Флористический коллаж как сделать

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 09.09.2024

Занятия флористикой расширяют кругозор, воспитывают эстетический вкус, делают нас более чуткими и терпимыми.

Сила воздействия совершенных форм цветов и листьев на человека велика, особенно когда он начинает различать их изумительную красоту. Но еще большее влияние они оказывают на человека, вовлеченного в творческую деятельность с этим благодатным материалом.

На занятиях по фитодизайну воспитанники, подбирая по цвету и размеру флористический материал, создавая из него сложные композиции, отличающиеся пропорциональностью частей, ритмичностью, тонкостью цветовых решений, отражающие индивидуальность художественного чувства и мышления, вкладывают в них свои представления о прекрасном, о жизни среди природы, о своих чувствах и настроениях, в известной мере отражают свое видение мира в целом.

При изучении темы “Флористический коллаж” необходимо обратить внимание и разобрать такие темы предметы, как “Основные принципы построения коллажа”, “Законы колористики”, “Создание фона”, “Фактура и формы растений”, “Техники и стили коллажей”.

Далее, в работе, представлена методика обучения детей технике и технологии изготовления флористических коллажей, представлены рекомендации по изготовлению декоративного новогоднего коллажа.

II. Основная часть.

В процессе работы с воспитанниками первого года обучения, важно научить их различать понятия “аппликация”, “панно” и “коллаж”, так как это близкие средства изображения.

Панно – это произведение искусства декоративного характера, обычно предназначенное для заполнения каких-либо участков стены, которое выполняется с учетом стиля помещения.

Аппликация – это вид изобразительной техники, включающий в себя вырезание различных форм и закрепление их на другом материале (фоне).

Обращаясь к различным печатным источникам, можно встретить следующие описания понятия “коллаж”:

– Это творческий жанр, самостоятельное флористическое произведение, независящее от стиля помещения.

– Это технический прием в изобразительном искусстве, предполагающий наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Коллаж в изобразительное искусство был введен кубистами, футуристами и дадаистами, практиковавшими приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, кусков ткани и т.д.

В данной работе наиболее подробно будет раскрыта методика обучения детей технике и технологии изготовления флористических коллажей, так как флористика (работа с природными материалами) является основным направлением обучения в коллективе фитодизайна “Пробуждение”.

Флористический коллаж выполняется с использованием природных материалов, особую эмоциональную остроту которому придают контрасты фактур, неожиданные сочетания разнородных материалов.

Стили коллажа.

Стилем называют общность образной системы, средств художественной выразительности, приемов, характеризующих произведение искусства.

Пять основных стилей выполнения флористического коллажа:

  • Декоративный стиль, главную роль в котором играют красота и выразительность элементов композиции, материалы могут трансформироваться. Основной акцент – эстетичность картины.
  • Абстрактный стиль предназначен для выражения стихийных чувств, настроений и фантазий. Это популярный коллажный стиль, который характеризуют выраженные цветовые пятна, имеющие различные очертания, приближенные к геометрическим формам.
  • Вегетативный стиль считается самым сложным. Для того чтобы сделать композицию в этом стиле, необходимо тонко чувствовать внутреннюю суть растений, приближая свои творения к естественным образам. Для этого стиля характерно свободное, идентичное природному расположение материала.
  • В линейно-графическом (графическом) стиле основная роль отводится линиям, их характеру, толщине, направлению. Линии могут быть прямые, извилистые и они являются идеей композиции.
  • Линейный стиль – контраст разных по характеру движения линий, это и создает активное напряжение в коллаже. Этому стилю характерен выраженный цветовой контраст элементов, сочетание растительного и нерастительного материала.
  • Пейзажный стиль – основным предметом изображения является естественная природа, имитация природных ландшафтов, выполненная в натуральных флористических материалах.

Техники выполнения коллажей: на активном фоне, с использованием глины, шпатлевки, скотча, воска, “два в одном”, бесфоновый коллаж и другие.

При создании коллажей используются многофактурные материалы, которые придают коллажным работам особую выразительность, любые природные материалы, подходящие для воплощения идеи и сочетающиеся друг с другом, используются сухие ветки деревьев, кустарников, корни, лишайники, плоды растений, высушенные дольки цитрусовых. Можно самостоятельно изготавливать специальные элементы для коллажей.

При изучении данной темы на занятиях в объединении, воспитанникам необходимо усвоить правила (законы) изобразительного искусства, что поможет создать гармоничную декоративную композиции.

Пропорции – это отношение частей к целому и частей между собой. В мире растений, как и вообще в природе, чаще всего соблюдаются определенные закономерности. Отношение величины лепестка к целому цветку соразмерно с отношением цветка к цветоножке, а листьев к стеблю, что и определяет гармонию всего растения. Этот закон красоты выражен в золотом сечении, сформулированном так: одна из двух составных частей во столько же раз больше другой, во сколько сама меньше целого. Золотое сечение – один из законов искусства, заимствованных из природы. Золотое сечение – это золотая пропорция, гармоничное деление. Объекты, содержащие в себе “золотое сечение” воспринимаются людьми как наиболее гармоничные.

Приведем примеры построения композиции по правилам золотого сечения. На рисунке в Приложении 2 высота ромашки и размер всей композиции соотносятся друг с другом как 3:8 – большая ромашка 8, цветки, расположенные ниже – 5, листья – 3.

Ритм – это повторяемость, соразмерное чередование элементов, частей. Ритмичность одно из основных художественных средств в композиционном строе произведения. Весь растительный мир построен на ритмах. Ритмы могут быть простыми и сложными.

Динамическая выразительность – большинство форм, с которыми мы встречаемся в природе, будут выражать какое-либо движение, особенно это можно сказать про растения, деревья и их ветки. Изящество деревьев, растений и цветов основано на движении. Эти свойства растений не могли не найти отражения в искусстве художников – флористов.

Симметрия наглядна в живом мире, в том числе растительном. Это расположение однородных, одноименных частей на одинаковом расстоянии от центральной оси. Симметрично расположены супротивные листья на стебле, сегменты и доли листа, цветки в кистях и соцветиях, жилки и зубчики в пластине листа. Поскольку лист в своем строении похож на все растение в целом, взглянем на лист, чтобы четко были видны жилки, лучше на просвет. От центральной осевой жилки параллельно друг другу отходят под углом вверх боковые, от них в свою очередь отходят более мелкие жилки, от тех – еще мельче и все симметрично в обеих половинках листа. Однако при более внимательном рассмотрении можно заметить, что некоторые прожилки выбиваются из симметрии. Выбиваются и форма зубчиков листа и их количество. Это явление называется асимметрией. В японском искусстве художники свои композиции почти всегда строят на асимметрии. В постановках икебаны, например, никогда не бывает четного числа одинаковых цветков, параллельных стеблей. Японские мастера объясняют это тем, что искусство должно увести от устоявшейся логики, вызвать у зрителя желание самому искать пути к красоте, звать к размышлению, к свободе, к сотворчеству с художником.

Цвет и фактура являются одними из главных эстетических свойств растений, которые воздействуют на эмоциональное восприятие природы, на настроение и чувства человека. “Вся природа открывается чувству зрения посредством цвета” (И. Гете).

В природе существует неисчерпаемое количество оттенков цвета. Человек никогда не сможет воспроизвести и малой доли их. Солнечный свет состоит из спектра отдельных цветов, главные из которых: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, переходящие один в другой (при разложении спектра). Вместе они и образуют белый цвет.

Цвета красный, оранжевый, желтый, зеленый – теплые, голубовато-зеленые, голубые, синие, фиолетовые – холодные. Есть цвета, которые усиливают действие друг друга: находясь рядом, они делаются более яркими. Такие цвета называются дополнительными. Вот некоторые пары: оранжевый и голубой, зеленый и пурпурный, зеленовато-желтый и фиолетовый.

Растения обладают определенной фактурой. Если посмотреть на самый гладкий лепесток в лупу, то мы увидим бороздки, бугорки, впадинки, зернистость, которые, отражая свет под разными углами, создают богатейшую игру цветовых оттенков. Многообразие фактур создает не только много тончайших оттенков цвета, но и обуславливает оригинальность живой материальной плоти каждого вида растений.

Фактура дает в руки художника материал для интересных решений: лаковый глянец соломы, овса, ржи, пшеницы золотистых оттенков; бархат мхов от изумрудных до бежевых тонов; серебристо-шелковистый плюш листьев (снизу) мать-и-мачехи, лапчатки, серебристого тополя, малины; серый с переливами блеск узких листьев ивы. Существуют два способа художественного видения при организации композиции:

Сосредоточение внимания на отдельном предмете как доминанте всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему. В этом случае окружающая среда видится так называемым боковым зрением и деформируется, подчиняясь центру внимания и работая на него. Видение в целом, без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного – это единый ансамбль.

Для того, чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого, это может быть и свободное пространство – композиционная пауза. Варианты организации доминанты представлены в Приложении 3.

Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.

Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.

Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот.

Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Можно подчеркнуть это еще и тоном или цветом.

Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами.

Возможны и два композиционных центра, но один из них должен быть ведущим, а другой подчиненным первому, чтобы не возникало спорной ситуации или не появлялось ощущение неопределенности (Приложение 3).

При организации доминанты важно учитывать законы визуального восприятия плоскости – доминанта всегда располагается в активной части, т.е. ближе к геометрическому центру композиции.

После изучения правила составления композиций, подробно рассматриваются этапы работы над флористическим коллажем.

Для начала, необходимо нарисовать эскиз композиции, опираясь на полученные знания и собственные идеи. Далее следует подбор материала. Распределить материал в коллаже необходимо, учитывая законы композиции, представленные в данной работе выше. Затем создается коллаж, используя выбранный набор материалов и специальные инструменты. Заключительный этап – оформление работы в раму, которая обязательно должна гармонировать с коллажем.

III. Заключение.

Таким образом, идя от простых идей и технологий к более сложным, воспитанники научатся с помощью доступных инструментов и вспомогательных материалов создавать свои композиции.

В процессе занятий, дети приобретают новое увлечение, которое, возможно, определит их дорогу в жизни.

Испытываешь чувство творческой радости, находя ранее неизвестный цветок, удивительный осенний лист или необычный кусок бересты, еще большее удовлетворение испытываешь, когда твоя находка гармонично вписывается в задуманную композицию и создает неповторимый теплый колорит.

Творческое общение с таким чудесным природным материалом, как цветы, успокаивает и отрешает от повседневных проблем, приучает видеть прекрасное в обыденном, развивает чуткость и фантазию. Помните у Пушкина:

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.

Автор: Седых Нина Павловна,воспитатель коррекционной группы МБДОУ "Детский сад №7" комбинированного типа, Пермский край, город Александровск.
Цель:Познакомить с техникой терра-"коллаж" на примере создания коллажей детьми старшего дошкольного возраста.
Назначение:Данный материал можно использовать в работе с детьми педагогам дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Одним из видов нетрадиционных способов изображения, который можно использовать в работе с детьми, является коллаж.




Великолепным декоративным украшением любого интерьера служат картины, выполненные в технике флористический коллаж. Еще в древнем Китае были распространены композиции из цветной бумаги и сухих листьев и цветов
Разнообразие используемых материалов, как природных, так и неорганических, в сочетании с уникальными техниками позволяют раскрыть индивидуальность и воплотить самые фантастические замыслы в настоящие произведения искусства. Коллажные техники, помимо абстракции, также дают возможность обратиться к жанрам натюрморта, пейзажа, графике или архитектурным мотивам. Процесс создания таких картин можно с уверенностью назвать сеансом арт-терапии, во время которого задействуются механизмы бессознательного и стимулируется раскрытие внутренней гармонии человека-творца.



Ваши чувства и переживания навсегда сохранятся в картине, созданной своими руками, сердцем и душой. Создание коллажа — процесс трудоемкий, но доступный даже начинающему художнику и чрезвычайно увлекательный. В умелых руках разные по цветам, фактуре, объему материалы образуют удивительные панно и картины. Коллаж снискал славу не только среди ценителей современного искусства, но и имеет множество последователей и поклонников дошкольного возраста.
В чем причина? Все очень просто: маленьким художникам эта техника очень близка по духу, ведь дети без конца фонтанируют идеями, не боятся смелых сочетаний и всегда готовы к самым невероятным экспериментам. Не стоит стремиться к совершенству, к созданию шедевров, сосредотачиваться на том, как выполнить работу, а не на том, что вам важно выразить. Приступая к созданию коллажа, часто бывает достаточно трудно предугадать, каким окажется результат: это всегда импровизация, работа фантазии, ассоциаций. Этим объясняется особое обаяние коллажной техники, безусловно, требующей творческих усилий и в то же время доступной всем.
С чего же начать? Какие первые шаги в своем творчестве должен сделать коллажист, чтобы его не постигло разочарование? Начинать надо с поиска темы. Оглянитесь вокруг — идеи для ваших будущих коллажей находятся рядом, нужно только разглядеть их. Поняв, что будет основой вашего сюжета, решите, как вы хотите преподнести его: реалистично или фантазийно?







Здесь и пригодилась коллекция засушенных цветов, листьев, шишек, косточек. Они сами составляли композиции.











3. Замесить раствор: в строительную шпатлевку добавить клей ПВА, песок с мелкими камешками, колер синего цвета. Все тщательно перемешать. Цвет раствора должен быть нежно-голубым.





5.Полученный раствор нанести на основу с помощью шпателя, равномерно распределяя его по всей поверхности. Толщина слоя должна быть приблизительно 0,5см. Можно с помощь шпателя создать волны.
6. Пока раствор не высох, стараемся быстро ввести все элементы коллажа.



7. Сначала декорируем работу ракушками, создавая определенное движение.
8. Затем в произвольном порядке располагаем на картине камешки.
9. Затем украшаем работу веточками, орешками, засушенными растениями.
10. Покрываем полученную композицию смесью шпаклевки и клея ПВА, разбавленного до консистенции густой сметаны.
11. Оставляем нашу картину для просушки на 1-2 дня. Можно использовать фен, тогда работа ускорится.
12. Следующим этапом нашей работы было нанесение акцентов. Это тени под ракушками песочного цвета. Наши веточки мы покрасили темным цветом. Для работы мы использовали гуашь.



13. На завершающем этапе мы покрасили выступающие элементы серебряной и бронзовой краской и вставили работу в рамку. Ее тоже можно украсить ракушками, стеклышками, стразами.






Букет для мамы (цветной песок).
Создание коллажей дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность наших детей.

Флористический коллаж - это композиция, изготовленная из цветов, трав и других вспомогательных материалов. Его можно использовать как элемент украшения интерьера в виде картины в раме или же как элемент оформления праздничного подарка или открытки. Простые техники изготовления таких коллажей доступны и неподготовленным новичкам.

Как сделать флористический коллаж

  • Как сделать флористический коллаж
  • Как сделать коллаж из сухоцветов
  • Как сделать коллаж в технике "терра"
  • - цветы и листья;
  • - клей;
  • - рамка;
  • - ткань, бумага или картон;
  • - цветная бумага, фольга, блестки.

Подготовьте материалы для работы. Цветы и травы необходимо будет предварительно обработать. Их можно засушить в плоском виде, для этого их кладут между двумя листами бумаги под гнет. Высушивание занимает от недели и более.

Существует и более быстрый способ - проглаживание растения через ткань утюгом, но в этом случае природный материал может изменить свой цвет. Объемные цветы и растения лучше всего сушить в чистом песке или обрабатывать воском. Последний способ достаточно трудоемок и подходит только опытным любителям рукоделия.

Обдумайте идею будущей композиции, то, что она должна изображать. Это не обязательно должен быть конкретный сюжет, возможно, что идеей станет просто эмоция или настроение. Важно также выбрать цветовую гамму коллажа.

Возьмите бумагу или ткань, которая будет основой для работы. Ткань лучше всего натянуть на подрамник. При необходимости покрасьте ее для изменения цвета фона. Прикрепите цветы, листья и другие декоративные элементы согласно вашему замыслу. На получившуюся картину вы можете нанести, например, блестки.

В качестве образных средств кубисты использовали газету, этикетки, кусочки объявлений, стараясь донести смысл идеи произведения.

П. Пикассо, Ж.Брак, А. Матисс были первыми мастерами коллажа. Сочетание различных форм и рельефов оказалось настолько интересным, что коллажную технику стали применять и другие художники, обогатив мировую культуру.

В России новое искусство находит свое выражение в творчестве К. Малевича, В. Татлина, А. Лентулова. Технику коллажа начинают использовать в создании декораций в театральном искусстве.

В наше время флористический коллаж становится самодостаточной и самостоятельной частью изобразительного творчества и перспективным направлением современной флористики. Успешно соперничая с произведениями изобразительного искусства, коллаж подтверждает статус своего обладателя, как человека ценящего оригинальность, индивидуальность и новаторство.


Автор работы - Лариса Лукьянова

Автор работы - Любовь Яковлева

Флористический коллаж – это композиция на вертикальной плоскости, поэтому при его создании неотъемлемыми являются те же законы, которые используются при создании обычных трехмерных композиций. Это - целостность, выразительность и смысл.

Мечта многих флористов осуществилась: появилась возможность продлить жизнь своим работам и возможность общения с другими людьми на самые разные темы на универсальном языке, состоящем из форм, линий, цвета, разнообразных фактур, движения, ритма и т.д. Итак, флористический коллаж - это произведение, созданное благодаря содружеству художника с природой с ее вековой мудростью, разнообразием материала и необычной новизной соцветий.

Момент создания флористического коллажа – это таинство. Автор, погрузившись в состояние накопленных эмоций, перебирая как четки природный материал, согревая его теплом своих рук, примеряет и распределяет его на заданный фон. Часто используются те предметы, на которые люди обычно не обращают внимание, а проходят мимо. Это - сухие листья, замшелая кора, ветки, увядшие лепестки цветов, глина, песок и т. д. То, мимо чего мы равнодушно проходим, в руках флориста превращается в черепаху, зайчика, бабочку, стрекозу, дерево, облака и т. д. Привычный материал трансформируется, теряет узнаваемый и привычный образ, вызывает эмоции и ассоциации из подсознания, стирая грани реальности и волшебства.

Коллаж – это способ самовыражения автора, исключающий абсолютное копирование сюжета природы, а предполагающий свое восприятие – образное и эмоциональное. В то же время коллаж дает возможность и для фантазии зрителя, заставляет размышлять и самому домысливать сюжет.

Автор работы -
Наталья Наянзина
Автор работ - Любовь Яковлева

Удачное сочетание выбранной техники и материала способствует раскрытию идеи автора. Идея – эта самая важная составная композиции. Толчком к созданию шедевра может послужить какой-то предмет, мелочь, деталь, явление. Это всего лишь миг, мгновение. А иногда автор вынашивает идею долго и трудно. Флористический коллаж тем и интересен и привлекателен, что здесь каждый художник может использовать свои особые авторские приемы сочетания техник. Важным является желание создать, объединив…и увековечить. Именно поэтому, находясь на выставке флористического коллажа, мы вдруг осознаем себя во власти творцов - природы и человека, зачарованно бродим, переходя от работ одного художника к работам другого. И как бы на мгновение теряемся во времени и в пространстве, ощутив себя частью самой природы…

Коллаж в изобразительное искусство был введен кубистами, футуристами и дадаистами, практиковавшими приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, кусков ткани и т. д.

Флористический коллаж выполняется с использованием природных материалов.

Стили коллажа

  • Пейзажный
  • Вегетативный
  • Декоративный
  • Формо-линейный

Пейзажный стиль

Основной предмет изображения- естественная или преображенная человеком природа. Имитация природных ландшафтов.


Вегетативный стиль

Предполагает максимальную приближенность к естественным образам. Характерно свободное, идентичное природному расположение материала, максимально реалистичное.


Декоративный стиль

Предполагает создание яркой, интересной работы, в которой главную роль играют красота и выразительность элементов композиции. Растения, материалы трансформируются в угоду эстетическому эффекту.


Формо-линейный стиль

Основная роль отводится линиям, их характеру, толщине, направлению. Линия- идея композиции. Для линейного стиля характерна асимметрия.


Общие правила изготовления коллажа

Материалы и инструменты

Бумага: газетная, акварельная, бархатная, обойная, флористическая, картон, калька, ватман, с фактурой кожи, металла, шелка, шерсти, рогожки.

Материалы: засушенные растения, пайетки, бусины, тесьма, ракушки, восковые мелки, акварель, тушь, гуашь.

Инструменты: пинцет, ножницы, кисточка, пресс, канцелярский нож, палитра, валик, трафареты, губка, флористический пистолет.

Порядок изготовления работы

1.Выбрать стиль коллажа, продумать композицию, при

необходимости сделать эскиз будущей работы.

2. Подготовить фон одним из способов.

3. Наклеить сначала крупные элементы, затем мелкие.

4. Изготовить паспарту.

5. Вставить работу в раму.

Основные средства выразительности композиции

Композиция – соединение замысла с необходимыми для его выражения композиционными средствами. Она решает задачи гармонического, пропорционального соответствия элементов между собой и фоном.

Типы композиций: симметричная и асимметричная, замкнутая и открытая, статичная и динамичная.

Формы композиций: плоскостная, объёмная, центрическая, линейно – ленточная и др.

Элементы композиции: пространство, линия, пятно, точка, форма, цвет, текстура, фактура.

Композиционное решение зависит от формата, масштаба работы.

Основные художественно-композиционные приемы

1. Принцип триединства как выражение идеальной гармонии. Этот принцип может распространяться на количество групп или видов растений, присутствие трёх размеров (большого, среднего, малого), гармонии трёх цветов.

2. Отсутствие банальной симметрии придаёт композиции непредсказуемость, динамизм.

3. Взаимосвязь элементов и отсутствие лишних деталей.

4.Выразительны не только яркие цветы, но и лаконичные линии.

5. Соблюдение баланса между центром и периферией.

6. Контраст - эффектное соединение разных, подчёркивающих красоту друг друга элементов.

7. Акцент - обычно делается один, но в крупных работах может быть 2 фокуса внимания.

8. Незаполненное пространство – фон.

Список используемой литературы:

ВложениеРазмер
стили коллажа 1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по теме "Изготовление флористического коллажа рыбки"

Аннотация Конспект педагога дополнительного образования Колеровой С.В. предназначен для проведения занятия по реабилитационному направлению.


План занятия по теме "Флористический коллаж на пластинке".

Это занятите проводится в качестве внеклассной работы и рассчитано на два часа. Возраст учащихся 12-13 лет.Для выполнения практической работы флористический материал заготавливается заранее.



Конспект урока"Флористический коллаж"

Познакомиться с понятием "флористика", "коллаж", "флористический коллаж", познакомиться со способами заготовки материала и основными приёмами изготовления картины.

Тип занятие изучения и первичного закрепления знанийЦель: Приобщить детей к миру искусства флористики через познание истории и культуры создания флористических коллажей, формировать духовн.

Методическая разработка «Флористический коллаж. Техника Терра».

Презентация к внеурочному занятию "Флористический коллаж"

На протяжении занятия используется авторская линейная презентация. Слайды иллюстрируют рассказ учителя, дают возможность обучающимся самостоятельно выполнить практические задания и серить получе.

Читайте также: