Экологический театр своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 09.09.2024

Анонс: статья адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, активно внедряющим в практическую деятельность современные педагогические технологии, нацеленные на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста. Статья иллюстрируется слайдовой презентацией.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ:

Экологические сказки и экологический театр

«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный,

потому, что в мире много существ меньше и слабее меня,

и можно сделать им добро, хотя бы тем,

В данном контексте наиболее действенными и эффективными средствами можно назвать экологические сказки и экологический театр (слайд 1) . Отметим, данное направление нельзя в полной мере отнести к разряду инновационных (например, педагогам-практикам широко известны методики Николаевой Светланы Николаевны, Рыжовой Ольги Алексеевны, популярные ещё в 80-90-е годы). Следовательно, инновационным данный подход не является, вместе с тем его можно отнести к разряду реновационных, т. е. обновлённых.

Итак, какие же особенности отличают экологические сказки и экологический театр в современных условиях? Во-первых, меняется содержание (приоритетным является отражение проблем экологии), во-вторых, меняется подход к организации (приоритетным является деятельностный, например, постановка экологической сказки по сценарию, созданному совместно с детьми, в основу которого положена экологическая проблема).

Уникальная ценность экологических сказок и постановок состоит в том, что эмоционально окрашенные образы и события, описанные и воспроизведённые в них, сначала способствуют формированию и накоплению у детей эмоционального опыта и отношения к персонажам и явлениям, затем – развитию стойкого позитивного отношения к природе и воспитанию основ экологически рационального поведения.

Среди прочих, экологические сказки отличают некоторые особенности, а именно (слайд 3) :

сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления;

сказки помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания;

сказки помогают открыть способность души человека, тонко чувствовать окружающий мир;

сказки нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе;

главная особенность экологических сказок – содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.

Экологические сказки условно можно разделить на несколько групп (слайд 4) . Данное деление целесообразно рассматривать не как классификацию по какому-либо признаку, а как логическую последовательность познавательного материала по типу усложнения смысловой нагрузки:

Экологический театр – это новое направление, нетрадиционная форма экологического образования и воспитания детей, открывающая возможности творческого поиска в процессе познавательных костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, результатом которого являются формирование дополнительных (сверх традиционной общеобразовательной программы) знаний и практических навыков в области экологии, а именно: охрана и бережное отношение к природе.

Экологический театр – это соединение двух разных направлений: экологических проблем и театрализованного действия , имеющее своей целью формирование творческой экологически грамотной личности средствами театральной деятельности.

Косвенное отношение к экологическому театру имеет такая форма работы как Экологическая агитбригада – это нетрадиционная форма экологического образования и воспитания детей, целью которой является активизация экологического движения на определённой территории, привлечение внимания социума к проблемам окружающей среды и пропаганда природоохранной деятельности окрестностей (отличительные особенности: мобильность, актуальность, оперативность ; возрастная категория – старший дошкольный возраст; содержание деятельности: массовые публичные выступления (постановки, концерты), акции, трудовой десант, зелёный патруль и т. д.).

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии: через образы, краски, звуки, музыку; умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы. Театрализованные постановки можно рассматривать как моделирование разностороннего жизненного опыта детей – эмоционального, интеллектуального, духовного и физического; как неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий; как способ приобщения к духовному богатству.

Задача экологического театра – объяснить детям необходимость бережного отношения к природе, показывать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющего всё вокруг; основные правила поведения в природе. Инсценирование экологической информации помогает детям глубже понять и запомнить её суть, пробуждает простые человеческие чувства сострадания, желание помочь, необходимость действовать; воспитывает гражданскую позицию, как у актёров, так и у зрителей.

Театрализованные постановки легко воспринимаются и запоминаются, они способны привлечь любую зрительскую аудиторию, пропагандируют экологические знания. В инсценировке могут принимать участие дети всей группы. К выбору темы следует подходить очень ответственно, содержание должно соответствовать возрасту детей. Особенно важно для экологических постановок придумать оригинальное начало (завязка сказочного сюжета), способное сразу привлечь внимание публики. Заканчивать действо желательно на оптимистической ноте, оставлять зрителю надежду на лучшее (счастливый конец); обязательно должна присутствовать мораль (вывод о том, чему учит сказка).

Создание театрализованной экологической постановки предусматривает поэтапный характер и может быть организовано по типу реализации проекта (слайд 6) . На первом этапе традиционно определяется проблемная ситуация, суть которой (не зависимо от содержания) заключается в том, что дети не обладают достаточным количеством информации. Как правило, следом за проблемой возникает противоречие, обусловленное тем, что дети, ввиду малого социального опыта и отсутствия возможности воспользоваться широким спектром информационных источников, не могут самостоятельно решить данную проблему и, следовательно, обращаются за помощью ко взрослым (педагоги, семья).

Далее следует этап сочинительства, создания авторского сценария в соответствии с выстроенным алгоритмом: завязка сказочного сюжета, запрет, нарушение запрета, последствия нарушения, появление помощников (персонажи на основе природных объектов и явлений), подсказка к способу достижения цели, преодоление трудностей героем, одержание победы героем (с помощью друзей, смекалки, волшебных предметов), счастливый конец (присказка), мораль (чему учит сказка). Достижением общего дела на данном этапе является сценарий будущей постановки (возможно с иллюстрациями и эскизами костюмов, декораций и т. д., созданными детьми и взрослыми).

В ходе следующего этапа осуществляется распределение ролей, работа над образом, ролевыми диалогами, сценическим костюмом, оформлением сцены и др. Завершающим мероприятием является представление результатов коллективной деятельности – театрализованная постановка на экологическую тему (с приглашением родителей, детей других групп).

Деятельность в рамках экологической сказки или экологического театра существует не обособленно, поскольку предполагает систему в проведении мероприятий, а также сочетание (интеграцию) с другими видами детской деятельности (слайд 7) :

С семьями воспитанников: тематические беседы, индивидуальные и ситуативные беседы; анкетирование по вопросам экологического воспитания; экологическая пропаганда и просвещение; информационные стенды; фото-, видеорепортажи (о проблемах экологического характера, о домашних питомцах и т. д.); организация экскурсий, тематических прогулок, туристических походов; совместная реализация экологических проектов; совместное изготовление костюмов, атрибутов, декораций для выступлений детей (концерты, постановки и т. д.); изготовление поделок из бросового и природного материала; участие в выставках и конкурсах; совместная продуктивная деятельность в организации досугов и праздников; участие в трудовой и социально значимой общественной деятельности (субботники, акции и т. д.); взаимодействие с общественными организациями по вопросам экологии, охраны природы и природных объектов и др.

Рекомендуемая литература и методические пособия (слайд 8) :

Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М., 2002.

Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. стр. 36-42.

Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новосёловой, М.: Просвещение, 1989. – 188 С.

Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург. 2005. – 116 С.

Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования

в детском саду. Цветной мир 2012г.

Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. Учитель 2015г.

Миронов А.В. Экологическое воспитание в контексте с ФГОС ДО. Учитель 2016г.

Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 С.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников

Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 10. стр. 40-49.

Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий / авт.-сост. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград, 2008.

Основная цель данного проекта направлена на формирование основ экологической культуры дошкольников, через театрализованную деятельность.

Решение задач поставленных в проекте, поможет нам в создании максимально благоприятных условий для развития творческих способностей каждого ребёнка.

В результате реализации проекта, дети могут найти и почерпнуть практический материал для развития навыков грамотного поведения в природе.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Работая в детском саду, я обратила внимание на то, что небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием необходимых знаний.

Например: пятилетний малыш безжалостно топчет муравья, отрывает насекомым крылья, обрывает и бросает листья. Делает он это не потому, что он жестокий, а потому, что не знает, какую пользу приносят растения, насекомые, птицы и дт.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Именно поэтому работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности.

Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

· Создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.

· Формирование у детей основ экологической культуры через театрализованную деятельность.

· научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы,

· учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экологическую культуру.

· Формировать у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.

· Пробудить у детей интерес к театральному искусству, его истории и развитию. Знакомить с различными видами театров; воспитывать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности; развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.

· Развивать у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительном отношении к сверстникам, воспитании воли в себе, формировать гуманное отношение к природе.

· Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.

· Формировать у детей первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль, быть актером и зрителем. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, этюдов.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

· Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

· Определение цели и задач проекта;

· Подбор литературы, пособий, атрибутов;

· Составление тематического планирования мероприятий;

· Деятельность с детьми в соответствии с тематическим планированием.

· Работа в режиме инновационной деятельности.

· Обобщение результатов работы;

· Презентация итогов работы через театрализацию.

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, в своей работе я использую театрализованные игры и постановки.

Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющих все вокруг.

Для овладения навыками актерского мастерства много внимания уделяется этюдной работе. Она раскрывает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слух и вкусу. Знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданность. В процессе работы над экологическим спектаклем учитывается возраст зрителей, продолжительность спектакля, стараемся сделать его легким для восприятия.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Моя задача как педагога – помочь ребенку научиться свободно, ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности. Именно это открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать, осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.

Проигрывая определенный сценарий (стихотворение, короткую сказку), дети по нескольку раз меняются ролями. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию.

В ходе игр-драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Огромное влияние на формирование у детей основ экологического мировоззрения оказывает семья, поэтому на протяжении всего времени проводится непрерывная целенаправленная работа по привлечению родителей к созданию условий по данной теме. В итоге родители воспитанников с удовольствием помогают нам в организации экскурсий, сами отправляются на экскурсии вместе с детьми на природу, в зоопарк, в лес, оказывают помощь в изготовлении костюмов, поделок из бросового и природного материалов.

Перед каждым спектаклем вместе с детьми устраиваем ''Вернисаж'' для детей и родителей. Для детских рисунков у нас изготовлены рамочки, которые помогли нам сделать родители, а для поделок из глины и природного материала сделана специальная ''живая полочка''. Все это помогает сплочению коллектива: дети - родители - воспитатели.

Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания, помогают в выборе правильных форм и методов работы с детьми. Даю советы родителям по вопросам бережного, заботливого отношения к природе, о том, как развивать осознанное отношение к объектам природы, например: "Как читать с детьми книги о природе?".

КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ.

1. Обладают особенностями свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.

2. Дети импровизируют произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.)

3. Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.

4. Быстрое запоминание текста.

5. Обширный словарный запас.

6. Большая сосредоточенность внимания.

КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

· Сформированные представления у детей о растениях, их значимости в жизни человека.

· Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.

· Бережное отношение детей к природе.

· Раскрытие творческого потенциала детей.

· Обогащение и уточнение знаний ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формирование этических норм и правил поведения в обществе.

В ходе работы по формированию у детей экологической культуры через театрализованную деятельность, в делах, поступках стало проявляться осознанно-правильное отношение к природе. Дети стали проявлять активный интерес к ней, их вопросы '' Почему?'' и '' Зачем?'' выражают стремление проникнуть в суть познаваемого объекта, развился эмоционально - практический отклик на окружающую природу. А самое главное в конце лексических тем стали проводить вместо обобщающих бесед театрализованные представления, которые интересны педагогам, детям, родителям.

По результатам диагностики и анализа уровней экологической воспитанности детей видно, что работа по реализации проекта приносит свои плоды. Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к окружающему. Мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что экологический театр - новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы. Чтобы сыграть на сцене экологический спектакль, сказку, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других.

Театрализованная деятельность, игра помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников.

В своей работе по формированию основ экологической культуры хочу добиться от детей понимания того, что всё взаимосвязано - природа и человек. Ребёнок познаёт мир на эмоционально-чувственной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его и ориентируется в нём.

Главная цель- это помочь ребёнку обрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова:

Рассказчик 2: Вот и пришли мы, ребята, в гости к нашему зеленому другу. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с жизнью дерева, птицы, зверя. Без дерева жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!

Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!

4 ученик:
Смотри, как роща зеленее
Палящим солнцем облита,
А в ней такою негой веет
От каждой ветки и листа!

Вот и сядем под корнями
Дерев, поимых родником,-
Там, где обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом…

Дети присаживаются на “лесной полянке”, к ним выходит Хозяйка леса.

Хозяйка леса: Здравствуйте, ребята! Я Хозяйка этого леса. Очень рада видеть вас у себя в гостях. Я думаю, что вы знаете, как нужно вести себя в лесу: зверушек не обижать, деревьев не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник.

Дети называют правила поведения в лесу.

1.Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.
2.Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
3.Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
4.Не рвать большие букеты цветов.
5.Не оставлять мусор в лесу, а закопать его в яму.

На полянку выходит Девочка-Ромашка.

Девочка-Ромашка (садится на полянку, в руках у нее букет лекарственных трав):

Травяная ведьма(появляется перед Девочкой-Ромашкой и протягивает ей пучок травы):

Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок. (Протягивает пучок дурмана.)

Девочка-Ромашка:

Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман-
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего.
Забирай назад его. (Ведьма убегает.)

Девочка-Ромашка:

Ох, уж эта травяная ведьма!
Так и норовит сделать гадость.
То корешок ядовитый подсунет,
То травку несъедобную.

( Крадучись, возвращается травяная ведьма.)

Травяная ведьма:

Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдем,
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем,
Дома их поставим в воду.

Девочка-Ромашка:

Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел ее.

(Загораживает детей от ведьмы. Ведьма грозит ей кулаком и убегает.)

Девочка-Ромашка:

Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху
Отнесем мы их в аптеку,
Из даров лесного царства
Люди сделают лекарства.

Хозяйка леса: Ребята, а вы знаете, что такое Красная книга природы? (Дети отвечают)

Ученица 1: Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных.

Ученица 2: Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять нужно особенно бережно.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!

Рассказчик 1: Давайте поиграем в игру “Мы плетем, плетем венок”.

На полянку выбегают дети в костюмах цветов, встают в круг и двигаются под музыку. Дети ,которые были на поляне, тоже играют с ними.

Рассказчик 1: Белая рубашка, желтенький платок. Как зовут?

Девочка-Ромашка: Ромашка, полевой цветок.

Рассказчик 1: Вам нужна ромашка?

Все: Пусть бежит сюда скорей. Мы плетем, плетем венок,становись-ка в хоровод.

Рассказчик1: Цветик-невеличка, яркий огонек. Кто же ты?

Девочка-Гвоздичка: Гвоздичка, полевой цветок.

Рассказчик 1: Вам нужна гвоздичка?

Все: Пусть бежит сюда скорей. Мы плетем, плетем венок, становись-ка в хоровод.

Рассказчик 1: Вот еще малютка голубее дня. Кто ты?

Девочка-Незабудка: Незабудка. С поля я пришла.

Рассказчик1: Незабудку примем?

Все: Пусть бежит сюда скорей. Мы плетем, плетем венок, становись-ка в хоровод.

Рассказчик 1: Из глуши еловой, прибежал сюда… Кто же ты?

Мальчик-Колокольчик: Лиловый колокольчик я.

Рассказчик 1: Вот какие маки, вот какие маки.

Мальчики-Маки: Красивые, большие, в поле расцвели.

Рассказчик 1: Колокольчики и маки вам нужны?

Все: Пусть бегут сюда скорей. Мы плетем, плетем венок, становитесь в хоровод.

(Ребята исполняют под музыку танец “Полечка”.)

К ребятам на полянку выбегает Баба Яга.

Баба Яга: Здравствуйте, ребята! (Обращается к Хозяйке леса.) Я слышала о чем вы тут говорили, а что еще интересного ты расскажешь? Я тоже хочу послушать.

Хозяйка леса: А еще я хочу рассказать о листьях.

Баба Яга (разочаровано): Ну вот, придумали о чем говорить! Что в листьях может быть интересного? Зачем они вообще нужны?

Хозяйка леса: Прежде, чем ответить на этот вопрос, отгадайте загадку.

Хозяйка леса: Без чего человек не может жить?

Раздается шум, свист, гром. Влетает Кощей.

Кощей: Без меня! Я точно знаю, что человек не может жить без меня!

Баба Яга: Здравствуй, братец родимый, Кощей любимый!

Кощей: Здорово, сестрица Яга - Костяная нога.

Хозяйка леса: А с ребятами почему не поздоровался, Кощей?

Кощей: Здравствуйте, ребята! (Здоровается с некоторыми детьми за руку.)

Хозяйка леса: Так ты, Кощей, считаешь, что без тебя мы не можем жить? Так?

Кощей: Конечно! Если вы не согласны, то я живо могу вас всех погубить!

Хозяйка леса: Что это ты говоришь? Сколько в тебе еще злой силы! Без тебя мы всегда проживем. Правда, ребята?

Баба Яга: Но без чего тогда мы не можем жить? Очень даже интересно. Я думаю, что без хлеба.

Хозяйка леса: Нет, Баба Яга! Мы не можем жить без листьев.

Баба Яга (сердито): Вот еще что придумали! Без листьев! Так я и поверила! Без каких- то там листьев мы не можем жить.

Кощей: Бред, бред какой-то вы несете!

Хозяйка леса: Ну, хорошо. Тогда скажите, можете ли вы не дышать? Ну-ка, попробуйте жить, чтобы не дышать. Ребята тоже могут попробовать не дышать.

(Баба Яга, Кощей и ребята затаивают дыхание и стараются не дышать).

Баба Яга и Кощей (выпустив воздух): Ой, больше не можем. Дышать хочется.

Хозяйка леса: А знаете, чем вы дышите?

Баба Яга: Никогда об этом не думала. Дышится да дышится, ну и ладно.

Кощей: Да и я никогда не думал об этом. А чем мы дышим?

Хозяйка леса: Так вот знайте. Все мы дышим кислородом, а если сказать точнее - то воздухом, в котором находится кислород.

Кощей: Но я все-таки не понимаю, при чем же тут листья?

Хозяйка леса: А при том, дорогие мои, что листья не просто листья, а самые настоящие фабрики кислорода.

Баба Яга (смеется): Ой, не могу. Ой, уморили. Листья – фабрики… Вот это да! Никогда бы не подумала, что листья, которые я вижу в лесу каждый день – это не проcто листья, а фабрики!

Кощей: У всех фабрик бывает дым над трубой. А где над листьями труба и дым?

(Внимательно рассматривает листья.)

Хозяйка леса: Листья – фабрики необычные, без труб и без дыма.

Баба Яга: Выходит, если бы листочков не было, мы бы израсходовали бы весь кислород?

Кощей: Выходит, чем больше листьев, тем больше кислорода?

Хозяйка леса: Да, правильно, Кощей. Все это знают. Особенно хорошо дышится там, где много зелени, растений.

Баба Яга: Вот почему, ребятки, я живу в лесу, в избушке на куриных ножках. А если бы я жила в городе, где автомобили загрязняют воздух, то давно бы меня на белом свете не было.

Кощей: Да и я постоянно на природе живу, потому меня и Бессмертным кличут.

Хозяйка леса: Вот почему так важно беречь природу, ведь без листьев жить нельзя.

Баба Яга и Кощей (вместе): Да, убедили. Без листьев нам не обойтись!

Хозяйка леса: Хочу я вас, ребята, познакомить с одним моим помощником –лесовичком. Он помогает мне следить за порядком в моем лесу.

Появляется лесовик со зверями.

Добрый день! Мое почтенье! Я хочу напомнить Вам,
Что сегодня в этом зале начинаем карнавал!
Друзья! Желаю веселиться! Куда пойти? С чего начать?
Об этом, как хозяин леса, я Вам могу вот что сказать:
“Звери, птицы, стар и мал, начинаем карнавал!”

(Исполняется танец зверей под музыку “Краковяк”.)

Лесовик: Кто скажет, друзья, кто мне помогает в лесу?

Лесовик: Правильно, белочка, лесник.

ДЕЙСТВИЕ 2.

Лесная опушка. Между елями стоит избушка лесника .Слышно пение птиц.

Появляются девочки в пестрых сарафанах с лукошками в руках.

Лапы елок прикрыли избушку,
Где живет дядя Вася-лесник.
Приходите к нему на опушку-
Всех приветливо встретит старик.

Дядя Вася про птиц нам расскажет,
Вспомнит, как подстрелил он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.

Дядя Вася (выходит и садится на пенек. Дети подходят к нему и присев на “поляне” слушают его):

Лес не только для нашей забавы,
Он богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, друзья!
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Хорошо здесь в избушке просторной,
Дядя Вася гостям своим рад. (Загадывает детям загадки о лесе).

1. Кто, как только жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой-
Скинет с плеч ее долой? (ЛЕС)

2.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее… (ЛИСА)

3. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето,
Коровам без нее – беда:
Она их главная еда. (ТРАВА).

4. Горбатый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это… (ЛОСЬ).

5. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (МЕДВЕДЬ).

6. В сосне дупло,
В дупле – тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле? (БЕЛКА).

Дядя Вася: Молодцы, ребята! Хорошо знаете лес и его жителей.

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

4 девочка: Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустах густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану-
Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною
И сердце не болит,
Когда над головою
Как вечность, лес шумит.

К ним на полянку выходят Хозяйка леса со всеми своими гостями.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Читайте также: