Этот французский социолог много сделал для признания социологии как науки

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 08.10.2024

На протяжении всей истории социологии было много известных социологов, оставивших свой след в области социологии и в мире в целом. Узнайте больше об этих социологах, просмотрев этот список из 21 самых известных мыслителей в истории социологии.

Огюст Конт

Карл Маркс

Эмиль Дюркгейм

Макс Вебер

Харриет Мартино

Гарриет Мартино (1802–1876 гг.), Хотя и ошибочно игнорируемая сегодня в большинстве классов социологии, была видным британским писателем и политическим активистом, а также одним из первых западных социологов и основателей этой дисциплины. Ее стипендия была сосредоточена на пересечении политики, морали и общества, и она много писала о сексизме и гендерных ролях.

W.E.B. Du Bois

Алексис де Токвиль

Антонио Грамши

Антонио Грамши (1891–1937) был итальянским политическим активистом и журналистом, который написал обширную социальную теорию, находясь в заключении фашистским правительством Муссолини в 1926–1934 годах. Он продвинул теорию Маркса, сосредоточив внимание на роли интеллектуалов, политики и СМИ в поддержании господства буржуазного класса в капиталистической системе. Концепция культурной гегемонии - один из его ключевых вкладов.

Мишель Фуко

К. Райт Миллс

Патрисия Хилл Коллинз

Пьер Бурдье

Роберт К. Мертон

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер (1820–1903) был британским социологом, который был одним из первых, кто задумался о социальной жизни с точки зрения социальных систем. Он рассматривал общества как организмы, которые развивались в процессе эволюции, подобном тому, который испытывают живые виды. Спенсер также сыграл важную роль в развитии функционалистской точки зрения.

Чарльз Хортон Кули

Джордж Герберт Мид

Эрвинг Гоффман

Георг Зиммель

Георг Зиммель (1858–1918) был немецким социологом, наиболее известным своим неокантианским подходом к социологии, заложившим основы социологического антипозитивизма, и его структуралистскими стилями рассуждений.

Юрген Хабермас

Юрген Хабермас (род. 1929) - немецкий социолог и философ, придерживающийся традиций критической теории и прагматизма. Он известен своей теорией рациональности и концепцией современности. В настоящее время он считается одним из самых влиятельных философов мира и видным деятелем в Германии как общественный интеллектуал. В 2007 году Хабермас занял 7-е место среди наиболее цитируемых авторов в области гуманитарных наук по версии Руководство по высшему образованию.

Энтони Гидденс

Талкотт Парсонс

Талкотт Парсонс (1920–1979) был американским социологом, наиболее известным тем, что заложил основы того, что впоследствии стало современной функционалистской перспективой. Многие считают его самым влиятельным американским социологом ХХ века.

Французская социологическая школа – это одно из крупнейших течений в социологической науке. Ее основателем является Эмиль Дюркгейм. Другими, наиболее известными представителями Французской социологической школы следует назвать Г. Тарда, Г. Лебона. В конце 19 веке именно во Франции усилился интерес к социологии как науке, а также к исследованию как индивидуального поведения человека, так и поведения масс. В их основании лежит углубленный анализ психологических и социальных механизмов, благодаря которым могут быть переданы различные социальные нормы и верования.

Социологи данной школы большое значение придавали рассмотрению механизмов социальной адаптации индивидов к постоянно трансформирующейся социальной реальности, а также адаптации индивидов друг к другу.

Г. Тард является одним из основоположников социальной психологии. Исследователь сделал предположения о том, что общество – это продукт прямых взаимоотношений индивидов друг с другом, в результате чего появляются социальные ценности и нормы, которые распространяются среди социальных групп и сообществ. При этом Тард отверг мысль о том, что существуют автономные духовные сущности, представленные такими категориями, как:

Отрицая их, автор пришел к выводу о том, что исследования должны касаться существующих аспектов и проблем, которые не требуют своей доказательности даже с психологической точки зрения, а скорее ориентированы на отражение тех существующих процессов, которые происходят здесь и сейчас, и которые невозможно подвергнуть сомнению. Таким образом, научные исследования в большей степени ориентировались на анализ межличностных взаимоотношений и взаимодействий, а также социально-психологических механизмов, которые лежат в основе взаимодействия людей друг с другом. Также Г. Тардом была создана концепция подражания, которая и по сей день выступает в качестве социального и психологического феномена, и становится объектом исследований многих авторов.

Готовые работы на аналогичную тему

Г. Лебон и Э. Дюркгейм как идеологи Французской школы социологии

Толпа, масса представлены группами людей, которые оказываются в одно и то же время в одном месте. Их охватывают настроения и стремления, чувства готовности следовать за лидером, который, как им кажется, выдвигает идеи, которые наиболее подходят в конкретный промежуток времени. Разум отключается, а эмоции заставляют человека следовать за толпой, чувствуя себя частью чего-то большего, хотя нередко такое чувство может быть на самом деле ложным, надуманным. В толпе все заражены одной идеей, люди не могут терпеть, хотят видеть результат здесь и сейчас. Не получая его, толпа начинает проявлять протестные настроения, начинает бороться за свои права, но проблема лишь в том, что многие из толпы и сами не до конца осознают, за что они борются, и к чему по идее должны привести их выражения.

Эмиль Дюркгейм считается одним из самых влиятельных исследователей Французской школы социологии. На его идеях и концепциях основывается не одна теоретическая разработка в рамках западной социологии.

Дюркгейм активно развивал идеи позитивизма Огюста Конта, и руководствовался методами естественных наук. Он утверждал, что науки позволяют обеспечить эмпирическую обоснованность и отражают реальную картину мира. Для этого социологии также следует окончательно обосноваться в рамках самостоятельного научного направления, и для этого следует более четко выявить предмет социологии и ее методологические обоснования. Предмет социологии кроется в социальной реальности, а она, в свою очередь, представлена огромным количеством социальных фактов, которые не могут быть сведены лишь к экономическим или психологическим фактам.

Эти факты обладают особыми характеристиками, в которых отражена объективность социальной реальности, независимость от личности самого исследователя, независимо от того, оказывается ли на индивида какое-либо давление. Факты должны быть фактами – чистыми, правдивыми, четкими, без вкраплений субъективизма, ведь только так у социологии получиться более четко ориентироваться в них и отражать социальную реальность такой, какая она есть. Социальные факты существуют вне индивидуального сознания, и в такой же обстановке они развиваются, заявляют о себе, могут менять мир человека вне его возможностей. Что касается статуса социологической науки, то она не должна носить индивидуалистский характер, не должна быть ни коммунистической, ни социалистической наукой с соответствующей доктриной. Она должна отражать лишь факты этих доктрин, преобразовывать их таким образом, чтобы в любой период времени потребности и интересы человека удовлетворялись, независимо от происходящих вокруг него событий и явлений.

Дюркгейм в любом человеке разделяет два взаимопроникающих сознания:

Одно, общее нам со всей нашей группой, которое, следовательно, представляет собой не нас самих, а общество, живущее и действующее в нас; другое, наоборот, представляет собой то, что в пас есть личного и отличного, что делает из нас индивида [1] .

У Дюркгейма эти две части противостоят друг другу, и чем больше места занимает одна часть, тем меньше остается другой, поскольку вместе они составляют некую постоянную величину.

Хорошо видно, что проблема соотношения человека как некоей части и общества как целого проходит красной нитью через все социологические исследования, является одной из фундаментальных проблем этой науки, в том числе и в работах Дюркгейма.

Привязанность к обществу, согласно взглядам Дюркгейма, имеет нравственную составляющую. Социализация и нравственная, ценностная деятельность у него принципиально неразделимы*.

С ценностными началами связано само понимание предмета социологии Дюркгеймом. Ученый выдвинул тезис, что у социологии есть своя собственная реальность, которую образуют социальные факты — способы мышления, деятельности и чувствования, избираемые индивидами в силу того, что они принимают во внимание именно определенные ценности, правила поведения и ведут себя в соответствии с ними. Дюркгейм анализирует и такое крайне опасное для развития любого общества состояние, как аномия — ситуация полной неопределенности общественных норм и ценностей; иначе говоря, кризисная ситуация в обществе — это прежде всего ситуация нарушения ценностных начал социума (во многом это характерно и для нашего современного российского общества).

В социальной реальности Дюркгейм выделяет три уровня:

(1) уровень структуры (физическое и материальное основание общества); (2) уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила); (3) уровень коллективных представлений (ценности и идеалы).

Дюркгейм увидел действительно важную определенность социального факта и его связь именно с ценностными началами; именно они фактически являются конституирующими признаками как любого социального факта, так и социологии в целом. В этом отношении про всю социологию можно совершенно определенно сказать, что она наука о ценностных началах человеческого существования и взаимодействия в обществе и для ее адекватного понимания необходим ценностно-целостный понятийный аппарат, включая философский, антропологический, этический, аксиологический и т.д. Результаты исследований социологических проблем, осуществленных Дюркгеймом, убедительно свидетельствуют не только о значимости, но и безусловном приоритете ценностных начал в социологии — науке, где ценностные стороны общественной жизни являются сутью и природой самого предмета социологии.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Объект и предмет социологии.

2. Социология и философия, социология в системе социальных наук.

3. Уровни социологического знания.

4. Функции социологии.

5. Краткая история развития социологической мысли.

Люди давно пытались понять механизмы социальных процессов, роль и место человека в жизни социума. Но только к ХIХ веку сложились условия для формирования науки об обществе, новому типу социального знания. Именно О. Конт и Г. Спенсер заложили основы социологии.

Как известно, в ХVIII-ХIХ вв. происходит разрушение феодального общества, для которого была характерна тотальная регламентация экономической, политической и духовной жизни общества. Старые механизмы регулирования, основанные на традициях и обычаях, разрушаются. Новое общество провозглашает свободы и права человека, его духовную и экономическую независимость, политическую автономность.

Для того, чтобы реализовать эти идеи, надо было знание социальных процессов жизнедеятельности социальных групп, общностей и организаций. И эти знания должны быть реальными, должны помочь сформировать новые механизмы социального управления.

Особо обострилась потребность в научных знаниях в связи с бурным развитием новых политических (классовая борьба и т.д.) и экономических процессов. Свободная конкуренция поставила в зависимость результаты деятельности от знания настроений и ожиданий людей. В результате появляется социология — наука, помогающая понять обществу основы социального взаимодействия людей.

Таким образом, с самого начала объектом социологии как науки является общество. Напоминаем, что под объектом познания имеются в виду те явления действительности, на которые направлена познавательная деятельность. Но, как известно, общество изучается многими науками (философией, историей, этнографией и т.п.), а это значит, что объект исследования у них один и тот же. Следовательно, чтобы отличить социологию от других социальных наук, надо вычленить ее предмет исследования. Именно он позволяет отделить одну науку от другой. Под предметом познания имеют в виду специфический фрагмент, срез, сторону объекта, который вызывает познавательный интерес со стороны той или иной науки.

Предмет социологии, в этом смысле, определяется социологами по — разному. Здесь нет единого мнения, поскольку изучаются многообразные социальные процессы. У нас длительное время определение социологии сводилось к следующему: социология — это наука о законах функционирования и развития общества как социальной системы.

Как наука социологическое знание формируется на основе философского, точнее, социально-философского знания. Известно, что основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт людей, на достижения культуры и науки. При этом философия стремится выявить сущность и конечные причины и духовные основания взаимодействия людей в социуме. То есть философию интересуют смысложизненные вопросы, всеобщность и целостность постижения социальной жизни.

Таким образом, социология изучает реальное общество, общество как целостность, как систему, опираясь при этом на эмпирические методы.

Социология отличается и от других социальных наук (истории, этнографии, политэкономии и др.).

1. Во-первых, социология изучает общество, что мы уже отмечали, как единую целостную систему, как особый и единый организм. В то время как другие социальные науки обращаются к частным социальным явлениям (экономическим, политическим, демографическим и т.д.).

Социология тоже может познавать частные социальные явления, но в этом случае ее интересуют связи их с функционированием общества как целого.

2. Исследуя конкретные сферы жизни общества, социолог пытается постичь, какие конкретные механизмы позволяют общесоциальным свойствам реализоваться в разных сферах.

3. Социолог все анализирует с точки зрения интересов людей, их потребностей и ожиданий.

Анализируя социологию как систему научного знания, мы должны отметить, что она включает в себя теоретический и эмпирический элементы, теорию и эмпирию.

До начала ХХ в. теоретические и эмпирические исследования протекали как бы параллельно, практически не пересекаясь друг с другом. И лишь французский социолог Э. Дюркгейм попытался их соединить. Но до сих пор не утихают споры между эмпириками и теоретиками со взаимными обвинениями в абсолютизации роли одного из этих элементов социологического знания.

Как представляется роль теории и эмпирии в общей системе социологического знания.

1. Теория дает смысловое объяснение фактам. Факты — только статистика, их еще надо интерпретировать.

Эмпирия дает знание частностей (факты), а как частности связаны друг с другом — на это может ответить только теория.

2. Теория дает ориентиры для эмпирических исследований. Эмпирические знания (факты) для социологии не цель, а лишь средство.

3. Без фактов ни одно теоретическое построение не может считаться обоснованным, и не может быть построено научное понимание.

Итак, социология органично включает в себя теорию и эмпирию, теоретические и эмпирические методы. Но в зависимости от конкретных задач исследования пропорции теории и эмпирии могут быть различны.

Это является основанием для выделения различных уровней социологического знания. Принято выделять следующие уровни:

1. Уровень общесоциологических теорий. Здесь рассматривается общество как целостная система, состоящая из подсистем. Подобного рода теоретические конструкции определяют общий подход социолога к осмыслению социальных явлений, задают направленность научных поисков и интерпретацию эмпирических фактов. Общесоциологические теории позволяют создать теоретическую модель общественной жизни как некоторой целостности.

2. Теории среднего уровня. В социологический обиход этот уровень введен Р. Мертоном.

Социологические теории этого уровня изучают подсистемы общества, их внутренние связи и взаимодействия. Для всех их характерно: опора на эмпирическую базу, описание фактов и их обобщение на основе той или иной теории. Словом, здесь эффективно взаимодействуют теория и эмпирия.

Поскольку можно выделять многообразные подсистемы общества, то в соответствии с этим говорят о социологии труда, образования, семьи, права, физической культуры и спорта и т.д.

3. Уровень конкретно-социологических исследований (эмпирическая социология), или КСИ. Научная цель — получение конкретных знаний, которые называют социальными фактами.

Особенность социальных фактов — констатация тех или иных процессов. Социолог, получив факты, может их описывать, систематизировать и классифицировать. Теоретические идеи здесь появляются в постановке цели эмпирических исследований, их гипотез.

Чтобы объяснить факты, интерпретировать их, социолог-эмпирик вынужден обращаться к теоретическим уровням. Именно здесь он выбирает теорию, которая, по его мнению, может объяснить факты. А это свидетельствует о том, что эмпирия не может обойтись без теории, ценность их в единстве, и она наиболее очевидно проявляется в функциях.

По поводу того, сколько функций можно выделить, нет единого мнения. Каждый социолог проявляет здесь со всей смелостью свой уровень знаний и понимания.

Мы предлагаем выделять следующие функции:

1. Познавательная. Социология дает нам знание законов функционирования общества как системы и ее подсистем, знание методов и техники социального познания.

2. Прикладная, или практическая. Она свидетельствует о том, что социальное знание получает свой смысл только тогда, когда используется в социальной практике.

3. Методологическая. Понятие, категории и методы социологии используются частными социальными науками в качестве методов познания тех социальных явлений, на познание которых они нацелены.

4. Прогностическая функция. Она направлена на построение моделей общества, ее подсистем и выявления логики и направления их развития в будущем. Прогнозирование возможного будущего обеспечивает целевое развитие социальных систем.

Как мы уже отмечали, история социологической мысли насчитывает в своем развитом виде менее двух веков. Однако, даже эта короткая история показывает путь общества от незнания к знанию своей собственной природы. Причем этот путь вбирает в себя плюрализм развития социологической мысли.

Историю развития социологической науки в ее кратком изложении можно представить в виде двух этапов: 1 — социология ХIХ в. и 2 — социология ХХ в.

Не касаясь предистории, можно отметить, что в ХIХ веке социология развивается в трех направлениях: классическом, неклассическом и смешанном.

Не вдаваясь в подробный анализ их работ, отметим основные идеи классической социологии.

О. Конт и его последователи считали, что общество подчиняется тем же законам, что и природа, никаких особых закономерностей в обществе не существует.

Более того, общество развивается эволюционно и прогрессивно. Всякая революция есть аномалия. Задача социологии — установить солидарность и согласие в обществе.

Обобщая высказанные Контом и Спенсером идеи, Э. Дюркгейм сформулировал основные принципы социологии.

1. Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности.

2. Социология должна строиться по образу позитивных (естественных) наук.

3. Методы социального исследования должны быть такими же точными и строгими.

4. Важнейшим критерием научности является объективность знаний без каких-либо элементов субъективности, что достигается за счет опоры на факты. Всякое социальное явление, социальное действие может рассматриваться как объективное, а, следовательно, может быть исследовано с помощью объективных методов естественных наук.

Наблюдая за поведением людей, социолог должен объяснить его на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Из этого делается вывод, что есть различие между социальной теорией и самой действительностью. Поэтому научная теория не может претендовать на большее, чем выяснение причин совершившихся событий. И здесь большое значение имеет знание общечеловеческих ценностей, поскольку они задают направленность человеческому мышлению. Человеческие ценности, считает М. Вебер, объективны, поэтому социолог на их базе может создать некоторые социальные схемы объяснения бытия, с которыми можно сравнивать историческую реальность.

Их принципы сводятся к следующему:

1. Признание закономерности общественного развития.

2. Развитие общества связывается с принципом детерминизма.

3. Признание поступательного и прогрессивного развития общества.

4. Признание своеобразия законов развития общества, которые определяются диалектикой объективных законов и сознательной деятельности людей.

Стремление соединить объективность законов с сознательной деятельностью людей и делает эту социологию своеобразной. Поэтому некоторые социологи называют этот тип социологии смешанным.

Развитие социологии ХХ века во многом опирается на принципы, разработанные Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Здесь присутствует множество школ и направлений, причем многие теории рассматриваются как равноценные, имеющие право на существование.

Большинство социологических теорий можно разделить на два типа: макросоциологические и микросоциологические.

Макросоциологические теории исходят из того, что только поняв общество в целом, механизмы и факторы его функционирования, можно понять и личность. Среди ведущих макросоциологических доктрин можно отметить функционализм (Р. Мертон, Т. Парсонс и др.) и теорию конфликтов (Р. Дарендорф, Р. Миллс, Л. Козер).

Микросоциологические теории исходят из анализа межличностных взаимодействий и от них идут к объяснению жизни общества. Широкое распространение получили здесь теории обмена, символического интеракционизма и др. Они отстаивают положение о том, что основой социальной жизни является повседневная интеракция (взаимодействие) (Г. Мид и др.).

Основные идеи этих теорий мы будем рассматривать в последующих лекциях.

Пытаясь дать целостное описание социальной жизни, эти теории стремятся осмыслить роль различных факторов и получить эмпирические данные для обоснования своих идей. Так возникают теории малых групп, социальных ролей, социальной стратификации и социальной мобильности. И особенно широкое развитие получила индустриальная социология.

1. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. — Ростов-на-Дону. 1996.

2. Комаров М.С. Введение в социологию. — М., 1994.

3. Радугин А.А. Социология. — М., 1966.

4. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. — Екатеринбург. 1998.

5. Волков Ю.Г. и др. Социология. — Ростов-на-Дону. 1999.

1. Объект и предмет социологии.

2. Социально-экономические предпосылки возникновения социологии.

3. Научно-теоретические предпосылки появления социологии как науки.

4. Что общего между социологией и философией.

5. Отличие социологии от философии.

6. Отличие социологии от других социальных наук.

7. Назовите уровни социологического знания.

8. Какую роль играет теория в системе социологического знания.

9. Роль эмпирии в социологическом знании.

10. Какие функции выполняет уровень общесоциологических теорий.

11. Что познают теории среднего уровня.

12. Что собой представляет уровень конкретно-социологических исследований.

13. Можно ли утверждать, что социологические теории формируются на основе социальных фактов.

14. Что такое социальный факт. Кто ввел в социологию это понятие и с какой целью.

15. Назовите основные функции социологии.

16. Суть классической социологии.

17. Отличие классической социологии от неклассической.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также


Как собрать данные в полевом качественном исследовании. Учебное пособие

А. В. Ваньке, 2020


Социология международных отношений

Немирова Наталья, 2017


Основы социологии и политологии

Николай Демидов, 2015


Социология труда: Методические указания к курсовым работам

Андрей Алексеевич Булков, 2018


Трехсекторальное социальное партнерство

Н. Г. Хорошкевич, 2018


Социология. Краткий курc

Коллектив авторов, 2014


Корпоративная социальная ответственность и социальное развитие предприятий

Читайте также: