Файшонка своими руками
Добавил пользователь Алексей Ф. Обновлено: 09.10.2024
(Слайд 1) МАСТЕР-КЛАСС
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КАЗАЧКИ «Традиционные способы завязывания
Без головного убора появление женщины при посторонних было так же
немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.
В былые времена прическа и головной убор являлись одними из самых
значимых элементов традиционного костюма. Они могли рассказать о своей
владелице многое: ее возраст, социальный статус, положение в обществе,
местность проживания. К сожалению, сейчас при реконструкции и ношении
национальной одежды казачек прическе и головному убору практически не
уделяется внимания. В представлениях современного человека, часто даже
одного платка к любому национальному костюму, что крайне не верно. В
каждом регионе в разные времена определенному костюму казачки разного
социального положения соответствовали свой головной убор и прическа.
Традиционно их принято разделять на девичьи и женские. Принципиальное
голову. Девушки же до замужества могли ходить с непокрытой головой или в
головных уборах, не скрывающих волосы целиком. Преображение девушки в
укладывали их на голове в женскую прическу и покрывали головным убором
преображение девушки в новом статусе.
Платки. Мода на платки была всегда. В быту встречались платки из холста с
тканым узором по краям, обшитые бахромой из шерсти, из набивного ситца
(по красному фону синие, желтые, зеленые, черные цветы), платки из атласа
или шелка, алого, зеленого, синего, желтого цвета, в крупную и мелкую
клетку (с кистями по краям), кружевные платки. Платок был будничным и
праздничным головным убором. Девушки носили платки, завязав их под
подбородком. Женщины делали завязку платка сзади. В заветном сундуке
казачки скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого
случая жизни: для сенокоса, свадьбы, поминок, посиделок, для воскресенья,
для покрывания под шаль и т. д.
шелковая и шерстяная,
украшенной бахромой (для зимы). Турецкие шали были известны казакам
издавна, но в XIX в. покупались шали и русского производства. В отличие от
кремовые и др.), с блестящим рисунком на матовом фоне.
В холодное время года казачки носили шерстяные шали, которые вязали сами
и надевали поверх легких головных уборов. В конце XIX века в гардероб
казачек вошли жаккардовые шали фабричного производства,
Девичьи головные уборы Таркич (торкач)
квадратной формы, сложенный по диагонали. Одевался он так, что один его
конец покрывал, заплетенную косу, спускающуюся по спине, два других
конца продевались под косой и завязывались на темени. Таркич — головной
Куталка — способ повязывания платка для сохранения кожи лица от загара
только одни жгучие глаза.
Зануздалка — платок, который использовался казачками либо в холодную и
ветреную погоду, либо при пыльных работах на солнцепеке. В первом случае,
дабы защитить лицо от холодного степного ветра, казачки надевали теплые
шерстяные шали и полушалки; а во втором – хлопковые платки и косынки.
Зануздалка закрывала волосы, уши, лоб и нижнюю часть лица женщин,
трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком
замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду
поверх накинутой на голову шали повязывается под подбородок, прикрывая с
боков уши, платочек, свернутый узкой полосой, концы его завязываются на
В холодное время года поверх накинутой на голову шали под подбородок,
прикрывая уши, повязывался платочек, концы его связывались на макушке, т.
н. знуздалка. Знуздалка была обычно красно-белого цвета. Концы шали уже
поверх надетой знуздалки обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и
рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом.
Колотовочка
закладывались внутрь, а надо лбом собирались "уголком", что считалось
Шлычка — колпачок, особым образом кроеный, надевался на волосы так,
чтобы спереди они были немного видны. Волосы собирались под шлычку
узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Для этой же цели
служила вата, подложенная под верхний шов шлычки. Затягивалась шлычка
на голове спереди продетой в нее тесемкой. Сшитая из дорогой яркой ткани,
из надевавшегося сверху платка или покрывалась шальником из прозрачного
шёлка. Впоследствии шлычку стали носить как самостоятельный головной
убор. Будничные шили из простой, а праздничные из дорогой ткани, внутри
пришивали ситцевую подкладку.
Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку.
Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по
форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом, очень
украшала женщину, файшонка была очень популярной. Состояла файшонка
из центральной части и двух лопастей. Носили файшонку двумя способами:
цепляли центральную часть на куль из волос, а концы свободно свисали; или
Вошла в моду файшонка в 19 веке и надевалась с парочками, городскими
платьями и костюмами. Обычно была черного праздничного цвета.
раздивають, щешуть воласы, залажывають воласы у косы и ложуть у
нивесты сымають фату и навивають ие фальжонкай закладывають ие косу
на голаву и надивають фальжонку или калпак, и тада ие называють ни
пасади у жыниха свашка заплитаить у нивесты две касы, залажываить
В XIX веке на Верхнем Дону вошел в моду головной убор казачек — колпак.
Это праздничный головной убор замужних женщин. Его вязали из шелковых
или бумажных ниток в форме чулка с махрами на макушке, иногда украшали
бисером и вышивкой. Он одевался сверху на пучок волос, которые убирались
обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на
оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки. Привлекает
Файшонка и колпаки донских казачек. Ростовский областной краеведческий музей.
Этнография: Файшонка- женский казачий головной убор. Коклюшное кружево. Конец 19 в.
Файшонка- женский казачий головной убор. Коклюшное кружево. Конец 19 в.
СЕМЕН АЛЕКСЕЕВИЧ ФРОЛОВ (1881 г.р.) с супругой АНИСИЕЙ ИВАНОВНОЙ (1886 г.р.).
Страны
Тот или иной народ всегда узнают по национальному костюму. Одежда казачества, как и у любых народов, прошла долгий путь в развитии, во многом связана с историей, традициями и местными вкусами. В 16-17 веке костюм казаков формировался под влиянием нескольких культур, своего костюма у них долгое время не было. Наряд их состоял из элементов русской, татарской, турецкой и черкесской одежды, иногда очень странный по комбинации вещей и цветов. Отражением самобытности, культуры была одежда казаков, к ней относились с почтением, как ко второй коже. Поэтому нельзя было надевать чужую одежду, включая и убитого, без специальной церемонии очищения. Но к нашему времени женская одежда изменилась под влиянием европейской моды. Мужская же сменилась на обязательный военный костюм, который казаки должны были приобретать на свои деньги и после завершения службы ходили в ней дома.
Разновидности
В начале 16 века сформировался особый социальный слой – казачество. С каждым столетием одежда менялась, появлялись свои особенности:
- 16 век – сорочка, штаны, кафтан, шапка, сапоги. Казаки любили показать себя с лучшей стороны, поэтому надевали бархатные кафтаны, опоясанные дорогими турецкими и персидскими кушаками и шалями. Развлекались казаки тем, что показывали одежду из своего гардероба;
- Экипировка казаков 17 века и 18 – зипун, кафтан, рубашка, штаны, трухмянка (мужская одежда). Женщины носили: из нижней одежды – рубашку, шаровары, кубелёк, из верхней – овчинную шубу;
- 19 век – рубашка, просторные брюки, лёгкая обувь, вязаные домашние носки, овчинный тулуп, фуражка. Женщины носили блузы, широкие холстяные юбки;
- 20 век – защитная фуражка, гимнастёрка, мундир, шинель (одежда для мужчин). У женщин вошла в моду просторная кофта матине с застёжкой спереди. Девушки носили приталенную кофту на корсаже до бёдер;
- 21 век – казачья форма одежды была вытеснена из быта, но ещё можно найти редкие образцы. Их отправляют в музеи как экспонаты.
Одни войска отличались от других определённым цветом формы. Мундиры, погоны, фуражки казаков, живших на Дону, были синие с красными полосами и ободом. Костюм казаков из Кубани состоял из черкески и штанов чёрного цвета, на штаны нашивались пурпурные полосы, на голову надевали папаху. Основу убранства терских казаков составлял чёрный мундир с голубыми погонами, фуражка также чёрная с голубым ободом. У казаков из Астрахани были синие мундиры с жёлтыми погонами, жёлтые полосы на штанах и синяя фуражка с жёлтым ободом. Костюм уральских казаков включал в себя синие мундиры с пурпурными погонами, фуражку синюю с пурпурным ободом, пурпурные полосы на штанах. Яицкий казак носил зелёный мундир (род чекменя) с голубыми погонами, серые штаны с голубыми полосами по бокам. Голову украшала зелёная фуражка с голубым ободом. Казаки из Сибири надевали зеленые мундиры и зеленую фуражку с красным ободом, а на брюки нашивали красные полосы.
Форма одежды казаков, проживающих на берегах Амура и на территории Забайкальского края, состояла из зелёного мундира, брюк с жёлтыми полосами по бокам, зелёной фуражки с жёлтым ободом. Волжские казаки носили синие мундиры, брюки с красными полосами, фуражку синюю с красным ободом. Основу убранства енисейских казаков составлял мундир зелёного цвета, на штаны нашивали красные полосы, зелёная фуражка с красным ободом. Костюм уссурийских казаков состоял из зелёного мундира с жёлтыми погонами, штанов с жёлтыми полосками. Голову украшала зелёная фуражка с жёлтым ободом.
- Торжественная – надевалась на парады, строевые смотры, церемонию военной присяги, в храмы, при погребении и возложении венков к памятникам и могилам. У кого-то выходной одеждой считался тонкий суконный халат. На голове носили шапки из мерлушки, на шее – платок из пуха или шерсти, на ногах – сапоги. Обязательная часть праздничного наряда – казакин, являющий собой короткий кафтан со стоячим воротничком;
- Полевая форма одежды казаков – гимнастёрка зелёного цвета, штаны с полосами по бокам, полевая фуражка. Надевалась на учения, спортивные состязания, на время уборки территорий храмов, кладбищ;
- Повседневная одежда – штаны без лампас, белая рубашка из холста, портки, военная фуражка. Надевалась в местах управления;
- Траурная – женщин хоронили в свадебных платьях или специальных юбке и кофте. Когда хоронили казаков, на них надевали бешмет, а черкеску отдавали близкому человеку.
Одежда для тёплого и холодного времени года также различались. Летняя казачья форма одежды включала в себя зелёную фуражку, куртку и штаны из камуфляжной ткани, ботинки, пояс для оружия. Зимняя одежда включала в себя папаху, куртку камуфляжную утеплённую, штаны утеплённые камуфлированные, ботинки, пояс для оружия.
Торжественная Полевая Повседневная Траурная
Мужская
В старинных источниках мы находим следующее описание одежды:
- Зипун – кафтан без ворота, сделанный из домашнего сукна ярких оттенков. В 20 веке его заменила венцерада – длинный плащ-накидка с капюшоном;
- Шаровары – необходимая часть казачьей формы одежды, которую подвязывали узким ремешком, а за ним пришивался кошелек. Отсутствие пояса считалось позором. В будние дни носили синие штаны, а по праздникам и в дни свадеб — красные штаны;
- Рубахи двух видов – бешмет и русская. Бешметы запахивались наглухо и доходили до колен, застёгивались на крючки. Особенностью бешмета были свободные рукава. В противоположность русским рубахам их носили навыпуск. Изготовляли рубашки из холщовой и шёлковой материи. На свадьбу мужчина надевал красиво вышитую рубашку;
- Балахон – шерстяная накидка с капюшоном. Она не пропускала воду и в крепкие морозы не трескалась, как вещи из кожи.
- Чекмень – открытый верхний кафтан из сукна у донских казаков со свободными рукавами;
- Керея – верхний кафтан из сукна запорожских казаков;
- Архалук – верхняя казачья одежда, напоминающая стёганый татарский халат;
- Чембары – штаны из кожи, надевавшиеся на рыбалку;
- Вязанный из шерсти балахон с капюшоном, натягивался на тулуп зимой или в ненастье;
- В морозы на оголённое тело надевали полушубки. Когда шерсть тёрлась о тело, из-за чего появлялось электрическое поле и человек согревался. Если человек вспотел, то овчина не давала одежде впитать пот, спасая от обледенения;
- Бурка – войлочная накидка без рукавов белого, чёрного или бурого цвета. Она могла защитить в любую непогоду. Во время ночлега использовалась как подстилка и одеяло. Бурка, размещённая на жердях, становилась палаткой. А если её накинуть на плечи, то прятала оружие и защищала от дождя.
Казаки очень ценили нижние рубашки, которые им шили матери или жёны. Они считали, что те сохраняют их в бою. На крестины шилась специальная рубаха крёстной матерью, эту рубаху сохраняли всю жизнь. Когда казак умирал, то рубаху сжигали. Этот обряд дожил и до наших времён.
- Лампас – яркая полоска по бокам штанов, указывает, к какому войсковому сословию относится казак. Лампас для казаков – символ вольности, является необходимым элементом формы казака и в невоенное время;
- Знаки офицерских различий казаки носили всю жизнь;
- Серьги – указывали на место в роду. К примеру, если у женщины один сын, то он надевал серьгу в левое ухо, а если последний из детей, то надевал в правое ухо. Две серёжки говорили, что у родителей один ребёнок.
Лампасы – символ справедливости отношений у казаков. Позже они стали указывать, что человек освобождён от казённых податей. В Гражданскую войну казачья форма была упразднена. Из-за неудобства во время сражений казаки сменили обычную форму на военное обмундирование: гимнастёрку, шинель, фуражку. Старинный казачий костюм надевался лишь на парады.
Керея Зипун Бешмет Шаровары Балахон Чекмень Архалук Мундир Бурка
Женская
Наряд казачек – это своеобразная стилизация одежды тюркского народа. В него входят:
- Рубаха – основа женского наряда. Представляет собой длинное, почти до пят, одеяние, низ которого делался из грубого полотна, верх – из тонкого;
- Кубелек – парадное платье казачек на Дону с V образным вырезом, на нём тесьмой выкладывали красивый узор;
- Женщины, бывшие замужем, носили сукман (род сарафана), который изготовляли из четырёх полотен ткани. Он закрывал верхнюю часть тела – грудь и спину. Его характерной особенностью являлись достаточно короткие и узкие рукава. Понизу к сукману пришивали цветную шёлковую ленту, а по самому краю обшивали гарусском (род тесьмы, плетённый пальцами особым способом);
- Кохта – верхняя казачья одежда для праздников;
- Сарафан – платье на лямках, носился в паре с рубашкой. Их шили из холста или сукна домашней выделки, шёлка, парчи. Украшали лентами, полосами из ситца, бахромой. Донские казачки яркий сарафан из ситца называли кумашником;
- Запон — белый передник. При уборке он не давал запачкаться одежде, на праздниках являлся дополнительным аксессуаром, который мог разнообразить и украсить костюм. Надевали его на рубаху или сарафан. Повседневный фартук делался из холста, а парадный – из богатой кружевной ткани;
- Широкие или узкие шаровары. Шились они из хлопчатобумажной ткани, а видную нижнюю часть делали из шёлка для красоты и экономичности;
- Жупейка – верхняя зимняя казачья одежда. Носили на Дону в 19-20 веке;
- Кафтан – рубашка мужского фасона. Вне дома казачки носили каврак – кафтан, который застёгивался до пояса;
- Длинная лисья шуба, без пуговиц, с продолговатыми рукавами, покрытая парчовой или атласной тканью;
- Башлык — капюшон из сукна с двумя длинными концами, надеваемый поверх шапки. Женщины там даже детей носили;
- Спидница – нижняя юбка, часто орнаментировалась вышивкой. В зимнее время года женщины надевали прошитые ватные юбки. Зажиточная казачка могла себе позволить надевать несколько юбок сразу;
- Юбка-плахта служила хорошей защитой в студёную пору. Казачки из бедных семей надевали батистовые и ситцевые юбки.
Каждодневный наряд включал в себя рубаху с продолговатыми рукавами, кофты, ситцевой юбки. Парадный костюм – рубаха, кружевная юбка до пят, кираса – женская короткая кофточка. Необходимым элементом традиционной казачьей одежды был кружевной фартук с многочисленным оборками. Самой красивой считалась одежда из красной материи.
Лучшим по добротности ткани считался наряд девушек-невест. С 30 лет казачки носили более тёмную однотонную одежду простого покрова. Девочки носили одну рубаху, а пожилые надевали сверху юбку.
Юбка-плахта Шаровары Кубелек Башлык Жулейка Спидница Кубелек Сарафан Запон Кафтан Рубаха Кохта
Отличие одежды кубанских от донских казаков
Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.
Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.
Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.
Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.
Кубанские Донские
Обувь
Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.
У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:
- Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
- Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
- Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
- Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
- Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
- Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
- Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.
В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.
Головные уборы
Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.
Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.
Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.
По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.
Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.
Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.
Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.
Видео
Во все времена у замужних женщин были свои привилегии, свои обязанности и свои особенности в одежде. Такие как, украшавшие некогда головы замужних женщин, придавшие им особый шарм и указывающие на их статус и положение, неповторимые головные уборы. Они были неотъемлемой и обязательной частью одежды любой замужней женщины, присущей каждому сословию. Они меняли форму, цвет, украшения, материю. Для состоятельных дам и простолюдинок, праздничные и повседневные, из обыкновенного холста и дорогой парчи, украшенные вышитой тесьмой и в пене фламандских кружев – чепцы, чепчики, повойники, шлычки…
Повойник
"Не рада баба повою, а рада покою"
Повойник - один из самых старинных головных уборов для замужних женщин на Руси, закрывавший полностью заплетенные и уложенные на голове волосы. Эта мягкая шапочка имела множество наименований: из мягкой ткани - шамшура, волосник, сдериха, оповойник, повоец, подубрусник и из более жесткой – кичка, кика. Повойник надевался под другой головной убор, предохраняя волосы от спутывания, а верхний убор от загрязнения. В повседневном повойнике из ситца, сатина или миткаля выходить на люди не полагалось, даже дома ходить в нем было не всегда прилично. Другое дело праздничный, сшитый из шелка, кашемира, парчи, бархата или атласа, богато разукрашенный по очелью, вышитый золотом и бисером! Ах, женская краса – повойник, из-под которого брови соболиные, да глаза-яхонты. Повоник не был принадлежностью только простого сословия, носили повойники и мещанки, и купчихи, да и сама матушка Екатерина II. В начале XX века повойник стал повседневным женским убором замужних крестьянок, но ненадолго…оставшись в 20- годы лишь как память о прошлом, превратившись в старушечий убор. Но как знать – мода, ветреная красавица, может еще вернет его в наш гардероб? Ведь и удобен он, и красив, и для здоровья волос полезен.
Чепец
Родившийся в средние века и распространившийся по всей Европе женский головной убор изначально носили и мужчины, и женщины для купания и отхода ко сну. Он входил в моду в разных видах и под разными названиями, изменяясь порой до неузнаваемости, в виде венца и даже башни, прикрывающий только темя или спускающийся до самых глаз. Какие формы он только не принимал: в виде паруса, с выступающим на лоб углом, (названый в честь шотландской королевы Марии Стюарт), крылатый Flugelhaube…
Чепец или чепчик достиг пика моды в XVII в. и сохранившийся по сей день, как элемент многих национальных женских костюмов. Чепец был важной деталью женского туалета – повседневный для горожанок и крестьянок, и как деталь утреннего туалета знатных дам.
Не обошел стороной он и российских дам, захватив умы и головы вместе с охватившими всю Русь петровскими реформами. Чепец сначала исподтишка входил в моду: "Барыни пожилые старались хитро сочетать новый образ одежды с гонимою стариною: чепцы сбивались на соболью шапочку царицы Натальи Кирилловны. ". Но в эпоху Великой Екатерины уже захватил ведущие позиции как одна из самых модных и изящных деталей дамского гардероба, став обязательным элементом утреннего костюма, а дамы в возрасте щеголяли в нем и на балах. Чепец стал символом замужества: "У нее голова в чепце", так говорили о девушках, чье скорое замужество не вызывало сомнений.
"…дай Бог тебе такого же счастья, какое я испытываю, больше не бывает, — пишет он 2 5 сентября 1862 года в Москву Танечке Берс. — Она (Сонечка. — П.Б.) нынче в чепце с малиновыми — ничего. И как она утром играла в большую и в барыню, похоже и отлично". (Л.Н. Толстой)
Шлычка
"Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка…" (М.А. Шолохов)
Шлычка вошла в моду в начале XX века, как головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой или закалывалась блестящей шпилькой. Повседневная ситцевая шлычка защищала волосы от жаркого солнца, ветра и дождя, а сшитая из дорогой ткани, украшенная вышивкой и стеклярусом, была предметом гордости красавиц. Вместе с праздничной шлычкой замужние казачки надевали на голову файшонку – черного цвета косынку из коклюшного кружева, завязываемую сзади, со спускающимися на спину "хвостами". Кто сравнится с красотою и статью донских и кубанских казачек? Хороши они и в повседневном наряде со шлычкой, прикрывающей тяжелый узел волос, и в праздничном - с заколотой поверх шлычки или вместо нее файшонкой.
Надо отдать должное всем этим головным уборам, которые были не только модными, но и полезными, сохранявшими здоровье и красоту волос. Вы бы надели сегодня один из них?
В XX веке балахоны шили из плотной хлопчатобумажной или шелковой ткани в неширокую полосу обязательно на ситцевой подкладке. Передняя нижняя часть балахона делалась из более дешевых ситцевых тканей. Балахон застегивался на пуговицы и петли из шнура только до талии. Возможно, происхождение балахона связано с архаичными русскими туникообразными распашными одеждами. Этот костюм обязательно надевали в дни христианских праздников, в день свадьбы, а молодая обязательно ходила в наряде в течение месяца после свадьбы. Казачки всегда шили наряды сами, сначала вручную, потом и на швейной машинке. Посиделки были настоящей школой традиции, матери не только учили дочерей рукоделию, они учили песням, традициям и истории.
Читайте также: