Экспонат в музей своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 31.08.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великая Отечественная война… Война. Сколько жизней унесло, и принесло горя это страшное слово. Наш мир меняется, и меняются люди. Но память о тех, кто сражался, и стал героем, кто не вернулся с кровавых полей сражений, кто не покладая рук работал в тылу, о тех, чьё детство было украдено – память о них живёт, и будет жить вечно у нас в сердцах.

Тема Великой Отечественной войны – необычная тема … Необычная, потому, судьба нашей Родины зависела от каждого человека.

Гипотеза: Если мы будем знать о героях Великой Отечественной войны, не жалевших своих жизней для процветания нашего настоящего и будущего, то сохраним благодарную память для будущих поколений

Если мы будем знать о героях Великой Отечественной войны, не жалевших своих жизней для процветания нашего настоящего и будущего, то сохраним благодарную память для будущих поколений

 Цель проекта: Воспитание любви и уважения к своему народу, к истории своей страны ,бережного отношения к ветеранам Знакомство со страницами биографии своего прадеда Трусова В.С., в 1941-1943 годах- труженика тыла и воевавшего в 1943-1945 годах на фронтах Отечественной войны.

  • Исследовать материал, касающийся истории моей семьи
  • Установить факт участия моих родственников в ВОВ
  • Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал и защищает нашу Родину.
  • Познакомить учащихся школы с отдельными эпизодами участия моего прадеда в борьбе за свободу Родины и полученными за это наградами.

Весточки с фронта

Трусов Владимир Сергеевич

Советские авиатехники снимают пулеметы с немецкого самолета

Советские авиатехники снимают пулеметы с немецкого самолета

Пражская наступательная операция

Пражская наступательная операция

Фотография была сделана под Винницей 25.04.45

Фотография была сделана под Винницей 25.04.45

Это наша память, наши семейные реликвии

Это наша память, наши семейные реликвии

Наш долг – помнить о суровых днях и героях войны! Каждый человек, живущий не только в этой великой стране, но и на прекрасной планете Земля, должен помнить тех, кто подарил им этот прекрасный, солнечный и мирный день. Тех, кто отдал свои еще не начавшиеся жизни за великое дело – борьбу с мировым злом в лице фашизма. Подвиги юных героев по праву близки и небезразличны молодому поколению, они будут служить для нас примером стойкости, мужества, чувства великого долга перед своим народом, примером настоящего Человека.

Наш долг – помнить о суровых днях и героях войны!

Каждый человек, живущий не только в этой великой стране, но и на прекрасной планете Земля, должен помнить тех, кто подарил им этот прекрасный, солнечный и мирный день. Тех, кто отдал свои еще не начавшиеся жизни за великое дело – борьбу с мировым злом в лице фашизма. Подвиги юных героев по праву близки и небезразличны молодому поколению, они будут служить для нас примером стойкости, мужества, чувства великого долга перед своим народом, примером настоящего Человека.

Никто не забыт, ничто не забыто Эта фотография , автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-SA

Никто не забыт, ничто не забыто

Эта фотография , автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-SA

Не спешите отправлять на свалку ненужные или нелепые на первый взгляд вещицы. Чаще всего именно такие принимают в музеях.

YouTube
Instagram

Кто ж не любит получать подарки?! Даже музеи от них не откажутся. Если у вас дома завалялось что-то интересное, вы можете пополнить музейный фонд и внести личный вклад в историю. Не спешите отправлять на свалку ненужные или нелепые на первый взгляд вещицы. Чаще всего именно такие принимают в музеях.


Если надумаете что-нибудь подарить, первым делом, разузнайте о вашем артефакте как можно больше. История в этом случае очень важна, объясняет главный хранитель фондов Музея истории города Гомеля Анастасия Ропот:

– Конечно, лучше всего прийти в музей. Но если возможности нет – позвоните и узнайте электронный адрес, на который отправьте фотографию и краткое сопроводительное письмо.

Когда понесете ценность, прихватите паспорт. Если артефактом заинтересуются, составят акт на временное хранение:

Если захотите что-то продать музею – согласований больше, но этапы почти такие же:

Бывает, приносят вещи с уверенностью, что им давно пора на свалку, но все с точностью до наоборот:

– Так было с самодельным альбомом образцов одежды советской эпохи. Он от начала до конца заполнен выкройками, вырезанными из журналов мод того времени. Хозяйка думала, что коллекция никому не понадобится. Но мы альбом приняли. Ведь он хорошо отражает те времена: что было модно и приемлемо носить, а что не совсем. Поэтому несколько раз подумайте перед тем, как от чего-то избавиться. Может случиться, что благодаря вам историческое наследие нашей страны станет богаче.

Музей камней в Минске – памятник природы республиканского значения под открытым небом, работает круглые сутки, без обеда и выходных. Здесь собрано более двух тысяч камней и валунов из всех уголков страны. Часть из них – привет из ледникового прошлого, часть – жертвенные камни, а есть экспонаты просто интересной формы.

Детский музей в Полоцке – единственный в стране, где экспонаты не можно, а нужно трогать руками. Это территория детской фантазии: здесь маленькие посетители могут познакомиться с самыми разными предметами, узнать историю их изобретения и усовершенствования.


Российские, а ранее советские дошкольные учреждения имеют давнюю и прекрасную традицию – устраивать разнообразные тематические выставки в своих стенах. Детские работы, рукоделие мам и бабушек, фольклорные подборки – продолжать перечислять можно долго. К тому же создание мини-музея способствует процессу воспитания и образования дошкольников.

Для чего нужен музей?

В раннем детстве ребенок получает огромное количество информации об окружающем мире и начинает осознавать свою роль в нем. Знания и впечатления, заложенные именно в дошкольном возрасте, накрепко откладываются в памяти человека на всю жизнь. Экспозиции мини-музея в ДОУ, посвященные различным темам из культуры или истории, помогают превратить абстрактные понятия в наглядные и осязаемые. Здесь все экспонаты можно брать в руки, рассматривать, играть с ними.

Куклы - герои сказок

Наша страна огромна, не везде и не всегда есть возможность сводить ребенка в галерею или на выставку. К тому же маленькие дети нуждаются в специфическом методе подачи информации, адаптированном для их возраста. Организация мини-музея в ДОУ – это дополнительная возможность расширить кругозор малышей. В детском саду дети получают первоначальное представление о том, что такое музей. Это поможет привить интерес и любовь к посещению подобных мест в дальнейшей жизни.

Музей как средство общения

В наше время все, и взрослые, и дети, проводят больше времени с гаджетами, чем друг с другом. Это приводит к отчуждению, замыканию людей в себе. Поэтому очень важно в детском саду учить детей живому общению, поддерживать в них чувство коллектива, атмосферу дружбы и помощи друг другу. Создание мини-музея в ДОУ задает новое направление и мощный импульс к такому общению. В рамках музейной работы проводятся активные тематические игры, праздники. Дети – это не просто зрители, они полноценные участники подготовки всех мероприятий, и, как правило, очень серьезно и ответственно относятся к этому процессу. Совместное собирание уникальных экспонатов и изготовление декоративных элементов своими руками помогает активизировать родителей. Обычно они охотно откликаются и принимают живое участие в устройстве и пополнении коллекции.

Помещение для музея

Вариантов оборудования постоянного места в детском саду для тематических выставок множество. Мини-музей в ДОУ может быть общим или в каждой группе своим. Виды и количество экспонатов зависит от наличия свободного пространства в здании. Если позволяют площади, лучше выделить под эти цели отдельную комнату или ее часть. Например, в актовом зале или вестибюле, т. е. там, где часто бывают дети. В таком музейном уголке можно устраивать различные тематические выставки, в которых будут присутствовать жанровые сценки с мебелью, предметами быта.

Для устройства мини-музея в группе ДОУ не так много свободного места, однако оригинальное решение можно найти. Организовать его можно прямо в игровой комнате или же в раздевалке. Безусловно, в таком случае все музейные экспонаты должны быть компактными: посуда, одежда, документы, фотографии, рисунки, предметы обихода. Как показывает богатая практика педагогов со всех концов нашей страны, разнообразные темы мини-музея в ДОУ можно раскрыть даже на очень небольшом пространстве.

мини музей в доу

Историческая выставка

Музей

Обновление коллекции музея должно происходить постоянно, для этого составляется проект мини-музея "Русская изба" в ДОУ. Он содержит план предстоящих мероприятий помесячно, дифференцированный для воспитанников разных возрастов. Например:

  • Знакомство с обстановкой импровизированной избы. Детей может встретить как гостей хозяйка в национальном костюме, рассказать о том, как вели домашнее хозяйство, топили печь, носили воду в деревянных ведрах с коромыслом, пекли хлеб, пряли, ткали с помощью старинных инструментов и приспособлений.
  • Возрождение старинных народных и православных праздников, таких как Масленица, Рождество, Пасха. Например, разучивание колядок с детьми, традиционных песен, игр, чтение сказок и рождественских историй, рассказ о приметах и обычаях.
  • Инсценировка русской народной сказки с участием воспитанников старших групп.
  • Практическое занятие – осваивание народных ремесел, например, изготовление куклы или роспись посуды.
  • Фольклорный концерт.

В рамках музея можно организовать отдельную выставку народных инструментов: деревянных ложек, свистулек, трещоток, освоить игру на них и выступить с этим номером на концерте для родителей. Вообще праздники помогают раскрыть песенные и танцевальные таланты детей, побороть застенчивость.

Богатейшие пласты русского народного творчества позволяют создавать бесконечное множество вариантов мероприятий и учебных занятий в фольклорном мини-музее в ДОУ. Здесь дети получат основную информацию о родном крае, его истории, природе, легендах, традициях, природе и научатся любить это.

Развиваться, играя

Игрушки не только позволяют развлечь ребенка, пока взрослым некогда. Таким способом маленький человек познает окружающий его мир. Он моделирует знакомые ситуации, копирует действия взрослых, старается подражать им. Для него игра – это практика реальной жизни. Так он учится существовать в социуме, примеряя на себя разные роли. Удивительно, как богата фантазия детей, их творческий потенциал. В заурядных бытовых вещах они видят персонажей для своих игр. Это уникальное свойства детского мозга – творить, выдумывать, креативно и нестандартно мыслить. Привлечение детей к активному участию в работе мини-музея мини-игрушек в ДОУ поможет развивать эти важные качества.

Например, с помощью детей подготовительной группы можно организовать выставку мягких самодельных игрушек для самых маленьких воспитанников. Сразу несколько важных моментов педагогического процесса затрагивает это мероприятие:

  1. Для малышей первых лет жизни очень важны именно визуальные и тактильные ощущения. Яркие забавные персонажи и звери, изготовленных из лоскутов разных по фактуре тканей, составят прекрасную коллекцию для мини-музея мини-игрушек в ДОУ.
  2. Старшие дети учатся заботиться о младших, делать для них что-то полезное.
  3. Взрослые доверяют детям серьезное ответственное дело – это очень ценно для дошкольников.

Коллекция винтажных кукол

Для подобного музея можно предложить и еще несколько интересных подборок. Например, экспозиция самодельных и старинных новогодних игрушек. Подготовка к Новому году в каждом доме имеет свои традиции. Многие семьи бережно хранят ватных зайцев и снегурочек, которые старше даже бабушки по возрасту. Эти раритетные елочные украшения могут стать самыми необычными экспонатами новогодней коллекции мини-музея в ДОУ. По соседству с ней может разместиться и подборка старинных новогодних и рождественских открыток. Дети могут подготовить интересный рассказ о вещице из домашнего архива, которую принесли для музея. Коллекцию украсят и самодельные елочные игрушки, изготовленные детьми дома с родителями и в саду на занятиях, детские рисунки на новогоднюю тематику.

Детьми в итоге снова приобретаются полезные навыки и умения:

  • бережно относиться к вещам, игрушкам;
  • развитие художественного вкуса;
  • умение рассказывать, выражать устно свои мысли, а также слушать других, не перебивая;
  • практические навыки рукоделия, рисования.

Традиционные игрушки

Вообще, игрушки – это одна из самых неиссякаемых и долгосрочных идей для мини-музея в ДОУ. Наша страна – край лесов и озер. Испокон веков самыми распространенными и доступными были самодельные деревянные игрушки.

Матрешка – один из главных символов России. А в наше время игрушки из дерева признаны самыми экологически безопасными и оптимальными для тактильного контакта. С легкостью можно разместить такой мини-музей в группе ДОУ на одной из полок игровой комнаты. Так все экспонаты-игрушки будут доступны для детей. Их в любой момент можно будет взять для занятий или игр. Важно, что большинство деревянных игрушек представляют собой разнообразные логические игры для разных возрастных групп – та же матрешка, кубики, пирамидки, строительные наборы, конструкторы. Занятия с ними развивают не только мелкую моторику пальцев, но и математическое мышление, креативность у детей. На занятиях от педагога дети узнают историю возникновения традиционных русских деревянных игрушек.

Перекликается со всеми предыдущими темами мини-музея в ДОУ и глиняная игрушка. Такая коллекция подойдет и для фольклорного уголка, и для подборки необычных игрушек. Глиняные статуэтки, свистульки, фигурки зверей, птиц, людей – одни из старейших видов игрушек. Они появились еще на заре человеческой цивилизации, когда люди научились обжигать на огне глину. Этот экскурс в историю, несомненно, будет интересен воспитанникам старших групп. После этого можно провести и практические занятия по изготовлению и росписи традиционной глиняной игрушки, например дымковской.

Куклы из ткани

Что может быть милее, чем тряпичная мягкая кукла, сделанная своими руками. Именно их маленькие девочки любят больше всего. В чем же секрет? Ведь совсем не зря наши далекие предки делали таких кукол для оберегов. Традиция сохранилась еще с языческих времен, когда славяне поклонялись солнцу. Их делали для сакральных обрядов и называли по-разному. В основном, их дарили женщинам и девушкам - для счастливого замужества, семейного благополучия, легких родов, защиты от нечистой силы. Верили, что кукла Берегиня поможет.

В старину для их изготовления в ход шло не только домотканое полотно, но и солома, лыко. Ее конструкция гениально проста – кусок холста нужно набить чем-нибудь мягким изнутри, придать ему форму фигуры человека и обмотать нитями, выделяя голову, руки, талию. После этого заготовку украшают в соответствии с ее ритуальным предназначением. Цвет лент, ниток, элементы декора должны строго соответствовать канонам. Интересно, что у таких ритуальных фигурок не прорисовывали черты лица.

Тряпичные самодельные куклы

Естественно, для поделок в детском саду все эти условности соблюдать не обязательно. Главное к процессу создания кукол присовокупить интересный рассказ об их истории. Поделку несложно изготовить, шить ничего не надо, поэтому практические занятия можно проводить даже в младших группах. Дети не только научатся этому самобытному ремеслу, но и узнают много нового о старинных традициях. А уж потом можно устроить кукольный конкурс красоты мини-музея кукол в ДОУ.

Какими только они ни бывают! Украсит музей коллекция самодельных и авторских кукол для кукольных спектаклей. Вместе с ними дети попадут в завораживающий мир театра. Для расширения кругозора детей дошкольного возраста можно сделать выставку кукол в национальных костюмах. На помощь в этом случае, конечно, придут мамы – помогут сшить самобытные наряды. Экскурсия будет этнографической и географической – педагог расскажет, где и какие народности живут. Подборка кукол, наряженных персонажами сказок, поможет детям в усвоении прочитанных книг. Это еще одно домашнее задание для совместного творчества с мамами. Можно провести конкурс на самого узнаваемого героя сказки, или необычный костюм. Дети очень любят показывать такие выставки гостям, осваивать работу в мини-музее ДОУ.

Несомненно, кукольный проект мини-музея ДОУ – это не просто красиво. Дети существенно обогащают свои знания об окружающем мире, учатся любоваться прекрасным, бережно относиться к хрупкой красоте и создавать ее своими руками.

Нужные книги ты в детстве читал

Безусловно, Интернет и компьютерные игры – это наше все, но только хорошие книги помогут ребенку стать интеллектуальным, гармонично развитым человеком. Они научат безошибочно отличать добро от зла, как бы привлекательно не выглядело последнее. Прививать детям привычку к чтению важно с самого раннего возраста. Тогда книги станут его верными и постоянными спутниками на протяжении всей жизни.

Пожалуй, лучшее место для мини-музея книги в ДОУ – это раздевалка в каждой группе. Книги подбирают в соответствии с рекомендациями для каждой возрастной группы и выставляют так, чтобы их было хорошо видно и детям, и родителям. Зачастую мамы просто не знают, что лучше почитать своему малышу на ночь – для них такой стенд станет надежным ориентиром для формирования домашней библиотеки.

Музей книги в ДОУ

По календарному плану, составленному для паспорта мини-музея в ДОУ, на занятиях происходит знакомство детей с различными литературными жанрами и писателями. Так естественным образом книжный уголок обновляется и меняется. Сегодня в нем старинные европейские сказки, а в следующем месяце – рассказы Зощенко и стихи Маршака. Книги военной, солдатской тематики будут интересны в первую очередь мальчикам. В рамках книжной выставки можно оборудовать и памятный стенд к годовщине Победы с рассказами и фотографиями о подвигах родных и близких в годы войны. К таким памятным для страны датам дети под руководством воспитателей могут готовить выступления по прочитанным книгам. На соседнюю полку книжной выставки педагоги ставят дидактические материалы для родителей, помогающие в обучении грамоте и навыкам чтения. Таким образом, книжная тема охватывает огромный срез разнообразной информации, необходимой детям для полноценного духовного и личностного развития.

Детский сад играет важнейшую роль в формировании богатого литературного багажа в детских умах. Не секрет, что многие дети именно здесь впервые знакомятся с лучшими произведениями русской классической и советской литературы, начинают испытывать тягу к чтению.

Россыпь пуговиц

Следующая оригинальная задумка проекта мини-музея в ДОУ снова посвящается домашним архивам. Чего только в них не встретишь, особенно если в семье живут вместе несколько поколений. Наиболее интересны вещи домашнего быта, которые сохранились от бабушек или даже прабабушек. Шкатулки, вязаные салфетки, посуда, ретро-статуэтки, даже старые пуговицы с необычным декором могут стать уникальными экспонатами выставки в детском саду. Сколько нового дети смогут узнать о жизни близких людей в недавнем прошлом, рассматривая их.

Выставка пуговиц в музее ДОУ

Коллекцию пуговиц мини-музея в ДОУ пополнят и вполне современные экземпляры. Главное, чтобы они были достаточно крупными и яркими. Из них можно сделать множество развивающих настольных игр и дидактических наборов для занятий. В групповом музее эти образцы можно поставить в вестибюль – для ознакомления родителей. Пуговицы прекрасно развивают мелкую моторику, а значит, способствуют активизации мозговой деятельности, развитию творческих способностей у детей. В процессе устройства экспозиций и выставок в группах музея можно проводить перекрестные презентации мини-музеев в ДОУ. Такие мероприятия оживляют его деятельность, благодаря ним часто рождаются новые, свежие идеи и задумки на будущее.

Воспитание патриотизма

Наша великая страна испокон веков была сильна своими людьми, обычными, рядовыми гражданами. Именно поэтому на педагогов детских садов возлагается крайне важная в современных условиях задача - пробуждение в маленьком человеке любви и уважения к своей семье, родителям, Родине. Живя в обстановке уверенности в надежности и крепости своей семьи, своего будущего, ребенок учится достигать поставленных целей, не отступать перед проблемами, крепко стоять на ногах в любых жизненных ситуациях.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из глобальных, приоритетных целей мини-музея в ДОУ. Безусловно, для успеха этого начинания процесс формирования мировоззрения у детей должен носить постепенный и непрерывный характер. Кроме того, музейная деятельность должна быть взаимосвязана с общей образовательной деятельностью детского сада. Т. е. в календарном помесячном плане темы их должны быть идентичны или, по крайней мере, схожи. В таком случае материалы коллекций будут вспомогательным наглядным пособием и антуражем при проведении занятий, мероприятий, праздников, а если музей обустроен в отдельном помещении, то идеальным местом для их проведения.

Старшие могут помогать проводить экскурсии для младших воспитанников, представлять каких-либо фольклорных героев на утренниках. Это делает детей более ответственными. Они чувствуют свою причастность к взрослому, серьезному делу. Для них такой музейный уголок в родном детском саду — любимое место и важное занятие. Дети вовлекаются в работу мини музея в ДОУ для сбора и изготовления материалов и экспонатов, поддержания их в порядке.

Все это в совокупности, шаг за шагом, развивает в детях основные нравственные и гражданские ценности — доброту, заботливость, сознательность, умение помогать друг другу, любовь к близким и родному краю. Кроме того, они получают первоначальные сведения о том, что такое музей, история, естествознание, краеведение, искусство, культура, театр.

Планирование и осуществление

Создание музея требует тщательной подготовки и дружных усилий всего педагогического коллектива. Первоначально нужно составить паспорт мини-музея в ДОУ, в котором прописывают основные задачи, проблемы, место проведения, сроки выполнения, отраженные в календарном плане.

Важный этап - проведение исследовательской работы, опрос родителей – каким образом они готовы помогать в организации выставок. Именно от активности родителей наполовину зависит успех всего дела. Принести из дома необычные вещи для экспозиции, сшить костюмы для фольклорного концерта, текстиль для убранства русской избы, помочь сколотить столик, лавки – так они вовлекаются в процесс. Тем самым родители подают детям важный пример. Дети – наше зеркало. Сложно научить их чему-то, если не делать это самим. Когда чужие и близкие люди берутся за общее дело, они больше контактируют, сближаются.

Продуктивное и активное взаимодействие администрации детского сада и семьи - очень важный момент для мотивации детей к участию в работе музея. В положении о мини-музее в ДОУ этот вопрос должен быть проработан как можно более подробно. Тогда последующая реализация проекта будет проходить успешнее.


Данное занятие является вводным, ознакомительным для членов кружка "Юный музейщик". В этом занятии рассматриваются основные понятия музейного дела, правила поведения в музее, правила хранения музейных экспонатов и т.д. Целью занятия является знакомство со школьным музеем, с музейными экспонатами и профессиями.

Содержимое разработки

Понятия МУЗЕЙ, ВИДЫ И РАЗНООБРАЗИЕ МУЗЕЕВ, МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО, ЭКСПОНАТ, ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ, ЭКСКУРСИЯ.

А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ.

Меня зовут Анастасия Петровна. Я ваш руководитель кружка. Мы будем заниматься 2 раза в неделю. Заседания нашего кружка будут проходить в музее. Кроме того, нам предстоят экскурсии в главный музей нашего города, в музеи других школ, экскурсии по городу, его достопримечательностям и памятникам. Будут встречи с интересными людьми, которые расскажут нам о прошлом и помогут внести вклад в наше общее теперь дело. Ну вот. Я вам представилась. А теперь я должна узнать вас. Чтобы я знала, как к вам обращаться, давайте подготовим бейджики. Напишите на медальках ваши имена. ПИШУТ. Ну вот теперь я знаю ваши имена.

Нам многое предстоит узнать. Поэтому для записей нам нужны будут рабочие тетради.

Ну что же, начнем…

Как обычно, в красивом здании

Что же это – МУЗЕЙ!

Люди много, много сотен лет назад начали собирать и хранить чем-то им дорогие и памятные предметы, вещи, картины и многое другое, то, что теперь мы называем историей. Давайте вспомним. Что мы уже знаем о музеях.

Слово ''музей'' происходит от греческого museion и латинского museum – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музеи возникли в 15-16 вв.

Что такое музей?

Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую или художественную ценность.

Для чего нужны музеи? (дети отвечают).

Какие бывают музеи? (художественные, исторические, естественнонаучные, технические, литературные, краеведческие)

Что такое краеведение?

Краеве?дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем………..

Самые крупные музеи мира и нашей страны.

Лувр (Франция), Эрмитаж (Россия), Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия), Русский музей (Россия), Третьяковская галерея (Россия)

Об этих музеях мы будем говорить на следующих встречах. Подробно о каждом. Мы совершим виртуальные походы в эти музеи и узнаем об их истории и узнаем, какие великие предметы искусства и исторические памятники и секреты хранятся в них.

А СЕЙЧАС Я ХОЧУ ПОЗНАКОМИТЬ ВАС С САМЫМИ НЕОБЫЧНЫМИ МУЗЕЯМИ, КОТОРЫЕ СУЩЕСТВУЮТ В МИРЕ И НАШЕЙ СТРАНЕ (просмотр (2)презентации 10 необычных музеев и (1)видеоролика)

Школьные музеи.

Второй вопрос, который мы рассмотрим сегодня – это школьные музеи. Они выделяются в отдельную группу.

Как выдумаете, чем отличается школьный музей от других музеев?

Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах, и выполняют те же функции, что и государственные.

Музейные экспонаты - это предметы, выставленные на показ. Но это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени. - Кто знает как называются предметы, которые выставлены на полках музея? (Экспонаты)

ВЫСТАВЛЯЕМ ТАБЛИЧКУ ЭКСПОНАТ.

СЕГОДНЯ МЫ ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ

-Как появляются экспонаты в музее?

(археологические раскопки, дар музею)

-Все ли предметы могут стать экспонатами музея?

( нет, если только предмет интересен ученым, коллекционерам и необходим для коллекции музея).

Итак, предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь. Его заносят в специальную книгу поступлений и присваивают очередной номер. (Демонстрация книги учета экспонатов в школьном музее).


- Может ли этим заниматься кассир или экскурсовод?

А теперь посмотрим видео о музейных профессиях, о тех людях, которые занимаются музейным делом в больших, известных музеях (ВИДЕОРОЛИК). ВОТ КАК СЛОЖНА И КРОПОТЛИВА РАБОТА СОТРУДНИКОВ БОЛЬШОГО МУЗЕЯ.

А сейчас я хочу познакомить вас с нашим школьным музеем.

Давайте посмотрим вокруг. Перед нами напольные шкафы с собранной коллекцией предметов старины. Это предметы быта жителей нашего региона в прошлые времена. Вот посмотрите, сколько всего удалось собрать у жителей нашего края работникам музея, чтобы мы смогли увидеть эти сохранившиеся с далеких времен предметы. КАЖДЫЙ ПРЕДМЕТ В МУЗЕЕ ХРАНИТ СВОЮ ОСОБЕННУЮ ИСТОРИЮ. Все экспонаты имеют карточку с названием и номером. Это нужно для ведения особых журналов по учету. Мы позже научимся оформлять карточку каждого экспоната и журнал. РАССМАТРИВАЕМ ЭКСПОНАТЫ. БЕСЕДА

Мы познакомимся с этими материалами очень подробно на следующем занятии. Кроме того, в музее собрана большая информация о жизни школы, ее учениках и учителей. Все это собрано в фотоальбомах на стеллажах. И здесь нам предстоит работа. Мы все должны красиво и правильно оформить, представить правильно и красиво, чтобы наши гости смогли получить представление о нашей школе, музее и нашей истории.

Творческая работа и исследовательская работа.

Учитель. Мы с вами переходим к следующему вопросу.

Итак, предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь и, в первую очередь, его изучение. Чтобы понять, как это делается, давайте выполним небольшую творческую работу.

В музее нужно не только знать историю предмета, но и уметь давать его описание. Описание или атрибуция проводится по плану.

(Называются пункты плана, ребята помогают давать ответы)

1.Описание предмета (записываем)

1.Название предмета – ПОРОХОВНИЦА

2.Назначение – Пороховни?ца — ёмкость различной формы для хранения и переноски небольшого количества пороха. В горловине обычно имелась мерка для дозирования пороха. Изготавливалась из рога, кожи, дерева, меди, серебра.

3.Время создания и место бытования, связь с краем Пороховницы часто украшали инкрустацией, резьбой и чеканкой. Существовала с конца XV века и до начала XX века.
Пороховница была необходимым атрибутом в снаряжении стрельцов, мушкетёров, казаков и охотников, использующих шомпольные ружья. С внедрением унитарных патронов в конце XIX века. необходимость в пороховницах отпала.

4. Материал – древесина

5. Техника изготовления – ручная работа

6. Легенда: кому принадлежала, каким образом попала в музей, подарена или на временное хранение –принадлежала охотнику. Подарена музею

7. Авторская принадлежность – неизвестный мастер

А теперь самостоятельно опишите ЛЮБОЙ ЭКСПОНАТ. На листочках вверху пишем название предмета (любой понравившийся), делаем рисунок предмета цветными карандашами и описание по схеме (Разбор описания).

Вы находитесь на самой первой ступени приобщения к научным исследованиям.

Что же нового и интересного вы сегодня узнали для себя?

Какой этап занятия был наиболее интересен?

Что мне дало это занятие?

Понравилась ли вам такая форма проведения занятия?

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого. Сохранением прошлого и занимаются музеи, в том числе и наш школьный

Подводя итог нашему заседанию, скажу…

Хорошо, что в школах есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Ты в музей пришел не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни.

Прикоснись к чужой судьбе и жизни,

Подвигам отцов ты поклонись.

Так же научись служить Отчизне,

Чтоб прожить достойно свою жизнь!

Пусть в музей тропа не зарастает,

Пусть мужает наша детвора,

Пусть быстрее каждый осознает:

Завтра вырастает из вчера.

Этими строками мы заканчиваем наше заседание. Спасибо всем за участие в работе.

Домашнее задание: К следующему занятию - подготовить историю любого, понравившегося вам экспоната (утюга, рушника, горшка, ухвата и т. д). Это необходимо для выполнения самостоятельного мини-исследования.

ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ЭКСПОНАТОВ В МУЗЕЕ

Верно ли, что каждому музейному предмету
присваивается шифр? Да

Верно ли, что все музейные предметы должны предохраняться от пыли и прямых солнечных лучей? Да

Верно ли, что изделия из ткани хранят в картонных коробках? Нет

Верно ли, что музейные предметы из стекла
нужно хранить на полках деревянных шкафов? Да

Верно ли, что документы при составлении экспозиции приклеиваются клеем? Нет

Верно ли, что температура воздуха в музее должна составлять +25° С? Нет

Верно ли, что книги, брошюры, грамоты можно помещать в застекленных витринах или шкафах? Да

Верно ли, что музейная комната должна располагаться на солнечной стороне здания? Нет

Верно ли, что рукописные документы при хранении нужно перекладывать листами чистой мягкой бумаги? Да

Вы проделали большую работу, и нашли новый интересный экспонат в ваш музей. Чтобы об этом событии узнали во всем городе необходимо дать информацию в местные газеты. И сейчас вам необходимо написать статью о вашей находке.

Казалось бы, правила поведения в музее простые - не шуметь, не бегать, громко топая ногами. Вот вроде бы и все? Нет! Это еще далеко не все.

Начнем с того, что сумки, куртки необходимо оставить в гардеробе. Во-первых, чтобы они вам самим не мешали, а во-вторых - чтобы служители музея не нервничали, что вы неудачно повернетесь и заденете тяжелым рюкзаком какую-нибудь статуэтку?

По залам музея или выставки следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга недопустимо. Признаком дурного тона также считается громкое обсуждение или критические замечания, высказанные в адрес произведений или их авторов. Посетители лишь могут обменяться друг с другом несколькими замечаниями. Но делать это нужно вполголоса, так, чтобы не беспокоить стоящих рядом людей.

Нельзя трогать экспонаты руками, как бы любопытно не было; не прикасайтесь и к стеклам витрин. Незачем успокаивать себя: "От одного раза с картиной ничего не случится!" Откуда вы знаете, сколько еще человек пришли к тому же "неоспоримому выводу"?

Хвататься за стеклянные витрины, оставляя на них отпечатки пальцев тоже совершенно ни к чему! Если хотите сфотографировать понравившееся произведение, сначала уточните, разрешено ли это. Во многих музеях фотографировать запрещено!

При передвижении по залу, старайтесь не мешать окружающим. Для этого не подходите слишком близко к другим посетителям, не загораживайте своей спиной картины, не разговаривайте громко. Чтобы не рассеивать впечатление полезно осматривать только те экспонаты, которые вам интересны.

Если у вас возникли вопросы, задавайте их после того, как рассказ окончен, или во время паузы. Неприлично во время экскурсии разговаривать с соседями.

Но вот вы устали от экскурсии и решили немножко передохнуть. Для посетителей обычно ставят диванчики в центре зала, а уж если их нет, то придется смириться с этим.

Главное, чтобы вы смогли от посещения получить настоящее эстетическое удовольствие, захотели бы дома найти дополнительную информацию по теме выставки музея, рассказать об увиденном, осмыслить с родными, друзьями.

Правила хорошего тона это поощряют.

Так что можно теперь идти в музей.

(Раздаем детям, читаем и разбираем вместе, вклеиваем в тетрадь)

ПАМЯТКА ПОВЕДЕНИЯ В МУЗЕЕ

Снять верхнюю одежду и оставить большую поклажу:

сумки, портфели, пакеты.

По залам музея передвигаться спокойно и бесшумно.

Не мешать окружающим, становясь перед ними или

громко высказывая свое мнение.

Не перебивать экскурсовода и внимательно слушать то,

о чем он будет рассказывать.

Не трогать экспонаты руками.

Отключить звук мобильного телефона.

- Почему в музее нужно соблюдать определённые правила?

- Почему нельзя трогать экспонаты?

- Почему нельзя громко разговаривать?

Виды прялок. История развития

Часть деревянной прялки и отпечатки тканей на керамике были обнаружены при раскопках неолитического Модлонского свайного поселения (Вологодская область) [1] .


Коллекция русских ручных прялок

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной — донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные(состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

Какова пряха, такова на ней и рубаха

Прялка не Бог, а рубаху даёт

Пряха не волк — в лес не убежит

Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

Не ленись прясть, хорошо оденешься

Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь

Обычаи с прялкой

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям болгар, прялка охраняет девушек и молодиц от любви змея и самовил, от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку и по пути, особенно когда встречала много людей, пряла. После свадьбы деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял её, дарил ей расписанную прялку в качестве оберега. У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с кудельюили веретеном. Чтобы ласка не вредила курам, у болгар бросали на курятник прялку с куделью.

Читайте также: