно с левого края, но немного отступая от него. Это делают для точности измерения. М1Мч1стр66


М1Ич1стр73


М1Пч3стр1


М1Пч3стр2





М1Ач2стр28


Вопрос 6. Математическая экскурсия как форма проведения урока математики при ознакомлении детей с новой единицей измерения длины – километром. Тема, цели, методика подготовки и проведения экскурсии (см. Литовченко З. М., Багрий Н.И. Экскурсия по математике //Начальная школа, 1992 ,№№5-6).

Обучая детей математике, учитель начальной школы призван решать различные задачи:

- готовить учащихся к изучению предмета в старших классах;

- формировать основы научного мировоззрения;

- развивать логическое и творческое мышление;

- раскрывать роль математики в окружающей жизни и ее практическое применение.

Особой организационной формой обучения, связанной с наблюдением и изучением процессов окружающей действительности является экскурсия.

Сухомлинский В.А. писал об экскурсии в процессе обучения и воспитания:

Статьи основных методических журналов чаще всего посвящены экскурсиям для изучения вопросов дисциплин природоведческого, языкового и художественно-эстетического цикла. Экскурсия недостаточно используется при изучении математики.

Математические экскурсии являются эффективным средством достижения нового качества образования.

Экскурсия позволяет:

- увидеть математику вокруг;

- реализовать исследовательский подход;

- осуществить практикоориентированное и здоровьесохраняющее обучение.

Экскурсии на уроках математики способствуют развитию у детей: наблюдательности, внимания, мышления, речи; расширяют кругозор; повышают мотивацию обучения.

Экскурсии проводятся:

- перед началом работы над темой;

- в процессе работы по теме;

- после изучения одной или нескольких тем.

В подготовительный период педагогу важно продумать:

- объекты наблюдения,

- задания и вопросы,

- оборудование (если потребуется).



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Независимо от того, где Вы обучаетесь (школа, СУЗ или ВУЗ), каждый педагог тщательно планирует каждое занятие. Уроки и пары проходят согласно определенному сценарию, призванному дать конкретные знания и навыки учащимся. Все это происходит благодаря разработке так называемых план-конспектов. Сегодня мы расскажем об особенностях планирования уроков с учетом всех требований и нужд учащихся.

Независимо от того, где Вы обучаетесь (школа, СУЗ или ВУЗ), каждый педагог тщательно планирует каждое занятие. Уроки и пары проходят согласно определенному сценарию, призванному дать конкретные знания и навыки учащимся. Все это происходит благодаря разработке так называемых план-конспектов. Сегодня мы расскажем об особенностях планирования уроков с учетом всех требований и нужд учащихся.

Что это такое?

План-конспект занятий представляет собой документ, который помогает преподавателю донести до детей все необходимые сведения и материалы в рамках изучаемой дисциплины и темы. Он формируется для каждого занятия и учитывает определенные требования:

  • Продолжительность занятия: 45 или 90 минут;
  • Возможности учащихся: их возраст, навыки и умения, особенности в развитии, способности и таланты. Притом данные критерии познаются в ходе знакомства педагога с детьми на протяжении всего обучения.
  • Требования ГОСТ: цель занятия, методы и задачи, наличие основного и закрепляющего материалов, ход занятия (что должен сделать педагог и что будут выполнять дети) и пр.
  • Образовательная программа: учет выделенных часов и формирование годового плана занятий, определение количества занятий для прохождения и закрепления темы, подготовка заданий для самостоятельной работы учащихся и пр.

План-конспект занятия должен помочь учителю поэтапно привить детям должные знания и навыки. В ходе разработки этого документа важно продумать каждую мелочь: как заинтересовать ребенка, как донести до него информацию, как помочь ему выполнить задание, сколько времени на это потребуется, нужен ли раздаточный материал, вопросы для проверки усвоения информации и т.д.

Как разработать план-конспект занятия?

Для разработки плана занятия необходимо разобраться, что он должен содержать. Прежде всего, преподавателю следует отразить в документе следующие моменты:

  • Тема занятия: конкретизируется, что именно будут проходить дети, какой аспект и термин изучать;
  • Цель урока: формулируется, исходя из изучаемой дисциплины и конкретной темы. Важно, чтобы она включала в себя три функции: общеобразовательную, развивающую и воспитательную;
  • Ход занятия: что должен рассказать и показать учитель, какие задания выполнят дети, в какой последовательности. Здесь прописывается все: вплоть от приветствия и до объявления итогов занятия, поручения домашнего задания;
  • Подготовка домашнего задания и дополнительных заданий для закрепления пройденной темы;
  • Также допустимо повторение ранее пройденной темы (для закрепления).

Важно, чтобы план-конспект учитывал продолжительность занятия, а непосредственно на нем разобраны все основные и сложные моменты. Домашнее задание также должно способствовать закреплению пройденного материала, но при этом не перегружать учащихся.

При разработке план-конспекта урока педагог ориентируется на учебную программу, календарный план занятия (количество часов в год/триместр/четверть/месяц или неделю), уровень сложности заданий и их количество (от легкого к сложному) и т.д.

Оформление план-конспекта занятия

План-конспект уроков – это официальный документ, поэтому он должен быть оформлен в научном или деловом стиле, содержать исключительно важные моменты, подчеркивать мастерство педагога.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В составе файла должен быть титульный лист, оглавление, описание каждого раздела и заключение, список использованной литературы.

Оформление текста производится согласно общепринятым нормам ГОСТ: шрифт Times New Roman, размер шрифта 12-14, межстрочный интервал 1,0-1,5. Допустимо использование графических и табличных данных. Средний объем документа на каждое занятие достигает 3-5 страниц.

Педагог может отразить в план-конспекте занятия все примеры и их решения, домашнее задание с готовым ответом и пр.

Рекомендации экспертов по подготовке план-конспектов занятий

Формировать план занятия может только квалифицированный педагог. Доверять это дело учащимся или некомпетентным специалистам недопустимо.

Рекомендации по составлению плана-конспекта

На что обратить внимание при составлении плана-конспекта?

Важно изначально грамотно сформулировать тему занятия, определить цели и задачи. Далее следует выделить основные понятия, термины и формулы, которые подлежат обязательному рассмотрению и разбору. Важно учесть, какая часть материала может быть разобрана на текущем занятии, а какую часть можно перенести на следующее. На основе пройденной части необходимо правильно выдать домашнее задание для закрепления материала.

Преподаватель также может использовать современные средства представления информации: презентации, короткие видео, схемы и пр.

Пример план-конспекта занятия по математике для учащихся 3 класса

План-конспект для урока математики Образец плана-конспекта урока Составляем ход урока Как составить ход урока в плане-конспекте занятия Разработка хода урока по математике Заключительная часть плана-конспекта урока

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

На уроках ТРКМ меняется роль учителя. Он уже не является основным источником знаний, он координирует деятельность учащихся, строит урок так, чтобы у учащихся возникли собственные цели и мотивы для изучения нового. Данную технологию сложно использовать на всех уроках, эти уроки требуют тщательной подготовки.

На уроках целесообразно использовать занимательный материал, в ходе игры активируется мышление, внимание, память и формируется интерес к предмету. Когда ребенку понятно зачем и что он делает, не возникает противоречий. Он выполняет все задания осознанно. Очень важно на уроках использовать следующие приемы:

- создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;

- положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя:

- создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов; занимательность, использование музыкальных фрагментов, юмористические и физкультурные минутки.

Ниже приведены некоторые методики.

ФРАГМЕНТ 1. Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

На картине изображена _____________весна. ___________солнце освещает деревню. По __________небу плывут __________облака. ______________берёзы и _____________тополя тянут свои ветви к ____________небу. Радуются _________солнцу и теплу люди и животные. Весело бегут лошади по __________дорожке.

Резвится ___________жеребёнок. Все почувствовали наступление ___________весны.
Проверка: - Скажите, нужны ли в нашей речи имена прилагательные?
- Какую роль выполняют имена прилагательные?
С заданием справились. Молодцы!
Вывод: имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной.
ІІІ. Физминутка.
- Ребята, теперь все встанем и выполним с вами физминутку:

Толстый, толстый бегемот

Сделал влево поворот,

Взял билет на пароход,

И в дорогу бутерброд.

Открывает шире рот,

Ест огромный бутерброд,

А теперь наоборот.

- Молодцы, тихонечко сели.

Читайте также: