Фон сухой пастелью как сделать
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 04.10.2024
В результатах прошедшего "Рисовального флешмоба" я уже показывала рисунок шишки протеи. Теперь все, кому интересно, как именно она создавалась, могут посмотреть видео процесса на моём канале на Ютюбе. Не говорю:"Подписывайтесь!" Смотрите сами, как вам удобно - смотреть здесь (а я буду изредка дублировать фильмы в постах) или там.
Меня уже несколько раз спросили, зачем я грунтую бумагу. Вообще в смешанной технике можно совершенно спокойно работать на цветном картоне (как я это делала в студенчестве - примеры в книге "Профессия - иллюстратор"). В графических работах я использую приём из масляной живописи, который называют сквозным письмом.
Что это такое? Это когда сначала создаётся имприматура (итал. imprimatura — первый слой краски) — цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта, затем подмалёвок (как правило одним цветом с бликами и свето-тенью) - первый живописный слой, сделанный по грунту. В масле этому слою дают хорошенько просохнуть, а потом уже поверх первого тонкого живописного слоя придают всей работе необходимый цвет полупрозрачными цветными лессировками. Однако и цвет имприматуры, и цвет подмалёвка всё равно струится через слои и задаёт общий тон всей работе. Хотите, чтобы работа светилась золотыми оттенками жёлтого - используйте жёлтую имприматуру. Хотите роковых цветов красного и лилового - грунтуйте соответственно.
Так как у меня всё-таки не масло, а графическая работа, то подмалёвок у меня цветной акварельный (цветом самих предметов). Но имприматура - цвет фона - всё равно просвечивает через лессировки акварелью и карандашами. Сквозит через них, так сказать.
Если вы обратили внимание, в моих работах преобладают 2 основных цвета имприматуры - голубой и бежевый. Как я уже сказала выше, цвет фона объединяет всю работу по тональности. Но почему именно эти два? Я их подобрала для себя опытным путём. Если я работаю днём, то у меня в студии холодный свет, а значит голубой фон бумаги подходит больше для моих целей. Если я точно знаю, что буду работать вечером, то и освещение у меня будет более тёплое, жёлтое (искусственное), а значит и модели (а я рисую с натуры), будут скорее желтоватыми. В таких случаях бежевый фон подходит при вечерних сеансах рисования для моих целей лучше. Вы должны решить для себя сами, какой цвет фона подходит именно вам. Здесь нет строгих правил. Вы должны просто понимать, чего именно добиваетесь своей работой - какого эффекта. Например, если я еду на пленэр, то сразу соображаю, какие цвета имприматуры мне могут подойти. Поэтому беру с собой на всякий случай грунтованные листы самых разных оттенков, но в основном синего и жёлто-оранжевого. Для рисунков ночью стараюсь использовать и более тёмный фон. Но это мне так удобно. Если вам удобно работать на белом, контрастном фоне - никто не может вам этого запретить.
Пометка на полях. Если вы работаете только сухой пастелью, у различных производителей есть уже готовая цветная бумага с шершавой поверхностью. В студенчестве мне очень нравилась кэнсоновская серая бумага Энгр (Ingres pastel paper Сanson). В основном потому, что она была достаточно качественная и доступная по цене, но плотность у неё всего 100g/m2. Это чуть толще принтерного листа (80-90g/m2). Сейчас я пользуюсь их же цветной бумагой для пастели Canson Mi-Teintes. У неё плотность повыше - 160g/m2 и она есть разных цветов. Я беру для себя их бумагу бежевых и серых оттенков.
Кстати, я очень часто, порою неосознанно, притаскиваю в работу в смешанной технике приёмы из других областей. Например, когда я заливаю фон белой гуашью, а потом добавляю в него какие-то оттенки, я, как в масле, растушёвываю ещё свежие гуашевые мазки сухой плоской кистью. Получаются очень равномерные растяжки цвета. Так же в смешанной технике я использую гелевые ручки (белую и цветные). Но только там, где нужно очень лаконично поставить самый яркий или самый тёмный штрих. Гелевые ручки прекрасно ложатся поверх многослойного добра на бумаге.
У меня уже несколько раз спрашивали, можно ли использовать русскую грунтовку гессо под названием "Сонет". Увы, я не знаю, потому что никогда не пользовалась ею. Но по отзывам тех, кто пробовал, мне стало понятно, что она какая-то скользкая. А значит это скорее всего самая обычная водоэмульсионная грунтовка. Для пастели, которую я использую в своей смешанной технике, нужна поверхность как мелкая наждачная бумага, чтобы пигменты ложились ровно и не осыпались с поверхности бумаги. Если вы углубитесь в технику работы пастелью, то без труда встретите уроки о рисовании на наждачной бумаге.
Как правило, речь о наждачке на бумажной основе с мелкой зернистостью (около P600), которая часто продается листами 230х280мм. Грунтовка гессо (итал. gesso — мел) создаёт как раз шершавую, но ещё более нежную поверхность, чем мелкозернистая наждачная бумага. Повторюсь, по гессо можно работать любыми материалами, включая акварель, гуашь, темперу и пр. Только не ожидайте, что грунтованные гессо-листы - это альтернатива акварельной бумаге. Помните, что это мел. Он принимает акварель, но ведёт себя совершенно иначе, чем хорошая, качественная акварельная бумага. Там и другая впитываемость, и другая растекаемость, и совершенно другой конечный результат. О различных типах грунтовки, которыми я пользуюсь для своих работ и в блокнотах, можно прочесть здесь: О грунтовках в блокноте. Кстати, по тегу materilas в моём журнале можно найти подробные статьи об используемых мною материалах. В работе, которую можно увидеть в видео выше, я использовала плотную бумагу для акрила (300g/m2) марки Hahnem?hle, которую отгрунтовала тёмно-бежевой смесью гессо и ореховой туши.
Если у вас после просмотра возникли какие-то вопросы - вы можете их написать здесь же в комментариях к посту. Я, по мере возможности, отвечу на все. Нескучной вам недели!
Вы слышали о волшебной технике рисования пастелью? Для начинающих и опытных художников - это настоящее удовольствие. Не нужно тратить годы на обучение. Всего за несколько уроков можно освоить поэтапно рисование масляной пастелью для начинающих. Простейшие приемы помогут создавать пейзажи, натюрморты и портреты. Предлагаем несколько секретов, которые значительно ускорят обучение начинающих рисованию пастелью. Ведь это не только просто, но и необычайно интересно.
Нюансы рисования пастелью для начинающих (сухой, масляной, восковой)
Часто начинающий художник долго не может определить, какую основу использовать для работы, масло или акварель? Есть еще одна категория художественных материалов, относящуюся к "мягким". Это простая и приятная в работе пастель. Представлена она в виде обыкновенных мелков. Во время работы происходит очень тесный контакт рук с бумагой.
Рисование сухой пастелью для начинающих поэтапно мы рассмотрим чуть позже. Но вы должны понимать, что нужного оттенка и фактуры можно добиться путем штрихов и растушевки. Это позволяет художнику почувствовать свою работу. В технике рисования пастелью есть волшебное свойство превращения простоты и примитивности в достойный рисунок.
Мягкие пастельные палочки нуждаются в шероховатом ворсистом основании. Оно удерживает порошок краски. Ранее художники использовали даже замшу для рисования. Сегодня выпускается специальная бумага в виде шероховатого картона или наклеенного на картон холста. Пастелью можно не только рисовать, но и писать. Некоторые художники основание готовят самостоятельно. Передача формы производится линиями, штрихами, контурами. Позже производится подкраска различными тонами.
Пастель - это спрессованная краска с мелом. Она имеет большую цветовую плотность и дает возможность делать бархатистые штрихи, мягкие и рыхлые края. Работа с пастелью - это что-то среднее между живописью и рисунком.
Чем же привлекательны пастельные палочки? Они делают живопись благородной, чистой и свежей. Художники создают с их помощью мир, завораживающий непосредственностью творчества. Часто растушевку производят кончиками пальцев. Это еще больше сближает художника с его картиной.
Для пастельных картин необходимо хорошее освещение. Оно служит отличной базой для проявления всех оттенков, игры многослойности. Лучше всего их рассматривать при дневном освещении, падающем по касательной.
Из истории материала
Еще в 15-м веке люди использовали пастель. Теоретические труды Леонардо да Винчи содержат упоминания об этом материале. Слово "пастель" сначала распространилось во Франции. У него латинские корни, со значением "паста".
Темный пигмент перетирается с мелом и получается более светлый оттенок. Вы, наверное, слышали слово "пастельный". Гамма этих тонов может варьироваться от полупрозрачных до предельно насыщенных. Пастельным оттенком называется тот, который получен путем разбавления какого-то тона белым цветом. Он хорошо сочетается с родственными соседними тонами в цветовой палитре. Пастель довольно естественна и нейтральна.
Многие художники эпохи Возрождения использовали именно этот материал. В искусстве нового времени пастелью предпочитали такие мастера, как Джон Рассел, Морис де Ла Тур, Энгр, Жан Этьен Лиотар. Классический портретный жанр не обошелся без использования пастели. Ее применяли в чистом виде, а также комбинировали с гуашью. Знаменитый Джеймс Уистлер применял эту технику в атмосферных пейзажах. Многие художники 19 - 20-го веков применяли пастель. Она была популярна у художников-импрессионистов из группы "Наби". С пастелью работал Альфред Сислей, Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Эдгар Дега, Эдуард Мане.
В одном из переулков Парижа до сих пор работает магазинчик La Maison du Pastel, где продаются мелки, которыми в свое время пользовался Дега. Ими он писал свою знаменитую серию с балеринами. Использовал их в своих работах и Сислей.
Технология производства принадлежит Анри Рошу. Его дело продолжили наследники. Пастель до сих пор изготавливается вручную, даже старинные инструменты сохранились. Полная цветовая гамма включает 567 цветов. Один такой мелок стоит 12 - 17 евро.
Четыре вида пастели для рисования
Современные специалисты разработали четыре вида мелков:
- Сухие. Их чаще всего используют новички, они легко растушевываются, стираются ластиком, перекрываются другим тоном.
- Масляные. Для рисования нужны определенные навыки. Они сложно выводятся, штрихи не подлежат исправлению.
- Восковые. Они не растушевываются. Ложатся очень красиво, в виде глянцевого слоя. Эти мелки хороши в работе, годятся для рисования на вощеной бумаге.
- Акварельные.
В одном рисунке используется только один вид пастели. Рисование пастелью для начинающих подразумевает применение сухих мелков.
Бережное обращение с работами из пастели
Нежная и хрупкая пастель нуждается в бережном обращении. Оберегать нужно не только работы, но и сами мелки. Быстрые наброски и этюды лучше делать сухими мелками. Также они дают возможность довести работу до фотографического вида. Часто пастель используется для рисования с натуры. Ее применяют любители экспрессии, сторонники кропотливого вырисовывания деталей.
Пастелью удобно рисовать на природе. Многие берут ее на прогулку в парк или в путешествие. Она годится для передачи игры света, передачи фактуры облаков и ритма волн. Этот материал позволяет делать все просто и быстро.
Единственным недостатком пастельных карандашей является соблюдение определенных условий их хранения:
- Обязательно пользуйтесь фиксатором в конце работы, чтобы рисунок не осыпался.
- Картины с пастелью помещайте под пластик или стекло, берегите от попадания прямых солнечных лучей.
- Заведите папку для хранения картин. Каждый рисунок в ней перекладывайте листами кальки. Можете приобрести специальный альбом для пастели.
Работать с пастелью художнику нужно очень аккуратно, иначе исчезнут все ее достоинства. Эти мелки требуют точности, особого чутья цвета. Лучшая пастельная работа - это много красочных слоев, чистых, но слегка просвечивающих. Она притягивает своей бархатистостью и глубиной.
Приобретите планшет или мольберт
Для работы с пастельными палочками нужно вертикальное расположение бумаги или под небольшим наклоном. Так легче оценивается общая картина и легче переносятся линии натюрмортов или портретов на бумагу. Для удобства приобретите мольберт или планшет. Эти приспособления можно опирать о спинку стула или стол.
Правильное использование мелков
Качественные пастельные палочки - не дешевый материал. Рациональное использование одного набора позволит пользоваться ими долго. Если вы начинающий художник, для начала приобретите 10 - 15 основных оттенков. Выбирая мелки в магазине, попросите испробовать их. Качественные палочки создают бархатистый слой, без крошек. Пастель должна хорошо растушевываться.
Специальная рифленая бумага
Кроме пастельных карандашей, купите тонированную рифленую бумагу. На ней максимально проявляются все возможности прессованных палочек. В продаже есть готовые альбомы для таких карандашей с листами разных оттенков. Чаще всего предлагают серые, светло-коричневые, терракотовые листы. Они перекладываются специальной калькой. Иногда цвет бумаги может совпадать с одним из изображаемых оттенков объекта.
Растушевка работ
Растягивать рисунок можно при помощи плоских кисточек или кусочков губки. Начальный этап работы предполагает растушевку кончиками пальцев. Так вы лучше почувствуете материал. Растушевкой вы сможете добиться мягких и перистых эффектов.
В продаже предлагаются бумажные растушевки. Они бывают разных размеров и сделаны из мягкой намотанной бумаги. Также вы можете пользоваться микропористыми губками-аппликаторами. Они бывают разных форм. Для растушевки также подходят мягкие кисточки из натуральных волос пони. Некоторые пользуются ватными палочками, дисками, спонжиками для макияжа. Также важно приобрести ластик для пастели.
Вскрытие лаком
Пастельные картины требуют обязательного вскрытия специальным лаком. Делайте это с помощью пульверизатора. Вполне возможен вариант закрепления лаком для волос. Распыляйте средство на расстоянии 30 см от рисунка. В художественных магазинах продаются специальные баллончики для закрепления.
Поэтапная работа для начинающих
Иногда пастельные работы относят к графике, но они могут быть и живописью. Перед тем, как вы выполнять рисунок пастелью, научитесь определять оттенки. Здесь очень важно плавно переходить от одного тона к другому, а также видеть тени.
Начинающему художнику лучше взять сухую пастель. Работу начинайте с предварительного рисунка. Делайте это светлым мелком, совсем чуть-чуть темнее бумаги. Его потом можно легко смести тряпочкой. Известный художник Левитан использовал для этого уголек. Только не используйте графитные карандаши, они не подходят.
После предварительного рисунка приступайте к нанесению пастелью основного тона. Это удобнее делать небольшим кусочком мелка, отломив его от основного карандаша. Затем начинайте прорабатывать объем предметов. Делайте это штрихами, точками, линиями, мазками. После этого проведите растушевку.
В конце используйте специальный лак-спрей для закрепления рисунка.
Книга Маргарет Эванс "Техника рисования пастелью для начинающих"
Поэтапно разобраться в секретах использования пастельных карандашей полезно не только новичкам, но и опытным художникам. Работа Маргарет Эванс поможет многим освоить этот вид материала. Ведь кто-то считает пастель легкомысленными, разноцветными мелками.
Маргарет Эванс является не только художницей, но и преподавателем живописи в Дании. В своей книге она раскрывает все тонкости работы с пастельными палочками. Работа с этим материалом непростая, зато очень увлекательная. Автор подробно характеризует все виды пастели, объясняет для чего они нужны, как ими пользоваться. Из книги можно узнать, как правильно накладывать цветовые слои. В помощь начинающим художникам даны различные пояснения, пошаговые инструкции с фото для работы. Маргарет предлагает несколько мастер-классов по изображению пейзажей. На них нарисованы различные уголки земного шара. Книга состоит из следующих разделов:
- Выбор цвета.
- Тонкости композиции и перспективы.
- Рисунки с натуры.
- Беглые зарисовки и использование фото.
- Изображение растений в горшках.
- Рисуем сад.
- Изображение букетов.
Опора в книге Эванс делается на прорисовку пастелью различных цветов и букетов.
Особенности работы с масляными пастельными карандашами
Масляные мелки отличаются от сухих. Они чем-то напоминают восковые палочки, ведь в их состав входит льняное масло. Начинающим художникам советуют использовать сухую пастель. Но если вы приобрели масляную, то полезно узнать некоторые моменты ее поэтапного использования.
Масляная пастель имеет более яркий окрас, поэтому многим хочется купить именно ее. Для рисования масляными мелками подойдет не только специальная бумага, но и наждачная, дерево, металл, стекло, оргалит, холщовая ткань.
Сразу скажу, что совершенно необязательно знать и применять все-все техники, чтобы создать достойную работу масляной пастелью. Но мне кажется, здорово выяснить, что есть у вас в арсенале. А потом выбрать самое подходящее для себя.
Если вы пока мало знаете о масляной пастели и хотите получить несколько простых вводных техник, есть симпатичное и короткое видео, где автор демонстрирует 8 несложных техник.
Ну а кто хочет все и сразу – пойдемте дальше ?
В целом техники можно разделить на смешивание, штриховку, прорисовку деталей, применение растворителей и смешанные техники. Часть из них – очень простые приемы, которые вы уже используете интуитивно. Давайте посмотрим, что из этого многообразия окажется для вас новым и неожиданным?
Blending/Смешивание
(Специально оставляю везде английские названия техник, чтобы при желании вы могли загуглить их и найти фото- и видео-примеры).
Любая масляная пастель хорошего качества так или иначе смешивается. Итак, какие есть способы растушевки масляной пастели?
Как видите, результаты примерно одинаковые.
1. Пальцами: это очень просто, правда, пальцы пачкаются. Их легко отмыть влажными салфетками. Смешивание пальцами удобно применять для больших участков работы.
2. Бумажными растушевками (tortillions, blending stumps, paper stumps): довольно удобно, но вам понадобится много растушевок – для всех популярных цветов, чтобы не привносить в смешивание ненужные цвета. Чтобы очистить кончик растушевки и слегка заточить ее, понадобится кусок наждачной бумаги.
3. Силиконовыми растушевками (color shapers, clay shapers): очень удобно, ведь такие растушевки легко чистятся, достаточно их протереть! У меня их 5, но чаще всего я использую всего 2. Есть растушевки с заостренным кончиком для маленьких областей и деталей, есть широкие, похожие на кисть. Удачный набор растушевок предлагает Royal Talens (в наборе 3 шт.)
К слову, clay shapers жестче и тверже, чем color shapers. На случай, если будете покупать в забугорных магазинах.
5. Другим мелком: когда на слой масляной пастели накладывается следующий, они немного смешиваются между собой. Это позволяет создавать новые оттенки, и на этом моменте мы остановимся поподробнее.
Удивительно, но смешивание цветов считается отдельными техниками!
6. Осветление: просто добавьте к любому цвету белый – и получите более светлый оттенок (первый ряд на фото). Кстати, белый мелок всегда заканчивается первым… Так что многие художники покупают его с запасом!
8. Затемнение: получить более темный оттенок можно с помощью черного (третий ряд). Но с этим цветом надо быть осторожнее: слишком много черного – заметного черного – делает цвет плоским и неестественным.
9. Получение другого цвета: так же, как с акварелью и масляными красками, вы можете смешивать цвета и получать десятки, если не сотни разных оттенков (на фото в четвертом ряду смешаны маджента и темно-бирюзовый цвета – получился фиолетовый).
Здесь вам поможет знание цветового круга. Холодный красный + холодный синий дадут красивый фиолетовый цвет, с которым можно дальше играться, добавляя белый, серый…
Смешивание комплиментарных цветов даст темные нейтральные оттенки (на фото в нижнем ряду я смешала красный с бирюзово-зеленым и получила темно-коричневый, почти черный цвет).
Бесцветные блендеры помогают лучше смешивать масляную пастель, и по идее мелок любого бренда можно использовать для любой масляной пастели.
Но эти блендеры хороши не только для удобного смешивания – они также помогают создать более прозрачный цвет, что будет удачным для неба, воды, тумана или нежного румянца на щеках. Или можно нанести таким мелком самый первый слой, чтобы при исправлении ошибок можно было соскрести пастель до исходного цвета бумаги.
11. Альтернативные виды смешивания. Если подойти к делу изобретательно, то вы найдете много других инструментов для растушевки масляной пастели. Многие используют ватные палочки.
Кстати! Хотя смешивание применяется очень часто, это необязательный элемент в работе масляной пастелью. Есть очень красивые работы, нарисованные разными штрихами, без грамма смешивания цветов. Но штрихи наложены так гармонично, что сразу не догадаться, что художник не применял смешивание.
12. Жесткая кисть (dry brushing). Интересный эффект можно получить малярной кистью. У такой кисти жесткая щетина, и при яростном растирании масляной пастели можно получить эффект тумана или дымки – надо только правильно подобрать оттенки. Иногда для этого придется добавить белый цвет, но не всегда. Экспериментируйте и смотрите, что получится.
13. Накладывание слоев (layering). Обычно работы имеют более законченный вид, если используется много слоев масляной пастели. Благодаря этой технике получаются более глубокие и богатые оттенки цвета.
На фото я быстро набросала небо и серо-фиолетовое облако на нем. В небе намешаны голубой, сине-фиолетовый, серый и белый, а в облаке еще больше оттенков. В общем, получилось много слоев.
Чтобы нанести больше слоев, можно оставить работу хотя бы на день (еще лучше – несколько дней или даже неделю). За это время масляная пастель немного затвердеет, и вы сможете нанести еще пару слоев.
Еще один вариант – побрызгать workable fixative (рабочий фиксатив – позволяет продолжать работу поверх него). Когда фиксатив высохнет, он образует слегка фактурную поверхность, на которую лягут следующие слои пастели.
Совет: если бумага гладкая, но хочется получить много слоев, можно загрунтовать ее, и поверхность станет слегка шершавой и подходящей для большого количества слоев.
14. Impasto. Эта техника хороша для создания эффекта масляной живописи. Просто наносите много слоев, каждый раз с силой нажимайте на мелок. Это сработает, если ваша масляная пастель достаточно мягкая (на моем фото я использовала Mungyo Artists’).
Штриховка
Все эти виды штриховок наверняка хорошо знакомы тем, кто работал с карандашами:
15. Простая штриховка (hatching).
16. Перекрестная штриховка (cross-hatching). Один цвет, несколько цветов… сама идея очень простая.
18. Scumbling: хаотичные закорючки, небрежные штрихи. За счет этой техники можно создать интересную текстуру. И снова можно играться с цветом, вплетая в закорючки разные оттенки.
19. Боковая сторона мелка. Если снять с пастельного мелка обертку, можно получить красивый фон неба, например. Один из моих любимых художников масляной пастели снимает обертки со всех мелков (кроме некоторых супер-мягких Сеннелье), чтобы использовать боковую сторону мелка. Это позволяет ему одним движением создать блики цвета на большой площади.
Есть и много других идей.
Можно нанести масляную пастель на палец или кусок ткани и растереть по поверхности, получится равномерный, но очень легкий и прозрачный цвет. А если цвет не растирать, а просто прижать к поверхности, то фактура ткани отпечатается на бумаге.
Применение растворителей
20. Размывание цвета растворителями/маслами (diluting with solvents/oils).
Растворителей очень много – пинен (разбавитель №4), терпентин/терпеноид, odorless mineral spirits (уайт-спирит без запаха), Res-N-Gel, Zest-It…
Все растворители токсичны! Их можно использовать только в проветриваемом помещении или на улице. Подробнее о мерах безопасности читайте в следующей статье.
Zest-It считается нетоксичным. Другой нетоксичный вариант – масла, коих много: льняное, ореховое, даже детское масло типа Johnssons baby.
Что дает этот способ? Красивое, ровное размытие. Это пригодится, если у вас твердая пастель, которая плохо смешивается. Можно рисовать фон более дешевой и твердой пастелью, а потом размывать его растворителем. Или можно использовать эту технику для получения ровного цвета на нужном участке картины – лицо, небо, гладкая поверхность.
Работа с применением растворителя
by Terri
Обмакнув ватную палочку в растворитель, можно стереть ошибку. Обычно это делают так: соскребают неудачный участок мастихином, потом удаляют остатки пигмента клячкой и ватной палочкой с растворителем.
Некоторые художники любят пройтись кистью, смоченной в растворителе, по готовой картине – получается акварельный эффект.
Кстати, применение растворителей делает готовую картину немного устойчивее к смазыванию.
Какие есть минусы? Самый серьезный минус – это, конечно, токсичность растворителей.
Другой минус – что для растворителей, что для масел потребуется грунтованная поверхность. Вам придется либо грунтовать бумагу самостоятельно, либо сразу покупать бумагу типа Arches для масла, художественную наждачную бумагу, грунтованный холст…
Ужасный запах растворителей. Запах уайт-спирита, например, въедается в волосы и не выветривается несколько часов. Даже растворители, заявленные как odorless (без запаха), все равно пахнут, просто не так сильно.
А еще приходится ждать! Ждать, пока масло/растворитель высохнет и выветрится.
Далеко не все масла хороши, от многих работа пожелтеет (от орехового, говорят, не желтеет). Детское масло – вообще чистое баловство: ведь оно не высыхает! Нарисовал – размыл маслом – выбросил…
Прорисовка деталей и тонких линий
Мелкие детали и тонкие линии – слабое место масляной пастели. К счастью, есть много решений!
Первый способ – большая площадь картины, начиная от 50 х 70 см.
21. Сграффито (сграффито). Процарапывание рисунка обычно презентуют следующим образом: нанесите слой светлого цвета (еще лучше – нескольких ярких цветов), покройте их слоем темной или черной масляной пастели, а потом процарапайте рисунок любым острым предметом.
Получается что-то подобное:
Когда я впервые услышала об этой технике, то подумала, что это ерунда какая-то – не буду же я процарапывать всю картину! Это возможно, но очень муторно. Да, я понимаю, что можно процарапать надписи, но… это что, все?
Нет, это далеко не все! Сграффито – многогранная техника. Помимо надписей, она идеальна для прорисовки травы, волос, шерсти животных, дальних деревьев, брусчатки… да много чего!
Например, на этой моей работе оформление стаканчика, розетки со шнурами и, текстура кирпичей – все реализовано с помощью сграффито.
В случае с розетками я сначала нанесла более светлые оттенки, которые собиралась использовать для бликов, потом – основной темный цвет. Затем прорисовала детали… маникюрными кусачками. У них неострый, но маленький кончик, которым я часто пользуюсь для сграффито.
Для этой техники подойдут любые заостренные предметы – от зубочистки до бритвенных лезвий и канцелярского ножа. Разумеется, все виды мастихинов, стеки для лепки… Даже старые вилки и ножи!
Брусчатка прорисована техникой сграффито
by Rajendra Bhatt
22. Детали растушевкой. Идея проста: растушевкой выводим цвет за пределы его области. Посмотрите на фото – ресницы нарисованы растушевками. Я поставила кончик растушевки на верхнюю границу глаза (черную линию) и вывела цвет вверх с помощью растушевки. Разумеется, масляная пастель должна лежать щедрым слоем, чтобы были излишки пастели, которые можно вывести таким образом.
Левая часть ресниц нарисована силиконовой растушевкой, а правая – бумажной. Как видите, бумажной получились более четкие линии.
Таким же образом можно использовать обычный твердый ластик – например, изобразить небрежную прядку волос. Обратите внимание, что линия получается толстая и смазанная. А еще можно перестараться и стереть часть пигмента (на фото виден высветленный кусочек). Иногда это можно сделать намеренно, если вам нужно обозначить размытый блик.
23. Детали зубочисткой или мастихином – или другим инструментом. Надо просто наложить на мастихин немного масляной пастели (соскрести немного с мелка), а потом аккуратно нарисовать нужную деталь мастихином.
Я делала нечто подобное зубочисткой, когда рисовала звездное небо. Мой бедный белый мелок Сеннелье! Он был истыкан так, словно по нему прокатился ежик!
Работа была кропотливая, но результат мне понравился:
24. Кисть, смоченная в растворителе. Если вас не смущает работа с растворителем, то можно обмакнуть в него кисть, провести ею несколько раз по мелку – и спокойно рисовать любые детали кистью!
25. Сломанный мелок. Иногда мелок масляной пастели специально ломают, чтобы его острыми краями рисовать детали. Больше всего повезло обладателям Holbein, Sakura Specialist или Pentel for Artist – они-то прямоугольные! Здорово, когда у мелка всегда есть острые грани…
26. Детали карандашами. Это уже немного читерство, потому что технически получится mixed media, то есть работа в смешанной технике. Но почему бы и нет? Многие пользуются этим способом.
Итак, карандаши в принципе подойдут многие – пастельные карандаши, очень мягкие графитные (8В), цветные карандаши… Но – лучше всего на масляной основе (например, Faber-Castell Polychromos).
Либо карандаши на восковой основе – Prismacolor или Uni Mitsubishi Dermatograph. Вторые можно купить поштучно – в черном, красном, синем, желтом и зеленом цвете.
Я пробовала акварельными карандашами и очень мягким (8В) обычным. Не очень удачный вариант – первые плохо пишут поверх масляной пастели, второй может смешаться с пастелью, создавая грязь. Update: можно использовать простые карандаши твердостью 3H-4H — и не давить на них сильно.
Некоторые используют china marker (похоже, это маркировочный карандаш для стекла и керамики), белые гелевые ручки, корректор, гуашь, но мне показалось, что такое применяется в несерьезных работах, в открытках и т.д.
27. Шаблоны и трафареты (stenciling).
Самый простой способ – вырезать самодельный трафарет простой формы и закрасить прорезанную форму. Это может быть фонарный столб, звезда на елке, отдаленные паруса или деревья и домики, а также повторяющиеся орнаменты – сердечки, ромбики и пр.
Трафареты могут быть немного сложнее – собачка, ветвистые рога животного… Совсем сложные трафареты самому сделать трудно. Есть покупные, но это опять-таки для развлечения или открыток.
Если вам нужно прорисовать какой-то мелкий орнамент (в том числе из нескольких цветов), вы можете густо нанести нужный цвет/цвета на гладкую бумагу, приложить к этой импровизированной палитре кальку, прорисовать старой непишущей ручкой орнамент, а потом прижать кальку с орнаментом к рабочей поверхности. Рисунок отпечатается, как штамп.
Если цветов у вас несколько, то вы будете прикладывать кальку к каждому из них и добавлять детали. У автора техника сработала хорошо… а у меня – не очень. Отпечаток бледный – может быть, потому, что я использовала пекарскую бумагу вместо кальки?
29. Гравировка/тиснение (etching/embossing). Что-то типа сграффито наоборот: сначала вы пишете/рисуете заостренным предметом на белой бумаге, потом наносите масляную пастель. Гравировка будет проступать сквозь слой пастели.
Сграффито кажется мне более удобной техникой, потому что когда я пробовала тиснение, мои надписи немного закрашивались слоем пастели:
Как и с любой техникой, надо тренироваться и экспериментировать.
Смешанные техники
Хотя я предпочитаю работы, выполненные полностью или почти полностью масляной пастелью, надо признать: масляная пастель очень круто смотрится в смешанных техниках. Здесь поистине открывается простор для творческой выдумки!
30. Можно сделать фон акрилом, акварелью, маслом, сухой пастелью, карандашами – а потом рисовать масляной пастелью поверх фона. Эти материалы могут быть и не фоновыми, а основными. Многие художники, пишущие маслом, обожают добавлять завершающие штрихи-акценты масляной пастелью.
Важно: поверх масляной пастели ни один из этих материалов не ляжет!
И еще один нюанс: в смешанных техниках обычно один из материалов доминирующий.
31. Есть еще техника под названием watercolor resist. Смысл в том, что сначала мы рисуем какой-нибудь объект, а потом создаем для него фон акварелью. Так как акварель не ложится на масляную пастель, не надо заботиться о том, чтобы не задеть края рисунка и не смазать их. Эту технику вы можете увидеть по ссылке (надо будет проскроллить вниз).
Некоторые пробовали нагревать мелок масляной пастели зажигалкой, чтобы пастель размягчилась и легла густым слоем. Честно говоря, ни разу не видела необходимости сотворять такое со своим набором Mungyo Artists’.
Сама идея нагревания масляной пастели напоминает такое направление, как энкаустика – древняя техника рисования расплавленными красками на основе воска. У нас популярно делать нечто подобное с помощью утюга. Сейчас у энкаустики появились и другие способы реализации. Но это, имхо, уже далеко ушло от масляной пастели.
Здесь много картинок, а в качестве примера даются яркие и небанальные работы того самого японского художника.
Всем привет! Я предлагаю сделать страничку с использованием сухой пастели. Этот материал не так часто используется в скрапбукинге, а может составить вполне достойную конкуренцию привычной акварели.
Пастель можно наносить как самим мелком, штрихами, так и порошком, если предварительно натереть его любым острым предметом, например, резаком или мастихином.
Более светлый тон можно получить, если смешать любой цвет с белым, для этого идеально подходит PanPastel за счет своей ультрамягкой структуры.
Пастель можно применять для надписей и рисунков. Для растирания применяют специальные аппликаторы, шпатели, бумажные карандаши, а также пальцы.
Перед началом работы я определяюсь со скетчем, материалами и фотографией. Для фона выбираю лист белой пастельной бумаги.
С помощью дырокола круга делаю маску и через нее наношу пастель разных цветов, смешивая ее сразу на бумаге. Чтобы пастель не осыпалась, необходимо хорошо втереть пигмент в бумагу. Для закрепления используют специальные фиксаторы. Его может заменить лак для волос, хотя, профессиональные художники этого делать не рекомендуют. После нанесения краски я убираю маску и сглаживаю контур. Благодаря такому приему получаются одинаковые по размеру круги.
Составляю окончательную композицию из скрапбумаги. Для того, чтобы она хорошо перекликалась с фоном, одну из подложек я делаю из пастельной бумаги, зарисовав ее теми же мелками, которые использовала для кружочков. И ввожу другую фактуру в виде бумаги тишью. Ее я предварительно окрасила акварелью в нужные цвета. Из тишью вырезаю две подложки и бахрому. Украшаю страничку высечками, чипбордом и пайетками. Надпись составляю из наклеек. Страничка готова!
Было бы интересно посмотреть на ваши эксперименты с пастелью. Ссылки на свои работы оставляйте в комментарии к этому посту. А завтра вас ждет новый страничный скетч с вдохновляющими работами дизайнеров!
Читайте также: