Фиксатор угла наклона лодочного мотора своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 03.09.2024

Установка подвесного лодочного мотора требует определенных знаний, благодаря которым можно значительно увеличить КПД и экономичность эксплуатации. Несмотря на то что у каждого лодочного мотора есть инструкция по установки, данные советы могут оказаться полезными.

И так, когда мотор куплен (с учетом высоты транца и максимальной допустимой мощности) и правильно доставлен (смотрите инструкцию и рекомендации по правильной транспортировке, слейте топливо), настает очередь установки.

Пошаговая инструкция

Фиксация мотора на транце производится в определенной последовательности. Чтобы с максимальной эффективностью использовать мощность мотора необходимо начать с балансировки лодки. Правильное распределение уложенного в судно груза оказывает немаловажное влияние на возможности при передвижении.

Регулировка

От того, как установлен мотор на транце во-многом зависит ходовые возможности судна. В том случае если транец находится высоко и винт будет располагаться на срезе воздуха и воды, то имеется вероятность захвата воздуха, что отрицательно повлияет на КПД.

При слишком низко установленном транце увеличивается сопротивление, что тоже негативно сказывается на возможностях. В данном случае также значительно повышаются силы, выталкивающие переднюю часть лодки. При достаточно большой мощности мотора это может привести к опрокидыванию.

Горизонтальная настройка

При вращении винта создается вихревое движение воды. Которое немного сдвигает лодку от движения по прямой. Чтобы компенсировать это явление мотор можно немного сдвинуть к правому борту. Это позволит улучшить управляемость судна и его устойчивость.

  • Для суден, имеющих плоскую форму дна, расстояние смещения составляет около 30 мм.
  • Для плавсредств с килевой формой, лучше сместить двигатель на 50 мм.

Лодки, производимые популярными брендами, имею форму дна и кормы, которые нивелируют влияние вихревого потока. На таких средствах двигатель монтируется точно по центру.

Регулировка угла наклона

От правильной установки угла зависит скорость передвижения, а также расход топлива. На этот показатель влияют такие факторы.

  • Геометрические параметры и конструкционная схема плавсредства.
  • Рабочий шаг гребного винта.
  • Мощностные показатели двигателя.
  • Общая масса груза (люди + вещи).
  • Течение в водоеме.
  • Сила ветра, размер волн.

Регулирование угла выполняется с использованием специальных штифтов. Переустановка штифта на 1 отверстие меняет наклон на 3 … 4 градуса.

Оптимальный угол наклона зависит от модели силового агрегата.

  • Изделия импортного производства — 5 … 15 о .
  • Салют — 4 … 24 о .
  • Нептун, Вихрь — 5 … 15 о .
  • Ветерок 8/12 — 0 …10 о .

Крепление мотора к судну

Монтаж силового агрегата осуществляют при помощи транцевых скоб и зажимов. Усилия затяжки струбцин — равновеликие, до упора. В большинстве моделей моторок силовой агрегат укрепляют с учетом линии киля.

Транцевая скоба

В конце монтажа важно проверить надежность крепления силовой конструкции к лодке. Прочность соединения необходимо контролировать и в процессе эксплуатации конструкции на ходу. Под действием вибрации крепеж ослабевает. Это явление часто происходит при возрастании нагрузок: резких поворотах, попадании на отмель, преодолении большой волны. Лучший итог, если произойдет незначительное смещение мотора со штатного места.

В случае саморазвинчивания возможен вариант, когда силовой агрегат будет удерживаться в судне только транцем или страховочным тросом (в моделях, где есть приспособление безопасности).

Общие правила и рекомендации позволят надежно закрепить мотор. Конечно, известны случаи, когда оптимальное положение силового агрегата — результат многочасовых экспериментов. В таких случаях выходом является обращение за помощью к специалистам. В сервисном центре покупателю подскажут сочетания с прогнозируемым результатом. Для усложненных конструкций — экспериментальным путем подберут место крепления агрегата.

Советы и рекомендации

Существует ряд рекомендаций, способных повысить эффективность применения моторов.

  • Замена алюминиевого винта небольшой массы на тяжелый винт из стали способно увеличить эффективность мотора.
  • Чем больше загрузка лодки, тем больше топлива будет потреблять мотор. Отправляясь в дорогу не берите с собой лишний груз.

Установка мотора на лодке процесс простой, но требующий внимания и определенного навыка. Правильно установленный двигатель позволит добиться максимальной скорости передвижения без лишних усилий.

Общие правила установки мотора

Существуют общие правила установки лодочных моторов, которые практически одинаковы для любых моторов и любых лодок. Несмотря на кажущуюся простоту, эта операция требует определенных знаний. Правильно установленный мотор позволяет добиться увеличения коэффициента полезного действия, а также снизить расход топлива.

Установка лодочного мотора

Угол наклона лодочного мотора

Наши эксперты делятся несколькими советами и рекомендациями по выбору оптимального угла наклона лодочного мотора. Если вы последуете этим советам, то в итоге получите снижение расхода топлива, более безопасное движение, оптимальный угол атаки вашей лодки, вне зависимости от состояния поверхности воды (маленькие волны, большие волны, штиль).

Как то была история, когда к нам за советом обратился владелец новой надувной лодки класса RIB. Он жаловался на то, что с ростом скорости его лодка все больше и больше зарывается в воду и вот вот готова выйти из под контроля. Ему был дан совет использовать привод управления наклоном мотора, но он как не странно об этом ничего не слышал. Он решил, что это какое то дополнительное оборудование, которого у него нет. В итоге было решено прокатиться с ним и на практике показать как работает этот самый привод.

Выйдя на открытую воду и набрав скорость я пару раз нажал на кнопку регулятора угла наклона и, о чудо, лодка сразу подняла нос и увеличила скорость. Наш новый знакомый, конечно, очень обрадовался и уже было решил, что теперь он все знает об управлении своей надувной лодкой.

Кавитация и защита от нее

Кавитацией называют процесс образования в потоке жидкости пузырьков, содержащих состоящий из этой же жидкости пар, с последующим их схлопыванием, которое сопровождается образованием ударной волны. Такое явление в случае с лодкой возникает на гребных винтах, где вследствие увеличения скорости жидкости происходит локальное понижение давления, что и является условием для возникновения кавитации.

Антикавитационная плита — это важный компонент защиты гребного винта и всего двигателя от вредоносного воздействия газовых пузырьков. Они наносят урон материалу, с которым соприкасаются двумя путями – с одной стороны это действие горячего газа, с другой же стороны повреждения наносятся образующейся в момент схлопывания пузырька ударной волной.

В случае, если гребной винт погружается в воду неглубоко (что характерно для надувных лодок, а также небольших катеров), он может захватывать воздух с поверхности, следствием чего будет возникновение кавитации. Функция антикавитационной плиты — препятствовать этому процессу.

Правильный угол наклона лодочного мотора

Эффект от регулирования угла наклона мотора относительно транца будет очень заметен, если, конечно, его правильно использовать. Кнопка этого регулятора на большинстве подвесных лодочных моторах расположена сбоку на ручке регулятора газа. Нажимая верхнюю вы поднимаете мотор вверх, а нижнюю часть вы опускаете его вниз, прижимая к транцу. Путем поднятия мотора (увеличивая угол между мотором и транцем) вы поднимаете нос лодки, и опуская мотор вы опускаете нос лодки. Линейная так сказать зависимость. Запутаться я думаю сложно. Но маломощные моторы в этом отношении сложны в управлении. С ними очень трудно вывести лодку на ровный киль. Если же у вашего подвесного мотора нет регулятора угла наклона, то вам придется регулировать положение лодки путем перемещения груза или пассажиров по кокпиту лодки.

Возьмем для примера идеальные условия на воде. Лодка идет на ровном киле, вода спокойная. Если вы поднимите мотор, то и нос лодки соответственно тоже поднимется. Нос оторвется от воды, сопротивление этой самой воде уменьшиться и скорость возрастет, без регулирования оборотов. Обороты возрастут сами собой на 200 или 300. Но слишком высоко поднимать мотор не стоит. Винт тогда выйдет из воды и будет постоянно хватать воздух, а это уже не хорошо. Если такое произошло, то опустите мотор. Если этого не сделать, лодка начнет вести себя не стабильно и будет рыскать из стороны в сторону. Но будьте осторожны при опускании мотора, обороты сразу упадут и скорость резко снизиться и ваши пассажиры могут попадать как кегли в кегельбане.

Перед поворотом, если у вас поднят мотор, обязательно посмотрите назад и предупредите своих пассажиров. А затем уже сбрасывайте скорость. Но сильно сбрасывать скорость не следует. Иначе днище опуститься в воду и лодка может завалиться на борт. Рулевой обязательно должен следить за всем этим.

Но как водиться, во всех правилах есть исключения. Не все лодки одинаково реагируют на изменения угла наклона мотора. Перед тем как активно использовать эту возможность вашего подвесного мотора, потренируйтесь немного на спокойной воде и желательно без пассажиров.

Еще нужно иметь ввиду, что у надувных лодок, у которых баллоны сильно выступают за транцем, эффект от подъема мотора будет ограниченный. Чем больше баллоны выступают, тем меньше эффект.

Но не все проблемы с движением лодки можно устранить путем регулирования угла наклона мотора. Во первых надо правильно сбалансировать лодку. Новые четырехтактные подвесные лодочные моторы очень сильно утяжеляют корму. А-образные фермы, банкетки, сидения в сочетании со стойкой управления не дадут вам спокойно вести лодку. Главное баланс веса по длин судна, а потом уже регулировать наклон мотора.

Хотя, если мотор обладает большой мощностью, то неправильную балансировку все же можно устранить путем поднятия мотора. Но все же лучше попросить пассажиров пересесть на нос лодки. Но и тут не стоит сильно утяжелять нос, все нужно в меру.

В итоге грамотная балансировка веса лодки относительно длинны и управление углом наклона мотора в обычных условиях гораздо лучше постоянной игры кнопками и регулятором газа. Ведь малейшее изменение скорости потребует корректировку угла наклона. Конечно потребуется достаточно много практического опыта для выбора оптимального соотношения загрузки лодки и угла наклона подвесного мотора в соответствии с состоянием поверхности воды.

Советы: Как правильно установить мотор на лодку

Купили новенький ПЛМ. Как его устанавливать на лодку. Я сейчас — про вертикальное расстояние от АКП (антикавитационной плиты) до днища лодки. И про угол наклона (дифферент) вашего мотора. Не имеет значения, какая лодка: ПВХ или корпусная (алюминиевый или пластиковый корпус) — правила установки ПЛМ одни и те же.

В руководстве пользователя даны общие (очень размытые) указания. Хочу дать пару советов именно тем — кто устанавливает ПЛМ на ПВХ лодку.

У кого мало опыта — тем будет полезно. А опытные — может и сами что добавят.

В мануале, обычно есть такие картинки — с примерными цифрами. Обычно, что расстояние от АКП до днища лодки должно быть от 0 до 25мм.

Кому не хочется заморачиваться — не ломайте голову. Поставили, прикрутили, завели, поехали. Если нет прохватов и залетающих в лодку, брызг — ну и норм. Рыбачить можно и так.

А кто хочет найти самое оптимальное положение мотора — чтоб получить максимальную скорость, мЕньший расход топлива и комфортную управляемость лодкой — читайте дальше:

Он должен быть не слишком высоким, но и не заглубляться. Примерно таким

2 — На транец, сверху — подкладываем пластины, вырезанные из фанеры или (лучше) из пластика. Толщиной 1-2мм.

Кладём несколько пластин, ставим сверху ПЛМ, прикручиваем — едем. Если нормально — добавляем ещё пластины.

Потом, набор этих пластин можно зафиксировать саморезом или подкладывать каждый раз, при сборке лодки — если не лень

Добавляем пластины до тех пор, пока начнут появляться прохваты воздуха.

Прохваты появятся сначала, во время правого поворота.

Потому что сидишь на правом баллоне (если лодка надувная). Лодки в жестком корпусе (тем более — крупные) не так чувствительны к тому, где сидит капитан.

При крене — винт, приподнимаясь — хватает воздух (точнее — освобождается от сопротивления воды). Это сразу услышишь.

При повороте влево — вес водителя немного компенсирует крен. Поэтому, сначала появятся прохваты в правом повороте. Так же, прохваты — потом проявятся при прохождении волны.

Как только дошли до прохватов — убираем пластины на 2-3мм.

Прошлись — прохватов нет. Ни в повороте, ни на волне. Значит — готово!Лично я делаю так, чтоб прохваты появлялись при очень крутом повороте (я рыбак, не гонщик — в обычной жизни, так круто не поворачиваю). Это самое оптимальное положение высоты ПЛМ.

3 — После этого, можно ещё раз — подрегулировать угол наклона ПЛМ. Ориентируясь визуально, на петуха в кильватере. И замеряя скорость по навигатору.

Надо иметь ввиду — чем меньше сапог ПЛМ погружен в воду (чем выше установлен), тем меньше сопротивление. Отсюда — выше скорость и меньше расход топлива.

Пример подгонки высоты мотора (Ямаха 9.9) на лодке Silverado 30F. Были брызги, которые неслабо залетали в кокпит лодки. После поднятия мотора на 1см. — брызги исчезли

Купили новенький ПЛМ. Как его устанавливать на лодку. Я сейчас - про вертикальное расстояние от АКП (антикавитационной плиты) до днища лодки. И про угол наклона (дифферент) вашего мотора. Не имеет значения, какая лодка: ПВХ или корпусная (алюминиевый или пластиковый корпус) - правила установки ПЛМ одни и те же.

В руководстве пользователя даны общие (очень размытые) указания. Хочу дать пару советов именно тем - кто устанавливает ПЛМ на ПВХ лодку.

У кого мало опыта - тем будет полезно. А опытные - может и сами что добавят.


В мануале, обычно есть такие картинки - с примерными цифрами. Обычно, что расстояние от АКП до днища лодки должно быть от 0 до 25мм.


Кому не хочется заморачиваться - не ломайте голову. Поставили, прикрутили, завели, поехали. Если нет прохватов и залетающих в лодку, брызг - ну и норм. Рыбачить можно и так.

А кто хочет найти самое оптимальное положение мотора - чтоб получить максимальную скорость, мЕньший расход топлива и комфортную управляемость лодкой - читайте дальше:

1 - Угол наклона двигателя выставляем так, чтоб лодка во время глиссирования, шла - как на рисунке "В" ("А" - дельфинит, "Б" - роет носом)

Более точную регулировку - смотрим по "петуху" - который появляется в кильватере (острая вершина треугольника волн - сходятся правая и левая косые струи).

Он должен быть не слишком высоким, но и не заглубляться. Примерно таким


2 - На транец, сверху - подкладываем пластины, вырезанные из фанеры или (лучше) из пластика. Толщиной 1-2мм.

Кладём несколько пластин, ставим сверху ПЛМ, прикручиваем - едем. Если нормально - добавляем ещё пластины.

Потом, набор этих пластин можно зафиксировать саморезом или подкладывать каждый раз, при сборке лодки - если не лень

Добавляем пластины до тех пор, пока начнут появляться прохваты воздуха.

Прохваты появятся сначала, во время правого поворота.

Потому что сидишь на правом баллоне (если лодка надувная). Лодки в жестком корпусе (тем более - крупные) не так чувствительны к тому, где сидит капитан.

При крене - винт, приподнимаясь - хватает воздух (точнее - освобождается от сопротивления воды). Это сразу услышишь.

При повороте влево - вес водителя немного компенсирует крен. Поэтому, сначала появятся прохваты в правом повороте. Так же, прохваты - потом проявятся при прохождении волны.

Как только дошли до прохватов - убираем пластины на 2-3мм.

Прошлись - прохватов нет. Ни в повороте, ни на волне. Значит - готово!Лично я делаю так, чтоб прохваты появлялись при очень крутом повороте (я рыбак, не гонщик - в обычной жизни, так круто не поворачиваю). Это самое оптимальное положение высоты ПЛМ.

3 - После этого, можно ещё раз - подрегулировать угол наклона ПЛМ. Ориентируясь визуально, на петуха в кильватере. И замеряя скорость по навигатору.

Надо иметь ввиду - чем меньше сапог ПЛМ погружен в воду (чем выше установлен), тем меньше сопротивление. Отсюда - выше скорость и меньше расход топлива.

Пример подгонки высоты мотора (Ямаха 9.9) на лодке Silverado 30F. Были брызги, которые неслабо залетали в кокпит лодки. После поднятия мотора на 1см. - брызги исчезли

Приехав с новеньким лодочным мотором на берег реки владелец думает, как правильно его прикрепить к корме лодки. Казалось бы, в самостоятельной установке нет ничего сложного. Мотор небольшой мощности легко повесить на транец в одиночку или с помощником. В прилагаемой к аппарату инструкции по эксплуатации подробно написано, как проводится эта работа. Однако, чтобы добиться максимальной скорости и экономичности от лодочного мотора необходимо потратить время на нахождение оптимального положения мотора на транце лодки.



Меры безопасности при установке мотора

Лодочный мотор – тяжелый механизм. Маломощные аппараты весом до 20 кг несложно установить в одиночку. Тяжелые моторы весом 30 – 50 кг чтобы не сорвать спину лучше устанавливать на транец лодки совместно с помощником. Для перевозки мотора от машины до лодки используют специальную тележку для ПЛМ.

Все работы по установке, настройке и перемещению лодочного мотора проводят при заглушенном двигателе и отсоединенном шланге выносного бензобака.

Во время присоединения шлангов бензобака и запуска лодочного мотора запрещается курить или пользоваться открытым огнем рядом с лодкой.

Установка мотора на транец лодки



После того, как лодка будет полностью надута мотор вешают на транец. Только что купленный мотор вешают посередине транца, фиксируют струбцинами подвесной системы. Струбцины затягивают до упора с одинаковым усилием. После установки мотор дополнительно привязывают к транцу страховочным тросом.

Для надежности крепление мотора к транцу дополнительно проверяют два раза: после его прогрева и через 5 – 10 минут после начала движения судна. При необходимости струбцины затягивают сильнее.

Горизонтальная настройка положения мотора

Правильная установка мотора на транце лодки повышает скорость и управляемость судна, экономит горючее. По инструкции лодочный мотор устанавливают на центр транца. Стандартная установка мотора несложна, но, чтобы получить от мотора максимальную скорость и экономичность необходимо найти оптимальное положение аппарата на корме судна.

Во время работы мотора винт вращается и создает за кормой лодки вихревой поток, сдвигающий лодку с прямой траектории движения. Для компенсации крутящего момента винта мотор можно чуть сдвинуть к правому борту лодки. Смещение положения мотора на 30 – 50 мм относительно продольного центра лодки повышает устойчивость и управляемость судна. Длина смещения зависит от профиля дна лодки:

• для моделей с выпуклым V-образным дном мотор смещают на 5 см;

• для лодок с плоским дном мотор на транце смещают на 3 см.

На лодках известных брендов профиль кормы и днища компенсирует вихревой поток от винта, поэтому лодочный мотор устанавливают строго по центру транца. На лодках средней ценой категории для увеличения скорости, повышения управляемости судна и экономии топлива требуется настройка горизонтального положения мотора на транце.

Регулировка угла наклона двигателя



Правильная установка угла наклона лодочного мотора относительно кормы судна увеличивает скорость лодки и экономит горючее. Положение дейдвуда относительно транца лодки зависит от следующих факторов:

• конструкции судна, его обводов и кормы;

• количества пассажиров и веса груза в лодке;

• скорости и направления ветра, высоты волн.

Для изменения наклона дейдвуда лодочного мотора относительно кормы лодки в скобе подвесного устройства мотора есть отверстия в которые вставляется штифт. Перестановка штифта в соседнее отверстие изменяет угол наклона мотора на 3 - 4°.

Для настройки угла наклона мотора двигатель останавливают, вытаскивают штифт, передвигают скобы относительно друг друга, вставляют штифт обратно. Мотор заводят, проплывают отрезок пути на разной скорости. После тестирования настройку положения мотора повторяют.

Если лодочный мотор выставлен с большим отклонением от транца, крутящий момент от винта поднимает нос лодки и притапливает корму. Скорость лодки возрастает, она быстрее и легче выходит в режим глиссирования, управляемость уменьшается.

При небольшом отклонении дейдвуда от лодочной кормы выталкивающий нос эффект отсутствует, лодка идет ровно, потребление горючего увеличивается.

При отрицательном угле наклона двигателя лодка начинает зарываться носом в волны, скорость и управляемость уменьшается.

Вертикальная настройка лодочного мотора на транце лодки

Большое значение для скорости движения плавсредства имеет положение антикавитационной плиты мотора относительно днища. В зависимости от формы днища и модели судна плита должна располагаться на 10 – 50 мм ниже дна.

Высокая установка мотора относительно дна судна приводит к тому, что винт начинает вращаться в верхнем слое воды, захватывая при этом пузырьки воздуха. Для невооруженного взгляда процесс выглядит как бурление воды в чайнике при кипячении. Сопротивление движению винта в разреженной среде уменьшается, количество оборотов двигателя самопроизвольно увеличивается, при длительной работе в этом режиме лодочный мотор выходит из строя.

Пониженная установка мотора увеличивает сопротивление воды вращению винта, снижает скорость движения судна.

Настройку вертикального положения лодочного мотора проводят несколькими тестовыми заездами в спокойную погоду. Для поднятия мотора на торец транца под подвесную систему подкладывают деревянные бруски, для понижения лобзиком выпиливают выемку в транце.

Установка и настройка лодочного мотора на транец лодки несложна и вполне посильна физически развитому мужчине. Лодка с оптимально расположенным на транце мотором хорошо управляется, быстрее выходит в режим глиссирования.

Миниатюры

Миниатюры

У меня гидротрим и этот упор я им прижимаю, а вот как без гидроподьема фиксировать ХЗ, смысл пропадает. Можно , конечно, притянуть ногу стяжкой. Вообще, недавно ездили на рыбалку, дак чувак просто ставит плм на упор (на моторе который) и всё. Гоняет так трерий год и ничё плохово ни с мотором , ни с транцем не происходит. Мотор Суза 50\4т. Казанка 5м3.

Я купил упор "фабричный" он с резиновым захватом на ногу, так что прыгать на упоре она не будет. Фиксировать ногу на упоре нужно в верхнем положении?

Читайте также: