Феминистское искусство как сделать

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 30.08.2024

Невозможно не замечать оживления и подъема феминистского движения, которое также нашло свое отражение в искусстве. Наиболее заметные и актуальные арт-фем проекты современной России читайте в нашем обзоре

Арт-феминизм (или феминистское искусство) — искусство, созданное сознательно в контексте феминистской теории искусства. Оно подчёркивает неравноправие в социальных и политических аспектах. Определение арт-феминизма неоднозначно. Основные противоречия отражены в вопросах: становится ли феминистским искусство, созданное приверженцами феминизма и может ли феминистское искусство быть создано тем, кто не разделяет феминистских взглядов?

В США арт-феминизм возник в конце 1960-х годов, вдохновившись студенческими протестами, движением за гражданские права и феминизмом второй волны. Критикуя институты, пропагандирующие сексизм и расизм, студенты, имеющие отличный от белого цвет кожи, и женщины стремились обличить и устранить неравенство. Художницы участвовали в протестах со своими произведениями искусства, организовывали сообщества и составляли реестры произведений, созданных женщинами.

В России арт-феминизм начинает активно развиваться лишь ближе к 2000-м гг. Но наибольший расцвет приходится на 2012-2013 гг, когда борьба феминисток за собственное место в российском искусстве сосредотачивается вокруг трех основных проблем: низкая ценность социальной конкретики в искусстве, запрет на политическое высказывание от лица женщины и гендерные иерархии в арт-сообществе.

Представленные проекты — как работы феминисток, так и тех, кто лишь изучает идеи нынешней волны феминизма, поддерживая различные аспекты данного движения. Так или иначе все эти люди борются за похожие идеи, движутся в одном направлении. Данные проекты являются самыми заметными на современной российской арт-сцене. Попробуем проследить, как развивалась идея и форма арт-феминизма в России с 1990-х годов до настоящего времени.

Музей женщины. 1997.

Арт-феминизм в России

Мальчик на шаре. Татьяна Антошина. 1996.

Феминистский карандаш. 2012-2015 гг.

Феминистская кухня. 2013 г.

Феминистская (art) критика. 2014 г.


Фем-клаб. 2015 г.

Фестиваль ФЕМART. Март 2020


Афиша фестиваля ФЕМART

ФЕМART – первое мероприятие, посвящённое современному женскому искусству Волгограда. Главная цель фестиваля – не только обратить внимание на вклад женщин-художников в историю мирового искусства, но и показать, что происходит в искусстве настоящего времени. В рамках фестиваля прошла выставка, была подготовлена программа из лекций, перфомансов и мастер-классов, которая позволила всем желающим познакомиться с различными художественными техниками, а узнать больше о феминистком искусстве мира и России, в частности.

Феминистские транслокальности & Арт. 2020-2021

арт-фем движение в России

Онлайн Фестиваль феминистского письма в России. Март 2021

Первый в своем роде фестиваль (1-7 марта 2021) продолжится серией воркшопов при участии специалисток по гендерной теории, инклюзивной культуре, художественному переводу и театру.

Фестиваль направлен на развитие феминистского дискурса в российской литературе, искусстве и образовании. Цель — объединить фем-сообщества, создать новый язык для разговора о проблемах уязвимых групп в России, о равных правах, угнетении по гендерному признаку, а также нефаллологоцентричную форму письма.

Подробнее про арт-фем движение России также читайте в блоге о женском искусстве.

Киберфеминистский интернационал

1997, 1998


Фотография: Ольга Моисеева

Татьяна Антошина


Фотография: Татьяна Антошина

Людмила Горлова


Алена Мартынова


Елена Ковылина

В память о дадаисте Артюре Краване Елена Ковылина пригласила всех желающих сразиться с ней на боксерском ринге, установленном в галерее XL. Художница заявляла, что женщины тоже имеют право отстаивать свое место в искусстве в честном поединке. Готовиться к перфомансу она начала за 20 дней — ежедневно тренировалась в настоящем боксерском клубе. Один из боев с заведомо более сильным противником — крупным и сильным мужчиной — Ковылина все же предпочла проиграть, сдавшись без боя. Правда, сразу же напомнила собравшейся публике, что свой основной бой с чемпионом в тяжелом весе Джеком Джонсоном знаменитый дадаист тоже проиграл, будучи нокаутированным в первом раунде

Александра Галкина


Pussy Riot


Виктория Ломаско


Виктория Ломаско, которая работает в узнаваемом жанре социального графического репортажа, провела несколько дней в квартирах, где принимают клиентов нижегородские секс-работницы, нарисовала их портреты и записала наиболее яркие реплики. Героини рисунков имеют мало общего с образами проституток, запечатленными в массовом сознании, скорее это обычные женщины, делающие тяжелую работу

2012, 2013


Микаэла

Виктория Бегальская


Gandhi


Петербургское объединение уличных художниц и художников с постоянно меняющимся составом выступает с позиций ненасильственного сопротивления и делает граффити на социальные темы. Картинка с православным аистом в погонах с ребенком в клюве была посвящена законопроекту, запрещающему делать аборт, а также отсутствию государственной защиты для жертв изнасилования.

В данной статье рассмотрена история возникновения и распространения арт-феминизма в искусстве , его состояние и способы выражения в современном искусстве .

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Чэнь Чао

ART FEMINISM IN THE CONTEXT OF MODERN ART

This article examines the history of the emergence and spread of art feminism in art , its state and ways of expression in modern art .

АРТ-ФЕМИНИЗМ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

ART FEMINISM IN THE CONTEXT OF MODERN ART

Чэнь Чао, магистр, Студент подготовительного факультета русского языка

как иностранного Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена. Россия, Санкт-Петербург

Научный руководитель: Артамонова Валентина Викторовна

CHEN CHAO, Master, Student of the preparatory faculty of Russian as a foreign

language Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. Russia,

Scientific adviser: Valentina V. Artamonova

Аннотация: В данной статье рассмотрена история возникновения и распространения арт-феминизма в искусстве, его состояние и способы выражения в современном искусстве.

Annotation: This article examines the history of the emergence and spread of art feminism in art, its state and ways of expression in modern art.

Ключевые слова: Искусство, современное искусство, феминизм, арт-феминизм, арт-феминизм в современном искусстве.

Key words: Art, modern art, feminism, art feminism, art feminism in contemporary art.

Зарождение арт-феминизма приходится на конец шестидесятых годов, наряду с усилением движений борьбы за права чернокожих и ЛГБТ сообществ и протестами против войны во Вьетнаме. То время сопровождалось ущемлением прав женщин-художниц, подвергавшихся дискриминации в связи с половой принадлежностью, которая выражалась в частых отказах в выставках, отсутствии признания наравне с мужчинами-художниками, что поспособствовало зарождению арт-феминизма. Своими художественными произведениями, женщины демонстрировали свободу от патриархальных общественных устоев, раскрывали глубины женского сознания, старались быть услышанными. Основной целью возникновения такого направления как арт-феминизм являлась демонстрация устранения гендерных стереотипов и стандартов, в которых исключительно женщины выступают в роли сексуальных объектов, не имеющих права распоряжаться собственным телом.

Зарождение феминистского искусства стало предпосылкой к его использованию для решения социальных проблем феминистской идеологии, которое обрело широкую популярность в семидесятые годы прошлого века, ввиду становления в обществе открытости к переменам и признания людьми наличия проблемы гендерных стереотипов. В поддержку художниц арт-феминизма в 1972 году в Америке появляется журнал, распространяющий идеи феминизма об отсутствии полного гендерного равенства в обществе и способствующий демонстрации силы и независимости женщин [1, с. 116].

В восьмидесятых феминистское искусство обретает целостную картину, определяющую его не просто как стиль или движение, а как полноценную систему ценностей, стратегию революции, образ жизни, затрагивающий все сферы социальной жизни. Искусство теперь выступало в качестве инструмента достижение цели быть услышанными, показать свою точку зрения и отстаивать её право в оспаривании традиционного представления о роли женщины в обществе. Женщины полны решимости громко выказать свое недовольство в вопросе гендерного неравенства и свободного выбора действий относительно их тел. Идеи, которые воплощает арт-феминизм, находят зрительский отклик ввиду постановки вопроса об оспаривании общепринятых норм, установленных социумом, заставляющего зрителей задуматься о его социальной приемлемости.

На современном этапе развития искусства, благодаря возникновению и становлению арт-феминизма, появляется большее число женщин-художниц, работы которых не воспринимаются пренебрежительно и их работы более широко демонстрируются. Женскому искусству, как классического, так и современного формата, стали уделять большее внимание креативные пространства, благодаря протестам, направленным против ограничений репрезентации женщин в галереях и музеях.

И несмотря на то, что в подавляющем большинстве стран права женщин уже давно приняли во внимание, и на сегодняшний день во многих проявлениях социальной жизни женщины стоят наравне с мужчинами, или даже в чем-то их опережают, существование некоторых двойных стандартов в современном мире все же не остается незамеченным [2, с. 101]. Женщины наделены правом голоса, самостоятельного принятия решений относительно вопросов управления своей жизнью, вопросов бракосочетаний и деторождения, способны занимать руководящие позиции в работе, но по-прежнему, источники массового распространения информации культивируют и навязывают женщинам стандарты и идеалы внешности, которым они должны соответствовать. Популяризация определенных неестественных

образов, которым должны соответствовать женщины, приводит к увеличению числа женщин, обратившихся за помощью к пластическим хирургам для достижения того самого навязанного идеала. Подобные общественные тенденции, акцентирующие сильное внимание на идеальном искусственном образе, вновь обесценивают женщину как личность, опуская её до уровня объекта сексуального использования, что категорически противоречит феминистской теории.

В последнем десятилетии, пик арт-феминизма пришелся на выборы президента США, в результате которых победу одержал Дональд Трамп. Женщины всего мира, поддерживающие идеологию феминизма, принимали участие в маршах протеста, агитирующих против кандидата в президенты, в связи с его активной расистской, сексистской и гомофобной пропагандой. К участницам протеста также присоединялись многие голливудские звезды, а также многие представители американской киноиндустрии активно поддерживали оппозиционеров Трампа на своих страницах в социальных сетях.

Для выражения арт-феминизма президентские выборы в США сыграли немаловажное значение, были проведены многочисленные феминистские выставки в поддержку прав женщин, которые проходили по всему миру. Данные события повлекли за собой возникновение многих произведений арт-феминизма, навеянных высказываниями, уничижительными нападками и оскорблениями Трампа в сторону женщин. В качестве протеста и несогласия с подобным мнением, арт-феминизм стал активно демонстрировать картины, изображающие натуральные формы женского тела во всем его многообразии. Также созданию многих шедевров поспособствовали стремления защитить права меньшинств, в сторону которых также сыпались агрессивные высказывания.

Приверженцы арт-феминизма в целом, в своем творчестве склонны к использованию, как стандартных приемов живописи, так и более новаторских движений. Традиционный подход к живописи в арт-феминизме выражается посредством выражения мужчин в качестве объектов эротического наслаждения, позиционируя их на одной ступени с женщинами в этом вопросе. Новаторские движения феминистского искусства находят отображение в различного вида перфомансах и видеоарте, целью который является привлечение внимания к поставленным идеологией феминизма вопросам. На современном этапе одним из важных акцентов феминистских движений является возрождение интереса к видам искусства, традиционно рассматривающихся в качестве исконно женских, и соответственно, ввиду

патриархального устоя, ценящихся значительно меньше, нежели изобразительное искусство.

Россия является страной, сложно адаптируемой к социальным переменам, но, тем не менее, на российском пространстве современного искусства в последнее время появляются представительницы арт-феминизма, транслирующие свои посылы в массы. К основным представительницам арт-феминизма в современном искусстве России можно отнести режиссеров и авторов театральных спектаклей соответствующей тематики Александру Денисову и Викторию Привалову, художниц соответствующего направления Алёну Левину, Варвару Гранкову, Викторию Ломаско, Ильмиру Болотян, Леду Гарину, Лелю Нордик, Марину Винник, Мику Плутницкую, Надежду Плунгян.

Арт-феминизм воплощают в жизнь в современном искусстве в России также и на других площадках, например, Татьяна Волкова занимается кураторством феминистских музыкальных фестивалей, а Александра Шадрина, Галина Рымбау и Оксана Васякина транслируют арт-феминизм с помощью создания поэтических зинов, просветительских проектов и издательств, посвященных женской литературе и критике сексизма в литературных текстах [3].

Так же следует отметить, что именно феминистская критика на современном этапе развития искусства в вопросе предвзятого отношения художественного мира к женскому искусству поднимает данную проблему, позволяя массам задуматься о её существовании. В качестве примера выражения предвзятости к женскому искусству можно привести использование пастельных тонов и мягких линий, которое при реализации мужчинами считается интересным подходом, в то время как при использовании женщина воспринимается стандартно, ввиду отсылки к женской натуре, обусловленной природным происхождением.

Заслугами арт-феминизма на современном этапе развития искусства заслуженно считается свобода в изображении женской телесности в любых проявлениях. Немало внимания феминистское искусство посвятило раскрытию проблемы того, что изображение мужчин и их физиологических особенностей в любой форме является признаком силы и должно восприниматься с уважением, в то время как изображение женских физиологических особенностей, широко не распространяемых в массах, воспринимается как нечто недостойное и вопиющее. Арт-феминизм в современном искусстве дает возможность поднятия тем, связанных с

угнетением, различными видами сексуальности, гендерных проблем и многих других.

Олицетворение арт-феминизма в современном искусстве является одним из мощнейших инструментов, способных доносить критику в адрес существующих в настоящее время художественных институций. Критики, как показывает история становления арт-феминизма в пространстве искусства, рассмотренная в настоящей статье, способной быть услышанной, принятой и вносящей изменения в соответствии с поставленными общественными проблемами. Создание различных арт-проектов, выставок, инсталляций, и прочих инструментов, применяемых в формате арт-феминизма различными последователями феминистского движения: режиссерами, искусствоведами, критиками, художниками, позволяют актуализировать проблемы, за решение которых борется феминизм, и привлечь к ним должное внимание.

1. Муслумова Т.В. Феминизм: истоки, этапы развития и основные направления // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2015. -№4(28). с. 114-120.

"Не ходите сюда, пожалуйста!"


[email protected]

[email protected]

Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами

Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.).

Как стать нашим автором?

Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы".

Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений.

Ну и - ждем вас! Пишите!

Когда, уничтожив набросок,

Ты держишь прилежно в уме

Период без тягостных сносок,

Единый во внутренней тьме,

И он лишь на собственной тяге

Зажмурившись, держится сам,

Он так же отнесся к бумаге,

Как купол к пустым небесам.

Осип Мандельштам.

Восьмистишия (№ 6)


Главная заслуга этого издания — строгая внутренняя логика, по которой теория, убеждения и персональные практики не мыслятся отдельно друг от друга. При кажущейся простоте этого хода он внутренне драматичен. Феминистское теоретизирование предельно открыто в социум, который сегодня переживает трудное время глобальных перемен и локальной нестабильности. Иначе говоря, самое известное феминистское положение — личное есть политическое — сегодня не потеряло ни актуальности своей, ни сложности.

Две центральные статьи сборника, на мой взгляд, — Елены Рождественской (Москва) и Ольги Шпараги (Минск) — помогают целевой аудитории книги осознать закономерность союза современного искусства с философией и социологией, их обратную связь.

Татьяна Щурко напрямую иллюстрирует положения своей статьи работами художниц, участниц выставки, еще раз подчеркивая связь феминистской публицистики и феминистского художественного жеста.

К зависанию между этикой и эстетикой, репрезентацией политики и политиками репрезентации с их неизбывным кризисом хочется добавить и логичное в рамках обсуждаемой книги зависание между идеей революционных решений и концепцией реитерации Деррида—Батлер, иначе говоря, повтором былых моделей, который никогда не бывает точным повтором.

Зависание, безусловно, некомфортное состояние, и его единственный плюс в том, что есть время для наблюдений и анализа — для осознания, если использовать понятие, ставшее популярным в феминистских кругах. Осознание — длительный процесс, может быть, даже бесконечный, но это не значит, что на это не стоит тратить время.

Читайте также: