Фазоинвертор своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 31.08.2024


Недавно мне попалась на глаза тетрадка (завел ее в далеком 1980году), в нее обычно перерисовывал понравившиеся схемы и делал разные пометки. И вот перелистывая заветную тетрадь, наткнулся на схему и на методику (очень простую и доступную) настройки фазоинвертора без специальных приборов.

В 1981 году мы с братом решили собрать акустическую систему, да не простую, а с фазоинвертором.
Методик расчета фазоинвертора на тот момент уже было великое множество, но все они были мягко говоря запутанные, очень сложные, а местами и противоречили друг другу. И вот попалась такая методика, которая показалась простой для понимания и последующей реализации.

Как это работает?

Для этого собираем несложную схему(два транзистора П213-П217 и четыре сопротивления)т.н. генератора резонансных частот рис.1. Схема простейшая, из современных транзисторов подойдут и КТ814, при замене транзисторов на структуру n-p-n, просто меняем полярность питания.
Далее подключаем ГРЧ к низкочастотной ГД (ВНИМАНИЕ! Без фильтра, напрямую), динамик должен уже стоять в готовой АС, т.е все должно уже быть собрано и загерметезировано, легким толчком пальцев по диффузору запускаем .Мембрана динамика начнет колебаться с частотой, равной резонансу ГД для данного ящика. Перед всем этим нужно изготовить туннель фазоинвертора(мы делали из свернутого в трубку светофильтра, скрепленного по краям лейкопластырем (скотча тогда и в помине не было).

Вставляем туннель в отверстие ФИ (он должен быть достаточной длины, с запасом) предварительно на внешний конец трубки закрепляем полоску лейкопластыря (скотча) для удобства регулировки и исключения влияния ладони рис.2 Запускаем ГРЧ и медленно начинаем вытягивать трубку из ящика. При точной настройке должна резко уменьшиться амплитуда колебаний динамика, а амплитуда колебаний воздуха в ФИ должна наоборот, резко возрасти(можно поднести горящую свечу к ФИ и наблюдать, когда наступит максимальное отклонение пламени). На этом настройку можно считать оконченной. Аккуратно снимаем заднюю стенку АС и фиксируем трубу ФИ подходящим клеем(мы использовали клей"Момент").
Далее ставим заднюю стенку АС на место. Все готово.

В заключении хочу добавить, что к сожалению, АС настроенные по этой методике не сохранились (они ушли "с молотка"70рублей за штуку, по тем временам очень хорошие деньги). Фотографий соответственно тоже нет (я не знаю, кому могло бы придти в голову, особенно в то время, фотографировать самопальную акустику, да и "цифры" тогда не было). Поэтому, привожу рисунки, из которых все должно быть понятно.

Не претендую на авторство и какое-либо "нау-хау", но данный метод должен действительно помочь всем, кто собрался собирать или уже собрал АС с ФИ. Большой плюс в том, что не надо делать сложных математических расчетов и специальных измерительных приборов, которые и в прошлом и в настоящем имели и имеют "астрономические"цены. А последний фактор для большинства людей решающий.

[24-05-2013][+]
Стараниями наших сограждан (Meshin и Kan) найдены оригиналы в старинных журналах. Полезным окажется и описание, разъясняющее например назначение подстроечных резисторов и пр.



Жан-Пьеро МАТАРАЦЦО Перевод с итальянского Е. Журковой

dinamic55-1.jpg

Рис 1. Схема резонатора Гельмгольца. То, от чего все происходит.

dinamic55-2.jpg

Рис 2. Классическая конструкция фазоинвертора. При этом часто не учитывают влияние стенки.

dinamic55-3.jpg

Рис 3. Фазоинвертор с тоннелем, концы которого находятся в свободном пространстве. Здесь влияния стенок нет.

dinamic55-4.jpg

dinamic55-5.jpg

dinamic55-6.jpg

Рис 6. Щелевой тоннель, расположенный далеко от стенок ящика.

dinamic55-7.jpg

dinamic55-8.jpg

Рис 8. Тоннель в форме усеченного конуса.

dinamic55-9.jpg

Рис 9. Основные размеры конического тоннеля.

dinamic55-10.jpg

Рис 10. Размеры щелевого варианта конического тоннеля.

dinamic55-11.jpg

Рис 11. Экспоненциальный тоннель.

dinamic55-12.jpg

Рис 12. Тоннель в форме песочных часов.

dinamic55-13.jpg

Рис 13. Основные размеры тоннеля в форме песочных часов.

dinamic55-14.jpg

Рис 14. Щелевой вариант песочных часов.

Магические формулы

где Fb – частота настройки в Гц, с – скорость звука, равная 344 м/с, S – площадь тоннеля в кв. м, L – длина тоннеля в м, V – объем ящика в куб. м. = 3,14, это само собой.

Здесь частота – в герцах, объем – в литрах, а длина и диаметр тоннеля – в миллиметрах, как нам привычнее.

Полученный результат ценен не только тем, что позволяет на этапе расчета получить значение длины, близкое к окончательной, дающей требуемое значение частоты настройки, но и тем, что открывает определенные резервы укорочения тоннеля. Почти один диаметр мы уже выиграли. Можно укоротить тоннель еще больше, сохранив ту же частоту настройки, если сделать фланцы на обоих концах, как показано на рис. 5.

Теперь, кажется, все учтено, и, вооруженные этой формулой, мы представляемся себе всесильными. Именно здесь нас и ждут трудности.

Первые трудности

Формулу свою Смолл вывел в привычных для него единицах, так что диаметр динамика Ds, максимальный ход диффузора Xmax и минимальный диаметр тоннеля Dmin выражаются в дюймах. Частота настройки фазоинвертора – как обычно, в герцах.

Простое решение для небольших проблем

Среднее решение для проблем побольше

Решение промежуточной сложности заключается в использовании тоннеля в форме усеченного конуса, как на рис. 8. Мои эксперименты с такими тоннелями показали, что здесь можно уменьшить площадь сечения входного отверстия по сравнению с минимально допустимой по формуле Смолла без опасности возникновения струйных шумов. Кроме того, конический тоннель намного менее склонен к органным резонансам, нежели цилиндрический.

Таблица 2 составлена для исходного тоннеля диаметром 100 мм. Это подойдет для большинства сабвуферов с головкой диаметром 300 мм.

Если решите пользоваться программой самостоятельно, помните: тоннель в форме усеченного конуса делается с углом наклона образующей a от 2 до 4 градусов. Этот угол больше 6 – 8 градусов делать не рекомендуется, в этом случае возможно возникновение завихрений и струйных шумов на входном (узком) конце тоннеля. Однако и при небольшой конусности уменьшение длины тоннеля получается довольно значительным.

Тоннель в форме усеченного конуса не обязательно должен иметь круглое сечение. Как и обычный, цилиндрический, его иногда удобнее делать в виде щелевого. Даже, как правило, удобнее, ведь тогда он собирается из плоских деталей. Размеры щелевого варианта конического тоннеля приведены в следующих столбцах таблицы, а что эти размеры означают, показано на рис. 10.

Замена обычного тоннеля коническим способна решить много проблем. Но не все. Иногда длина тоннеля получается настолько большой, что укорочения его даже на 30 – 35% недостаточно. Для таких тяжелых случаев есть.

. экстремальное решение для больших проблем

Что означают размеры в таблицах 3 и 4, станет ясно из рис. 13. D и d – это диаметр цилиндрической секции и наибольший диаметр конической секции, соответственно, L1 и L2 – длины секций. Lmax – полная длина тоннеля в форме песочных часов, приводится просто для сравнения, насколько короче его удалось сделать, а вообще, это L1 + 2L2.

Технологически песочные часы круглого поперечного сечения делать не всегда просто и удобно. Поэтому и здесь можно выполнить его в виде профилированной щели, получится, как на рис. 14. Для замены тоннеля диаметром 80 мм я рекомендую высоту щели выбрать равной 50 мм, а для замены 100-миллиметрового цилиндрического тоннеля – равной 60 мм. Тогда ширина секции постоянного сечения Wmin и максимальная ширина на входе и выходе тоннеля Wmax будут такими, как в таблице (длины секций L1 и L2 – как в случае с круглым сечением, здесь ничего не меняется). Если понадобится, высоту щелевого тоннеля h можно изменить, одновременно скорректировав и Wmin, Wmax так, чтобы значения площади поперечного сечения (h.Wmin, h.Wmax) остались неизменными.

Матараццо Ж. Опубликована: 2005 г. 0 0


Вознаградить Я собрал 0 0

Из 3 популярных видов акустического оформления - открытой АС, закрытой АС и фазоинвертора, последний является, пожалуй, самым таинственным и мистическим. С открытым ящиком все просто - есть громкоговоритель с известными параметрами, он помещается в открытый сзади ящик, назначение которого - воспрепятствовать акустическому замыканию звуковых волн, излучаемых передней и задней стороной диффузора. Чем больше ящик, тем лучше. Но, поскольку громкоговоритель сам по себе не в состоянии эффективно излучать звуки на частоте ниже своей резонансной, делать ящик чрезмерно большим смысла нет.

Закрытый ящик полностью устраняет проблему акустического замыкания, но добавляет к собственной упругости подвеса громкоговорителя упругость заключенного в ящике воздуха, резонансная частота громкоговорителя, а тем самым и нижняя рабочая частота, увеличиваются. Чем больше ящик, тем лучше, тем ближе звучание громкоговорителя к звучанию его в бесконечно большом акустическом щите, поскольку воздух в ящике становится более податливым.

Но и здесь есть разумный предел - если имеющийся ящик повышает резонансную частоту всего на 10%, имеет ли смысл увеличивать объем ящика вдвое, чтобы прирост составил всего 5%.

Отсюда рождается идея использования громкоговорителя с практически "нулевой" упругостью подвеса, тогда полная упругость системы определится ящиком - это неудачно запатентованная ( у изобретателя не хватило денег нанять умелого юриста) в 1956 году американским изобретателем Эдгаром Вильчуром схема АС с "компрессионным подвесом".

Фазоинвертор же полон загадок. Если в открытый ящик можно (и даже нужно) поставить громкоговоритель с "бросовой" добротностью выше 1,2 (притом 2,4 еще лучше, и является оптимальной для данного вида акустического оформления), в фазоинвертор должен быть поставлен отборный громкоговоритель с добротностью 0,4-0,6. Среди ширпотребовских типов такой еще поискать придется

Если следовать порядку расчета фазоинвертора, наиболее просто изложенному в Справочнике радиолюбителя-конструктора 1977 года, до начала расчета следует определиться с:

  • толщиной краев отверстия фазоинвертора (глубиной прохода);
  • площадью отверстия фазоинвертора;
  • отношением сторон отверстия фазоинвертора;
  • резонансной частотой фазоинвертора,

и по номограмме определить требуемый (чистый) объем фазоинвертора.

Либо же взять за основу расчета иные параметры, и вновь по диаграмме определить недостающий.

Номограмма приведена ниже, в качестве примера, пользоваться мы ею не будем. В последующих изданиях Справочника от этого метода отказались, приведя более сложный (с предварительным выбором большего числа переменных), но приведенный еще в книге Иофе 1984 года.

После изготовления фазоинвертор обычно требует настройки - изменения площади отверстия либо глубины туннеля.

Попробуем рассчитать фазоинвертор с иным подходом. Первым делом, поставим в него громкоговоритель, который имеется под рукой, будем исходить от него. А там что выйдет - если у него низкая резонансная частота и добротность в пределах 0,4-0,6, должно получиться. А если параметры случайные, выйдет что могло выйти. Изготовим макет и сравним фазоинвертор с открытым и закрытым ящиком равного объема.

Приводимый ниже расчет поясняющий, изготовленный макет никак в дальнейшем использовать не собираемся, а в качестве громкоговорителя выбираем из имеющихся под рукой миниатюрный громкоговоритель неизвестного происхождения и назначения, с обозначением SGP 16 Ом 4 Вт. Параметры пришлось определять самостоятельно, путем снятия частотных характеристик импеданса без акустического оформления и в закрытых ящиках.

На рисунке ниже снятые характеристики импеданса "голого" громкоговорителя, далее в закрытом ящике размером 12,5х8,5х3,0 см объемом 0,32 л и для сравнения еще в одном закрытом ящике, размером 12,5х8,5х5,0 см, объемом 0,53 л.

Методика оценки эффективного объема громкоговорителя Vэ изложена в другой статье , здесь готовые результаты. Резонансная частота громкоговорителя без акустического оформления 240 Гц, в большем ящике 290 Гц, в меньшем 330 Гц. Уже хорошо, изменяется закономерно. По ширине резонансной кривой и ее высоте в сравнении с сопротивлением громкоговорителя постоянному току определяем эффективный объем громкоговорителя.

Для большего ящика он оказался равным 0,24 л, для случая меньшего 0,28 л. По факту, это одна величина, разброс за счет погрешностей измерения и не всех учтенных факторов. За основу расчета берем среднее значение 0,26 л. Добротность головки без акустического оформления оказалась равной 1,81.

Для фазоинвертора этот громкоговоритель, по величине высокой добротности 1,81, точно не годится, но отчего бы не попробовать, а затем списать несовершенство результата на добротность.

Приступаем к расчету. Вначале расчет прост и полностью повторяет расчет закрытого ящика. Дело в том, что на частоте выше резонансной частоты фазоинвертора фазоинвертор "забывает" о наличии отверстия или туннеля и ведет себя как закрытый ящик, поскольку воздух в отверстии начинает усиленно сопротивляться попыткам своего сжатия/разряжения, и с ним можно не считаться.

В закрытом ящике резонансная частота громкоговорителя Fo повышается до F2, что определяется соотношением эффективного объема громкоговорителя и чистого объема фазоинвертора.

Другой пик импеданса появляется на частоте ниже Fo, и обозначается F1. Наличие 2 пиков хорошо понятно радиолюбителям, настраивавшим контуры УПЧ 465 кГц. Для повышения избирательности 2 настроенных на одинаковую частоту контура связаны сильной связью, в результате на частоте контура появляется провал, по сторонам которого 2 пика, с резким спадом импеданса ниже и выше, что повышает избирательность УПЧ.

Аналогия в том, что и громкоговоритель, и фазоинвертор "настроены" на одну и ту же частоту, а связь между "контурами" через общий воздушный объем ящика. Громкоговоритель не настраивается, ему присуща своя собственная резонансная частота (если не настраивать ее изменением массы подвижной системы и гибкости подвеса, что экзотика), а фазоинвертор настраивается изменением площади отверстия и глубины прохода (длины туннеля).

Зависимость самая обычная и хорошо известная - формула Гельмгольца для резонансной частоты сосуда с горлышком (если интересно, стандартная бутылка кока-колы - резонатор с частотой 185 Гц; чтобы убедиться в том, достаточно подуть перпендикулярно горлышку - аналог искровой передатчик), и опять косяк некоторых книжек по фазоинверторам (или параграфов по фазоинверторам в книжках-справочниках) - вместо сложной формулы для резонансной частоты бутылки с горлышком, где присутствуют объем бутылки, площадь и длина горлышка (т.е. аналог фазоинвертора) приводится формула для банки без крышки, где присутствуют лишь объем банки и площадь отверстия (аналог = открытый с задней стороны ящик).

Мы настроим фазоинвертор на резонансную частоту громкоговорителя. Как вариант, фазоинвертор настраивается на частоту 1/3 или 2/3 октавы ниже резонансной громкоговорителя, но этот распространенный совет для случая классики - добротности громкоговорителя 0,4-0,6, при широкой полосе резонанса.

1/3 октавы ниже - это 0,79 от резонансной частоты громкоговорителя, 2/3 октавы - 0,63 от резонансной частоты громкоговорителя (иногда и рекомендуется коэффициент 0,63 как единственно возможный без вариантов).

Оптимальное отношение частот F2/F1 равно 3,13. Поскольку F1 и F2 по логарифмической шкале частот симметричны относительно Fo, отношение 3,13 оптимально при добротности громкоговорителя 0,5; у нас добротность 1,81 далека от оптимальной, и чтобы избежать чрезмерного провала в АЧХ, расстояние между F1 и F2 должно сократиться до отношения 3,13^(0,5/1,81) = 1,37.

Отсюда F2 = ?1,37*Fo = 1,17*240 = 281 Гц. Чистый объем ящика фазоинвертора

Vф = Vэ/[(F2/Fo)^2-1] = 0,26/[(281/240)^2-1] = 0,70 л.

Площадь отверстия примем равной эффективной площади диффузора 0,42*Dд^2, где Dд = 4,7 см – диаметр диффузора. Для случая круглого отверстия (наиболее технологичного) его диаметр Dотв = 0,65*Dд, или 0,65*4,7 = 3,0 см. Мы немного отступили от расчета, под рукой был круглый фторопластовый пенал внутренним диаметром 2,6 см, он и послужил туннелем. Хотя, как потом выяснилось, лучше бы было не уменьшать диаметр, а даже несколько увеличить, прошли по краю.

Собственно, вот и все. Длину туннеля можно настроить, измеряя импеданс фазоинвертора и добиваясь локального минимума (так советуют, об этом ниже) на частоте фазоинвертора, у нас это 240 Гц. Эта частота будет нижней воспроизводимой фазоинвертором частотой, ниже ее АЧХ будет спадать в темпе 24 дБ на октаву, т.е. как в фильтре 4 порядка.

В случае открытого или закрытого ящика нижняя воспроизводимая частота также никак не может быть ниже Fo, или 240 Гц, со спадом 12 дБ/октаву, но в открытом ящике нижняя частота определится размером ящика, а в закрытом его объемом, т.е. будет выше. Фазоинвертор же даже при выборе частоты фазоинвертора, равной резонансной частоте громкоговорителя, при относительно скромном объеме обеспечит воспроизведение частоты Fo.

Оцениваем длину туннеля по произведению уже известного чистого объема фазоинвертора на квадрат частоты фазоинвертора, в нашем случае по величине 0,70*240^2 = 40.320; которая отложена по горизонтальной оси графика, деленная на 1000.

На пересечении вертикальной линии 40 и чуть выше половины между синими линиями параметров 2 и 3 см (наш туннель 2,6 см) находится значение 2 см, это и есть длина туннеля. Мы сделали его длиной 6,5 см и подрезали при настройке, с идеей остановиться на оптимальном размере, после чего заменить на постоянный. Либо же можно с самого начала сделать туннель регулируемым.

Пора подсчитать размеры ящика. Чистый объем 0,70 л, к нему прибавляем объем динамика 0,07 л, объем туннеля 0,01 л (считается как объем цилиндра по внешним размерам), итого 0,70+0,07+0,01 = 0,78 л.

Исходя из динамической симметрии 2:?2:1 (высота/ширина/глубина) считаем ширину как корень кубический из объема, что есть 0,78^(1/3) = 0,92 дм = 92 мм. Высота 1,41*92 = 130 мм, глубина 130/2 = 65 мм. Можно свободно вздохнуть - длина туннеля меньше глубины фазоинвертора. Могло и не получиться, там свои методы, которых касаться не будем.

К этому прибавляем толщину слоя поролона 5 мм, которым предполагается выложить боковые и заднюю стенки. Исходя из этого изготовляем корпус из материала толщиной 15 мм. Толщина опасно близка к вычисленному значению длины тоннеля 2 см; как вариант, при настройке труба тоннеля может оказаться ненужной (или вернее, длина порта будет равна толщине передней стенки).

Чтобы не париться с герметичными разъемами, вывод от громкоговорителя через поролоновый уплотнитель; швы заделаны изнутри; трубу фазоинвертора пришлось изъять за ненадобностью

Чтобы не париться с герметичными разъемами, вывод от громкоговорителя через поролоновый уплотнитель; швы заделаны изнутри; трубу фазоинвертора пришлось изъять за ненадобностью

Макет крошечного фазоинвертора был изготовлен, и сняты характеристики импеданса при разной глубине тоннеля. Графики ниже.


"Фазоинвертор" (он же "раскрыв, фланец") — элемент порта, используемый для улучшения его аэродинамических свойств.

Что даёт труба с раскрывом?
Фланцы позволяют обходиться меньшей площадью и длиной порта, таким образом экономя полезное пространство. Устраняют образование призвуков при работе порта, таких как гул и свист.

Как работает фазоинвертор?
При высоких скоростях воздушного потока на концах порта образуются турбулентные завихрения, которые препятствуют нормальному функционированию порта.
Раскрывы служат для того, чтобы уменьшить влияние таких завихрений или исключить их образование вовсе.
Чем меньше площадь порта, тем выше скорость потока в нем, тем больше фланцы влияют на эффективность работы порта.

Что важно?
Как правильная форма фланцев положительно влияет на эффективность порта, так же неправильная форма окажет негативное влияние и только все ухудшит. Вот почему в изготовлении фланцев так важен профиль раскрыва.
Так же, отсутствие препятствий или преград, изменяющих форму потока.

Как правильно посчитать профиль?
Размеры фланцев зависимы от диаметра порта.
D раскрыва = Dтрубы х 1.73(3)
H раскрыва = Dтрубы х 0.5
Форма раскрыва — эллиптическая.

Я применяю этот метод расчета для портов любого диаметра, например для 110, 160, 200 mm.

Как изготовить?
Большинство пользователей покупает готовые изделия у меня, что правильно и делает экономя время и нервы.
Это, самый простой способ получить желаемое и качественное.
Второй вариант по трудозатратам — рассчитать и сделать матрицу. Закупить нормальный материал, найти токаря а после чего используя промышленный фен, придать форму трубе с помощью болванки, шпильки и некоторых других элементов.
У тебя все получится — если же конечно ты не рукожоп.
Третий и самый трудозатратный способ, но подходящий для штучного изготовления — набрать нужную толщину фанерой и вывести форму шпатлевкой.
Для изготовления болванки подходит три самых доступных вариантов: мдф, фанера, дерево.
Изготовление происходит таким образом:
Склейка дерева и выточка по расчету.
Нарезка кругов мдф или фанеры в количестве 10 штук, толщиной материала не меньше 15 mm, затем склейка и выточка по правильному чертежу.

Поле для экспериментов?
Эксперименты с разными вариантами профиля имеют место быть только в частных случаях, когда требуется что-то другое, кроме правильной работы порта. Например, изменение настройки или особенная форма воздушного потока… Для обычных условий и для обычных нужд представлен оптимальный вариант.


Корпус для сабвуфера — фазоинвертор (ФИ)

В рамках обсуждения выбора сабвуфера рассмотрим такой корпус как фазоинвертор.

Фазоинвертор, в отличии от закрытого ящика, имеет порт с помощью которого разворачивает фазу сигнала тыльной стороны динамика таким образом увеличивая КПД в 2 раза.


Принцип работы фазоинвертора

Для какой музыки подходит фазоинвертор

Фазоинвертор отличается мощным и объемным басом, а АЧХ в районе частоты настройки имеет горб (значительное повышение громкости звучания).


Пример АЧХ фазоинвертора

По этому ФИ подходит для музыки, в которой много не быстрого баса, где низкие частоты это основа композиций. Выбирайте фазоинвертор если вам нравятся дабстэп, трипхоп, прочая медленная электронщина, рэп, R&B и т.п.

Примечание: настройка фазоинвертора это частота, на которую приходится пик АЧХ, регулируется изменением длины и площади порта, а так же отношением объема порта к объему корпуса.

Какой динамик подходит для фазоинвертора

Чтобы выбрать сабвуфер для фазоинвертора нужно отталкиваться от параметров Тиля — Смолла (Fs, Qts, Vas). Обычно эти данные есть в документах, но если у вас их нет, то параметры найдутся в интернете.

Для того, что бы понять подходит ли динамик для ФИ проведите не хитрые расчеты. Поделите значение Fs на значение Qts и если ответ получится от 60 и до 100, то такой саб будет оптимальным для фазоинвертора.

К примеру — у динамика SUNDOWN AUDIO E-12 V3 Fs = 32.4 Гц, а Qts = 0.37.

Fs / Qts = 32.4 / 0.37 = 87,6 — такой сабвуфер вполне подходит для ФИ.

Если значение для вашего динамика выходит за пределы диапазона 60-100 возможно стоит подыскать ему другое оформление с помощью этой очень полезной таблички. Обратите внимание на то, что приведенная таблица не запрещает использовать для динамиков корпусы, не соответствующие значению Fs / Qts. Она показывает варианты, которые точно будут хорошо работать.

Виды фазоинверторов

Порт фазоинвертора — основной элемент корпуса, он может быть круглым (труба) или прямоугольным (щель).



Круглый порт (труба)

Нельзя однозначно сказать какой из этих портов лучше. Делают то, что удобнее или то, что больше нравится. Единственный момент, что в спорте (соревнования по звуковому давлению) чаще используются трубы, так как с их применением проще меняется настройка фазоинвертора, за счет изменения длины порта.

Отдельно стоит отметить такой тип, как пассивный излучатель. Пассивный излучатель (корректней — пассивный отражатель) есть тот же фазоинвертор и принцип его работы тот же. Применяется в тех случаях, когда желаемый порт для ФИ не устраивает по габаритам. В пассивном излучателе вместо порта используется динамик без магнитной системы.


Принцип работы пассивного излучателя

Достоинства и недостатки ФИ

Плюсы:

  • Высокий КПД (грубо — в 2 раза громче ЗЯ);
  • Может дать много громкого баса;
  • Можно настроить для своих музыкальных предпочтений.

Минусы:

  • Большие габариты (по сравнению с ЗЯ);
  • Относительная сложность расчета.

Особенности

Материалы

Требования к материалам и сборке стандартны. Фазоинверторный короб должен быть крепким, герметичным и не давать вибраций. Материал — фанера или МДФ от 18 мм. и толще.

Обратите внимание на то, что все каналы ввода проводов, клеммники и т.п. должны быть надежно загерметизированы, внутренние перегородки (стенки порта) не должны иметь щелей.

Скругления порта фазоинвертора

Если щелевой порт длинный и имеет повороты, то в углах могут возникать застойные зоны, для избежания этого изгибы сглаживаются — в результате повышается КПД, так как снижается сопротивление движению воздуха. На слух определить улучшение качества довольно сложно, но для борьбы за высокий результат в звуковом давлении это решение работает.


Варианты сглаживая портов

Концы портов могут раскрываться, на выходе это может устранить паразитные шумы от трения воздуха, но такая проблема встречается не часто. Также за счет раскрывов на обоих концах понижается настройка порта (фазоинвертора), либо уменьшается его длина. То есть для одной и той же настройки порт с с расширениями на концах будет короче прямого и займет меньше объема.


Расширение щелевого порта


Практическое видео по раскатке трубы для порта:

Стоит понимать, что подбор правильной геометрии расширения (раскрыва) — отдельная задача при расчете корпуса фазоинвертора.

Выводы

Если вам нужно акцентировать звучание вашей системы на низких частотах, то фазоинвертор прекрасно подойдет для этого.


ФИ — хороший выбор для жирного баса и громкого повседенева.



Читать еще:


Всем привет.
После покупки сабвуфера и усилителя, поездив понял что короб гaвнo (купил уже с коробом), посоветовался со знакомым SPL’щиком решили что надо делать фазоинвертор на 160 мм с рскрывами. Трубу думаю ладно подгонит отец, работает в ЖКХ, а вот раскрывы или покупать по 250 р. шт. или самому делать — второй вариант намного интереснее))
Начал потихоньку собирать комплектующие.
Трубу привез отец, дело было за феном. Давно хотел себе приобрести строительный фен, штука нужная и многофункциональная. Присмотрел в в LEROY MERLIN Фен интерскол фэ-2000 с кейсом и набором насадок за 1600 хороший вариант, глянул не все инструменты там 2040 р. Съездил купил)
Побаловался, и приступил изготовлению балванки.
Спиленные бревна лежали метром 80 от дома (остались от учений МЧС, мы спросили про них сказали не нужны мы их стаскали поближе на патриоте отца ) нашли подходящее по диаметру размотали все удлинители что были и отпилили электропилой.


Далее начали потихоньку формовать болванку, с начало топором, потом делали запилы сабельной пилой под начало и конец скругления и потом опять все срубали топором.

Читайте также: