Эпу своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 08.09.2024

Схемы предусилителей-корректоров

  • Максимальное входное напряжение…….. 40 мВ
  • Максимальное выходное напряжение…….. 4 В
  • Перегрузочная способность, не менее …….. 24 дБ
  • Коэффициент усиления на частоте 1 кГц……. 100
  • Отклонение АЧХ от стандартной……… ± 1 дБ
  • Отношение сигнал-шум (не взвешенное)……. 65 дБ
  • Коэффициент гармоник, не более……… 0,1%
  • Напряжение питания………… 15 В
  • Ток потребления………….. 1,5 мА

Схема ниже приведена для примера и взята из справочной литературы по схемотехнике усилителей:

Однако схемы корректоров на современных микросхемах-ОУ также имеют высокие технические параметры и при этом меньшее количество пассивных элементов, не нуждаются в тщательной настройке отдельных каскадов, то есть – проще в изготовлении. К тому же транзисторные схемы имеют тенденцию к росту нелинейных искажений с понижением частоты воспроизводимого сигнала и хоть это и устраняется введения глубокой обратной связи, но значительно снижает уровень выходного сигнала и требует применения дополнительных промежуточных каскадов усиления. Поэтому за основу изготовляемых мной предусилителей-корректоров была взята стандартная классическая схема на ОУ:

Подобная схема собиралась и в варианте с однополярным питанием (+15…18 вольт):

Но всё же вариант с двуполярным питанием предпочтительнее для нормальной работы микросхемы.

Для желающих поэкспериментировать предлагаю ещё одну схему из справочной литературы – корректор на одном ОУ с малошумящим транзисторным каскадом на входе. В этом корректоре для уменьшения шума на входе установлен дифференциальный каскад на малошумящих транзисторах, чем позволяет сочетать простоту корректора на микросхеме с возможностью получения малого шума за счет использования такого входного каскада. Корректор имеет следующие основные технические характеристики:

  • Максимальное входное напряжение …….. 120 мВ
  • Максимальное выходное напряжение . . . … … 9,5 В
  • Перегрузочная способность, не менее …….. 33 дБ
  • Коэффициент усиления на частоте 1 кГц……. 80
  • Отклонение АЧХ от стандартной……… ± 1 дБ
  • Отношение сигнал-шум (не взвешенное)……. 66 дБ
  • Коэффициент гармоник, не более . . . ….. 0,08%
  • Напряжение питания………… ±15 В
  • Ток потребления…………. . 10 мА

Для получения минимального шума вход¬ного каскада коллекторный ток транзисторов VT1 и VT2 установлен также минимальным – около 50 мкА. Конденсатор С2 обеспечивает стабильность работы корректора по ВЧ. Других особенностей корректор не имеет и может быть собран на современной элементной базе без каких-либо изменений:

Основные трудности

Примеры готовых конструкций

Когда-то, в далеком 1988г. приобрел я в комиссионке электрофон "Вега-108 стерео" с колонками S-30 "Radiotehnika". Все это "богатство" стоило 145 руб., что по тем временам было немало. Данное "HI-FI" было укомплектовано панелью Unitra G-602 производства братской Польши и было, пожалуй, самым массовым ЭПУ (электропроигрывающее устройство) 1-го класса, которым комплектовались многие отечественные электрофоны. Тактико-технические характеристики его были такие:

Коэфициент детонации,%, не более . 0,15
Регулировка компенсатора скатывающей
силы (антискатинга), мН (гс). 0-20 (0-2)
Прижимная сила звукоснимателя, мН (гс). 0-40 (0-4)
Диапазон воспроизводимых частот*, Гц,
не уже, при скорости 33 1/2 об/мин. 31,5-16000
Переходное затухание между каналами
на частоте 1000 Гц, Дб, не хуже. 25
* - При использовании штатной головки MF-100

Однако "сухой" безжизненный звук усилителя данной модели со временем стал надоедать. Когда же появилась возможность слушать пластинки через ламповый усилитель (на 6П14П), то на самом понятии "дешевый транзисторный усилитель" был поставлен жирный черный крест.

Вскоре электрофон был разобран на две части, одна из которых - панель Unitra G-602 - дожила до наших дней.

Честно говоря, выбрасывать я ее никогда не собирался, но надежды слушать на ней диски было тогда очень мало. Ну кому был нужен "винил" в начале 90-х, когда вовсю наступал формат CD и разговор был только об этом. Впрочем и CD вскоре существенно сдал свои позиции перед "всеядным" DVD.

Первоначальная идея

Однако, читая популярные "аудиофильские" издания, я узнал, что грампластинка, как источник верного звука, не ушла совсем, а возродилась в другом облике и в другой ценовой категории. Но т.к. покупать проигрыватель "начального уровня за 300-500$" особой охоты не было (и свободных "зеленых" тоже), то возникла идея т.н. "реинкарнации" панели Unitra G-602 в новом облике.

Было решено сделать для вертушки новый корпус, немного усовершенствовать и отладить механику с электроникой. Примечательно, что еще в 1986 г. в сборнике Радиоежегодник-86 уже была реализована подобная идея. Кому интересно, может скачать материал здесь. Но я решил слишком не мудрить, а взять из данной статьи только то, что касалось вибро-развязки двигателя от панели ЭПУ.

Итак, если руки у вас на месте, есть минимальное количество режущего, пилящего и сверлящего инструмента, если по труду в школе вы имели хотя бы "3" то, используя приведенный ниже материал, вы можете стать обладателем неплохого проигрывателя винила почти задаром.

В начале славных дел

Самая важная деталь корпуса - верхняя крышка, т.к. она является несущей для самой панели ЭПУ. Верхняя крышка у меня была - осталась от электрофона "Вега-108". Я просто обвел ее карандашом, немного подкорректировав геометрию. Самое главное в крышке: посадочные отверстия диаметром 22,5 мм под пружины подвески панели ЭПУ и фигурный внутренний вырез. Наружные размеры выбираются произвольно. Например я взял на 20-25 мм больше, чем размер панели ЭПУ. Сам корпус был изготовлен из фанеры толщиной 10мм, все фигурные части вырезаны с помощью электро-лобзика, а большие отверстия и фаски выполнены с помощью перовых сверл.

Высота корпуса была выбрана 60 мм, хотя можно сделать и меньше, лишь бы уместился трансформатор питания. Попутно на передней и задней стенке корпуса были сделаны всевозможные отверстия. Органы управления и выключатель питания я решил разместить на передней панели проигрывателя. Вы можете поместить их где угодно, можно сделать выносной проводной пульт управления или все кнопки поставить на саму панель. По этой причине никаких чертежей не привожу (я их и не делал!). Смотрите фотографии, на них все видно.

Детали корпуса проигрывателя были соединены между собой при помощи саморезов и клея ПВА. Корпус после сборки был помещен под пресс на 24 ч для выравнивания верхней и нижней поверхностей.

После того как отдельные "деревяшки" стали корпусом проигрывателя, я покрыл его внутреннюю часть двумя слоями лака, а наружные поверхности оклеил дубовым шпоном и тоже покрыл лаком.


Электромонтаж

Главное правило при монтаже: трансформатор и силовые провода размещать как можно дальше от головки звукоснимателя!

Силовые и сигнальные провода свиваются попарно и размещаются подальше друг от друга. Для сигналов был выбран гибкий посеребренный провод МГТФ(изоляция - фторопласт), свитый с "землей" отдельно для каждого канала. В идеале провода должны идти непрерывно от головки звукоснимателя до самого усилителя-корректора RIAA, но это уже HI-END.

Я ограничился тем, что провода от гнезд припаял непосредственно на колодку, к которой подпаяны провода от головки. Кстати, последние тоже можно попробовать заменить на что-либо более достойное, но это я отложил на будущее. Пока же ставилась задача первичной оптимизации электроники. Кроме того, были заменены на светодиоды лампы накаливания в узлах тахогенератора и автостопа.

Настройка проигрывателя

Итак корпус готов, монтаж завершен и оптимизирован. Включаем проигрыватель и убеждаемся, что все крутится и останавливается как надо и когда надо. На этом этапе "строительную" часть процесса "реинкарнации" можно считать законченной. Далее следует научить "пациента" правильно и без ущерба для последних воспроизводить виниловые пластинки. Для чего мы собственно здесь и собрались :)
В свое время авторы электрофона "Вега-108", снабдив свое изделие панелью импортного производства Unitra G-602, ничего не написали в руководстве о настройке данного хитроумного механизма. Поэтому в беспокойном уме сразу же возникли следующие вопросы:

1. Как установить и выставить головку звукоснимателя?

2. Как отрегулировать прижимную силу на тонарме проигрывателя?

3. Что такое "антискатинг" и как его правильно использовать?

4. Как произвести общую настройку тонарма и головки относительно пластинки?

Все эти вопросы желательно было решить до первого проигрывания грампластинки, что бы оно не стало последним :)

В связи с этим привожу список статей по настройке проигрывателя винила, которыми я руководствовался, решая означенные выше вопросы:

Все это можно внимательно прочитать и сделать, как там написано, а можно просто повторить мои действия.

Итак начнем настройку проигрывателя.

Предполагается, что панель ЭПУ у вас изначально в полном порядке, т.е. ничего не погнуто или безвозвратно сломано, все детали на своих местах. Очень желательно, что бы сама панель перед настройкой была выставлена горизонтально.

Первое: Устанавливаем головку звукоснимателя.
В моем распоряжении была головка ГЗМ-005 Д высшего класса со сферической иглой. Для начального этапа обучения обращения с винилом этого "девайса" вполне достаточно (сломать не жалко). Однако желательно, что бы головка была новой или мало изношенной.
Т.к. головка это электромагнитная система, ее надо прикрутить НЕМАГНИТНЫМИ винтами М2,5 длиной 5-6мм из алюминия или латуни.
Для начала можно установить головку по следам от креплений старой головки или как на фото.

Провода к головке подключаются через луженые насадки. Их лучше сразу снять, почистить от окислов, перепаять на них провода, обжать и надев, немного провернуть на штырьках головки для лучшего контакта. Т. к. все эти контактные поверхности со временем окисляются, то эту процедуру надо периодически повторять.

ВНИМАНИЕ! Не советую припаивать сигнальные провода непосредственно к штырькам головки: есть опасность головку испортить!

Второе: Регулировка прижимной силы звукоснимателя в зависимости от используемой головки.
В паспорте на ГЗМ-005Д указывалась величина этой силы: 15 ± 3 мН (1,5 ± 0,3 гс). Как же ее выставить на тонарме ЭПУ G-602?

Делается это так:

1. Сначала тонарм вывешивается в "горизонталь". Для этого снимаем его с держателя, выключаем микролифт, т.е полностью освобождаем тонарм. Затем откручиваем противовес до тех пор, пока трубка тонарма не займет строго горизонтальное положение.

2. На противовесе имеется шкала без цифр (недоработка!) а на трубке тонарма, в месте установки противовеса, есть две метки. Наши действия: при строго горизонтальном тонарме, держа одной рукой противовес, другой рукой поворачиваем шкалу и совмещаем красную риску с меткой на тонарме.

Таким образом мы устанавливаем шкалу противовеса в начальное нулевое положение.

3. Принимаем, что одно деление шкалы = 2,5 мН (0,25 гс). Получается: первое деление от красной риски - 0,25 гс, второе - 0,5 гс, третье - 0,75 гс, четвертое - 1,0 гс и т.д. Согласно паспорта на ГЗМ-005Д, устанавливаем прижимную силу 1,5 ± 0,25 гс. Эти данные взяты из книги Конструирование любительских проигрывателей. В.К. Черкунов с.63 рис. 46а . Саму книгу можно скачать здесь. Думаю эту шкалу вполне можно использовать хотя бы ориентировочно.

Третье: Компенсация скатывающей силы или настройка "антискатинга".
На ЭПУ Unitra G-602 это устройство выполнено в виде двух-плечевого рычага с грузом. К тому же на самой панели есть деления "1" и "2". Для данной головки груз выставляется посередине между делениями. Впрочем проверить правильность установки довольно просто: при опускании головки на пластинку она не должна смещаться ни к центу, ни к краю пластинки. Правильней это можно настроить с помощью пластинки с нулевой дорожкой. Не имея такую пластинку, я воспользовался лавсановой пленкой. Вырезал из нее "пластинку" и положив гладкой стороной вверх опустил головку звукоснимателя. В моем случае головку никуда не "уводило", значит "антискатинг" был настроен правильно.

Четвертое: Окончательная настойка тонарма и головки звукоснимателя.
Для этого надо воспользаваться статьей из журнала Аудиомагазин 3/1996г. Воспользовавшись указанными рекомендациями подстраиваем головку.

Не забудьте, что ось иглы должна быть строго вертикальна. Установить головку в правильное положение можно путем ослабления винта у основания держателя головки и поворота держателя вокруг продольной оси трубки тонарма.

Таким образом в домашних условиях был изготовлен и первоначально настроен проигрыватель винила в "базовой комплектации".

Пути доведения его до совершенства предполагаются следующие:

1. Дальнейшее улучшение вибро-развязки корпуса путем замены штатных пружин на что-нибудь менее жесткое.

2. Замена сигнальных проводов тонарма.

3. Применение различных усилителей-корректоров RIAA в том числе ламповых.

4. Использование других межблочных кабелей.

5. Установка другой, более качественной головки звукоснимателя в том числе импортного производства.

6. Можно (но осторожно!) попробовать т. н. "влажное проигрывание" виниловых дисков.

Данный проигрыватель можно с успехом использовать для прослушивания грампластинок или для перезаписи их на компьютер.

Удачи вам в этом интересном деле!
Все комментарии и добавления присылайте на e-mail

Настройка проигрывателя
Итак корпус готов, монтаж завершен и оптимизирован. Включаем проигрыватель и убеждаемся, что все крутится и останавливается как надо и когда надо. На этом этапе "строительную" часть процесса "реинкарнации" можно считать законченной. Далее следует научить "пациента" правильно и без ущерба для последних воспроизводить виниловые пластинки. Для чего мы собственно здесь и собрались :)

В свое время авторы электрофона "Вега-108", снабдив свое изделие панелью импортного производства Unitra G-602 , ничего не написали в руководстве о настройке данного хитроумного механизма.

Поэтому в беспокойном уме сразу же возникли следующие вопросы:

1. Как установить и выставить головку звукоснимателя?

2. Как отрегулировать прижимную силу на тонарме проигрывателя?

3. Что такое "антискатинг" и как его правильно использовать?

4. Как произвести общую настройку тонарма и головки относительно пластинки?

Все эти вопросы желательно было решить до первого проигрывания грампластинки, что бы оно не стало последним :)

В связи с этим привожу список статей по настройке проигрывателя винила, которыми я руководствовался, решая означенные выше вопросы:

Виниловый ренесcанс в отдельно взятой квартире: Настройка проигрывателя винила (кратко).

Настройка проигрывателя - из журнала The Absolute Sound.

Что делать с винилом?

Ликбез о виниле.

Все это можно внимательно прочитать и сделать, как там написано, а можно просто повторить мои действия.

Итак начнем настройку проигрывателя.

Предполагается, что панель ЭПУ у вас изначально в полном порядке, т.е. ничего не погнуто или безвозвратно сломано, все детали на своих местах. Очень желательно, что бы сама панель перед настройкой была выставлена горизонтально.

Первое: Устанавливаем головку звукоснимателя.
В моем распоряжении была головка ГЗМ-005 Д высшего класса со сферической иглой. Для начального этапа обучения обращения с винилом этого "девайса" вполне достаточно (сломать не жалко). Однако желательно, что бы головка была новой или мало изношенной.
Т.к. головка это электромагнитная система, ее надо прикрутить НЕМАГНИТНЫМИ винтами М2,5 длиной 5-6мм из алюминия или латуни.
Для начала можно установить головку по следам от креплений старой головки или как на фото.

Провода к головке подключаются через луженые насадки. Их лучше сразу снять, почистить от окислов, перепаять на них провода, обжать и надев, немного провернуть на штырьках головки для лучшего контакта. Т. к. все эти контактные поверхности со временем окисляются, то эту процедуру надо периодически повторять.

ВНИМАНИЕ! Не советую припаивать сигнальные провода непосредственно к штырькам головки: есть опасность головку испортить!

Второе: Регулировка прижимной силы звукоснимателя в зависимости от используемой головки.
В паспорте на ГЗМ-005Д указывалась величина этой силы: 15 ± 3 мН (1,5 ± 0,3 гс). Как же ее выставить на тонарме ЭПУ G-602?

Делается это так:

1. Сначала тонарм вывешивается в "горизонталь". Для этого снимаем его с держателя, выключаем микролифт, т.е полностью освобождаем тонарм. Затем откручиваем противовес до тех пор, пока трубка тонарма не займет строго горизонтальное положение.

2. На противовесе имеется шкала без цифр (недоработка!) а на трубке тонарма, в месте установки противовеса, есть две метки. Наши действия: при строго горизонтальном тонарме, держа одной рукой противовес, другой рукой поворачиваем шкалу и совмещаем красную риску с меткой на тонарме.

Таким образом, мы устанавливаем шкалу противовеса в начальное нулевое положение.

3. Принимаем, что одно деление шкалы = 2,5 мН (0,25 гс). Получается: первое деление от красной риски - 0,25 гс, второе - 0,5 гс, третье - 0,75 гс, четвертое - 1,0 гс и т.д. Согласно, паспорта на ГЗМ-005Д, устанавливаем прижимную силу 1,5 ± 0,25 гс. Эти данные взяты из книги Конструирование любительских проигрывателей. В.К. Черкунов с.63 рис. 46а . Саму книгу можно скачать здесь. Думаю эту шкалу вполне можно использовать хотя бы ориентировочно.

Третье: Компенсация скатывающей силы или настройка "антискатинга".
На ЭПУ Unitra G-602 это устройство выполнено в виде двух-плечевого рычага с грузом. К тому же на самой панели есть деления "1" и "2". Для данной головки груз выставляется посередине между делениями. Впрочем проверить правильность установки довольно просто: при опускании головки на пластинку она не должна смещаться ни к центу, ни к краю пластинки. Правильней это можно настроить с помощью пластинки с нулевой дорожкой. Не имея такую пластинку, я воспользовался лавсановой пленкой. Вырезал из нее "пластинку" и положив гладкой стороной вверх опустил головку звукоснимателя. В моем случае головку никуда не "уводило", значит "антискатинг" был настроен правильно.

Четвертое: Окончательная настойка тонарма и головки звукоснимателя.
Для этого надо воспользаваться статьей из журнала Аудиомагазин 3/1996г. Воспользовавшись указанными рекомендациями подстраиваем головку.

Не забудьте, что ось иглы должна быть строго вертикальна. Установить головку в правильное положение можно путем ослабления винта у основания держателя головки и поворота держателя вокруг продольной оси трубки тонарма.

Таким образом, в домашних условиях был изготовлен и первоначально настроен проигрыватель винила в "базовой комплектации".

Пути доведения его до совершенства предполагаются следующие:

1. Дальнейшее улучшение вибро-развязки корпуса путем замены штатных пружин на что-нибудь менее жесткое.

2. Замена сигнальных проводов тонарма.

3. Применение различных усилителей-корректоров RIAA в том числе ламповых.

4. Использование других межблочных кабелей.

5. Установка другой, более качественной головки звукоснимателя в том числе импортного производства.

6. Можно (но осторожно!) попробовать т. н. "влажное проигрывание" виниловых дисков.

Данный проигрыватель можно с успехом использовать для прослушивания грампластинок или для перезаписи их на компьютер.

Схема подключения УНЧ от электрофона

Исходная схема каждого канала в конечном итоге приобрела вот такой вид:


Конденсатор С15 тоже не нужен. А по подключению платы:

Вырезал все, что касается регулировки тембров и предварительного усиления. После того, как убрано лишнее, плату можно смело распилить пополам (одну перемычку нужно будет сделать после этого, и то если впаивать С1).

Затем заменил выходные транзисторы на 2SA1837 (их надо кверху перевернуть, поскольку цоколевка отличается от КТ835). Заменил все электролитические конденсаторы на более современные и качественные. Питание - 20 вольт после диодного моста. Фильтр питания - 4700 мкФ + 2,2 мкФ пленочный.

Для проверки три часа на средней мощности - полет нормальный. Транзисторы холодные, а вот трансформатор немного греется, надо поискать что-нибудь мощнее. Ну и вот что получилось в итоге:


На одной из плат, установленных в аппарат с завода, отсутствует резистор R35 номиналом 39 Ом (видимо в целях экономии и унификации, хотя не понятно почему). Впаиваем недостающий элемент и получаем два абсолютно одинаковых УМ.


К слову по мощности, гораздо выше она, как оказалось, нежели ожидал. Честных 10-15 Ватт минимум на слух, а может и больше.

По настройке: резистором R27 устанавливаем примерно половину питающего напряжения на коллекторе VT9. Если не лень, можно измерить токи покоя, у меня получилось порядка 0,02 Вольт на резисторе R34.

Резюмируя: старичок еще споет, и не раз, наверное! Автор материала - neo_work_tyumen.

Форум по обсуждению материала УСИЛИТЕЛЬ ИЗ ЭЛЕКТРОФОНА


Про использование технологии беспроводного питания различных устройств.


В каком направлении течет ток - от плюса к минусу или наоборот? Занимательная теория сути электричества.


Приводятся основные сведения о планарных предохранителях, включая их технические характеристики и применение.


Что такое OLED, MiniLED и MicroLED телевизоры - краткий обзор и сравнение технологий.

Читайте также: