Эффективная библиотека как обустроить библиотеку и сделать ее нужной людям

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 28.08.2024

Эффективная библиотека. Как обустроить библиотеку и сделать ее нужной людям

Практическое руководство по библиотечному маркетингу.Книга адресована сотрудникам библиотек вех типов,расположенных как в городах,так и в районных и сельских населённых пунктах; теоретикам библиотечного дела; преподавателям,студентам и аспирантам учебных заведений,готовящих библиотечные кадры; руководителям отрасли культуры;библиотечной общественности; специалистам организаций,работающих с библиотеками на условиях социального партнёрстваю В конце издания приведён предметно-тематический и именной указатель

Главная Действующие лица

Д ля библиотеки быть социально активной — это не просто проводить много мероприятий и привлекать новых читателей, хотя и эти задачи сами по себе весьма достойны. Российская государственная библиотека для молодёжи (РГБМ) — настоящий центр общественной жизни. В числе её инициатив конкурсы для пользователей и авторов, специализированные электронные ресурсы и образовательные проекты, выпуск собственного СМИ и организация профессиональных дискуссий по актуальным проблемам современности. Библиотека не остаётся в стороне от вопросов молодёжной политики и проблем развития профессионального сообщества, а в процесс обслуживания внедряются новейшие технологии.

mihnova

К разговору о достижениях и перспективах мы пригласили директора РГБМ Ирину МИХНОВУ.

— Ирина Борисовна, в этом году РГБМ, созданная в 1966 г., отмечает 55 лет. Поздравляем Вас и коллектив с очередным юбилеем! В прошлый раз мы подробно обсуждали проекты библиотеки в год 50-летия. Какие значимые события произошли за пять лет?

— Должна сказать, что эти пять лет оказались выше всякой меры насыщены знаковыми событиями как для страны, так и для наших библиотек. Для РГБМ это был период старта ряда интересных продолжающихся проектов, новых направлений работы.

Однако самым важным, определяющим наше движение на несколько лет вперёд, стало создание Библиотечной школы цифровой грамотности и проведение целого ряда предшествовавших ему и последовавших за ним мероприятий, связанных с идеями цифровой трансформации библиотек и роли библиотек в развитии цифровой грамотности населения.

Стартовали в этом пятилетии ещё несколько проектов, определивших базовые направления деятельности РГБМ как научно-методического центра для публичных библиотек, работающих с молодёжью.

mihnova-1

— Как справились с той ситуацией, которая накрыла всех нас с головой год назад? Как оцениваете прошедший год для библиотеки в целом и для себя как её руководителя? В каком формате библиотека работает сегодня?

— Безусловно, 2020 год выбил всех нас из колеи. Непросто дался быстрый перевод всех мероприятий в Интернет: нужно было не потерять привычного качества продукта. Устали все жутко. Одни — от того, что долго сидели без дела, другие — потому что на дистанте работали дольше и больше, чем обычно. Но как радовались те, кому повезло выйти на работу уже в мае — июне прошлого года! Тогда сотрудники залов обслуживания включились в огромную работу по облегчению пользователям ориентирования в открытом книжном фонде. Что касается лично меня, то с началом локдауна я помимо управления библиотекой вместе с другими членами рабочей группы плотно занималась подготовкой Стратегии развития библиотечного дела до 2030 года. А 12 мая вместе со своей боевой командой пришла в библиотеку и уже не покидала её.

— Очевидно, что целевая аудитория РГБМ всегда приходила на яркие события, эксклюзивных спикеров, интересных людей. Удалось ли компенсировать невозможность привлечь посетителей в библиотеку в разгар ограничений онлайн-мероприятиями?

— Да, наша аудитория весьма избирательна: у неё в последние годы появился широкий выбор, что и где посмотреть, послушать, о чём и с кем пообщаться, как и в чём проявить себя. Поэтому с началом пандемии мы выстроили такую схему взаимодействия с пользователями: обеспечили всем, даже не имеющим читательские билеты, свободный доступ к онлайн-ресурсам РГБМ; продолжили работу над собственными электронными продуктами с учётом актуальной проблематики; разработали разноплановую афишу онлайн-мероприятий, активно принимали участие в онлайн-диалогах, дискуссиях на других площадках; продолжили запланированные ранее профессиональные вебинары и предложили новые; сохранили ритм работы клубов путём перевода их в онлайн-формат; приняли участие в сетевых проектах и отложили до лучших времён проведение некоторых юбилейных акций.

— Для начала хочу отметить важный момент: государственные специализированные библиотеки всегда решительным образом зависели от отношения государства, общества, местного сообщества к той части населения, которая является для них целевой аудиторией.

В 1966 г. решение о создании Государственной республиканской юношеской библиотеки принимали Министерство культуры РСФСР, ЦК ВЛКСМ и ЦК профсоюзов. Комсомол (а это практически вся молодёжь с 14 до 28 лет) считался верным помощником партии, и все крупные стройки назывались всесоюзными ударными комсомольскими стройками. Потому так активно создавалась государством сеть юношеских библиотек, ориентированная на поддержку образования и самообразования, социализации молодёжи, организацию её досуга, связанного прежде всего с чтением.

Начиная с 1990-х гг. пошёл провал в молодёжной политике. Какие только министерства, государственные комитеты и федеральные агентства ею не занимались! Нам пришлось приложить немало усилий, чтобы установить хорошие рабочие контакты с Федеральным агентством по делам молодёжи, Роспатриотцентром, Национальным советом молодёжных и детских объединений России, Ассоциацией волонтёрских центров, которые в настоящий момент ответственны за реализацию молодёжной политики в стране.

mihnova-2

В состав этого ресурса, с 2014 г. формируемого РГБМ при поддержке Министерства культуры РФ, входят полнотекстовые копии книг и брошюр отечественных и зарубежных авторов XIX — начала XX в. из фондов федеральных и региональных библиотек; указатель (с фрагментами текстов) актуальных изданий из фонда РГБМ; рефераты публикаций из периодических изданий начиная с 2008 г., а также диафильмы, слайд-фильмы, грампластинки, выпущенные в 1960–1980-х гг.

mihnova-3

— К сожалению, библиотечное образование в России находится в состоянии кризиса. Как реализуется образовательная деятельность РГБМ? Какие современные технологии и подходы при этом применяются? Какие темы вызывают интерес у слушателей?

— У нас есть лицензия на образовательную деятельность, которую мы получили ещё в 2015 г. Имеется учебный центр, проводятся выездные и стационарные учебные семинары, школы, стажировки.

Самый актуальный образовательный проект — упомянутая ранее Библиотечная школа цифровой грамотности. Все дистанционные форматы обучения для библиотечных специалистов бесплатны. Часть из них поддерживает Министерство культуры РФ.

mihnova-4

— РГБМ считается одной из наиболее продвинутых цифровых библиотечных площадок. Какие элементы цифровой среды библиотеки востребованы молодёжью, упрощают работу с ресурсами и услугами библиотеки?

— Да, Вы правы, обязательность использования современных технологий с целью создания комфортной пользовательской технологичной среды и минимизации рутинных операций для сотрудников — одна из основных установок в работе РГБМ.

Пользователи, имеющие социальную карту москвича, при получении услуг библиотеки могут пользоваться ею как читательским билетом. Все виды билетов: и пластиковые, включая социальную карту, и электронные, могут быть использованы на всём спектре оборудования с функцией самообслуживания, о котором я упомянула выше. Шесть лет назад в РГБМ был внедрён первый в стране электронный читательский билет на мобильном телефоне. Для наиболее комфортного и эффективного взаимодействия библиотеки с пользователями был создан телеграм-бот @rgub_bot.

Мы учитываем, что современная молодёжь в пространстве библиотеки готова не только читать, но и слушать, смотреть, рисовать, мастерить, музицировать. Компания Storytel предоставила бесплатный доступ к аудиокнигам, размещённым на её платформе (тысячи аудиокниг в отличном качестве). В одном из залов специально оборудовано место для их прослушивания. Там же стоят электропианино с наушниками и проигрыватель с литературным винилом.

В РГБМ есть специальные пространства, созданные на основе современных технологий. МедиаLab — это компьютеры с графическими и дизайнерскими программами, графический планшет, 3D сканер, принтер и ручки, VR-очки, голосовой сканер и электронная лупа. Музыкальный подвал — это студия звукозаписи, кабинеты для тихого прослушивания винила и музицирования. Видеостудия — это ежедневные трансляции, записи вебинаров. Конференц-зал — это полноценный виртуальный концертный зал с высококачественным изображением и хорошим звуком. Кабинет художника — это плазма для мастер-классов, фотобокс для предметной съёмки, оборудование для просмотра диапозитивов, диафильмов, почтовых марок. Открытый в пандемию Кабинет Ландау — это компьютеры для индивидуальной работы. Добавим сюда художественные выставки с использованием мультимедийного гида Artefact с технологией дополненной реальности.

mihnova-7

— Пару лет назад на площадке РГБМ активно обсуждалась тема цифровой грамотности и цифрового кураторства, активного привлечения библиотечного сообщества к подобным проектам. Какое развитие получили данные инициативы?

Мы провели мониторинг лучших практик обучения цифровой грамотности пользователей в российских библиотеках. В июне его результаты станут основой для разговора в рамках Рабочей встречи руководителей и специалистов региональных библиотечных центров информационной (цифровой) грамотности.

mihnova-5

— Как на сегодняшний день организовано комплектование фонда РГБМ? Каков его объём, какую долю в нём занимают печатные книги? Электронные? Базы данных?

— Всего в фонде РГБМ около 900 тыс. документов. Доля бумажных книг — 40% (20 тыс. — на 75 языках мира). Есть 36 тыс. нот, 70 тыс. грампластинок, 1,5 тыс. аудиокниг, более 1 тыс. DVD и видео на дисках в формате BLURAY.

С 2013 г. собираем коллекцию современной зарубежной литературы о молодёжи, для молодёжи или написанной молодыми авторами — Book Patchwork. Сейчас в ней чуть более 300 изданий из 24 стран. Формируется она, как правило, путём книгообмена в рамках профессиональных контактов с зарубежными библиотеками. Будучи в командировках, приобретаем книги в магазинах, обращаясь за консультациями к продавцам. Это литература, пользующаяся приоритетным спросом у молодёжи.

Набирающая популярность коллекция рисованных историй стала активно формироваться в 2010 г. — с появлением в структуре РГБМ Центра рисованных историй. Сейчас это свыше 7 тыс. книг и журналов на 20 языках.

Вы могли заметить, что названные коллекции — это часто результат личной инициативы наших специалистов. Практически уже обработана и выставлена в зале художественной литературы и искусства новая коллекция — книг, каталогов, журналов по современному искусству. Собранная Даниилом Левитесом, она включает 621 издание, переданное в дар 16 художественными галереями и музеями Москвы.

mihnova-6

— Надо учитывать, что поколение Z — это молодые люди с широким разбросом интересов. У каждой библиотеки есть целевая аудитория со своим уровнем интеллектуальных предпочтений. Усиление nonfiction — известный на книжном рынке факт, и мы его отчётливо видим в предпочтениях своих читателей.

— Премии Читателя уже шесть лет. Как этот проект влияет на судьбы молодых писателей и их книг? Какие изменения будут в новом сезоне?

— Спасибо, что Вы упомянули Премию Читателя. Мы считаем её одним из знаковых проектов. Это первая в российском библиотечном сообществе литературная награда. Она вручается автору лучшей русскоязычной книги за прошедший год по результатам анализа читательского спроса в библиотеках России (печатные и электронные издания), а также финального голосования жюри, состоящего из читателей библиотек в возрасте от 18 до 35 лет. Здесь значимо то, что сам читатель оказывает воздействие на литературный фон — через свой выбор.

Первые пять лет это была награда исключительно РГБМ, её учредителя. В 2020 г. Премия стала всероссийской — тогда в ней приняли участие 23 библиотеки, сейчас их уже 45. В нынешнем году добавилась номинация: наряду с художественной прозой в конкурсе будут участвовать произведения документальной прозы.

Для меня здесь важны ещё такие моменты. Премия Читателя инициирует создание в библиотеках молодёжных читательских советов как эффективной формы культурного волонтёрства. Не меньшую ценность представляют результаты анализа читательского спроса на печатные и электронные издания, который проводят все библиотеки. Они важны для каждой из них, но более необходимы для формирования целостной картины актуального спроса на современную литературу, проведённого на большом числе библиотек разных типов с разными читательскими аудиториями.

mihnova-8

— РГБМ всегда занимала активную позицию в международной профессиональной повестке. Какие проекты сегодня в приоритете?

РГБМ развивает партнёрские отношения с зарубежными библиотеками, среди которых Национальная библиотека для детей и молодёжи Республики Корея (Сеул), Национальная библиотека Сербии, Городская библиотека Стокгольма и др.

И в разработке сейчас ещё один проект — создание библиотечной версии видеоарт-галереи.

— Наш традиционный вопрос — о чтении. Каковы Ваши личные предпочтения по жанрам и форматам? Какие книги, авторы любимые?

— Формат уже больше десятка лет практически один — электронный. Как появились первые ридеры, так перешла на электронное чтение. На бумаге читаю редко — если не могу получить текст в электронном виде. Одно время нравился формат флипбука. Читать на нём в дороге было большим удовольствием. Потихоньку осваиваю аудиокниги. Общаясь с коллегами, знаю, что я не одна такая.

mihnova-9

— Спасибо за интересную беседу и желаем успехов во всех начинаниях!

Редакция благодарит пресс-службу РГБМ за содействие в подготовке материала.

Баннер портала 75 уроков Победы


Баннер портала 75 уроков Победы

















01.02.2022 Торжество гармонии и силы Валерия Халилова

Торжество гармонии и силы Валерия Халилова

31.01.2022 Объявляется прием заявок на конкурс грантов Главы Республики Саха (Якутия)

Что такое медиапространство? Это электронная окружающая среда, сплетение социальных сетей, аудиоресурсов, зрительных образов, средоточие современных цифровых платформ и площадок.

В этом пространстве люди взаимодействуют друг с другом, общаются, создают и воспринимают самые разные виды контента: текстовый, звуковой, визуальный.
Это пространство не только откликается на события и явления реального мира, но и живет уже и по собственным, внутренним законам, борясь за внимание подписчика группы, пользователя площадки, читателя блога. Открыть для себя эти законы необходимо и библиотеке, представив сущность и структуру медиапространства в единой, стройной системе.

ЛаЛаЛань посвящает новый материал созданию такой библиотечной медиаструктуры, которая позволит библиотеке раскрыть свой творческий потенциал, привлечь и удержать аудиторию, использовать эффективные инструменты продвижения — и не использовать неэффективные.


Медиапространство, сросшееся с реальностью:
культурный и социальный аспект

Какую роль играет медиапространство в современном мире?
С одной стороны, медиапространство — часть культурной среды : оно выступает как место хранения образов, понятий, ассоциаций, культурных явлений. И речь идет не только о том, что благодаря соцмедиа распространяются, сохраняются или приобретают новое звучание произведения искусства, но и о том, что медиапространство как отражает, так и само порождает явления и жанры.


Медиапространство и его элементы

В структуре элементов медиапространства для библиотеки ключевую роль играют социальные медиа, то есть совокупность всех интернет-площадок, которые на основе онлайн-технологий позволяют пользователям коммуницировать, воспринимать и создавать пользовательский контент. Другими словами — это веб-ресурсы, созданные для общения пользователей в сети.

  • сайты и социальные сети;
  • блоги;
  • форумы;
  • сайты знакомств;
  • Википедия как ресурс, структуру и содержимое которого пользователи могут менять благодаря инструментам, предоставленным самим сайтом;
  • виртуальные игры;
  • геосоциальные сервисы и т. п.


На какие каналы коммуникаций библиотеке стоит обратить внимание

Какие социальные медиа важны именно для библиотеки? Какие каналы коммуникаций ей необходимо использовать, чтобы обрасти верной и заинтересованной аудиторией?

  • сайт библиотеки;
  • библиотечные соцсети: группа Вконтакте, Facebook, Instagram, TikTok, комната в Clubhouse, канал в Telegram;
  • видеохостинги — например, канал библиотеки на YouTube;
  • блоги и форумы;
  • буктрейлеры — по аналогии с трейлерами к фильмами, буктрейлеры интригующе описывают книгу;
  • онлайн-мероприятия: вебинары, семинары, обучающие курсы и пр.;
  • чат-боты;
  • аудиогиды и подкасты, которые размещаются в Интернете.
    ; ; ; ; .
    .


С чего начать

Перед началом работы над образом библиотеки в соцмедиа лучше всего сформулировать стратегию, разработать контент-план (что, в каком формате, где, когда и с какой периодичностью выкладываем) и, пожалуй, главное — определить, кто этим всем будет заниматься.

Поскольку создание контента и наполнение библиотечных соцсетей, ведение аккаунта библиотеки — это тоже работа, то важно либо привлечь сторонних специалистов, если библиотеке это по силам, либо вовлечь компетентных в этой области сотрудников библиотеки — или тех, кто готов и жаждет учиться и узнавать новое.

Кроме того, цель этой работы в соцмедиа должна быть ясна всему коллективу: это деятельность, которая ведется для продвижения библиотеки, для закрепления ее позиции эксперта в определенных вопросах, для популяризации и эффективного анонсирования тематических, обучающих и развлекательных мероприятий библиотеки: выставок, конкурсов, поэтических вечеров и пр.


Итак, вы нашли человека, который готов заняться созданием библиотечного медиапространства. С чего начать продвижение библиотеки в соцмедиа?


Как сделать работу с соцмедиа по-настоящему эффективной

Теперь, когда работа с соцсетями запущена, необходимо периодически объективно оценивать активность пользователей, эффективность выбранной площадки для той или иной аудитории, качество создаваемого контента.

Только так — выдвигая гипотезы и тестируя новые инструменты, оставляя те, что по-настоящему работают, и отказываясь от неэффективных — можно превратить активность библиотечных соцмедиа в стройную систему, деятельность которой приносит результаты.

На что обратить внимание и каких ошибок стоит избегать?


Надеемся, что данный материал заставит вас начать работу по продвижению библиотеки в соцмедиа. Поверьте, вашим читателям полезно и интересно узнать и о принципах каталогизации, о RFID-системах, и о распорядке дня библиотекаря, и о трудностях и приятных моментах вашей профессии — об этом только нужно рассказать.

Живо, по-настоящему, увлекательно и глубоко, как когда общаешься с дорогим сердцу другом.

Читайте также: