Фотографический желатин своими руками
Фотографические желатины классифицируют по двум основным признакам: скорости химического созревания и активности. Первый из этих признаков характеризуется быстротой достижения максимальной чувствительности при химическом созревании. Второй признак определяет величину максимальной светочувствительности. [1]
На протяжении многих лет лаборатория научной фотографии ГОИ весьма результативно решала задачи самого разнообразного характера, однако непосредственным вкладом в развитие химико-фотографической промышленности стали работы в области фотографического желатина , фотографических эмульсий, фотохимии галогенидов серебра, фотографической сенситометрии. [2]
Для этой работы нитроцеллюлоза может быть взята в виде кинопленки. Перед опытом с кинопленки необходимо снять слой фотографического желатина . Для этой цели пленку кипятят в 5 % - ном растворе Na2CO3, при этом желатиновый слой набухает и легко отстает. После промывки пленку помещают на сутки в этиловый спирт для удаления из нее пластификаторов и других низкомолекулярных органических веществ. [3]
Окрашенная вода затрудняет все производственные процессы ( в частности при переработке бумаги), - в которых особое значение придается окончательному цвету изделия, производство вискозной целлюлозы, отбеленной сульфитной целлюлозы, чисто целлюлозных и частично древесных графических бумаг из отбеленной целлюлозы, а также производство специальных и технических бумаг. Затруднения такого же рода возникают и при производстве пищевого и фотографического желатина , когда отбеленное сырье после промывки в воде, содержащей гуминовые вещества, приобретет темный и коричневый цвет. В текстильной промышленности появляются затруднения при отбелке и крашении текстильных изделий. [4]
Производство всех видов кинофотопленок за 1961 - 1980 гг. возросло примерно в 2 раза, а цветных - в 4 раза. Производство фотобумаги за эти же годы увеличилось в 2 6 раза: в 2 4 раза возросло производство фотографического желатина . [5]
Органическое вещество, очевидно, представляет некоторую часть исходного протеина, невидимому, с небольшим молекулярным весом, растворимую в холодной воде. Согласно Павлову и Барамбойму [3], такой продукт получается путем простого механического измельчения, и поэтому можно ожидать, что различные его количества находятся во многих фотографических желатинах . [6]
Окрашенная вода затрудняет все производственные процессы ( в частности при переработке бумаги), в которых особое значение придается окончательному цвету изделия, производство вискозной целлюлозы, отбеленной сульфитной целлюлозы, чисто целлюлозных и частично древесных графических бумаг из отбеленной целлюлозы, а также производство специальных и технических бумаг. Столь же высокие требования предъявляются к воде, используемой для энергетических ( питательная вода для котлов) и водохозяйственных надобностей. Затруднения такого же рода возникают и при производстве пищевого и фотографического желатина , когда отбеленное сырье после промывки в воде, содержащей гуминовые вещества, приобретет темный и коричневый цвет. В текстильной промышленности появляются затруднения при отбелке и крашении текстильных изделий. [7]
Диоксид серы, как обладающий дезинфицирующими свойствами, применяется для обеззараживания погребов, подвалов, чанов, а также при консервировании овощей и фруктов. Испарение жидкого диоксида серы сопровождается поглощением большого количества тепла, поэтому его применяют в холодильной технике при-охлаждении изделий мясо-молочной промышленности. Сульфиты используют для консервирования мяса и мясных продуктов, крови, бульонов, предназначенных для выработки фотографического желатина , а также для консервирования животного клея. Сульфит натрия используется как составная часть фотографических проявителей. В основном диоксид серы применяется в производстве серной кислоты и для отбеливания бумаги. [8]
Поскольку мощности Шосткинской и Переславль-Залесской фабрик были недостаточны, то уже в 1931 г. была поставлена задача построить в Казани третью, крупнейшую в Союзе, фабрику производительностью 150 млн. пог. Одновременно в Казани началось строительство фотожелатинового завода, который должен был обеспечить новую фабрику одним из основных видов сырья - фотографическим желатином . [9]
При электрофорезе на тонком слое носителя для разделения неорганических ионов имеет значение выбор подходящего электролита и сорта носителя. Возможность варьирования в выборе носителя также является преимуществом метода неорганического тонкослойного электрофореза. В качестве носителя в этом методе используют ацетилцеллюлозу [102] и целлюлозу [139], кварцевый песок [97], крахмал [435], соли гетерополикислот [275], кизельгур [295], силикагель с крахмалом [78, 419] или с гипсом [120], смесь тефлона и целлюлозы [109], фотографический желатин [261] и другие. [10]
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Сегодня, я начну рассказ о том, как грунтовать материалы (холст, бумагу, картон) для письма маслом.
Тема получается довольно большой, мне в привате задают вопросы на них хотелось бы ответить подробно, а это место и время. Так что запаситесь терпением. Помаленьку - разберемся! )
Начнем от печки. То есть от основы любого грунта - КЛЕЯ.
За свою сорокалетнюю живописную практику я использовал все клеи, какие только были доступны в СССР а затем в России. На данный момент в моей практике, в результате естественного отбора, остались желатин и ПВА.
Желатин бывает двух видов. Фотожелатин (сильно более дешевый) и пищевой желатин. Фотожелатин сколько не пытался, позже чем в 95 году - я не смог найти. Видимо, с появлением цифровой фотографии, производство фотожелатина постепенно сошло на нет.
Может быть кому нибудь из вас повезет и вы найдете фотожелатин!
Пищевой желатин - вещь хорошая! Один недостаток. Дорог!
Производители фасуют его в малепусенькие пакетики по 10, 15, 25 грамм и продают на вес золота.
Гады, что тут скажешь!
Но я искал терпеливо - и Бог помог мне. Я нашел магазинчик, где желатин продавался в целлофановых пакетиках по 50 грамм. Было видно, что его расфасовывали не на заводе.
Проявив настойчивость и обаяние с продавщицами мне удалось выйти на хозяина этого магазинчика, а уже с ним тет а тет, мы договорились и я купил у него несколько килограммов желатина по оптовой цене. Были мы с ним довольны друг другом! )
Вот так выглядит пищевой желатин.
Для грунтования основы (картона, бумаги, холста) желатином, ЖЕЛАТИН НУЖНО ПРИГОТОВИТЬ!
Запомните - нам для работы, понадобятся две банки готового желатина. Одна банка 5% желатина, другая 7%.
В пропорциях разведения желатина в воде мы будем исходить из 1 литра воды, для удобства счета. Итак, что бы приготовить 5% состав желатина мы берем 1 литр (1000 миллитров) воды и 50 граммов желатина.
(здесь, в скобках, я должен сказать, что если следовать букве закона технологии, то нужно конечно брать не 1000 миллилитров воды, а 1000 минус 50 млл (желатин) минус 100 млл - пластификатор (глицерин) и минус - 150 млл. - антисептик.)
Но, для начала, не будем буквоедами и будем исходить из того, что у нас есть 1 литр воды.
Теперь нам надо отмерить 50 граммов желатина. Как это сделать? Берем столовую ложку и черпаем ей желатин в пакете. (Это в моем случае, ибо желатина у меня - много!)
В одной столовой ложке - 15 граммов желатина. Стало быть на 1 литр воды нам надо три столовых ложки желатина и еще одну чайную. Итого - 50 граммов желатина на 1 литр воды.
Высыпаем желатин в воду и размешиваем. Получается вот такая бодяга.
Если вы не торопитесь, то дайте желатину 24 часа на разбухание. Если не терпится, до делайте паровую баню и желатин разведется в воде уже минут через 20 бани.
После того, как разведете в воде желатин - добавьте в смесь 25 миллилитров глицерина.
Глицерин я покупал довольно долго, в аптеке. В скляночках по 25 млл. Затем, мне удалось в приватной обстановке выпить спирту с химиками из университета и они мне подарили трехлитровую бутылку свежайшего, химически чистого глицерина.))
Так вот. Аптечного глицерина - вам понадобится одна бутылочка в 25 млл на 1 литр.
(На трехлитровую банку раствора, я добавляю 4 аптечных склянок по 25 млл. то есть - 100 млл.Чуть больше чем 25 млл. глицерина на литр воды)
Для чего нужен глицерин? Глицерин отличный пластификатор! То есть, после того, как мы загрунтуем холст и клей на холсте просохнет, глицерин в составе высохших слоев клея на холсте, останется пластичным. И эти свои свойстваглицерин передаст всему слою клея.
То есть, практически это выглядит так :
Клей на холсте, благодаря пластичности глицерина, сам становится пластичным и при нагрузке на слой клея, например нажатие пальцем, кистью, мастихином - клей не трескается! А значит, со временем, на холсте не появляются трещины-кракелюры. Глицерин придает слоям клея еще ряд преимуществ.
В общем, поверьте мне, пластификатор в клее - НЕОБХОДИМ!
Осталось добавить в раствор - антисептик. Это необходимо, для того, что бы в холсте не заводилась плесень, а если у вас после грунтовки холста останется раствор, что бы он не пропал, не завонял до следующего раза.
Я использую для этой цели обыкновенный раствор АНТИПЛЕСЕНЬ - купленный в строительном магазине.
Итак:
1 литр воды + 50 грамм желатина + 25 млл глицерина + 50 млл Антиплесень = 1125 млл раствора для грунтовки.
довольно подробно описал вам, как нужно готовить 5% раствор клея. Как готовить 7% раствор, надеюсь - сообразите сами? )))
1. Абазехов М.М., Азизов И.К., Картужанский А.Л., Лиев А.Х. О собственных полосах фотолюминесценции микрокристаллов AgBr фотографических эмульсий // Оптика и спектроскопия. – 1982. – Т. 52, № 2. – С. 286.
2. Азизов И.К., Картужинский А.Л., Лиев А.Х. О структуре ИК-полосы свечения сульфидосеребряных центров на микрокристаллах AgBr // Оптика и спектроскопия. – 1984. – Т. 57, № 5. – С. 938–939.
3. Азизов И.К., Лиев А.Х., Хоконов Х.Б. Оптические явления в плоских микрокристаллах галогенидов серебра AgBr // Кристаллография. – 2003. – Т. 48, № 2. – С. 346.
4. Азизов И.К., Лиев А.Х.. Хоконов Х.Б. Оптические явления в плоских МК галогенидов серебра // Кристаллография. – 2002. – № 6. – С. 346.
5. Азизов И.К., Белимготов Б.А. Люминесценция галогенидов серебра при комнатной температуре // Вестник Дагестанкого научного центра РАН. – 2001. – № 12. – С. 42.
6. Азизов И.К., Ципинова А.Х. Механизм фотолиза в микрокристаллах галогенида серебра // Вестник Дагестанского научного центра РАН. – 2002. – № 1. – С. 37.
7. Азизов И.К. Особенности люминесценции галогенидосеребряных эмульсий с фотографически активными добавками // Диссертация на соискание ученой степени доктора физико-математических наук. – Нальчик, 2002.
8. Азизов И.К., Белимготов Б.А., Карданова З.И., Ципинова А.Х. Наноразмерные эффекты в фоточувствительных кристаллах галогенидов серебра // Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. – 2011. – Т. 1, № 3. – С. 9–12.
9. Картужанский А.Л., Азизов И.К. Спектральные и кинетические различия люминесценции фотографических желатин разных типов // Журнал прикладной спектроскопии. – 1973. – Т. 19, № 5. – С. 872.
10. Лиев А.Х., Картужанский А.Л., Азизов И.К. О структуре ИК-полосы свечения сульфидосеребряных центров на микрокристаллах AgBr // Оптика и спектроскопия. – 1984. – Т. 57. – С. 938.
11. Лиев А.Х., Ципинова А.Х., Пачев О.М., Азизов И.К. Люминесцентные исследования механизма спектральной сенсибилизации галогенидов серебра красителями // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. – 1996. – № 1. – С. 201.
12. Ципинова А.Х., Азизов И.К., Карданова З.И. Потери энергии фотоэлектронов на возбуждение фотонных степеней свободы в кристаллах галогенида серебра // Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. – 2013. – Т. 3, № 1. – С. 13–15.
13. Azizov I.K., Belimgotov B.A., Kardanova Z.I., Khokonov Kh.B. Mechanical Deformation of Flat Silver Bromide Microcrystals under Illumination // Crystallography Reports. – 2012. – T. 57, № 7. – Р. 920–922.
14. Kartuzhanskii A.L., Azizov I.K. Spectral and Kinetic Differences in the Luminescence of Photographic Gelatins of Different Types // Journal of Applied Spectroscopy. – 1973. – T. 19, № 5. – Р. 1466.
15. Liev A.Kh., Kartuzhanskii A.L., Azizov I.K. Structure of the IR Emission Band of Silver Sulfide Centers in Ag Br Microcrystals // Optics and Spectroscopy. – 1984. – T. 57, № 5. – Р. 572.
При изготовлении всех видов фотографических материалов значительную роль играет желатина [2, 3, 9]. Обладая рядом уникальных свойств, она играет столь сложную и важную роль, что отдельные стороны ее остаются и до настоящего времени не вполне выявленными. Эта среда столь благоприятна и универсальна, что ей пока не найден равноценный синтетический заменитель. К уникальным свойствам желатины можно отнести защитную роль, предотвращающую слипание микрокристаллов галогенидов серебра, возникновение неправильных форм микрокристаллов, возникновение резких различий в размерах между отдельными микрокристаллами, при которых неизбежны существенные различия по светочувствительности.
При химическом созревании, выдерживании образовавшихся взвесей микрокристаллов в желатине в течение определенного времени при повышенной температуре происходит значительное повышение светочувствительности (иногда и вуали)- фотоэмульсии, при ее прогреве, причем только с желатиной. Так выявилась еще одна важнейшая функция желатины, для объяснения которой возникло предположение, что желатина содержит в своем составе микропримеси, способные к реакции с галогенидом серебра. В дальнейшем выяснилось, что различные образцы желатины сильно различаются по активности в реакциях с галогенидом серебра в эмульсиях [1, 4, 5, 10].
Многочисленные исследования [5–7, 12, 12] указывают на особую роль сернистых соединений в фотографической активности желатин. Кроме сернистых соединений, в химическом созревании часто принимают участие некоторые соли золота, а иногда и других металлов, в частности VIII группы периодической системы (иридий, родий, палладий) [6, 11]. При так называемом физическом созревании (выдерживание эмульсии при повышенной температуре) происходит выравнивание микрокристаллов по размерам, в том числе благодаря росту более крупных за счет растворения более мелких.
Целью данной работы является определение количества и качества микропримесей, содержащихся в различных фотографических желатинах, и их влияние на светочувствительность микрокристаллов галогенидов серебра в желатиновой матрице.
Материалы и методы исследования
Принцип действия спектpометpа основан на последовательном выделении кристаллом хаpактеpистических линий флуоресцентного излучения исследуемого образца, возбуждаемого излучением остpофокусной рентгеновской трубки, pегистpации интенсивности этих линий и пересчете их в концентрации соответствующих элементов.
После загрузки в спектрометр испытуемых проб желатин обоих типов проводилось включение прибора, при котором образцы попадали под первичное излучение рентгеновской трубки. После этого измерялись интенсивности вторичного флуоресцентного излучения образцов желатин на длинах волн, соответствующих определяемым элементам с последующим расчетом массовой доли этих элементов по предварительно построенной градуировочной характеристике, представляющей собой зависимость содержания определяемого элемента от измеренной интенсивности.
Результаты исследования и их обсуждение
На рис. 2–5 показаны рентгеновские спектрограммы образцов исследуемых желатин, где по вертикальной оси показано количество содержимого вещества в образце в относительных единицах, а по горизонтали – длины волн спектрограмм в миллиангстремах.
Анализ спектрограмм показал, что содержание серы от образца к образцу изменяется. Так, из спектрограмм, показанных на рис. 2 и 3, видно, что содержание серы в инертной и малоактивной желатинах минимально. Как показано на рис. 4 и 5, максимальное содержание серы в обоих образцах приходится на четвертый слив (фракцию). Кроме серы, в желатинах содержится довольно большое количество железа, а также кальций и даже хлор в очень небольших количествах. Также видно, что первый, максимальный пик относится к меди, из которой изготовлен электрод. Следующие пики соответствуют содержанию соединений железа, кальция, хлора и т.д. В отдаленной части спектра просматриваются пики, соответствующие соединениям серы.
Приготовленные фотографические эмульсии на основе желатин с большим содержанием серы действительно обладают большей светочувствительностью, чем фотографические эмульсии с меньшим их содержанием. Результаты эксперимента свидетельствует о том, что сера, содержащаяся в желатинах, эффективно влияет на поверхность микрокристаллов галогенидов серебра.
Рис. 2. Результаты анализа инертной желатины. Образец № 3 (слив 3)
Рис. 3. Результаты анализа малоактивной желатины. Образец № 8 (фракция 3)
Рис. 4. Результаты анализа инертной желатины. Образец № 4 (слив 4)
Рис. 5. Результаты анализа малоактивной желатины (фракция 4)
Говоря о природе центров светочувствительности, важно установить химическую природу примесных нарушений кристаллической решетки эмульсионных зерен, а затем их влияние на фотографические свойства эмульсий. При этом можно назвать две основные причины появления мелких уровней, суть которых состоит в следующем.
В процессе вываривания бульона желатина экстрагируется в несколько приемов, причем каждый последующий экстракт (слив, фракция) уступает предыдущему по активности, т.е. по содержанию соединений лабильной серы. При этом, однако, различия желатин в последовательных экстрактах состоят не только в концентрации активных соединений, но и в степени деструкции полимерных цепей, так как каждый следующий экстракт отличается от предыдущего также временем нахождения при высокой температуре.
Поэтому наблюдаемые различия низкотемпературного свечения [5] можно приписать как присутствию активных соединений, так и различной длине полимерных цепей. Если наблюдаемое нами свечение относится к радикалолюминесценции, то роль серосодержащих соединений, вероятно, сводится к взаимодействию с радикалами, в результате которого часть из них прекращает свое существование и не участвует в фосфоресценции.
Если же предполагать в желатине зонную энергетическую структуру [7, 8, 12–15], то мелкие уровни можно относить как за счет особенностей строения самой макромолекулы желатины, так и за счет следовых количеств Fe, Cu, и Mn, а возможно, и других микроэлементов, преимущественно – из числа переходных металлов. Тогда соединениям двухвалентной серы следует приписать создание электронодонорных уровней, облегчающих переход электрона к Ag Hal, поскольку в силу изложенного выше уровни самой желатины или ее микропримеси должны быть электроноакцепторными.
Рецензенты:
Ахкубеков А.А., д.ф.-м.н., профессор, ученый секретарь Совета по защите диссертаций ФБГОУ КБГУ, г. Нальчик;
Мустафаев Г.А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой компьютерных технологий и интегральных схем ФБГОУ КБГУ, г. Нальчик.
Клей – необходимая составляющая многих ремонтных работ. Без плиточного состава не обходится укладка кафеля, без обойного – наклейка полотен на стены. Клеящие вещества нужны и для скрепления разных деталей, ремонта поломанных изделий. Приобрести их можно в строительных и хозяйственных магазинах, но есть еще один вариант – изготовить самому, в домашних условиях.
Такой материал будет иметь массу преимуществ – безопасность, экологичность, дешевизну. До того как сделать клей, нужно внимательно ознакомиться с рецептурой и подготовить все ингредиенты.
Основные компоненты составов
Своими руками можно приготовить практически любой клей – сложность может возникнуть разве что в подборе необходимых компонентов. Еще несколько лет назад считалось нормой самостоятельно делать средство для обоев, и полотна могли держаться десятилетиями. Готовили такой материал из муки, картофельного крахмала, поскольку эти продукты содержат много клеящих веществ.
Способы приготовления
Некоторые составы готовят путем простого смешивания ингредиентов. Иные требуют нагревания, варки или долгого выдерживания веществ для растворения друг в друге. В любом случае важно строго соблюдать пропорции компонентов, иначе готовый самодельный клей может иметь недостаточно хорошее качество.
Обойный клей из муки
Конечно, купить готовый клей для обоев намного проще. Но порой случается, что он заканчивается в неподходящий момент, и доклеить материал вполне можно клейстером собственного изготовления. Тот же состав подойдет и для работы с папье-маше. Рецепт таков:
- взять емкость, нагреть в ней литр воды до кипения,
- в малом количестве холодной воды развести 6 ложек муки, чтобы получилась однородная масса без комков,
- осторожно, струйкой влить мучную массу в кипящую воду,
- непрерывно помешивая, дать смеси закипеть,
- остудить клей, который должен обрести консистенцию киселя.
Начинать приклеивать обои можно сразу после полного остывания средства. Такого количества хватает на 2 рулона полотен. Лучше всего клей подходит для простых бумажных, легких флизелиновых обоев на бумажной основе. Для винила, иных тяжелых материалов лучше купить готовый клей.
ПВА в домашних условиях
Изготовить ПВА можно по такому способу:
Слишком густой клей при необходимости можно развести прохладной дистиллированной водой, тщательно перемешать. Готовый состав нужно хранить в удобных баночках, под крышкой при температуре +10…+15 градусов до полугода.
Эпоксидный клей
Его невозможно приготовить из подручных средств. В любом случае потребуется эпоксидная смола в жидком виде и отвердитель, которые нужно смешивать между собой в определенных пропорциях. Эпоксидка представляет собой прозрачный состав, реализующийся сразу с отвердителем. По мере смешивания начинается реакция полимеризации, до окончания которой необходимо успеть нанести состав на нужную поверхность. Благодаря надежности и прекрасной адгезии эпоксидный клей чаще всего применяется:
- в обувном производстве, ремонте,
- для склеивания оргстекла, пластика, работ по дереву,
- соединения металла,
- заливки разных изделий,
- в электротехнике.
Обычно на 4 части отвердителя требуется 6-8 частей смолы, более точные рекомендации всегда указываются в инструкции. После соединения материала его используют сразу или немного нагревают, поставив тару в горячую воду. После применять средство для ремонта различных изделий. Оно склеивает самые прочные пластмассы на основе этролов, ПВХ, изделия из стекла, металла.
Резиновый клей
Такое средство используется для приклеивания изделий из резины. Некоторые пробуют делать его так: нарезают кусочки старой покрышки от авто, заливают их бензином. На деле сшитая резина для покрышек плохо растворяется в бензине, прочих органических растворителях, поскольку содержит серу. Поэтому идеальный вариант – брать сырую резину, которую применяют при ремонте шин с дальнейшей вулканизацией. Бензин также должен быть не обычным, а авиационным, тогда клей будет иметь отличное качество.
Порядок создания средства таков:
- мелко покрошить резину в стеклянную банку,
- залить ее малым количеством бензина, чтобы вся крошка оказалась покрытой,
- после набухания, растворения (от 15 минут до 1-2 суток) добавить бензин до нужной консистенции клея, чтобы он не был слишком густым или липким,
- хранить клей в темном, прохладном месте.
Вместо сырой резины на роль наполнителя годятся черные подошвы старой обуви. Важно только чтобы они были изготовлены из ТЭП (термоэластопласта), который применяют для производства так называемой литой обуви.
Столярный клей
Данный клеевой состав используется для скрепления деревянных изделий. Также его вполне можно применять для приклеивания бумаги, картона, ткани, ряда иных материалов. Минус у него такой – от долгого хранения он начнет желатинизироваться, плесневеть, покрываться твердой коркой. Готовое средство имеет не очень приятный запах, что также является его недостатком.
Столярный клей представляет собой студенистую массу, довольно плотную по консистенции. От нее отрезают кусочки, которые нагревают и применяют для приклеивания деталей. Важно греть состав на медленном огне, чтобы не дать ему закипеть. Есть несколько вариантов изготовления средства. Для любого из них надо приобрести сухой столярный клей, который реализуется в виде гранул или плитки желтоватого цвета. Он готовится из отходов кожевенного производства, костной муки, рогов животных или остатков рыбы.
Популярный рецепт приготовления:
- Измельчить плитку клея, можно разбить ее молотком. Залить водой, оставить до набухания.
- Положить массу в консервную банку или иную посудину, поставить на водяную баню. Нагреть при постоянном помешивании деревянной палочкой. Нельзя допускать подгорания массы!
- После загустения снять состав с огня, добавить на каждые 720 г массы водки в объеме 950 г. Также ввести на 100 г готового клея по 12 г порошковых квасцов.
Это средство обладает водоотталкивающими качествами, придает склеенным изделиям высокую прочность. Также столярный клей делают по другому рецепту:
- насыпать 1 кг клеевых гранул в емкость,
- залить водой, оставить до набухания (обычно хватает 1 литра),
- после того как средство обретет текстуру холодца, поставить емкость на водяную баню,
- довести массу до жидкого состояния, не давая ей подгореть, постоянно помешивая,
- ввести в снятую с огня массу 1 литр уксуса (9%), перемешать, и клей готов.
Также можно развести клей водой 1:1, затем добавить столько же глицерина, сколько было взято сухого клеевого порошка. Потом надо прогреть массу на водяной бане, пока жидкость не испарится. После можно сразу пользоваться клеем. Для хранения его подсушивают, а перед применением просто дают набухнуть в воде.
Казеиновый клей
Казеином называют сложный белок, который получается из казеиногена в процессе створаживания молока. Казеиновый клей применяется для склеивания кожи, деревянных изделий, бумаги, картона. Чтобы изготовить такое вещество, нужно выделить казеин из творога путем обезжиривания:
- творог залить водой (1 л) с содой (2 ложки),
- оставить на 20 минут,
- промыть творог из-под крана, дать воде стечь, высушить продукт,
- дать массе затвердеть, потом перемолоть до состояния порошка.
Сухой казеин можно применять для приготовления клея. Порошок (100 г) поставить на огонь в кастрюльке, тонкой струйкой добавить 200 мл воды. Нагретая масса должна стать густой, однородной, для чего перемешивать ее надо очень тщательно. При необходимости средство можно хорошо разбить блендером. После остывания клеем возможно соединять различные изделия. Желательно делать небольшие порции, ведь хранится он недолго – до 3 часов, потом твердеет.
Клей для бумаги на декстрине
Декстриновый клей хорошо подходит для картона, бумаги, потому его широко применяют в рукоделии, детском творчестве, для занятий оригами и квиллингом. Вместо магазинного декстрина вполне подойдет обычный крахмал. Его помещают в посуду из жаропрочного материала, отправляют в духовку на 1,5 часа (при +160 градусов). После его расщепления и превращения в декстрин можно готовить клей:
- взять 3 ложки декстрина,
- залить 5 ложками воды,
- нагреть, чтобы порошок растворился,
- ввести 1 ложку глицерина,
- клей готов.
Теплопроводный клей
Подобные средства реализуются в магазинах радиодеталей. Также теплопроводный клей делают самостоятельно. Нужно взять глицерин, нагреть его до температуры +200 градусов для выпаривания воды. В духовке раскалить до максимальной температуры оксид цинка. Соединить поровну обе составляющие, перемешать, остудить. Использовать клей нужно для соединения быстро нагревающихся деталей, где нет возможности применять иной вид крепления.
Клей для потали
Поталь – сплавы с включением драгоценных металлов в форме тонких листов. Они применяются для золочения, серебрения керамики, лепнины, металла, дерева или стекла. Обычно для обработки изделий используются клеи на основе спирта, масла, акрила или воды. Заменить их можно самодельным составом:
- соединить по 100 мл жирных сливок и коньяка,
- нанести средство на обрабатываемую поверхность,
- через 30 минут приступать к золочению.
Также можно использовать иной рецепт. Растворить в 200 мл теплой воды 70 г сахара, дать закипеть. Влить 1 чайную ложку уксусной эссенции, варить 30 секунд. Убрать с огня, ввести 1/3 стакана крахмала. Средство должно по консистенции напоминать сметану. Когда клей остынет, можно применять его для золочения. После застывания он станет прозрачным.
Старый линолеум и ацетон для клея
Готовое средство из этих компонентов можно будет применять для приклеивания потолочных блоков, изделий из ПВХ, стекла. Достаточно найти обрезки старого линолеума и измельчить их на мелкие кусочки. После линолеум заливают ацетоном, причем последнего должно быть в 2 раза больше.
Баночку с будущим клеевым составом нужно плотно закрыть. Поставить ее в темноте на хранение в течение 12 часов. За этот срок линолеум растворится в ацетоне, и клей будет готов. Его можно сразу применять для указанных выше материалов, а также для склеивания кожи, дерева, керамики.
Изготовление горячего клея
Горячий клей пригодится для скрепления деревянных поверхностей, ремонта изделий из ДСП, ДВП. Для изготовления нужно взять 35 г олифы, 100 г готового столярного клея. Последний надо нагреть на водяной бане, пока он не станет жидким, потом ввести олифу. Применять средство можно сразу же, в том числе – для укладки плитки.
Силикатный клей
Дома сделать силикатный клей затруднительно. Его готовят путем соединения кварцевого песка, силиката калия или натрия, причем при постоянно высокой температуре. Изготовление вещества доступно только в промышленных условиях, реже его делают строители опять-таки при наличии оборудования.
Пищевой клей
Так называемый пищевой клей применяется для украшения тортов – прикрепления на их поверхности фигурок, иного тяжелого декора. Существует 2 варианта приготовления клея:
- Смешать 4 ложки крахмала, 1 стакан холодной воды. Сварить густой кисель, остудить, чтобы получилась тягучая масса.
- Взять 250 г сахара, 100 мл воды. Изготовить карамель, которая обладает липкими свойствами.
Дополнительные варианты
Реже пользователи пытаются сделать иные типы клея, которые служат альтернативой магазинным продуктам.
Клей-карандаш
Клеящий карандаш делают из ПВА. Для корпуса нужно взять старую упаковку от дезодоранта-антиперспиранта, которая плотно закрывается. Настрогать хозяйственное мыло (2 части), залить водой (1 часть). Растворить на водяной бане, влить 4 ложки ПВА, остудить. После выложить массу в упаковку, дать застыть.
Супер-клей
Настоящий супер-клей сделать, конечно, не получится – он готовится из цианакрилата с добавлением ряда сложных химических компонентов. Но очень надежный состав все-таки можно создать своими руками. Для этого понадобятся:
- 125 г столярного клея,
- 100 г сахара,
- 35 г гашеной извести,
- 450 мл воды.
Сахар растворяют в воде, добавляют известь, нагревают 30 минут на водяной бане. Далее в раствор помещают измельченный столярный клей, варят, пока масса не будет однородной. Средство можно использовать для склеивания металла, керамики, фарфора.
Клей для пенопласта
Лучше всего для наклеивания пенопласта подходит столярный клей. Также годится казеиновый клей, который смешивают в равных частях с гашеной известью. Такое средство идеально для крепления пенопласта при утеплении дома.
Клей из пенопласта
Из ацетона и пенопласта делают клей для соединения элементов из стекла, металла, дерева. Пенопласт измельчают в крошку, заливают ацетоном, чтобы полностью покрыть его. Тягучая масса получается практически сразу, ее можно применять как обычный клей, предварительно хорошо перемешав.
При изготовлении клеев своими руками можно серьезно сэкономить, особенно если в доме, квартире планируется большой ремонт. Качество готового продукта может несколько уступать магазинному, зато он точно будет безопасен для здоровья и доступен!
Читайте также: