Эксайтер своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 29.08.2024

Эксайтер (англ. Exciter - возбудитель), (также называемый "гармоническим возбудителем" или "энхансером") - это устройство обработки, используемое для гармонического синтеза (как правило) высокочастотных сигналов, с помощью добавления тонких гармонических искажений.

Гармонический синтез включает в себя создание высших гармоник от основных (более низких) частот сигнала. Обычно шум присутствует в различных частотных полосах в различных количествах, и гармоники, полученные от чистой полосы частот, будут более чёткими. Эксайтеры также используются для синтеза низкочастотных гармоник, в целях имитации глубокого баса на динамиках, неспособных их производить. Изначально эксайтеры изготавливались на основе ламп, в настоящее же время они существуют в виде цифровых процессоров, часто пытающихся подражать аналоговым моделям.

Содержание

Звук, обработанный эксайтером, становится более прозрачным, чем оригинал, а также пространственно более локализованным. Субъективно это похоже на добавление высоких частот, хотя повышение уровня едва измеримо. Слишком сильная обработка эксайтером значительно ухудшает звучание, придавая неестественности, искажений и раздражает слух.

Эквалайзер не добавляет в звук никаких гармоник, он может усилить или ослабить существующие частоты. Если эквалайзер используется для подчеркивания характерных обертонов музыкального инструмента, то он усиливает определённую частотную область. Если же требуемых частот изначально мало, то эквализация не даст желаемого эффекта, либо вместе со слабым сигналом вытащит все нежелательные шумы.

В отличие от эквалайзера, эксайтер сам достраивает высшие гармоники, отталкиваясь от огибающих основных тонов. То есть происходит не усиление требуемых частот, а логичное добавление новых обертонов.

Тонкая обработка эксайтером, при его грамотном применении, даёт ощущение прозрачности и повышение разборчивости звучания. Хотя непонимание процесса эксайтирования может привести к довольно плачевным результатам. Например, эксайтером нет смысла обрабатывать орган или медные духовые инструменты, которые характеризуются очень узкими спектральными интервалами основных тонов. Эксайтирование инструмента, по своей природе не имеющего обертонов, может вызвать весьма неожиданный и чаще всего неприятный эффект.

  • В отличие от традиционных эквалайзеров, при использовании эксайтера меньше вероятность добавления шума и шипения, которые делают звук менее ясным, особенно это касается магнитофонных записей аналоговой ленты, которые потеряли свою "искристость" из-за частого наложения.
  • Эксайтеры также используются для восстановления старых записей, добавляя потерянный спектральный состав.
  • Эксайтеры продаются в виде педальных эффектов, специально предназначенных для электро-гитары, баса или электронных клавишных.
  • Эксайтеры очень часто применяется при мастеринге.

Энхансер это экспандер высокочастотной области сигнала. Прибор представляет из себя последовательно включенные в цепь фильтр высоких частот и экспандер. Громкие участки высокочастотной области сигнала усиливаются, а тихие наоборот ослабляются. На выходе полученный сигнал смешивается с исходным в некоторой пропорции.

Дебютный инструментальный альбом на моем Всем добрый вечер! С Новым годом,друзья!!Здоровья,счастья,неиссякаемого.

Bo_bjor ->Дебютный инструментальный альбом на моем Катерина, добрый вечер! Поздравляю с выходом.

Catherine_Flox ->Познакомимся? Вячеслав,спасибо Вам большое,что прочитали!Мне.

Serge_Studio ->Коллеги, есть вопросы , дайте ответ кто Тут несколько вариантов у Вас есть. 1). Вместе.

    ( Voltv Волик Виктор ) ( Артем_vokal c авт. песней) ( Альбертович c авт. песней) ( Alex Gold ) ( Марина_73 c авт. песней)
  • Шувалов Андрей - Фэнтези
  • Alexbander - Roll Off
  • yaros68 - Подорож
  • Vutex_93 - без названия
  • Alexei_ Helen - Нашей молодости танго

Фэнтези. Alexei_ Helen-> приветствуем андрей нам понравилась твоя инте

Нашей молодости танго. Alexei_ Helen-> доброго здоровьица саш большое спасибо особен

Honesty. Alexbander-> очень душевно а то кругом одни синтезаторы

Любимова Ната Юмор, музыка, клипы. Кошк. На родине Семенович решено установи

Михаил Молчанов Упал на Землю черный луч. Поделись чтобы люди знали Потому чт

Мастеринг (англ. master) — обработка музыкального трека после сведения на студии аудиозвукозаписи. Мастеринг представляет собой последовательное применение к аналоговой записи множества аналоговых аудиофильтров, компрессоров, конвертеров и эквалайзеров. Мастеринг применяют к аудиозаписям, для того чтобы создать уникальное, неповторимое звучание записи,которое присуще определённому исполнителю музыкальной группе. Мастеринг делается для создания мастер–диска, который будет тиражироваться.

Хотя с помощью грамотного мастеринга можно действительно улучшить звучание записи, из плохого сведения сделать шедевр не получится. Если присутствуют определённые ошибки (сильный дисбаланс инструментов и голоса, перегрузка цифрового тракта в отдельных треках, переизбыток реверберации, противофазные явления), то лучше пересвести фонограмму заново.

Можно ли делать мастеринг самому в домашних условиях и (поставим вопрос шире) можно ли делать мастеринг на компьютере без внешних приборов? Или для этого необходимо обращаться в специальную студию с определённым оборудованием? Давайте разберёмся в этом вопросе.

Прежде всего, нужно сказать, что качество, с которым будет проделана работа, целиком зависит от звукорежиссёра, её проводящего. Хороший специалист добьётся хорошего результата и на компьютере, благо современные программы позволяют это сделать. Плохой же и на самой навороченной студии сделает плохо. Так что для начала поинтересуйтесь, кто будет заниматься вашим материалом и послушайте его работы.

Если хороший мониторинг при наличии определённой суммы обеспечить не сложно (об этом мы тоже поговорим), то стать в одночасье хорошим специалистом невозможно. Но ведь не боги горшки обжигают. Для того чтобы стать подобным специалистом, нужно просто начать делать это и со временем ваша квалификация будет постепенно улучшаться. К тому же замечена такая тенденция: многие начинающие специалисты, провозившись долгое время с мастерингом, начинают по другому сводить, качественнее. То есть опыт в этом направлении – неотъемлемая часть современной звукорежиссуры. А вот о том, как это делать и какое для этого необходимо техническое обеспечение, и пойдёт речь в этой статье.
Мониторинг

В мастеринг-студиях применяются, как правило, акустические системы класса high-end типа B&W, Tannoy, Genesis, Dynaudio, PMC, Dunlavy с очень точной передачей низа или с дополнительным сабвуфером.
Реже используют студийные мониторы, например KRK 9000. Такие системы стоят по несколько тысяч долларов и большинству наших читателей, скорее всего, не по карману.
Начинающим я бы порекомендовал недорогие студийные мониторы в комплекте с сабвуфером, например М-Audio Studiophile LX 4 (335$).
Со временем можно перейти на акустику KRK (серия V).
Сабвуфер совершенно необходим, так как самое сложное – проконтролировать низкие частоты спектра. На подобных мониторах, как ни странно, вполне возможно добиться приличных результатов.
В дополнение к таким мониторам неплохо установить какой-либо музыкальный центр, звучание которого вам хорошо знакомо. Не помешает также иметь хорошие наушники (от 100$).

Не менее важным моментом для правильного контроля звука, чем подбор мониторов (а может быть и более важным), являются акустические свойства помещения. Комната, в которой происходит работа со звуком, должна быть заглушена и должна иметь правильную геометрию во избежание возникновения резонансов, стоячих волн, отражений и т.д.
Даже при наличии недорогих мониторов, правильно спроектированное помещение обеспечит лучшее звучание, чем самые лучшие high-end колонки в обычной комнате с бетонными стенами.
Основной принцип в построении таких помещений заключается в том, что не должно быть параллельных поверхностей, а также прямых и острых углов.
Поверхность стен отделывают звукопоглощающими материалами, пол покрывают паркетом или ворсистым антистатическим ковролином. Потолок тоже не должен быть параллелен полу.

В комнате, где происходит работа со звуком, должна стоять полная тишина. Всякие посторонние звуки (например шум системного блока компьютера) приведут к тому, что вы постоянно будете разгонять громкость и уши очень быстро потеряют способность что-либо воспринимать. Самым лучшим решением будет удаление системного блока в соседнее помещение.

Колонки (в случае мониторов ближнего поля) нужно выбирать экранированные, то есть защищённые от радиомагнитного излучения – они не будут ловить наводки от видеомонитора.

Аудиокарта предпочтительней внешняя, так как у внутренних аналого-цифровые преобразователи подвергаются различным наводкам внутри системного блока. Аудиовыходы должны быть симметричными (balanced). Из недорогих аудиокарт очень неплохое звучание обеспечивают устройства фирмы М-Audio. К тому же теперь они могут работать с программой Pro Tools. Разумеется, карта должна обеспечивать работу со звуком 24 bит/96 кГц. Лучшим же решением будет приобретение внешнего цифро-аналогового преобразователя, например Apogee miniDac – такой прибор действительно обеспечит вывод абсолютно чистого и честного звука по всему спектру частотного диапазона.

Особое внимание необходимо уделить коммутации. Кабели и разъёмы должны быть симметричными, производства известных фирм (Neutrik, Canare, Cordial) с качественной распайкой.

Одним словом, в вопросах мониторинга мелочей быть не должно.

Мастеринг Своими Руками
часть вторая

автор статьи Михаил Шевцов

Для визуальной оценки происходящих процессов нам понадобится определённый инструментарий – анализатор спектра (или, как его ещё называют, аналайзер) и прибор, способный отслеживать фазовые явления в стереообразе. Из всех выше перечисленных аудиоредакторов только Adobe Audition и Pyramix обладают неплохими аналайзерами. В остальных редакторах он либо отсутствует, либо представляет собой довольно бесполезное устройство. Существуют несколько VST анализаторов – VoxengoSPAN, Elemental Audio Inspector, Brainspawn Spect-R Pro, Waves PAZ frequency, а также ряд плагинов, совмещающих в себе аналайзер и графический эквалайзер – iZotope Ozone, Elemental Audio Firium, Electric-Q, но их тоже нельзя назвать профессиональными приборами. Наилучшим из них, на мой взгляд, является программа Brainspawn Spect-R Pro. Однако по-настоящему точными и информативными я могу назвать два анализатора спектра – PAS Spectrum Analyzer и Pinguin Audio Meter. Эти программы не являются VST плагинами, поэтому их не удастся использовать с некоторыми аудиоредакторами (например с Pro Tools) напрямую. Эту проблему можно решить, установив программу виртуальных портов Virtual Audio Cable или Wave Clone. Для контроля стереопанорамы вполне подойдёт PAZ Position от компании Waves. Пользователи же Pinguin Audio Meter будут вполне удовлетворены имеющимся там модулем Stereo Meter.

Вторым важным прибором, необходимым для коррекции звука, является эквалайзер. Именно с помощью эквалайзера в процессе мастеринга звукорежиссёр добивается необходимой в каждом конкретном случае окраски звучания. Поэтому в post production студиях используют дорогие приборы, стоимостью несколько тысяч долларов. До недавнего времени среди программных эквалайзеров не было ни одного, способного по звучанию хоть немного приблизиться к таким устройствам – они или совсем не меняли характер звука, или меняли его в худшую сторону. Первой ласточкой в эмуляции аналоговых эквалайзеров стала программа T-RackS компании IK Multimedia. T-RackS, особенно в последней 24-битной версии, действительно даёт неплохой звук и вполне оправдывает свою цену. К тому же это не просто эквалайзер, а целый комплекс приборов, включающий в себя также компрессор и лимитер. Неплохие эквалайзеры выпускает компания URS. Они эмулируют классические устройства Neve1073, Pultec EQP-1 и API550. На ещё более высоком уровне работает плагин McDSP FilterBank, правда он существует только в RTAS версии для Pro Tools. Не так давно фирмой Waves был выпущен очень хороший эквалайзер под названием Q-Clone, о котором следует рассказать особо. Это не совсем обычный прибор, где можно крутить ручки, меняя тембр. Он работает по принципу свёртки, то есть моделирования звучания реальных приборов на основе записанного отклика на импульсный сигнал. Подобным образом работают некоторые программные ревербераторы. В комплекте прилагается большой набор пресетов, снятых с эквалайзеров производства Neve, GML и Pultec. Звучание данного прибора можно назвать максимально приближенным к эмулироваемым образцам. К тому же вы легко можете создавать собственные пресеты, снимая звук с понравившихся устройств.

Из доступных в настоящее время ревербераторов для платформы Windows я бы выделил WizooVerb W2.

Мастеринг Своими Руками
часть третья

автор статьи Михаил Шевцов

Звуковой спектр делится на три части – низкие, средние и высокие частоты. Границы частот можно обозначить следующим образом: низкие – от 10 Гц до 200 Гц, средние – от 200 Гц до 5 кГц, а от 5 кГц – высокие.

1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) – это самые низкие ноты, от которых резонирует комната. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.

2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) – это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука.

3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) – здесь размещается почти весь ритм и аккомпанемент, это регистр гитары.

4) Средние средние (от 500 Гц до 2.500 Гц) – соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. В диапазоне частот от 200 Гц до 2.500 Гц самая информативная часть спектра.

5) Верхние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух.

6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это.

7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) – это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей.

Для звукорежиссёра будет полезна следующая таблица, приводимая Робертом Дэннисом (Robert Dennis) из института звукозаписи Детройта (Recording Institute Of Detroit):

1. Увеличить, чтобы добавить полноты инструментам, звучащим в низкочастотном участке спектра – большой барабан, томы и бас-гитара.

1. Увеличить, чтобы добавить жёсткости инструментам, звучащим в басовом регистре.

2. Увеличить, чтобы добавить наполненности звукам гитары, малого барабана.

3. Увеличить, чтобы добавить теплоты пиано и духовым инструментам.

4. Уменьшить, если надо убрать бубнение из звука гитары и увеличить его разборчивость.

1. Увеличить, чтобы добавить полноты партии вокала.

2. Увеличить, чтобы добавить полноты звуку малого барабана и гитары (используется в жёсткой музыке).

3. Уменьшить, чтобы избежать мутного саунда инструментов, звучащих в среднечастотном диапазоне.

4. Уменьшить, чтобы избежать гонгообразного звучания тарелок.

1. Увеличить, чтобы добавить ясности басовой партии, особенно при прослушивании на малой громкости.

Уменьшить, чтобы избежать картонного звука у низкозвучащих ударных (томы, большой барабан).

3. Уменьшить, чтобы подчеркнуть объёмность звучания тарелок.

1. Увеличить для чистого и мощного звучания бас-гитары.

1. Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары и её гармоник.

1. Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары.

2. Увеличить для подчёркивания атаки электро- и акустических гитар.

3. Увеличить для подчёркивания атаки партии пиано, исполненной в низком регистре.

4. Увеличить для подчёркивания чистоты и жёсткости вокальной партии.

5. Уменьшить для подчёркивания придыхания, мягкости бэк-вокальных партий.

6. Уменьшить, если необходимо замаскировать гармоническую нестройность вокала или гитар.

1. Увеличить для разборчивости вокала.

2. Увеличить, чтобы подчеркнуть атаку низкозвучащих барабанов (большой барабан, томы).

4. Увеличить, чтобы подчеркнуть атаку пиано, акустических гитар и яркость партии гитар (особенно рок-гитар).

5. Уменьшить, чтобы сделать звук партий, звучащих на заднем плане, более отдалённым.

6. Уменьшить, чтобы смягчить звук гитар.

1. Увеличить для получения атаки у низкозвучащих барабанов (более металический звук).

2. Увеличить для получения атаки перкуссионных инструментов.

5. Уменьшить, чтобы притушить энергию свистящих согласных.

6. Увеличить, чтобы добавить резкости звукам рок-гитар, синтезатора, акустических гитар и пиано.

1. Увеличить для осветления вокала.

2. Увеличить для получения лёгкого прозрачного звука акустической гитары или пиано.

3. Увеличить, чтобы подчеркнуть жёсткость в звучании тарелок.

4. Уменьшить, чтобы притушить энергию свистящих согласных.

1. Увеличить для осветления вокала (звук с придыханием).

2. Увеличить для осветления тарелок, струнных, флейты.

3. Увеличить, чтобы сделать звук сэмплерного синтезатора более естественным.

При мастеринге данную информацию нужно не воспринимать буквально, а использовать для ориентира, чтобы понимать, что происходит, когда мы воздействуем на определённую область частототного спектра.

Мастеринг Своими Руками
часть четвертая

автор статьи Михаил Шевцов

Как уже говорилось выше, если звучание кажется слишком сухим, можно попробовать применить реверберацию.
Не забывайте, что при мастеринге ревербератор нужно ставить обязательно в разрыв (insert), чтобы избежать задержки сигнала и гарантировать более чистый, незамыленный звук.

Полезно также периодически менять громкость воспроизведения, слушать в наушниках, а также давать ушам отдохнуть.
По возможности, делайте промежуточный миксдаун (bounce), чтобы прослушать его на различной бытовой аппаратуре. Ориентируйтесь на качественные, стилистически близкие записи известных исполнителей.
Когда у вас начнут получаться похожие результаты, вы накопите определённый опыт и подметите много закономерностей в своей работе.

После того как желаемое звучание достигнуто, необходимо привести параметры файла к стандарту CD – 16 бит / 44100 Гц. Самый простой способ – поставить в конце цепочки обработки модуль дизеринга и пересчитать файл с нужными параметрами.
Однако, лучших результатов можно добиться отдельными утилитами – например, Voxengo r8brain PRO.
Для этого из программы-аудиоредактора нужно сделать боунс файла без изменения разрядности и частоты сэмплирования. Затем пересчитать его в программе r8brain в 16 бит / 44100 Гц, установив наивысшее качество. Затем открыть файл в звуковом редакторе и применить к нему дизеринг.
Единственное, на что нужно обратить внимание, при этом иногда поднимается уровень пиков в файле. Если подобное произошло, необходимо вернуться в проект и чуть понизить выходной сигнал в максимайзере, добиваясь, чтобы окончательный уровень в файле не превышал –0,2 Дб.

Решил рассказать, как мы делаем звук на концертах. Может быть, кому-то будет интересно =) Мне это в любом случае полезно, так как когда что-то кому-то рассказываешь, оно у самого в голове неплохо укладывается и систематизируется.

Ниже изложен, понятно, идеальный вариант aka концепт, к которому мы стремимся, но который в реальности ограничивается довольно большим количеством факторов. Финансовых и транспортных в том числе :) И который я целиком так ни разу на концерте ещё не собрал, всё больше по частям. Хотя, на MyGrain в Москве я его почти собрал и остался доволен =) Так что дело за малым.

Дано:
Типовая группа из 6 человек (ударник, басист, 2 гитариста, клавиши, вокалист; 2 бэк-вокала)

В общем-то, сначала звук надо снять. Снять его надо хорошо, то есть правильно поставленными и качественными микрофонами, и для этого нужно много каналов. Каналов всегда не хватает, то в мультикоре, то в пульте, поэтому периодически снимается существенно меньше того, что хочется. Не говоря уже о том, что в некоторых клубах часть просто не нужна, ибо и без них исходная громкость некоторых инструментов (чаще всего перкуссии) такова, что приходится под неё подгонять весь микс. Микрофоны мы ставим примерно так:

Бочка - Sennheiser e902
Рабочий - Beyerdynamic M201 TG или Sennheiser MD441 U сверху, AKG C451B снизу
Хэт, райд, крэш - AKG C451B или AKG C480B (CK61)
Альты - Sennheiser e904 на малые-средние, Sennheiser MD421 II на напольные
Оверхеды - AKG C414 XLS
Бас - Sennheiser MD421 II или Shure KSM44 + в линию (2 канала)
Гитары - Sennheiser e906 + Sennheiser e914 на каждую (2 канала), в идеале вместо e906 ставится ленточник Royer R121
Клавиши - в линию (стерео-канал)
Вокалы - Sennheiser e965 (лидер), Sennheiser e935 (бэки)

Тут довольно много Sennheiser и AKG, но к эндорсменту это отношения не имеет. Просто на мой вкус конкретно эти микрофоны звучат наилучшим образом. К Audix я как-то не проникся, sE прошли мимо меня, а популярные Shure в основном делает лютое говно, хотя у них и есть несколько очень крутых микрофонов. Младшие AKG, впрочем, тоже являют собой лютое говно. Отличные микрофоны делает R?de, но они менее универсальны и пока не до них. На вокалах все микрофоны кардиоидные, потому что по моему личному опыту суперкардиоидные больше заводятся, особенно в контексте плясок вокалистов над монитором - хвост суперкардиоиды сзади ловит заводки только в путь и переворот фазы на мониторах от этого не слишком спасает, увы. Ну либо я не умею их готовить =)

Так как от сцены до пульта идёт довольно длинный мультикор, а с микрофонов в общем случае идёт низкоуровневый сигнал, подверженный шумам и наводкам больше, чем того хотелось бы, всё это хозяйство было бы неплохо прямо на сцене усилить до линейного уровня, а заодно сразу отрезать от него лишнее. Поэтому на сцене ставится stage box, в котором напихано 6 штук Long Quad DisAmp, играющих роль микрофонных предусилителей, DI-box'ов и обрезных фильтров. Соответственно, гейны, фаза, фантомное питание и срез по низу поканально отстраивается прямо на сцене.

Это не слишком удобно, зато на выходе мы имеем высокоуровневый сигнал, усиленный качественным усилителем. Дело в том, что в пультах зачастую стоят крайне говённые преампы и, что характерно, чем больше на них выставляешь гейн - тем более говёнными они становятся. А так на них даже усиления никакого не надо и картинка в целом получается сильно чище. Это же касается и встроенных lo-cut фильтров, а также фантомки, которая нередко бывает просто дохлой в пульте =)

С преампов сигнал снимается в два конца - через мультикор в пульт, и (с aux-выходов каналов преампа) в стоящие в том же рэке две звуковухи, с которых всё это благолепие при желании можно записать. Качественно, 24bit/192khz через адекватные конвертеры. Echo AudioFire 12 - охренительная железка =) Под запись на рэк сверху просто ставится ноут с Logic'ом и всё. В этом же рэке торчит и усилитель для наушников, который позволяет адекватно работать с ним не только на концертах, но и в роли мобильной студии.

Дальше у нас стоит пульт, на который навешена разного рода обработка. Поканальная, на группах и на мастере. Группировка осуществляется примерно таким образом:

1-2: Ударные и бас
3-4: Гитары
5-6: Клавиши и PC, с которого идёт intro/outro
7-8: Вокалы

Поканальной обработки довольно много. На бочке, рабочем, альтах и обоих каналах баса - гейты, компрессоры и параметрическая эквализация (Long ParaEQ, так как пультовые эквики зачастую представляют из себя полную тоску). При этом бочка и бас жмутся в параллель, через выделенный линейный микшер (ARX MaxiMIX), а бочка на финале загоняется ещё и в лимитер. На вокалах только внешняя эквализация и диэссер, ибо я терминально не люблю жать вокал. А вот на клавишах компрессор жизненно необходим, потому что я не видел ещё ни одного клавишника, у которого в разных пресетах была бы одинаковая громкость, а работать полотёром как-то очень грустно (в тех масштабах, в которых это обычно требуется на клавишах).

То есть всё выглядит примерно так:

Kick: Gate -> Splitter -> No device, Compressor -> Mixer -> Equalizer -> Limiter (peak, hard-knee)
Snare Top: Gate -> Compressor (peak, hard-knee) -> Equalizer
Snare Bottom: Gate -> Compressor (peak, hard-knee) -> Equalizer
Hi-Hat, Ride, Crash: Equalizer
Toms: Gate -> Compressor
Bass DI: Splitter -> No device, Compressor -> Mixer -> Equalizer
Bass Mic: Compressor -> Equalizer
Guitars: Equalizer
Keys: Compressor (rms, soft-knee)
Vocals: Compressor (de-esser mode) -> Equalizer

Дальше всё это распихивается по группам. На группы гитар и вокалов вешаются ревербераторы, прям на выходы групп и заводятся в отдельные каналы пульта (spring и hall соответственно). Отдельный ревер (gated), но с AUX'а, вешается на бочку, рабочий и альты. Итого 3 ревербератора с разными настройками. На группу гитар также вешается ещё и короткий дилей, который накрест заводится в пульт отдельными каналами (левый в правый, правый в левый), чтобы можно было развести гитары по панораме, добавить мяса и слышимости обеих гитар в обоих концах зала. И второй дилей (tap) вешается на лидер-вокал.

Дополнительно в инсерты всех групп втыкаются обрезные фильтры (Long Quad Filter), которые срезают всё лишнее сверху и снизу, убирая и противное "шшшшш", которое вроде и не слышно, но микс оно засирает очень душевно, и всякую низкочастотную муть. А на вокальную и гитарную группы в инсерт кроме обрезных фильтров пихаются ещё и компрессоры, но не давить динамику, а резать резкие выбросы, то есть где-то 4:1 @ +3dB. После компрессора на вокальную группу вешается ещё и эксайтер, добавлять воздуха (Long Exciter II), тоже в инсерт. Итого инсерты выглядят так:

Drums: Filters
Guitars: Compressor -> Filters
Keys: Filters
Vocals: Compressor -> Filters -> Exciter

Дальше идёт мастер. С мастером всё просто - сначала компрессор, причём в идеале API 2500, который формально грязный, но очень круто "клеит" тяжёлый микс, потом сатуратор (Empirical Labs FatSo). Но с мастером есть один прикол. Если на пульте есть VCA-группы, то кроме очевидного раскидывания по ним инструментов, берутся две VCA и на одну из них вешаются _все_ вообще каналы, а на вторую _все_ вообще группы. Таким образом, лёгким движением двух фейдеров в противоположных направлениях мы получаем либо более "открытый" микс на медляках, либо более "плотный" на рубилове =) Честно подсмотрел эту фишку у Dave Rat (RHCP) и мне безумно понравилось.

На этом, собственно, всё. Описывать настройки компрессии и эквалайзеров уже ересь, потому что они очень сильно отличаются в зависимости от конкретной ситуации =)

Читайте также: